Уничтожение плодородного слоя почвы что это такое


Административная и уголовная ответственность за порчу земель

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно - хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно - следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации  предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по части 2 статьи 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по части 3 статьи 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Вернуться назад

midural.ru

КоАП РФ Статья 8.6. Порча земель / КонсультантПлюс

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Ст. 8.6 КоАП РФ. Порча земель

www.consultant.ru

Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы

Правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 КоАП РФ, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в РФ. ЗК РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной земли в части обеспечения ее плодородия и возможности использования как природного ресурса.

Объективная сторона ч. 1 данной статьи заключается в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы.

Снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 указанной выше статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определялось, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесовидные и покровные суглинки) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий.

Плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агротехническими свойствами.

Нарушение почвенного слоя земли может происходить при:

  • - разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, при добыче торфа;
  • - проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы;
  • - строительства, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;
  • - прокладки трубопроводов, проведения строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, проектно-изыскательных и иных работ. Использование плодородного слоя для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения этих земель.

Под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом:

  • - нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
  • - нарушения установленного режима использования земель;
  • - хищения;
  • - невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов. Объективная сторона ч. 2 данной статьи выражается в уничтожении плодородного слоя почвы и порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона ч. 1 может быть выражена в форме умысла, а в ч. 2 совершена как умышленно, так и по неосторожности.

За нерациональное использование земли предусмотрена административная ответственность.

Нерациональное использование. Административная ответственность наступает не только за неиспользование сельскохозяйственных угодий по их прямому назначению, их зарастание сорняками, деревьями и кустарниками, но и за нерациональное использование земли, в частности при не соблюдении севооборотов.

Агрономическое определение севооборота заключается в научно-обоснованном чередовании сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени. В понятие «севооборот» вкладывают не только чередование культур, но и целый комплекс организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, обеспечивающих рациональное использование земли, повышение плодородия почвы, получение высокого урожая хорошего качества при низкой себестоимости. В каждом хозяйстве в зависимости от уровня его специализации, почвенных и экономических условий может быть не один, а несколько различных севооборотов - так называемая система севооборотов.

Бессменные и повторные посевы приводят не только к резкому снижению величины и качества урожая, но и истощению почвы, снижению содержания питательных веществ в ней, ухудшению её структуры.

Итак, основными задачами севооборота являются:

  • 1) повышение плодородия почвы и рациональное использование ее питательных веществ;
  • 2) увеличение урожайности и повышение качества растениеводческой продукции;
  • 3) уменьшение засоренности посевов, их поражаемости болезнями и вредителями;
  • 4) уменьшение вредного влияния ветровой и водной эрозии почвы.

При составлении севооборотов исходят, прежде всего из перспективного плана развития хозяйства, в котором обычно предусматривается рациональная структура посевных площадей. Она включает перечень выращиваемых видов сельскохозяйственных растений и их долю в общем балансе посевной площади хозяйства. Структуру посевных площадей разрабатывают в каждом хозяйстве с учетом государственных закупок и потребностей местного населения в сельскохозяйственной продукции, почвенно-климатических условий, специализации хозяйства, экономической эффективности выращивания и планируемой урожайности овощных растений.

Управление Россельхознадзора сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

загрязнение земля севооборот ответственность

vuzlit.ru

Статья 8.6. Порча земель

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

stkoaprf.ru

61. Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы

61. Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы

Правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 КоАП РФ, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в РФ. ЗК РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной земли в части обеспечения ее плодородия и возможности использования как природного ресурса. Объективная сторона ч. 1 данной статьи заключается в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы. Снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 указанной выше статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определялось, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесовидные и покровные суглинки) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Плодородный слой почвы — это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агротехническими свойствами. Нарушение почвенного слоя земли может происходить при: — разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, при добыче торфа; — проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы; — строительства, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций; — прокладки трубопроводов, проведения строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, проектноизыскательных и иных работ. Использование плодородного слоя для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения этих земель. Под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом: — нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых; — нарушения установленного режима использования земель; — хищения; — невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов. Объективная сторона ч. 2 данной статьи выражается в уничтожении плодородного слоя почвы и порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона ч. 1 может быть выражена в форме умысла, а в ч. 2 совершена как умышленно, так и по неосторожности.

uristinfo.net

Статья 8.6. Порча земель « КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 8.6

1. К плодородным слоям почвы относится, в частности, чернозем — изобилующая перегноем почва по преимуществу степных и лесостепных районов. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны предоставлять в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов (дефиниции пестицидов и агрохимикатов приведены в комментарии к ст. 8.3 КоАП).

В соответствии со ст. 13 ЗК землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, а также по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Следствием уничтожения плодородного слоя почвы является снижение природно-хозяйственной значимости земель (см. комментарий к ст. 8.8).

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения обязанность собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов по использованию данной категории земель способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению природного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, установлена п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Неисполнение, ненадлежащее исполнение собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землепользователями, землевладельцами, арендаторами данных земельных участков указанной обязанности квалифицируются как ненадлежащее использование рассматриваемого земельного участка и влекут за собой санкции в виде его принудительного изъятия у собственника, принудительного прекращения аренды, принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, применяемые в порядке, предусмотренном ЗК, ГК, ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным комментируемой статьей.

3. Порча земли выражается в действиях (бездействии), приводящих к утрате природных свойств плодородного слоя или их ухудшению. Данное понятие тождественно понятию деградации земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под деградацией указанных земель понимается ухудшение их свойств в результате природного и антропогенного воздействия.

Данное правонарушение выражается в несоблюдении установленных действующим законодательством правил использования земель, следствием которого является причинение указанного вреда.

4. Землепользование должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нормированию качества окружающей природной среды. При нормировании устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в целях охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ.

Порча земель может быть обусловлена различными вредоносными факторами, в том числе загрязнением почв вследствие повышенного содержания в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов.

5. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» различаются отходы производства и потребления, опасные отходы. О понятии опасных отходов см. п. 1 комментария к ст. 8.2.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Неправомерное пользование, владение, распоряжение указанными отходами может привести к порче земель. Общие требования обращения с отходами определены ст. 9 — 17 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

6. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, квалифицируются в качестве преступления, предусмотренного ст. 254 УК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.21 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе должностные лица Росземкадастра и его территориальных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.21 КоАП; согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях отнесено также к ведению должностных лиц МПР России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к ст. 23.21, п. 2 комментария к ст. 23.29).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, осуществляется должностными лицами органов административной юрисдикции, а именно:

- должностными лицами органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, указанными в ч. 2 ст. 23.13 КоАП (применительно к порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления; см. также комментарий к указанной статье);

- должностными лицами Минсельхоза России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.17 КоАП (в части административных правонарушений о порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; см. п. 1 комментария к ст. 23.16).

kodeks-ob-admin-pravonarusheniyah.com


Смотрите также