Урок прмз что это такое


Учебно-методический комплекс по дисциплине«Практикум по решению математических задач»(для дневного отделения специальности 032100.00 – Математика с дополнительной специальностью) (стр. 1 )

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и методики обучения математике

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

(для дневного отделения специальности 032100.00 – Математика с дополнительной специальностью)

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«__» __________200__г.

Составители:

к. п.н., профессор ,

к. п.н., доцент ,

к. п.н., доцент ,

к. п.н., доцент

Заведующий кафедрой _________профессор

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Учебная программа.

1.1. Введение.

1.2. Цель дисциплины.

1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

1.4. Основное содержание дисциплины.

1.5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

2.  Рабочая программа.

2.1.  Цели и содержание дисциплины.

2.2.  Список основной литературы.

2.3.  Список дополнительной литературы.

2.4.  Методические рекомендации преподавателю.

2.5.  Методические указания студентам.

2.6.  Требования к уровню освоения программы.

3.  Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

3.1.  Тесты и контрольные задания для текущей аттестации студентов.

3.2.  Задания для коллоквиума.

3.3.  Практические задания к дифференцированному зачету.

3.4.  Задания письменного экзамена.

3.5.  Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов.

4.  Учебники и учебные пособия, изданные преподавателями кафедры ТиМОМ.

5.  Список мультимедийных средств и видеоматериалов.

6.  Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

________________________________________________________________________

1.1. ВВЕДЕНИЕ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)

Практикум по решению математических задач (ПРМЗ), являясь учебной дисциплиной, связанной с курсом «Теория и методика обучения математике», направлен на подготовку студентов к их будущей профессиональной деятельности - преподаванию математики в школах различного профиля. Необходимый теоретический материал для решения задач по курсу «Практикум по решению математических задач» должен быть хорошо известен студентам из специальных курсов математики и тесно связан с курсом «Теория и методика обучения математике»: на занятиях по ТиМОМ рассматриваются методические вопросы, связанные с решением математических задач, а на занятиях по курсу «Практикум по решению математических задач» отрабатываются навыки их решения. Кроме того, данный курс связан с такими науками, как элементарная математика, педагогика, логика, психология, история математики, информатика, физика, химия. Он объединяет эти науки, опирается на них при решении своих задач и, в свою очередь, обогащает их своими достижениями. Связь ПРМЗ с другими науками проявляется в решении прикладных задач данных научных областей. На занятиях по данному курсу студенты видят практическое применение межпредметных связей вузовских дисциплин. Для будущего учителя особенно ценным являются материалы по межпредметной интеграции и межпредметным связям и методике их использования в процессе преподавания математики в школе. Поэтому преподавателю, ведущему курс «Практикум по решению математических задач», в первую очередь, надо обращать внимание на это. В то же время не следует чрезмерно насыщать излагаемый материал жизненными примерами, сведениями из других дисциплин. Нужно выбирать те связи, которые будут способствовать конкретизации знаний, умению делать самостоятельные выводы и обобщения.

С естественно-математическими дисциплинами четко прослеживается связь в каждом семестре: с курсом алгебры, физики и информатики в 6 семестре, с курсом геометрии и физики в 7-8 семестрах, с курсом математического анализа, физики, химии, астрономии и информатики в 9 семестре. На протяжении этих семестров также осуществляются межпредметные связи с курсами: теория и методика обучения математика, педагогика, психология (общей и возрастной).

Таким образом, данная дисциплина требует от студентов – будущих учителей прочных знаний по элементарной математике, а также хорошей методической подготовки.

Умение решать задачи является одним из важнейших компонентов математической подготовки будущего учителя. Это умение вырабатывается только в том случае, если на протяжении всего времени обучения в институте студент решает задачи различной трудности и различного содержания, в том числе межпредметного и прикладного, а также рассматривает различные способы их решения.

1.2. ЦЕЛЬ КУРСА

Основной целью курса «Практикум по решению математических задач» является рассмотрение наиболее трудных теоретических вопросов школьной математики и формирование навыков решения школьных математических задач, приемов и способов решения их основных типов.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

·  выработать у студентов практические умения и навыки решения школьных математических задач;

·  обеспечить изучение студентами методов решения математических задач, в том числе и нестандартных;

·  выработать у студентов навыки классификации и систематизации задач по отдельным темам школьной математики;

·  выработать у студентов навыки решения одной задачи различными способами;

·  научить студентов дифференцировать задачи как по уровням трудности, так и в соответствии с профилями обучения математике.

к знаниям и умениям студентов предъявляются следующие требования:

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

В результате изучения курса студент должен знать:

- цели математического образования в целом и на каждом возрастном этапе;

- содержание и структуру школьного курса математики;

- программу и Государственный стандарт образования;

- существующие методы и формы обучения математике с целью их анализа, теоретического обоснования, обобщения наиболее эффективных из них, усовершенствования;

- новые методы, формы и средства обучения математике, в том числе, информационные и коммуникационные средства;

- системы развивающего и воспитывающего обучения математике.

В результате изучения курса студент должен уметь:

- использовать различные источники знаний, рационально фиксировать результаты самостоятельной работы;

- использовать различные методы решения математических задач, в том числе и нестандартные;

- использовать различные эвристики и приемы на этапе поиска решения математической задачи;

- оформлять решение математической задачи в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению решения задач школьного курса математики;

- систематизировать и классифицировать задачи по их типам;

- решать одну и ту же задачу различными способами;

- дифференцировать задачный материал по уровням сложности;

- выделять ключевые задачи по различным темам школьного курса.

Необходимый теоретический материал для решения задач по курсу «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач» должен быть хорошо известен студентам из специальных курсов математики и тесно связан с курсом «Методика преподавания математики» - на занятиях по МПМ рассматриваются методические вопросы, связанные с решением математических задач, а на занятиях по курсу «Элементарная математика с практикумом по решению математических задач» отрабатываются навыки их решения.

По курсу «Практикум по решению математических задач» предусматриваются практические занятия.

На практических занятиях:

1.  детально анализируются системы задач по каждой теме в действующих учебниках и учебных пособиях по математике: выделяются основные типы стандартных задач, нестандартные задачи, циклы логически взаимосвязанных задач, взаимообратные задачи и т. п.

2.  рассматриваются методы решения задач;

3.  разрабатываются обучающие, закрепляющие и контролирующие системы математических задач (связь с ТиМОМ)

4.  уделяется пристальное внимание оформлению решения задач в соответствии с требованиями, предъявляемыми в средней школе (связь с ТиМОМ).

Предусматривается проведение аудиторных и домашних контрольных работ в каждом семестре. Тематика и сроки проведения определяются кафедрой.

1.4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Курс «Практикум по решению математических задаче» изучается в течение 4 семестров (с 6 по 9 семестры).

Распределение общего количества часов по видам учебных занятий для различных форм обучения приведено в таблице.

Очная форма обучения

Семестр

Курс

Практ. зан.

Конт раб.

Всего аудит.

СРС

Форма

отчетности

6

3

20

2

20

20

зачет

7

4

28

2

28

28

зачет

8

4

18

1

18

18

диф. зачет

9

5

28

2,8

28

28

Письм. экзамен

Заочная форма обучения

Семестр

Курс

Практ. зан.

Конт раб.

Всего аудит.

Форма

отчетности

9

5

20

-

20

-

10

5

26

+

18

зачет

11

6

26

+

26

зачет

1.5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Программа охватывает все разделы математики основной школы, а также вопросы элементарной математики, входящие в программы классов с углубленным изучением математики.

Алгебра

Тождества на множествах. Методы доказательства тождеств.

Уравнения и неравенства и их системы. Теоремы о равносильных преобразованиях уравнений и неравенств. Методы решения уравнений, неравенств и их систем. Методы решения задач на составление уравнений, неравенств и их систем. Методы доказательства неравенств. Классические неравенства.

Применение методов математического анализа к доказательству тождеств, неравенств, решению уравнений, неравенств и их систем

Функции и их графики. Методы исследования свойств функций.

Метод математической индукции и его применения.

Алгебраические функции, их свойства, графики. Тождественные преобразования алгебраических выражений (целых, дробных рациональных, иррациональных). Решение алгебраических уравнений и неравенств и их систем.

Трансцендентные функции, их свойства, графики. Тождественные преобразования тригонометрических, показательных, логарифмических выражений. Решение трансцендентных уравнений, неравенств, их систем.

Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Уравнения и неравенства с параметром. Комбинированные уравнения.

Числовые последовательности, прогрессии и суммы.

Предел, непрерывность, производная и интеграл. Приложения производной и интеграла.

Геометрия

Основные теоремы элементарной геометрии. Методы решения геометрических задач на вычисление и доказательство. Геометрические построения на плоскости и пространстве.

Планиметрия. Треугольники, параллелограммы, трапеции, произвольные четырехугольники. Правильные многоугольники. Окружности. Вписанные и описанные треугольники, четырехугольники, многоугольники. Использование терем Чевы, Менелая, Птолемея.

Площади плоских фигур. Площади треугольника, четырехугольника, многоугольника, круга и его частей, комбинированных фигур. Метод площадей.

Применение векторного и координатного методов к решению задач. Геометрические преобразования фигур. Метод геометрических преобразований.

Решения задач на построение.

Планиметрические задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.

Стереометрия. Общие сведения о построении изображений фигур. Геометрические построения в пространстве.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые.

Двугранные и многогранные углы. Многогранники. Правильные многогранники. Круглые тела. Сечения многогранников и круглых тел. Вычисления различных элементов пространственных фигур. Комбинации пространственных фигур.

Вычисления площадей поверхностей и объемов пространственных фигур.

Стереометрические задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.

1.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация аудиторных занятий. По курсу ПРМЗ предусматриваются практические работы.

На практических занятиях (ПЗ):

1) вырабатываются умения и навыки решения типовых задач;

2) вырабатываются умения применять стандартные и нестандартные приемы и методы при решении задач по отдельным темам курса школьной математики;

3) вырабатываются умения осуществлять поиск решения нестандартных задач;

4) вырабатываются умения решать задачу разными способами;

5) вырабатываются навыки самоконтроля в процессе решения задач;

6) детально анализируются системы задач по каждой теме в действующих учебниках и учебных пособиях по математике: выделяются основные типы стандартных задач, нестандартные задачи, циклы логически взаимосвязанных задач, взаимообратные задачи и т. п. (связь с ТиМОМ);

2) рассматриваются методы решения задач (связь с ТиМОМ);

3) разрабатываются обучающие, закрепляющие и контролирующие системы математических задач (связь с ТиМОМ);

4) уделяется пристальное внимание оформлению решения задач в соответствии с требованиями, предъявляемыми в средней школе (связь с ТиМОМ).

Программа практикума по решению математических задач предусматривает проведение аудиторных и домашних контрольных работ в каждом семестре. Тематика и сроки проведения определяются кафедрой. Задачи по отдельным темам курса школьной математики могут быть предложены студентам для самостоятельного решения.

Большую роль в усвоении предмета ПРМЗ играет выполнение студентами аудиторных и домашних контрольных работ.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала вообще, а по данной дисциплине – в особенности, так как в рамках курса предусмотрено рассмотрение достаточно большого числа математических задач. Для этого студенту необходимо изучать учебники, задачники, решебники, а также различные справочники для абитуриентов.

В качестве самостоятельной работы по данной дисциплине предполагается: самостоятельное решение задач из школьного курса математики (чаще всего задач повышенной сложности); анализ периодической печати; практическая деятельность по созданию тестов с учетом предъявляемых к ним требований. Результаты этой работы раскрываются на практических и индивидуальных занятиях, что способствует расширению и углублению знаний, выяснению деталей и нюансов изучаемых вопросов и формированию устойчивых общеучебных и профессиональных навыков у студентов.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Обратная связь в процессе изучения курса осуществляется в форме: контроля ответов студентов на практических занятиях; проверки аудиторных и домашних контрольных работ; проверки ответов во время коллоквиумов, зачетов и письменных экзаменов.

Проведение аудиторных и домашних контрольных работ предусматривается в каждом семестре. Тематика и сроки проведения контрольных работ определяются кафедрой.

Отдельные разделы программы по решению кафедры могут быть предложены студентам для самостоятельного изучения.

1.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для качественного учебно-методического обеспечения программы обучения необходим: компьютерный класс с техническими средствами обучения (персональные компьютеры) для создания электронных тестов по разделам школьного курса математики. Для методического обеспечения будет также полезно: использование готовых тестов по элементарной математике; различных тестов и задач по математике для выпускников средних общеобразовательных учреждений, в частности задач единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ), задач всероссийского тестирования; задач различных олимпиад по математике.

КАБИНЕТЫ И ЛАБОРАТОРИИ

1. Лаборатория «Современные технологии обучения математике» (ауд.304):

- 11 компьютеров для иллюстрации фрагментов уроков математики с использованием компьютера, тестирования студентов по ПРМЗ;

- фонд видеотеки с записью уроков математики передовых учителей и преподавателей;

- DVD и CD диски с учебными программами, лекциями известных педагогов (, );

- учебно-методические комплексы по всем разделам программы школьного курса математики.

Кабинет математики школьного типа (ауд.303):

- компьютер для иллюстрации фрагментов уроков математики с использованием компьютера;

- кодоскоп;

- эпидиаскоп;

- телевизор;

- видеокамера;

- видеомагнитофон;

- диктофон «Олимпус»;

- аудиомагнитофон;

- комплект школьных учебников (по 20-25 учебников каждого класса);

- наглядные пособия;

- таблицы;

- стеллажи с оборудованием для уроков математики.

Кабинет теории и методика обучения математике (ауд.102-а):

- учебно-методическая литература для подготовки к занятиям по ПРМЗ;

- различные раскладные витрины (например: «Математический турнир»; «Математический вечер на ФМФ» и т. п.);

- Уголок «Музей школьных учебников математики»;

- таблицы для использования в учебных целях,

- проекционная аппаратура (эпипроектор, кодоскоп).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.1. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью курса ПРМЗ в педвузе является профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики, формирование их методической и математической культуры, о наличии которых можно судить по степени овладения студентами достижений человечества в области математики, а также теории и методики обучения математике.

В процессе изучения названного курса решаются общие задачи:

- образовательные: выработки основной группы знаний, умений и навыков, связанных с различными областями деятельности учителя математики: информационной, ориентационно-воспитательной, развивающей, мобилизационной, проектировочно-конструктивной, коммуникативной, организационной, гностической и специальной (предметной).

Исходя из основной цели и этих общих задач, определяются частные задачи, которые конкретизируются на конкретном содержании каждого семестра:

1. Обобщение знаний и умений, сформированных при изучении курсов педагогики, психологии, методики, высшей и элементарной математики, используемых при организации обучения математике.

2. Формирование культуры математической речи.

3. Формирование у студентов знаний о математических понятиях.

4. Осуществление логико-математического анализа любого понятия.

5. Формирование у студентов знаний, умений и навыков по: доказательству математических теоремах; выделении различных видов теорем: прямые, обратные, противоположные, обратные противоположным, а также теоремы-свойства, теоремы-признаки, теоремы критерии; рассмотрение различных методов их доказательства и т. п.

6. Формирование у студентов знаний о математических задачах, процессе и способах их решения, а также приемах их изучения в школе.

9. Подбор и систематизация материала, с помощью которого можно осуществлять межпредметные связи математики с другими предметами.

- развивающие: использование всех удобных моментов в содержании обучения курса ПРМЗ для всестороннего развития у студентов:

1) мышления (логического, абстрактного, образного, теоретического, пространственного и т. п.);

2) культуры речи и её грамотности;

3) кратковременной и долгосрочной памяти;

4) внимания;

5) развитие творческих умений,

6) развитие исследовательских умений;

7) развитие воли и умения мобилизоваться в короткие сроки, а также в критических и экстремальных ситуациях.

- воспитательные: использование всех удобных моментов в содержании обучения курса ПРМЗ для всестороннего воспитания у студентов:

1) устойчивого интереса к изучению математики;

2) патриотизма и национального самосознания;

3) инициативности и активной жизненной позиции;

4) ответственности, самостоятельности, упорства, организованности, привычки к систематическому труду, дисциплине, добросовестного отношения к порученному делу;

5) общей культуры и научного мировоззрения через ознакомление с историей, ролью математики в развитии культуры и науки;

6) культуры межличностного общения и толерантности;

7) эстетического восприятия предмета математики;

8) формирование этики и профессионального поведения;

9) духовных и нравственных ценностей.

Очная форма обучения

6 семестр

Цели:

1.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

2.  развивать умения и навыки решения школьных задач из алгебры;

3.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

Практические занятия

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Решение текстовых задач арифметическим и алгебраическим методами. Основные типы текстовых задач в школьном курсе математики.

4

2.

Тождества, тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств и неравенств.

2

3.

Преобразования уравнений и неравенств, равносильные преобразования. Общие методы решения уравнений, неравенств и их систем.

2

'4.

Целые и дробно-рациональные уравнения и неравенства. Методы их решения.

2

5.

Иррациональные уравнения и неравенства. Методы их решения.

2

6.

Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Методы их решения.

2

7.

Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2

8.

Исследование алгебраических функций элементарными методами. Преобразования и построение графиков функций.

2

9.

Контрольная работа

2

Итого

20

7 семестр

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5
Page 2
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Цели:

1.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

2.  развивать умения и навыки решения школьных задач из курса планиметрии;

3.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

Практические занятия

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Треугольник в школьном курсе геометрии. Виды треугольников. Замечательные точки в треугольнике. Основные задачи.

4 ч.

2.

Четырехугольники. Выпуклые и невыпуклые четырехугольники. Параллелограмм. Виды параллелограммов. Основные задачи.

4 ч.

3.

Трапеция. Основные задачи.

2 ч.

4.

Правильные четырехугольники.

2 ч.

5.

Окружность, круг. Вписанные в окружность и описанные вокруг окружности многоугольники

2 ч.

6.

Скалярные величины. Метод площадей.

2 ч.

7.

Векторы. Векторный метод решения задач

2 ч.

8.

Координаты. Координатный метод решения задач.

2 ч.

9.

Геометрические преобразования. Основные методы решения задач.

2 ч.

10.

Задачи на построение. Основные виды задач на построение. Методы решения задач на построение.

4 ч.

11.

Контрольная работа.

2 ч.

Итого

28 ч.

8 семестр

Цели:

1.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

2.  развивать умения и навыки решения школьных задач из курса стереометрии;

3.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

Практические занятия

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Аксиомы стереометрии.

2 ч.

2.

Многогранники.

2 ч.

3.

Тела вращения.

2 ч.

4.

Векторы и координаты в пространстве.

2 ч.

5.

Объемы и поверхности многогранников.

2 ч.

6.

Объемы и поверхности тел вращения.

2ч.

7.

Комбинация многогранников и тел вращения

4 ч.

8.

Контрольная работа

2 ч.

Итого

18 ч.

9 семестр

Цели:

4.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

5.  развивать умения и навыки решения школьных задач из алгебры и начал анализа;

6.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

Практические занятия

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.

2 ч.

2.

Решение тригонометрических неравенств.

2 ч.

3.

Исследование тригонометрических функций и построение их графиков.

2 ч.

4.

Решение показательных уравнений.

2 ч.

5.

Решение показательных неравенств.

2 ч.

6.

Решение логарифмических уравнений.

2 ч.

7.

Решение логарифмических неравенств.

2 ч.

8.

Исследование свойств трансцендентных функций и построение их графиков элементарными методами.

2 ч.

9.

Производная и ее приложения в ШКМ: производная; алгоритм дифференцирования элементарных функций; исследование функций с применением производной; задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции; производная в геометрии; производная в физике; приближенные вычисления.

4 ч.

10.

Первообразная и интеграл. Основные методы интегрирования. Решение простейших дифференциальных уравнений.

2 ч.

11.

Приложения интеграла в школьном курсе математики: нахождение площади криволинейной трапеции; нахождение объемов и площадей поверхностей стереометрических тел; работа переменной силы.

2 ч.

12.

Нестандартные методы решения уравнений и неравенств.

2 ч.

Контрольная работа.

2 ч.

Итого

28

Заочная форма обучения

9 семестр

Цели:

1.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

2.  развивать умения и навыки решения школьных задач из алгебры;

3.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Тождества на множествах. Методы доказательства тождеств.

2 ч.

2.

Тождественные преобразования алгебраических выражений (целых, дробных, рациональных, иррациональных)

2 ч.

3.

Представление рациональной алгебраической дроби в виде суммы многочлена и простейших рациональных дробей

2 ч.

4.

Теоремы о равносильных преобразованиях уравнений и неравенств.

2 ч.

5.

Методы решения рациональных уравнений и их систем

2 ч.

6.

Методы решения иррациональных уравнений и их систем

2 ч.

7.

Методы доказательства неравенств. Классические неравенства

2 ч.

8.

Решение алгебраических (рациональных) неравенств и их систем

2 ч.

9.

Решение алгебраических (иррациональных) неравенств и их систем

2 ч.

10.

Методы решения задач на составление уравнений, неравенств и их систем.

2 ч.

Итого

20

10 семестр

Цели:

1.  формировать методическую и математическую культуру студентов;

2.  развивать умения и навыки решения школьных задач из алгебры;

3.  развивать умения выделять ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы.

№ п. п.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

2

2.

Функции и их графики. Методы исследования свойств функций. Числовые последовательности, прогрессии и суммы. Метод математической индукции и его применения.

2

3.

Алгебраические функции, их свойства, графики.

2

4.

Трансцендентные функции, их свойства, графики.

2

5.

Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

2

6

Методы решение тригонометрических уравнений, неравенств, их систем.

2

7.

Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.

2

8.

Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств, их систем.

2

9

Алгебраические уравнения и неравенства с параметром.

2

10.

Трансцендентные уравнения и неравенства с параметром. Комбинированные уравнения.

2

11.

Применение методов математического анализа к доказательству тождеств, неравенств, решению уравнений, неравенств и их систем

2

12.

Применение производной к решению задач

2

13.

Применение интеграла к решению задач

2

Итого

20

11 семестр

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Наука

Отчеты

Бизнес

Право

Рабочие программы

Факультеты

Математика

Логика

pandia.ru

Что такое творческий проект? ОФГ:Я открою предприятие.

Творческий проект — самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за год, экзамен по трудовому обучению.     Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделий, экономические расчеты и т. д.     Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

    Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков.

Урок №30

Тема урока: Что такое творческий проект?

ОФГ:Я открою предприятие.

Учебно-воспитательные задачи:

1.Образовательная: Ознакомить учащихся приемам работы с пройденным материалом.

2.Воспитательная: Прививать качество аккуратности.

3.Развивающая: Развивать навыки по работе с

Ход урока

1.Вводный инструктаж.

2.Текущий инструктаж.

 Творческий проект — самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за год, экзамен по трудовому обучению.    Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделий, экономические расчеты и т. д.    Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

    Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

3.Заключительный инструктаж.

Итог урока: Выставление оценок

Д/З Подготовить материал.

kopilkaurokov.ru

Что такое урок?

Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 149). Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса:цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образомк коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Руководствуясь ими, учитель подготавливает урок как систему подлежащих решению дидактических задач (образования, воспитания и развития) в процессе обучения данным конкретным составом учащихся в конкретных условиях жизнедеятельности школы.

Второй аспект понятия «урок», согласно концепции М.И. Махмутова, можно сформулировать следующим образом: «урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» (Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. С. 44). Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например,в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания,в другом — в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса,во втором — лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловленыцелью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процессаи вопросы о том, нужен ли оргмомент и в чем он состоит, всегда ли нужен опрос, обязательно ли домашнее задание, как лучше организовать коллективную или групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся, как связать урок с предыдущими и последующими уроками и другие, с позиции рассмотрения процесса обучения не являются существенными. Они имеют значение только при решении задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах уроков.

Таким образом, урок многогранен и многопланов. В нем, как уже отмечалось выше, как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса — его общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение и др.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы, решает обозначенный в нем на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. «Но для этого урок сам должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения.

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

studfiles.net

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

 

                              Что такое методическая разработка и требования,

                                          предъявляемые к ней.

     Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

·        Разработку конкретного урока;

·        Разработку серии уроков;

·        Разработку темы программы:

·        Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

·        Разработку общей методики преподавания предметов;

·        Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

·        Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

                   К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

 Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.      Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.      Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.      Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.      Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.      Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.      Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.      Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.      Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.      Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.  Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

           Структура методической разработки

Общая структура:

1.      Аннотация.

2.      Содержание.

3.      Введение.

4.      Основная часть.

5.      Заключение.

6.      Список использованных источников.

7.      Приложения.

           В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

                   Методическая разработка темы программы

       Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы;
  • Планирование изучение темы;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

·        Образовательные цели и задачи темы;

·        Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

·        Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

·        Место и роль темы в курсе;

·        Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные  и межпредметные связи;

·        Дается дидактический анализ содержания материала;

·        Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

·        Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

     При планировании учебной темы необходимо:

1.      Продумать методику преподавания темы.

2.      Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3.      Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4.      Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

       Структура методической разработки урока теоретического обучения.

                В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

          Рекомендуемый план урока:

1.      Тема программы.

2.      Тема урока.

3.      Тип урока.

4.      Вид урока.

5.      Цель методическая.

6.      Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7.      Материально-техническое обеспечение урока.

8.      Межпредметные и внутрипредметные связи.

     Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая

Структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

Решения

Дидактичес

Ких

Задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

Приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

Организации

деятельности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

    1. Лекция.
    2. Беседа.
    3. Самостоятельная работа.
    4. Практическая работа.
    5. Лабораторная работа.
    6. Конференция.
    7. Семинар.
    8. Контрольная работа.
    9. Зачет.
    10. Деловая игра.
    11. Экскурсия.
    12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

     Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1.      Информационно-рецептивный.

2.      Репродуктивный.

3.      Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

          Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1.      Фронтальный.

2.      Индивидуальный.

3.      Парный.

4.      Коллективный.

Цели образования подразделяются на  цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

                   Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

                      Общие требования к оформлению методической разработки.

  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

  2. Объем основного содержания-- не менее половины всей рукописи.

  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

  6. Количество и объем разделов не лимитируется.

21412s08.edusite.ru

Комбинированный урок — основа школьного преподавания. Советы по проведению урока

Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:

План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.

Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:

  1. Загадка, намекающая на тему урока.
  2. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Повторение изученного на прошлых уроках.
  5. Усвоение нового материала.
  6. Отработка.
  7. Контроль.
  8. Объяснение домашнего задания.
  9. Рефлексия.

Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.

Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.

«…И виждь, и внемли!»: организационный момент

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу. Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место. Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание.

В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя. Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать.

Варианты начала урока:

  • сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
  • загадка или необычный факт в форме новости;
  • отрывок из литературного произведения или афоризм;
  • общий комплимент классу и т.п.

«Вспомнить всё»: актуализация знаний

Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.

Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:

  • дисциплинирует школьников;
  • помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то;
  • проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».

С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.

«Кто на новенького?»: объяснение нового материала

Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.

В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- - -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.

На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.

Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.

Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).

Связать новый материал с пройденным необходимо. В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися.

«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного

Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников. Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.

Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.

На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.

Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:

  • Общее – уникальное.
  • Цепочка соответствий.
  • Шесть шляп.
  • Кейсы
  • И т.д.

Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.

«Задумайся у порога»: домашнее задание и рефлексия

Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот.

Предлагая задание на дом, учитель должен убедиться, что все ученики понимают, что им задано и как выполнять эту работу. Неплохо, если задание дифференцированное или «по выбору ученика», что соответствует требованиям фГОС, так как предполагает возможность для обучающегося выбрать удобный для себя способ повторения материала. Обычно предлагается на выбор выполнить творческое задание (иногда просто требующее поиска дополнительной информации; например, письмо, РАФТ, создание своей задачи на тему) или обычное, на отработку навыка.

Анализ комбинированного урока

При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы. Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.

Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

pedsovet.su


Смотрите также