Управление в апк что это такое


Сущность управления в апк

Под управлением понимают процесс воздействия на любую сис­тему, обеспечивающий поддержание ее в определенном состоя­нии или перевод в новое состояние в соответствии с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями. Управление присуще всем видам человеческой деятельности. Прежде чем начать трудовой процесс, человек продумывает его: выдвигает цели, оп­ределяет последовательность действий, прогнозирует результаты и в соответствии с этим организует труд, то есть управляет своей деятельностью.

Управление должно обеспечивать согласованное и эффектив­ное взаимодействие всех совместно работающих. Это предполага­ет постановку целей, взаимоувязку их со средствами, планирова­ние общественного труда, выработку стратегии, организацию ра­боты каждого участника и всей кооперации, создание материаль­ных условий для достижения целей, контроль за фактическим течением производственного процесса, анализ и выработку мер, обеспечивающих дальнейшее развитие системы.

Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Первый вид управления — это процесс непосредственного воз­действия человека с помощью средств труда на предмет труда (землю, технику и др.) в целях получения материальных благ и ус­луг, то есть само производство. При этом работник выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда, объединенных в группы, коллективы (объект управления), требует, в свою очередь, управления со стороны других работни­ков, составляющих управленческий аппарат (субъект управления). Этот вид управления — наиболее сложная область человеческой практики. Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Предметами их труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Объект — это от­дельные лица или коллективы работников, а также определенные процессы (природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли или народно­го хозяйства в целом). Продуктом управления является упорядо­ченность системы.

Эффективность управленческого труда неразрывно связана с эффективностью производства. Следовательно, затраты на управление относятся ко всей совокупной деятельности, а оплата труда этой категории работников должна зависеть от конечных резуль­татов. В той мере, в какой работники управления выполняют фун­кции, вытекающие из непосредственных потребностей производ­ства, затраты на него необходимы.

Между работниками, занятыми непосредственно в производ­ственном процессе и управлении, возникают отношения управле­ния. Отношения управления представляют собой сложную сово­купность связей и взаимодействий между отдельными работника­ми, структурными подразделениями и в коллективе как целостной системе в ходе реализации управляющих воздействий. В структуре управления отражается организация совместной деятельности участников производства.

Вместе с тем управленческие отношения субъективны, по­скольку на них оказывают активное влияние различного рода по­буждения, интересы человека.

Субъекты управленческих отношений — это отдельные люди и коллективы, целенаправленно воздействующие на объект управ­ления.

Задача субъекта управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект. Однако в практи­ческой деятельности работники аппарата управления нередко допускают грубые отклонения от требований объективных за­конов и закономерностей функционирования производства, что приводило в прошлом и приводит в настоящем к резкому сни­жению эффективности из-за недоиспользования производ­ственного потенциала.

Управление присуще любому способу производства, однако его характер, цели и содержание в решающей мере определяются формой собственности на средства производства, господствующи­ми производственными отношениями, подчиняются экономичес­ким законам, действующим в данном обществе.

В настоящее время обобществление производства, концентра­ция и централизация капитала достигли такого уровня, при ко­тором возникает объективная необходимость в государственно-монополистическом регулировании. Реальное обобществление, происходящее в производстве, и кооперация в масштабах всего общества должны осуществляться в рамках действительно обще­ственного управления. Регулирующая роль государства усилива­ется во всех развитых странах.

Сельскохозяйственное производство как объект управления обла­дает рядом специфических особенностей, которые оказывают су­щественное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата уп­равления и т. д.

Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях народного хозяйства, но и предметом труда, основным средством производства. Этим обусловливаются терри­ториальная рассредоточенность производства, населенных пунк­тов, построение органов управления в основном по территориаль­но-производственному принципу. Непосредственное управление из единого центра практически невозможно.

Территориальная рассредоточенность производства и удален­ность структурных подразделений от центра, растянутость комму­никаций затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений.

Экономическое воспроизводство в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным, что ставит его в большую зави­симость от природно-климатических условий. Последние по зо­нам страны значительно различаются. Производство может быть эффективным, если эти особенности полно учитываются.

Производственные циклы, их продолжительность в значительной степени связаны с естественными биологическими процессами.

Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловли­вает формирование присущих им органов управления при одно­временном развитии горизонтальных координационных связей для решения общих вопросов на территории, где эти хозяйства расположены (общие сервисные службы, социальная и культурно-бытовая сфера и т. д.). Имеются и другие особенности, определяющие специфику организации управления в АПК: различия между городом и дерев­ней, традиции, обычаи населения и др.

studfiles.net

Система управления в АПК

Агропромышленный комплекс, как и любая другая сложная многоуровневая система, нуждается в эффективном управлении. Отсутствие тех или иных структур, обеспечивающих контроль и взаимодействие на каждом уровне, бездействие институтов управления, отсутствие законодательства приводит к нерациональному использованию ресурсов, сырья и продовольствия, способствует низкой эффективности всей системы в целом.

Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция

Для современной России характерна трехуровневая система управления АПК, которая включает федеральный, региональные и районные уровни. На высшей ступени в структуре управления - Министерство сельского хозяйства РФ, на уровне субъектов федерации - региональные министерства, департаменты и комитеты сельского хозяйства, районный уровень представляют отделы или управления сельского хозяйства.

Основная роль Министерства сельского хозяйства РФ (МСХ) заключается в формировании нормативно-правовой базы АПК на основе федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и др. Разрешительная функция федерального органа управления заключается в предоставлении субъектам АПК свободы выбора организационно-правовой формы предприятий и самостоятельного распоряжения произведенной продукцией, а также в финансовом и ресурсном обеспечении реализации федеральных целевых программ, субсидировании, создании внебюджетных фондов и трастовых объединений. В сферу полномочий МСХ входят контроль реализации единой стратегии развития АПК и применения химических средств защиты растений, принятие мер противодействия нерациональному использованию земель и нарушению экологии, а также применение антимонопольных мер и мероприятий по регулированию межотраслевых, межрегиональных и международных отношений (цены, налоги, санкции). Кроме того, в компетенции федерального органа управления также аналитические, информационные, координационные, кадровые функции и функция научного обеспечения АПК.

На региональном уровне в сферу компетенции органов управления АПК входит реализация государственной аграрной политики и формирование региональной политики, ориентированной на максимальное использование потенциала конкретного субъекта РФ. Таким образом, региональные МСХ и Департаменты заботятся о реализации сельхозпродукции, ресурсов и сырья местного производства.

На уровне районных органов управления сельского хозяйства также происходит реализация единой государственной и региональной аграрной политики и целевых программ поддержки АПК. Наряду с контролирующей функцией по качеству и объемам выпускаемой продукции, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению требований охраны труда и т.п., районные органы управления защищают интересы сельхозтоваропроизводителей и выполняют представительскую функцию в вышестоящих инстанциях.

Несмотря на сходство в названии и функциях, органы государственного управления АПК не объединены в единую, жестко централизованную систему. Районное звено непосредственно не подчинено региональному. Последнее, в свою очередь, не находится под прямым влиянием МСХ. Целью государственного управления АПК является создание условий для эффективного развития всех хозяйствующих субъектов отрасли и контроль за их деятельностью. Непосредственное управление заключается в экономических способах воздействия с помощью цен, налогов, субсидий и пошлин.

В странах Европы, помимо государственных органов управления АПК значительную роль в формировании и реализации аграрной политики играют профессиональные союзы, советы и объединения частных и полугосударственных организаций. Во Франции, например, органом, осуществляющим контроль за взаимодействие между отраслями АПК,  является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Ему подчиняются межотраслевые зерновые, животноводческие, растениеводческие и др. организации, через которые регулируется внутренний рынок сельхозпродукции, производится закупка продуктов сельского хозяйства по гарантированным ценам. К таким организациям относятся государственные и полугосударственные объединения и ассоциации частных предпринимателей, которые могут рекомендовать правительству ту или иную стратегию развития и поддержки АПК. В ФРГ рекомендательные и отчасти нормотворческие полномочия имеет Союз фермеров Германии, который способствовал принятию в 1955г. Закона о сельском хозяйстве.

Система управления и стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Участники рынка сельхозпродукции и продовольствия с одной стороны - это сельхозтоваропроизводители и представители перерабатывающих предприятий, а с другой - представители оптовых заготовительных организации, частные предприниматели, а также при продаже товаров в розницу – физические лица - представители домохозяйств. На рынке сырья фигурируют владельцы и представители сельхозпредприятий различных форм собственности и представители оптовых заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий. Рынок материально-технических ресурсов представлен заводами и иными организациями, производящими материально-технические средства, используемые в АПК. Все участники рынка не зависимо от организационно-правовой формы преследуют единую цель – получение прибыли. Каждый из них свободен в выборе времени и места заключения сделок и каналов реализации продукции. Но при этом, не все участники рынка находятся в равных условиях. Например, на рынке сельхозпродукции самая высокая конкуренция, на рынке ресурсов наблюдается олигополия группы продавцов, а на рынке сырья – диктат группы покупателей продукции, подлежащей переработке. Наиболее уязвимыми в данной ситуации являются сельхозтоваропроизводители, так как результаты их деятельности зависят не только от конъюнктуры рынка, но и от погодных и климатических условий, стихийных бедствий и т.п. Нет четкой определенности в результатах деятельности фермерских и крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому предложение на рынке не стабильно и может вызывать стихийное колебание цен. Неспособность производителей сельхозпродукции влиять на рыночные цены и в одиночку противостоять изменениям цен обусловливают необходимость государственного регулирования сельхозрынков.

Рынок сельскохозяйственной продукции России с уходом в 90-х г.г. государства из сферы распределения продукции претерпел значительные изменения, которые не лучшим образом отразились на развитии АПК. Появилось множество лишних звеньев между производителем и потребителем продукции, возникла теневая экономика из-за упразднения договорных отношений  и замены их на наличный расчет и бартер. Опыт показал, что разрушение вертикали власти не только не способствовало самостоятельности районных управлений сельского хозяйства, но стало препятствовать реализации единой аграрной политики. Поэтому в последние годы ведется поиск путей усиления роли органов государственного управления, позволяющих без вмешательства в хозяйственную деятельность способствовать эффективности сельской экономики, бережному использованию земли и других природных ресурсов.

Способы государственного воздействия на систему АПК нашли отражение в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Программа устанавливает приоритеты государственной политики и меры по регулированию рынков сбыта сельхозпродукции. Так, для стабилизации цен внутри страны и повышения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке рекомендовано проведение государственных закупочных и товарных интервенций, в том числе в форме залоговых операций, снижение затрат на транспортировку зерна и продуктов его переработки, строительство портов, поддержка регионов с высоким потенциалом производства и т.д. Мерами государственного воздействия на рынок масличных культур служат таможенно-тарифное регулирование, а также прогнозирование структуры производства и потребления путем разработки баланса спроса и предложения растительного масла и потребности в кормовом белке. В рамках программы планируется переход от тарифного квотирования к ввозным таможенным пошлинам на отдельные виды мяса, а также правовая и консультационная поддержка предприятий с целью их аттестации для роста экспорта животноводческой продукции за пределы Таможенного союза. Реализация мероприятия по регулированию рынка молока направлена на повышение конкурентоспособности российской молочной продукции в целях импортозамещения.

Для стабилизации рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в виде закупок и залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Данные меры призваны обеспечить стабильный прирост производимой сельхозпродукции и повышение рентабельности всех субъектов действующих рынков АПК.

Структура и функционал органов управления АПК развиваются в зависимости от задач, диктуемых историей страны на каждом этапе. Например, в западных странах существует проблема вывода из оборота части земель сельхозназначения. В России, наоборот, осваиваются целинные земли для наращивания производства. Различие задач предполагает необходимость разных подходов к выбору функций и структуры государственных органов управления АПК. А значит, система управления и ее функционал не могут быть неизменными. Они должны меняться.

solarfields.ru

Система управления апк

Агропромышленный комплекс, сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Распалась система государственного управления им как единым специфическим народнохозяйственным объектом. Функции государственного управления АПК рассредоточены между Минсельхозпродом России, Госкомимуществом РФ, Минэкономикой РФ, Минфином РФ, органами управления в субъектах Российской Федерации. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привела к нарушению межотраслевых и региональных связей, к несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, монополизации производства в АПК.

В основу организационной структуры государственного управления закладываются следующие основные положения:

- переориентация государственных функций от управления отраслями и первичными звеньями к экономическому регулированию взаимоотношений между субъектами рынка;

- выделение агропромышленного комплекса в единый объект управления, с четким определением объектов государственной собственности;

- соблюдение положений федеративного договора и нормативных документов по разграничению предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерацией и ее субъектами;

- централизация разрозненных по органам исполнительной власти функций государственного управления в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- разработка экономического механизма, обеспечивающего развитие кооперации и интеграции производства;

- разграничение функций государственного и хозяйственного управления на всех уровнях;

- усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленного комплекса.

Ведущим федеральным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» от 11 сентября 1998 г. № 1090 в его функции входит проведение государственной аграрной политики и осуществление управления в АПК. С его помощью достигается государственное регулирование, единство и координация деятельности системы органов государственного управления агропромышленным комплексом. В республиках, входящих в состав РФ, краях, областях и автономных образованиях государственное управление реализуется через министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия, управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящихся в структуре соответствующих правительств и администраций. Их функции, структура, численный состав определяются правительством (администрацией) субъектов федерации. Вводится институт федеральных структур Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в субъектах Россиийской Федерации с содержанием их работников за счет средств федерального бюджета. Предполагается образование при министерстве отраслевых федеральных структур, что позволит повысить управляемость базовыми специализированными отраслями.

Задачи органов государственного управления АПК на уровне Федерации и ее субъектов в условиях рынка, многообразия форм собственности сводятся к следующему:

- разработка и осуществление стратегии развития АПК;

- проведение целенаправленной социальной, продовольственной и научно-технической политики, прогнозирование развития АПК;

- управление государственной собственностью;

- создание организационных, правовых, информационных предпосылок для осуществления хозяйственной деятельности и развития рыночной инфраструктуры;

- формирование системы экономических нормативов по регулированию продовольственного рынка, земельных отношений;

- организация карантинного, санитарного, экологического, семенного и ветеринарного контроля;

- государственное регулирование агропромышленного производства на основе рационального использования бюджетных средств, дотаций и кредитов, поддержки ценового паритета, эффективной инвестиционной и институциональной политики, формирования федерального и региональных продовольственных фондов, организации маркетингового и консультативно-информационного обслуживания.

Для субъектов Российской Федерации основными функциями министерства (управления, департамента) являются:

- управление государственной собственностью и земельными ресурсами;

- разработка и осуществление целевых государственных программ по основным направлениям аграрной и продовольственной политики, развитию отраслей АПК.

- реформирование структуры регионального агропромышленного комплекса;

- проведение инвестиционной политики, контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов; лицензирование;

- баланс производства и использования основных видов сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья;

- регулирование региональных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, создание рыночной инфраструктуры;

- осуществление мер по воспроизводству плодородия и сохранению почв, защите растений от сорняков, вредителей и охране окружающей среды.

- содействует развитию эффективных организационно- хозяйственных формирований, коммерциализации и демонополизации агропромышленного производства;

- научное, кадровое и информационное обеспечение.

Повышение активности предпринимательской деятельности обусловливает необходимость создания специальной программы маркетингового, консультационного, информационного обеспечения. В сфере хозяйственного управления получает развитие новая функция - аудиторская. Она осуществляет защиту законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов с помощью независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности и оказания соответствующих услуг.

Демократизация форм управления предполагает, что трудовой коллектив сам становится субъектом управления. Хозяйственно-экономическое самоуправление осуществляется на базе кооперативов, акционерных обществ, объединений, агрофирм, комбинатов, концернов, корпораций и других формирований, созданных на добровольных началах, сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами, предприятиями и организациями обслуживающих отраслей.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. на 17 марта 1997 г.) от 28 августа 1995 г. № 154-Ф3 органы местного (сельского) самоуправления должны учитывать местные особенности и народные традиции и могут быть представлены сельскими сходами. Государство может делегировать им выполнение отдельных функций с выделением необходимых средств из федерального бюджета.

studfiles.net

Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях

1.2.1 Органы управления агропромышленным производством (государственные органы управления АПК, органы управления на предприятиях АПК, структура исполнительных органов на предприятиях АПК, организация отраслевого управления на предприятиях; обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов)

1.2.2 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в АПК.

1.2.3 Управление в государственных унитарных предприятиях.

1.2.4 Управление в хозяйственных товариществах и обществах.

1.2.5 Управление в производственных кооперативах.

1.2.6 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями.

Лекция 7 Структура и функции органов управления апк

План:

1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления

2 Федеральный уровень государственного управления

3 Региональный уровень государственного управления

4 Районный уровень государственного управления

1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления

Как отмечалось выше, функция носит объективный характер и первична по отношению к структуре управления. Поэтому структура управления формируется с учетом функций, для выполнения которых она предназначена.

Управление характеризует такая цепочка понятий: цель — задачи — функции — структура. Необходимо отметить, что четкой границы между задачами и функциями не существует. С точки зрения содержания задачу можно рассматривать как концентрированное выражение функций, направленных на ее решение. Поэтому ее принято рассматривать как укрупненную, то есть интегрированную, функцию.

Главными целями АПК с позиций государственных интересов являются обеспечение продовольственной безопасности страны, населения продовольствием, работой и доходами; формирование поступлений от отрасли в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Достижение каждой из этих целей требует решения большого числа задач. Для этого создается система управления АПК, под которой понимают совокупность управляющих органов, предназначенных обеспечить эффективное функционирование отрасли в рамках действующего законодательства. Эти органы имеют четко обозначенные места в иерархии, цели, задачи, функции, полномочия и ответственность.

Естественно, основной целью подавляющего большинства предприятий АПК как коммерческих организаций является получение прибыли.

В Российской Федерации принята трехуровневая система управления АПК, включающая федеральные, региональные и районные звенья. Необходимость этого объясняется целесообразностью распределения функций по уровням: виды деятельности, которые трудно или невыгодно выполнять на районном уровне, передаются на региональный; аналогичным образом функции, носящие общегосударственный характер, сосредоточиваются на федеральном уровне. По целям и характеру выполняемых функций органы управления АПК делятся на две группы: государственного управления, хозяйственного управления.

Цель государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов отрасли и контроля за их деятельностью. Причем органы государственного управления непосредственно в деятельность предприятий и других формирований отрасли не вмешиваются. Как правило, управленческое воздействие оказывают экономическими методами с помощью таких инструментов, как цены, налоги, кредиты, субсидии. Это значит, что государство не управляет агропромышленным комплексом в прямом смысле, а выполняет регулирующую роль.

Суть контрольных функций государства сводится к соблюдению хозяйствующими субъектами требований законодательства, то есть установленных «правил игры». Делается это для обеспечения своевременной и правильной выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; соответствия качества производимой продукции действующим стандартам; соблюдения правил безопасности труда и пожарной безопасности; соблюдения ветеринарно-санитарных и других требований.

В большинстве случаев контрольные функции выполняют специальные инспекции: налоговая, ветеринарная, стандартизации и сертификации, по техническому надзору, экологическому надзору и др. Цель этих инспекций и иных государственных контрольных органов — защита прав и интересов государства, людей, забота об охране природы. Чтобы эти органы функционировали эффективно, они наделены действенными полномочиями, включая наложение штрафных санкций на нарушителей, а в отдельных случаях обладают правом запрета деятельности, наносящей урон здоровью людей, природе, государству.

Необходимо иметь в виду, что по мере развития общества роль контрольных функций усиливается. К примеру, в США, Великобритании и других ведущих странах деятельность формирований АПК находится под более сильным контролем, чем в России. Особенно высоки в них требования экологического контроля, к стандартам и качеству продукции, уплате налогов.

На федеральном уровне функции по государственному управлению АПК в основном выполняет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

На региональном уровне (в областях, краях, республиках) эти функции возложены на управления сельского хозяйства и продовольствия. В ряде из них указанные управления переименованы в министерства и департаменты, однако их полномочия остались прежними.

На районном уровне также имеются управления сельского хозяйства и продовольствия, которые почему-то принято относить к системе органов местного самоуправления. Однако в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» район не отнесен к числу объектов, охватываемых местным самоуправлением.

Несмотря на идентичность названий перечисленных органов государственного управления разных уровней, они не объединены в единую, жестко централизованную систему. Так, районное звено непосредственно не подчинено региональному. Последнее, в свою очередь, не находится под прямым влиянием МСХ России.

Следует отметить, что переход к ныне принятой модели управления АПК был продиктован тем, что на начальном этапе реформ многими учеными и практиками подобная децентрализация воспринималась как одно из условий эффективного функционирования отрасли. Однако опыт последних лет показал, что разрушение вертикали власти не способствовало росту самостоятельности и эффективности региональных и районных управлений сельского хозяйства и продовольствия. Более того, в ряде случаев это стало препятствовать осуществлению единой государственной политики в области АПК. В связи с этим активно ведется поиск путей усиления роли органов государственного управления, позволяющих без вмешательства в хозяйственную деятельность способствовать развитию сельской экономики, бережному использованию земли и других природных ресурсов.

Функции и структура органов государственного управления АПК постоянно развиваются в зависимости от того, какие задачи актуальны для отрасли в данный момент. К примеру, в развитых странах весьма значима проблема квотирования объемов производства, вывода из хозяйственного оборота части земель сельскохозяйственного назначения. В России, наоборот, аграрная политика направлена на увеличение используемой части сельхозугодий и наращивание производства сельхозпродукции. Различие задач предполагает необходимость разных подходов к выбору функций и структуры государственных органов управления АПК. Из этого следует, что названные функции и структура не могут быть неизменными. Они должны меняться с учетом требований времени, то есть задач, стоящих перед отраслью на данном этапе.

В последнее десятилетие экономическую политику в отрасли определял тезис о саморегулирующемся рынке. Это не только не решило, но и усугубило ситуацию в отрасли. В результате Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и региональные органы власти были вынуждены принять ряд мер по активизации роли государства в АПК. Наиболее значимые из них следующие:

постановление Правительства Российской Федерации «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 гг.» (1994 г.); этот документ явился первым официальным актом с начала реформ, свидетельствующим о признании роли государства в развитии АПК, поэтому принятие его фактически послужило началом нового этапа развития системы управления АПК России в рыночных условиях;

Указ Президента Российской Федерации «О федеральной целевой программе стабилизации и развитии агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг.» (1996 г.); цель Указа — создание условий для эффективной деятельности формирований АПК;

Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997 г.), для реализации которого в 1998 г. постановлением Правительства РФ утвержден порядок осуществления государственных закупок и товарных интервенций; постановление Правительства Российской Федерации «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (2000 г.).

Эти и другие меры были направлены на стабилизацию ситуации в АПК, создание предпосылок для дальнейшего развития отрасли.

Примечательно, что практически во всех развитых странах аграрный сектор отнесен к числу стратегических отраслей и в значительной мере субсидируется. Необходимость субсидирования вызвана тем, что в силу особенностей отрасли сельское хозяйство не в состоянии эффективно функционировать в условиях неконтролируемого рынка. Поэтому субсидии сельскому хозяйству не могут рассматриваться как помощь в обычном смысле. В данном случае путем дифференцированного налогообложения отраслей, а также льготного кредитования формирований аграрного сектора, предоставления им субсидий, принятия ряда других мер государством создается определенное равновесие в экономике. Этот баланс необходим для обеспечения паритета цен и приемлемых условий для существования всех отраслей. Отсутствие его тормозит развитие экономики, способствует зарождению кризисных явлений.

Цель хозяйственного управления — получение и эффективное использование прибыли. До начала рыночных преобразований в стране почти вся система хозяйственного управления формально была сосредоточена непосредственно на предприятиях АПК. Фактически же в деятельность предприятий вмешивались несколько районных организаций (районный комитет КПСС, Исполнительный комитет районных депутатов, Управление сельского хозяйства), тем самым предприятия лишались самостоятельности.

Разрушение административной системы управления экономикой позволило предприятиям и организациям АПК реально приобрести права юридических лиц. В настоящее время в отрасли активно идут интеграционные процессы, в результате чего создается новая многоуровневая система хозяйственного управления на основе ассоциаций, союзов и других формирований. Более подробная информация об этом дана в последующих разделах учебника.

studfiles.net

1.3. Особенности управления апк

Агропромышленный комплекс — важнейшая составляющая экономики Российской Федерации: в нем создается около 30 % национального дохода. Потребительский рынок более чем на 70 % формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья. Естественно, состояние этой сферы не может не затрагивать интересы каждого человека, ее развитие в значительной степени определяют народно-хозяйственный по­тенциал и политическую обстановку в стране.

Аграрная реформа была направлена на преодоление кризиса в сельском хозяйстве, повышение уровня и эффективности произ­водства сельскохозяйственной продукции. В ходе реформы про­изошли реорганизация колхозов и совхозов, перераспределение земель, их приватизация, социальные и структурные преобразова­ния. В результате на базе колхозов и совхозов были созданы раз­личные хозяйственные формирования. Часть колхозов и совхозов превращена в подсобные хозяйства предприятий и организаций. Заметно расширились площади земель, выделенных для хозяйств населения, коллективных садов и огородов, дачного строитель­ства. Получило развитие фермерство.

Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфи­ческих особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления.

Земля в отрасли — не только объект труда, как в других отрас­лях материального производства, но и его предмет, а также основ­ное средство производства, что обусловливает территориальную рассредоточенность производства, населенных пунктов, построе­ние органов управления в основном по территориально-производственному принципу. Территориальная рассредоточенность про­изводства и удаленность структурных подразделений от центра, плохие дорожные условия затрудняют сбор и переработку инфор­мации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных реше­ний, а следовательно, расширяет границы самостоятельности как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативно-хозяйственной деятельности.

Экономическое воспроизводство переплетается с естествен­ным, что ставит его в зависимость от природно-климатических ус­ловий, которые по зонам страны различны. Это предопределяет высокий уровень самостоятельности местных органов управления в регулировании производства, установлении сроков, методов и приемов выполнения тех или иных работ.

Различия в формах собственности оказывают влияние на фор­мирование системы управления в отраслях и взаимоотношения вышестоящих органов управления с другими отраслями и органи­зациями.

Сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по перио­дам года требуют от управляющей системы изыскания путей их выравнивания. В результате возникает чрезмерная напряженность труда руководителей и специалистов в отдельные периоды сель­скохозяйственных работ, увеличивается продолжительность их ра­бочего дня и т. д.

Определенное влияние на организацию управления оказывают и особенности технологии производства, связанные с живыми организмами, — растениями, животными, микроорганизмами, что предъявляет особые требования к хранению, транспортировке и сбыту продукции. Это предполагает строгую согласованность вы­полняемых работ и операций независимо от ведомственной при­надлежности организаций и предприятий.

Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления АПК: различия между городом и дерев­ней, живучесть традиций и обычаев населения, влияние хозяйств населения на экономическое положение работающих и др.

Учет влияния особенностей сельского хозяйства как отрасли общественного производства обязателен. Он предопределяет в зна­чительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху.

Профессор И. Г. Ушачев сформулировал ряд важнейших требо­ваний к управлению сельскохозяйственным производством, предъявляемых рынком.

• Совершенствование аппарата управления. По мере развития рыночных отношений численность управленческих работников растет опережающими темпами по сравнению с другими катего­риями производственного персонала. Практика развитых стран показывает, что с механизацией и автоматизацией управления темпы роста численности служащих не только не сокращаются, но, наоборот, увеличиваются.

В управлении производством много мелкой технической рабо­ты, требующей работников относительно невысокой квалифика­ции. Если сокращать численность таких работников, их функции будут вынуждены выполнять высококвалифицированные, и сле­довательно, высокооплачиваемые работники, что экономически нецелесообразно.

  • Интенсификация производства требует резкого увеличения скорости реагирования на изменение состояния сельскохозяй­ственного производства, поэтому важное требование к аппарату управления — повышение его оперативности. Необходимо дос­тичь такого положения, при котором скорость подготовки и при­нятия решений будет соответствовать темпу осуществления про­изводственных процессов.

  • Усиление роли государственного регулирования рынка и экономической стратегии для достижения основных социально-экономических целей.

  • Повышение комплексности управления. Усиление взаимоза­висимости и взаимосвязи элементов экономической системы оз­начает, что результаты решений, принимаемых в каких-либо от­дельных областях хозяйственной деятельности, сказываются не только непосредственно в данной области, но и в других, к кото­рым решение как будто не имеет непосредственного отношения. Поэтому необходимо учитывать не только прямые, но и косвен­ные, отдаленные во времени последствия принятия решений.

  • Полная самостоятельность сельскохозяйственных предприя­тий. Следование принципу: «Проблема должна решаться там, где она возникает» позволяет наилучшим образом учитывать при при­нятии решений конкретные условия и специфику производства, оперативно решать возникшие вопросы и быстро маневрировать ресурсами. Процесс возрастания самостоятельности на низовых уровнях управления происходит наряду с усилением государствен­ного регулирования, роли экономической стратегии.

Необходимо четко разграничивать решения по вопросам разви­тия сельского хозяйства, его отраслей и оперативные решения множества текущих хозяйственных вопросов, возникающих на предприятиях и в объединениях.

studfiles.net

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК

Под управлением понимают процесс воздействия на любую систему, обеспечивающий поддержание ее в определенном состоянии или перевод в новое состояние в соответствии с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями.

Управление присуще всем видам человеческой деятельности. Оно присутствует в труде каждого индивида. Прежде чем начать трудовой процесс, человек продумывает его: выдвигает цели, определяет последовательность действий, прогнозирует результаты и в соответствии с этим организует труд, то есть управляет своей деятельностью.

Однако у отдельного человека формирование цели и ее осуществление представляют единый процесс, внешнего управляющего воздействия не требуется, нет необходимости выделять управление в особую трудовую функцию. Управление как самостоятельный вид деятельности возникает тогда, когда трудовой процесс осуществляется на началах кооперации. По мере того как простой труд заменяется сложным и появляется его кооперативная форма, при которой не одно, а несколько лиц совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, возникает объективная необходимость в согласовании их деятельности.

Управление должно обеспечивать согласованное и эффективное взаимодействие всех совместно работающих. Это предполагает постановку целей, взаимоувязку их со средствами, планирование общественного труда, выработку стратегии, организацию работы каждого участника и всей кооперации, создание материальных условий для достижения целей, контроль за фактическим течением производственного процесса, анализ и выработку мер, обеспечивающих дальнейшее развитие системы. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Первый вид управления — это процесс непосредственного воздействия человека с помощью средств труда на предмет труда (землю, технику и др.) в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом работник выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда, объединенных в группы, коллективы (объект управления), требует, в свою очередь, управления со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат (субъект управления). Этот вид управления — наиболее сложная область человеческой практики.

Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Предметами их труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Объект — это отдельные лица или коллективы работников, а также определенные процессы (природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли или народного хозяйства в целом). Продуктом управления является упорядоченность системы.

Однако приведенное деление на два вида управления в известной мере условно, так как трудовой процесс есть единство функций, посредством которых осуществляются создание продукта и управление им. Через совокупность функций управления осуществляется воздействие на изменения, происходящие в объекте. Будучи наиболее активным элементом производственного процесса, управление неразрывно связано с ним, его содержание должно соответствовать требованиям и основным закономерностям производства. Так, в соответствии с непрерывностью или цикличностью производства процесс управления также должен быть непрерывным или цикличным, отвечать его структуре и закономерностям.

На ранних стадиях развития общества ремесленник, а затем капиталист представляли одновременно и руководителя, и инженера, и мастера, и продавца. В таком качестве сегодня нередко выступает фермер. С ростом размеров кооперирующейся ячейки, углублением разделения труда и его специализацией не только возрастает объем функций управления, происходит их дифференциация, выделяются все новые их виды и т.д., но и появляется объективная необходимость в органах управления, которые затем расчленяются на специализированные звенья (группы, секторы, отделы). В них заняты работники, имеющие специальную подготовку и выполняющие специфические функции по технической и технологической подготовке производства, оперативному управлению и контролю, финансовой и бухгалтерской деятельности и т. д. С разделением общественного труда соответственно происходит его разделение в управлении, растет численность работников, занятых в этой сфере.

Эффективность управленческого труда неразрывно связана с эффективностью производства. Следовательно, затраты на управлении относятся ко всей совокупной деятельности, а оплата труда этой категории работников должна зависеть от конечных результатов. В той мере, в какой работники управления выполняют функции, вытекающие из непосредственных потребностей производства, затраты на него необходимы.

Между работниками, занятыми непосредственно и производственном процессе и управлении, возникают отношения управления.

Отношения управления представляют собой сложную совокупность связей и взаимодействий между отдельными работниками, структурными подразделениями и в коллективе как целостной системе в ходе реализации управляющих воздействий. В структуре управления отражается организация совместной деятельности участников производства.

По сути, отношения управления — производственные, экономические, так как управление как особая функция возникает и развивается под непосредственным воздействием производства, а управленческая деятельность направлена на обеспечение потребностей людей. Отношения управления выступают в качестве производных от первичных видов общественных отношений: экономических, социально- политических и духовных. Содержание, характер, масштабы их проявления и механизм функционирования определяются непосредственно производственными отношениями. Под влиянием последних происходит развитие отношений управления, в них отражается движение общественного производства.

Вместе с тем управленческие отношения субъективны, поскольку на них оказывают активное влияние различного рода побуждения, интересы человека.

Субъекты управленческих отношений — это отдельные люди и коллективы, целенаправленно воздействующие на объект управления. При этом возникают волевые (организационные) отношения, которые отражают определенные экономические интересы. Волевые отношения не следует смешивать с волюнтаризмом — проявлением таких управленческих действий, которые не вытекают из объективных законов. Кооперирующаяся ячейка только тогда в полной мере добьется эффективности, когда волевые отношения в виде управленческих решений будут соответствовать объективным естественным и экономическим законам.

Задача субъекта управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект. Однако в практической деятельности работники аппарата управления нередко допускают грубые отклонения от требований объективных законов и закономерностей функционирования производства, что приводило в прошлом и приводит в настоящем к резкому снижению эффективности из-за недоиспользования производственного потенциала.

Следовательно, эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и как на деле обеспечивается взаимодействие управленческой деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Разные стороны отношений управления взаимосвязаны и взаимодействуют. Так, волевые отношения, будучи зависимыми от уровня развития производительных сил и экономических отношений, в свою очередь, могут тормозить их совершенствование или способствовать ему. Только учитывая всю совокупность объективных и субъективных сторон взаимоотношений, возникающих в процессе управления, управленческий аппарат может достичь необходимой эффективности.

Управление присуще любому способу производства, однако его характер, цели и содержание в решающей мере определяются формой собственности на средства производства, господствующими производственными отношениями, подчиняются экономическим законам, действующим в данном обществе.

В настоящее время обобществление производства, концентрация и централизация капитала достигли такого уровня, при котором возникает объективная необходимость в государственно-монополистическом регулировании. Реальное обобществление, происходящее в производстве, и кооперация в масштабах всего общества должны осуществляться в рамках действительно общественного управления. Регулирующая роль государства усиливается во всех развитых странах.

С организационно-технической стороны управление характеризуется как объективно необходимая функция, порождаемая кооперацией труда и уровнем развития производительных сил, формальная структура процесса получения и преобразования информации, применения технических средств, вычислительной техники и экономикоматематических методов и т. д. Именно с этой стороны и проявляются общие признаки, свойственные всем видам управления производством. В этом смысле управление носит всеобщий характер, и, следовательно, опыт управления развитых стран должен всесторонне изучаться, а лучшие достижения следует широко использовать в процессе совершенствования управления в России. Это относится к использованию в управлении вычислительной техники и экономико-математических методов, маркетинга, социально-психологических методов подготовки кадров, методов регулирования рыночных отношений и т.д.

Управлять обществом научно — значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать, координировать и контролировать) его развитие к определенной цели, проводить политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, которыми располагает общество.

Сельскохозяйственное производство как объект управления обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата управления и т. д.

Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях народного хозяйства, но и предметом труда, основным средством производства. Этим обусловливаются территориальная рассредоточенность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально - производственному принципу. Непосредственное управление из единого центра практически невозможно. Территориальная рассредоточенность производства и удаленность структурных подразделений от центра, растянутость коммуникаций затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений, а, следовательно, требует расширения самостоятельности, как самих предприятий, так и внутрихозяйственных подразделений, особенно в области оперативной хозяйственной деятельности.

Экономическое воспроизводство в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным, что ставит его в большую зависимость от природно-климатических условий, которые по зонам страны значительно различаются. Производство может быть эффективным, если эти особенности полно учитываются. Этот подход реализуется в зональных системах ведения хозяйства.

Производственные циклы, их продолжительность в значительной степени связаны с естественными биологическими процессами. Сезонность производства, резкие колебания в использовании материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов по периодам года требуют от управленческих работников изыскания путей выравнивания их использования, особенно рабочей силы. Этим вызвана также неравная напряженность труда управленческих работников в разные периоды.

Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловливает формирование присущих им органов управления при одновременном развитии горизонтальных координационных связей для решения общих вопросов на территории, где эти хозяйства расположены (общие сервисные службы, социальная и культурно-бытовая сфера и т.д.).

Имеются и другие особенности, определяющие специфику организации управления в АПК: различия между, городом и деревней, традиции, обычаи населения и др.

Современный уровень развития производства и экономики требует дальнейшего углубления знаний в области управления общественным производством. Опора на науку — один из главных факторов эффективности управления, улучшения функционирования всех звеньев народного хозяйства. Практические потребности, накопленный опыт и сведения в этой области человеческой практики позволили выделить соответствующую отрасль знания в самостоятельную науку управления.

Основаниями для выделения науки из общей массы знаний служат наличие предмета, отличного от предметов сложившихся наук, методологии и методой познания явлений, а также задач, которые относятся только к данной науке и могут быть исследованы во всей полноте только ею.

При определении предмета науки следует исходить из анализа управления как особой функции, которая возникла из потребностей производства, осуществляемого в крупных масштабах, призванной обеспечить единство и согласованность действий, целенаправленность работы коллектива при той или иной форме кооперации, регулировать и контролировать меру труда и т. д. Следовательно, предме

том науки управления является не само производство, а специфические отношения, возникающие в процессе воздействия на объект управления при переводе его из одного состояния в другое, то есть отношения управления производством.

В процессе воздействия на объект управление призвано обеспечить оптимальные условия для эффективного его функционирования, при которых достигались бы высокие конечные результаты при минимуме затрат на единицу продукции или услуг. Задача науки управления состоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляющей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.

Page 2

В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано информационное обеспечение. Новые информационные и коммуникационные технологии играют решающую роль во многих отраслях экономики.

Конкурентоспособность отдельных организаций и отрасли в целом, ее привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры. Информатизация является одним из важнейших направлений, способствующих освоению научных достижений в производстве и эффективности инновационного процесса.

К сожалению сегодня нельзя сказать, что в сельском хозяйстве России процесс построения информационной системы на основе новейших информационных технологий вызван лишь развитием научно- технического прогресса. Особый интерес государства к информатизации в АПК связан с утратой управляемости социально-экономических процессов на всех уровнях.

Главной причиной зарождения и формирования сферы информационно-консультационного обслуживания в АПК следует считать усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления, как на уровне предприятий, так и на районном, региональном и федеральном уровнях. Именно поэтому, отправными точками построения системы информационно-консультационного обеспечения АПК явились в большей степени проблемы управления отраслью, а не проблемы конкретных товаропроизводителей, производственной среды, интенсификация технологических процессов. И это существенный момент, оказавший значительное влияние на формирование и развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК непосредственно в регионах.

Важнейшим стратегическим приоритетом функционирования системы информационно-консультационного обеспечения является создание условий для эффективного развития производства, его обеспечение необходимыми информационными ресурсами, профессиональная поддержка принятия управленческих решений.

Кризисное состояние отрасли, изменившиеся приоритеты в области управления, неразвитость инфраструктуры сельскохозяйственного производства, неподготовленность кадров в управлении сельскохозяйственными предприятиями в рыночных условиях, информационный и правовой хаос усиливают актуальность этих задач. Это же определяет их сложность, необходимость системного подхода в их решении.

Основная задача государства в области информационной политики заключается в том, чтобы обеспечить постоянное пополнение информационных фондов, развивать на основе коммуникационных технологий информационную систему, способную обеспечить товаропроизводителям максимально свободный доступ к информационным ресурсам в сфере науки, технологий и образования.

Мировой опыт показывает, что эффективное использование аграрного научно-технического потенциала в значительной степени зависит от организации оперативной информации о научных достижениях и конкретных инновациях, полученных в результате научно- технической деятельности по комплексу технических, технологических, биологических и иных вопросов развития сельского хозяйства и функционирования его предприятий и организаций.

И здесь важнейшую роль играют региональные информационно-консультационные службы. Именно они являются основным передающим звеном от науки к производству, так как обладают одновременно как высоким кадровым потенциалом, так и возможностями прямого доступа к научной и производственной сфере. Именно на уровне региона следует искать значительный ресурсный потенциал для развития системы информационно-консультационного обеспечения производства.

Следует также отметить, что сельское хозяйство, как никакая другая отрасль народного хозяйства, нуждается в адаптации технологий к особенностям региона. Здесь требуется всесторонний учет риска управленческой деятельности, поскольку зависимость условий и результатов производства от случайных, прежде всего погодных, биологических и рыночных факторов здесь особенно велика.

Информационно-консультационная деятельность здесь имеет жестко индивидуальный подход к каждому клиенту, требует профессионализма и значительной специализации. Помощь в решении комплексных проблем управления в сельском хозяйстве чаще всего может осуществляться консультантами не единолично, а командой разнопрофильных специалистов. Незнание тонкостей технологии может привести к отрицательному результату, невосполнимым потерям, экологическому ущербу.

studref.com


Смотрите также