Субкультура что это такое


Субкультура - Психологос

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Характеристики

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Более узким понятием, близким к субкультуре, но не подменяющим её, является фэндом (англ. fandom - фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и слэнг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и вэб-сайты. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби, увлечения человека каким-либо занятием (геймеры, хакеры итп). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры в СССР

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности.

Наиболее известные субкультуры

Музыкальные

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

  • Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва
  • Джанглисты — поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей
  • Инди — поклонники инди-рока
  • Металлисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей
  • Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии
  • Риветхеды — поклонники музыки в жанре индастриал
  • Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари
  • Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
  • Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
  • Традиционные скинхеды — любители ска и регги
  • Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
Другие культурные

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:

  • Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)
  • Падонки — использующие жаргон падонков
  • Исторические реконструкторы
  • Ролевое движение — поклонники живых ролевых игр
  • Териантропы
  • Фурри — поклонники антропоморфных животных

Имиджевые Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

  • Вижуал кидс
  • Кибер-готы
  • Моды
  • Нудисты
  • Риветхеды
  • Стиляги
  • Тедди-бои
  • Милитари
  • Фрики
  • Позитиф

====

Политические и мировоззренческие ====

Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

  • Антифа
  • Битники
  • НС-панки
  • Неформалы
  • Нью-Эйдж
  • НС-скинхеды
  • Cтрейт-эджеры
  • Хиппи
  • Яппи
Хулиганские

Субкультуры хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним:

  • Руд-бои
  • Гопники
  • Любера
  • Ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов
  • Футбольные хулиганы

По хобби

​​​​​​​Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби:

  • Байкеры — любители мотоциклов
  • Райтеры — поклонники граффити
  • Трейсеры — поклонники паркура

Ссылки

www.psychologos.ru

СУБКУЛЬТУРА - это... Что такое СУБКУЛЬТУРА?

1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.);

2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

............

☼ особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит. цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. — от народной, аристократич. — от демократич., христианская — от языческой, взрослая — от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа. Даже в античной культуре, к-рая нем. поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал (см. Аполлоническое и Дионисийское), представляющих собой не плод мифотворч. фантазии, а “два действит. средоточия единого бытия” (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни. В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерич. и профанное, элитарное и массовое (см. Элитарная культура, Массовая культура), офиц. и народное (см. Народная культура), языч. и христианское. Так, в ср.-век. миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христ., начало сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял офиц. и серьезной культуре ср.-вековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное — народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “Контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики. Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ. групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности (см. Ментальность) как специфич. настроенности опр. групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений. Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации (см. Социализация). Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней — процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни (см. Мода, Образ жизни), поведение и в целом на Стиль культурной эпохи.

Лит.: Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980; Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Он же. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Он же. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

П. С. Гуревич.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

............

☼ культура отдельных сословий, классов, социальных групп, возрастных, профессиональных объединений, обладающих определенной автономностью существования, своим языком (сленгом, жаргоном), единством ценностных установок, мышления, образа жизни.

1) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры, цыгане и др.).

2) устойчивая, организованная форма культуры со своими специфическими традициями, ценностями, устоями, которая существует наряду с традиционной обычной культурой.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

Page 2
 офиц. офиц. официальный

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

.

dic.academic.ru

СУБКУЛЬТУРА - это... Что такое СУБКУЛЬТУРА?

(от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).

Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни её носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфич потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей.

Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации конкретной С влияют на отношения к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния Нормы в просо-циальных С в основном не противоречат общественным, а дополняют.н. (или). трансформируют их, отражая специфич условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной С В антисоциальных С нормы прямо противоположны общественным В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы

Характер С определяет сферы жизни, в к-рых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами С, а также меру настоятельности и эффективности регуляции В антисоциальных С нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей Во мн асоциальных и в ряде просо-циальных С регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей

В каждой С существует более или менее жесткая статусная структура Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т.п.

Носителей определенной С обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и иерархия их значимости каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио и телевидения, рассчитанные на носителей данной С, конкретные рубрики газет.н. журналов, нац, иностр, региональные, муниципальные печатные и электронные средства массовой коммуникации Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для С ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

В каждой С можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, к-рые определяются их возрастными и социо-культурными особенностями, условиями их жизни, а также модой В данном случае мода понимается как форма социальной регуляции, отражающая периодич смену образцов массового поведения и обеспечивающая более или менее адекватное внеш. «оформление» постоянно меняющегося содержания жизни Наиб. явно мода проявляется в одежде, предметах быта, прическе, а также манере поведения, речи, муз. и иных эстетич. предпочтениях и т.н. Мода - одна из знаковых систем, посредством к-рых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфич средство приобщения человека к социальному и культурному опыту Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в к-рой она функционирует (половозрастной и социокуль-турный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т и). В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных С (молодежная, различные девиантные и пр).

Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей определенной С Лексич состав жаргона обычно достаточно подвижен, непостоянен В течение определенного периода времени, как правило относительно короткого, жаргон во многом обновляется, ибо в его рамках происходит постоянное пополнение синонимич рядов и замещение их элементов Жаргон в любой С включает в себя неск. групп слов и выражений Первая - общеупотребит слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.). Вторая - общеупотребит слова и выражения, к-рым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т и). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских С, лексика в преступных группировках, слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах). Четвертая - слова и выражения, характерные лишь для отд регионов, в т.ч. и имеющие корни в областных диалектах Жаргоны существенно различны по кол-ву входящих в них лексич единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).

В каждой С рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, муз, игровых видов творчества Словесный вид творчества включает в себя разл предания из истории сообщества носителей С, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в дет. С - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Муз. фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы С, рассказывающие о к -л реальных или мифич событиях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках С (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в делинк-вентных, подвижные - в детской и т.д. ), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), к-рые стали значимыми для носителей конкретной С, признаком принадлежности играющих к той или иной С.

Субкультурному фольклору присущи специфич признаки любого фольклора - коллективность творч процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей С к другим, вариативность формы и содержания

В той или иной конкретной С набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости Так, в С детской, юношеской, религ. сект, криминальных сообществ. наличествуют все виды творчества В то же время в фольклоре С тех или иных социальных и проф. слоев, неформальных движений, самодеят.н. любит объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое

С выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку Они представляют собой специфич способ дифференциации развитых нац. культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества Просо-циальные и отчасти асоциальные С способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации Одни выступают как контркультуры (напр., уголовно-лагерная), другие порождают инновац явления и содействуют их вхождению в культуру общества С, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие

Лит Социология преступности, M, 1966, Мудрик А В, Современный старшеклассник проблемы самоопределения, M, 1977, его же, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1984, Мяло К, Уроки Эзеля, «Ино странная литература», 1987, № 1, Кон И С, Психология ранней юности, M 1989, Пирожков В Ф Законы преступного мира молодежи Криминальная субкультура, Тверь 1994, OpieJ, OpieP, The lore and language of schoolchildren, Oxf, 1959, Knapp M, Knapp H, One potato, two potato the secret education of American children, № V 1976, B r a k e M, The sociology of jouth culture and jouth subcultures sex and drugs and rock n roll, L 1980, Ichwendter R, Theone der Subkultur, Fr /M, 1981, H e b d i g e D, Subculture The meanmg of style, L -N V, 1981 А В Мудрик

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

СУБКУЛЬТУРА - это... Что такое СУБКУЛЬТУРА?

  • субкультура — субкультура …   Орфографический словарь-справочник

  • СУБКУЛЬТУРА —         особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… …   Энциклопедия культурологии

  • СУБКУЛЬТУРА —     СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… …   Философская энциклопедия

  • Субкультура — * субкультура * subculture культура, полученная переносом (пересевом) части исходной культуры на свежую питательную среду …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… …   Новейший философский словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — [нем. Subkultur < лат. sub ниже, под + нем. Kultur культура] культура группы в пределах более крупного культурного образования, которая часто находится в осознанном противостоянии к последнему; она формирует собственные культурные элементы,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • субкультура — сущ., кол во синонимов: 37 • байкер (7) • битник (3) • брэйк дансер (2) • …   Словарь синонимов

  • СУБКУЛЬТУРА — (от лат. sub – под + культура). Совокупность специфических социально психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • субкультура — некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (см. культура). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура — Кибер готы Субкультура (лат. sub  под и cultura  культура; подкультура) понятие (термин) в со …   Википедия

dic.academic.ru

Что такое субкультура. Определение, примеры субкультуры молодежи

Наверняка каждый из нас хоть раз видел человека или группу людей, отличающихся от остальной толпы особой внешностью, а иногда и поведением. Мы таких людей чаще всего называем неформалами, фриками, сумасшедшими и так далее. Но это не совсем правильная характеристика, притом, что мы их совсем не знаем...

Правильнее будет сказать, что они выделяются. Если говорить про всех сразу, то они представитель разных субкультур. А субкультур много, одни появились очень давно, другие, наоборот, совсем недавно сформировались.

Но что есть субкультура? Это часть общей культуры, также называемой доминирующей культурой со своими ценностями, моралью, правилами, идеологией, обычаями и традициями.

В основном, представители субкультур - подростки или же люди от 18 до 30 лет. Напрашивается вопрос «Почему люди становятся неформалами?». Скажу, что не все они, но часть из них точно. А причины могут быть различные, как например:

Потребность в общении с единомышленниками;

Непонимание в семье;

Желание выделиться;

Переходный возраст и т.д.

Основой субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Одни субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества, пытаясь тем самым выразить своё негодование. Другие носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества, пытаясь этим скрыться ото всех. Иногда они развиваются и входят как элементы в единую культуру общества, но случается такое довольно редко. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Что такое субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура молодежи

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н. В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы, называемые «дворовыми тусовками». Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

«Уйти в неформалы» побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются «тусовка на своей площадке», посещение видеосалонов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Причины уходов молодежи в субкультуры

Из проведенного мною опроса среди девятых и одиннадцатых классов можно выделить такие причины:

Нечем заняться

Переходный возраст, поэтому надо попробовать и испытать надо

Влияет жизнь и происходящее все вокруг

Повторяют за другими

Это интересно

Ищут единомышленников

Непонимание в семье

Неуспеваемость в школе, отчуждение от школьного коллектива

Нежелание быть «как все»

Желание утвердиться, привлечь внимание

Дань моде

Возрастные увлечения, потребность в необычных экстремальных впечатлениях

Идейные убеждения и т.д.

Группы субкультур

Субкультуры можно разделить на такие, как:

· Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

· Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

· Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

· Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

· Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

· Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

· Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

· Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

· Элита: мажоры, рейверы.

· Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

· Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

· Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Назад в раздел

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

svastour.ru

СУБКУЛЬТУРА - это... Что такое СУБКУЛЬТУРА?

  • субкультура — субкультура …   Орфографический словарь-справочник

  • СУБКУЛЬТУРА —         особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… …   Энциклопедия культурологии

  • Субкультура — * субкультура * subculture культура, полученная переносом (пересевом) части исходной культуры на свежую питательную среду …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… …   Новейший философский словарь

  • СУБКУЛЬТУРА — [нем. Subkultur < лат. sub ниже, под + нем. Kultur культура] культура группы в пределах более крупного культурного образования, которая часто находится в осознанном противостоянии к последнему; она формирует собственные культурные элементы,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • субкультура — сущ., кол во синонимов: 37 • байкер (7) • битник (3) • брэйк дансер (2) • …   Словарь синонимов

  • СУБКУЛЬТУРА — (от лат. sub под, около и cultura возделывание, воспитание, образование, почитание) англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к. л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное… …   Энциклопедия социологии

  • СУБКУЛЬТУРА — (от лат. sub – под + культура). Совокупность специфических социально психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • субкультура — некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (см. культура). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Субкультура — Кибер готы Субкультура (лат. sub  под и cultura  культура; подкультура) понятие (термин) в со …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также