Стекло мурано что это такое


Муранское стекло — что это и как отличить оригинал?

Муранское стекло также известно под именем венецианское, названо так по месту исторического нахождения мастерских и фабрик (Венеция и остров Мурано). Считается одним из достояний итальянского производства и культуры, имеет многовековую историю.

Что такое муранское стекло?

Основными чертами стеклянных изделий этого вида являются:

  • чистота и прозрачность материала;
  • гладкость поверхности;
  • яркие цвета, богатое и разнообразное их сочетание в одном изделии;
  • внимание к деталям;
  • присутствие элементов внешнего рельефа (например, шипов) в качестве декора, а также наличие различных орнаментов, природных деталей на поверхности, витых нитей, сеток – внутри изделия;
  • яйцевидная форма кувшинов, имеющих короткое горлышко;
  • толстые ножки, украшенные декоративными элементами, высокие изогнутые ручки.

Изделиями, где применяют муранское стекло, являются: чаши, бокалы, вазы, блюда, бижутерия, зеркала, подсвечники, люстры, различные декоративные фигурки.

Преимущества предметов из этого материала:

  • стойкость и долговечность красок;
  • прозрачность и тонкость стекла;
  • необычный дизайн, который не повторяется;
  • ручное изготовление предметов;
  • высокие декоративные свойства.

Недостатки изделий немногочисленны, к ним можно отнести только их хрупкость и высокую стоимость.

История

Муранское стекло имеет богатую историю. Впервые производство венецианских изделий упоминается в 10 в., вплоть до 13 столетия оно находилось в зачаточной стадии, производились простые предметы для домашнего использования, материал которых ничем не отличался от других создателей, а также не имел никакой художественной ценности.

В 13 в., после взятия Константинополя, в Венецию попали прекрасные произведения византийских стеклодувов, мастера государства, а также рецепты создания шедевров. В это время кроме предметов обихода, традиционных сосудов, бутылок, начинают изготавливать бусины, стеклярус. Материал за счет высокой степени очистки песчаной смеси становится прозрачным.

Первоначально используют цветное стекло, и работают мастера на территории самой Венеции, однако позже из-за вредности производства и опасности возгорания построек от печей, всех работников переселяют на остров Мурано. Такое удаление также способствует сохранению секретов создания изделий, что становится важным из-за интенсивности развития отрасли в 13-14 в.

В 13-14 вв начинают создавать сосуды с богатой росписью, бусины и стеклярус, имитирующие драгоценные камни, а также украшенные цветными нитями.

Всем работникам острова запрещалось выезжать за его пределы, а для того, чтобы открыть свое дело, необходимо было проработать в этой отрасли и на этой территории многие годы. Разглашение секретов и рецептов производства каралось заключением или казнью, однако мастера и члены их семей имели ряд льгот и преимуществ по сравнению с остальными жителями.

В 15-17 вв. началась эпоха мирового господства венецианского стекла, богатство красок, форм и вариантов изделий притягивает к работам муранских мастеров большое внимание. В этот период впервые было получено матовое белое стекло, теплые оттенки его окраски, стали изготавливаться варианты с блестками, перышками, прожилками, а также изобретена «хрустальная» разновидность, абсолютно прозрачная, чистая, с характерным блеском.

Зеркала муранских творцов имели тонкое покрытие, имеющее отличные отображающие качества, а обратная поверхность их покрыта рисунком или резьбой. Сосуды стали принимать форму животных, колоколен, цветов и лодок. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшенные многочисленными деталями (листьями, цветами, розетками), почти все элементы которых изготавливались из основного материала, а где это было невозможно, покрывались им для сокрытия металла. Работы мастеров-стеклодувов приносили в казну государства огромную прибыль, преподносились в качестве подарков знатным вельможам и главам других государств.

В 17 в. популярность итальянских работ упала из-за моды на богемское стекло, а также последовавшей позднее оккупации французскими войсками и закрытием фабрик. Только со второй половины 19 в., благодаря А. Сальвиати, было возрождено традиционное производство на острове Мурано, открыта первая фабрика. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых имеют древние корни и являются потомками династий стеклодувов, известных с 13 в.

Виды стекла

Существует большое количество разновидностей муранского стекла, каждая из которых отличается своим составом, техникой создания. Самими распространенными видами являются:

  • Cristallo (от итальянского «хрусталь»). Абсолютно прозрачный, бесцветный вид стекла, сильно преломляющий свет и отличающийся особым блеском, известен с 1450 г. Технология создания была изобретена А. Бовьером, предполагает внесение в стеклянную смесь специальных отбеливающих компонентов, например, марганца.
  • Latticinio, Lattimo (в переводе означает молочный). Разновидность муранского стекла названа так по особому его цвету, напоминающему этот пищевой продукт.  Способ предполагает внесение оксида олова в состав смеси, открыт в 15 в. с целью имитации китайского фарфора.
  • Цветное. Для производства красочных вариантов изделий применяются окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.).
  • Filigrana (в переводе означает филигрань). Стекло такого типа предполагает наличие в прозрачной основной среде очень тонкой сетки из цветных или молочных полос, сплетенных между собой и создающих эффект кружева. Известно с 16 в.
  • Millefiori (от итальянского «тысяча цветов»). Разновидность стекла мозаичного типа, внешне поверхность напоминает цветущий луг. Первые упоминания об этой технике относят к 2 в до н.э., изобретена она в Древнем Египте, заимствована в 15 в. муранскими стеклодувами. Изначально изготавливаются длинные стеклянные прутики нужного цвета, которые в сечении имеют форму буквы, цветка, звезды, животного и т.д. Для этого горячую стеклянную массу раскатывают, формируя цилиндр размером 15*8 см, помещают в специальные формочки, нагревают и растягивают в более длинную и тонкую конструкцию. Затем эту фигурную палочку нарезают на большое количество деталей одного типа. Различные по виду фрагменты набирают в металлический круг, заполняя промежутки прозрачным стеклом.
  • Pulegoso (от итальянского puleghe – пузырьки). Одна из поздних разновидностей, появилась в 1928 г., благодаря Н. Мартинуцци. Для создания этого варианта раскаленное стекло опускают в холодную воду, а затем сразу помещают в печь. Из-за температурного шока в толще материала появляются пузырьки разного диаметра, кажется, что стекло закипело и застыло.
  • Craquele (в переводе «покрытый трещинами»). Также известен под названием «кракеляж» или «ледяное стекло». Техника предполагает погружение раскаленного материала в очень холодную жидкость, за счет чего поверхность изделия покрывается причудливыми трещинами.
  • Incalmo. Предполагает наличие нескольких, не перетекающих друг в друга оттенков в рамках одного изделия. Для этого предварительно заготавливают части разных тонов с одинаковой плотностью и температурой расширения, подгоняют их по форме друг к другу до плотного прилегания, а затем снова помещают в печь. В дальнейшем поверхности скрепляют и обрабатывают.
  • Zanfirico. Предполагает покрытие на последнем этапе тонкими молочными близкорасположенными прутиками, в итоге создается своеобразная «сетка».
  • Sommerso. Изделие из одного вида стекла погружается в горячий состав другого типа. Например, поверх пулегозо можно поместить прозрачную бесцветную или окрашенную массу. За счет этого сквозь первый слой хорошо виден рисунок или цвет внутреннего, толщина изделия становится более значительной.
  • Iridescenza (или иризация). Переливающееся стекло радужного тона, получается за счет покрытия парами олова, титана, других металлов во время вращения горячей массы на трубке. Свет преломляется на разных участках неодинаково, за счет чего и создается переливающийся эффект.
  • Vetro reticello. Одна из разновидностей филиграни. Предполагается наличие тонкой сетки отличного от фона оттенка. В центре каждого сектора имеется пузырек воздуха.
  • Эмалированное, позолоченное стекло. Заготовка покрывается слоем из эмали, в состав которой входит стеклянная крошка, цветные пигменты, окислы металлов, а затем обжигается. Вид известен с 15 в., рисунки из эмали встречаются на различную тематику (триумфальные шествия, цветы и т.д.).
  • Агатовое стекло. Также известен под именем мраморное стекло. Предполагает наличие различно окрашенных слоев, напоминающее драгоценный камень агат. Для его создания на плоской поверхности раскладывают подобранные цветные кусочки стекла, набирают на трубку прозрачную массу, во время продувания крутят массу по фрагментам разного тона. Затем внутрь вводят небольшую долю молочного стекла, которое выполняет роль фона. При нагревании цветные компоненты растягиваются, образуя агатовый узор.
  • Авантюриновое стекло. Один из самых красивых вариантов. Существует с 17 в., разработан благодаря усилиям семьи Миотти. В горячую стеклянную смесь вносят медь, которая при остывании выпадает в виде кристаллов. В итоге в прозрачном стекле видны золотые мерцающие частички, как правило, на желтовато-коричневом фоне. Ценность изделия зависит от равномерности распределения кристаллов и их габаритов.

Технология производства

Технология производства муранского стекла практически не изменилась с годами. Для получения основной массы используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. В него могут быть добавлены различные окислы металлов или пигменты для окраски. Полученная масса нагревается до 1 200-1 400 градусов в печи.

Далее мастер берет специальную трубку с деревянным основанием на одном конце, чтобы предотвратить термический ожог кожи, и утолщением на другой стороне, который окунают в стеклянную массу.

После накручивания стеклянного состава с обратной стороны начинают подавать воздух, дуя в полость трубки, поворачивая ее при этом постоянно. Стекло, наполняясь воздухом, растягивается и принимает нужную форму.

Иногда поверхность покрывают нитями иного материала, крошками стекла разных цветов, парами металлов, а также катают по ровной поверхности или помещают в специальные формы. Также возможно дополнительное нагревание, окунание в холодную воду для создания специальных эффектов. Затем сосуд откалывают от трубки и обрабатывают горлышко.

Для создания зеркал используют цельное литье, а не выдув, а также специальные прямоугольные формы, именуемые куари. На тонкий слой зеркальной амальгамы наливают слой стекла нужной толщины, после чего сплавляют детали между собой, обрабатывают поверхность.

Все объемные небольшие предметы и элементы изготавливают в технике «a lume». Для этого на открытом огне вручную с использованием специальных инструментов растягивают в нужные стороны горячую стеклянную массу. Детали сложных фигурок затем соединяют друг с другом.

Как отличить настоящее

Иногда стеклянные изделия, купленные даже на родине стекла, могут являться подделками.

Их высокая цена создает хорошую почву для мошенников различных магазинов, интернет-сайтов, иных продавцов. Чтобы отличить настоящее муранское стекло от подделки необходимо следовать следующим советам:

  • всегда спрашивать сертификат на изделие, у подлинных экземпляров они есть;
  • на предмете необходимо найти эмблему со словами «Vetro Artistico Murano», она может быть выдавлена на дне изделия, изображена на стикере-этикетке или выполнена в виде внутреннего золотого напыления в верхней зоне;
  • желательно ощупать поверхность покупки, она должна быть абсолютно гладкой, не шершавой;
  • золотое напыление нигде не должно отставать или осыпаться;
  • следует проверить фурнитуру, все замочки и крепления в подлинных экземплярах не могут быть хлипкими и шаткими;
  • если продаются несколько полностью или практически одинаковых предметов, скорее всего это подделка, т.к. при ручном производстве трудно создать полную копию;
  • поверхность желательно ощупать, стекло всегда прохладное;
  • стоит присмотреться к цветным элементам, красители, используемые при производстве очень стойкие, поверхность не может выгореть.

Уход за изделиями

Для ухода за хрупкими изделиями следует придерживаться нескольких простых правил:

  • не надевать бижутерию во время занятий спортом, готовки, уборки, танцев, принятия ванны или душа;
  • не использовать агрессивные чистящие вещества, которые могут поцарапать поверхность;
  • хранить изделия отдельно друг от друга и других украшений, желательно в специальных мешочках или отдельных ящичках с бархатными мягкими стенками;
  • протирать после использования поверхность бижутерии мягкой фланелью;
  • избегать резкого перепада температур.

Настоящее муранское стекло при должном уходе будет долгое время радовать владельца своим изяществом и красотой.

kamneteka.com

Муранское стекло — что это такое?

О муранском стекле узнали несколько веков назад, и с тех пор оно стало одним из основных материалов для изготовления посуды, украшений и предметов интерьера. Это уникальное сырье, приобрести которое считается отличным капиталовложением. Неопытным взглядом трудно отличить оригинал от подделки, но, если в руки попадется настоящее муранское стеко, это будет настоящей удачей, т.к. его красота безупречна и буквально завораживает.

Общие сведения о муранском стекле

История производства муранского стекла начинается в далеком 13 столетии. Название материала пошло в честь острова Мурано, расположенного близ Венеции. Именно там мастера-стеклодувы применяли особую технику и оттачивали умения, изготавливая особенные предметы из тончайшего стекла.

Ранее Венеция также занималась производством стеклянных изделий, но они ничем не выделялись на фоне общей массы подобных вещей. Ситуация изменилась после 13 века, когда местные купцы привезли из Константинополя образцы византийского стекла и рецепт его изготовления. С этого момента и начался путь создания муранского стекла или, как его еще называют, венецианского стекла.

С тех пор прошло много времени, производство уходило на спад и поднималось ввысь, появлялись новые технологии, но одно оставалось неизменным — материал изготавливался вручную с помощью специальной трубки с мундштуком.

Первые стеклодувы проживали непосредственно в самом государстве. Развитие стекольной промышленности приносило пользу правительству Венеции, но не ее жителям. Так длилось 5 веков, а в 1291 году власти постановили отправить всех ремесленником с их семьями за пределы города, а именно на остров Мурано. Мастера не могли покидать пределы острова и тем более разглашать секреты производства муранского стекла. Такие нарушения карались тюрьмой и даже смертной казнью. Но стеклодувы не были обделены. Они и их родные пользовались определенными привилегиями. Например, стекольщики могли выдавать замуж своих дочерей за венецианских патрициев с сохранением всех дворянских титулов их потомству.

К середине 15 века на острове проживало уже 25 тыс. человек. Стекольное производство процветало и совершенствовалось. Началась эпоха мирового господства венецианского стекла, были созданы его различные оттенки, формы и варианты изделий, притягивающие внимание ценителей прекрасного. Именно в этот период было изобретено матовое белое стекло и его теплые тона. Также стали изготавливаться варианты с прожилками, перышками и блестками. Особенно ценилось муранское стекло под «хрусталь» с характерной прозрачностью и блеском.

Мастера с острова Мурано делали зеркала с идеальными отображающими свойствами. Обратная сторона изделия была покрыта рисунком или резьбой. Обычные вазы и бокалы изготавливались в виде животных, цветов и колоколен. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшениями для которых служили цветочные детали из того же материала.

Как выглядит муранское стекло

Работа стеклодувов Венеции неплохо пополняла ее казну. Изделия из стекла стали основными презентами, которые преподносились знатным вельможам и главам других государств.

В 16-17 веке Венеция стала переживать тяжелые времена. В моду вошло богемское стекло и вытеснила популярность итальянского. В спаде производства не последнюю роль сыграла оккупация города французскими войсками, что привело к закрытию фабрик.

Налаживать производство начали во второй половине 19 век. Тогда же была открыта первая фабрика. Полностью восстановить изготовление удалось лишь через 50 лет. Изделия из муранского стекла стали, как и прежде, популярны среди венецианской знати, а позже заново вышли на мировой уровень. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых из них являются потомками тогдашних стеклодувов, работающих на Мурано еще в 13 веке.

Свойства и сфера применения

Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.

По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.

Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:

  • они чистые и прозрачные;
  • ярких цветов, которые нередко сочетаются в одном предмете;
  • наличие деталей, делающих акцент на уникальности и оригинальности;
  • присутствуют декоративные элементы внешнего рельефа, а также различные природные орнаменты;
  • кувшины имеют яйцевидную форму с коротким горлышком.

Преимущества стеклянных предметов следующие:

  • стойкость и долговечность;
  • тонкость стекла;
  • необычный неповторимый дизайн;
  • ручное изготовление;
  • отличные декоративные свойства.

Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.

Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.

Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.

Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.

Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.

В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.

Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.

Муранское стекло является хрупким и обладает высокой стоимостью

Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.

Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.

Разновидности

Муранское стекло — это общее название материала, который делится на подвиды. Они отличаются друг от друга визуально. К ним относится:

  • мозаичное — его структура состоит из тонких волокон многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в разной геометрии, которые путем плавления вставляются в изделие;
  • цветное — стекло для создания разноцветных изделий. Получают его за счет добавления окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.);
  • агатовое — многослойные изделия, визуально напоминающие предметы из природного агата;
  • филигрань или филигранное — получается путем вкрапления в основную прозрачную массу тонких цветных нитей. Они могут выкладываться внутри изделия либо хаотично, либо показывать определенный рисунок;
  • авантюриновое или «золотой песок» — материал создают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации. Предметы из такого стекла напоминают камень авантюрин;
  • кракелаж — получают путем накаливания, а затем резкого охлаждения. Так в стеклянной массе получаются трещинки, разбросанные в хаотичном порядке;
  • пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом опять в печь. После этого на поверхности появляется сетка из пузырьков;
  • миллефиори — на поверхности стеклянных изделий образуются молочные или разноцветные нити, уложенные в очень красивый орнамент;
  • сristallo — чистое стекло, в котором естественным образом играет солнечный свет;
  • latticinio — муранское стекло молочного оттенка. Получается за счет внесения оксида олова в стеклянную смесь. Материал напоминает китайский фарфор;
  • sommerso — получают путем погружения одного вида стекла в стекло другого типа. Например, пулегозо можно сделать внутри прозрачной или цветной массы. Такие изделия будут иметь увеличенную толщину.

Какой бы из методов создания муранского стекла не применялся, оно в любом случае будет выглядеть потрясающе.

Технология производства

Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.

В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.

  1. Стеклянная масса расплавляется при 1 200-1 400 градусах в печи.
  2. Конец железной трубки нагревается и опускается в расплавленное стекло.
  3. Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала.
  4. С обратного конца в трубку начинают дуть через деревянный мундштук, выдувая из стекла шарик, которому потом придают нужную форму и размер.
  5. Так выдуваются различные части. После они соединяются между собой для создания задуманного изделия.

Иногда стеклодувы поражают своим талантом, выдувая предметы крошечных размеров, но с точными деталями. Все компоненты, добавляемые в стеклянный состав, имеют натуральную природу, поэтому абсолютно безопасны для человека.

Как отличить от подделки

Недобросовестные производители стеклянных изделий часто выдают фальшивку за подлинный итальянский материал. Как отличить муранское стекло от подделки, расскажут следующие советы:

  • настоящий товар всегда имеет сертификаты качества от производителя;
  • на любом настоящем изделии всегда стоит метка со словами «Vetro Artistico Murano»;
  • поверхность предметов из муранского стекла всегда будет гладкой и прохладной на ощупь, а золотое напыление не будет осыпаться;
  • фурнитура у оригиналов должна быть крепкой;
  • венецианские стеклянные изделия, даже одного типа, не могут быть полностью одинаковыми, т.к. они делаются вручную.
Оригинальное Муранское стекло всегда имеет сертификаты качества от производителя

Единственные оригинальные изделия из венецианского стекла, которые не имеют сертификата от фабрики, это те, которые были изготовлены до 1980 г. Тогда товар не сертифицировался.

Нюансы ухода за изделиями

Муранские стеклянные предметы довольно хрупкие, поэтому требуют определенного отношения к себе. Украшения нужно снимать во время домашних дел, занятий спортом, при походе в бассейн или просто в душ. Для чистки не используют химических и абразивных средств, которые могут повредить поверхность. Хранят стеклянные предметы в специальных тканевых мешочках, отдельно от других  украшений. Их нужно уберегать от температурных перепадов, а после каждой носки протирать кусочком фланели. Если за муранским стеклом ухаживать как следует, то оно будет радовать вас не один десяток лет.

1nerudnyi.ru

Муранское стекло: как и где изготавливают | Журнал SOKOLOV

Среди множества островов солнечной пряной Италии есть один крупный остров, который в народе называют «второй Венецией». Именно там, в этом живописном местечке Венецианской лагуны, уже несколько столетий изготавливают невероятно красивое verto de Murano, или муранское стекло.

Первые творения венецианских стеклодувов имеют более чем тысячелетнюю историю. За это время промысел стремительно развивался, переживая времена забвения и триумфа, угасания и нового расцвета.

А начиналось всё за глухими монастырскими стенами, где бенедиктинские монахи решили изготовить кувшины для хранения ликёра. Приютив беглых стеклоделов из Византии, они не прогадали. Знания и образованность монахов в сочетании с опытом стеклоделов привели к тому, что уникальные изделия стали невероятно популярны.

Остров, хранящий тайны

Изначально стекольные мастерские располагались в Венеции. Однако связанный с огнём промысел ставил под угрозу деревянный архитектурный ансамбль города, и XIII веке производство «переселили» на остров Мурано.

Власти Венеции, быстро оценившие выгоду стекольного дела, не захотели делиться прибылью и наложили на него монополию. Конечно, это не остановило европейцев, охотившихся за секретной технологией создания стекла. Европейцы переманивали муранских мастеров за границу, обещая им золотые горы.

В XVI веке слава венецианского стекла разлетелась далеко за пределы континента. Невероятно тонкий и прозрачный материал ценился наравне с драгоценными камнями. В России об уникальном стекле узнали ещё в допетровскую эпоху. Тогда венецианская посуда и зеркала начали появляться в домах именитых бояр.

Мастерам-стеклодувам разрешалось брать в жёны самых богатых и знатных красавиц, но ни в коем случае не уезжать с острова. Наказанием за разглашение тайны венецианского стекла была смертная казнь. И даже те мастера, которым удавалось покинуть Мурано, погибали во время пути при невыясненных обстоятельствах.

Конец монополии положила книга «Искусство стекла», где подробно описывался способ его производства. После этого европейцы смогли самостоятельно изготавливать «венецианские вещицы». Но вскоре все поняли, что, как и в любом другом искусстве, для творения шедевров нужно нечто большее, чем простое знание технологии.

Дыхание красоты

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, муранское стекло и по сей день производится исключительно вручную. Расплавленный кварцевый песок льётся на зеркальную поверхность олова, образуя глянцевое стекло.

Но вдохнуть жизнь в холодный материал, сделав его лёгким и изящным, может только человек. Стеклодувы используют железную трубку, которая частично покрыта деревом (чтобы её можно было держать, не обжигаясь). Вот уже сотни лет она не меняется и никак не усовершенствуется: один конец трубки представляет собой мундштук, а другой — специальное утолщение для набора стекла.

И чайные сервизы, и объёмные сосуды производятся совершенно одинаково. Раскалённый в специальной печи конец выдувальной трубки помещается в расплавленное стекло, которое, пристав к металлу, образует горячий шар. После этого мастер дует в трубку, придавая стеклу нужную форму. Благодаря этому каждое творение муранских стеклодувов так же неповторимо, как человеческое дыхание.

Возможно, именно верность старинным традициям производства придаёт муранским изделиям такую теплоту. Не зря же венецианцы столько лет хранили тайну изготовления стекла.

Но главный секрет заключается не в способе производства стекла вообще, а в уникальных техниках, с помощью которых муранские мастера получали стекло различных расцветок.

Магия или искусство?

Оказывается, техника филиграни знакома не только ювелирам.

Именно она в своё время прославила венецианских стеклоделов. Для получения эффекта филиграни в прозрачное стекло вводятся тонкие разноцветные нити, образующие узор. Выдувание изделий из такого материала — невероятно сложный процесс, ведь нити должны сложится именно в тот орнамент, который задумал мастер.

Ещё одна уникальная техника — миллефиори, или «тысячи цветов». Долгое время способ изготовления этого стекла хранился в строжайшем секрете. Для его изготовления брались тонкие прутики слоёного многоцветного стекла в форме цветка, квадрата, звезды или других фигур. Эти прутики нарезались тончайшими ломтиками и «накладывались» на стеклянную основу.

В XVII веке специалисты из рода Миотти разработали новую технологию получения стекла. На его глянцевой поверхности мерцали блёстки, похожие на бесчисленные звёзды. Эта разновидность венецианского стекла стала называться авантюриновой. Его получают, добавляя в расплавленное стекло медную крошку, которая и образует искристую россыпь.

Не менее популярны муранские изделия, созданные в технике кракеллаж. Раскалённый выдуваемый предмет мастер помещает в ледяную воду, отчего верхний слой стекла покрывается мелкими трещинами, образуя особый узор.

Применение техники пулегозо позволяет создавать изделия с эффектом «кипения». Пузырьки воздуха в стекле возникают оттого, что раскалённый предмет помещают в холодную воду, а затем возвращают обратно в печь.

Многослойное цветное стекло называется агатовым. Его так назвали за сходство с известным своей красотой поделочным камнем.

Все цвета радуги

Для того чтобы получить цветное стекло, в прозрачную массу добавляют окиси различных металлов.

Зелёный оттенок стеклу придаёт примесь железа. Красный тон — результат добавления окиси меди. Синий получается с помощью кобальта, а стекло цвета рубина — только при добавлении золота. Помимо известного прозрачного cristallo существует также матовое белое стекло, которое изготавливается путём смешения с окисью олова.

Муранское стекло: вчера и сегодня

В наше время произведённое на острове Мурано стекло ценится ничуть не меньше, чем раньше. Искусные творения итальянских стеклодувов приравниваются к драгоценным материалам, а по виду напоминают поделочные камни: яшму, агат, сердолик и другие.

Именно поэтому венецианское стекло часто применяется в качестве вставки в ювелирные изделия: серьги, кольца, подвески, браслеты, а также шармы.

Эффектное стекло делает украшения выразительными и индивидуальными. Многообразие оттенков и фактур открывает простор для фантазии, позволяя художникам создавать не просто изделия, а украшения, передающие настроение.

Так, для коллекции SUMMERTIME от SOKOLOV было выбрано именно муранское стекло. В сочетании с серебром оно смотрится ещё более стильно. Кольца с вращающимися вставками, серьги, подвески и шармы на браслет помогут создавать яркие непредсказуемые образы. Вы с полной уверенностью можете сказать, что ваше украшение — эксклюзив, ведь созданное вручную муранское стекло никогда не повторяется.

sokolov.ru

Что такое муранское стекло: как отличить оригинал от подделки

Муранское стекло известно со времен тринадцатого века. Иначе его еще называют венецианское стекло, из него изготавливают всевозможные украшения и предметы обихода. Бижутерия из венецианского стекла очень красива и разнообразна: среди ярких и непохожих друг на друга подвесок вы непременно подберете для себя вариант по душе. Существует много ее подделок, но оригинальная венецианская бижутерия – это просто шедевр. Итак, что такое муранское стекло и как отличить его оригинал от подделки, вы узнаете из следующей статьи.

Исторические факты

Самым важным историческим моментом в развитии процесса создания венецианского стекла стали события тринадцатого века. Венеция производила его и до того времени, однако оно совершенно не выделялось из довольно обильной среды других производителей, так что не обладало особенным уровнем художественной ценности. Но в 13 веке жители Венеции привезли из Константинополя несколько образцов византийских расписных стеклянных изделий и пару рецептов его производства. Это дало ему особенный шанс, и венецианцы ими воспользовались, применив новые технологии.

Самым важным историческим моментом в развитии процесса создания венецианского стекла стали события тринадцатого века

Изначально мастерские по производству таких изделий были расположены непосредственно в Венеции. Однако процесс его изготовления был связан с огнем, что угрожало целостности деревянных построек страны. Исходя из таких соображений, приняли решение для перенесения мастерских сначала за пределы города, а после того вообще на отдельный остров. Как раз с тех пор Мурано называют центром изготовления венецианского стекла.

Представители венецианской республики начали широкую торговую деятельность с некоторыми западными и восточными странами. Среди прочего, предметом торговых отношений было и муранское стекло. Так как Венеция получала от таких продаж немалую прибыль, она всячески старалась держать в тайне секретную технологию производства. Изоляция мастеров-изготовителей-стеклодувов на острове была очень даже кстати.

Прибывшие не имели права устраиваться в мастерские, где изготавливалось муранское стекло. Даже строительством фабрик занимались те, кто был причастен к профессии стеклодува на них, это могли быть дети обладателей других фабрик поблизости или сами мастера. Вывозить его из Венеции было категорически запрещено, попытки разглашения способа изготовления венецианского стекла наказывалось тюрьмой или даже смертной казнью.

Однако при этом причастным сотрудникам фабрик предоставляли некоторые особые виды привилегий, чтобы был способ удерживать их на острове как можно дольше. Наиболее почетной из них считалось то, что любая из дочерей начальников среди стеклодувов могли заключать браки с представителями венецианской знати, и их дети сохраняли за собой все дворянские титулы и права.

Для местного населения это было крайне важно, поскольку все жители этой страны всегда держались за возможность приобрести подобные дворянские привилегии.

14-15 век славится расцветом муранского стекла. На протяжении этого времени слава о нём разлетелась уже очень широко и его начали очень высоко ценить по всей Европе. Стеклянные изделия стали преподносить в качестве особенных подарков для важных гостей, посещающих город. В течение этого времени также стали определяться некоторые правила производства сосудов разного рода. На тот момент многих приводила в восторг чрезвычайная прозрачность муранского стекла, что сейчас — обычный показатель для любого его вида. Также особенными считались разнообразие цветовых сочетаний и интересные элементы декора.

1861 год отметился открытием на острове Музея венецианского стекла, в который поместили коллекцию из самых выдающихся изделий, изготовленных с 15 по 20 век.

Некоторые технологии изготовления

В самом начале фабрики и мастерские, где работали стеклодувы, были расположены в маленьких зданиях, размером с один этаж. Возле печи выполняли работу сразу трое людей: мастер-стеклодув, помощник мастера и мальчик-ученик.

Создание любого вида стеклянного изделия начинается с песка. В процессе создания венецианского стекла уже стало традиционным использование песка, который привозят из французского леса под названием Фонтебло, который считается одним из наиболее чистых во всем мире. Его нагревают до температуры в 1200-1400 градусов.

После разогрева стеклянной массы, стеклодув пускает в ход специально устроенную трубку на одном из концов которой расположен мундштук, а на втором — утолщение для забора массы.

Интересно, что несмотря на то, что его изготовлением люди занимаются уже около двух тысяч лет, процесс этот особо ничем не поменялся. Дополнительные материалы для декора добавляют в стеклянную массу или непосредственно на выдуваемый пузырь. При этом изделия могут быть самыми разными, среди них:

  1. Вазы.
  2. Бокалы.
  3. Блюдца.
  4. Подсвечники.
  5. Статуэтки.
  6. Пресс-папье.
  7. Абажуры.
  8. Бусы и т.д.

Охота за секретами муранского стекла

В далёком 1291 году венецианское правительство решило сосредоточить все мастерские по производству украшений на острове Мурано – чтобы надёжно сохранить и спрятать от конкурентов секреты уникального мастерства.

Муранское стекло разрешалось производить только на этом острове и нигде больше. По всей Европе рыскали агенты тайной полиции в поисках беглых мастеров, которые раскрывали секреты муранского стекла. Пойманных ждала смертная казнь, а их родственников — вечный позор. Также жестко карали всех, кто торгует сырьём – стекольной массой, созданной по уникальной венецианской технологии. Ведь муранское стекло имеет потрясающий цвет, необычную фактуру и уникальную прочность.

Стекловары получили невиданные привилегии, но при этом потеряли свободу передвижения – им навсегда запрещалось покидать остров Мурано! При этом дочери мастеров получали право вступать в брак с представителями высших венецианских сословий. Среди знати считалось очень почётным родство со знаменитыми муранскими стекловарами.

Каждая мастерская представляла собой колдовскую «кухню», в которой рождались уникальные техники производства ювелирного стекла. У каждого мастера были свои секреты, хранящиеся в строжайшей тайне и передаваемые только по наследству от отца к сыну. Чтобы получить право быть настоящим мастером, стекловару необходимо было проработать не менее 15 лет!

С тех самых времён муранское стекло стало одной из визитных карточек Венеции. Большинство туристов при посещении этой удивительного курорта непременно посещают остров Мурано, чтобы полюбоваться старинными образцами стеклодувного искусства потрясающей красоты. Муранское стекло – это не просто ювелирное стекло, это настоящая драгоценность. Сегодня, как много веков назад, для венецианских мастеров стекольное производство – это не просто работа, а смысл жизни! На острове функционирует несколько фабрик, которые создают свои стекольные чудеса в сотворчестве с ведущими дизайнерами и художниками мира.

Меняются люди и эпохи, но муранское стекло по сей день создаётся по старинным технологиям – только вручную! При производстве муранского стекла никогда не использовали и по сей день не используют ни литьевых машин, ни конвейерной сборки, ни новых технологий. Только древние традиции, которые передавались и передаются от мастера к мастеру.

В чём уникальность муранского стекла

Муранские мастера изобрели сложнейшую многоступенчатую технику очистки стекла, благодаря которой изделия получают неповторимый цвет и прозрачность

Муранские мастера изобрели сложнейшую многоступенчатую технику очистки стекла, благодаря которой изделия получают неповторимый цвет и прозрачность. Печально, но такая технология крайне вредна для здоровья. Поэтому создатели муранского стекла фактически рискуют жизнью, создавая произведения ювелирного искусства. Однако для владельцев украшений  материал не представляет никакой опасности.

Сложнейшие в плане геометрии изделия покрываются разноцветной эмалью. А использование натуральной золотой крошки в покрытии превращают украшения в головокружительные композиции. Из высококачественной стекольной массы выдувают сложные многокомпонентные скульптуры, всевозможные аксессуары и предметы интерьера.

Чем муранское (венецианское) стекло отличается от обычного

Муранские стеклодувы используют сложнейшие техники. До них никто не использовал многоступенчатую технику очистки стекла (именно она делает производство вредным), а также «покрытие стекла цветной эмалью», введение золотой крошки в очищенную стекольную массу, технику изготовления многокомпонентных скульптур и предметов интерьера и многие другие техники.

Техники совершенствовались веками, появлялись уникальные потрясающие изделия, которые продолжают радовать и восхищать собой людей всего мира и сегодня.

Сейчас изделия из венецианского стекла продолжают экспортироваться во все страны мира, так как ценителей и коллекционеров муранских ваз, скульптур, зеркал, светильников и небольших фигурок, украшений в мире достаточно много, а ценятся эти изделия очень высоко и относятся к эксклюзиву. Их выставляют в галереях и музеях, на выставках.

Скульптуру, пожалуй, купить мало кто может себе позволить, а вот украшения муранского стекла вполне доступны. Мой браслет (фото в начале статьи, куплен в начале лета 2011) стоил около 300 рублей, он отсюда. Они есть очень разные по цвету, на любой вкус. Есть и бусы, и серьги, можно купить и кольцо.

Фотографии для статьи беру с этого сайта. Цена сравнима со стоимостью украшений из натуральных камней-самоцветов — это стекло действительно высоко ценится. Браслеты на резинке стоят 300-350 рублей (в среднем), бусы — от 600 до полутора тысяч, если на нитке (не сплошного набора) — то чуть меньше 400 рублей, серьги — чуть меньше 350 рублей.

Современная бижутерия из муранского стекла выполняется в самых разных цветах и их сочетаниях, можно встретить изделия разных форм. А поскольку ценятся они высоко, то это всегда — хороший подарок, в том числе и для богатого человека.

Современная бижутерия из муранского стекла выполняется в самых разных цветах и их сочетаниях, можно встретить изделия разных форм

Муранское стекло издавна привлекает туристов, посещающих Венецию. Сегодня знаменитым стекольным производством занимаются несколько фабрик, самая крупная среди которых — Formia (существует с 1959, владельцы — семья Миан). Самым известным мастером считается Сильвано Синьонретто. Для него характерно сотрудничество со многими современными художниками (для которых стекло — новая непривычная и очень интересная техника).

Как и семья Миан, Синьоретто тоже жалуется на нежелание современных местных жителей заниматься тяжелым ремеслом стеклодува, и, как следствие, на кризис в производстве муранского стекла.

Приёмы мастерства сегодня по-прежнему передаются от поколения к поколению, но кризису ремесла способствуют законы, принятые итальянским правительством, и регулирующие объемы производственных отходов и выбросов, а также время работы печей стеклодувов. Раньше секреты создания муранского стекла хранились так тщательно, что была создана специальная полиция, которая следила за тем, чтобы ни один мастер не покинул остров и не стал разглашать секреты своего мастерства. Тех же, кто решался выехать за пределы Италии и делал попытки разглашать десятилетиями хранящиеся секретные технологии, жестоко наказывали.

Ещё одна причина упадка — понижение спроса на изделия. С 1970-х годов муранское стекло по всему миру признается элитным товаром. Поэтому существенно повышается его цена — в том числе из-за повышения оплаты труда работников производства. Основную работу по продажам делают посредники, не сами мастера.

Они и забирают себе основную часть наценки, к мастерам такие деньги не попадают. Так что невысокая рентабельность оказывается основной причиной того, что производство, славившееся в 12-14 веках и вновь возрождённое в 1860-х, в условиях 2000-х чувствует себя очень шатко.

В городе существует музей стекла (остановка вапоретто — Museo). В музее можно увидеть краткую историю драгоценного стекольного производства и современные образцы мастерских работ.

Разнообразие видов муранского стекла

Интересно, что муранское стекло имеет несколько разновидностей, которые визуально сильно отличаются друг от друга

Интересно, что муранское стекло имеет несколько разновидностей, которые визуально сильно отличаются друг от друга. Мозаичное стекло – это разновидность муранского стекла, его структура состоит из тонких прутиков многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в поперечном сечении – цветы, звёзды, круги и т.д.

Авантюриновое стекло – невероятно красивое муранское стекло, которое получается при добавлении медных крошек. При высокой температуре происходят процессы кристаллизации, в результате образуются причудливые живописные узоры.

Агатовое муранское стекло – разноцветные слои в общей массе располагаются на разных уровнях, в разных плоскостях, что даёт сходство со слоистыми агатами.

Филигранное стекло – в прозрачное стекло добавляется множество тончайших разноцветных нитей, которые хаотично переплетаются между собой, а в некоторых местах получается вполне ровная и симпатичная «сеточка». При выдувании изделий просматривается в основном отчётливая сетчатая фактура.

Кракеллаж – знаменитая разновидность муранского стекла, отличающаяся характерными трещинками. Образуются они следующим образом: горячие изделия погружаются холодную воду, и внешний слой растрескивается из-за разницы температур. Застывший узор из трещинок очень необычный и весьма интересный с художественной точки зрения.

Миллефиори – поверхность изделий украшается разноцветными или молочными нитями, образующими орнаменты восхитительной красоты.

Пулегозо – особая техника создания изделий из муранского стекла, на поверхности которого образуются очаровательные сеточки пузырьков в виде живописных рисунков.

Бижутерия на уровне шедевров

Бижутерия из венецианского (муранского) разноцветного стекла считается вершиной ювелирного искусства Италии

Итальянская бижутерия всегда высоко ценилась в мире высоким художественным уровнем каждого изделия и безупречным качеством.

Бижутерия из венецианского (муранского) разноцветного стекла считается вершиной ювелирного искусства Италии. Каждая вещица изготавливается только вручную и только по уникальной технологии. Все украшения из венецианского стекла неповторимы. Даже в самых, казалось бы, простых бусах вы не найдёте ни одной бусинки, которая была бы похожа на другую!

Серьги, браслеты, колье из венецианского стекла – это, без преувеличения, элитные украшения. Во все времена такие роскошные и яркие изделия ценились наравне с золотом! Причём, чем старше украшения, тем дороже они реализуются на ювелирном рынке. Причудливые браслеты, кулоны, кольца изготавливаются из различного вида стекла – прозрачные, разноцветные, матовые. Искусное сочетание цветов, фигур и фактур рождает творения невиданной красоты. Умелые мастера научились имитировать различные натуральные камни. Из муранского стекла изготавливают бусины яшмы, малахита, агата и др.

Как создаётся муранское стекло

Как уже говорилось, технологии создания муранского стекла держатся в строжайшем секрете. Что доступно для широкой аудитории и что можно рассказать об этом загадочном процессе?

Сегодня, как и много веков назад, главный инструмент венецианского стеклодува – это простая длинная железная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Конец трубки нагревается на огне и погружается в расплавленную стеклянную массу. Расширенная воронка трубки захватывает маленький комочек жидкого стекла, после чего вынимается из печи – при этом мастер постоянно вращает инструмент, чтобы расплавленная стеклянная масса не стекала.

Затем, через специальный мундштук, стеклодув начинает энергично дуть в трубку и надувать стеклянный шарик всё больше и больше, умелыми вращениями и специальными инструментами изменяя его конфигурацию. Так стеклодувы выдувают различные части изделия, а потом соединяют их между собой. Остаётся только поражаться мастерством и тонкой ювелирной работой, ведь большая часть украшений из муранского стекла – это ювелирная бижутерия крошечных размеров!

Таков универсальный алгоритм, по которому уже много столетий изготавливается стеклянная посуда. Но сама техника изготовления муранского стекла куда сложнее! Помимо многоступенчатой очистки, каждый вид венецианского стекла рождается по совершенно уникальным рецептам, узнать которые не представляется возможным. Пожалуй, эта волшебная «кухня» так никогда и не будет раскрыта для широкой аудитории.

При создании цветного стекла краска обычно не добавляется. Но как именно получаются такие безумно сочные оттенки муранского стекла – это тайна за семью печатями. Единственное, что можно сказать наверняка, что это природные компоненты, которые абсолютно безопасны для здоровья.

ВНИМАНИЕ! Этот раздел содержит имитацию или подделки под муранское стекло. Решение вывесить этот товар на сайте компании «Артебалено», гордящейся только подлинным муранским стеклом от лучших производителей с острова Мурано и из Венеции, было принято после долгих раздумий и колебаний.

Небольшое количество «ненастоящего мурано» мы постоянно держали на складе в Москве исключительно с целью наглядной демонстрации нашим клиентам отличия между подлинником и подделкой, итальянским и китайским качеством. Чашу весов в пользу решения показать на нашем сайте также и этот товар склонило ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОДДЕЛОК, наводнившее десятки сайтов русского интернета, бессовестно и безответственно позиционирующих подобный товар как аутентичное муранское стекло. Понимая, что чем привлекательнее товар, тем больше его подделывают:

  1. 1) используемое стекло не является муранским, не способно как подлинное муранское стекло преломлять и отражать свет, т.е. является более тусклым и менее чистым;
  2. 2) цветовая гамма этого стекла довольно ограниченна;
  3. 3) имитация фольги драгоценных металлов достигается химическими добавками, дающими лишь отдаленно похожий, но не аутентичный эффект;
  4. 4) характерно малое использование муррин, либо их отсутствие. Неудивительно: в производстве муррин компания-монополист Эффетре, находящийся непосредственно на острове Мурано, не оставляет другим шансов воспроизвести подобное качество и разнообразие;
  5. 5) шнурки и бисер, а также их застежки далеки по качеству от своих итальянских «аналогов»;
  6. 6) стиль и дизайн всегда хромают при сравнении с итальянскими образцами.

Все это может увидеть любой неподготовленный человек, положив рядом подлинник и подделку, в нашей отрасли больше, чем где либо.

Источники:

  • http://artebaleno.ru/NE-Murano.html
  • https://milady-24.ru/info/muranskoe-steklo.html
  • https://kamni.guru/ukrasheniya/vsya-prelest-izdeliy-iz-muranskogo-stekla.html
  • https://kolechki.ru/blog/muranskoe-steklo/

gemguide.ru

Побывала в Венеции, в Мурано, привезла оттуда стекло. Один из признаков оригинального муранского…

Много долгих лет моей мечтой была поездка в Италию, а точнее, в Венецию и на острова Мурано и Бурано. Меня всегда манили эти красивые, яркие и удивительно притягательные для взгляда места. Город на воде, гондолы, разноцветные фасады домов и… муранское стекло.

Изделиями из стекла я интересовалась всю сознательную жизнь. Если в поездках мне попадались музеи или салоны с поделками из стекла, я непременно там бывала. Мне повезло посетить выставки во Флоренции и Карловых Варах. Я думала, богемское стекло останется моей любовью на всю жизнь, но то, что я увидела в Мурано, не забуду, наверное, никогда.

Муранское стекло

Сегодня редакция нашем сайте подготовила для тебя очерк о захватывающей истории муранского стекла, а также советы, как отличить настоящее муранское стекло от подделки. Шедевры, которые доступны многим!

Муранское стекло, пожалуй, самая пластичная разновидность стекла, а секретная формула состава позволяет воплощать смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.

Сама техника называется мillefiori, что в переводе означает «тысяча цветов» или «цветочный луг». Искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике еще с давних времен приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали полудрагоценные камни: агат, сердолик, халцедон.

Муранское стекло — это всегда ручная работа, и сотни лет назад, еще с момента рождения этой технологии, и сейчас.

В XIII веке венецианцы привезли из Константинополя образцы византийского художественного стекла и рецепты его изготовления, что дало толчок к развитию собственных технологий, родиной которых стал остров Мурано. Именно там в то время было налажено производство удивительного материала и выплавки из него диковинных стеклянных предметов.

Сама же история мозаичного стекла с цветочными узорами уходит корнями в Древний Египет. Еще мастера-стеклодувы из Александрии во II веке до нашей эры научились выплавлять такое необыкновенное чудо. И лишь в I веке до нашей эры эти технологии выплавки были заимствованы римлянами.

В 90-х годах XІX столетия все тайны по изготовлению мозаичного стекла были рассекречены и изделия в технике миллефиори стали известны англичанам и французам, которые переняли опыт у итальянцев и наладили свое производство. Далее эта техника приобрела свою популярность не только в Европе, но и по всему миру.

Тем не менее именно на острове Мурано сосредоточен очаг производства стекла в удивительной технике миллефиори. Когда смотришь, как мастер при тебе создает эту стеклянную красоту, испытываешь непередаваемый восторг!

Технология создания миллефиори заключает в себе выдувание и вытягивание стеклянных прутов, в середине которых образуется цветной рисунок, проявляющийся только на срезе.

Он создается наслоением стеклянных нитей на стержневую часть. Прут разогревают в раскаленной печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. При этом рисунок сжимается в своих размерах и становится практически филигранным.

Остывшие длинные прутья режут на более короткие и, соединив между собой в пучок, снова греют и вытягивают в один длинный прут. Это происходит до тех пор, пока мастер не останется доволен образовавшимся на срезе рисунком.

Затем прут нарезают на мелкие пластинки шириной до 5–6 миллиметров. На срезе такой пластинки, которая и называется муриной, можно увидеть необыкновенно красивый рисунок в виде цветка, ромба, колечка, сердечка с красочными разводами.

Множество таких плашек-мурин и наносят путем накатывания на разогретый стеклянный сосуд, который после нужной обработки и становится похож на цветочную поляну.

Из муранского стекла производят: люстры, вазы, посуду, часы и многие другие интересные предметы декора, а также украшения. Лично я купила в Мурано серьги и кулон, и они теперь для меня лучше бриллиантов!

Спрос на муранское стекло велик, поэтому, к сожалению, на сегодняшний день можно встретить большое количество подделок. Так как же отличить подлинное произведение? Вот несколько лайфхаклов, которые мне рассказали на экскурсии в Мурано!

Как распознать муранское стекло

  1. Муранское стекло проходит термическую обработку, благодаря чему в украшениях приобретает высокую прочность. Специалисты считают, что определить стекло просто: для этого нужно легонько ударить его о твердую поверхность, чтобы оно издало долгий и звонкий звук.
  2. Основное отличие такого стекла — разнообразные узоры, которые образуются благодаря различным окисям химических элементов. Эти узоры в подлинном изделии находятся глубоко от поверхности. Ну и каждый узор, подобно филиграни, выложен до мельчайших деталей.

  3. Стоит обращать внимание на такую мелочь, как ощущения. Муранское стекло в отличие от пластика слегка прохладное на ощупь.
  4. Подлинные украшения с муранским стеклом не тускнеют, не меняют цвет, так как их окрашивают не краской, а с помощью окисей металлов.

  5. Настоящие муранские бусины никогда не будут оправлены в бижутерию! Это достаточно дорогой и благородный материал, чтобы укутывать его в непрочный бижутерийный сплав. Только золото и серебро наивысшей пробы.
  6. И наконец, запомни: не бывает двух абсолютно одинаковых изделий. Это исключительно ручная работа, поэтому даже в одном браслете бусины не будут идентичными!

Также хочется отдельно упомянуть об уникальном мастере, который работает в этой технике в наши дни. Самое интересное, что он не из Италии!

Калифорнийский стеклодув Лорен Стамп фантазирует в технике «Murrine», творя поистине уникальные вещи.

Миниатюрные картины: портреты, пейзажи и даже мини-копии сюжетных полотен он создает, используя технологию муранского стекла. Уровень мастерства этого маэстро потрясает зрителей своим совершенством!

А чтобы увидеть и понять, как происходить процесс создания изделий из муранского стекла, посмотри это видео.

Совет редакции

Также предлагаю тебе узнать интересную историю о легендарном сервизе «Мадонна». Оказывается, у него есть свой особенный секрет!

Что скажешь по поводу этой красоты? Лично я просто в восторге от муранского стекла! Буду рада, если ты поделишься своим мнением по этому поводу с нами в комментариях.

Понравилась статья? Расскажи о ней своим друзьям в соцсетях, ведь вдохновение так заразительно!

prikol.is

Муранское стекло — гордость венецианских стеклодувов!

Искусство создания художественного стекла зародились в Италии много веков назад. За это время ремесло переживало разные времена: прeдавалось забвению и возрождалось вновь.

Современные технологии постоянно совершенствуются, все вокруг меняется и трансформируется очень быстро, но процесс производства муранского стекла не претерпел изменений.

Стекло изготавливают вручную также как и раньше. Муранское стекло, что же это такое и чем оно знаменито? Именно об этом пойдет речь в настоящей статье.

История муранского стекла

Технологии изготовления муранского или венецианского стекла зародились на о. Мурано, расположенного в Венецианской лагуне. Сегодня там находится музей, мастерские по изготовлению стекла, проходят выставки. Итальянский город Венеция был основан в 607 г. Там сразу стали возникать мастерские по созданию стекла. Умельцы изобретали оригинальные идеи и с успехом воплощали их в жизнь. Многие церкви Италии декорированы витражами и мозаиками из этого стекла.

Итальянские витражи и мозаики из муранского стекла знамениты во всем мире

Производство стеклянных предметов быта в Венеции велось с X в. Около 1000 л. назад бенедиктинские монахи изобрели способ изготовления стеклянных емкостей для ликера. Во время Крестового похода 1204 г., когда был взят Константинополь, в Венецию были доставлены шедевры византийского стекольного искусства, которые и сегодня находятся в Соборе Св. Марка. Венеция получает титул центрального города мира по изготовлению стекла и изделий из него.

В начале XVIII в. ремесленные цеха из-за повышенной пожароопасности были переведены в окрестности Венеции, а затем на остров Мурано.

Венецию и страны Запада и Востока связывали торговые отношения. Одним из предметов экспорта становится муранское стекло.

Заниматься этой профессией могли лишь потомственные мастера. «Золотым веком» Венецианского стекла является XVI столетие. Оно ценится во всем мире благодаря своей прозрачности, насыщенным краскам и фантазийным элементам декора. В это время популярными изделиями из муранского стекла были широкие бокалы на изящных длинных ножках с украшениями, бутыли в форме птиц или цветов.

Раньше производством муранского стекла могли заниматься лишь потомственные мастера

В XVII в популярность венецианского стекла угасает. Однако, такие предметы интерьера как венецианские зеркала и люстры из муранского стекла, декорированные диковинными цветками по-прежнему высоко ценились.

С 1797 по 1806 гг. остров Мурано в Венеции был оккупирован войсками Франции. Производство пришло в упадок. Но, уникальному ремеслу было суждено возродиться вновь.

В XIX в. А.Сальвиати выступил основателем стекольного производства на о. Мурано, сохранив технологии изготовления стекла. Постепенно искусство возвращает свои позиции и продолжает высоко цениться во всем мире.

О процессе изготовления

В основе изготовления стекла лежит песок, который расплавляют до t 1200-1400°, затем, с помощью трубки стеклодува мастер выдувает пузырь. Элементы декора наносятся на пузырь либо добавляются в состав. Так рождаются вазы, бокалы, абажуры, фигурки зверей и другие предметы из муранского стекла. Производство является ручным и в наши дни.

Как изготавливают изделия из муранского стекла — смотрите в видео:

Венецианское стекло покоряет своими яркими оттенками и диковинными узорами. Достичь этой красоты позволяют различные техники создания стекла.

Виды венецианского стекла и техники их изготовления

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  • Цветное. Для того, чтобы изготовить стекло разных цветов, мастера используют окиси цветных металлов. Например, зелёный цвет можно получить с помощью окиси железа, синий достигается применением кобальта и т.д.

    Интересные и неожиданные оттенки получаются при использовании сразу нескольких красителей.

    Стеклянные сосуды из цветного стекла впервые были созданы во 2 половине XV века. В качестве росписи применялись эмалевые краски;

  • Прозрачное стекло ‘Cristalo’ было создано в XV в. мастером А. Баровьером;
  • Молочное стекло ‘Latticinio’, ‘Lattimo’, создаваемое с помощью окиси олова. Из этого вида муранского стекла делают светильники, вазы для цветов и др.;

    Цвет молочного стекла достигается благодаря окиси олова

  • ‘Filigrano’, или кружево из стекла. Бесцветное стекло с нитями внутри, XVI в. Рисунки на изделиях, созданных в этой технике представляют собой нити цветного или молочного стекла внутри предмета;
  • Авантюриновое стекло, XVII в. Добавлением в состав меди достигается эффект мерцания.

    Техника позволяет мастерам-стеклодувам создавать волшебные елочные игрушки.

    Особенно завораживающе выглядят игрушки в виде шаров;

  • Агатовое стекло. Его узоры напоминают этот камень;
  • ‘Millefiore’, мозаичное стекло (итал.»тысячи цветов»), XVI в. Техника применяется при создании украшений. Аксессуары из муранского стекла, выполненные в этой технике, например, кулоны, серьги или браслеты, напоминают яркое лоскутное одеяло;
  • ‘Pulegozo’, множество пузырьков воздуха, заключенных внутри стекла. Эффект достигается путем погружения раскаленного стекла в холодную воду, а затем, стекло снова отправляют в горящую печь;
  • ‘Craquele’, кракелаж или «ледяное стекло». Техника заключается в погружении раскаленного стекла в ледяную воду. В процессе остывания на поверхности изделия образуются трещины.

    «Ледяное стекло» покрыто мелкими трещинами

    Таким же способом создаётся золотое или серебряное покрытие. Раскаленное стекло покрывают тонкой фольгой, затем быстро остужают в холодной воде. Фольга трескается, образуя красивейшие узоры;

  • ‘Incalmo’, изготовление изделий с вкраплениями разных цветов, которые остаются четкими и не перемешиваются между собой.

    Техника применяется при создании посуды, ваз и скульптур, но мастера своего дела создают в данной технике и небольшие ювелирные шедевры.

Музей и стекольные заводы

В 1861 г. на острове Мурано был основан Museo di Vetro, Музей Муранского стекла. Среди экспонатов коллекции предметы, изготовленные в период с XV по XX вв. Музей расположен по адресу: Fondamenta Marco Giustinian, 8. Летом открыт в пн-вт и с чт по вс с 10 до 17, зимой с 10 до 16.

Также, было открыто большое количество заводов по изготовлению муранского стекла: Barovier Toso, Seguso потомки венецианских мастеров, творивших в XIII-XIV вв. В 1994 г. был создан товарный знак Vetro Artistico Murano.

Знак Vetro Artistico Murano поможет отличить оригинал от подделки

Наносится такой знак на все оригинальные изделия из муранского стекла во избежании подделок, которые имеют место быть.

Как отличить оригинал от контрафакта

Сегодня в Италии велик процент поддельный продукции из венецианского стекла. Для того, чтобы отличить оригинальное изделие от поддельного, нужно знать, на что следует обратить внимание перед покупкой.

В витрине магазина должен быть информация о подлинности продукции. Подлинные изделия продаются в коробочках со вкладышами и имеют сертификат качества с названием мастерской и ее телефоном.

Подлинное изделие из муранского стекла всегда имеет сертификат качества

Предметы из муранского стекла — всегда ручная работа, поэтому двух абсолютно одинаковых изделий не бывает. Оригинальные изделия тяжелее.

Технология производства муранского стекла сложная и выполняется мастером-стеклодувом, поэтому оригинальная продукция стоит дорого.

Подвеску из муранского стекла можно приобрести за 15-20 €. На обороте должен быть товарный знак. Минимальная стоимость таких изысканных украшений как колье начинается от 100 €.

Приобрести украшения или другие изделия можно в мастерских, где вам продемонстрируют процесс изготовления продукции.

В таких мастерских можно не только приобрести изделие из муранского стекла, но и увидеть как его производят

Полюбоваться великолепными работами стеклодувов и стать обладателем понравившихся изделий можно в Галерее муранского стекла в Сан-Марко, Венеция.

Где купить

В Венеции и на острове Мурано расположены бутики и фирменные магазины муранского стекла. С целью покупки настоящих авторских предметов из художественного стекла лучше всего отправиться туда:

  • Украшения и предметы интерьера, такие как люстры и зеркала можно найти в ‘A glimpse of Venice’;
  • магазин ‘Vetreria La Venice’ специализируется на предметах декора;
  • разнообразные люстры и светильники продаются в ‘Simone Cenedese’;
  • огромный выбор ювелирных украшений представлен в ‘Esse 2’.

На Мурано магазины расположены вдоль центрального канала острова. Здесь можно найти любые изделия. Например, изящные бокалы стоят от 15 €. Настоящее искусство всегда актуально и всегда в цене.

Красота венецианского стекла чарует и завораживает.

Увидеть воочию процесс создания прекрасных изделий и окунуться в историю изящного ремесла можно на острове Мурано.

trip2italy.ru


Смотрите также