Визуальный мерчендайзер что это такое


Особенности работы визуальным мерчендайзером

В последнее время работа в сфере мерчендайзинга набирает все большую популярность. Но с другой стороны, не все знают о том, что эта область делится на несколько подкатегорий. О таком направлении, как визуальный мерчендайзинг, мы и поговорим сейчас.

Что предполагает такая должность

Визуальные мерчендайзеры – это специалисты, которые занимаются привлечением внимания клиентов к определенным товарам. При этом делают они это не прямо, а путем грамотного оформления витрин и торгового зала. Подобные сотрудники создают такую атмосферу в магазине или супермаркете, когда покупателям самим захочется приобрести конкретную продукцию.

В ходе своей деятельности, такие специалисты:

  • выполняют оформление витрин;
  • планируют маршрут покупателей;
  • занимаются выкладкой продукции;
  • разрабатывают рекламные материалы;
  • подбирают подходящее освещение и музыку и т. д.

Часто специалисты совмещают обязанности стилистов, декораторов, витринистов и пр. При этом они преследуют две основные задачи. С одной стороны, мерчендайзеры представляют продукцию в максимально выгодном свете, с другой, – все делается таким образом, чтобы покупателям было легко найти необходимый товар.

Где могут быть задействованы специалисты

Вакансии визуального мерчендайзера без опыта работы являются достаточно распространенными. Такие специалисты востребованы в различных сферах торговли, включая:

  • магазины стройматериалов;
  • АЗС;
  • бутики модной одежды;
  • гипермаркеты и пр.
В целом, визуальный мерчендайзер – один из основных сотрудников в любом заведении, деятельность которого имеет отношение к продажам.

5 причин востребованности вакансий на работу визуальным мерчендайзером

Среди причин, почему стоит попробовать себя в роли такого специалиста, можно выделить:

  1. Простоту трудоустройства. Работа визуальным мерчендайзером без опыта – это более чем реально. Для устройства по специальности не требуется ни специальное образование, ни значительный опыт работы. Таким образом, рассчитывать на трудоустройство могут практически все, включая и студентов.
  2. Хороший уровень оплаты. Как для временной работы, вознаграждение весьма неплохое. В среднем, за один час такие специалисты могут получать около 200-300 рублей в час.
  3. Гибкий рабочий график. Есть варианты трудоустройства на полный рабочий день, по нескольку часов в сутки, а также для реализации разового проекта (например, для участия в промо-акциях). В результате, работа не будет мешать другим вашим задачам.
  4. Получение опыта работы. Временная подработка в этой сфере поможет вам получить опыт, улучшить навыки работы в команде и т. д. Таким образом, ваша конкурентоспособность на рынке труда возрастет.
  5. Возможность реализовать свой творческий потенциал. Визуальные маркетологи – это не грузчики, которые просто раскладывают товар по полкам. Такая должность требует определенной фантазии и развитых творческих навыков. Для многих людей работа будет интересной и увлекательной.

Что нужно для трудоустройства по вакансии визуального мерчендайзера в Москве

Визуальный мерчендайзинг является настоящей наукой, которая базируется на:

  • дизайне (помогает выполнить художественное оформление максимально эстетично и грамотно);
  • психологии (выкладка происходит таким образом, чтобы влиять на подсознание посетителей);
  • психофизике (учитывается внимание и восприятие клиентов);
  • экономике (важно, чтобы стоимость рекламы не превышала финансового эффекта от нее).
Только грамотное понимание всех аспектов визуального мерчендайзинга позволит создать эффективную рекламу, а сотрудникам стать востребованными и высокооплачиваемыми специалистами.

Как найти вакансии визуального мерчендайзера без опыта работы

Наш портал станет лучшим вариантом, если вы хотите подобрать для себя хорошие варианты трудоустройства в этой сфере. Мы предлагаем вам два метода поиска работы:

  • ознакомиться с вакансиями от реальных работодателей (все предложения о работе проверяются модераторами);
  • заполнить и разместить на сайте резюме визуального мерчендайзера (так заказчики сами смогут пригласить вас на собеседование).
При использовании этих двух вариантов, вы уже скоро сможете получить должность визуального мерчендайзера.

prommu.com

7 законов визуального мерчендайзинга

Маркетинговые исследования показывают, что в 2/3 случаев решение о покупке потребитель принимает уже у прилавка. 7 из 10 покупателей определяются с торговой маркой, уже находясь в зале. Чтобы заставить покупателя приобрести ваш товар, нужно, чтобы он его правильно увидел.

Визуальный мерчендайзинг – это одно из направлений мерчендайзинга, занимающееся вопросом расположения товара, вывесок, табличек, стоек таким образом, чтобы товар продавался, а не лежал мертвым грузом в закромах да не пылился на полках. В общем-то, визуальный мерчендайзинг – это «салат» из приемов ведения торговли и правилами зрительного восприятия, приправленный знаниями по психологии.

Визуальный мерчендайзинг – целая наука о том, как расположить товар на витрине, оформить магазин или отдел. Инструментами визуального мерчендайзинга являются рекламные материалы, таблички, стойки, торговое оборудование. Особенно интересно и важно это направление для тех, кто владеет супермаркетами или магазинами одежды, косметики, парфюмерии, обуви, аксессуаров – в общем, товаров, которые не занимают много места, располагаются на полках и обычно представляются в большом количестве.

Не стоит думать, что визуальный мерчендайзинг – только для большого торгового зала, где можно позволить себе эксперименты. На самом деле, визуальный мерчендайзинг может и должен быть применен и в маленьких магазинах. Прежде всего потому, что его основная цель – стимулирование продаж и покупателей к совершению незапланированных покупок.

Визуальный мерчендайзинг поможет сделать магазин или сеть магазинов более привлекательными. Магазин, где все понятно и логично расположено, пользуется большей популярностью и доверием клиентов. Хотя чаще всего люди не понимают, почему отдают свое предпочтение конкретной торговой точке. В большинстве случаев причина кроется как раз в умелом мерчендайзинге.

Специфика визуального мерчендайзинга заключается в том, чтобы

• эффективно представить товар в торговом зале, • облегчить покупателю поиск нужного продукта и • сделать этот процесс максимально приятным.

В этой статье мы представим вашему вниманию 7 основных законов визуального мерчендайзинга. Итак, начнем!

Закон первый. Фигура на фоне

Есть такое упражнение для глаз: нарисуйте на оконном стекле небольшую точку, отойдите от окна на небольшое расстояние и сфокусируйте взгляд на точке. Потом посмотрите за окно… потом опять на точку… Взгляд фокусируется на одном предмете, а остальные становятся фоном. Когда мы смотрим за окно, точка становится фоном, и наоборот. Другими словами, чтобы обратить внимание клиента на товар, нужно сделать его «фигурой», выделить на фоне остальных. Это можно сделать несколькими способами.

За счет количества. Более длинная по сравнению с остальными линия товара или большее его количество. Также «фигурой» автоматически становится паллетная выкладка.

Яркие цвета. Если товар выделяется цветом – у него больше шансов быть замеченным и, соответственно, купленным. Наиболее заметные цвета – красный, оранжевый, желтый, что-то блестящее и люминесцентное. Главное – цвет должен быть «чистым», ярким, насыщенным.

Необычная упаковка тоже привлекает внимание и приводит в действие «эффект новизны».

Подсветка выделит товар, который требует тщательного «осмотра». Мы видим это в ювелирных отделах, отделах часов и иногда в магазинах одежды. То, что освещено, то и видно лучше всего. Простой закон.

POS-материалы (шелфтокеры, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры, пластиковые лотки, флажки, упаковка, наклейки, декоративные магниты, подставки и многое другое) и внимание привлекут, и отделят один товар от другого за счет создания эмоционального образа.

Закон второй. На уровне глаз

Именно здесь дольше всего задерживается взгляд и, соответственно, лучше всего продается товар. Это знает каждый продавец. Поэтому, если хотите продвинуть какой-то определенный товар, располагайте его именно на уровне глаз человека среднего роста. Обычно это 2-3 полка сверху в 6-типолочном стеллаже.

Выкладывать ли на этом уровне зарекомендовавший себя продукт – вопрос спорный.

Если клиент уже знает бренд и марку, то он найдет товар, даже если последний будет немного смещен.

Закон третий. Мертвая зона

Наше зрение устроено так, что мы плохо видим то, что находится внизу. Поэтому целесообразно располагать внизу товары в крупной упаковке, товары с целенаправленным спросом (например, пивные бочонки) и товарный запас.

Особенно «невыгоден» нижний левый угол. Там взгляд останавливается реже всего.

Закон четвертый. Переключаем внимание

Бывает, заходишь в супермаркет или просто большой магазин, а там – длинные полки с одним и тем же товаром одной цветовой гаммы, выстроенном по линеечке. Скучно. Кажется, что ассортимент здесь вряд ли широк… Но ведь это может быть обманное впечатление! Что делать, чтобы так не получилось?

Создавать зрительные акценты с помощью POS-материалов: разграничители, шины с названием торговой марки и все остальное, что может «разбавить» скучную геометрию.

Закон пятый. Группировка

Сориентироваться в многообразии товаров гораздо проще, если они не хаотично расположены на полках, а имеют групповую выкладку. Причем выкладка должна быть логичной и понятной. Критерий группировки может быть любым: цена, вид товара, размер или вес упаковки, торговая марка… В идеале – группировка по нескольким признакам. Но можно просто соблюдать элементарную логику градации.

Покупатель не всегда может быстро сориентироваться в законах группировки, например, по цене. Действительно, если не смотреть на цифры (или смотреть, но не сопоставлять), то может показаться, что это просто кучка не связанных между собой товаров. А рядом – другая кучка… Вроде все одно и то же, но разных марок в разных кучках. А продавец злится – ему-то все понятно!Логика группировки должна быть «железной» и «легкоусвояемой» - чтобы покупатель быстро понял, в какую сторону ему двигаться.

Закон шестой. 2/3

Юлий Цезарь был, конечно, великий человек, и спасибо ему за наше умение делать несколько дел одновременно, однако эффективность одновременных действий значительно ниже, чем одного. А в магазине для нашего мозга наступает аврал: мы помним, что нам нужно (главное – не забыть), смотрим по сторонам (в поиске), двигаемся так, чтобы не задеть других (мы же не одни в магазине), а тут еще ребенок побежал к шоколаду, и подруга позвонила… Отвлекающих моментов много, и рассматривать товар затруднительно. Многое остается «за кадром», и бывает так, что покупатель поздно соображает, что прошел мимо одного прилавка и стоит уже у другого. В больших магазинах такое «отрезвление» обычно происходит во второй трети витрины (т.е. в центральной части). Поэтому центр – оптимальное место размещения продвигаемого товара.

Закон седьмой. 7 ± 2

Этот закон гласит, что человек запоминает только 7 ± 2 предметов, находящихся вокруг. Но! Не будем забывать, что это – при нормальных условиях, в покое. А магазин, как мы выяснили, таких условий не создает. Поэтому реальная цифра увиденных и запомненных предметов – 3-5. Это значит, что не стоит злоупотреблять POS-материалами (табличками, ценниками со скидками, шинами с названием торговой марки). Их количество не должно превышать 7, в противном случае они потеряют «акцентность» и превратятся в «фон».

Это – только основные законы визуального мерчендайзинга. Их гораздо, гораздо больше, поэтому в следующих выпусках мы обязательно продолжим тему «представления товара лицом».

А пока – подытожим «базовые знания»:

• Выделяем продвигаемый товар на фоне остальных, делая его «фигурой»;

• Располагаем его на уровне глаз;

• Ни в коем случае не ставим в нижний левый угол;

• Делаем яркие акценты в линейке, чтобы покупатель не «скучал»;

• Группируем товар по понятному и легко «схватываемому» критерию;

• Продвигаемый товар располагаем в центре витрины;

• Не «перегружаем» полку POS-материалами (но никогда не отказываемся от них!)

Надеемся, что наши советы помогут Вам правильно представить товар и увеличить продажи. Будьте успешны!

Поделиться в соцсетях

websiteaboutbusiness.com

Профессия визульного мерчендайзера изнутри: куда мы движемся

Визуальный мерчендайзинг – создание привлекательной и понятной «картинки» с помощью товара. Визуальный мерчендайзер – создатель идеи «картинки», впоследствии воплощающий ее в реальный коммерческий объект в магазине или на витрине.

Мы уже писали подробно о том, что такое визуальный мерчендайзинг и для чего он нужен, теперь обсудим нюансы профессии, структуру работы и перспективы развития.

Про структуру работы в компании

Как и в других сферах, вы должны четко понимать, зачем вам это надо и есть ли у вас достаточно мотивации. Всему остальному можно научиться!

На первом семинаре мы подробно рассказываем про прямые ответственности Визуального мерчендайзера (далее ВМ), потом показываем эволюцию профессиональных возможностей. В этой статье хочется показать, насколько в разных сферах могут быть применимы навыки, которыми обладает профессиональный ВМ, но об этом позже.

Профессия ВМ подразумевает работу обоих полушарий мозга: нужно быть упорядоченным, структурным и организованным, хорошо анализировать, одновременно с этим выдавать творческие концепции и мыслить метафорами. На начальных этапах – неплохая физическая подготовка, так как придется много работать руками, работая над идеальной выкладкой, и передвигаться. Также важно наличие художественного вкуса и культурного бэкграунда, знание всех трендов (не только модных, но и цветовых, стилевых, глобальных и локальных) и сезонности, а главное – своего сегмента и аудитории. Не забудем про навыки коммуникации – визуальному мерчендайзеру предстоит иметь дело с несколькими отделами, работать в тесной связке с командой и делать это достаточно быстро.

В большой компании, где детально прописаны все стандарты и правила выкладки, а всю аналитику предоставляют отделы маркетинга и продаж, этим стандартам нужно четко следовать и иногда адаптировать в зависимости от региона и политики компании.

Из личного опыта: около пяти лет я работала на немецкий бренд Esprit (в то время компания «Маратекс» активно развивалась на российском рынке, представляя по франчайзинговому контракту известные масс-маркет марки, в том числе и эту). Адаптация стандартов выкладки товара, открытие магазинов, ведение фотоотчетов, еженедельный ре-мерчендайзинг торгового зала свыше 500-600 кв.м., еженедельные командировки по России, Казахстану и Украине… В общем, те кто знает – поймёт. Никакой личной жизни, только труд и стрессоустойчивость.

Про необходимые навыки

  1. Знать и четко следовать внутренним стандартам визуального мерчендайзинга в  бренде;
  2. Иметь опыт разработки и адаптации стандартов выкладки продукта внутри страны/города/компании/бренда;
  3. Уметь планированть и запуск коллекций, компаний (переход из сезона в сезон);
  4. Делать выкладку товара на месте;
  5. Делать стайлинг манекенов;
  6. Организовывать визуальный мерчендайзинг всей торговой поверхности;
  7. Заказывать торговое оборудование и коммуникацировать с подрядными агентствами;
  8. Запускать и вести открытия торговых точек (бессонные ночи работы и коммуникация между строителями, продавцами, маркетинг отделом; ВМ – связующее звено между подразделениями);
  9. Создавать, или воплощать имеющейся концепции витрин;
  10. Проводить обучающие тренинги внутри компании для смежных подразделений о выкладке продукта в бренде, введение в должность новых сотрудников.

Про профессиональное развитие и про светлое будущее

Итак, мы описали тот минимум, с которым можно двигаться из компании в компанию… Но радует ли лично вас перспектива оставаться в рамках своих возможностей и менять шило на мыло?!

Мой профессиональный стаж ВМ насчитывает более 14-ти лет, и когда мне исполнилось 30 лет, я поняла, что не готова больше работать ни на крупную иностранную компанию, ни на российскую, каков бы не был статус компании. Все дело в том, что я почувствовала эмоциональную пустоту от любимого дела: утренние подъемы перестали радовать, ночные смены вызывали агрессию и желание скорее сбежать домой (хотя товар по-прежнему грамотно выкладывался, сезоны запускались – это я называю «профессионализм не пропьешь»). Я нашла выход из положения: поняла, что мне нужно объединить то, что я умею лучше всего с тем, что я люблю больше всего. Люблю я создавать, быть криейтором, люблю презентовать идеи, обучать людей, доносить понятно и емко до них информацию. А умею я лучше всего то, чему посвятила в жизни более 87 600 часов – Визуальному мерчендайзингу и ритейлу в целом. Мне сейчас 33, и я сооснователь проектного бюро, в котором мы создаем дизайн-проекты торговых интерьеров, оформляем витрины, разрабатываем и производим ТО, и параллельно с этим я основатель школы M&W, где через меня проходят десятки крутых специалистов и мы помогаем им стать более профессиональными и найти себя. Современный ВМ – это не «уборщик» территории, это не консультант на один день. Это прежде всего специалист, менеджер и создатель, который объединяет в себе навыки создания, воплощения, обучения.

Про навыки которые вы можете приобрести, как только посмотрите шире своей зоны ответственности

1. Создавать концепции торговых точек

Запомни: тут обязательно, просто необходимо ориентироваться в трендах оформления торговых интерьеров, материалов торгового оборудования, отделочных материалах и конструктивных составляющих торгового оборудования, знать эргономические законы и правила, используемые внутри торговых пространств и в ритейле в целом. Обязательно посещать специализированные выставки – о них читайте тут, и обязательно смотреть, смотреть, искать и вдохновляться – можно начать с меня в Pinterest’e;

2. Разрабатывать торговое оборудование

Тут важно быть связующим звеном между конструктором и производством: креативить, но четко ставить задачу отвественным людям и создавать на выходе свои объекты.

3. Разрабатывать стандарты выкладки товара

Этот навык ты сможешь применить в разных сегментах, мы не ограничиваемся Fashion: ты легко сможешь создать мерчбук для компании, которая продает детские товары, бьюти твоары, сувениры/подарки, книги и пр.)

4. Ты можешь быть отличным фрилансером, собрать команду опытных ВМ и выезжать на объект, отработав короткий контрактный срок

Конечно, тут надо предварительно познакомиться с ассортиментом, зонированием, создав отдельно планограмму кооллекций, узнав, какие визуальные материалы подготовили для финальной работы – все четко!

5. Ты можешь стать сет дизайнером!

Начинай смотреть шире и применять навыки Выкладки товара, чтобы работать в качестве Сет Дизайнера, создавая концепции декораций для мероприятий, съемок, каталогов.

Техники одни и те же, алгоритм идеи – ровно тот, с которым мы создаем концепции витрин или торговых пространств. Если хочешь научиться дополнительно навыкам, то я преподаю его в Британке, и моя команда преподавателей поможет тебе стать лучшим и показать массу отличных лайфхаков создания и воплощения крутых идей в готовые декорации.

6.Ты можешь начать преподавать!

Пиши нам, но для начала пройди обучение в нашей школе, чтобы быть уверенным, что мы на одной волне, в одном информационном поле, в едином контексте – увидишь, как это важно! В данный момент в бюро и школе работают наши бывшие студенты, некоторые из которых создают крутые концепции витрин. Дерзай и не бойся! 7. Ну а если самый сильный твой навык – это графический дизайн, то тут тебе не будет равных!

Ритейл брэндинг имеет особенности и нюансы. Помимо логотипа и основного брендингового пакета, любой торговой марке необходим пакет POSM и разработанная навигация, которая используется в торговом пространстве. Так кому еще, как не тебе знать особенности верстки и использования POSM?! Поэтому в нашей команде только опытные ритейлеры. Мы знаем сферу ритейл изнутри, мы – ВМ: собранные креативные и коммуникабельные.

Эту статью я посвящаю тем, кому страшно, тем, у кого подошел переломный период, и связан он обычно не только со сменой профессии, а ровно с тем, что вы как личность трансформируетесь.

Скорее всего тебе сейчас 30+ и ты именно так и думаешь.

Пусть случится так, что, прочитав мою статью, ты легко и смело сделаешь первый шаг к своей новой жизни/профессии: приходи к нам на лекции и открытые встречи, звони нам, присылай вопросы, и мы однозначно поможем тебе сделать шаг вперед!

Марина Казакова

comments powered by HyperComments

mw-training.ru

Визуальный мерчендайзер – кто это?

Как говорил знаменитый герой А. Миронова Остап Бендер: «Предоставим небо птицам, а сами обратимся к стульям». Действительно, давайте посмотрим, кто такой визуальный мерчендайзер, не со стороны (спасибо Интернету, он дает исчерпывающее определение этой профессии), а непосредственно в деле.

Вот вы уже знаете, что мерчендайзинг — это, в общем, всячески выгодная презентация товара (нужно сложить, повесить, подсветить товар так, чтобы у покупателя потекли слюнки и руки сами потянулись купить вещь), и знаете что визуальный мерчендайзер (ВМ) занимается раскладкой «несъедобного» товара, то есть вещей: одежды, обуви, сумок, аксессуаров и т. д.

Вы также узнали, что у ВМ, в отличие от продавцов, зарплата фиксированная (я говорю сейчас про ВМ, закрепленного за одним отделом в магазине и только еще начинающего строить свою карьеру). Визуальный мерчендайзер невидим для покупателя, но сила его воздействия должна быть мощней, чем у умелых коробейниковpixabay.com

Да, цель мерчендайзинга — это продать, но если продавцы рассказывают о прекрасных качествах товара, то ВМ только показывает, презентует товар. Для людей творческих — например, увлекающихся фотографией, изобразительным искусством, дизайном, — несомненно, эта профессия будет интересна, так как законы сочетаемости цвета, света, понимание пространства для выгодного расположения оборудования с товаром здесь используются вовсю.

Дальше — сложней. Необходимо научиться аккуратности, быть хоть немножко, но перфекционистом, обязательно подвижным и очень терпеливым. Потому что каждый ваш день будет состоять из беготни по залу, вывешивания, перевешивания, складывания и перекладывания товара. А в течение дня — и поправления товара в зале. Просто не у каждого человека хватит терпения перевешивать вешалки с одеждой с одного места на другое с целью наиболее гармоничного сочетания «верха» и «низа». Развесить одежку по вешалкам - это еще не искусство мерчендайзинга pixabay.com

А для того чтобы одевать и переодевать манекены, необходимо еще и терпение, так как оборудование это хрупкое и дорогое, а чтобы «зачехлить» манекен в одежду, нужно полностью его разобрать. И хоть он не ребенок, не крутится и не кричит, но его так же неудобно держать, пока одеваешь.

Но вы, несмотря ни на что, все уже решили. И чувствуете в себе силу, выносливость, знаете, что аккуратны и со вкусом у вас все в порядке, вам нравится «возиться» с одеждой и комплектовать ее, и вас даже берут на работу. С чем еще вы можете там столкнуться?

80% своего времени вы будете, конечно, развешивать товар, а по ходу будете учиться, узнавая много интересного. К примеру, о принципе развески от светлого к темному, о правиле комплекта (это когда рядом висят такие вещи, которые можно смело покупать, потому что они сочетаются друг с другом), о динамике в развешивании товара (например, чередование короткой и длинной одежды). А одевая манекены, будете запоминать, что с чем сочетать. Например, о необходимости использовать не более трех цветов или не более одного принта в комплекте. Что необходимо не просто «нарядить» манекен, а аккуратно заколоть одежду, чтобы не топорщилась и не болталась, убрать ценники — в общем, проследить за каждой мелочью, как если бы это был живой человек. Очень важно сочетание всех элементов экспозицииpixabay.com

Витрины, полки, вешалки — все это тоже ляжет под ваш контроль. А еще нужно будет выучить все принципы и правила ВМ вашей компании. Так как у каждого бренда они свои. И, конечно, не ждите, что сможете развешивать и расставлять изделия так, как вашей душеньке угодно. Творить вы сможете только дома или когда дослужитесь до ведущего ВМ или дизайнера. А пока… по стандартам и правилам, которые разработали до вас и которые действительно «работают», увеличивая продажи, вы будете все расставлять и раскладывать. Даже во что и как одевать манекены — все это уже будет оговорено и утверждено. Вам останется только этому следовать. Правда, отходить немного от правил все же разрешается, но не самовольно, а лишь с согласия вашего руководства. Работа визуального мерчендайзера сродни работе кинорежиссераpixabay.com

А поэтому никогда не обманывайтесь творческими профессиями. Как бы ни чудил модельер, дизайнер, фотограф, кинорежиссер и т. д., он в первую очередь соблюдает четкие правила и нормы, благодаря которым его продукт приобретает интересное содержание и привлекательный вид. Любой художник в широком смысле этого слова первым делом организован и до чертиков трудолюбив. Он знает свое дело в ежедневном, кропотливом, рутинном труде, и лишь изучив все, решается на эксперименты и чудачества.

Главное, научитесь относиться уважительно и ответственно к любой выбранной вами профессии, и тогда вы сможете в ней реализоваться. Хорошо поданный товар всегда радует глазpixabay.com

Что еще почитать по теме?

Кто такие мерчендайзеры?Как торгуют супермаркеты? Искусство побуждатьКак правильно делать покупки в супермаркете? Теги: специалисты, профессия, магазины, работа

shkolazhizni.ru

Визуальный мерчендайзинг: как стимулировать людей к покупкам

Мария Игнашенкова — визуальный мерчендайзер известного европейского бренда Top Secret в России. О тонкостях своей профессии, об отличиях российского и зарубежного визуального мерчендайзинга, а также о том, как в магазинах бренда создается стимулирующая к покупкам среда Мария рассказала в интервью бизнес-порталу БИБОСС.

В чем заключается работа визуального мерчендайзера и как вы к ней пришли?

Моя работа заключается в создании эффективной коммуникации с клиентом посредством использования визуальных техник — это касается, в первую очередь, витрины магазина, размещения товара в торговом зале.

Работая в сфере HR, всегда обращала внимание, как грамотный внешний вид и навыки презентации усиливали и подчеркивали опыт кандидата, что влияло на успешность прохождения интервью. Так, я решила пройти обучение в сфере имидж-консультирования и стайлинга и параллельно запустила проект (блог) fashion-тематики, а также начала поиск работы в сфере моды. К команде Top Secret я присоединилась на этапе запуска проекта в РФ в качестве team assistant, спустя полгода перешла на позицию визуального мерчендайзера. На данный момент работаю в компании уже около 4-х лет.

Одним их ярких профессиональных открытий был курс Марины Казаковой в школе «M&W» по эффективному мерчендайзингу и витринам. За срок обучения была возможность поработать над проектами по разработке концепции витрин, а также создать макет торгового пространства и оборудования.

Чем отличается зарубежный визуальный от российского?

В России внимание визуальному мерчендайзингу начало уделяться только с начала 2000-х, а в Европе он начал развиваться гораздо раньше.

Так, по началу, основным инструментом российского мерчендайзинга были POSM, в то время, как в Европе наибольшее внимание уделялось техникам выкладки и презентации товара. Сейчас большинство крупных известных брендов пришло к пониманию важности визуального мерчендайзинга как ведущего звена в цепочке продаж.

Также, следует отметить, разницу менталитетов — российские клиенты предпочитают более женственные и яркие стилизации, которые мы учитываем при презентации нашего товара. Также, по нашему опыту, в России эффективнее работает фронтальная и гардеробная развеска, в то время как в Европе клиенты проявляют высокий интерес к товарам, представленным, в том числе на столах.

По каким принципам располагается товар в ваших магазинах?

Девиз нашей марки — «Express yourself!». Наши клиенты всегда выглядят безупречно и чувствуют себя уверенно и комфортно. Мы предлагаем нашим клиентам образы на каждый случай, поэтому используем комплектную выкладку товара, создавая готовые стилизации. Важным моментом является универсальность — выбирая модели из сета, клиент получает возможность создать сразу несколько образов. Часто стилизации, представленные в зале, служат настоящим вдохновением.

У нас, как и у каждого бренда, имеются гайдлайны и стандарты презентации товара в торговом зале. На основании еженедельных инструкций, которые мы получаем из головного офиса, персонал размещает коллекцию в зале, с учетом существующего товаронаполнения. Также проводится проверка фотоотчетов и выезд на площадку каждую неделю. В целом, весь торговый зал делится на три основные зоны — зона А (новые поставки), зона В (текущая актуальная коллекция) и зона С (остатки товара и sale). При поставке товара вся коллекция размещается по сетам в зоне А, также в этой зоне могут размещаться текущие акции.

В своей работе я использую максимально широкий набор доступных инструментов:

— грамотная планировка пространства торгового зала;

— торговое оборудование разных типов;

— привлекательная выкладка товаров;

— ритейл-маркетинг (POSM)

— дизайн витрины;

— освещение;

— манекены;

— аудиокоммуникации.

Ключевым инструментом презентации является выкладка товара. В зависимости от категории товара используются различные техники выкладки:

— комплектная (гардеробная)

— товарно-перекрестная (для продвижения смежных товарных групп)

— товарная

— repetition (повторение)

— color blocking

— тематическая история.

К основным правилам визуального мерчендайзинга можно отнести:

— зонирование торгового пространства, логичная и простая навигация

— выделение товара на фоне окружения (с помощью цвета, света и POSM)

— размещение товара на уровне глаз клиента

— группировка

— правило трех

— грамотное использование POSM

В России 13 магазинов бренда, часто ли вы их посещаете?

Да, в мою зону ответственности входят все магазины франчайзинговой сети в РФ, Казахстане и Киргизии. Бываю в них, как правило, раз в сезон. Также я отслеживаю основные kpi магазинов (конверсия, средний чек, проходимость) и, в случае, если они ниже ожидаемых, выезжаю на площадку. В первую очередь обращаю внимание на то, что видит клиент, когда посещает наш магазин — витрина, входная группа, расположение коллекции в зале, расстановка торгового оборудования, освещение. Важный аспект — качество обслуживания клиента, которое зависит от знания коллекции.

Как в магазинах создаётся среда, стимулирующая к покупкам?

Мы начинаем с грамотно спланированного пространства и презентации товара. Новинки, бестселлеры и имиджевые модели располагаются в самых «горячих» точках — на манекенах и фронтах. Также важным аспектом является освещение и музыкальный ряд. Особое место занимает качественная работа торгового персонала. В целом, клиент чувствует себя комфортно, когда попадает в логичную, простую и понятную среду, где весь товар находится на своем месте. Отдельно стоит отметить использование POSM, которые являются ключевым инструментом мерчендайзинга и служат для коммуникации с клиентом непосредственно в точке продажи — так клиент узнает об акциях, новинках и бестселлерах.

Зачастую визуальный мерчендайзинг — это эксперимент, где мы постоянно используем разные ингредиенты и отслеживаем результат с коммерческой точки зрения. Поэтому, безусловно, бывают случаи, когда сет меняет свою локацию в торговом зале и это положительно отражается на продажах. Иногда значение имеет стилизация — то, как мы подаем коллекцию клиенту — в более классическом или свободном стиле.

Мы придерживаемся минимализма в оформлении витрин. Как правило, мы используем коллажную технику. Основными элементами являются — сезонный декор, баннеры и стикеры, т.к. мы работаем в сегменте масс-маркет. Развеска внутри торгового зала меняется раз в две недели, как и комплекты на манекенах.

Важно создать эффективную коммуникацию с покупателем, донести ДНК бренда*, повысить лояльность и узнаваемость бренда на территории РФ, Казахстана и Киргизии.

Бывая в других магазинах, оцениваете их с профессиональной точки зрения? Часто возникает желание перевесить что-нибудь?

Конечно, часто заглядываю в магазины других брендов, но чаще за вдохновением и новыми идеями. Всегда интересно видеть работу профессионалов и смелые решения. Желание перевесить что-нибудь возникает все реже ;)

Какие ошибки совершают начинающие визуальные мерчендайзеры?

Если говорить о частых ошибках начинающих мерчендайзеров, то самые распространенные: незнание основных правил выкладки товара (важно сочетать визуальную эстетику с функциональностью), неверная расстановка оборудования, высокая или низкая плотность развески товара.

Существенный фактор, влияющий на эффективность нашей работы — грамотно составленная ассортиментная матрица. Если товара слишком много или слишком мало, либо представленные изделия неактуальны, инструменты визуального мерчендайзинга будут бесполезны.

На что нужно обращать внимание руководству компании, желающему взять на работу специалиста вашей сферы?

Насколько коммерчески ориентирован кандидат, ведь визуальный мерчендайзинг — это не просто красивая картинка, это презентация товара с целью продажи. Отмечу чувство стиля и, конечно, владение техниками выкладки товара, о которых я говорила ранее. Насколько четко человек умеет донести идею, как хорошо знает текущие тренды в сфере моды, витринистики, мотивирован ли на результат. Если мы говорим о кандидатах с опытом работы — важно наличие портфолио и рекомендаций.

Что вдохновляет визуального мерчендайзера Top Secret Россия?

Архитектура, модные показы, живопись, хорошее кино. Отдельным вдохновением служат витрины модных домов, рассказывающие целые истории. Путешествия, знакомства с новыми людьми — всегда дарят эмоции и впечатления.

*«ДНК» бренда (англ. Brand DNA) — стратегическая концепция персоналии бренда, его внешнее выражение, совокупность его идентификаторов; отражение уникальных для бренда характеристик, которые мотивируют покупателя; играет ключевую роль в процессе узнавания бренда потребителями; формирует его неповторимость; является главным элементом мотивационной вертикали бренд-менеджмента, участвующим в формировании модели и имиджа бренда.

www.beboss.ru

Как это – работать визуальным мерчандайзером

Началось все с того, что в канун Нового года я потеряла работу и, чтобы иметь возможность купить себе елку, шампанское и мандарины, устроилась продавцом с полной уверенностью, что это все не обо мне. Что это временно.

Через пару месяцев открылась вакансия визуального мерчандайзера, и я решила попробовать. С моим смутным представлением, что это такое, меня, конечно же, не взяли. Но я уже влюбилась в это дело со страшной силой, и через год оно ответило взаимностью: меня утвердили на должность визуального мерчандайзера в компании.

Сейчас работаю как самостоятельная единица в двух направлениях: витринистика и мерчандайзинг внутри магазина, и консультирую в этих направлениях. Сотрудничала с G-Star RAW, DKNY Men, Sammy Icon и другими брендами.

Если ты живешь, скажем, в Лондоне, то специальность визуального мерчандайзера можно получить в колледже или университете, по окончанию устроиться на работу. В Украине нет хороших обучающих программ, мастер-классов, не говоря уже о государственном образовании. Если есть способности и стремление, то найти работу визуального мерчандайзера не сложно, но стать профессионалом можно только в процессе работы, впитывая всю информацию, которую дают мировые бренды. Если повезет, то можно попасть на обучающий тренинг или даже несколько, обменяться опытом с мерчандайзерами из других стран, понять, что мы все еще в каменном веке, вдохновиться и работать здесь с тем, что есть.

Процесс

Если делаю витрину, то создаю что-то вроде мудборда, чтобы заказчик понял основную идею и стилистику будущей витрины, обычно это несколько вариантов. Если один из них нравится, начинаю работать над детальной визуализацией.

При мерчандайзинге магазина зарисовки не работают, подходящий вариант находим только после нескольких вариаций размещения товара. Всегда начинаю с небольшого обсуждения основной идеи и тестового размещения, чтобы понять, совпадает ли у нас с заказчиком видение концепции. После этого всегда рекомендую немножко с ней «пожить», поработать и проанализировать, что изменилось. Такие этапы иногда приходится проживать несколько раз за коллекцию.

Меня спрашивают о странных требованиях заказчиков, но моим фаворитом является слово «красиво». Все. «Красиво», и никакой аналитики.

Вдохновляюсь разными вещами. Иногда это новый клип любимой группы, книга, которая пахнет благородной пылью, или документальное кино. А бывает, просто видишь что-то и уже начинаешь воображать себе новую декорацию. Выдумывать можно бесконечно, главное – не забывать записывать. Сложности начинаются на этапе воплощения: нужно балансировать между бюджетом, современными технологиями в Украине и своей идеей.

Самая приятная похвала – это, когда покупают все, что надето на манекенах, и счастливо убегают по делам. Когда засматриваются на витрину и, намереваясь пройти мимо, все же заходят внутрь. Когда заказчики анализируют продажи, понимают, что вещи продаются лучше обычного. Тогда ты по-настоящему видишь результат своей работы и понимаешь, что выбранная стратегия правильная. Ну и тихонечко так про себя: «Я  – молодец».

Сложности 

Множество людей, которые стремятся работать в этой сфере, думают, что это чистое творчество. На деле – это разноплановая работа, есть и творчество, конечно, но иногда нужно просто пойти и вбить гвоздь в стену.

Как-то мне сделали деталь для витрины не по размеру, и пришлось пропустить концерт любимой группы, чтобы подогнать все и собрать инсталляцию. А вообще лучший друг мерчандайзера – это биндер, такой черный зажим для бумаги. В случае чего сделает S из L или добавит структурированности наряду. Многие пользуются булавками, чтобы придать нужный силуэт, фактуру какой-то вещи, но для меня это крайняя мера, они зачастую портят изделие.

Часто спрашивают, монтирую ли я по ночам, например, перед праздниками. Да, ночь вообще самое классное время для работы. Когда никто и ничего не мешает, ты не нарушаешь целостность картинки, не разваливаешь в пух и прах весь зал и не путаешься под ногами у покупателей. Такая своеобразная магия, когда за ночь пространство магазина преображается. Особенно перед праздниками.

Манекены «на всю жизнь»

Качественный манекен – удовольствие не из дешевых, поэтому в украинских реалиях покупается раз и навсегда.

При подборе нужно учитывать, подойдет ли манекен под дизайн магазина, витрины; форму тела и позу; это будет отдельная часть тела, торс, с головой он или без, вес, износоустойчивость наконец.

Иногда магазины используют необычные манекены, чтобы вы посмеялись. А если посмеялись, значит, обратили внимание, а это уже половина дела. Недавно видела манекенов с большими головами, как кукла Братс в человеческий рост: зрелище, конечно, не для слабонервных, но запомнится надолго.

Со мной просто невыносимо ходить по магазинам. Я все рассматриваю и щупаю, а еще обязательно поправлю вешалки на рейле в чужом магазине и застегну молнию на куртке.

Скидки и одежда not for sale

Вопреки представлению, «скидочная» витрина скорее информативная, дающая посыл, мол «псссс, не хочешь немного скидок?» Никаких особых трюков не требуется. Нет ничего более «заманивающего», чем номинал скидки и чем он больше (в процентном эквиваленте), тем лучше работает. Вообще после повышения курса многие покупатели находятся в перманентном ожидании скидок.

Одежду с витрины почти всегда можно приобрести, и немногие магазины могут помимо декораций выделять еще отдельно бюджет на одежду not for sale, поэтому иногда сложно сохранить вид витрины в первозданном виде.

Так как визуальный мерчандайзинг является частью маркетинговой коммуникации, то сетевые магазины – это всегда четкие правила в выкладке, развеске и витринах. Один стандарт, которому должны соответствовать все магазины в мире. Это очень серьезно контролируется. Например, выстраиваются целые социальные сети для мерчандайзеров, чтобы те могли обмениваться фото витрин и развески, а бренд мог оставлять свои комментарии и корректировки.

Работа с украинскими брендами и рост «вширь»

Перед началом сотрудничества с отечественными марками я уволилась с работы. С помощью друзей сделала себе небольшую презентацию и разослала ее представителям рынка украинских брендов. Какая-то часть писем так и осталась без ответа, но были те, которые прониклись идеей и решили внедрять визуальный мерчандайзинг в украинский рынок.

Несколько раз принимала участие в разработке оборудования для магазинов. Планирую заняться фестивальными стендами или pop-up-магазинами. Оформляю пока сама, крашу, сверлю, прикручиваю, декорирую.

Визуальный мерчандайзинг в Украине пока остается уделом мировых брендов. И моя ЦА часто не знает о такой услуге или недооценивают ее значимость, поэтому я нахожу клиентов чаще, чем ищут меня. Многие продолжают делать развеску самостоятельно, приглашают декораторов и флористов для витрин. Несколько клиентов нашлись просто через общих знакомых или facebook. Сарафанное радио никто не отменял.

Куда растет мерчандайзер? Во многих компаниях ты сначала отвечаешь за один магазин, потом за регион, потом за бренд в Украине, ну и по накатанной. Можно уйти в маркетинг или стать байером, бренд-менеджером, но это уже смена сферы.

Лично мне больше нравится перспектива роста не вверх, а, так сказать, «вширь». Занять какую-то нишу и развиваться в ней. Сейчас я как раз на пути к этому.

thedevochki.com


Смотрите также