Воздуховоды класса п что это такое


Воздуховоды класса П – применение, конструктивные особенности

Воздуховод служит магистралью для движения воздуха в системе вентиляции. Он применим как для перемещения обычного воздуха, так и для разнообразных газовоздушных смесей с различной температурой, дымовых газов и в воздушных системах отопления.

Области применения воздуховодов очень различны и обширны, поэтому к выбору типа и класса воздуховода необходимо подходить со всей ответственностью и вниманием.

В этой статье мы остановимся и более подробно рассмотрим воздуховоды класса П и их конструктивные особенности.

Маркировка «П» расшифровывается как «Плотные». Это, как правило, оцинкованные стальные воздухоотводящие трубы, основными требованиями эксплуатации к которым является, как можно понять, высокоплотные соединения и герметичные замки. Связано это с очень высокой мощностью насосного оборудования системы. Именно такие вентиляторы устанавливаются в дымо- и газовыводящих, аспираторных и отопительных системах.

Особенности конструкции воздуховодов оцинкованных класса П – замки на воздуховодах и фасонных изделиях промазываются силиконом для повышения герметичности. Фланцы из шинорейки и уголка изготавливаются без использования герметика и фиксируются на заготовке пуклевкой. Герметик наносится на углы офланцованных изделий и по всему периметру уже после установки фланца на заготовку.

Важно. При монтаже воздуховодов из стали повышенной герметичности (класс П) необходимо применять уплотнитель по поверхности фланцев. Именно тогда вся система воздуховодов будет соответствовать требованиям герметичности (класс плотный) согласно СНиП 41-01-2003.

В свою очередь такие системы являются обязательными для помещений класса А, где подразумевается перемещение достаточно больших объёмов легко воспламеняющихся жидкостей и газов, а так же для помещений класса Б с содержанием легковоспламеняющихся предметов, в том числе стружки, пыли, волокна, жидкостей и прочих веществ, возгорание которых происходит уже при температуре начиная от 28 градусов. 

Производство воздуховодов класса П

При изготовлении воздуховодов класса П особое внимание уделяется буквально всему: материалам, покрытию, технологии изготовления, конструкции соединения элементов и узлов, и даже опорам и подвескам.

Итак, воздуховоды класса П предназначены для работы в особых условиях и с опасными веществами. Для необходимого уровня плотности нужно определиться с классом помещения и понимать перечень веществ, с которыми возможно будет происходить контакт. Конструктив, материалы и технологии очень разнообразны, что позволяет обеспечить любой уровень безопасности.

Прежде чем приступить к производству подобной системы воздуховодов, нужно определиться с уровнем необходимой плотности, то есть с уровнем допустимой утечки, так как это напрямую влияет на конечную цену изделия, ну и на сложность монтажа.

Себестоимость воздуховодов класса П, следовательно, и цена выше, чем нормальных (класс Н) из-за повышенного расхода герметика и ручных операций по герметизации швов и фланцев. Стоимость готовых изделий из стали класса П рекомендуем уточнить на производстве.  

Нормативная база по классам плотности

  • СНиП 41-01-2003 – в этом стандарте воздуховоды подразделяются на 2 класса (Н-нормальные и П-плотные) в зависимости от предельных утечек воздуха при рабочем давлении 400 Па.
  • СП 60.13330.2012 – в новом своде правил воздуховоды разделяются на 4 класса по плотности (А, В, С, D), предельные утечки воздуха взяты в соответствии с европейскими стандартами ЕВРОВЕНТ.
  • ГОСТ Р ЕН 13779-2007 - в параграфе А.8 описывается требования герметичности систем вентиляции и нормируются утечки воздуха в воздуховодах в зависимости от класса герметичности (A, B, C, D)
  • ЕН 12237 - описывается классификация и методы контроля герметичности в круглых воздуховодах

vs-vent.ru

Критерии выбора воздуховодов по ГОСТам

27.11.2017

Чтобы система вентиляции работала бесперебойно и эффективно, надо не только правильно ее рассчитать и грамотно смонтировать, но и правильно выбрать воздуховоды. Существуют специальные ГОСТы на воздуховоды, в которых точно обозначается, из какого материала они должны изготавливаться, какой толщины должен быть используемый оцинкованный лист, диаметр и другие размеры.

Технические характеристики

Основное требование к вентиляционным воздуховодам – это их изготовление из оцинкованного стального листа. Такие элементы прошли испытание временем и показали, что дешевле и лучше них на сегодняшний день аналогов не существует. И другие характеристики, на которые надо обратить внимание.

  1. Сечение может быть в виде круга или прямоугольника.
  2. Соединяются концы листов в виде сварного или фальцевого шва.
  3. Направление соединения оцинкованных листов прямое или спиральное.
  4. Может быть использован класс герметичности или «Н», или «П».
  5. Эксплуатируются оцинкованные воздуховоды до +80С.
  6. Толщина используемого оцинкованного листа от 0,5 до 1,25 мм.
  7. Диаметр 100-1250 мм.
  8. Длина 3-25 м.

ГОСТ

Как уже говорилось выше, все вентиляционные воздуховоды изготавливаются по определенному государственному стандарту. При этом для изготовления используются оцинкованные листы, которые выпускаются под разными ГОСТами. В основе классификации лежат условия эксплуатации самих вентиляционных труб. К примеру:

  1. Если по вентиляции прогоняется воздух влажностью не более 60% и температурой не больше +80С, то для воздуховодов используется оцинкованный лист, изготовленный по ГОСТу 14918-80. При этом используется материал толщиною 0,5-1 мм.
  2. Если параметры перемещаемого воздуха или газов – до +500С, при этом в их составе есть активные химические компоненты, тогда вентиляция собирается из труб, изготовленных из жаростойкой и коррозионостойкой стали, которую производят по ГОСТ 5632-72.

Обозначение ГОСТов производится в сертификате качества, который выдается на каждую партию оцинкованного листа.

Толщина стали для воздуховодов по СНиП

Это достаточно серьезный показатель, который определяет жесткость воздуховодов. И зависит он от диаметра изготавливаемых труб.

  • диаметр 80-315 мм – толщина используемого оцинкованного листа – 0,5 мм:
  • диаметр 355-800 мм – толщина 0,7 мм;
  • диаметр 900-1250 мм – толщина 0,9 мм;
  • 1400-1600 мм – толщина стенки 1,2 мм.

Толщина стали для воздуховодов – это один из важных параметров, не зря его точно обозначили в СНиПе. Поэтому, изготавливая вентиляционные трубы, надо строго придерживаться выше обозначенных соотношений. При этом надо обозначить, что нет никакой разницы, какие трубы будут изготавливаться – воздуховоды класса П или Н. о них чуть ниже.

Вес воздуховодов

Диаметр, мм Вес одного метра, кг
100 1,4
125 1,8
140 2
160 2,3
180 2,5
200 2,8
225 3,2
250 3,6
280 4
315 4,5
355 5,1
400 5,7
450 9
500 10
560 11,3
630 12,7
710 14,3
800 16,15
900 26
1400 48,4
1600 55,3

Предел огнестойкости

Оцинкованные воздуховоды должны обеспечивать определенные условия сохранения своих параметров при пожарах и нераспространении огня. Для этого существуют нормы огнестойкости, которые делят все стройматериалы на пять классов. Так вот оцинкованные воздуховоды относятся к нулевому классу. Поэтому уложенные под потолком трубы должны выдерживать температуру огня в течение 90 минут, уложенные по стенам – 30 минут.

Испытание воздуховодов на огнестойкость проводят на самих объектах, где сооружается система вентиляции и кондиционирования. При этом используют СНиП 2.04.05-91. Способы защиты:

  • традиционный с использованием фольгированного материала;
  • нанесение защитных огнестойких составов при помощи оборудования;
  • комбинированный способ.

Маркировка

В СНиПах, на основании которых сооружаются системы вентиляции и кондиционирования, нет строгих требований к маркировке воздуховодов. Именно поэтому строители ее и не проводят. Но многие подрядные организации умалчивают или не знают, что в ГОСТе 14202 четко прописано, что воздуховоды маркировать надо обязательно. Если по ним транспортируется воздух, то их с внешней стороны надо окрашивать в синий цвет. В приложении этого ГОСТа обозначено, какого именно оттенка должна быть синяя краска.

В Европе и Америки маркировку проводят обязательно. В России на некоторых объектах монтажные организации также проводят окраску воздуховодов, если эти объекты сооружаются по мировым нормам.

Классы плотности

Разбираясь с классами плотности воздуховодов, надо понимать, что эти транспортирующие элементы могут быть использованы в разных системах: вентиляции и кондиционирования, воздушного отопления и дымоотведения. То есть, в некоторых из этих категориях требуется повышенная плотность элементов и стопроцентная герметичность соединительных стыков, поэтому оцинкованные воздуховоды делятся на два класса.

Воздуховоды класса «П»

Система оцинкованных воздуховодов, обозначенных буквой «П», то есть плотные, устанавливаются в вентиляцию, где используется мощное насосное оборудование, создающее максимальное давление воздуха до 1,4 кПа. Воздуховоды класса «П» имеют определенные признаки:

  • плотность соединения – высокая, для чего используются герметики или другие уплотняющие материалы;
  • наличие в местах стыка двух воздуховодов герметичного замка.

Такие воздуховоды используются практически во всех системах, связанных с отводом воздуха и дыма, а также при транспортировке газов. К тому же СНиПами рекомендовано проводить монтаж данного вида в зданиях, которые относятся к категории взрыво- и пожароопасных.

Класса «Н»

Буква «Н» в маркировке оцинкованных воздуховодов обозначается слово нормальные. То есть, к их соединению предъявляются не самые строгие требования. Допускается определенная утечка. Поэтому воздуховоды класса «Н» можно использовать в помещениях категории пожароопасности «В» или «Г», то есть, с минимальными показателями.

Это не говорит о том, что стыки между воздуховодами не герметизируются. Просто допускаются небольшие неплотности, щели и прочие дефекты. Чаще всего для герметизации применяется резина.

Классы герметичности

Современный подход к правильно организованной вентиляции – это обеспечить полную герметичность воздуховодов. О плотности данной системы было сказано выше. И эти два класса можно также внести в категории герметичности. Именно ими и определяются проводимые работы в российских строительных организациях, потому что все это обозначено СНиПом 3.05.01-85.

В нем четко сказано, что существует несколько очень важных причин, по которым контролируется герметичность оцинкованных воздуховодов.

  • Эффективность системы вентиляции резко снижается, когда уменьшается воздухонепроницаемость вентиляционных участков и труб. При этом усложняются ремонтные и обслуживающие процессы. А так как санитарные нормы четко оговаривают, каков должен быть воздухообмен в тех или других помещениях, соответственно надо строго придерживаться установленных требований. А значит, приходится проводить минимизацию утечек.
  • Недостаточность приточного свежего воздуха и отток из помещений использованного создает условия, в которых находиться человеку некомфортно. К тому же это вредно для здоровья. Поэтому приходится увеличивать мощность наносного оборудования. Что влечет за собой увеличение расходов на энергоносители.
  • Если герметичность оцинкованных воздуховодов нарушена, и если участок вентиляции располагается в неотапливаемом помещении, то велика вероятность образования внутри труб конденсата.

В Европе пользуются своим документом, регламентирующим герметизацию воздуховодов. Обозначается он, как Eurovent 2.2. В нем три класса герметичности вентиляционных воздуховодов.

Класс «А»

Это самый низкий класс герметичности воздуховодов, который определяется таким показателем, как воздухонепроницаемость. Так вот он не должен быть меньше 1,35 л/сек/м при условии, что давление воздуха, проходящего по оцинкованным воздуховодам, составляет 400 Па.

Класс «В»

В этот класс определены воздуховоды с воздухонепроницаемостью 0,45 л/сек/м при том же давлении в 400 Па.

Класс «С»

И последний класс с воздухонепроницаемостью 0,15 л/сек/м. Как и в предыдущих классах учитывается давление воздуха в системе 400 Па.

Проверка герметичности

В независимости от того, сооружается ли новая система вентиляции или проверяется эксплуатируемая, необходимо четко понимать, что испытания надо проводить обязательно. Особенно это касается работающей вентиляционной системы, которая стала работать неэффективно. Для этого используется технология аэродинамических испытаний. Не самый простой процесс, но без него не обойтись.

При выявленных недостатках надо принять меры по их устранению. Обычно это разгерметизация стыков. Поэтому надо провести повторную герметизацию путем нанесения герметика, мастик или самоклеящихся лент.

Виды

Широкая классификация оцинкованных воздуховодов обусловлена их широчайшим применением в различных вентиляционных системах. Поэтому, чтобы удобно было как-то отличать и классифицировать их, разделение провели по следующим параметрам.

  • Форма сечения, она может быть круглой, эллиптической или прямоугольной.
  • Диаметр.
  • Исполнение в чисто конструкционном виде: с прямым швом или спиральным.
  • В зависимости от материалов, из которых они изготавливаются: металл (оцинковка или нержавейка), пластик, металлопластик.
  • Вариант соединения: с помощью фланцев или без таковых.
  • Тип соединения: муфты, тройники, диффузоры и прочие типы фасонных деталей воздуховодов.
  • Жесткость элемента.

Прямоугольные

Чаще всего в проектировании вентиляционных систем используют прямоугольные или круглые формы воздуховодов. У первых есть одно очень важное достоинство – их можно подгонять под необходимые условия сооружения. То есть, принимая по внимание архитектурные изыски помещения, можно уменьшить высоту воздуховода, но увеличить ширину, тем самым оставив неизменной площадь сечения. Последняя в проектировании и расчетах играет самую главную роль. Именно площадь сечение обеспечивает беспрепятственное перемещение необходимого количества воздуха по вентиляционной системе.

К примеру, если есть необходимость уложить вентиляционные воздуховоды под натяжной потолок, то стоит всего лишь изменить размеры прямоугольного сечения. То есть, увеличить ширину, и уменьшить высоту в нужном соответствии, чтобы не изменилась площадь сечения. Для примера можно привести такое соотношение – 20х20 см, и измененное – 10х40 см.

Чаще всего прямоугольные воздуховоды устанавливаются в жилых и служебных зданиях. Их стараются применять в системах с небольшой скоростью движения воздуха, потому что во внутренних углах воздуховода возникают завихрения, которые приводят к падению скорости, а значит, к снижению эффективности работы вентиляции в целом.

Круглые

Круглые воздуховоды из оцинкованной стали, во-первых, более проще в изготовлении. При этом металла на них уходит на 20-30% меньше. Во-вторых, в длину такие трубы могут быть с максимальным показателем. Добавим, что внутри труб круглого сечения не появляются завихрения, отсюда эффективность работы вентиляции, оптимальная скорость движения воздуха, низкий уровень шума и простота проведения монтажных работ. Кстати, последний критерий обеспечивает небольшой вес элементов за счет использованного меньшего количества металла.

Такие воздуховоды чаще всего используются в промышленности, когда есть необходимость собрать разветвленную вентиляционную сеть с минимальными материальными затратами. Хотя никто не запрещает использовать их в жилом домостроении.

Прямошовные

Прямошовные воздуховоды используются в основном на промышленных объектах. Их основное отличие от других разновидностей – прямой шов во всю длину трубы. Изготавливают их из оцинкованного железа толщиною 0,5-1,2 мм и длиною в среднем 1,25 м.

У прямоугольных воздуховодов шов располагают на изгибе, что придает конструкции дополнительную жесткость.

Спирально навивные

По сути, это металлическая лента, которая завивается в трубу по спирали, а ее края соединяются между собой. Сегодня производители оцинкованных воздуховодов предлагают две разновидности таких конструкций.

  • Спирально-сварные. Из названия становится понятным, что края ленты между собой соединяются методом сварки, отчего шов получается прочным и герметичным. Для этого используется лента толщиною 0,8-2,2 мм и шириною 400-750 мм. Из нее можно изготавливать трубы, длина которой ограничивается лишь заказом потребителя. Необходимо отметить, что для производства таких воздуховодов используется лента, покрытая антикоррозионным слоем.
  • Спирально-замковые. Для них используется та же лента только толщиною от 0,5 до 1 мм и шириною 130 мм с небольшими отклонениями. Как и в первом случае длина не ограничивается.

Сама технология производства воздуховодов спирального типа делится на две категории: в ленту или в кольцо. Надо отметить, что вторая технология считается более затратной, но качество у таких труб намного выше.

Гофрированные

Эта разновидность воздуховодов получила свое применение относительно недавно. В основном это трубы покрытые алюминиевым сплавом или полимерным. При этом делятся гофры на гибкие и полугибкие.

Первые отличаются таким свойством, как растяжение воздуховода и возвращение его в прежнее состояние без потери технических качеств. По сути, это спираль из проволоки, на который натянут алюминиевый или полимерный слой. Или их комбинация. В качестве оболочки используется фольга, пленки из поливинилхлорида, полиэстера или полиуретана.

Вторые – это воздуховоды, собранные по технологии спиральной свивки. В качестве материала используется лента из оцинкованной стали, нержавеющей или из алюминия. На рынок они поступают в сжатом виде, длина которых может доходить до 3 м. А растягиваются они обычно в три раза длиннее. Сами по себе эти воздуховоды очень гибкие, но отличает их от первой модели тот факт, что после растяжения собрать их обратно невозможно.

Утепленные

Утеплять воздуховоды, расположенных в неотапливаемых помещениях и на улице, надо обязательно. Для чего используются различные теплоизоляционные материалы. Сам процесс утепления связан с большим объемом проводимых работ, что требует времени. Сегодня производители предлагают гофрированные воздуховоды, которые утепляются на заводе в процессе их изготовления. Для этого чаще всего используются алюминиевая фольга и полимерные составы.

Материалы

Чаще всего используются оцинкованные воздуховоды. Устанавливают их в систему вентиляции, которая перекачивает воздух до температуры +80С без агрессивных компонентов.

Из нержавеющей стали воздуховоды – самый дорогой материал, поэтому его используют очень редко. Для этого необходимы специальные условия эксплуатации вентиляционной системы: температура +500С, состав газов или воздуха агрессивный.

Металлопластиковые трубы – это слоеная структура изделия, где между двумя слоями алюминия уложен пластиковый компонент. К положительным факторам можно отнести небольшой удельный вес, привлекательный внешний вид. К тому же эти воздуховоды относятся к категории утепленных. Единственный недостаток – высокая цена. Металлопластиковые воздуховоды в основном используются в системах вентиляции, установленных в химической, фармацевтической и пищевой промышленности.

Сегодня производители предлагают воздуховоды и из других материалов. К примеру, их полиэтилена, из стеклоткани. Последние выступают чаще в виде фасонного изделия, с помощью которого можно соединять между собой вентилятор и распределительную камеру. Вентиляционные трубы из винилпласта устанавливают в химических производствах, когда в атмосфере присутствуют кислотные пары. Отметим, что данная разновидность – это очень гибкий материал, которые не поддается коррозии.

Фасонные части

Фасонные части воздуховодов – это фитинги или соединительные элементы, с помощью которых производится сборка разветвлений прямолинейных участков. Изготавливают их из тех же материалов, что и сами воздуховоды. И если разговор идет об оцинкованной конструкции, соответственно и фасонные детали делаются из этой разновидности стали.

Необходимо отметить, что при сборке системы вентиляции необходимость в фасонных частях достаточно большая. Из всего объема устанавливаемых элементов фасонные занимают до 30%. Поэтому очень важно правильно рассчитать их количество в строгом соответствии со схемой сборки всей вентиляционной трассы. К тому же именно фасонные детали дают возможность привязать вентиляционную систему к строительным особенностям возводимого объекта.

Фасонные изделия для оцинкованных труб делятся на два типа:

  • стандартные,
  • нестандартные.

К первой группе относятся детали пяти наименований. Кстати, надо отметить, что они применяются и для круглых воздуховодов, и для прямоугольных.

  • Отвод (под 45 и 90°).
  • Переход от одного сечения к другому или от круглого сечения к прямоугольному. Эти детали называются диффузорами и конфузорами. Первые – это изделия, с помощью которых производится расширение воздушного потока, вторые используются для сужения.
  • Тройник.
  • Крестовина.
  • Утка.

Что касается нестандартных деталей, то сложность их изготовления зависит от формы и фасона. Как показывает практика, если нет каких-то ограничений по чисто технологии изготовления, то сделать можно любую деталь.

Критерии выбора воздуховодов по ГОСТам Ссылка на основную публикацию

aeroclima.ru

Класс герметичности воздуховодов – что это такое?

Система вентиляции обеспечивает организованный воздухообмен в сооружениях, зданиях и помещениях. Основным компонентом систем являются воздуховоды, позволяющие перемещать газо-воздушные потоки в необходимом направлении. Состояние воздушных каналов должно соответствовать определенным требованиям, одним из которых является герметичность. Это показатель, от которого зависит эффективность и общая работоспособность вентиляционной системы. Рассмотрим этот вопрос внимательнее.

Для чего нужен контроль герметичности

Герметичность воздуховодов определяет, какое количество газо-воздушной смеси (или сыпучих материалов, если речь идет о системах транспортировки или аспирации,) способен донести до точки назначения данный канал. Чем больше потери при транспортировке, тем ниже степень герметичности и меньше эффективность вентиляции.

Официальные требования по этому параметру определены в СП 60.13330.2012, где, в частности, изложены причины важности и необходимости контроля за состоянием каналов:

  • система, имеющая большое количество утечек, не в состоянии обеспечить нормативные показатели по воздухообмену. Результатом этого могут стать отравления, попадание во внутреннюю атмосферу внешних загрязняющих или вредных компонентов

  • если система не способна демонстрировать должные показатели из-за больших потерь, то, для получения заданных показателей ее приходится эксплуатировать на повышенных уровнях мощности и производительности, что способствует ускоренному износу всех элементов и требует незапланированного расхода энергии

  • воздуховоды с утечками, проходящие через неотапливаемые помещения, являются источниками образования конденсата, который отрицательно воздействует на все материалы

  • Для исключения всех подобных ситуаций производится контроль за герметичностью воздушных каналов.

    Классификация воздуховодов по герметичности

    Существует две системы, по которым происходит ранжирование воздуховодов:

  • российская

  • европейская

  • Эти системы имеют несколько отличающийся друг от друга подход к определению состояния воздуховодов. Рассмотрим их по отдельности:

    Европейские стандарты

    Основным документом, регламентирующим европейские нормы и стандарты герметичности воздуховодов, является протокол Eurovent 2.2. Он определяет допустимую величину потерь газо-воздушной смеси, проходящей за единицу времени длину в 1 м. Измерения производятся при эталонном давлении в 400 Па. Всего существует три класса:

    Класс А

    Самый низкий уровень плотности воздушных каналов. Величина потерь составляет до 1,35 (л/с)/м2. Допускается для воздуховодов малой длины, перемещающих обычный воздух, не содержащий пыли, летучих или вредных компонентов.

    Класс В

    Средний класс герметичности, наиболее распространенный в системах вентиляции. Максимальная воздухопроницаемость воздуховодов составляет 0,45 (л/с)/м2. Таково требование для большинства производственных цехов, специальных сооружений или крупных общественно-коммерческих зданий.

    Класс С

    Допустимый предел потерь ограничен значением 0,15 (л/с)/м2, что является самым строгим требованием и используется на ответственных линиях. Такие воздуховоды имеют большую протяженность и разветвленность, по ним транспортируются вредные газы или отравляющие компоненты.

    Российские стандарты

    Степень герметичности воздуховодов в российской системе определяется СП 60.13330.2012. Необходимо учесть, что, вне зависимости от класса герметичности, общие потери канала не должны быть выше 6 % от всего объема перемещаемой газо-воздушной смеси. Принято две категории:

    Класс «П»

    Литера «П» обозначает «плотные» и относится к воздушным каналам, способным обеспечить максимальную величину потерь, не превышающую 0,53 (л/с)/м2 при давлении в 400 Па. Плотные соединения воздуховодов используются на ответственных каналах, расположенных в системах промышленных цехов, сооружений, на воздуховодах большой длины или обладающих сильным ветвлением. Каналы класса «П» устанавливают в системах дымоудаления, отопительных или аспирационных линиях. При изготовлении трубопроводов используется оцинкованная (для химических цехов — нержавеющая) сталь повышенной толщины, все соединения дополнительно уплотняют герметиком.

    Класс «Н»

    Буква «Н» обозначает категорию «нормальные», что относится к воздуховодам с максимальными потерями 1,61 (л/с)/м2. Такое требование относится к большинству воздуховодов в обычных вентиляционных системах жилых или общественных зданий, а также для производственных помещений, не использующих в технологическом процессе вредных или ядовитых компонентов. При изготовлении трубопроводов используется обычная оцинкованная сталь, уплотнение стыков обеспечивают штатные резиновые прокладки.

    Классы плотности

    Существует еще одна классификация, принятая в СНиП от 2012 года, в которой имеются 4 класса:

  • A — 0,097 ρ0,65

  • B — 0,032 ρ0,65

  • C — 0,011 ρ0,65

  • D — 0,004 ρ0,65

  • Где ρ0,65 — это среднее давление в заданном участке воздуховода.

    Эта классификация принята для того, чтобы максимально приблизить европейские и российские подходы к определению уровня герметичности воздуховодов, но на практике нововведение вызвало некоторую путаницу и неразбериху. Учитывая, что для разных участков вентиляционной системы может быть задан свой класс герметичности, общий расчет систем становиться весьма сложным и требующим от проектировщика сначала привести все единицы к общему виду.

    Испытания каждого участка транзитного воздухопровода следует проводить под проектным давлением, рассчитанным и принятым для него.

    Как проверить герметичность?

    Проверка герметичности каналов производится методом аэродинамических испытаний. Производится комплекс измерений на конечных точках выхода потока — вентиляционных решетках, диффузорах, прочих участках линии. Основной параметр — расход (производительность) потока в данной точке, демонстрирующий, какое количество газо-воздушной смеси приходит в контрольный участок и насколько велики потери. Полученные значения сравнивают с начальными параметрами потока, а разницу в показаниях анализируют и определяют размеры расхождений.

    Эта методика вполне действенна и позволяет получить достаточно корректные данные, но только на относительно однородных воздуховодах небольшой протяженности и без ветвления. Более сложные системы проверять труднее из-за отсутствия фиксированных требований и нормативов. На практике нередко возникают ситуации, когда полученные в результате проверки данные нельзя корректно отнести к соответствующим нормативам.

    В нормативных документах встречается немалое количество несоответствий, когда для одного объекта применяются требования из разных СНиП, устаревших и противоречащих друг другу. Например, само по себе требование испытаний герметичности четко не определяется, нет прямого указания, какие воздуховоды подлежат проверке. Кроме того, имеются расхождения в величине допустимых утечек — в более старых документах называют ±8 %, а в СП 60.13330.2012 указано 6 %, что также вносит заметную путаницу.

    Все эти недоработки отрицательно влияют на процесс проектирования и монтажа вентиляционных систем, что в конечном счете сказывается на качестве выпускаемой продукции или самочувствии людей.

    Как происходит процесс герметизации

    Метод герметизации воздуховодов, как правило, определяется в процессе проектирования вентиляционной системы. Однако, в процессе эксплуатации возможны существенные изменения в технологии, в размерах и назначении системы воздуховодов, появление дополнительных ответвлений, изменяющих конфигурацию и параметры сети. Все эти дополнения могут потребовать герметизации уже использующихся воздуховодов.

    Кроме того, со временем материалы выходят из строя, теряют свои свойства, возникают новые требования. Поэтому процесс герметизации периодически повторяется по необходимости или вновь возникающим условиям эксплуатации.

    Оптимальный вариант герметизации — уплотнение соединений, выполненное на стадии монтажа системы. В этом случае удается добиться максимально положительных результатов и сократить потери до минимума. Герметизация используемого воздуховода представляет собой схожую процедуру, но более трудоемкую из-за необходимости очистки и подготовки поверхности.

    Процесс состоит в заполнении швов и стыков герметиком или оклейке специальными герметизирующими лентами. Поверхность трубопроводов должна быть очищена от пыли и загрязнений, при необходимости обрабатываемые участки обезжиривают ацетоном или иными активными жидкостями. Выбор обезжиривающих материалов определяется технологией и условиями эксплуатации воздуховодов.

    Процесс проходит поэтапно:

  • очистка участка воздуховода

  • подготовка герметика (для материалов, изготавливаемых непосредственно перед нанесением)

  • нанесение герметика на соединение

  • выдержка, ввод герметизированного воздуховода в эксплуатацию

  • Если процесс нанесения герметика не дает положительного эффекта, производят установку уплотнительных бандажей. Они имеют форму полых хомутов, заполняемых по внутренней выемку герметизирующими составами, не дающими усадки. Как вариант, могут быть использованы эластичные прокладки, уплотняющие соединение.

    Материалы для герметизации воздуховодов

    До недавнего времени основным материалом для герметизации воздуховодов являлись различные типы силиконового герметика. Кроме него используются:

    Герметизирующие составы

    Среди герметиков различного типа наиболее популярны акриловые составы, невысыхающие или нетвердеющие мастики, самовулканизирующиеся материалы.

    Ленточные уплотнители

    Среди ленточных уплотнителей лидируют асбестовые или хризолитовые шнуры (используются в системах дымоудаления или в составе вентиляционных систем химических производств). Также эффективны полимерные жгуты или плоские ленты, которые плотно прилегают к поверхностям соединяемых элементов.

    Прокладки из листовых материалов

    Для прокладок чаще всего используются пористая резина, асбестовый картон или листовой материал на основе ПВХ.

    Самоклеющиеся материалы

    Среди самоклеющихся лент можно выделить алюминиевый скотч, различные специализированные уплотнительные ленты, бутилкаучуковые ленты с дублирующим тканевым элементом.

    Рекомендуемое оборудование

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Улитка для вытяжки

    rsvgroup.ru

    Класс герметичности воздуховодов: что это, стандарты (А, В, П) и нормы, процесс герметизации и испытания

    Человек не может не дышать. В частных домах и квартирах воздухообмен чаще всего обеспечивают вентиляционные короба на кухне и в санузлах; в общественных и производственных зданиях системы вентиляции существуют в обязательном порядке – с принудительной и естественной вентиляцией.

    Мы приветствуем нашего уважаемого читателя и предлагаем его вниманию статью о том, что такое класс герметичности воздуховодов и почему герметичность так важна.

    Что это такое?

    Вентиляция – процесс удаления или замены загрязненного воздуха в помещении и обеспечение в нем необходимых санитарно-гигиенических условий и создание в нем комфортного для человека микроклимата. Герметичность воздуховодов – воздухонепроницаемость коробов вентиляции. Именно герметичность обеспечивает качественную работы системы вентиляции и предохраняет вентилируемые здания от возникновения опасных ситуаций.

    Для чего нужен контроль герметичности

    У приточной и вытяжной вентиляции при недостаточной герметичности падает производительность; вытяжная будет недостаточно эффективно удалять отработанный воздух, вредные и опасные вещества из рабочей зоны, что создает дискомфорт или опасность для здоровья человека. Кроме того, эти самые вредные и опасные вещества могут попадать в смежные помещения, по которым проходят трубопроводы.

    При пожаре возможно попадание дыма и раскаленных газов в смежные помещения, что может создать дополнительные очаги возгорания и задымление помещений. При прохождении воздуховодов с теплыми газами через неотапливаемые помещения возможно выпадение конденсата и даже просачивание его в эти помещения. Неплотные воздуховоды требуют необоснованного увеличения мощности оборудования.

    Поэтому контроль герметичности конструкций является очень важной составляющей контроля качества изготовления системы вентиляции.

    Классификация воздуховодов по герметичности

    При классификации воздуховодов используют и отечественные и европейские нормативы.

    Европейские стандарты

    В соответствии с европейскими нормативами по герметичности (воздухонепроницаемости) воздуховоды подразделяются на классы А,В,С.

    Класс воздуховодов с самой низкой герметичностью – класс А. При давлении проходящего по трубам воздуха в 400 Па допустимые потери не должны составлять более 1,35 л/сек/м.

    У воздуховодов класса В допустимые потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,45 л/сек/м.

    Более высокая воздухонепроницаемость у систем класса С — потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,15 л/сек/м.

    Российские нормативы

    Воздуховоды подразделяются по плотности:

    • Класс П — плотные.
    • Класс Н — нормальные.

    Воздуховоды класса П применяются:

    • В системах, оборудованных мощными вентиляторами, создающими давление не менее 1,4 МПа.
    • В системах, обслуживающих помещения категорий А и Б по пожаробезопасности (то есть в помещениях, относящихся к категории пожаро- и взрывоопасных).

    Такие трубопроводы в обязательном порядке имеют замок в месте стыка двух секций, при монтаже обязательно применение уплотняющих материалов или герметика. Помимо общеобменной вентиляции и местных отсосов на вредных и опасных производствах, такой класс систем используется в системах дымоудаления.

    Воздуховоды класса Н применяются для систем общеобменной и местной вентиляции в условиях, в которых не требуется удалять вредные продукты производства и к которым не предъявляются столь строгие требования к герметичности конструкций из оцинкованной стали и допускаются незначительные утечки. Сюда обычно входят все общеобменные системы удаления воздуха из жилых, общественных, офисных и большинства производственных помещений.

    Как проверить герметичность воздуховодов

    Определить степень герметизации воздуховодов без проверки невозможно. Такие проверки обязательно проводят при монтаже систем вентиляции:

    • Требующих высокой герметичности воздуховодов из оцинковки, особенно в пожаро- и взрывоопасных помещениях;
    • При скрытой прокладке вентиляционных коробов (скрытых за конструкциями, фальшстенами, иногда оборудованием, закрытых теплоизоляцией);
    • При сооружении уникальных объектов с массовым пребыванием людей, экспериментальных производств и объектов.

    Самый простой способ проверки – визуальный осмотр системы, сверка соответствия конструкций чертежам, правильности монтажа и наличия уплотнений (или неплотностей, видимых визуально).

    Более тщательная проверка проводится при помощи временно подсоединенного переносного вентилятора достаточной для проверки мощности. Закрывают все отверстия в коробах заглушками (и для притока, и для забора воздуха, и в местах неприсоединенных ответвлений). Проводят задымление воздуха и с помощью переносного вентилятора нагнетают задымленный воздух в вентсистему. Выявляют все места протечек визуально, инструментально измеряют расход воздуха и статическое давление в испытуемой системе.

    Предварительно переносной вентилятор с присоединительным воздуховодом заглушают, включают вентилятор и также измеряют давление и расход воздуха через неплотности. Затем находят разницу расхода переносной вентсистемы и объединенных переносной и испытываемой вентсистем – и получают величину утечки.

    Замеры производят несколько раз при различных давлениях в системе. Несколько значений давлений получают при частичном перекрытии всасывающего отверстия переносного вентилятора.

    Полученные данные пересчитывают, и при недопустимых утечках дополнительно герметизируют стыки отдельных секций и других элементов системы. Испытание системы на герметичность проводят только квалифицированные специалисты с соответствующим оборудованием.

    Как происходит процесс герметизации

    Для выполнения герметизации отдельных квадратных и прямоугольных секций с фланцевыми (наиболее часто встречающимися) соединениями применяют прокладки или специальные составы. Фланцы скручивают болтами с гайками и зажимают прокладку.

    Реже встречаются бандажные, муфтовые, ниппельные и раструбные соединения (обычно на круглых трубопроводах). Их обычно уплотняют специальными лентами и жидкими герметиками или невысыхающими мастиками.

    Материалы для герметизации воздуховодов

    Для герметизации фланцев применяют следующие виды уплотнителей:

    • Асбестовый шнур.
    • Хризолитовая нить.
    • Резина.
    • Картон из асбеста.
    • Акриловые мастики и герметики.
    • Огнеупорные мастики и герметики.
    • Термоуплотнительную ленту.
    • пластикат ПВХ.

    Для всех прочих видов соединений применяют специальную ленту, мастику, герметики, иногда проклеивают стыки алюминиевым скотчем.

    Для надежности всегда следует применять два вида герметиков – если один будет разрушаться – второй будет герметизировать стык.

    Заключение

    Мы прощаемся с нашим уважаемым читателем и надеемся, что наш краткий обзор по герметичности воздуховодов поможет ему разобраться в необходимости герметизации вентиляции, способах уплотнения и классификации воздухопроводов.

    Читайте наши материалы, делитесь интересной информацией с друзьями в соцсетях, приводите их на наш сайт.

    (Пока оценок нет) Загрузка...

    vseotrube.ru

    Класс герметичности воздуховодов для эффективной работы вентиляции

    Класс герметичности воздуховодов при монтаже вентиляции имеет решающее значение. Даже соблюдение всех необходимых составляющих не гарантирует работоспособности вентиляционной системы, если не обеспечена герметичность воздуховодов.

    Для чего нужен контроль герметичности

    Воздуховоды используют:

    • в системах отопления;
    • в системах аспирации воздушных взвесей (принудительный отток);
    • в системах дымоудаления.

    Обратите внимание! Воздуховод проектируют под конкретное помещение, с учетом его пространственной конфигурации и практического предназначения.

    Герметичность вентиляции определяет КПД воздуховода. Для сравнения часто используют аналогию с дырявым шлангом бытового пылесоса – при таком дефекте аппарат усиленно работает, но мусор остается на месте.

    Современные стандарты монтажа воздуховодов, кроме требований по материалу, акцентируют внимание и на герметичности. Официально это закреплено СНиП 3.05.01-85. Кроме технических характеристик, в СНиП 3.05.01-85 обозначены и причины жестких требований к отсутствию протечек воздуха в вентиляционной системе.

    Необходимость контроля герметичности воздуховодов обусловлена следующими причинами:

    • Вентиляция, в которой есть протечки, не может обеспечить необходимые показатели санитарных требований к качеству воздуха в бытовом или промышленном помещении. Примером последствий потери герметичности вентиляции служат отравления угарным газом в газифицированных домах старой постройки. Ремонт воздуховода сложнее технически и стоит дороже, чем качественный монтаж и мероприятия по проверке герметичности.
    • Для соблюдения санитарных норм в помещениях с принудительной вентиляцией (современные производственные, административные, офисные и др. строения общего пользования) приходится эксплуатировать систему на максимальных мощностях. Отсюда повышенная энергоемкость, удорожание производственного процесса, преждевременный износ оборудования.
    • В неотапливаемых строениях потеря герметичности воздуховода приводит к образованию внутри коммуникаций конденсата. Это чревато выходом системы вентиляции и строя.

    Обратите внимание! Проверку герметичности вентиляционной системы на практике лучше поручать сторонней организации, а не строительной фирме, которая ее монтировала.

    Классификация воздуховодов по герметичности

    Российская классификация герметичности воздуховодов несколько отличается от европейской.

    Европейские стандарты

    Европейская классификация герметичности воздуховодов разделяется на 3 класса, каждый из которых отправным условием считает давление воздуха в 400 Па:

    1. Класс «A» – допускает потери, транспортируемого под давлением газа, до 1,35 л/сек/м.
    2. Класс «B» – повышает требования к минимальному показателю потерь, доводя его до значения в 0,45 л/сек/м.
    3. Класс «C» — предусматривает наиболее жесткие требования к системам, которые эксплуатируются под давлением и транспортируют газы повышенной опасности. Здесь минимально разрешенное значение потери воздуха составляет 0,15 л/сек/м.

    Российские нормативы

    Отечественные строители имеют на данный момент две классификации герметичности воздуховодов:

    • СНиП от 2003 года разделяет их на 2 класса: П (плотный); Н (нормальный).
    • СНиП от 2012 года вводит 4 класса плотности (A, D, C, D), которые соответствуют европейскому стандарту Eurovent 2.2.

    Обратите внимание! Вне зависимости от класса герметичности общий подсос (потеря) воздуха в воздуховоде не должен превышать 6%.

    Воздуховоды класса «П»

    Коэффициент утечки 0,53 л/сек/м при 400 Па.

    Плотные воздуховоды предназначены для эксплуатации в помещениях с повышенным загрязнением воздуха, в дымоотводящих, аспирационных и отопительных коммуникациях. В вентиляции такого типа внутреннее давление может доходить до 1, 4 Па.

    Изготавливают трубопроводы класса «П» из оцинкованной стали повышенной толщины или из нержавеющей стали (при эксплуатации в химически агрессивной среде).

    Особые требования предъявляются к герметизации стыков. Фасонные изделия (переходники, уголки, замки, отводы) составляют примерно 30 % в воздуховодах и каждый стык важно проверить на герметичность.

    При монтаже системы вентиляции с повышенными требованиями применяют дополнительную обработку стыков силиконовым герметиком. Операции проводят вручную, что повышает стоимость проекта.

    Обратите внимание! Качественный монтаж осуществляется не так, как считает нужным сделать подрядчик, а по специальной инструкции ВСН 279-85, в которой учтены все нюансы.

    Данная инструкция описывает факторы, которые влияют на герметичность:

    • качество соединительной, разводящей, запорной арматуры;
    • соосность отдельных участков вентиляции;
    • установки фланцев и герметизирующих прокладок;
    • качество обработки соединяемых элементов;
    • требования к герметику.

    После установки вентиляционной системы проводят ее испытание.

    Воздуховоды класса «Н»

    Коэффициент утечки 1,61 л/сек/м при 400 Па.

    Нормальные воздуховоды устанавливают в бытовых и коммерческих помещениях, где нет высокого риска возникновения пожара, взрывоопасности. Коммуникации этого класса являются основными при установке систем вентиляции и дымоудаления в большинстве строящихся зданий общего пользования.

    Монтаж вентиляционных систем класса «Н» является не менее ответственным делом, чем монтаж производственных, однако обходится дешевле. В качестве трубного материала используют оцинкованное железо меньшей толщины. Стыки герметизируют резиновыми прокладками. Нет нужды в дополнительной обработке герметиком.

    Как проверить герметичность воздуховодов

    Проверку установленного воздуховода проводят методом аэродинамических испытаний, в ходе которых фиксируют расходы на оконечных точках – решетках, диффузорах. Как показывает практика, подобные испытания не гарантируют необходимых характеристик даже при полученных «нормальных» показаниях работы.

    Такое положение сложилось из-за несогласованности нормативно-правовой документации разных лет и размытости определений. Например, есть требование проверки «отдельных участков воздуховода», но нет требования проверки всей системы целиком.

    Заказчику важно позаботиться о выборе квалифицированных специалистов (сторонней для строителей компании), чтобы проверить герметичность и отдельных участков, и всей системы в целом.

    infotruby.ru

    Какие классы герметичности воздуховодов существуют?

    Эффективность работы вентиляционных и газовоздушных систем определяется классом герметичности воздуховодов согласно СНиП 3.05.01-85. Точное соблюдение требований к монтажу и проведение испытаний необходимо для достижения расчётных характеристик, исключения поломок и снижения КПД.

    Технические характеристики

    При монтаже систем вентиляции важно учитывать параметры применяемых каналов, которые влияют на их производительность, пропускную способность, нагрузку на несущие конструкции и прочностные свойства. Поэтому нужно учитывать основные технические характеристики вентиляционных воздуховодов:

    • форма поперечного сечения — круг или прямоугольник;
    • типы соединительных швов — фальцевый или сварной;
    • основные направления стыковки воздуховодов — по спирали или прямое;
    • предельно допустимая температура эксплуатации оцинкованных каналов до +800С, а из жаростойкой стали — до +5000С;
    • классы выпускаемых воздуховодов по уровню герметизации согласно отечественным стандартам — нормальные (Н) и плотные (П);
    • классы герметичности по европейским стандартам — А, В, С;
    • по типу огнестойкости — с фольгированной защитой, с нанесёнными защитными слоями, комбинированные;
    • диаметры от 100 до 1250 мм;
    • длина каналов от 3 до 25 м.

    Толщина используемого оцинкованного листа согласно ГОСТ 14918-80 составляет от 0,5 до 1,25 мм, при условии прогонки воздуха с влажностью до 60%. При производстве воздуховодов с целью обеспечения их достаточной прочности и жёсткости конструкции толщина стали определяется в зависимости от диаметра:

    • диаметр от 80 до 315 мм — толщина 0,5 мм;
    • от 355 до 800 мм — 0,7 мм;
    • от 900 до 1250 мм — 0,9 мм;
    • от 1400 до 1600 мм — 1,2 мм.

    Для чего нужен контроль герметичности

    Контроль герметичности воздуховодов позволяет определить качество систем вентиляции. Именно он позволяет определить КПД, снизить риск поломок различных конструктивных элементов, а также избежать снижения рабочего давления.

    Для контроля воздуховодов класса плотные или нормальные необходимо привлекать специализированные организации, занимающиеся данной деятельностью. Независимая от строительной компании экспертная оценка позволит определить наличие несоответствие требованиям действующих стандартов.

    Основные факторы, определяющие необходимость контроля:

    1. Снижение показателей санитарных норм и требований, в результате которых может не только ухудшаться отведение продуктов сгорания газа, но и потребоваться частичный или полный ремонт вентиляционных каналов из-за последствий нарушения их герметизации.
    2. Негерметичные стыки существенно ухудшают вентиляцию помещений и повышают расходы на её работу и эксплуатацию, так как для обеспечения необходимых показателей приходится повышать мощность оборудования.
    3. Наличие даже небольших неплотных стыков вентиляционных каналов может стать причиной появления конденсата на внутренних поверхностях, который способен вызвать поломки дорогого оборудования и системы.

    Классы герметичности

    Согласно Европейской стандартизации выделяется три основных класса герметичности воздуховодов: A, B, C. Каждый из них определяет допустимые потери транспортируемого воздуха на единицу длины канала. Оптимальным давлением считается 400 Па.

    Российские нормы СНиП 41-01-2003 выделяют два класса герметичности: плотный и нормальный. В настоящее время действует стандарт СП 60.13330.2012 аналогичный Eurovent 2.2, согласно которому введено четыре класса плотности: A, B, C, D.

    Класс А

    Данный класс является самым низким, поэтому воздуховоды данного типа используются на непроизводственных объектах с минимальным уровнем пожароопасности. Допустимые утечки составляют не более 1,35 л/с на погонный метр. Применяются воздуховоды из оцинкованной стали, которые соединяются без применения герметика.

    Класс В

    Средний класс герметичности используется при монтаже систем в жилых и производственных помещениях с повышенными требованиями к вентиляции. Обеспечиваемый уровень протечек до 0,45 л/с/м.

    Воздуховод в производственных помещениях

    Класс С

    Высший класс герметичности с уровнем воздухопроницаемости до 0,15 л/с/м ориентирован на монтаж вентиляционных систем в помещениях с повышенной взрыво- или пожароопасностью.

    Как проверить герметичность воздуховодов

    Испытания воздуховодов на герметичность реализуются по принципу учёта потерь на конечных подключённых устройствах, таких как решётки или диффузоры. Допустимые отклонения от расчётных, проведённых в соответствии со СНиП 41.01.2003, не должны отличаться более, чем на 8%, а согласно СП 60.13330.2012 — более 6%.

    Способы аэродинамических испытаний сводятся к замеру расхода на конечных точках, а не всей системы в целом. Связано это с достаточно пространными требованиями, описанными в стандартизационной и нормативной документациях. Для измерений обычно применяют анемометры, которые располагают в плоскости сечения воздуховода или выходного отверстия.

    Измерения на участках труб проводят с помощью установленных заглушек и вентилятора с известными параметрами и характеристиками с одной стороны, в местах стыков —микроманометров, а на другом конце — заглушки. По изменению показателей давлени\ определяют утечки и класс герметизации.

    Герметичность воздуховода

    Классы плотности

    Все вентиляционные и дымоотводящие системы характеризуются следующими классами плотности воздуховодов:

    • плотные (П);
    • нормальные (Н).

    Плотные воздуховоды характеризуются повышенной герметичностью соединительных стыков, при монтаже которых обязательно используется герметик и плотный прочный замок. Их допускается использовать для мощного насосного оборудования с рабочим давлением от 1,4 кПа. Они применяются в помещениях следующих типов:

    1. Категории А — с наличием горючих газов и воспламеняющихся жидкостей при температуре вспышки до +280С, при которой возникает избыточное давление выше 5 кПа.
    2. Категории Б — наличие в воздухе горючих волокон и пыли, температура вспышки которых не превышает +280С, а давление при взрыве от 5 кПа.

    Класс Н из оцинкованной стали наиболее распространён при монтаже вентиляционных систем в жилых домах, офисных и административных помещениях, а также на складах с уровнем пожароопасности «Г» либо «В».

    Основное отличие нормальных от плотных соединений заключается в сниженных требованиях к герметичности стыков, а также в допустимости применения резиновых уплотнителей, а не только силиконовой смазки.

    Производство воздуховодов

    Технология изготовления воздуховодов может быть реализована путём сварки и пайки тонколистовой стали либо с применением механических замков. Первый способ является достаточно сложным и трудоёмким, но позволяет получить высокий уровень герметичности швов, а второй — отличается высоким расходом металла и худшими показателями плотности стыков.

    Прямоугольные воздуховоды изготавливают в такой последовательности:

    1. Выполняется раскройка листа по заранее подготовленной развёртке.
    2. На гибочном станке придаётся необходимая форма.
    3. Выполняется стыковка швов и формируется сварной или фальцевый шов.

    Круглые воздухоотводы производят следующими способами:

    • аналогично прямоугольным на вальцовочных станках из тонких листов;
    • на навивных станках из металлической ленты.

    Навивной способ производства позволяет создавать вентиляционные каналы нестандартной длины, что при монтаже систем помогает снизить количество соединительных стыков и повысить эффективность работы.

    trubyda.ru


    Смотрите также