Вериги что это такое фото


Вериги

Максим много раз читал про вериги, очень ему было интересно, для чего некоторые Святые носили вериги? Что они могут дать душе Православного? И самое главное – почему именно этот подвиг оказался под почти безоговорочным духовным запретом именно в последние полтора, или даже два столетия Православной аскетики? С самого начала своего пребывания в Церкви, приученный к тому, что без совета с духовником важные решения принимать опасно, он отправился к духовнику обители.Схиархимандрит Василий внимательно выслушал Максима.- Хорошо, Максим, сделай себе вериги. Потом принесешь их мне, я их освящу и ты их будешь носить. Только сделай все так, чтобы никто ничего не знал.- Это несложно, о. Василий, – сказал Максим, – У меня как раз сейчас послушание в механической мастерской монастыря, я прямо сегодня ночью могу подобрать первые материалы. Железа там, в мастерской, всякого полно.о. Василий благословил Максима.Ночью, запершись один в механической мастерской, Максим приступил к работе. Перерыв весь имеющийся в наличии металлолом, Максим нашел наконец длинную, толстую цепь, два стальных, толстых прямоугольника и, в довесок ко всему, еще одну отдельную цепь на опоясание.Тщательно промыв весь найденный метал в тазу с чистой водой, Максим просушил его на батарее и включил сварку.«Варить металл придется прямо в мастерской» – подумал Максим, «если начать варить на улице, отблески сварки будут видны очень далеко, а лишние свидетели мне сейчас совсем ни к чему».Неожиданно для себя, быстро, к утру, Максим уже полностью закончил свою работу. На двух стальных прямоугольниках были наварены снаружи восьмиконечные Православные кресты, к которым, наподобие монашеского параманда, были приварены крестообразно четыре толстых цепи, обтянувшие плечи и бока Максима крепкой стальной хваткой. На пояс он изготовил тяжелый металлический ремень с железной пряжкой. Тщательно все примерив, Максим дополнительно укоротил две нижние цепи на веригах, и немного переделал конструкцию металлических застежек на цепях вериг и на металлическом поясе.Утром о. Василий встретил Максима радостный и весело возбужденный. Когда Максим развернул перед о. Василием плоды своего ночного труда, о. Василий взял в свои руки новоприготовленные вериги, развернул их и радостно сказал.- Сегодня ночью я видел эти вериги, они были все в огне!Потом о. Василий помазал вериги и пояс Максима освященным маслом, одел их на голое тело Максима; сверху, на вериги, он одел чью-то, неизвестную Максиму, старую толстую нижнюю армейскую рубашку, а в руку вложил крепкие, необыкновенно толстые, монашеские четки - сотку.- Носи эти вериги теперь всегда. Никогда их не снимай.- Даже на ночь? – спросил Максим.- Даже на ночь, – ответил о. Василий, – Сейчас я тебе кое-что, тоже покажу.о. Василий залез под свою кровать и достал оттуда какую то старую сумку. Когда он развернул серый матерчатый сверток, Максим увидел вериги старой работы, кованные. «Пожалуй, по весу не менее моих будут», с внутренним вздохом подумал Максим.Ему стало немного неприятно от того, что о. Василий приоткрыл ему тайну своего подвига.- Я их восемь лет носил, – сказал о. Василий, – а сейчас уже не могу, тяжело мне стало их носить. Стар я уже стал.о. Василий завернул свои вериги в материю и положил их обратно под кровать.- А что мне делать, если кто-нибудь из братии, случайно прикоснувшись ко мне, почувствует на мне железные цепи? – спросил Максим.Его очень беспокоил этот вопрос.Он всегда не любил привлекать к себе чье-либо излишнее внимание, но получил от о. Василия несколько смутивший его поспешный ответ.- Ты что, не знаешь, что говорить в таких случаях?! Скажи, что это ортопедический корсаж.Максиму опять стало немного неприятно на душе. Служение Христу и явная сознательная ложь, как-то совсем не могли совместиться в душе Максима между собой, но со схиархимандритом и духовником обители разве положено спорить простому послушнику? Максим ничего не сказал о. Василию и, взяв у него благословение. пошел на свое обычное монастырское послушание. С этого дня и начались для Максима его огненные дни ежедневного сгорания его души и тела в огне вериг…И душа и тело Максима были не один десяток раз доведены непрерывно жгущей его стальной хваткой вериг, до самого, что ни на есть, крайнего напряжения всех его внутренних сил. Десятки раз, а иногда даже, как ему казалось, и сотни раз, он говори самому себе.- Все!!! Больше не могу! Никакие силы человеческие не окажутся способными терпеть эти ежеминутные и ни на секунду непрекращающиеся жестокие режущие боли… - а через минуту он в тысячу первый раз опять говорил сам себе.- Потерпи еще немного, может Бог подаст еще немного сил и ты выдержишь еще и сегодня эту нестерпимую ежесекундную пытку?Максим почти перестал спать по ночам. Стоило ему только лишь прикоснуться к постели своей спиной или грудью, как резкая, очень острая режущая боль, мгновенно лишала его сна. Нередко он едва-едва удерживал себя от того, чтобы хотя бы не оглашать своей кельи громкими стонами… Ночи превратились для Максима в одну непрерывную Голгофу.Для того, чтобы хоть как-то, но дать своему телу отдых после дневных монастырских послушаний, Максим был вынужден в течении всей ночи держать свое тело на весу, опираясь на свои локти в полулежащем состоянии. Стоя на длинных монастырских Богослужениях, Максим был нередко поглощен только одной мыслью: «только бы выдержать и только бы не свалиться с ног до конца службы»…Через неделю этих особенно жестоких в своем начале телесных и душевных пыток, Максим начал замечать в своей душе первые духовные последствия ношения вериг.Во первых: ему уже не нужно было приковывать свой непрерывно убегающий от памяти Божией ум к помыслам о Боге. Вериги своими жестокими болями заставляли Максима непрерывно взывать ко Христу.- Господи помоги…- Господи, не остави…- Господи, дай мне выдержать эту пытку хотя бы еще на один день…Во вторых: он уже не мог принимать участия в пустословии окружающих его братий. В то время, когда братия рассказывали друг-другу какие-либо смешные или веселые истории, Максим едва-едва не теряя своего сознания от очень сильных и режущих его тело болей, думал только обо одном.- Господи, не оставь меня…Максиму было явно не до пустословия.В третьих: он понял, что выдержать это ежедневное свое сгорание в огне вериг, можно. Хотя он почти совсем не спал ночами, но зато он поневоле был вынужден молиться Богу почти во все время своей невольной еженощной бессонницы.В четвертых: вериги вдруг неожиданно «ожили» на теле Максима. Впервые это произошло в трапезной монастыря, когда кто-то из братии монастыря начал вслух осуждать чей-то очень грубый и греховный проступок, и как только Максим захотел раскрыть свой рот и сказать, что так действительно поступать нельзя, как вериги с неожиданной силой так сильно сдавили Максиму грудь, что он едва-едва не поперхнулся своим супом.- А ты то чем лучше других? – услышал внутри себя Максим чей-то очень ясный и отчетливо прозвучавший внутри него голос.В другой раз вериги приподняли его над его кроватью и так, держа его на весу, чей-то спокойный голос спросил Максима.- Можешь ли ты вырваться из этих стальных цепей? Не намного ли крепче эти стальные толстые цепи твоего немощного тела?- Не могу. Скорее тело мое распадется на куски, чем порвутся эти толстые железные цепи, – ответил Максим.- Знай, – ответил Максиму чей-то очень спокойный и ясно слышимый душе Максима голос, – Любовь Божия к тебе, в бесконечное количество раз крепче этих стальных цепей. Христос никогда не отдаст тебя врагу.Спустя несколько мгновений, Максим опять был опущен на свою постель. Все, казалось, было, с духовной точки зрения, почти безупречно. Молитва Максима стала почти непрестанной и внимательной. Вериги помогали Максиму не принимать участия во многих мелких и повседневных грехах окружавшей его братии, самым ясным и простым способом он получил удостоверение в крепости любви Божией к человеку и даже, однажды, вериги запретили ему произнести словесное осуждение над своим ближним.Но однажды ночью, с Максимом произошло нечто ужасное. Три мужских блудных осквернения во сне за одну ночь! Ничего подобного с Максимом не происходило никогда! Какой-то частью своей души Максим понимал, что причиной этого кране неприятного для него события, являлось ничто иное, как ношение им вериг. Вечером, как только выдалось свободное время, он был на приеме у о. Василия.- Ты смотри у меня! Что бы этого больше не повторялось! – сказал о. Василий.Максим вышел из кельи схиархимандрита и духовника обители в крайнем смущении духа.«Да как только у него повернулся язык дать мне такое безумное наставление?!» с великой горечью подумал Максим, «ведь осквернения со мной происходят во сне; притом совершенно помимо моей воли, разве я могу сделать так что бы они больше не повторялись?!»…Ночные осквернения, впрочем, как неожиданно пришли, так же неожиданно и ушли. Но спустя месяц, с Максимом произошло то, чего он более всего опасался в тайне своей души. По монастырю разлетелся слух о том, что Максим носит вериги.Один из знакомых ему послушников, как-то фамильярно хлопнул Максима по спине, и по всей комнате, в которой находилось еще несколько послушников, ясно и звонко разнесся звон металлических цепей…- О! – потирая ушибленную руку, уважительно сказал ударивший его по спине послушник, – Да ты, никак, вериги носишь пудовые… Уж больно тяжелы!Максим, ничего не сказав, молча вышел из комнаты, в которой он работал, так и не докончив начатого им дела.Два дня он ходил, как в воду опущенный. Зная, что в мужском монастыре все слухи разлетаются с не меньшей быстротой, чем в женском, Максим ждал вызова к игумену и крайне неприятного разбирательства по этому вопросу. Впутывать духовника обители, при выяснении этого вопроса, Максиму явно не хотелось. Максиму было уже немало лет, и он не вчера родился, чтобы не видеть того, что между игуменом и духовником обители давно уже присутствует застарелая и, поэтому, трудно поправимая неприязнь к друг-другу. Внутренне Максим неожиданно для себя попал в очень сложное положение.Но дни проходили за днями. Максим притерпелся уже к веригам и порой, на некоторое время, иногда даже начинал забывать о их на себе присутствии. К игумену его никто не вызывал, с расспросами к нему тоже никто не подходил. Да и сам Максим, обычно всегда хмуро сосредоточенный и молчаливый, редко, кого располагал к беседам с ним.Решающим моментом в его начинающих возникать сомнениях в том, что он, возможно, не своевременно надел на себя железные цепи вериг, явилось событие прямо к веригам совершенно никакого отношения не имеющее. Как-то к Максиму, на место его послушания, зашел давно и коротко ему знакомый москвич Андрей. Андрей был в восхищении от последнего свидания с духовником обители о. Василием.- А ведь правда, про вашего духовника даже в Москве многие говорят, что он прозорливый! Не успел я с Диной переступить порог его кельи, как он нам тут же сказал нам, что над нами Небесные венцы! И что нам надо с ней непременно вскорости обвенчаться в Церкви!- Постой! – Максим, давно знавший Андрея, слегка оторопел, – с какой Диной?!- Да ты знаешь Максим, я тут два месяца назад такую женщину встретил!!! Как только я ее в первый раз увидел, сразу понял, что это - любовь с первого взгляда. Мы оба сразу же крепко полюбили друг-друга. Но у нас пока сложности. У Дины четверо маленьких детей от первого мужа и она живет на его жилплощади в Москве…- Ты ничего не перепутал? – прервал его восторженную речь о своей возлюбленной Максим, – Что-то мне не верится, что бы наш духовник мог благословить тебя на брак с женщиной, у которой четверо маленьких детей от первого мужа…- Ты что? Максим, зачем мне врать?! Дина и сейчас здесь. Я тебя с ней обязательно познакомлю, – она прекрасный человек. А с мужем своим Дина не венчана, он очень злой и жестокий человек, его даже его собственные дети не любят…- Подожди, Андрей, – Максим начинал закипать, – Ты в своем уме? Я тебе попросту скажу. Ты знаешь, сколько переломанных судеб я видел после разрушения семей и, тем более, у них дети? Сколько лет Дина прожила со своим мужем, родив ему четверых детей?- Четырнадцать, – немного оторопев, глядя на возмущенный вид Максима, ответил Андрей.- Ты еще молод, Андрей, а я жизнь прожил. В чужие семейные отношения нельзя вмешиваться так, как это хочешь сделать ты. Как бы тебе не нравилась Дина, но ведь у ее детей есть их родной отец. Ну и что, что они не венчаны, что это меняет? Дети останутся без родного отца, мужик останется один…- Да он ее вообще не любит! – пытался оправдать свою страсть Андрей.- Ты знаешь, что я тебе скажу, Андрей, – Максим едва-едва сдерживал себя от того, чтобы не накричать на своего старого товарища, – Ты дурак влюбленный!!! Запомни раз и навсегда: на чужом горе ты никогда своего счастья не построишь!!! Сейчас они говорят друг-другу, что не любят дру- друга, а потом мужик, оставшись один, может попросту сломаться… Мужики, они вообще гораздо тяжелее переносят все эти семейные разводы… Зачем тебе лезть в чужую семью? Господи! Четверо детей!!! Да о чем вы думаете?- Я что-то не понимаю, Максим, ты что, умнее своего духовника?!- А он вас спросил о том, кто вы такие и каким образом вы собираетесь создавать свой брак?- Да нет. Он у нас ничего не спрашивал. Зачем ему спрашивать? Ведь все же знают, что он прозорливый. Дину он вообще в первый раз увидел.- Андрей, неужели до тебя не доходит, что ты не прав?Андрей молчал. Максим ушел за шкаф и, не выходя оттуда, сказал Андрею.- Андрей, не приходи ко мне больше, я не хочу тебя видеть. Ты видишь только свою любовь к Дине, а до ее мужа и до ее детей тебе и дела нет. Пока не расстанешься с Диной, в мою келью больше не приходи…Спустя пол-минуты, Максим услышал звук закрывающейся за Андреем двери.- Господи!!! Какое безумие!Максим упал на колени перед иконами и горькие слезы потекли из его глаз.- Господи!!! Вразуми его! Какая муха его укусила? Ведь в сердце своем Андрей очень добрый человек. Неужели он настолько ослеп от своей страсти, что не оказывается способным увидеть даже то, что ясно ребенку?- Что ты переживаешь за него, Максим? – услышал внутри себя Максим, чей-то спокойный и чистый голос, – сейчас время его падения, а придет время, и Я Сам его спасу.На душе Максима стало от этого голоса как-то неожиданно легко и спокойно.Вечером к Максиму пришел ответственный за баню, трудник Валерий.- Максим, иди в баню, ты давно уже в бане не был. Там все готово. Ближайшие полтора часа твои. Можешь мыться спокойно, тебя никто не будет беспокоить.- Хорошо. Сейчас приду, минуты через три, – ответил Максим.В бане Максим, предварительно тщательно заперев за собой на два крючка дверь, снял с себя одежду и положил, в заранее приготовленный пластиковый пакет, старую армейскую рубашку и четки, благословленные ему духовником обители. В его душе уже созрело четкое и ясное для него решение, которое оставалось только лишь довести до своего логического завершения. Сняв вериги, Максим осмотрел свое тело.«Мда… Зрелище явно не для слабонервных» вздохнул Максим, разглядывая кровавые и гнойные кровоподтеки на своем теле. Понемногу, стараясь не задевать мочалкой свежих язв, Максим помыл свое грешное тело. При снятых веригах, он испытывал самое настоящее блаженство. Тело отдыхало после полуторамесячных ежедневных мук… В душе Максима происходила борьба. Тело, глядя на своего мучителя, кричало: «убери их, я не могу их более терпеть», душа не знала, что делать, а дух молчал.В большой печали и с почти невозмутимым спокойствием Максим одел вериги на свежевымытое тело, и едва-едва не закричал от сильной и жестоко обжигающей его боли. Вода размыла его гнойные раны и сделала их особо чувствительными к свежим прикосновениям железных вериг.Максим, выйдя из бани, нашел послушника Олега.- Олег. Возьми этот пакет и не разворачивая его, отнеси прямо сейчас к схиархимандриту Василию. Он сразу все поймет. Скажи ему, что это я возвращаю ему его вещи.- Хорошо отнесу, – сказал Олег, – я сейчас как раз к нему иду, – Олег взял у Максима пакет и пошел к о. Василию.Максим пошел на третий этаж послушнического корпуса к о. Пахомию. Иеромонах Пахомий не был его духовником, но Максим уже привык брать Священническое благословение на все свои самые значительные поступки в жизни и переступить внутри себя через этот навык, он уже почти физически был не в состоянии.- А, Максим. Заходи, – о. Пахомий был несколько удивлен приходу Максима в столь позднее время, стоял уже очень поздний вечер.- Да я, батюшка, хотел у вас благословение взять… – не совсем уверенным голосом начал свою речь Максим.- На что? – о. Пахомий, как всегда, улыбался своей самой простецкой улыбкой. Вот эта-то его простота и придала Максиму смелости и сил.- Я хочу вериги с себя снять и выбросить их в монастырский пруд.- Какие вериги? – искренне удивился о. Пахомий.- Да, духовник обители благословил мне носить вериги, а я утратил к нему доверие. А вериги мои, я их сам сделал, вот хочу с вашего благословения от них избавиться…о. Пахомий немного помолчал. Потом прошел по келье туда и сюда два раза. Потер задумчиво свою бороду и совершенно спокойно сказал.- Духовного отца себе выбирает по правилам Православной Церкви само чадо, а не духовный отец. Если чадо хочет уйти о своего духовного отца, то никто не имеет права препятствовать ему в этом. Таковы правила Церкви, – потом немного помолчав добавил, – прежде, чем выбрасывать вериги, принеси их ко мне, я хочу на них посмотреть…- Хорошо, батюшка я прямо сейчас их принесу, – сказал Максим и ушел в свою келью.Когда он принес их о. Пахомию и подал их лежащими в пластиковом пакете, то о. Пахомий не разворачивая пакета просто взял их в левую руку, а правой благословил.- Тяжелые!Заключение.Р. S. Прим. автора: Как-то в одной частной беседе Максим сказал мне с очевидно большой и весьма значительно выстраданной им печалью в голосе.- Знаешь, Сергей, в чем была моя ошибка, когда я уже окончательно и ясно для себя понял, что духовник нашей обители о. Василий – находился под сильным воздействием духа прелести?!- В чем? – спросил я, зная, что Максим обычно никогда и ничего не любит говорить просто так для красного словца, и услышал для себя, ошеломивший меня глубиною своей мудрости, ответ.- Я осудил его, и отвернулся от него всею своею душою на несколько долгих лет. За это Господь оставил меня самого. Я, в течении многих лет потом, очень сильно страдал и мучился от черезмерных демонских искушений, пребывая в полном удалении от мира. Только лишь пройдя сквозь этот невероятно ужасный ад, опытно знакомый только затворникам и отшельникам, я наконец-то начал понимать простой смысл, в общем-то совершенно не сложного христианского милосердия. От грешника, кем бы он ни был, и как бы низко он не падал, не надо отвращаться душою своею, а надо молиться за него и скорбеть за него душой, не взирая ни на свои, ни на его грехи. Ведь мы же христиане и, казалось бы, должны всегда и во всем любить друг-друга, а нами очень часто правит не милосердное ко всем отношение, а тонко гордый, и в глубине своей, ко всем жестокий и лжеправедный ум. Лишь только когда я впервые и совершенно искренне в сердце своем сказал Господу Богу: «ими же веси судьбами, спаси Господи и помилуй схиархимандрита Василия», мои лютые брани начали мало помалу прекращать свое тираническое и жестокое властительство над моею душой! 27-06-2011, 15:08 by CoreПросмотров: 14 977Комментарии: 10

Ключевые слова: Душа вериги монастырь Бог

Другие, подобные истории:

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

4stor.ru

Вериги преподобного Никиты Столпника - Православный журнал "Фома"

Вериги (старослав. верига — «цепь») — тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг — один из видов аскетического подвига.

Большие вериги — тяжелые цепи с крупными звеньями. Висят возле иконы преподобного Никиты. По традиции, чтобы приложиться к ней, нужно повесить цепи себе на шею. Фото Михаила Кудрявцева

Малые вериги — три металлических креста, соединенные цепью поменьше, лежат рядом на аналое (напольная подставка в храме для икон и святынь). Фото Михаила Кудрявцева

Преподобный Никита Столпник

Святой жил в XII веке в Переславле-Залесском и заведовал сбором налогов. В 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого начали колоссальную перестройку города и на Никиту возложили миссию собирать «усиленную дань» с жителей. Добывая деньги для государства и себя лично, он иногда доводил людей до разорения. Жизнь чиновника изменилась после услышанного в храме отрывка из книги пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис 1:16-17).

«Отец! Спаси погибающую душу»

Раскаявшись, Никита буквально бросился в монастырь к игумену со словами: «Отец! Спаси погибающую душу». По благословению настоятеля преподобный взял на себя сразу несколько подвигов: столпничество и ношение вериг. При этом столпничество было не вполне привычным: вместо столпа — возвышения, на котором подвижники проводили остаток своей жизни стоя, Никита вырыл глубокую яму и стоял в ней.

Смерть из-за вериг

Вериги стали причиной смерти святого. Железные цепи настолько отполировались о тело подвижника, что блестели как драгоценный металл, и люди, не верившие в покаяние Никиты, посчитали, что он тайком носит на себе сокровища. Подвижника убили, а тяжеленные цепи тащили до берега Волги, пока не поняли, что они железные. Вериги были выброшены разбойниками в реку. Через некоторое время инок Петропавловского Ярославского монастыря обрел их. По преданию, они плавали на поверхности воды, как будто были сделаны из дерева, и от них исходило дивное сияние.

Позже их опознали, как вериги Никиты, торжественно перенесли в Переславский Никитский монастырь и положили на гроб подвижника. Память преподобного Никиты Столпника Церковь празднует 23 и 24 мая.

Открыть на весь экран можно здесь.

Фотопанорамы фотографа «Фомы» Владимира Ештокина — Россия 3D.Где находятся: Никитский мужской монастырь

Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20.

Кто еще носил вериги

Вериги носили многие подвижники — всех перечислить невозможно. Рассказываем на примере троих известных святых Православной Церкви.

Евфросиния Полоцкая 

Ее вериги хранятся в Полоцком Свято-Ефросиниевском монастыре в дубовой раке. Вес — 7 кг.

Преподобный Феодосий Печерский 

«…Блаженный отправился в кузницу и поручил там кузнецу сковать себе железный пояс в виде цепи. Этот тесный и до крови врезавшийся в тело пояс он надел прямо на тело и с тех пор никогда уже его не снимал».(«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский

В детстве он сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога». Так и случилось. «После старца Иринарха осталось праведных “трудов” его: сто сорок два креста медных, семь трудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные пута ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связки, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело». («Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).

Интересный факт:

29 января Православная Церковь празднует поклонение честны́ м веригам апостола Петра. Но это не те вериги, которые носили подвижники. Вериги апостола — оковы (цепи), в которые ученика Христова заковали в тюрьме. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме.

Вы можете скачать и распечатать материал в формате А4 или А3:

foma.ru

Вериги

Вери́ги (старослав. верига — «цепь») – 1) железные цепи, полосы, кольца, носимые подвижниками на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и пр., которые носили некоторые подвижники для смирения плоти; 2) Праздник поклонения веригам св. ап. Петра (29 янв.) относится к тем цепям, которыми был скован апостол в Иерусалиме царем Иродом Агриппой I (Деян.12:1-11).

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело. Ношение вериг есть аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Ношение вериг составляло особый подвиг, требующий духовного рассуждения и благословения опытного духовника, — как писал свт. Филарет (Дроздов): «для … [вериг] есть люди, и времена, и причины». В настоящее время вериги используются крайне редко.

Page 2

• алфавитный указатель •

«В наши дни очень трудно обратить необразованного человека, потому что ему все нипочем. Популярная наука, правила его узкого круга, политические штампы и т.п. заключили его в темницу искусственного мира, который он считает единственно возможным. Для него нет тайн. Он все знает. Человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной».Льюис К. С.

Единственная польза от здешней жизни здесь в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого. cвт. Григорий Богослов

Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.

azbyka.ru

Вериги - это... Что такое Вериги?

Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского, 1911 г.

Вери́ги (ст.-слав. верига — «цепь») — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов.

Веригоношение

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотью; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.

Вериги в псковском музее

Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета:

  • «Возмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:28-30);
  • «Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него» (Плач.3:27-28);
  • «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал.6:17).

Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола, распять плоть свою со страстями и похотями (Гал.5:124). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Вериги святого Петра

Вериги апостола Петра

Основная статья: Вериги святого Петра

Вериги святого Петра — цепи, которыми по преданию был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Ссылки

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

dic.academic.ru

Вериги преподобной Евфросинии Полоцкой

Вериги – это разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые подвижниками на теле для смирения плоти и покорения ее духу. Вес вериг мог достигать десятков килограмм, а ихношение всегда было делом тайным и сокровенным. Первоначально вериги были принадлежностью монахов-аскетов. Святитель Григорий Богослов писал о них так: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом[1], как только знаком своей борьбы с плотью, – возникло желание более чувствительно воздействовать на волю через воздействие на тело. Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола Павла, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для смирения плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

На Руси ношение вериг уже в XI–XII веках получило широкое распространение среди монахов-подвижников. Читая Киево-Печерский Патерик, мы узнаем о том, что преподобные Феодосий († 1074), Марк Пещерник († ок. 1102) и Иоанн Многострадальный († ок. 1160) носили на теле своем железо. Так, преподобный Феодосий, будучи еще отроком, «пришел к одному кузнецу и приказал ему сковать железный пояс, которым и препоясался». Преподобный Марк Пещерник, с усердием копавший могилы для братии Киево-Печерской Лавры, «возложил на чресла свои железо, которое носил во все время жизни своей, бодрствуя день и ночь в молитве». Преподобный Иоанн Многострадальный, Затворник, около тридцати лет боровшийся с плотской страстью, не только усердно постился и лишал себя сна, но и «решил наложить на свое тело тяжкия брони», долгое время измождая себя железом.

Древнее предание донесло до нас сведения о том, что основательница Полоцкого Спасского монастыря преподобная Евфросиния также в течение многих лет совершала подвиг ношения вериг. По милости Божией, в наше время были обретены вериги святой – железные цепи весом 7 кг. В 1991 году они были найдены в древней Спасо-Преображенской церкви. Преподобная явилась во сне одной благочестивой прихожанке Спасского храма и повелела взять вериги на чердаке церкви. В 1998 году святыню передали епископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию (Бильченко) для хранения в Спасо-Евфросиниевской обители. Вериги положены в дубовую резную раку с сенью, где до 2007 года покоились мощи преподобной Евфросинии. Люди, с верой поклоняющиеся веригам, получают исцеление душевных и телесных недугов.

Источники:

1. Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры с приложением избранных акафистов. Минск, 2005.

2. Киево-Печерский Патерик, или сказания о житии и подвигах Святых Угодников Киево-Печерской Лавры. Киев, 1991. (Репринт. воспр. 3-го изд. 1903 года).

3. Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II.

4. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1991–2011 годы.

[1] Аналав – часть облачения великосхимника, перевязь, крестовидно возлагаемая на плечи, спину и грудь, образующая по форме Андреевский крест.

spas-monastery.by

Вериги - что это значит?

О том, что это – вериги, у современного человека, как правило, имеется только общее представление. Когда слышат это слово, обычно представляют цепи или веревки. Отчасти это правильное представление, но нужно отметить, что веригами могло быть множество самых разных предметов. Подробности о том, что это – вериги, можно узнать из предлагаемой статьи.

Что сказано в словаре?

В словаре предлагается три варианта толкования рассматриваемого объекта.

Первое из значений слова «вериги» снабжено пометкой «религиозное». Под ним подразумеваются такие предметы, как оковы, кандалы, цепи из железа, кольца, полосы и тому подобное. Их носили некоторые верующие христиане, надевая на голое тело с целью «усмирения плоти» и зачастую делая это тайно.

Пример употребления. У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» упоминается о графе-монахе, носившем вериги, которые весили несколько пудов. Он, будучи привыкшим к изысканной французской кухне, стал питаться исключительно картофельной шелухой.

Устаревшее значение

Что это – вериги в устаревшем значении? Речь идет о железных цепях, кольцах, кандалах, которые раньше накладывали на ноги или на руки преступникам.

Пример. И без того плачевное положение заключенных, одетых в лохмотья и дрожавших на холодном ветру, усугублялось надетыми на них тяжелыми веригами.

В переносном смысле

В этом случае имеется в виду бремя - как правило, душевное или нравственное.

Пример. В книге «Александр I» А. Н. Архангельский писал о том, что в то время наложение на самодержавную власть конституционных вериг значило усиление стариков, а предобразование государственной машины значило лишение стариков насиженных теплых мест.

Веригоношение

Чтобы усвоить, что это – вериги, целесообразным будет сказать о них подробнее. Как уже было отмечено, этот предмет был в ходу у христианских аскетов и использовался ими для «умерщвления плоти». Кроме упомянутых цепей, колец и полос могли применять железные шляпы, железные подошвы, медные иконы, которые вешали на грудь с помощью цепи. Иногда цепь продевалась сквозь кожу или даже тело. Вес вериг мог достигать иногда нескольких десятков килограммов.

Как писал Григорий Богослов, изнуряя себя веригами и истончая плоть, монахи истончали вместе с тем и грех. В соответствии со строгостями аскетического идеала иноки перестали довольствоваться лишь обычным аналавом (четырехугольный платок, на котором изображены страсти Господни). У них возникло желание более чувствительно воздействовать на свою волю путем воздействия на тело.

Сначала вериги носили исключительно монахи-аскеты, но затем их стали использовать и обычные верующие.

Небольшая путаница

В 2010 году на зимней Олимпиаде в Ванкувере после неудачного выступления нашей сборной В. В. Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, отметил, что оно является поводом для проведения серьезного анализа. Он дал указание сделать оргвыводы и исправить ситуацию, создав необходимые условия для хорошего выступления российских спортсменов на сочинской Олимпиаде в 2014 году.

Премьер также отметил, что в Ванкувере от наших олимпийцев ожидали гораздо большего, но это не значит, что нужно опустить руки и, посыпая пеплом голову, избивать себя веригами. Следует отметить, что в данном случает имеет место неточность. Ведь как видно из сказанного выше, никто себя не собирался бить веригами, их носили на теле.

Скорее всего, речь шла о самобичевании, иначе называемом флагелланством. Это движение «бичующихся», которое возникло в XIII веке. Его представители использовали самобичевание как один из вариантов «умерщвления плоти». Оно могло быть и келейным, и публичным.

При этом орудием был бич или плетка с тремя хвостами. На плетке имелись многочисленные узлы с шипами длиной в палец. При ударе они вонзались в плоть с такой большой силой, что для их извлечения необходимо было сделать дополнительный рывок.

Подтверждает ошибку и этимология слова «вериги», образованного от старославянского «верига», обозначающего «цепь», которое происходит от праславянского verti, что значит «связывать».

fb.ru


Смотрите также