Утреня что это такое


Утреня

См. раздел: БОГОСЛУЖЕНИЯ

У́треня (греч. ὄρθρος (ортхрос) (от глагола ὀρθρίζω — рано приходить)) – церковное общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром. 

Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

  1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
  2. Великая ектения.
  3. Песнопение «Бог Господь и явися нам».
  4. Тропари воскресный или празднику (святому).
  5. Чтение кафизм.
  6. Малая ектения.
  7. Полиелей («Хвалите имя Господне»). Каждение всего храма.
  8. Воскресные «непорочны» («Благословен еси, Господи»).
  9. Величание (под великие праздники).
  10. Малая ектения.
  11. Седальны или ипакои.
  12. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
  13. Вынос Евангелия.
  14. Прокимен.
  15. Чтение Евангелия.
  16. Песнопение «Воскресение Христово видевше».
  17. Чтение 50-го псалма.
  18. Слава. «Молитвами Апостолов». И ныне. Молитвами Богородицы».
  19. Канон (после 3-й и 6-й песней — малая ектения и кондак). По 8-й песни канона песнопение «Величит душа моя Господа». Каждение всего храма.
  20. Экзапостилларий или светилен.
  21. Песнопение «Всякое дыхание да хвалит Господа».
  22. Стихиры на хвалитех. И ныне: Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево».
  23. Великое славословие.
  24. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника и Богородичен.
  25. Сугубая ектения.
  26. Просительная ектения.
  27. Отпуст великий. Многолетие.
  28. Первый Час.

Общее число эпизодов Евангелия, читаемых на воскресной всенощной, — одиннадцать. Это чтение может быть заменено лишь в случае совпадения воскресного дня с двунадесятым праздником. Воскресные евангелия на утрене оказывают влияние на состав эксапостилария, его богородична и евангельской стихиры, которые зависят от евангельского чтения  (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха.

1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь; 2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является Ангел; 3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, Вознесение; 4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — мироносицы и ап. Петр у гроба Спасителя; 5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — явление Христа ап. Луке и Клеопе на дороге в Эммаус; 6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и Вознесение; 7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученики приходят к гробнице Учителя; 8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Марии Магдалине; 9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — уверение ап. Фомы; 10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы; 11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Христа с ап. Петром.

Page 2

• алфавитный указатель •

Грех – добродетель со знаком минус. Грех – ржавчина, коррозия, которая ослабляет и разрушает человека. Грех расслабляет человека раз за разом и человек уже не чувствует разложения, порчи.

Грех стремиться захватить власть над человеком, подчинить его. Греховные удовольствия – гонка за тенью, человек никогда не найдёт удовлетворения своим страстным наклонностям, но будет всегда жаждать греха.

Грех обманывает человека, создаёт иллюзию счастья, но может дать лишь временное успокоение…

azbyka.ru

Утреня: что поется и читается на этой службе

Это богослужение многими понимается не до конца. А кто-то и вовсе считает его необязательным. В книге «Всенощное бдение» отец Михаил Браверман пошагово рассказывает о смысле этой службы, показывая её важность и историческое значение, иллюстрируя рассказ собственными рисунками. Сегодня мы приводим главу из этой книги, в которой раскрывается смысл Утрени.

В Древней Церкви утреня соверша­лась в те часы, в которые Христос родился и воскрес. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рожде­ства, а теперь ими начинается утреня.

В храме гаснут светильники, и в тишине и тем­ноте, словно в преддверии рассвета, читается шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

Шестопсалмие

Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где по­следней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту на­дежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника череду­ются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник, симво­лизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по чис­лу часов ночи) молитв.

Священник перед царскими вратами

Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился. Зажигаются светильники, возно­сится великая ектения, и диакон возглашает пророче­ские стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иеруса­лим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произно­сит пророческие стихи из 117-го псалма.

За пророчествами Ветхого Завета следуют пес­нопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.

В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пе­ния, молитвы и слушания Писания.

В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утре­ни: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.

На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я ка­физмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти. Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чте­ния завершаются церковными молитвословиями. Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.

После кафизм положены малая ектиния и се­дален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.

Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из сти­хов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Госпо­да. Аллилуия».

Выход на полиелей

Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духо­венство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Да­маскина, воскресные тропари.

Начиная с Недели о блудном сыне (подготови­тельной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — истори­ческое событие, символизирующее пленение чело­века грехом.

Каждение на полиелее

Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные по­мыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, раз­бивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.

От центра храма, где на аналое находится ико­на празднуемого события, Воскресения или празд­ника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощно­го бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.

После очередной малой ектении следует древ­нейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.

Чтение Евангелия на утрене

Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное по­ложение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»

Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Еван­гелия. В двунадесятые праздники священник зачи­тывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат один­надцать зачал о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это вре­мя диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует при­сутствие воскресшего Христа среди нас.

С ликованием о воскресшем Христе соединяет­ся печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично по­ется) 50-й псалом.

Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что че­рез Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божье­го милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священ­ника: «Милостью и щедро­тами Единородного Твоего Сына».

Явление Евангелия на утрене

Затем начинается ка­нон: хор поет ирмос, пред­шествующий каждой песне, и катавасию, заверша­ющую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен). Ирмосы со­относятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчи­цы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8). Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Заха­рии, связанная с рождением сына — Иоанна Крести­теля, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.

Воскресный канон обычно состоит из соедине­ния сразу нескольких канонов: Воскресного, Кресто­воскресного, Богородичного и канона святому.

Восьмая песнь отличается тем, что каждый тро­парь в ней начинается словом «благословите», и по­тому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Госпо­да». Тему благословения продолжает припев следу­ющей далее катавасии: «Хвалим, благословим, по­клоняемся Господеви».

После восьмой песни следует прославление Бо­городицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алта­ря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славней­шую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.

Диакон перед иконой Богородицы

Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».

Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диа­кон возглашает стихи.

За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвен­ным осмыслением.

Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Го­спода с Небес, хвалите Его в вышних!»

На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются цар­ские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Если богослужение совершалось ночью, то дан­ному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещаю­щим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Хор поет великое славословие. Его открыва­ют те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рожде­стве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­вецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кла­няем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Славословие, начавшееся с ан­гельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопа­лимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.

Ектения

Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Суще­го Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.

После этого служат первый час, уже не имею­щий такого торжественного характера, как вечерня и утреня. После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».

Отпуст

Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.

И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».

«ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ»

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитвенное участие во всенощном бдении долж­но подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.

Фото Сергея Вострикова

nikeabooks.ru

Утреня - это... Что такое Утреня?

  • утреня — См …   Словарь синонимов

  • УТРЕНЯ — УТРЕНЯ, утрени, жен. (церк.). То же, что заутреня. «Утреня будет сегодня с вечера, сейчас же после вечерни.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УТРЕНЯ — УТРЕНЯ, и, жен. У православных: утренняя церковная служба. Служить утреню. Пойти к утрене. Воскресная у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • утреня — утреня, и, род. п. мн. ч. ень …   Русский орфографический словарь

  • Утреня — (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • УТРЕНЯ — и; ж. Одна из церковных служб у христиан, совершаемая рано утром, до обедни; заутреня. Звонить к утрене. Служить утреню. * * * УТРЕНЯ УТРЕНЯ (греч. orthros рассвет, утренняя заря), богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве) суточного круга,… …   Энциклопедический словарь

  • Утреня — (заутреня) – утреннее богослужение в православной церкви как часть суточного церковного круга служений. Проводится ранним утром, до обедни. Перед утреней идет исповедь, а по ее завершению – причастие. Утреня бывает вседневной, праздничной и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Утреня —    одно из общественных богослужений, совершаемых в приходских храмах сразу после вечерни. Она может быть праздничной, вседневной или пасхальной. Праздничная утреня соединяется с великой вечерней, девятым и первым часом, что совокупно составляет… …   Православная энциклопедия

  • Утреня — см. Заутреня …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Утреня — ж. Церковная служба у православных, совершаемая рано утром [утро I 1.], до обеда; заутреня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

theological_encyclopedia.academic.ru

Утреня - это... Что такое Утреня?

У́треня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи — зау́треня) в православии — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром.

Виды

Утреня бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается от первой присоединением полиелея и пением (а не чтением) великого славословия. Состав её молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона, а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтыри Следованной и Часослове.

Особый вид утрени — пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы.

Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

Состав

Последование вседневной утрени изложено в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове.

Главные составные части утрени: чтение псалмов 19-го и 20-го и шестопсалмия, великая ектения, пение тропарей, чтение кафизм, пение «седальных» и антифонов, чтение Евангелия (по воскресеньям и праздникам), чтение и пение канона, пение псалмов хвалитиых, ектении сугубая и просительная.

По современной практике Русской Церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).

В греческих Церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, — изображение событий новозаветных.

Полиелей — самая торжественная часть праздничной утрени.

На воскресной утрене по пении «Хвали́те имя Господне» (стихов из 134-го и 135-го псалмов) поются тропари «Ангельский собор»; предстоятель тем временем совершает каждение всего храма. Одиннадцать воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении. По Евангелии — песнь «Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу…»; посем 50-й псалом, обычно опускаемый в приходской практике. На осьмой песни канона вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа:»; поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия. Пред 9-й песнью канона диакон с кадилом возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим», после чего поётся «песнь Богородицы» («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским (VIII). Воскресный светилен (ексапостиларий) предваряется троекратным возглашением диакона «Свят Господь Бог наш» — в подражание хвале Серафимов (Ис 6.2,3).

Литература

  1. Шведов О. В. Чинопоследование утрени — структура и симметрия. // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 12, стр. 84-96.
  2. Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения православной церкви, Киев, 2008.

dic.academic.ru

Что такое утреня?

Детально: что такое утреня? - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

У́треня (греч. ὄρθρος; также устаревшее разговорное, применительно к утрени Пасхи — зау́треня) — самое продолжительное из ежедневных богослужений суточного круга в Православной церкви.

Виды

Обычно различают три вида утрени: вседневная, славословная и полиелейная. Порядок и состав молитв и песнопений Утрени указывается во 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 9-й и других главах Типикона, а сами тексты этих молитв и песнопений находятся практически во всех богослужебных книгах: в служебнике, октоихе, минее, триоди, псалтыри следованной, часослове и в различных пособиях.

В великом посту (редко и в другие многодневные посты) служится аллилуйная утреня, которая может дополняться составными троичными песнями, особыми седальными по первом стихословии, укороченными канонами-трипеснцами, светильнами троичными, молитвой Ефрема Сирина, чтением жития Марии Египетской, пением акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы и блаженных, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом плащаницы и крестным ходом с ней, чтением паремии и апостола и другими особенностями.

Кроме того, по учинённым дням может совершаться заупокойная утреня с парастасом или с краткой литиёй.

В общую классификацию не входит особая пасхальная утреня, совершаемая во все дни Светлой седмицы и на отдание Пасхи.

Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

Время совершения утрени

Ежедневное утреннее богослужение появилось уже в Ветхозаветные времена. Древние христиане во время гонений совершали богослужения в основном ночью и ранним утром.

В приходской практике Русской православной церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни (редко с повечерием), то есть вечером; очень редко после полунощницы). В канун праздничных дней утреня входит в состав Всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня часто служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня служится между Изобразительными и Литургией преждеосвященных Даров (или просто после часов и изобразительных).

В греческих церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, — изображение событий новозаветных.

Порядок совершения утрени

Псалтирная часть

Если утреня не соединяется с вечерней, то имеет полное начало:

  1. Отверзается катапетасма за царскими вратами.
  2. Возглас священника: «Благословен Бог наш…»
  3. Чтец (клирик): «Аминь», и начальные молитвы, далее двупсалмие (ктиторские псалмы 19-й и 20-й). Священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма.
  4. Трисвятое по «Отче наш».
  5. Возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…»
  6. Чтец: «Аминь», тропарь и кондак Воздвижения, богородичен.
  7. Укороченная сугу́бая ектения.
  8. Хор на каждое прошение поёт тройное «Господи помилуй», а в конце «Именем Господним благослови, отче».
  • В алтаре иерей кадилом крестообразно осеняет престол с возгласом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Утреня с этого возгласа, если она присоединяется к вечерне (что чаще всего и бывает в современной практике РПЦ). С каждения и этого же возгласа начинается и пасхальная утреня, хотя в саму пасхальную ночь её началу предшествует крестный ход вокруг храма с пением «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,..», а «Слава Святей, и Единосущней,..» возглашается не в алтаре перед престолом, а на паперти перед внешними вратами храма. Там же (на паперти) исполняется пасхальное начало с многократным повторением тропаря Пасхи, после чего духовенство и прихожане входят в храм.

Если совершается всенощное бдение, то, после благословения мирян священником из Царских врат, начинается утреня только с троекратного пения «Слава в вышних Богу,..», так как возглас «Слава Святей, и Единосущней,..» уже́ возглашался в начале Великой вечерни.

  • Затем следует Шестопсалмие — по уставу, его чтет сам предстоятель. В это время все служащие архиереи и священники в алтаре молча читают тайные утренние молитвы, помещённые в служебнике и в чиновнике архиерейского священнослужения.

Поскольку на Светлой седмице псалтирь в храме отменяется и псалмы пропускаются, то на пасхальной утрени не совершаются шестопсалмие, «Бог Господь…» со стихами и тропарями, кафизмы с седальными, полиелей и великое славословие, но сразу после пасхального начала на паперти храма следует великая ектения, а за ней поётся канон Пасхи.

  • Великая (мирная) ектения.
  • Попеременное пение «Бог Господь…» со стихами диаконом (или священником) с хором во глас предстоящего праздничного тропаря, пое́мого обычно дважды, также второй тропарь (если он есть) и Богородичен. В определённые дни многодневных постов и на заупокойных службах вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуия» со своими стихами, заупокойными или страстны́ми тропарями, в посты — троичными песнями.

В Великий четверг отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В Великую пятницу отверзаются царские врата, и духовенство исходит на средину храма, где установлено распятие в рост человека, каждение. Прочитываются первые шесть Страстных евангелий с умилительными антифонами, малыми ектениями и седальными (на которых сидеть не положено). Поются блаженны с тропарями, прокимен: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…» и 7-е Страстное евангелие

  • По давней традиции Московской духовной академии и некоторых семинарий, на утрени под все большие праздники перед кафизмами кто-либо из семинаристов-мирян произносит проповедь. На некоторых приходах проповедь в этом месте утрени на праздничный день благословляется сказать кому-либо из предварительно подготовленных пономарей, чтецов, певцов, сторожей и других сотрудников (только мужчин) храма.
  • Хор «запевает на кафизму»: «Господи помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
  • Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и далее стихословит очередную кафизму.
  • Если есть праздник или пред-попразднство: малая ектения. Если нет ектении — чтец: «Господи, помилуй» трижды, «Слава.: И ныне.:»
  • Седальны с богородичными.

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает первую половину Жития преподобной Марии Египетской.

В субботу Акафиста в храме включается свет, и духовенство через царские врата исходит на средину храма совершать нараспев с народом первую (из четырёх) часть акафиста. Непрерывное каждение аналоя с иконой.

В Великий пяток читается 8-е Страстное евангелие.

  • Вторая кафизма и третья (когда она есть), стихословятся со своими седальными и богородичными.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В субботу Акафиста — вторая часть акафиста исполняется так же торжественно, как и первая.

В последнее время во многих храмах распространилась неуставная практика торжественного чтения и пения на средине храма вместо кафизм акафиста случившемуся празднику или святому. Этот акафист на утрени органично продолжается полиелеем.

На поминальной службе, кроме рядовой кафизмы (или вместо неё):

  1. Стихословится 17-я кафизма
  2. Священнослужители через северные и южные врата (на многих приходах через Царские врата) выходят из алтаря к установленному на середине храма тетрапо́ду (панихидному столику)
  3. Иерей со свечой в руке читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии — «Благослове́н еси́, Го́споди», на 2-й статии — «Спа́се, спаси́ мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод, а пономари помогают читать заупокойные записки.
  4. Хор поёт: «Я́ко а́ще бы не закон Твой…» (Пс. 118:92), «Во век не забуду оправданий Твоих…» (Пс. 118:93) — каждый стих по трижды.
  5. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом).
  6. Хор: «Господи, помилуй» — 40 раз.
  7. Священник творит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»
  8. В начале 2-й статии лик запевает: «Твой есмь аз…» (Пс. 118:94). В это время иерей с диаконом сотворяют малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ).
  9. В конце 2-й статии хор допевает: «Жива́ бу́дет душа́ моя́ и восхва́лит Тя,..» (Пс. 118:175), «Заблуди́х я́ко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́,..» (Пс. 118:176)
  10. Пение субботних тропарей по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которого священник с диаконом совершают полное каждение всего храма.
  11. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом), возглас.
  12. Седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш.., Слава.: И ныне.:», богородичен: «От Де́вы возсия́вый…»
  13. Псалом 50 и далее канон.

Полиелей

Если есть великий или средний праздник, то утреня дополняется полиелеем.

  • Зажигается свет (паникадило), отверзаются царские врата, через которые выходит всё духовенство на середину храма, где с зажжёнными свечами и кадилом их встречают пономари
  • Пение псалмов 134-го и 135-го (в современной практике, только по два стиха из этих псалмов)

Это самая торжественная часть утрени, поэтому иногда именно в это время на амвоне, или посреди храма, вручаются церковные награды духовенству, достойным мирянам или щедрым благотворителям

В неделю о блудном сыне, в неделю о Страшном Суде и в Прощёное воскресенье к ним присоединяется псалом 136 «На реках Вавилонских…». При пении 136 псалма электрический свет гасится в храме, а все присутствующие становятся на колени

От Недели 1-й Великого поста (Торжества православия) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) — кроме совпадения с воскресным днём полиелейного праздника, и от предпразднства Рождества Христова 20 декабря (2 января) до недели о мытаре и фарисее на воскресных всенощных вместо выше приведённых псалмов Типиконом положено пение непорочных — псалом 118 (17-я кафизма) на 5-й глас. При этом священник с диаконом совершают полное каждение храма, начиная с алтаря, при закрытых царских вратах (в этом случае диакон отверзает царские врата только перед чтением Евангелия). В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях поётся обычный полиелей

В неделю крестопоклонную и на Воздвижение Креста Господня полиелей с чтением Евангелия совершается в алтаре, а елеопомазание бывает по изнесении на великом славословии из алтаря на средину храма креста

  • Величание со стихами из избранного псалма или/и
  • Тропари воскресны, пое́мыя по непорочных «Ангельский собор…»

На службе Погребения Божией Матери здесь поются благословенны на тот же 5-й глас с похожим припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя Светом Сына Твоего.»

  • Малая ектения с возгласом иерея
  • Седален праздника (в воскресенье ипакои гласа, степенные антифоны текущего гласа)
  • Диакон входит в алтарь южными вратами, крестится на горнее место, через царские врата кланяется священнику, стоящему посреди храма, берёт с престола Евангелие и торжественно, с предшествующими свещеносцами становится на амвон, с которого пропевает прокимен со стихами
  • Возглас иерея «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…»
  • Диакон: «Всякое дыхание…» со стихами
  • Чтение Евангелия (в воскресные бдения читается одно из одиннадцати воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении)
  • Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (по воскресеньям и в период попразднства Пасхи «Воскресение Христово видевше…»)
  • Псалом 50 есть на любой утрени, кроме пасхальной, даже если нет полиелея. Свещеносцы уходят в алтарь пономарскими вратами, а диакон заносит Евангелие царскими вратами (на воскресных бдениях Евангелие возлагается вместо иконы Воскресения Христова на аналой посреди храма для целования его всеми присутствующими)

По Уставу в это время должно происходить целование народом Евангелия, которое после чтения, ещё продолжает держать в руках священник

Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим в это же время бывает освящение ва́ий (верб).

  • Хор поёт: «Слава»..: «Молитвами апостолов» (или празднуемого святого).., «И ныне»..: «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя, Боже,..» и стихиру по 50-м псалме

Вместо этого по воскресениям периода пения постной триоди здесь хор поёт: «Слава»..: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»,., «И ныне»..: «На спасения стези настави мя, Богородице»,., «Помилуй мя, Боже»,., «Множества содеянных мною лютых…»

  • Диакон или священник всегда (кроме всенощного бдения и пасхальной утрени), даже если нет полиелея, произносит начальное прошение литии: «Спаси Боже люди Твоя…»
  • Лик: «Господи, помилуй» 12 раз
  • Возглас: «Милостию и щедротами…», прикладывание духовенства и мирян к Евангелию, иконе, помазание елеем и раздача частиц хлебов (если была лития на вечерне)

Канон

  • Песнь 1-я. Поются/читаются библейские песни; они составлены в трёх редакциях: для будничных, праздничных и великопостных служб. Затем ирмос 1-го канона и очередной стих библейской песни перед каждым из 14 положенных в каждой песни тропарей октоиха, минеи и триоди. Из-за большей продолжительности и сложности библейкие песни часто заменяются припевами, взятыми из молебнов, а количество тропарей на каждой песни сильно сокращается. В конце каждой песни бывает катавасия

Трипеснцы имеют 1-ю песнь только по понедельникам

На Пасху вся служба полностью поётся; на каноне припев «Христос воскресе из мертвых» ко всем тропарям, на каждой песни канона совершается каждение, а после катавасии — Тропарь Пасхи (трижды) и малая ектения

Песнь 2-я на утрени бывает только в великопостнных трипеснцах по вторникам — сначала полностью выпевается/вычитывается, затем ирмос, «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» перед каждым тропарём, кроме двух последних. В конце песни катавасия

  • Песнь 3-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по средам. В остальные дни поста ирмос минеи 3-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 3-й песни малая ектения, возглас священника, чтение второго по значимости кондака с икосом (если они есть) и седальнов с богородичным (крестобогородичным по средам и пятницам)

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает вторую половину Жития преподобной Марии Египетской

В субботу Акафиста торжественное исполнение третьей части акафиста и седален

  • Песнь 4-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по четвергам
  • Песнь 5-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по пятницам
  • Песнь 6-я имеет в своём построении некоторые отличия от 3-й: бывает в великопостнных четверопеснцах только по субботам. В остальные дни поста ирмос минеи 6-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 6-й песни малая ектения, возглас священника, чтение кондака с икосом. Если кондака празднуемому святому в минее нет, то его следует взять из общей минеи, а в великом посту прочесть во глас октоиха мученичен, помещающийся наряду с седальными по 1-му стихословию в приложении триоди. В праздники должны читаться синаксарии.

На поминальной утрени — выход духовенства из алтаря к тетраподу на середине храма, малая заупокойная ектения и малое каждение

  • На Стоянии Марии Египетской здесь чтец (иногда диакон) попеременно с хором исполняют блаженны

В субботу Акафиста торжественное исполнение заключительной четвёртой части акафиста

  • Песнь 7-я имеет сходство с предыдущими, в великопостнных четверопеснцах бывает только по субботам
  • Песнь 8-я имеет сходство с предыдущими, но есть во всех канонах. Вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа»
  • Поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия.
  • Пред 9-й песнью канона диакон (если его нет, то священник) совершает каждение алтаря и иконостаса, и, с кадилом на солее, возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим»,
  • Поётся песнь Богородицы («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским

Совершается каждение всего храма

На утрени двунадесятых праздников «Честнейшую…» не поётся, но особые праздничные припевы с тропарями 9-й песни. В этом случае первый припев с ирмосом 9-й песни служат задостойником (используются на литургии и других богослужениях вместо «Достойно есть»)

  • Песнь 9-я завершает канон
  • По будням и в посты поётся «Достойно есть…»
  • Малая ектения
  • «Свят Господь Бог наш» со стихами (только на воскресном бдении) — в подражание хвале Серафимов (Ис. 6:2 —3).
  • Светилен или эксапостиларий и богородичен (крестобогородичен по средам и пятницам)

В Великий пяток читается 9-е Страстное евангелие

Хвалительная часть

  • Хвалительные псалмы (148, 149 и 150)
  • Стихиры хвалитные (на хвалитех)

В Великий пяток читается 10-е Страстное евангелие

На Пасху в этот момент с амвона зачитывается Слово Огласительное Иоанна Златоустаго, и поётся этому святителю тропарь

В праздники
  1. Возжигаются светильники, отверзаются Царские врата, архиерей или священник перед престолом восклицает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
  2. Хор поёт Великое славословие с трисвятым.
  3. Тропарь (иногда с богородичным на «Слава» … «И ныне»).
  4. Сугубая и просительная ектении.
  5. Праздничное окончание утрени.
  6. Отпуст.
  7. Поются многолетны: «Великаго господина…»

В неделю крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение честных древ Животворящего Креста в это время совершается торжественное изнесение креста из алтаря на середину храма и поклонение ему, а в Великую субботу совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей, с последующим чтением прокимнов со стихами, паремии, Апостола и Евангелия. На чине Погребения Божией Матери крестный ход и елеопомазание.

В будни
  1. Чтец: «Слава».: «И ныне».: «Тебе слава подобает, Господи.:» (иногда пропускается)
  2. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие
  3. Просительная ектения, возглас.
  4. В Великий пяток читается 11-е Страстное евангелие, затем каждение всего храма
  5. Стихиры на стиховне из октоиха, триоди и из минеи (если они там приводятся)
  6. Богородичен (крестобогородичен — по средам и пятницам)
  7. В Великий пяток читается последнее 12-е Страстное евангелие. Евангелие заносится в алтарь, царские врата затворяются
  8. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  9. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  10. «Аминь», тропарь с богородичным (крестобогородичным — по средам и пятницам)
  11. Сугу́бая ектения
  12. Хор «Утверди , Боже, святую…»
  13. Если утреня не соединяется с часами (например, с Царскими), то она заканчивается отпустом, с предваряющими его возгласами и опеваниями. В конце поются многолетны
На аллилуйных службах
  1. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  2. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  3. Чтец: «Аминь». «В хра́ме стоя́ще сла́вы Твоея́»,., «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава».: «И ныне».:, «Честнейшую херувим»,.. «И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче».
  4. Священник: «Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в»
  5. Чтец: «Ами́нь». «Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́»,..
  6. Священник: молитву Ефрема Сирина с поклонами

Литература

  • Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения православной церкви. — К., 2008.
  • Шведов О. В. Чинопоследование утрени — структура и симметрия. // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — № 12. — С. 84—96.

Примечания

  1. ↑ Например, когда утреня служится с утра перед литургией, или же когда литургии не положено по уставу, или утреня служится отдельно от вечерни (по обычаю некоторых монастырей), или после повечерия (например, в большинство дней попразднства Пасхи), или после полунощницы
  2. ↑ Успенский Н. Д. Христианская православная утреня / Развитие иноческой утрени
  3. ↑ Гаслов И. В., Кашкин А. С. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян.
  4. ↑ Славянское слово «чести» означает не столько читать, сколько почитать, оказывать почтение
  5. ↑ в великом каноне преподобного Андрея Критского тропарей бывает намного больше, но припевы к ним не из библейских песен

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня – служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.

Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется “полиелейной”. Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется “славословной”. И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие В начале Утрени, если она совершается не в составе Всенощного бдения, читаются два псалма с тропарями и затем следует сокращенная сугубая ектения с молитвой о всех православных христианах. И затем служащий священник произносит возглас: “Слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице…”. Если служится Всенощная, то этот возглас дается в самом ее начале, а не перед Утреней. Шестопсалмие Основа первой части Утрени – шестопсалмие. Начинается оно словами: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, “яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших”. Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует “знамением бесстрашия и бесчиния”.

Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.

Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на “Аллилуия” полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном “Аллилуия” – три поклона.

Великая ектения, “Бог Господь” или “Аллилуия” После шестопсалмия следует великая ектения (“Миром Господу помолимся”) и затем славословие Господу: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне”. В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: “Слава в вышних Богу”. Пение “Бог Господь и явися нам” перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: “Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его”, “Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им”, “Не умру, но жив буду и повем дела Господня”, “Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших”. В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо “Бог Господь” поется “Аллилуия”, также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста – это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших – из псалтири. “Аллилуия” означает “хвалите Господа”, “Господь грядет”. Тропари За пением “Бог Господь” или “Аллилуия” следует пение тропарей. После “Бог Господь” поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После “Аллилуия” в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста – тропари в честь Святой Троицы – “троичны”, того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и “Бог Господь”, и “Аллилуия” поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.

Приведем устав пения тропарей на “Бог Господь” для самых распространенных случаев:

  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем “Слава и ныне” – Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем “Слава:” тропарь второму святому. “И ныне” – Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. “Слава:” тропарь святому. “И ныне” – Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на “И ныне” поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, “богатство их содержания, – как пишет митрополит Вениамин (Федченков), – было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания”. 1

Устав чтения Псалтири на богослужении

После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо “Бог Господь” пелось “Аллилуия”, а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен – это краткое песнопение, по форме – тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия) Полиелей На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 (“Хвалите имя Господне…”) и называемое “полиелей” (от греческого “полиелеос”, что в переводе на русский язык значит “многомилостивое”). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов “Яко в век милость Его”. В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью. Особенность воскресной службы – “Непорочны”, тропари “Ангельский собор”: На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.

В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма – “Непорочны”. (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: “Блажени непорочнии в путь…”) Непорочны – это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.

Завершаются “Непорочны” исполняемыми на тот же глас тропарями: “Ангельский собор удивися…” Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари “Ангельский собор” поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в “Ирмологии”.

Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари “Ангельский собор удивися…”

Ипакои, седальны, степенны антифоны После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú – это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.

За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание “песнь степеней” и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа (“От юности моея мнози борют мя страсти…”)

Прокимен и Евангелие Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: “Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим…” В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды. 50-й псалом На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения “Воскресение Христово видевше…” (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.

Затем на полиелейной утрене поется еще “Слава… Молитвами святого (или в праздник Богородицы – молитвами Богородицы, в воскресный день – молитвами апостолов), Милостиве, очисти множество согрешений наших”, “И ныне… Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших”, “Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое”, затем “Стихира по 50-м псалме”, а в воскресный день: “Воскрес Иисус от гроба якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость”. В недели приготовительные к Великому посту и в недели Великого поста после 50-го псалма поется песнопение “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” Затем диакон читает молитву “Спаси, Боже, люди Твоя”, после которой поется 12 раз “Господи, помилуй”.

Канóн Канóн в переводе с греческого это слово значит “правило, норма, образец”. В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон – это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс (“связь” – греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.

1-я песнь канона – это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь – песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).

3-я песнь – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).

4-я песнь – песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).

5-я песнь – песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо “яко се Дева приимет и родит сына Еммануила”(Ис.26,9-19).

6-я песнь – песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).

7-я песнь – песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).

8-я песнь – славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: “Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки” (Дан.3,51-88).

9-я песнь – в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.

Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец – канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец – канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец – канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).

Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Пресвятая Богородице, спаси нас”, “Святителю отче Николае, моли Бога о нас”).

Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.

После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.

После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы “Величит душа Моя Господа” с припевом “Честнейшую Херувим…”. В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

В завершение песней канона поется катавáсия (“схожу вниз”, “схождение” – греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще “Достойно есть”.

После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Светúльны (эксапостилáрии) Ексапостиларий буквально с греческого значит “посылаемый”. Это тропарь, который на утрени поется после канона. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют “светильном”, потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению “Слава Тебе, показавшему нам свет”. На воскресной Утрени чтение светильнов предваряется возглашением “Свят Господь Бог наш”. Хвалитные псалмы и стихиры После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются “стихиры на хвалитех”. И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу”. А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами “Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…” Великое славословие После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: “Слава Тебе, показавшему нам свет”. А если славословие читается, то чтец читает: “Слава Тебе, показавшему нам свет” и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.

Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.

Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва “Благо есть исповедатися Господеви…”, Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз “Господи, помилуй”). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст Отпуст – это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. На полном отпусте обычно поминаются почитаемые святые, а также те святые, которые празднуютсчя в настоящий день. Или поминается празднуемое событие. После полного отпуста поется “Многолетие” – небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Утреня

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142). Шестопсалмие — плач кающегося грешника перед Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова.

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия читающий перед Царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. Пение «Бог-Господь и явися нам…» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем. Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа. Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением стихов «Хвалите Имя Господне…» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари «Ангельский собор…» напоминают о благовестии ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по уставу положено читать в алтаре на престоле как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.

При пении «Величит душа Моя Господа…» каждый раз после припева «Честнейшую…» полагается поклон земной или поясной — по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. В великом славословии мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением — светом истины.

Великое славословие заканчивается пением трисвятого: «Святый Боже…» и тропарем праздника.

После этого дьякон произносит подряд две ектеньи: сугубую и просительную.

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом — священник, обращаясь к молящимся, говорит: «Христос, истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета православное епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Следующая глава >

1000-molitv.ru

УТРЕНЯ - это... Что такое УТРЕНЯ?

  • утреня — См …   Словарь синонимов

  • УТРЕНЯ — УТРЕНЯ, утрени, жен. (церк.). То же, что заутреня. «Утреня будет сегодня с вечера, сейчас же после вечерни.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УТРЕНЯ — УТРЕНЯ, и, жен. У православных: утренняя церковная служба. Служить утреню. Пойти к утрене. Воскресная у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • утреня — утреня, и, род. п. мн. ч. ень …   Русский орфографический словарь

  • Утреня — (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • Утреня — (заутреня) – утреннее богослужение в православной церкви как часть суточного церковного круга служений. Проводится ранним утром, до обедни. Перед утреней идет исповедь, а по ее завершению – причастие. Утреня бывает вседневной, праздничной и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Утреня —    одно из общественных богослужений, совершаемых в приходских храмах сразу после вечерни. Она может быть праздничной, вседневной или пасхальной. Праздничная утреня соединяется с великой вечерней, девятым и первым часом, что совокупно составляет… …   Православная энциклопедия

  • Утреня — – получила свое название от времени совершения. Ею начинается ряд дневных служб. По своему содержанию она разделяется на три части, из которых в первой мы исповедуем свои грехи и испрашиваем милостей Божиих в предлежащий день, во второй… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Утреня — см. Заутреня …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Утреня — ж. Церковная служба у православных, совершаемая рано утром [утро I 1.], до обеда; заутреня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

dic.academic.ru


Смотрите также