Ювелирная смола что это такое


Создание украшений из ювелирной эпоксидной смолы. | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте! Сегодня я расскажу, а главное, покажу , как я создаю свои украшения с помощью эпоксидной смолы и молдов.

Для работы необходимы:

- эпоксидная смола;

- силиконовые молды ( для эпоксидной смолы);

- одноразовые перчатки, шприцы, стаканчики, палочка для перемешивания;

- различные природные материалы (сухоцветы, ракушки, камушки ит.д.);

- поталь, витражные краски, пудра перлекс.

Работаю я на обычном файле, чтобы не испачкать стол.

Для создания кулона из полусферы я подобрала два разных одуванчика, чтобы можно было сравнить, как они будут смотреться в окончательном варианте.

Перед началом работы тщательно ополаскиваем все молды, которые планируем использовать, вытираем их насухо. Надев перчатки, наливаем в одноразовые стаканчики смолу и отвердитель (так удобнее набирать их шприцом). Работаем в хорошо проветриваемом помещении.

Отмерив необходимое количество смолы, выливаем в чистый сухой стаканчик, другим шприцом отмеряем необходимое количество отвердителя и добавляем в смолу. У разных производителей свои пропорции, поэтому внимательно читайте, что написано на упаковке и соблюдайте все рекомендации по работе. От точности зависит конечный результат, если смола не застыла, значит пропорции были нарушены, либо смесь недостаточно хорошо смешана между собой.

Если взять шприц с резиновой вставкой внутри, то отвердитель не будет брызгать, когда его вливаешь в эпоксидку. Деревянной палочкой (можно использовать шпажки для шашлычков) тщательно перемешиваем получившуюся смесь. Я засекаю время на 10 минут, и круговыми движениями мешаю так, чтобы не допустить попадания воздуха.

В молд укладываем аккуратно одуванчик (нижние парашютики я удалила пинцетом).

После перемешивания я оставляю смолу где - то на полчаса, чтобы химическая реакция прошла: судить о том, что реакция идет можно по нагревшемуся стаканчику со смолой. Опытным путем я установила, что не стоит работать в очень жаркую погоду, реакция начнется очень бурно протекать и смола застынет в течении получаса полностью. Это относится к той смоле, которую я использую, у разных производителей - разные критерии.

Тонкой струйкой аккуратно вливаем смолу в молд, на одуванчик.

Т.к. после застывания она немного осядет, наливаем так, чтоб получилась небольшая выпуклая линза.

Теперь я покажу, как можно сделать красивые колечки из стеклышек, омытых и отшлифованных морем.

Наливаем немного смолы, укладываем камешки, осторожно доливаем сверху, как и при работе с полусферой, чтобы получилась выпуклая поверхность.

Делам серьги с парашютиками одуванчиков. Наливаем немного смолы, палочкой распределяем. На этом этапе смола начинает постепенно загустевать, это как раз и надо, чтоб парашютики остались в том положении, в котором их положили.

Укладываем букетик.

Сверху доливаем смолой с небольшой выпуклостью. Если сделать это аккуратно, то в итоге понадобится минимальная шлифовка.

Точно также получается и усеченный шарик. Наливаем смолу наполовину молда.

Укладываем необходимое количество парашютиков зубочисткой или, как я, большой иглой ( ее хорошо вытирать от смолы).

Доливаем смолу в молд с одуванчиком.

А сейчас сделаем браслет с ракушками с Черного и Азовского морей. Точно также в чистый сухой браслетный молд наливаем эпоксидную смолу. К этому времени она стала ещё более густой, поэтому часть ее остается на стенках, что мне и надо. Добавляем в молд ракушки, камушки, морские звезды, все, что есть интересного) Высыпаем измельченные ракушки, которые прилипают к стенкам, создавая эффект подвешенного состояния.

За полчаса до этого я подготовила новую порцию смолы, очень аккуратно заливаем сверху, чтобы избежать появления ненужных пузырей. Если все же пузыри есть, можно разогреть духовку до 80 градусов, проветрить, поместить туда молд со смолой (молды выдерживают температуру до + 204 С). Пузырьки выйдут.

Важно, чтобы молд стоял на ровной поверхности, иначе смола застынет в наклонном положении. Чем аккуратнее нальете эпоксидку, тем меньше надо будет потом шлифовать. Я налила смолы максимально до самого верха, с небольшой выпуклостью.

Теперь ждем сутки до полного высыхания смолы. Чтобы на поверхность изделий не попал мусор/ пыль, необходимо накрыть их чем-нибудь, коробочкой, крышкой.

В это время сделаем кулон. Подготавливаем основной фон - наносим жидкую пластику на заготовку. Полимерной глиной, раскатанной в тонкий пласт, накрываем, распределяем и запекаем в духовке. Даем остыть и можно приступать к работе.

Наливаем несколько капель смолы так, чтобы можно было распределить на поверхности и с помощью пинцета и иголочки составляем из полностью высушенных листиков - цветочков композицию. Смола выступает в роли клея, который не даёт легким сухоцветам сдвинуться с места. Не стоит использовать для заливок смолой живые или плохо высушенные цветы, со временем они испортятся и почернеют.

Т.к. сзади на кулоне есть держатель, мне пришлось положить его в молд, чтобы поверхность была горизонтальной. Я никогда заранее не продумываю, какой должна быть композиция, поэтому выкладываю все подходящие цветочки и травки и вдохновенно начинаю собирать маленькую живую картину.

В итоге получается в такой маленький мирок. Оставляем сушиться, после того, как смола отвердеет, можно залить вторым слоем, сформировав выпуклую красивую линзу.

Прошли сутки, смола полностью отвердела и я достала все получившиеся заготовки. Это браслет, верхняя его часть.

По такому же принципу можно сделать кулон, серьги, кольцо и т.д.

Это полусфера с одуванчиком, рядом второй, оранжевый, для сравнения.

Это получившиеся усеченные шарики с парашютиками:

Ещё я заливала маленькие полусферки:

Колечки из морских стеклышек, для сравнения положила те, что делала ранее.

Если в смолу добавить капельку витражной краски или пудру перлекс, то можно получить разные оттенки смолы. При окрашивании витражной краской ее стоит добавлять совсем капельку, т.к. пропорции между смолой и отвердителем могут быть нарушены окрашиванием, в итоге изделие может не застыть либо станет липким при касании.

Можно добавить поталь и получить интересные украшения.

А это линзы с парашютиками, как видно, лежат красиво. Так, как и было задумано.

Обратная сторона осталась на одном уровне с краями линз.

После полного застывания необходимо зашлифовать неровные и острые края.

Вот так выглядит обратная сторона кулона после застывания смолы.

Тщательно шлифуем, а чтобы не дышать пылью, можно одеть маску/респиратор.

Задняя часть полусферы после шлифовки.

Точно также делаем и с браслетом, можно взять себе в помощники машинку для маникюра, как это сделала я, главное, купить хорошие батарейки.

Как видно на фото, мне понадобилась минимальная шлифовка по краю браслета, потому что я позаботилась об этом заранее, когда заливала смолу в молд.

Покрываем места шлифовки лаком, у меня это стекловидный лак, слой - самый минимальный.

Когда лак высохнет, можно любоваться полученным результатом.

Для красивого кулона я подобрала не менее красивую, достойную оправу и украсила миниатюрной бабочкой.

Второй одуванчик, с оранжевой серединкой:

Благодаря такому удивительному материалу, как ювелирная эпоксидная смола, можно делать самые невероятные вещи:

Надеюсь, мой небольшой обзорный мастер - класс даст ответы на многие ваши вопросы.

www.livemaster.ru

Ювелирная смола – свойства, порядок изготовления украшений

Эпоксидная смола весьма востребована у ювелиров. Этот материал отлично подходит для изготовления брошек и браслетов, кулончиков и подвесок. Прозрачная пластичная масса идеальна для ручной работы, причем научиться делать бижутерию сможет каждый. Ювелирная смола в готовом, застывшем виде имитирует стекло, кристаллы, драгоценные камни, выглядит изящно и оригинально.

Описание ювелирной смолы

Эпоксидная смола – современный полимерный материал, активно применяющийся для строительных, монтажных работ, а также отливки галантереи, украшений, изделий для дома. В рукоделии эпоксидка очень популярна, она позволяет создавать настоящие шедевры своими руками.

На вид ювелирная эпоксидная смола представляет собой прозрачную жидкость с довольно густой консистенцией. Это – двухкомпонентное средство, оно состоит из собственно смолы и отвердителя. Последний является важнейшим компонентом, запускающим реакцию полимеризации (отверждения). Без отвердителя смола остается текучей, только это вещество придает ей определенные свойства. Вот основные из них:

  • стойкость к действию ультрафиолета, влаги, бытовой химии;
  • прочность, отсутствие реакции на удары, вибрацию;
  • термостойкость.

До начала полимеризации в массу можно добавлять разные сухие наполнители – например, красители, модификаторы, пластификаторы, деревянную крошку или пробку. Они меняют свойства глазури в нужную сторону. Отвердитель добавляется строго в определенной пропорции со смолой. Обычно соотношение составляет 10:1 или 8:1, но может быть иным в зависимости от конкретной марки.

Приобрести прозрачную ювелирную смолу можно в любом магазине стройматериалов, товаров для ремонта, творчества и рукоделия. Она довольно бюджетна по стоимости, легка в работе, а конечный результат всегда радует. Отечественные марки дешевле, при этом имеют отличное качество. Зарубежные ювелирные смолы чаще всего оснащены дополнительными принадлежностями – перчатками, стаканчиками, палочками для замешивания. Иногда в комплекте идут молды – формы для заливки эпоксидки. Лучше приобрести качественный материал, в противном случае он может со временем пожелтеть, помутнеть.

к содержанию ↑

Меры предосторожности

При работе со смолой следует строго соблюдать технику безопасности. Нужно сразу купить средства индивидуальной защиты:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • фартук;
  • защитные очки.

Нельзя работать в непроветриваемом помещении. Если в нем нет достаточной вентиляции, придется дышать испарениями, что вредно для организма. Пары могут вызвать аллергическую реакцию, раздражают дыхательные пути. Ярко выраженный химический запах неприятен, хотя некоторые дорогие марки эпоксидки не так плохо пахнут. После отверждения эпоксидная смола полностью безопасна, различные колечки и броши можно дарить даже детям.

При попадании смолы или отвердителя на кожу следует сразу же промыть участок с мылом, затем обильно теплой водой. Нельзя применять эпоксидку для изделий, контактирующих с пищей. Занимаясь полировкой, также надо надевать респиратор – так мельчайшие частицы вещества не попадут в органы дыхания.

к содержанию ↑

Работа с ювелирной смолой

Бижутерия – самая популярная область использования эпоксидки среди рукодельниц. Для того, чтобы делать украшения, нужно приобрести соответствующие молды. Так называют заливочные формы, которые делают из силикона или иных материалов. Они удобны в применении, из них легко извлекается готовое изделие.

При работе со смолой надо строго соблюдать температурный режим. Реакция полимеризации протекает с выделением тепла, при этом эпоксидка нагревается до +60 градусов. При перегревании она безвозвратно портится.

к содержанию ↑

Подготовка рабочего места

Для проведения работы с ювелирной смолой потребуется ровное место – небольшой столик, поднос. Покрытие основания должно быть глянцевым, не прилипающим к смоле. Применение полиэтиленовых пакетов неудобно, капли смолы намертво к ним липнут. Лучше всего обклеить поднос бумажным скотчем с блестящей поверхностью. Также можно положить на столик керамическую плитку, лист картона.

Перед работой важно приготовить все необходимые приспособления, фурнитуру, декор. Из основных материалов понадобятся смола и отвердитель (обычно идут в комплекте). Также пригодятся:

  • два шприца (иглы не нужны);
  • посуда для замешивания смолы (можно брать одноразовый стаканчик);
  • деревянная палочка для перемешивания массы;
  • мини-дрель;
  • насадки к мини-дрели для шлифовки, полировки, насадка-сверло, головка для обточки;
  • средства индивидуальной защиты;
  • сито;
  • растительное масло или вазелин;
  • пинцет.

Фурнитуру подбирают в зависимости от типа изготовляемых украшений. Это могут быть основы, соединительные кольца, швензы, коннекторы, обрамления. Экономить на фурнитуре нельзя, иначе застежки и крепления быстро испортятся. Декор для изделий выбирается самостоятельно. Это могут быть такие предметы:

  • шишки;
  • листья;
  • цветы;
  • ракушки;
  • сухоцвет;
  • стразы;
  • бусины;
  • глиттеры;
  • пайетки.

Природный материал – растения, цветы – предварительно сушится между страницами книги. Готовить его надо заранее, ведь процесс сушки может занять до месяца. Бутоны надевают через ножки на нитку при помощи швейной иглы. Полученную «гирлянду» развешивают в темном шкафу, она сохнет 3-4 недели.

к содержанию ↑

Подготовка смолы

Перед тем, как работать, важно ознакомиться с инструкцией к ювелирной смоле. Там будет указано, какую температуру в помещении надо поддерживать, каковы пропорции смолы и отвердителя. Обычно производитель советует работать при +25…+30 градусах и невысокой влажности – до 55 %.

Поскольку для изготовления украшений применяются небольшие порции смолы, сильного нагревания во время полимеризации не будет. Поэтому смолы многих марок рекомендуется немного подогревать – это делают путем помещения тюбика в горячую воду (60 градусов). Через 5-10 минут смолу достают из воды и приступают к смешиванию с отвердителем.

Порядок работы:

  • набрать эпоксидку и отвердитель разными шприцами без игл;
  • налить в одноразовый стаканчик нужное количество смолы;
  • малыми порциями добавить отвердитель в указанном соотношении, сразу тщательно перемешивая массу;
  • размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков.

Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Пузырьки выйдут на поверхность, и их можно будет проткнуть иголкой. Готовая масса должна иметь консистенцию густого меда.

Если это требуется, на данном этапе в средство вводятся наполнители. Все делают быстро, пока смола не вступила в стадию полимеризации. Обычно добавляют деревянные стружки, опилки, крошку, пробку. Надо учесть, что они сразу опускаются вниз, поэтому распределять их надо аккуратно.

Общая масса наполнителя не должна превышать 50 %. Чем больше посторонних веществ в ювелирной эпоксидке, тем более хрупким получится готовое изделие. Лучше ввести в него немного пластификатора (годится пара капель касторового масла).

к содержанию ↑

Заливка

Чтобы начать процесс заливки смолой, следует подготовить мелкое ситечко. Этот способ не подходит, если в массе есть наполнители. Предварительно форму смазывают вазелином, паркетной мастикой. Это требуется только для молдов домашнего изготовления из подручных материалов. Формы из силикона, оргстекла в смазке не нуждаются, готовое изделие извлекается из них без труда.

Далее эпоксидную смолу вливают в форму, ее глубина не должна быть более 30 мм. В первые 60-120 минут состав будет оставаться жидким, но постепенно начнет густеть. Если нужно ввести декор, это делают при помощи пинцета. Важно не лить слишком толстый слой, иначе глазурь не сможет затвердеть до конца. Если декор крупный, то вливают ½ смеси, укладывают украшение, после добавляют оставшуюся смолу. Форму надо прикрыть, чтобы на поверхность не садилась пыль. Время сушки изделия – 24 часа.

к содержанию ↑

Полировка

Полученные изделия из смолы нужно правильно отполировать. Для этого применяют мини-дрель с наждачной насадкой. Украшения обтачиваются нужным образом, грани при этом держат перпендикулярно дрели. Далее края можно покрыть лаком или снова развести смолу и при помощи кисточки смазать края. После полировки просверливают дырочки для закрепления колечек, застежек. Диаметр сверла не должен быть более 0,5 мм.

к содержанию ↑

Мастер-класс по изготовлению бижутерии из ювелирной смолы

Как сделать различные украшения, бижутерию? Есть ряд тонкостей при изготовлении колец, сережек, брошей, кулонов, они будут описаны ниже.

Делаем кольца

Мастер-класс по созданию колец следует начинать с подготовки форм и принадлежностей. Нужно приобрести смолу, отвердитель и стандартный набор дополнительных материалов, в том числе глиттеров, иных элементов декора.

Работа проводится так:

  • наливают в тару воду с температурой +60 градусов;
  • опускают запечатанный тюбик с эпоксидкой (важно, чтобы ни капельки не попало внутрь), оставляют на 10 минут;
  • набирают смолу и отвердитель, смешивают с эпоксидкой в нужной пропорции;
  • обычно для кольца хватает 3 мл готовой смеси;
  • для удаления пузырьков стаканчик с хорошо перемешанной массой еще раз ставят в емкость с горячей водой;
  • опять вымешивают массу прямо в таре с водой, пока не исчезнут все разводы, пузыри;
  • оставшиеся пузырьки выдувают при помощи соломинки для коктейля;
  • вливают смолу в форму, делают это за 2-3 приема, чтобы в каждый слой положить нужное количество декора – присыпок, глиттеров, блесток, сушеных цветков, хвои;
  • послойную заливку делают через 2-3 часа от предыдущей, поэтому каждый раз заводят новую порцию смолы;
  • оставляют застывать кольцо недалеко от батареи на сутки;
  • достают из формы изделие, ударив по нему с тыльной стороны;
  • острые края шлифуют, можно сделать это пилочкой для ногтей.

Оригинально выглядит кольцо из дерева и эпоксидной смолы. Для этого можно взять палочки для суши или любые обрезки деревянной мебели, настрогать их. Деревяшки укладывают на дно формы, заливают готовой смолой. Предварительно можно покрасить материал специальными пигментами, их вводят до применения отвердителя.

к содержанию ↑

Кулоны из смолы своими руками

Из смолы можно сделать искусственный янтарь, получаются очень красивые кулоны. Также можно изготовить иные поделки с добавлением краски любого оттенка, блесток или прочих элементов декора. Для кулонов обязательно подготавливают проволоку. Обычная со временем темнеет, поэтому применяют материал со специальным покрытием. Годится мягкая, но не тонкая проволока из алюминия 1,5 мм диаметром. Чтобы закрепить цепочку или шнурок, надо свернуть проволочное колечко и обрезать у него хвостик близко к месту соединения.

Само колечко наклеивают на двусторонний широкий скотч, который второй стороной приклеивают к ровной поверхности (плитке, картону). После раскладки декора в форму делают заливку готовой эпоксидной смолой с отвердителем, предварительно эпоксидка выстаивается в течение 20 минут. Заливают в «линзы» один слой, чтобы создать дно и закрепить рисунок. Оставляют изделие на 8 часов, после делают еще один слой, потом третий. В последний аккуратно погружают свернутое из проволоки колечко. Окончательное высыхание длится 24 часа. Также можно высверлить в готовом кулоне дырочку и просто вставить туда проволочное кольцо, эффект будет таким же.

к содержанию ↑

Изготовление сережек

Технология изготовления сережек может быть еще более простой, не потребуется даже специальных молдов. Важно только купить высококачественную смолу и хорошие крючки-застежки, а также раздобыть сухоцвет, веточки, любой декор.

Работа заключается в следующем:

  • подготовить эпоксидную смолу, замесить ее, оставить на 2 часа для обретения вязкости;
  • нарисовать на бумаге трафареты овальной, округлой или другой формы;
  • застелить рабочую зону клеенкой либо промыть и насухо вытереть, выложить трафареты, накрыть их сверху канцелярскими мультифорами;
  • начинать лить загустевшую смолу прямо на мультифору, аккуратно распределяя по трафарету при помощи зубочистки;
  • высота заготовки должна составить не более 1 см;
  • сверху прикрыть заготовки куполами от пыли, оставить на сутки;
  • после застывания придать серьгам нужную форму при помощи пилочки;
  • замесить еще одну порцию смолы, выдержать 2 часа;
  • на заготовки положить декор, капнуть немного смолы, дать чуть подсохнуть;
  • затем выполнить еще несколько слоев кисточкой, каждый должен сохнуть по 2 часа;
  • в окончание работ дать серьгам высохнуть сутки, затем отшлифовать и просверлить дырочки для крючков.

к содержанию ↑

Броши из смолы

Для создания брошей дополнительно могут понадобиться акриловые красители. После соединения смолы и отвердителя дают массе настояться 2-3 часа, затем заливают в специальные формы для брошей. Предварительно края форм можно покрыть смесью ПВА и красителей, тогда изделия обретут оригинальный вид. Внутри брошей красиво смотрится композиция из сухоцветов. Чтобы они не всплыли на поверхность, выполняют первый слой заливки, дают ему подсохнуть 2 часа, а затем подклеивают декор при помощи ПВА. Окончательно сушат изделия не менее суток.

к содержанию ↑

Кабошоны в домашних условиях

Под кабошонами понимают способ обработки камней, при котором они обретают гладкую выпуклую поверхность без граней. Кабошоны плоские в одной стороны, а с другой выглядят как линза. Проще всего заливать их в специальные формы, разводя эпоксидку по инструкции. Ею промазывают стенки формы тонким слоем, а после застывания вынимают заготовку. Теперь в нее можно вложить любой декор, потом ее заполняют до основания. После сушки шлифуют медальон до идеальной гладкости.

к содержанию ↑

Полезные советы по работе с ювелирной смолой

Если ждать длительного высыхания бижутерии нет времени, процесс можно ускорить. Для этого подогревают изделие в духовом шкафу при температуре до +50…+60 градусов. Многие мастера, если дрели нет в наличии, вводят в изделие шнурок, пока украшение еще мягкое. Это поможет избежать сверления.

При заливке надо обязательно следить, чтобы форма была абсолютно гладкой. В таком случае не придется длительно шлифовать бижутерию. Нельзя протирать готовое изделие спиртом, это испортит глянцевую поверхность. Аккуратное обращение позволит носить кольца, сережки или кулоны долгое время без нареканий.

kraska.guru

Что такое ювелирная эпоксидная смола и как с ней работать

Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.

Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.

В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.

С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.

Подробнее о материале

Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.

Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.

Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.

Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.

Полезно узнать >  Универсальный эпоксидный клей ЭДП и его применение

Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.

К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.

Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.

Получение

Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.

Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.

  • Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
  • На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
  • В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
  • Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.

Область применения

Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.

Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.

Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.

Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.

Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.

Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.

Особенности покупки

Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.

Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.

Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.

Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.

Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.

Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.

practeco.ru

Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной — Полезные материалы на корпоративном сайте «Русские Самоцветы»

Эпоксидная смола — сложное олигомерное соединение синтетического происхождения. Обладает уникальными качествами, благодаря которым стала популярна в промышленности. Эпоксидная смола (эпоксидка) применяется при изготовлении стеклопластика, различных видов клея и пластмассы, в качестве герметика для различных устройств. Она используется в машиностроении, судостроении, строительстве, радиотехнике, ювелирном искусстве.

Без отвердителя практическое применение эпоксидки невозможно. После смешивания этих компонентов смесь отвердевает. Получившийся материал прозрачен, прочен, долговечен, износостоек, химически устойчив, не имеет запаха.

Что такое ювелирная смола

Ювелирная смола — жидкий и вязкий состав, со временем он остывает и твердеет. Смола застывает без деформаций, ее поверхность остается прозрачной, материал можно окрасить в любой цвет и декорировать любым образом. После застывания этот материал выглядит точно как стекло, только его прочность гораздо выше: застывшая ювелирная смола практически небьющаяся. После затвердения ювелирная эпоксидка поддается обработке: ее шлифуют, обрезают, сверлят, полируют. Ювелирную смолу используют при создании подвесок, брошей и других украшений.

Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной

Ювелирная смола — один из видов эпоксидных смол. В отличие от эпоксидки промышленного назначения, ювелирная эпоксидная смола менее токсична. При работе с составами промышленного назначения нужно использовать средства индивидуальной защиты кожи, органов дыхания и глаз. Работа с «ювелирным» составом при соблюдении техники безопасности не повредит здоровью.

Как работать с ювелирной смолой

Ювелирная смола — достаточно простой в использовании материал. Главное правило при работе с ювелирной эпоксидкой — точно соблюдать пропорции при смешивании компонентов. Если пропорции нарушить, эпоксидка не сможет приобрести нужную вязкость и твердость. Соотношение частей смолы и отвердителя у разных производителей могут отличаться.

Эпоксидки делят на два вида — горячего и холодного отверждения. Первые затвердевают только при запекании (сильном нагревании). Вторые застывают при комнатной температуре в течение 12-24 часов.

Как сделать ювелирную смолу

Для приготовления ювелирной смолы нужны два компонента — сама эпоксидная смола и отвердитель, без которого применить эпоксидку по назначению не получится. Для создания «рабочего» состава и украшений понадобятся:

  • перчатки для защиты кожи рук, респиратор;
  • инструменты для перемешивания;
  • формы для заливки смолы (есть специальные силиконовые формочки для рукоделия и творчества);
  • декоративные элементы — цветные добавки, глиттеры, различная фурнитура.

Порядок работы

Работать с ювелирной эпоксидкой следует в проветриваемом помещении, без источников открытого огня, в средствах индивидуальной защиты — в респираторе и перчатках.

  • Изучите инструкцию. Чтобы смола получилось нужной консистенции, нужно точно отмерять порции компонентов. Если пропорции нарушаются, то смола может получиться хрупкой, липкой, химически неустойчивой.
  • Подготовьте формочки. Если используете специальные силиконовые, то их готовить не требуется: готовые изделия из отвердевшей ювелирной смолы вынимаются из силиконовых форм легко. Формы из других материалов стоит смазать жидкостью бесцветных гелиевых свечей или вазелином.
  • Отмерянные порции перемешайте до однородной массы. Мешать надо относительно долго — минут 10, до момента, когда сырье станет однородным и более тягучим. Если образовываются пузырьки, убирайте их. Если нужно придать смоле цвет, на этом этапе добавьте красящие вещества.
  • Смолу формуют и оставляют застывать. Важно защитить ее от попадания пыли, так как поверхность застывающей массы липкая и ее легко может испортить любая соринка. Формы должны стоять ровно на идеально горизонтальных поверхностях, иначе состав застынет неровно.
  • Если используете эпоксидку холодного застывания, оставьте формы на сутки, прикрыв от пыли. Если работаете со смесью горячего отверждения, запекайте формы с подготовленной массой в соответствии с инструкцией производителя. Обычно для состава горячего застывания нужно 20-25 минут запекания при температуре 110-130 °С.
  • Когда масса полностью отвердела, изделие готово. На этом этапе его можно шлифовать, обрезать, полировать и подвергать другой обработке.

На каком этапе придавать форму изделию?

С момента смешивания компонентов и до затвердения ювелирная смола проходит несколько этапов.

  1. Сначала она жидкая, в это время удобно заливать ее в рельефные формы: жидкий состав заполнит все узорные части.
  2. Потом она становится вязкой и удобной для заливки в нерельефные формы.
  3. Далее состав становится тягучим, как мед, на этой стадии смолу можно использовать для склеивания.
  4. Эпоксидка становится еще гуще, ее поверхность липкая и не подходит для обработки.
  5. Липкость исчезает, смола становится упругой и пластичной. Масса легко формируется, по консистенции похожа на резину. На этом этапе ее удобно формовать, но нужна дополнительная фиксация, иначе масса примет первоначальную форму.
  6. Эпоксидка продолжает твердеть и в итоге затвердевает полностью. Готовое изделие прочное, практически небьющееся.

Как сделать ювелирную смолу цветной

Чтобы придать цвет изделию из смолы, используют специальные добавки — эпоксионы. Они бывают обычными и флуоресцентными, растворяются легко и без комков, имеют маленький расход: в смоляной состав цветные добавки вводят микродозами, буквально на кончике иглы. Еще есть добавка диффузант — это специальная белая пудра, назначение которой — придать эпоксидке непрозрачность, молочную фактуру.

Ювелирная эпоксидная смола — благодарный материал, который позволяет создавать эффектные и оригинальные украшения. При четком соблюдении пропорций и аккуратной работе она отблагодарит красотой, прочностью и долговечностью готовых украшений.

russam.ru

Рекомендации по уходу за украшениями из ювелирной смолы | Журнал Ярмарки Мастеров

Сегодня мне хотелось бы уделить внимание теме ухода за декоративными изделиями из ювелирной (эпоксидной) смолы. Ювелирная смола — материал в последнее время, безусловно, модный, дающий простор для самовыражения: все больше мастеров пробуют работать с ним и многие создают настоящие шедевры.

Однако, как показывает мой опыт, для многих покупателей украшения на основе таких смол внове и кажутся настоящей экзотикой. Нередко у моих покупательниц возникают вопросы по поводу того, насколько прочны мои украшения, как долго они могут радовать, не увянут ли/испортятся цветы внутри, не токсична ли сама смола.

Пожалуй, начну со свойств самой ювелирной смолы как материала: она представляет собой двухкомпонентный материал (непосредственно смола и отвердитель к ней) на основе синтетических полимеров. В отвердевшем виде смола абсолютно нетоксична, по свойствам являет собой нечто среднее между пластиком и оргстеклом. То есть, качественная ювелирная смола прозрачна, не пожелтеет, не помутнеет со временем, прочна на разрыв и достаточно ударостойка, хотя прочность зависит от толщины слоя смолы и злоупотреблять испытанием этого свойства я бы не рекомендовала :)

По твердости ювелирная смола, конечно, не алмаз :) Поэтому при механическом воздействии или попадании агрессивных химических веществ ее поверхность может повредиться и потерять глянцевый вид.

Что касается цветов и растений, при создании украшений используются только полностью высушенные растения, поэтому они не увянут. Однако все природные материалы — лепестки, листья — и пигменты в них очень нежные и хрупкие, поэтому могут со временем блекнуть: нужно просто быть готовой к тому, что такие вещицы могут не перейти в наследство вашей внучке :)

Ниже я резюмировала несколько кратких советов, которые помогут вашим украшениям из ювелирной смолы дольше сохранять красоту. Пожалуйста, не забывайте, что не только сама смола, но и фурнитура, и клеевые компоненты могут пострадать от неблагоприятных внешних воздействий, поэтому эти рекомендации учитывают и эти части украшений.

В принципе, мои советы во многом схожи с рекомендациями по уходу за любыми украшениями и ювелирными изделиями :)

1. В отношении изделий с ювелирной смолой рекомендуется бережное обращение, их не стоит ронять, лучше не мочить. Попадание соленой морской воды/воды из бассейна может привести к потемнению металла фурнитуры (как серебра, так и бижутерных сплавов).

2. Следует избегать попадания на ювелирную смолу химических веществ, таких как парфюм, лак для волос, спирт, ацетон, средство для снятия лака для ногтей, косметические средства и тд.

3. Украшения с сухоцветами предпочтительно хранить вдали от прямых солнечных лучей во избежание их выцветания.

4. Протирать украшение при необходимости можно сухой мягкой фланелевой или шерстяной тряпочкой.

5. Если со временем потерялся глянцевый вид украшения, появились микроцарапины в процессе эксплуатации, протрите украшение той же мягкой тряпочкой, используя каплю полироли на основе пчелиного воска или воска карнауба.

Носите свои украшения с удовольствием!

www.livemaster.ru

Ювелирная эпоксидная смола – что это такое

Прежде всего – это сложное олигомерное соединение, полученное синтетическим путем, природные смолы не имеют к нему никакого отношения. Этот состав был разработан в середине прошлого века, и сразу стал популярен в промышленности благодаря уникальным качествам. На этой основе постоянно разрабатываются новые виды компаунда с улучшенными характеристиками. Диапазон применения чрезвычайно широк: производство стеклопластика, гидроизоляция, прочнейший клей, защита от химически агрессивной среды и т.д.

Для практического использования необходимо смешать два компонента – саму смолу и отвердитель. В ходе полимеризации происходит отвердевание смеси, причем можно получать материалы разнообразных свойств за счет варьирования пропорций, добавления наполнителей и изменения условий смешивания. Получившийся пластик характеризуется прочностью, износоустойчивостью, долговечностью, химической стойкостью, прозрачностью, отсутствием запаха, низкой усадкой при застывании.

Эти свойства эпоксидного компаунда используются и в промышленности, и в домашнем хозяйстве. В том числе и для создания удивительных, ни на что не похожих предметов интерьера и фантастических украшений. После смешивания компонентов получившуюся прозрачную субстанцию заливают в нужную емкость, а после затвердения при необходимости механически обрабатывают – обрезают, шлифуют, сверлят, полируют. Полученный материал внешне очень похож на стекло, но он практически небьющийся.

Различают два вида: холодного отверждения и горячего. Горячие реагенты используются для получения полимеров с улучшенными эксплуатационными качествами, выдерживающих большие нагрузки. Это техническая «эпоксидка». Для применения в быту разработаны холодные реагенты, создающие ювелирный тип. Работа с техническим типом в домашних условиях некомфортна и даже небезопасна.

Свойства

Это современное сырье для декоративных работ, достаточно простое в использовании. Отличается повышенными требованиями к точности пропорций смешиваемых компонентов (у разных производителей отличаются). До застывания он пластичен, способен принимать любую форму. После застывания становится точной имитацией стекла, но очень прочной. Поддается механической обработке.

Устойчиво к световому воздействию (способно желтеть от солнечного света, для устранения этого недостатка разработаны разновидности с УФ-фильтром). Для затвердевания необходим контакт с воздухом. Для окончательного затвердевания при комнатной температуре требуется 24 часа (может потребоваться и больше, зависит от производителя). Дает незначительную усадку. В застывшем состоянии не выделяет опасных веществ. Возможно нанесение на стекло, дерево, металл и др. В исходном виде прозрачен, но может быть окрашен с помощью различных добавок.

Подготовка, стадии отвердения

Работать следует в проветриваемом помещении, в перчатках и респираторе, вдали от открытого огня. Для получения качественного сырья необходимо внимательно изучить инструкцию и строго соблюдать рекомендуемые пропорции. Отмерянные части тщательно перемешиваются до полной однородности и прозрачности. Образовавшиеся пузырьки следует убирать.

Если требуется окраска, добавляют нужные красящие вещества. Тщательно размешанную массу разливают и оставляют застывать, прикрыв от попадания пыли и соринок (в начале поверхность липкая и легко может быть испорчена). Твердое изделие извлекается и при необходимости подвергается обработке (резьба, шлифовка и т.д.).

От размешивания до затвердения состав проходит несколько стадий:

  1. Жидкая. Очень удобна для заливки форм, особенно со сложным рельефом, т.к. заполняет все неровности.
  2. Вязкость «жидкого меда», начало загустевания. На этом этапе эффективно заливать нерельефные формы. Также удобно формировать выпуклые линзы (например, для броши), т.к. состав уже не будет сразу стекать с основы, успевая затвердеть.
  3. Тягучесть «густого меда». Субстанция непригодна из-за пузырьков, которые легко образуются, но трудно убираются. Можно использовать для склеивания.
  4. Этап высокой густоты и липкости, для обработки не подходит.
  5. 5.«Резиновое» состояние. Липкость исчезает, масса пластична и упруга, легко формируется, но без дополнительной фиксации возвращается в первоначальное положение.
  6. Степень полной готовности – получаем готовое прочное изделие.

При использовании компаунда мастерами «хенд-мейда» очень важно правильно выбрать степень густоты в зависимости от типа выполняемых работ. Например, изготовление столешницы потребует заливки в состоянии первой стадии. Для изготовления кулона с сухими цветами оптимально использовать «жидкий мед». От правильности выбора зависит качество готового изделия.

Чтобы не тратить время на поиски сырья и полностью насладиться творчеством, рекомендуем воспользоваться нашим интернет-магазином. У нас богатый выбор качественных материалов.

Вам так же может быть интересно:Ювелирная эпоксидная смола – особенности храненияРежим работы интернет магазина ДжубижуЮвелирная эпоксидная смола – тонкости работы

jbizhu.ru


Смотрите также