Тоталитаризм это что такое


Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.

Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх - пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни - экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини - создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

Бенито Муссолини - лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например - семьей Кимов в Северной Корее.

Ким Чен Ын - руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

  • Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

  • Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

  • Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

  • Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

  • Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

  • Единая обязательная для всех официальная идеология - обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.

  • Милитаризация общественной жизни.

  • Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).

  • Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Пример жестокого тоталитарного режима - режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Камбоджийский мальчик смотрит на черепа убитых при Пол Поте. «Поля смерти» - мемориал жертв режима «красных кхмеров». Фото: Reuters

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п. 

Памятник Туркменбаши Сапармурату Ниязову в Ашхабаде. Фото: Илья Варламов / Varlamov.ru

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

Участники демонстрации на Красной площади в честь Дню пионеров. 1969 год. Фото: РИА Новости / Б. Елин

В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией - в отношении режима Иосипа Броз Тито.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия - это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия - противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Наиболее известные литературные произведения в жанре антиутопии - романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Борьба с тоталитарным режимом - частый сюжет произведений современной массовой культуры. Тоталитарные общества, в частности, показаны в фильмах «Эквилибриум», «V - значит вендетта» и трилогии «Голодные игры».

Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

  • Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

  • Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

  • Многопартийность и плюрализм мнений.

  • Развитое гражданское общество - то есть общественные институты, независимые от государства.

  • Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

  • Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

www.anews.com

Тоталитаризм

Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека. Обоснованием тоталитаризма служит принцип социального конструктивизма, который фиксирует возможность радикального преобразования общества и человека, осуществляемого с определёнными целями (как правило, утопического характера) по определённым социально-политическим программам. Таким образом, отправной точкой тоталитарной модели является декларация некоторой высшей цели, во имя которой политический режим убеждает и/или принуждает общество расстаться со всеми традиционными (политическими, правовыми, культурными и другими) моделями. После подавления традиционных общественных институтов и замещения их тоталитарно-бюрократическими структурами, основная часть общества методами убеждения и принуждения объединяется (мобилизуется) в стремлении пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. В рамках этой модели высшая цель, как правило, имеет [рациональное] философско-теоретическое обоснование, а стремление к высшей цели составляет идеологическую основу [тоталитарной] политической системы. Сама тоталитарная власть при этом получает гипертрофированное развитие и полностью поглощает гражданское общество.

К наиболее характерным признакам тоталитарных политических систем относятся следующие:

  1. Монополизация всей полноты государственной власти одной политической организацией, а в ней — одним лидером, объектом культа (руководителем, вождём), либо харизматически ориентированным политическим кланом; правовое закрепление их руководящей роли.
  2. Наличие особого рода квазирелигиозной утопической моноидеологии, претендующей на всеобщность и непогрешимость, подавляющей культурную традицию и обосновывающей необходимость утверждаемого политического режима целями тотального переустройства общества (построение «нового мира», «нового порядка», «нового общества», «коммунизма» и так далее).
  3. Принудительная мобилизация населения для достижения его безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе реализации программы тотального переустройства общества (программа построения коммунизма в СССР, программа создания Третьего рейха в Германии, «культурная революция» в Китае и другие) и обусловленная этим тотальная идеологизация и политизация общественной жизни, а также перманентная борьба с внутренними и внешними «врагами».
  4. Опора политического режима на методы массовой пропаганды, принуждения и насилия как универсальные средства внутренней и [по возможности] внешней политики.
  5. Ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций.
  6. Упразднение гражданских прав и свобод.
  7. Подавление традиционных общественных институтов и замещение их государственно-бюрократическими структурами.
  8. Огосударствление и бюрократизация общества, гипертрофирование государственно-бюрократического аппарата, проникновение государственного контроля во все сферы общественной и частной жизни.
  9. Централизованная система управления экономикой.
  10. Международная самоизоляция государства.
  11. Всеобъемлющая идеологическая цензура каналов и средств распространения информации, образовательных и научных программ, произведений духовной культуры.
  12. Последовательная политика по деструктуризации общества с целью его социальной унификации.
  13. Устранение границ между государством, обществом и личностью с целью деиндивидуализации человека и его тотального подчинения интересам государственной машины.

Исторические причины возникновения тоталитаризма связаны с упадком традиционных социальных общностей и становлением массового общества, наряду с его усложнением (в первую очередь в технической и экономической сфере), сопровождающимся так называемым «восстанием масс» (термин X. Ортеги-и-Гассета). В отличие от авторитаризма (см. Авторитаризм), тоталитаризм устанавливается при самом активном участии масс и именно вследствие массовой поддержки его иногда называют «диктатурой массовых движений» и рассматривают как крайнюю [технологизированную] форму коллективизма, утверждающего абсолютный приоритет коллективных интересов (государства — фашизм, нации — нацизм, трудящихся — коммунизм). В политической науке тоталитаризм рассматривается как феномен индустриального массового общества XX века, поскольку практическое осуществление тотального контроля государства над всеми аспектами жизни общества и деятельности индивидуумов стало возможным только в XX веке благодаря развитию техники (см. Техника), распространению средств массовой коммуникации (см. Коммуникация массовая) и появлению эффективных методов манипуляции массовым сознанием (в первую очередь, пропаганды). Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах. Характерно, что тоталитарные модели получили распространение в ареале стран «второго эшелона модернизации» и «догоняющего развития» (прежде всего в России, Германии, Италии), где имело место опережение процессов формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества. В этом отношении ряд исследователей интерпретировали тоталитаризм не как отторжение общественной модернизации, свободного рынка и политической демократии, а как своеобразную коллективную реакцию на «неполучаемость» модернизации, рынка и демократии, выразившуюся в стремлении к сверхцентрализации, этатизации, и соответственно в подавлении общественной самоорганизации и индивидуальной автономии.

Термин «тоталитаризм» введён в политический лексикон итальянским философом Д. Джентиле (1926), который считал наиболее важной задачей государства претворение в жизнь своего национального предназначения, для чего, по его мнению, государственная власть должна стать абсолютной и всеобъемлющей, то есть тоталитарной, разрушив тем самым границы между частной и общественной жизнью граждан. У Джентиле данное понятие позаимствовали идеологи Национальной фашистской партии Италии во главе с Б. Муссолини, которые в одной из своих политических программ определили в качестве основной цели построение «тоталитарного государства». В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (La dottrina del fascismo, 1931), частичное авторство которой также приписывается Джентиле, тоталитаризм отождествляется с понятием «сильного государства» и рассматривается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан, а все основные аспекты жизни человека подчинены интересам государственной власти. В 1920-х годах, наряду с идеологами итальянского фашизма, термин «тоталитаризм» также использовался критиками режима Муссолини. После прихода к власти А. Гитлера в Германии этим термином стали называть политические режимы Италии и Германии, причём сторонники итальянского фашизма и немецкого национал-социализма использовали его в положительном контексте, а противники — в отрицательном.

Начиная с середины 1930-х годов понятие тоталитаризма начали использовать и критики советской политической системы, указывая на определённые черты сходства между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (И. В. Сталиным, Б. Муссолини и А. Гитлером), стремящиеся к всеобъемлющему контролю, отрицающие культурную традицию и призывающие упразднить институты общества во имя тех или иных высших целей. В конце 1930-х годов некоторые из разочаровавшихся в советской системе западных мыслителей (в частности, Ф. Боркенау, А. Кёстлер, Дж. Оруэлл, Ю. Лайонс, Дж. Дьюи, У. Липпман, К. Гувер), стали распространять понятие тоталитаризма на политический режим, созданный И. В. Сталиным в СССР, придавая ему негативно-осуждающее эмоционально-оценочное звучание. После Второй мировой войны широкую популярность получила точка зрения, согласно которой все три политические системы (итальянский фашизм, немецкий национал-социализм и советский коммунизм) фактически представляют собой разновидности одной системы — тоталитаризма. Впоследствии, однако, эта теория была подвергнута критике за неправомерное отождествление фашизма, нацизма и коммунизма, имеющих столь различное социальное происхождение, общественные функции и цели, несмотря на некоторое «техническое» сходство и ряд общих признаков. В современной политической философии принято разделять эти разновидности тоталитаризма наряду с религиозными и националистическими его разновидностями.

При использовании в настоящее время термина «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что политические режимы Бенито Муссолини в Италии, Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР были однозначно тоталитарными. При этом в рамках трёх основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия. Собственно тоталитаризм «в чистом виде», при котором действительно удалось достичь тотального контроля над политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь в СССР на протяжении ограниченного периода времени (со второй половины 1930-х до первой половины 1950-х годов). В рамках же итальянского фашизма и немецкого национал-социализма эти цели хотя и провозглашались, но так и не были достигнуты: и Муссолини и Гитлер смогли достичь тотального контроля над политической жизнью общества, но не упразднили полностью ни рыночную экономику, ни автономию духовной сферы и частной жизни граждан.

Различные авторы также относят к тоталитарным такие режимы как Иезуитское государство в Парагвае (1610–1768), правление Франсиско Франко в Испании (1939–1975), Антониу ди Салазара в Португалии (1932–1968), Мао Цзэдуна в Китае (1949–1976), Энвера Ходжи в Албании (1945–1985), Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее (1948–2011), Хо Ши Мина во Вьетнаме (1946–1969), Иди Амина в Уганде (1971–1979), Пол Пота в Камбодже (1976–1979), Рухоллы Хомейни в Иране (1979–1989), Саддама Хусейна в Ираке (1979–2003), Исламского движения Талибан в Афганистане (1996–2001).

Иногда термин «тоталитаризм» используется политическими и общественными деятелями как элемент полемики для характеристики отдельных аспектов политики, подразумевающей огосударствление тех или иных сфер общественной жизни и связанных с этим тенденций к этатизму (см. Этатизм) и авторитаризму (см. Авторитаризм) в политическом мышлении. Подобное произвольное и часто необоснованное его применение вызывает критику со стороны представителей научного сообщества. В связи с тем, что смысловое содержание и теоретическое обоснование этого понятия периодически менялось в угоду политической конъюнктуре, а единые его критерии до сих пор не сформулированы, некоторые исследователи предлагают считать этот термин клише.

Тоталитарная модель государственного управления стала предметом исследований, начиная с 1930-х годов. Основы научного анализа этого политического феномена заложили в 1920–1930-х годах теоретики русской эмиграции (В. М. Чернов, И. З. Штернберг, Г. П. Федотов, Ф. А. Степун, Б. П. Вышеславцев, С. О. Португейс и другие). Согласно концепции В. М. Чернова, именно Первая мировая война с её предельным этатизмом и военным психозом создала главные политико-психологические предпосылки характерной для большевистского тоталитарного режима «мистики государства». Г. П. Федотов полагал, что тоталитаризм вырос из порождённого Первой мировой войной соблазна социального конструктивизма. По его мнению, новый социальный идеал оказался родственным идеалу техническому, став как бы социальной транскрипцией техники. Ф. А. Степун сформулировал принципиальное положение о том, что стержневым смыслообразующим элементом тоталитаризма является механизм «смещения исторической вины на Другого». Так, в отношении большевистского режима он отмечал, что «этот режим не знает понятия своей вины, у него виноват всегда Другой: буржуй, империалист, соглашатель, капиталист и так далее». Позднее он же показал принципиальное различие двух практик тоталитаризма (нацистской А. Гитлера и советской И. В. Сталина): вариант Гитлера был ориентирован на смещение вины вовне, на другие народы, а вариант Сталина — на поиск «врагов народа» внутри социума.

После Второй мировой войны на Западе был предпринят ряд попыток исследовать феномен тоталитаризма и его природу, наиболее известной из которых стала работа Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (The Origins of Totalitarianism, 1951). Арендт пыталась обосновать тоталитаризм в качестве самостоятельной системы правления, отличной от всех иных форм политического подавления (тирании, деспотии и диктатуры) и базирующейся на принципиально новых политических структурах и механизмах, полагая его спецификой замещение традиционных ценностей государственной идеологией и разрушение социокультурных установок, происходящих в результате атомизации и отчуждения индивидов, готовых сплачиваться в управляемые массы. При этом массы объединяются не путём позитивного осознания общих интересов, а на основе «негативной самоидентификации», которая выражается в отторжении устоявшихся социокультурных ценностей и любых форм их политического представительства. По мнению Арендт, организационно-идеологической основой тоталитарных режимов послужили массовые «тоталитарные движения», вооружённые «тоталитарной идеологией» и требующие «тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих членов». В ряде случаев они смогли овладеть государственной структурой и распространить на неё формы тоталитарного управления, фактически упразднив государство (так произошло с большевистским коммунизмом в СССР и гитлеровским национал-социализмом в Германии); в других случаях, напротив, после захвата власти они слились с государственными структурами, породив однопартийные диктатуры фашистского типа, как это имело место в Италии и некоторых других странах Южной Европы. Арендт, таким образом, провела принципиальное различие между собственно «тоталитарным правлением» и «авторитарными диктатурами» (к ним она относит, например, большевистскую однопартийную диктатуру ленинского периода, а также фашистские режимы Южной Европы). Проводя концептуальное размежевание явлений «деспотизма» и «тоталитаризма», Арендт выделила ряд основных отличий между ними:

  1. Тотальная преданность и полное самоотождествление индивида с тоталитарным целым возможно только тогда, когда идейная верность лишена всякого конкретного содержания. Поэтому важной задачей наиболее успешных тоталитарных движений (большевистского и национал-социалистического) стало избавление от конкретных идейно-политических программ, унаследованных от более ранних, предтоталитарных фаз развития. Если нацистское руководство решило эту проблему простым отказом от серьёзной концептуальной проработки своих идейных оснований, то советское добилось аналогичного результата благодаря постоянным зигзагам «генеральной линии» и перетолкованиям марксизма, выхолостившим из этого учения первоначальное его содержание.
  2. Идеей господства тоталитарных режимов является не контроль над обществом как таковой, а само Движение, поддерживаемое в «вечном движении». В этом смысле цель тоталитаризма — организация социума для тотального переустройства общества, программа реализации которого базируется на неколебимой вере в вымышленный мир, состояние которого никогда не будет достигнуто.
  3. Сознательная и последовательная политика по аморфизации и деструктуризации социума. В этом смысле, например, принципиально различается «деспотизм» В. И. Ленина и «тоталитаризм» И. В. Сталина. Если первый полагал полезным удерживать те или иные виды общественной дифференциации и стратификации (социальную, национальную, профессиональную), то второй сознательно проводил атомизацию бесструктурной массы, последовательно уничтожая все основные социальные страты. Более того, Сталин фактически упразднил в качестве автономных корпораций государственную бюрократию и репрессивный аппарат так, что даже проводники тоталитарной политики не могли впредь быть уверенными относительно самих себя в самостоятельности своей власти.
  4. Подобная аморфизация социума, который становится гомогенной бесструктурной массой, принципиально меняет характер взаимоотношений лидера и народа. Поэтому, в отличие от авторитарного диктатора, тоталитарный вождь уже не рассматривается как личность, обладающая неограниченной властью и стремящаяся навязать свою волю подчинённым, а скорее как обезличенный «руководитель масс», которые он ведёт к «светлому будущему». Его функция, разумеется, велика («без него массам не хватало бы внешнего, наглядного представления и выражения себя и они оставались бы бесформенной, рыхлой ордой»), но и при этом относительна, поскольку вождь без масс — ничто, фикция.
  5. Массовая поддержка тоталитаризма создаётся комбинацией двух видов принуждения — внешним политическим принуждением (которая репрессивными методами поддерживает и воспроизводит феномен «массы») и внутренним самопринуждением, «тиранией логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек «передоверяет» производство своих мыслей, что парализует саму потребность свободно мыслить и действовать, порождая обезличенного индивида, не приемлющего внутренней свободы и природной самопроизвольности человеческого поведения. Поэтому идеальным подданным тоталитарного режима является не столько убеждённый нацист или коммунист, сколько индивид, для которого более не существует реальности опыта и мысли, который не различает факт и фикцию, истину и ложь.

В 1960-х годах концепция тоталитаризма Арендт была подвергнута критике за преувеличение роли «массы» и, соответственно, недооценку роли других факторов в тоталитарных системах, а также выраженный концептуальный максимализм. Впоследствии получили распространение альтернативные по отношению к идеям Арендт социологоцентричные и институциональные концепции тоталитаризма, определяющие этот феномен на основе соответствия набору базовых характеристик (монополия на политику, идеологию, экономику, репрессивное принуждение и так далее). Однако в 1990-х годах возрождается интерес к культуроцентричному, философско-политологическому содержанию концепции Арендт. Её идеи о саморазрушении сферы политического и другие оказываются востребованными при анализе форм так называемого «нового тоталитаризма» индустриального и постиндустриального массового общества, при котором уже само общество вытесняет государство, перенимая у него функцию тотального контроля.

gtmarket.ru

ТОТАЛИТАРИЗМ - это... Что такое ТОТАЛИТАРИЗМ?

(от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный) — форма общественного устройства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем гос-ва и правящей партии над всеми сторонами жизни общества. Слово «тоталитарный» начало употребляться в кон. 1920-х гг. применительно к коммунистическому режиму в Советской России; в дальнейшем тоталитарным стал называться и национал-социалистический режим в Германии. Т. возможен только в индустриальном обществе, для которого характерны централизованное, способное поглотить все гос-во, бурное развитие науки и техники, средств коммуникации и резкое расширение возможностей пропаганды. Т. представляет собой крайнюю, агрессивную и жестокую форму вышедшего на политическую арену в 19 в. социализма или его переплетения с национализмом, реже — с религиозным экстремизмом. Т. всегда является в своей основе социалистическим, а социализм постоянно тяготеет к Т. Социализм — единственная жизнеспособная форма коллективистического общества, способная бросить вызов индивидуалистическому капиталистическому обществу (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Социализм — и прежде всего Т. как его конденсированное проявление — и капитализм оказались теми двумя полюсами, между которыми разворачивалась история в 20 в. Двумя формами Т. являются коммунизм и национал-социализм (нацизм). Различия между ними: формальное признание демократии и ее отрицание; интернационализм и крайний национализм, опирающийся на расизм; обобществление частной собственности и полный контроль гос-ва над собственником; опора на разные слои населения; отсутствие поддержки со стороны правящих классов старого общества и наличие такой поддержки; стремление построить «рай на земле» для всего человечества и намерение создать такой «рай» для избранной нации (расы) за счет всех остальных. Разногласия и борьба двух форм Т. привели в конечном счете к военному столкновению между ними, в котором коммунизм объединился с развитыми капиталистическими странами и нанес сокрушительное поражение нацизму. Сразу же после этого коммунизм вступил в холодную войну со своими бывшими союзниками. Однако уже в 1970-е гг., не выдержав экономического перенапряжения, он начал быстро разлагаться. Для тоталитарного общества характерны следующие основные черты: оно возникает по заранее выработанному плану и ставит своей задачей радикальное переустройство общества; отказывается признать какие бы то ни было сферы жизни, в которых индивид и его воля являлись бы конечной ценностью; вводит централизованное планирование, замещающее конкуренцию в сфере экономики; объявляет свою официальную идеологию единственно верной и не подлежащей критике; отождествляет общество и гос-во, уничтожает гражданское общество и вводит государственный контроль за всеми сферам жизни общества и индивида; опирается на тоталитарную политическую партию, управляемую вождем; вводит монополию на средства коммуникации; формирует особые органы государственной безопасности, основной задачей которых является осуществление террора и создание атмосферы страха; всячески поддерживает особый коллективистический стиль жизни, когда основная масса населения готова с энтузиазмом жертвовать своим настоящим ради «прекрасного будущего». Поскольку фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, с ее ликвидацией в тоталитарном обществе начинается уничтожение всех прав и свобод. Жестокость и террор тоталитарных режимов прямо вытекают из их стремления переустроить жизнь общества в соответствии с единой наперед заданной и не подлежащей обсуждению целью. «Различные виды коллективизма, коммунизма, фашизма и пр. расходятся в определении природы той единой цели, которой должны направляться все усилия общества. Но все они расходятся с либерализмом и индивидуализмом в том, что стремятся организовать общество в целом и все его ресурсы в подчинении одной конечной цели и отказываются признавать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являются конечной целью» (Ф.А. Хайек). Главными опасностями, подстерегающими тоталитарное общество на пути к его цели, считаются несовершенство человека, доставшегося от прошлого, и враги Т. Человек коммунистического общества несовершенен уже потому, что он несет на себе, как говорил К. Маркс, «родимые пятна» старого общества. В числе этих пятен — гордыня, или индивидуалистическое высокомерие, заставляющее человека противопоставлять себя своему коллективу и обществу в целом, стяжательство, лень, недостаточная дисциплинированность, упрощенное, ненаучное мировоззрение и т.д. Человек нацистского общества несовершенен прежде всего в силу того, что является во многом продуктом расового смешения, испортившего не только его кровь и внешний облик, но и сам его дух. Кроме того, этот человек тоже имеет «родимые пятна» старого, капиталистического общества. Главные средства формирования нового человека в тоталитарном обществе (своего рода сверхчеловека) — это воспитание его в новом духе, прежде всего его идеологическое переоснащение, тотальный контроль за ним и тщательное отгораживание его от чуждых, враждебных влияний со стороны старого мира. «Железный занавес», которым тоталитарное общество отгораживается от всего остального мира, служит в первую очередь средством предотвращения воздействия враждебной идеологии и разлагающего влияния буржуазного образа жизни на индивидов этого общества. Враги Т. делятся на внешних и внутренних. Внешним врагом тоталитарного общества является, согласно его идеологии, индивидуалистическое капиталистическое общество, многопартийное, идущее на поводу у ложно понятой демократии, пропитанное гнилым либерализмом, не имеющее высоких целей, загнивающее, разлагающееся и т.д. Внешними врагами со временем сделались друг для друга две формы Т. — коммунизм и национал-социализм. На происки внешнего врага списываются многие беды тоталитарного общества. Внутренними врагами Т. являются те его индивиды, которые попали под влияние внешнего врага и проводят или только разделяют его идеологию и политику. В борьбе с внешним и внутренним врагами способны помочь только постоянная, неусыпная бдительность и беспощадное уничтожение выявленных врагов. Поскольку Т. отождествляет гос-во с обществом, внутренний враг является не просто врагом roc-ва, а врагом народа. Т. без врага — как внешнего, так и внутреннего — невозможен, как невозможен он без своей «высокой» цели. И если та цель, которую ставит перед собой Т., является радикальной и требующей сосредоточения всех его сил, то и враг, мешающий движению к цели, должен быть столь же радикальным: злобным, вероломным, вездесущим и не лишенным силы. Цель внушает индивидам тоталитарного общества энтузиазм (или фанатизм, как говорил Гитлер), враг должен внушать страх и оправдывать постоянные репрессии. Во главе тоталитарного общества стоит тоталитарная партия — наиболее характерный и наглядный пример как коллективистических сообществ, так и коллективизма вообще. Два разных варианта реализации идеи тоталитарной партии представляли собой Коммунистическая партия Советского Союза и национал-социалистическая рабочая партия Германии. Обе они бесславно ушли в прошлое. Но они с достаточной выразительностью показали, каких успехов в кардинальном преобразовании общества способна добиться при благоприятном для себя стечении обстоятельств тоталитарная партия и сколько бедствий своему обществу может она принести. Для утверждения Т. нужна не только «революционная», способная идти против основных положений конституции партия. Для этого необходимы также широкие народные массы, имеющие вдохновляющие их идеалы, радикальные позиции и не останавливающиеся в выборе крайних средств при реализации своих представлений о «новом совершенном мире». Т. не является «вывихом» истории, временным отходом некоторых обществ от некоей магистральной линии человеческой истории; он не является и историческим тупиком, в который общества попадают по недоразумению или по злому умыслу каких-то вождей или политических партий. Т. устанавливается естественным образом, возможно, без всякого насилия, он вырастает из глубин социальной жизни и «востребует» ту партию, идеология и практическая деятельность которой отвечает его нуждам. Чтобы утвердился Т., само общество должно все более склоняться к тоталитарному контролю своей жизни и желать стать тоталитарным, чтобы покончить со старым миром и навсегда учредить новый. «Тотальность тоталитарного режима в, так сказать, чистом виде состоит не только в том, что партия, какая-либо клика или фюрер-вождь устанавливают всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством или фюрером-вождем: обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социализм — в Германии» (К.С. Гаджиев). К. Ясперс подчеркивает, что Т. превращает народ в однородную массу. Он структурирован, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. В народе есть некая атмосфера, человек из народа обладает личными чертами характера благодаря силе народа, служащей ему основой. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, однородна и квантитативна, лишена традиций, почвы. Она — объект пропаганды и внушения, она не ведает ответственности и живет на самом низком уровне сознания. Особая опасность Т. заключается в том, что он ставит под вопрос само сохранение природы человека. Человек может потерять себя, вступив в тоталитарную стадию нивелирования, в жизнь, где нет свободы и свершений, в царство черной злобы, не знающей гуманности. «Во что может превратиться человек, нам сегодня почти внезапно осветила та чудовищная реальность, которая стоит как символ последней крайности перед нашим мысленным взором. Национал-социалистические концентрационные лагеря с их пытками, пройдя которые миллионы людей погибли в газовых камерах или печах — вот та реальность, которой по имеющимся сведениям соответствуют события и в других тоталитарных странах... перед нами разверзлась бездна. Мы увидели, что может совершить человек и даже не по заранее целиком разработанному плану, а попав в круговорот, движение которого все ускоряется, увлекая за собой тех, кто в него вступил». Человек в условиях тоталитарных политических режимов может превратиться в нечто такое, что невозможно было представить себе. «Эта реальность концентрационных лагерей, это согласованное движение по кругу пытающих и пытаемых, эта утрата человеческого облика предвещают будущие возможности, которые грозят гибелью всему... Эта опасность страшнее атомной бомбы, так как она угрожает душе человека». Яс-перс констатирует, что в современном мире есть две основополагающие тенденции, способные быть истоками нашего выбора: либо мы сохраняем автономию индивида и веру в возможности, которые появляются в свободном столкновении различных сил, какие бы ситуации при этом ни возникали; либо мы живем в созданном людьми тотально планируемом мире, в котором гибнут духовная жизнь и человек. Можно сказать, что первый вариант — это современное индивидуалистическое (капиталистическое) общество с рыночной экономикой, второй вариант — современное коллективистическое (коммунистическое или национал-социалистическое) общество с тотальным планированием не только экономики, но и всех сфер жизни человека.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Page 2
  • Арендт — Арендт  немецкая фамилия. Мужчины: Арендт, Андрей: Арендт, Андрей Андреевич  (1890 1965) праправнук Николая Фёдоровича Арендта, известный нейрохирург. Арендт, Андрей Фёдорович  (1795 1862)  штаб лекарь, инспектор врачебной… …   Википедия

  • Арендт — (Arendt) известный химик педагог, родился в 1828 г. С 1853 по 1857 г. изучал математику и естественные науки в Лейпциге, а затем был ассистентом при Сельскохозяйственной испытательной станции в Мöкерне. С 1861 г. А. состоял преподавателем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Арендт Х. — …   Википедия

  • АРЕНДТ — (Arendt) Рудольф Фридрих (1.4.1828, Франкфурт на Одере, 15.5. 1902, Лейпциг), нем. химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун те. В 1861 97 преподавал естеств. науки, технологию и др. в коммерч. уч ще и химию в политехн. ин те в Лейпциге… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Арендт Х. — ÁРЕНДТ (Arendt) Ханна (1906–75), нем. амер. философ и политолог, автор широко известного труда Происхождение тоталитаризма . С 1933 в эмиграции в Париже, с 1941 в Нью Йорке …   Биографический словарь

  • Арендт Э. — ÁРЕНДТ Эрих (1903–84), нем. поэт. В 1933–50 в эмиграции, участник нац. рев. войны исп. народа 1936–39. С 1950 в ГДР. Гражд. и филос. лирика (сб ки Из пятидесятилетия , 1968, Память и образ , 1976) …   Биографический словарь

  • АРЕНДТ ХАННА — (Arendt, Hannah) (1906–75) Политолог. Родилась в Кенигсберге (ныне Калининград). Изучала экзистенциализм (existentialism) под руководством Мартина Хайдеггера (Heidegger) и Карла Ясперса. Когда к власти пришли нацисты, эмигрировала сначала во… …   Политология. Словарь.

  • Арендт, Ханна — (1906 1975) немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма. В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами… …   Политология. Словарь.

  • Арендт Николай Федорович — (1785 1859), хирург, лейб медик Николая I. Лечил Л. в 1832, когда того в манеже Школы юнкеров лошадь ударила в правую ногу, расшибив ее до кости, и он лежал в лазарете, а затем в доме Е.А.Арсеньевой. В 1837 руководил лечением раненого А.С.Пушкина …   Лермонтовская энциклопедия

  • АРЕНДТ (Arendt) Ханна — (1906 75) немецкий и американский философ и политолог, автор широко известного труда Происхождение тоталитаризма . С 1933 в эмиграции в Париже, с 1941 в Нью Йорке …   Большой Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Что такое Тоталитарный Режим (Тоталитаризм)

30Ноя

Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в фашистской Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу пропаганды, идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных демократии подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с диктатурой и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с внутренним государственным терроризмом.

Черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного политического режима могут разнится в каждом отдельном случаи. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

chto-takoe.net

Тоталитаризм - это... Что такое Тоталитаризм?

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (от позднелат. totalitas цельность, полнота, totalis весь, целый, полный) форма общественного устройства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем гос ва и правящей партии над всеми сторонами жизни общества. Слово «тоталитарный» начало… …   Философская энциклопедия

  • Тоталитаризм —  Тоталитаризм  ♦ Totalitarisme    Полная власть (партии или государства) над обществом; современная бюрократическая форма тирании. Тоталитаризм представляет собой политическую систему, внутри которой вся власть реально принадлежит одному какому… …   Философский словарь Спонвиля

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (на средневековой латыни totalis весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод,… …   Современная энциклопедия

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (от ср. век. лат. totalis весь целый, полный),..1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • тоталитаризм — а, м. totalitarisme m. Тоталитарный политический, государственный режим. Крысин 1998. Форма государственного устройства, основанного на насилии, диктате, полном контроле государства за всеми сторонами жизни личности при отсутствии демократических …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Тоталитаризм — (на средневековой латыни totalis весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (от ср. век. лат. totalis весь, целый, полный) один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод. На место… …   Юридический словарь

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — (лат. totalitas цельность, полнота) понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого… …   Новейший философский словарь

  • ТОТАЛИТАРИЗМ — ТОТАЛИТАРИЗМ, а, муж. (книжн.). Тоталитарный режим. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • тоталитаризм — а, мн. нет, м. (фр. totalitarisme …   Словарь иностранных слов русского языка

dic.academic.ru

ТОТАЛИТАРИ́ЗМ

Авторы: Ю. Н. Попов

ТОТАЛИТАРИ́ЗМ (от ср.-век. лат. totali­tas – цель­ность, пол­но­та), тип идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го по­ли­тич. ре­жи­ма с пол­ным (то­таль­ным) кон­тро­лем вла­ст­ных струк­тур над всей жиз­нью об­ще­ст­ва.

Тер­мин «Т.», упот­реб­лён­ный в 1919 нем. жур­на­ли­стом А. Па­ке­том («ре­во­лю­ци­он­ный то­та­лизм» Ле­ни­на), по­лу­чил хо­ж­де­ние в итал. по­ли­тич. пуб­ли­ци­сти­ке 1920-х гг. при­ме­ни­тель­но к фа­ши­ст­ско­му ре­жи­му Б. Мус­со­ли­ни – вна­ча­ле у его ли­бе­раль­ных кри­ти­ков [«то­та­ли­тар­ная сис­те­ма», стре­мя­щая­ся к «аб­со­лют­но­му и не­кон­тро­ли­руе­мо­му гос­под­ству» (Дж. Амен­до­ла, 1923), фа­шист­ский «Т.» как «ан­ти­го­су­дар­ст­во» (Л. Бас­со, 1925)], а за­тем в по­зи­тив­ном смыс­ле и у его идео­ло­гов [«то­та­ли­тар­ная про­грам­ма на­шей ре­во­лю­ции» (Р. Фа­ри­начи, 1925), «фа­ши­ст­ский ре­жим» как «то­та­ли­тар­ный ре­жим» (Мус­со­ли­ни, 1927)]. Сфор­му­ли­ро­ван­ное Дж. Джен­ти­ле по­ня­тие «то­таль­но­го го­су­дар­ст­ва», объ­ем­лю­ще­го со­бой все ас­пек­ты об­ществ. и ду­хов­ной жиз­ни, бы­ло вос­при­ня­то в Гер­ма­нии К. Шмит­том и ря­дом пред­ста­ви­те­лей «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции» (Э. Фор­ст­хофф, «То­таль­ное го­су­дар­ст­во», 1933, и др.), од­на­ко ред­ко упот­реб­ля­лось на­цис­та­ми.

Итал. ка­то­лич. со­цио­лог Л. Стур­цо, на­зы­вав­ший боль­ше­визм «ле­вым фа­шиз­мом», а фа­шизм «пра­вым боль­ше­виз­мом», опуб­ли­ко­вал в 1935 в эмиг­ра­ции соч. «То­таль­ное го­су­дар­ст­во» («El esta­do totalitario»), где рас­смат­ри­вал Т., пред­став­лен­ный фа­ши­ст­ской Ита­ли­ей, на­цио­нал-со­циа­ли­стич. Гер­ма­ни­ей и боль­ше­вист­ской Рос­си­ей, как спе­ци­фич. яв­ле­ние совр. мас­со­во­го об­ще­ст­ва.

Дис­кус­сия о Т., раз­вер­нув­шая­ся в 1930-х гг. в кру­гах нем. эмиг­ра­ции, при­ве­ла к по­яв­ле­нию це­ло­го ря­да со­чи­не­ний о разл. ас­пек­тах Т. (Х. Арендт, Ф. Бор­ке­нау, В. Гу­ри­ан, Г. Мар­ку­зе, З. Ной­манн, К. Поп­пер, Э. Френ­кель, К. Й. Фрид­рих и др.). На про­ве­дён­ном Амер. фи­лос. об-вом сим­по­зиу­ме «То­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во» (1939) от­ме­ча­лись спе­ци­фич. от­ли­чия Т. от иных форм ав­то­ри­тар­но­го прав­ле­ния и ти­ра­нии. Наи­бо­лее влия­тель­ны­ми в ис­тол­ко­ва­нии Т. ста­ли поя­вив­шие­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­ты Х. Арендт «Ис­то­ки то­та­ли­та­риз­ма» («The origins of totalitarianism», 1951, рус. пер. 1996) и К. Й. Фрид­ри­ха и З. Бже­зин­ско­го «То­та­ли­тар­ная дик­та­ту­ра и ав­то­кра­тия» («Totalitarian dictatorship and autocracy», 1956).

Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей Т. рас­смат­ри­ва­ли его пре­ж­де все­го как спе­ци­фич. сис­те­му гос­под­ства, вы­де­ляя та­кие чер­ты, как пре­дель­ная по­ли­тич. и адм. цен­тра­ли­за­ция, мо­но­по­ли­за­ция управ­ле­ния в ру­ках дик­та­то­ра и воз­глав­ляе­мой им един­ст­вен­ной пар­тии, ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной и тес­но спле­тён­ной с гоc. ап­па­ра­том; ли­к­ви­да­ция раз­де­ле­ния вла­стей и пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии; гос. кон­троль над эко­но­ми­кой; уп­разд­не­ние всех гражд. сво­бод, обя­за­тель­ная для всех чле­нов об­ще­ст­ва идео­ло­гия ква­зи­ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра («по­ли­ти­че­ская ре­ли­гия») и свя­зан­ный с этим культ ха­риз­ма­тич. во­ж­дя; жё­ст­кий кон­троль над сред­ст­ва­ми мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции – ору­ди­ем гос. про­па­ган­ды и ин­док­три­ни­за­ции на­се­ле­ния; втор­же­ние го­су­дар­ст­ва в ча­ст­ную жизнь и мо­но­полия на вос­пи­та­ние мо­ло­дё­жи; тер­рор, осу­ще­ст­в­ляе­мый с по­мо­щью ка­ра­тель­ных ор­га­нов, в т. ч. тай­ной по­ли­ции, вы­яв­ляю­щей и уст­ра­няю­щей не толь­ко ре­аль­ных, но и по­тен­ци­аль­ных про­тив­ни­ков ре­жи­ма; ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­ва.

Кри­ти­ки кон­цеп­ции Т. ис­хо­ди­ли из раз­ли­чия со­ци­аль­но-эко­но­мич. уст­рой­ст­ва стран, объ­е­ди­няе­мых в по­ня­тии «Т.»: ес­ли в Гер­ма­нии и Ита­лии ка­пи­та­лизм ос­та­вал­ся, не­смот­ря на жё­ст­кий кон­троль над про­из­вод­ст­вом и дви­же­ни­ем ка­пи­та­ла, гос­под­ствую­щей эко­но­мич. сис­те­мой, а со­ци­аль­ная струк­ту­ра ма­ло от­ли­ча­лась от струк­тур в стра­нах с ли­бе­раль­ны­ми по­ли­тич. сис­те­ма­ми, то в СССР с кон. 1920-х гг. про­изош­ло прак­ти­че­ски пол­ное ого­су­дар­ст­вле­ние нар. хо­зяй­ст­ва, а струк­ту­ра об­ще­ст­ва ра­ди­каль­но из­ме­ни­лась. Раз­ли­чия так­же ка­са­лись со­дер­жа­ния идео­ло­гий, од­на­ко об­щей их функ­ци­ей бы­ло ус­та­нов­ле­ние при­ну­дит. мас­со­во­го еди­но­мыс­лия.

Х. Арендт ус­мат­ри­ва­ла пред­по­сыл­ки воз­ник­но­ве­ния Т. в со­ци­аль­ной ато­ми­за­ции, ха­рак­тер­ной для мас­со­во­го об­ще­ст­ва в си­туа­ции кри­зи­са нац. го­су­дар­ст­ва и рас­па­да клас­со­вой сис­те­мы по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. Она счи­та­ла тер­рор ре­шаю­щим при­зна­ком Т., к ко­то­ро­му в стро­гом смыс­ле от­но­си­ла толь­ко на­ци­ст­ский ре­жим и ста­лин­ский пе­ри­од в ис­то­рии СССР.

В ря­де ра­бот об­су­ж­да­лась связь Т. с фе­но­ме­ном т. н. до­го­няю­щей мо­дер­ни­за­ции, осу­ще­ст­в­ляе­мой го­су­дар­ст­вом с пре­дель­ной кон­цен­тра­ци­ей и мо­би­ли­за­ци­ей всех сво­их ре­сур­сов.

В мно­го­числ. по­сле­дую­щих дис­кус­сиях о Т., ак­цен­ти­ро­вав­ших эв­ри­стич. зна­че­ние это­го мо­дель­но­го по­ня­тия (иде­аль­но­го ти­па) при ха­рак­те­ри­сти­ке все­объ­ем­лю­щей ре­прес­сив­ной по­ли­тич. сис­те­мы, от­ме­ча­лось вме­сте с тем, что оно не мо­жет ох­ва­ты­вать всей мно­го­об­раз­ной и про­ти­во­ре­чи­вой ре­аль­но­сти кон­крет­но­го об­ще­ст­ва.

Тоталитарное искусство

То­та­ли­тар­ное ис­кус­ст­во, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние фе­но­ме­на взаи­мо­дей­ст­вия в 20 в. куль­ту­ры (ар­хи­тек­ту­ры, изо­бра­зит. иск-ва, ки­но, те­ат­ра, от­час­ти му­зы­ки, так­же лит-ры и ху­дож. кри­ти­ки) с по­ли­тич. ре­жи­мом Т., рас­смат­ри­вав­шим иск-во в ка­че­ст­ве од­но­го из гл. ин­ст­ру­мен­тов идео­ло­гич. про­па­ган­ды.

bigenc.ru


Смотрите также