Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Заикание
Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:
Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.
В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.
Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.
Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.
Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.
Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.
Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:
2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.
3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.
4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:
Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.
Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:
В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.
Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.
В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).
Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.
Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.
Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.
Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.
www.krasotaimedicina.ru
Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!
Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение. Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения). Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст. Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).
Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен. Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания — накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата. Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали. В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом. Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных. Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.* Твердое и мягкое небо, совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.
Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.Эмоционально лабильная нервная система
Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме.
Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.Ранее начало речи
В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями. В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.Позднее начало речи
Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.Заикание у одного из членов семьи
Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими
Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.
Излишне строгое отношение взрослых к ребенку
Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.
Особенности становления речи
В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.Физическое состояние ребенка
Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.
Овладение двумя или более языками одновременно
Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.Завышенные требования к ребенку
Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.Половой признак
Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.Леворукость
Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.
Наследственная предрасположенность
Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи. Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.Состояние центральной нервной системы
К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии.
Перенесенные психические травмы
Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.
Факторы риска развития заикания у взрослых
Мужской пол
Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.Наследственная предрасположенность
Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.Заболевания центральной нервной системы
Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.
У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.
Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором. Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.Виды заикания по течению
Невротическая форма
У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм. Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания
Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще — в сторону понижения. Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции. Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.Симптомы
У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.
Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать. При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.
Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму. При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. У детей развивается логофобия — боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания.У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.
Неврозоподобная форма
У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.
Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания
В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы. Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке. У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.Симптомы
У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.
В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте». Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха. Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух. При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.
При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно. Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость. Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.
Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.
Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.
Логопед — специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.
Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.
Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.
Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения. Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»
Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.Цели
I. Подготовительный. Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители. III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее. Методика В.М. Шкловского В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения — 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.Методика включает четыре этапа:
I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания. II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности. III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации. Далее проводится профилактика рецидивов (возврата симптомов заболевания).Методика Л.3. Арутюнян
Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем — пять курсов по пять-семь дней в течение года.Методика состоит из нескольких этапов:
Суть методики
Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока. Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи. Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее. Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное — помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.Что делать родителям?
Маленькие непоседы — особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.Организуйте режим дня.
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.Следите за питанием.
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.Что делать взрослым пациентам?
Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент — выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее. Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример — знаменитости, поборовшие свой недуг.www.polismed.com
Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.
Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.
Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.
На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:
предрасполагающие:
неблагоприятные условия:
К группе неблагоприятных причин относят:
При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.
Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.
Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.
Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.
Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:
Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:
Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.
Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.
При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.
В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.
В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное - научиться «прятать» дыхание, задерживать его.
Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.
При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.
В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.
Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.
После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.
zdorovi.net
99% людей в мире воспринимают процесс говорения как естественный и легкий, однако существует 1%, для которых речь – это ежедневная кропотливая работа над собой. Причина тому – распространенное в настоящее время нарушение речи.
Что такое заикание, они могут узнать, как только начинают говорить. Данный феномен входит в Международную квалификацию болезней и является заболеванием, побороть которое не так просто.
Википедия дает следующее определение: заикание – это расстройство речи, характеризующееся долгим произнесением или частым повторением звуков или слогов, также могут присутствовать паузы в процессе говорения. На физиологическом уровне это вызвано судорогами артикуляционной и гортанной мускулатуры.
Чаще всего заболевание возникает у человека в детстве и быстро обнаруживается взрослыми, так как симптоматика заикания имеет открытый характер и затрагивает:
1. Дыхание. Когда говорит заикающийся, у него отмечается большой расход воздуха при вдохе и/или выдохе. Данное явление вызвано нарушением процесса проводимости в области артикуляционного аппарата. Для работы голосовых связок человек использует воздух, получаемый на вдохе. Характерен короткий выдох, который сохраняется и при молчании.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
2.Голос. Во время произношения слов происходит судорога и горло замыкается, не давая возникнуть звуку. В это время гортань активно движется в стороны и возбуждена. Человек не может произносить слова плавно, поэтому согласные звуки получаются отрывистыми.
Рекомендуем: Что такое дислексия?
3. Артикуляция. Характерны нарушения в артикуляционном аппарате: язык в высунутом положении уходит в сторону, наблюдается искривление носовой перегородки, нарушение носовых раковин (разрастание тканей, образующих раковины, в результате чего нарушается дыхание через нос).
4. Параллельные движения. Человек сопровождает свою речь определенными движениями, которые, как ему кажется, помогают ему выговаривать звуки. Это может быть откидывание и наклоны головы, закрывание глаз, топанье ногой, пожимание плечами, переступание с одной ноги на другую.
5. Психика. Зачастую последствием заикания является возникновение расстройств психического характера. Наиболее распространенное – это страх перед определенными звуками, слогами. Человек стремится избегать в речи звуков, которые не выговаривает, придумывает замены словам, в которых они содержатся.
В критических стрессовых ситуациях может наступить немота. Часто у пациентов высокий уровень неуверенности в себе, заниженная самооценка, которая сказывается на их жизнедеятельности.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Для диагностики заболевания должны присутствовать типичные симптомы заикания на протяжении трех месяцев:
Интересно, что логоневроз может быть кратковременным (от нескольких часов до месяца) и хроническим. Науке известны следующие типы течения заикания:
На данный момент врачами используется следующая классификация заикания. Виды заикания:
Формы заикания:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Тоническая. Характерны затяжные перерывы в речи, протяжное произнесение слов. Внешне наблюдается скованное поведение: напряженная мимика, полуоткрытый, сильно сомкнутый рот.
2. Клоническая. Повторение конкретных фрагментов слов.
Ученые многие годы пытались выяснить, чем может быть вызвано заикание, причины его делятся на два вида:
1. Предрасполагающие:
2. Провоцирующие. Факторы провоцирующего характера имеют накопительный эффект и в результате приводят к нервному срыву, который в свою очередь вызывает заикание. Причинами могут стать:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Когда изучалась психология заикания, были выявлены типы личности, предрасположенные к логоневрозу. Ученые установили факторы воспитания в семье, которые вызывают заикание у детей, причины и лечение определяют исходя из них. На данный момент различают три типа:
1. Истерический. Вырабатывается у ребенка при излишней заботе и демонстрации любви со стороны родителей. Окруженный вниманием и ни в чем не знающий отказа ребенок считает себя центром мира, имеет завышенную самооценку. Он предъявляет большие требования к миру, не принимая во внимание реальных условий.
2. Психоастенический. Формируется, когда ребенок находится под гиперопекой – его держат под «стеклянным колпаком», такой человек оказывается неприспособленным к жизни, поэтому ему присуща неуверенность в себе – это весьма частый признак для определения причины заикания.
3. Неврастенический. Если родители ограничивают свободу ребёнка и формируют у него представление о том, что другие люди более ценны, чем он, это приводит к формированию заниженной самооценки при наличии больших претензий к себе.
Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия в психологии
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Данные психологические причины заикания в последнее время являются основополагающими в возникновении болезни. Как справиться с заиканием, вызванным особенностями воспитания, может ответить психолог или психоаналитик. Самым действенным методом в данном случае является работа с семьей.
Многих волнует вопрос: «Лечится ли заикание?» К счастью, ответ на него является утвердительным. К настоящему времени исследователями разработан ряд методик, позволяющих человеку раз и навсегда избавиться от болезни.
Как вылечить заикание, лучше всего узнать у эксперта в этой области. Для этого рекомендуется обратиться к логопеду, который после проведения диагностики нарушения выстроит индивидуальный маршрут коррекции. Лечение заикания у детей осуществляется следующими методами:
1. Логопедическая работа Задача данного типа коррекции заключается в устранении из речи напряженности, неверного строя и в постановке четкой артикуляции.
В первое время ребенок выполняет упражнения в паре с логопедом (применяются скороговорки, чтение вслух, активное общение), затем самостоятельно пытается преодолеть заикание с помощью практики в устном рассказе. Закрепляется прогресс в общении с людьми в обычной жизни ребенка. В результате применения данных мер происходит избавление от заикания.
Рекомендуем: Игровая терапия
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
2. Дыхательные упражнения. Так как при заикании голос ребенка сбивается из-за неправильного дыхательного цикла, то лечащий врач также работает над тем, чтобы дыхание стало свободным. Пациент учится дышать глубоко, задействуя при этом всю диафрагму. Помимо этого дыхательные упражнения имеют позитивный побочный эффект – позволяют ребенку расслабиться.
3. Точечный массаж. Удивительно, но заикание у ребенка можно устранить методом массажа. Процедура заключается в точечном воздействии специалиста на определенные места на спине, груди, лице и конечностях. Механизм коррекции заключается в том, что с помощью внешнего воздействия пациент расслабляется, вследствие чего нормализуется нервная регуляция речи.
4. Компьютерные программы. Как лечить заикание у детей с помощью компьютера, стало известно примерно 30 лет назад. Метод основан на включении в процесс коррекции логопедических компьютерных программ, которые нормализуют работу слуха и речи. Пациент наговаривает слова в микрофон, и программа перерабатывает речь с учетом нормального темпа и плавности. Ребенок слышит собственную грамотную речь со стороны и стремится это повторить.
5. Медикаментозное лечение. Широко используются лекарственные методы лечения заикания. Доктор назначает ребенку препараты, нейтрализующие действие веществ, которые мешают нормальному функционированию процесса говорения. Параллельно пациенту даются успокаивающие средства (пустырник, валериана и другие).
Не всем удается избавиться от логоневроза в детстве, поэтому в Интернете популярным является запрос: «Как избавиться от заикания в зрелом возрасте?» Помимо того, что заболевание может иметь хронический характер с ранних лет, также оно может возникнуть спонтанно у взрослого.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Интересно, что заикание у взрослых встречается в 7 раз чаще у мужчин, чем у женщин. Более склонны к логоневрозу левши, это обусловлено тем, что строение их мозга предрасположено к возникновению нарушений речевых функций.
Причины возникновения заболевания могут быть органическими (поражение структур головного мозга) и неврологическими (сильные эмоциональные потрясения, стрессовые ситуации). Чтобы установить точную причину и узнать, как избавиться от заикания конкретному человеку, проводится графическая запись, регистрирующая с помощью электрического прибора биотоки головного мозга. Она называется электроэнцефалограмма.
Рекомендуем: Виды дисграфии
Если в результате обнаруживается наличие отклонений в работе мозга, то заикание является органическим. Причинами могут быть инсульты, черепно-мозговые травмы и опухоли в мозгу.
Неврологическое заикание усиливается, когда человеку необходимо выступать перед аудиторией или просто общаться в кругу большого количества людей. Подобный тип логоневроза может быть временным, если он вызван сильным испугом, аффектом. Как вылечить заикание у взрослого временного характера, оказывается, интуитивно знает почти каждый человек – ему поможет горячий напиток или небольшая доза алкоголя.
Как побороть заикание хронического типа, пациенту сможет подсказать только специалист в этой сфере. В первую очередь ко взрослому человеку применяются все те же методы лечения, что и к ребенку, однако есть набор специфичных техник.
1. Психотерапия
2. Гимнастика дыхания по Стрельниковой. Это популярная и эффективная система дыхания, практикующаяся в йоге. Дополнительно могут применяться методы акупунктуры и иглоукалывания.
3. Методика устойчивой нормализации речи Арутюнян. Взрослого учат согласовывать гармоничные движения руководящей руки с плавностью речи.
В устранении заикания у взрослого большое значение имеет самостоятельная систематическая работа над своим заболеванием. Эффективны скороговорки, дыхательные практики, аутотренинги. Автор: Екатерина Липатова
www.grc-eka.ru
Речь (умение словесно выражать свои мысли и чувства) – это навык, и абсолютно необходимый для каждого человека, ведь только с его помощью возможно полноценное функционирование социума. Возможность общаться для людей так же естественна, как умение самостоятельно есть, пить, передвигаться и т. д. Однако далеко не всегда этим навыком получается овладеть в должном объеме: согласно статистике, до дести процентов населения страдают нарушением речевого развития.
Данная статья содержит в себе подробную информацию об одном из отклонений в функционировании речевого аппарата – заикании. Представлено пояснение о данном диагнозе, разбирается симптоматика заикания и причины его появления.
Вопрос, о чего появляется заикание, волнует вех людей, которых каким-либо образом коснулся данный диагноз. Перед тем, как разбирать причины данного отклонения, необходимо дать четкое определение самому явлению.
Заикание – это возникновение судорог в артикуляционной мускулатуре, в результате которых, при произношении какого-либо, слова человек вынужден задерживаться на определенном звуке. Чаще всего это происходит в начале речи, но в отдельных случаях задержка может возникать и на середине слова.
При диагностике заикания также определяется, к какому виду относится заикание:
Заикание может развиваться из-за ряда причин: социальных, физиологических и психологических. Часто встречаются случаи, когда задержка речевого развития вызвана смешением этих факторов, и, соответственно, требует комплексного лечения.
Причины заикания также распределяются на два вида: те, с которыми человек идет от начала жизненного пути, и те, которые могут внезапно возникнуть на любом этапе жизненного цикла. Можно избавиться от заикания и самостоятельно.
Производящие причины заикания (не являются врожденными, а приобретаются, как следствия серьезного стресса для организма):
Предрасполагающие причины заикания (набор факторов, несущих с собой риск задержки в развитии речевых навыков):
Сам по себе диагноз заикания называется логоневрозом и может проявляться в нескольких стадиях. Если в самой слабой оно почти никак не ухудшает качество жизни, то на сильнейших стадиях развития логоневроз может стать причиной серьезных проблем нахождения в социуме.
Для того чтобы не допустить развития этого заболевания, необходимо начать принимать меры сразу после обнаружения первых симптомов заикания:
Для того чтобы лечение было как можно более быстрым и эффективным, к врачу необходимо обратиться сразу же, как только были замечены первые признаки задержки речевого развития. Справиться с этой проблемой гораздо легче на ее начальных этапах – работа над ней займет меньше времени и усилий.
Речевая симптоматика заикания распределяется на несколько групп:
Логоневроз может начать проявлять себя в любом возрасте – несмотря на то, что он традиционно считается детской болезнью, у зрелых людей также встречается. Очень важно вовремя определить заболевание и начать коррекцию заикания (определяются в зависимости от стадии логоневроза), чтобы не усугубить ситуацию еще больше.
Несмотря на то, в каком возрасте был поставлен диагноз заикания, работать над проблемой должны, в первую очередь, следующие два специалиста:
Если вовремя отреагировать на первые сигналы о нарушениях развития речевого аппарата, то риски потом столкнуться с неприятными последствиями значительно снижаются. Запущенные случаи заикания встречаются куда реже – сам человек может даже не замечать, как он заикается, это делают его близкие, и, соответственно, стараются избавить от проблемы до того, как она стала серьезной помехой для жизни человека в социуме.
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание проявляется в нарушениях плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.
Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Также замечено, что мальчики подвержены заиканию чаще, чем девочки, примерно в 4 раза.
Почему именно мальчики и почему именно в этом возрасте, а не в каком-то другом, часто интересуются родители? Есть мнение, что уязвимость мальчиков выше оттого, что речевое полушарие головного мозга у них развито несколько хуже, чем у девочек. Что касается возраста, дело в том, что в этот период времени у малыша максимально активно формируется, развивается фразовая речь, а это значит, что именно речевая функция на данном возрастном этапе становится наиболее уязвимой, ранимой областью психики ребенка. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы ребенка могут вызвать «поломку» речи и привести к заиканию. Заикание – это речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы.
Причины заикания
Каждому взрослому человеку знакомо мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге.
Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.
Что предрасполагает к возникновению заикания?
Среди основных предпосылок к развитию заиканию можно выделить следующие:
Проявления заикания
Заикание по своим проявлениям очень многообразно и неоднородно, что также свидетельствует в пользу сложной природы его происхождения. У таких детишек кроме нарушений общей и речевой моторики часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство.
Для них свойственны такие психологические особенности и состояния, как застенчивость, речебоязнь, чувство внутренней угнетенности, повышенная раздражительность. А чем старше возраст ребенка, тем сильнее переживания из-за своей речевой несостоятельности, отчего речевое расстройство только усиливается.
Выводы
Заикание – это не просто речевая проблема, возникшая в результате испуга, как склонны думать многие родители. Заикание — это речевое недоразвитие или неврозоподобное состояние, симптом невроза или, как утверждает часть исследователей, особая специфическая его форма.
В возникновении заикания главенствующую роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий вызван состоянием нервной системы ребенка, ее готовностью отклониться от нормы.
С другой стороны, сбой в работе нервной системы может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что заикание – это сложное комплексное расстройство, которое требует разностороннего подхода к коррекции и лечению.
О том, как помочь своему ребенку, читайте в статье «Что делать, если ребенок заикается?».
Шустова Светлана Юрьевна, клинический психолог и перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения г.Москвы.
www.ya-roditel.ru