Трансцендентально что это такое


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - это... Что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ?

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — [< лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы] филос. у И. Канта: изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта; касающийся форм познания, а не его предмета и содержания. Ср. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • трансцендентальный — См …   Словарь синонимов

  • Трансцендентальный —  Трансцендентальный  ♦ Transcendantal    Отнюдь не синоним трансцендентному.    Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием… …   Толковый словарь Ушакова

  • Трансцендентальный — и трансцендентный философские термины, введенныев новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющийаприорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение Т.философия почти равносильно современному термину Erkenntnisstheorie… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Современная энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — (от лат. transcendens род. п. transcendentis выходящий за пределы),..1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)2)] В философии Канта априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений. | сущ. трансцендентальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Трансцендентальный — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • трансцендентальный — ая, ое; лен, льна, льно. [от лат. trānscendens (transcendentis) выходящий за пределы] В идеалистической философии: отвлечённо логический, относящийся к области высших понятий, постигаемых умом (например: вещь, сущее, истина, добро и т.п.); // В… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Трансцендентальное - это... Что такое Трансцендентальное?

Кантианство Основные понятия Тексты Течения Люди
Вещь в себе, Феномен

Созерцание, Апостериори, Априори Трансцендентальное Рассудок и Разум Антиномия Категорический императив Ценность

Критика чистого разума

Критика практического разума Критика способности суждения

Неокантианство
Кант, Рейнгольд, Фихте

Шопенгауэр, Фриз Гельмгольц, Либман, Ланге Коген, Наторп, Кассирер Виндельбанд, Риккерт

Не следует путать с термином Трансцендентность.

Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.

Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens (возможно, через посредничество нем. transzendental). Это латинское прилагательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (родительный падеж transcendentis) — «перешагивающий», «выходящий за пределы», в философии «трансцендентный», образованный от глагола transcendo — «переступаю», «перешагиваю».

В строгом философском смысле «трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как «трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентного имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению. Так, согласно Канту, к области трансцендентального относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир (Кант, «Критика чистого разума», раздел «Трансцендентальная эстетика»).

Средневековая философия

Основная статья: Трансценденталии

В схоластике своеобразным прототипом и первым употреблением слова «трансцендентальное» были трансценденталии (лат. transcendentalia) — предельно общие, философские категории, посредством которых определялось все сущее. Трансценденталии — это разновидность универсалий[1]. Так Фома Аквинский выделил 6 транценденталий: сущее, единое, истинное, благое, вещь и нечто. В философии Дунса Скотта трансценденталии также являлись синонимами философских категорий[2].

Кант

В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции. К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые[прояснить] вечные[прояснить] философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе.

Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии:

Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.[3].

После Канта

После Канта слово «трансцендентальное» приобрело необычайную популярность. Гуссерль говорил о трансцендетальной редукции, а Деррида о трансцендентальном означаемом[4].

В XIX веке понятие «трансцендентальное» подхватили американские романтики-трансценденталисты, которые понимали под этим словом нечто изначальное, неиспорченное, девственное и близкое к природе.

В XX веке в околофилософской литературе слово «трансцендентальное» стало синонимом понятия духовности и приобщенности к потустороннему божественному миру[5]. Одной из первых это новое посткантовское понимание предложила теософ Елена Блаватская, введя понятие трансцендентальной физики[6].

В современном кришнаизме широко используется термин «трансцендентальное» для характеристики Бога. Так трансцендентальное тело — это нетленное, неограниченное тело Бога[7]. Трансцендентальный образ — это изначальный, божественный образ, а трансцендентальное знание — это божественная наука[8]. В рамках синтеза восточных и западных учений появилось даже такое понятие как трансцендентальный секс (см. Тантрический секс)[9]

Связанные термины

Организации и сочинения

  • «Общество трансцендентальной медитации»
  • «Трансцендентальный клуб»
  • «Система трансцендентального идеализма»

Примечания

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011.

dic.academic.ru

Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя

Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Это понятие произошло от латинского transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма — основатель направления Плотин создал учение о Едином — всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» — объясняет философ.

Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики вещей-в-себе, существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности — имманентность: она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по какому-то высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен — мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.

Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме

Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число — это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.

Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению — «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме — при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.

Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека — трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к чему-то запредельному.

Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» — это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик — он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.

Как говорить

Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно — «трансцендентальной».

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с чем-то трансцендентным».

Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».

theoryandpractice.ru

Трансцендентальный - это... Что такое Трансцендентальный?

 Трансцендентальный

 ♦ Transcendantal

   Отнюдь не синоним трансцендентному.

   Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.

   Однако в последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «…поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность. Действительно, трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, – подчеркивает Кант, – означает не что-то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение – сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены…», Приложение). Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным. Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I). Допустим, я заявляю, что 7+5=12 или что любой факт имеет причину. В той мере, в какой эти знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта. Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант, насколько мне известно, так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой – исключает его трансцендентальность.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

philosophy_sponville.academic.ru

трансцендентальный - это... Что такое трансцендентальный?

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — [< лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы] филос. у И. Канта: изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта; касающийся форм познания, а не его предмета и содержания. Ср. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • трансцендентальный — См …   Словарь синонимов

  • Трансцендентальный —  Трансцендентальный  ♦ Transcendantal    Отнюдь не синоним трансцендентному.    Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ —         (от лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, крые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т.… …   Философская энциклопедия

  • Трансцендентальный — и трансцендентный философские термины, введенныев новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющийаприорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение Т.философия почти равносильно современному термину Erkenntnisstheorie… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Современная энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — (от лат. transcendens род. п. transcendentis выходящий за пределы),..1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)2)] В философии Канта априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений. | сущ. трансцендентальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Трансцендентальный — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - это... Что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ?

  • трансцендентальный — См …   Словарь синонимов

  • Трансцендентальный —  Трансцендентальный  ♦ Transcendantal    Отнюдь не синоним трансцендентному.    Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ —         (от лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, крые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т.… …   Философская энциклопедия

  • Трансцендентальный — и трансцендентный философские термины, введенныев новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющийаприорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение Т.философия почти равносильно современному термину Erkenntnisstheorie… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Современная энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — (от лат. transcendens род. п. transcendentis выходящий за пределы),..1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)2)] В философии Канта априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений. | сущ. трансцендентальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Трансцендентальный — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, 1) в схоластике предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). 2) В философии Канта априорные (смотри Априори) формы познания, организующие опытные данные.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • трансцендентальный — ая, ое; лен, льна, льно. [от лат. trānscendens (transcendentis) выходящий за пределы] В идеалистической философии: отвлечённо логический, относящийся к области высших понятий, постигаемых умом (например: вещь, сущее, истина, добро и т.п.); // В… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru


Смотрите также