Станковая композиция что это такое


Методическое пособие по станковой композиции

Этапы работы на композицией:

  1. Определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения.
  2. Разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы.
  3. Изучить литературные и музейные материалы.
  4. Сделать натурные рисунки и этюды в соответствии с поставленной темой.
  5. Найти цветовое решение темы в эскизах.
  6. Подготовить картон.
  7. Выполнить в выбранном материале.

Предмет композиции

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Братья Ткачевы «Детвора»

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.

Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.

В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или  смену «точек зрения».

Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.

Братья Ткачевы «Летом»

Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.

Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции,  — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.

То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.

Законы построения композиции

Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.

Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.

Студенческий эскиз — набросок с натуры.

Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.

В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.

В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.

Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.

При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.

Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.

В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.

И.Репин  «Бурлаки на Волге»

Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.

Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».

А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»

                         

Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»

Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.

Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.

Эскиз.

Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.

Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»

Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.

                                 

Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия

Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал —  гуашь

Контрасты делятся на:

  • смысловой – психологический,
  • тональный контраст,
  • светотеневой контраст,
  • материальный контраст,
  • цветовой контраст,
  • контраст движения.

                               

Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»

Правила композиции

Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Образ в станковой композиции

Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:

  1. наличие индивидуального, характерного,
  2. наличие общего, типического,
  3. наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
  4. наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).

Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.          

Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.

Графическое решение. Тема: «Рынок»

casadiarte.ru

Станковая композиция

Станковая композиция — это создание картины на станке — мольберте.

Термин композиция (от лат. Composition) обозначает сопоставление, соединение частей в единое целое в определенном порядке. Это творческий процесс создания произведения искусства от появления замысла до его завершения. Для раскрытия содержания картины необходимо применение законов, правил и приемов, служащих наиболее выразительному решению замысла. Изучению законов композиции посвящены занятия по станковой композиции в художественной школе.

Навыки и умения

В Шлиссельбургской детской художественной школе станковая композиция является одной из главных дисциплин, потому что дает возможность реализовать знания, полученные на уроках рисунка и живописи.

Программа станковой композиции рассчитана на весь курс обучения — 5 лет.

Темы для станковой композиции во всех классах подобраны на основе наблюдения и изучения произведений старых мастеров и натуры: природы и ее явлений, анатомии и пластической выразительности фигур человека и животных, развитие творческой фантазии при работе с литературными источниками, работа по памяти и представлению.

Ученики нашей художественной школы получают базовые навыки:

  • Использование размерной линейки
  • Построение перпендикуляра с помощью угольника
  • Основы работы с циркулем — построение окружности, деление ее на части.

Техники и инструменты

В основном станковая композиция выполняется на простой плотной бумаги (ватман), после чего покрываются колерованной шпатлевкой. Также используется цветной картон и бумага.

Инструменты, используемые на предмете:

  • бумага для акварели
  • цветной картон и бумага
  • простые карандаши, стерательная резинка
  • гуашь, акварель, тушь, пастель и т.д.
  • кисти для акварели и гуаши

Преподаватель

Гоголева Ольга Дмитриевна закончила в 1987 году Ленинградский инженерно-строительный институт, архитектурный факультет. Работает преподавателем с 1993 года, с 1995 года преподает в Шлиссельбургской детской художественной школе станковую композицию и декоративно-прикладную композицию.

art.shlisselburg.org

Станковая композиция

Дети легко и увлеченно рисуют на любую тему. Заполняют лист причудливыми линиями, пятнами, необычными образами. Уже с первых шагов ребенок выступает как творец, но творец интуитивный. Учителя, работающие с маленькими ребятами, заметили, что детское творчество подчинено в основном чувству, темпераменту и слабо отзывается на подсказки разума. Но уже в 11 — 12 лет они начинают критически смотреть на свои работы, замечают все больше недостатков, а к 13 — 14 годам часто вообще бросают рисовать, прямо заявляя: «Я не умею».

В чем дело? Отчего так происходит? Сознание и желания возросли, а умения, навыков, профессиональной грамоты нет. Как же сделать, чтобы желание выразить богатство чувств и мыслей в зрительно-пластических образах не угасло, а перешло в другое качество — от бессознательного, интуитивного творчества к умелому, контролируемому разумом? Для этого надо учиться рисовать.

П. Кончаловский. Катенька у окна. Масло. 1935. 141 х 104. Семеновский кустарно-художественный музей.

В художественной школе композиция — основная дисциплина. Мы учим работать с натуры, делать наброски с фигуры человека в статике и движении, писать и рисовать на пленэре. Конечно, сразу не достигнуть хороших результатов. Для этого нужен огромный каждодневный труд. Но если любишь дело, то любой труд — радость. Да и по личному опыту знаете: ничтожный труд дает ничтожный результат. Для основательного результата нужно овладеть серьезной профессиональной школой, уметь правдиво передавать натуру во всем ее богатстве и разнообразии. У настоящих мастеров формальные поиски основывались на классической школе, блестящем умении рисовать. Достаточно вспомнить профессионально безупречные рисунки тринадцатилетнего Пабло Пикассо.

Попробуйте для начала самостоятельно выполнить композиции на тему: «Мои летние впечатления». Сюжеты здесь могут быть разные: сенокос, спортивные игры, уборка урожая, туристический поход, привал у костра. Отставьте планшеты с работами, обсудите их. Сразу увидите, что сюжеты разные, а ошибки повторяются. Обычно по всей плоскости листа рассыпаны фигурки, ничем друг с другом не связанные, разобщенные. Людей много, действия тоже, а композиции нет. Что же такое композиция? Это сочинение на заданную или свободную тему, выраженное средствами изобразительного искусства со смысловой и пластической взаимосвязью.

В. Каменев. Летний день (Вид окрестностей Гатчины). Масло, 1867. 103 х 81. Таганрогская картинная галерея.

Посмотрите с этих позиций на свои поиски, и поймете, что композиция не просто группа людей, а группа, объединенная единым действием, что смысловая связь обусловливает и пластическое решение. Иначе говоря, движение одного человека, обращенное к другому, вызывает ответное действие.

В первых работах важно найти больше деталей и подробностей. Ведь практического опыта у вас мало, на пленэре еще не рисовали. Вспомните, например, как растет дерево. Сначала — ствол, от ствола отходят толстые ветви, от этих ветвей — другие, немного потоньше, от них еще потоньше, и, наконец, совсем тоненькие. Причем ветви не прямые и ровные, а изогнутые, корявые. И эта корявость, изогнутость периодически, меняя свои размеры и очертания, повторяется. Или трава. Это не острые пики, а целый, порой причудливый по своим абрисам ковер цветов, растений. Обязательно смотрите шедевры старых мастеров. Но не в начале, а потом, когда работа уже закончена. Иначе есть опасность, что будете подражать тому или иному художнику. Подражать — не надо, а вот покопировать, особенно С. Боттичелли, А. Дюрера, А. Иванова, И. Шишкина, было бы полезно.

Конечно, надо и самим испробовать свои силы. Однако с первых шагов станет ясно, как каждому из вас не хватает натурных наблюдений, творческого опыта. Поэтому в каникулы чаще делайте эскизы по наблюдениям и по памяти. Темы подскажет сама жизнь. Материалы для исполнения могут быть разные: простой карандаш, цветной карандаш в сочетании с простым, акварель, гуашь, масло. Чем больше эскизов, тем лучше, так как появляется возможность выбора для выполнения наиболее выразительного окончательного варианта. Наилучший размер для него /4 листа (можно чуть меньше или чуть больше, в зависимости от темы и пропорций первоначального эскиза). Большой размер брать не рекомендуется, он потребует слишком много времени. И потом, вы можете не справиться с большой плоскостью и потеряете интерес к теме. Наш совет: выбирая формат, рассчитывайте свои силы и возможности.

П. Корин. Минин и Пожарский. Эскиз мозаичного панно для станции метро «Комсомольская кольцевая». Темпера. 1951. 114,5 х 83 Государственная Третьяковская галерея.

В младших классах художественной школы неумение рисовать вас не смущает. Часто декоративность, плоскостность решения, увлечение деталями и орнаментикой отвлекает внимание от проблем рисунка. Но к 3-му классу, а тем более к 4-му желание воплотить ту или иную тему в зрительных образах должно быть подкреплено умением свободно рисовать фигуру или группу людей в любых движениях и поворотах. Если в старших классах этого умения нет, то постепенно пропадает желание заниматься композицией, так как вы уже видите несовершенство собственных работ. Сознание и желания выросли, а умения и навыков все еще не хватает. Недостает элементарной изобразительной грамотности, профессионализма. Для того чтобы этого не случилось, систематически, каждый день делайте наброски с натуры: всегда и везде. Дома, на улице, на остановках транспорта, за городом, в электричке-повсюду с вами должен быть маленький блокнотик, мягкий карандаш. Увидите что-то интересное — берите на заметку в свою «записную книжку».

Такая работа очень поможет вам. Наброски с натуры тренируют руку и глаз, дают возможность выбрать интересное и выразительное, отбросить случайное. Развивают память и наблюдательность. Кроме того, в процессе этой работы достигается пластическая выразительность линии и тонального пятна. Зарисовки и наблюдения с натуры накапливают ценнейший материал для композиции. Ведь натура дает порой такие неожиданные, выразительные подсказки, какие никогда не придумаешь. Лучше к быстрым зарисовкам и этюдам приступить как раз сейчас, во время летней практики: в зоопарке, на стадионе, на базаре, вокзале, на улице. Причем желательно в рисунке намечать среду, будь то интерьер или пленэр. Можно поставить в классе группу из двух-трех человек специально для наброска или произвольно среди учеников выбрать две-три фигуры и сделать композиционную зарисовку.

Л. Соломаткин. Свидание. Масло. 1870-е годы. 42 х 38. Вологодская областная картинная галерея.

Существенную трудность в учебе представляет исполнение многофигурной композиции. Прежде поговорим о выборе сюжета внутри темы. Следует не подражать известным образцам, а найти свое решение. Дома сделать как можно больше композиционных вариантов и принести педагогу для обсуждения и утверждения темы. Когда из предварительных эскизов, изображающих всевозможные сюжеты произведения, выбран единственно подходящий, переходим к сбору натурного материала, рисункам деталей, цветовым этюдам групп и фигур. Поскольку в нашем примере тема историческая, к зарисовкам непосредственно с натуры прибавляются рисунки соответствующего времени оружия, одежды, архитектуры, бытовых предметов. Для этой цели можно воспользоваться книгами или поработать в краеведческом музее.

Затем занимаемся компоновкой в небольшом формате. Если в предварительных сюжетных почеркушках шел поиск тематический, теперь, когда содержание картины определено,— главная задача: поиск пластически выразительных решений избранного момента. Рисунки небольшого размера выполняются графитным карандашом или монохромно одним нейтральным цветом — умброй, сепией, марсом и другими. Можно черной краской с тональной растяжкой, используя белый цвет бумаги.

Цель — определить освещение, найти контрастное по тону решение, чтобы группы и отдельные фигуры не «влипали» ни друг в друга, ни в фон. Центральную группу композиции лучше выделить светом и цветом, дать ее тонально контрастной к фону и группам второго плана. Естественно, что с первого раза редко получается удачно, нужны варианты, поиски. Работая, учтите, что наиболее ценной является композиция, в которой трудно что-либо добавить или отнять. Это правило особенно важно на данном этапе.

После того как найдено тональное решение и освещение, переходите к разработке соответствующего колорита. Здесь надо попробовать различные гаммы (теплые, холодные), сохраняя распределение теплых и холодных пятен, найденное в монохромном варианте.

На завершающей стадии из массы вариантов выберите наиболее выразительный и исполните его в окончательном формате. Композиция обычно выполняется акварелью и лишь начинающему, не освоившему еще данной техники, можно разрешить пользоваться гуашью или белилами с акварелью. У старших учеников роль белил играет бумага, поэтому работать надо осторожно, чтобы не потерять свет — сначала лучше сделать легкую прокладку (тоном чуть темнее белой бумаги) освещенных частей одежды, лица, волос. Затем, относительно к свету, чуть-чуть усиливаются теневые части. И, наконец, очень внимательно, тонкой упругой кисточкой (лучше колонковой) делаются самые темные (можно по сырому) удары на сгибе колена, локтя и в глубине складок.

В отличие от предварительных вариантов, где цвет берется сразу и сочно в технике «а-ля прима», при исполнении окончательного эскиза композиции, требующего более детальной проработки, допускается многослойная живопись, многократное наложение прозрачного цвета на цвет, постепенное усиление тона. Старайтесь сохранить творческий напор до самого конца, но если появится ощущение усталости, лучше пока оставить работу. Последние поправки и обобщения трудно сделать в один сеанс. Займитесь рисунком, живописью, сходите в музей, на выставку. Свежие впечатления, чередование учебных предметов и постоянное размышление об эскизе помогут вам закончить работу.

А теперь обратимся к репродукциям с картин, помещенных в статье. В каждом полотне действительно трудно что-либо отнять или прибавить, и не только потому, что композиции безупречны. Причины совершенства скорее в реальности, жизненности сюжетов, тщательном отборе выразительных средств, характерных почерках и профессионализме художников.

Сравните иллюстрации. Тонкими психологическими наблюдениями проникнута картина Л. Соломаткина «Свидание». Романтикой подвига веет от эскиза мозаики П. Корина. Трогательно-лиричен холст П. Кончаловского «Катенька у окна». Зимний пейзаж подчеркивает тепло и уют комнаты, где задумчиво играет девочка, возможно, только что вернувшаяся с прогулки. Сельский мотив В. Каменева повествует о красоте единения человека с природой.

Произведения мастеров, принадлежащих русской художественной школе, наглядно показывают, как самобытно можно реализовать собственные наклонности. Если проследить становление каждого, то убедимся, что яркие индивидуальности авторов выросли и окрепли в результате упорной, строгой и последовательной подготовке к профессии художника.

В. Рябова, преподаватель художественной школы

Далее: Зарисовки архитектуры на плэнере

smalti.ru

Дайте полное и точное определение термину станковая композиция. - Школьные Знания.com

  Станковая композиция - жанр изобразительного искусства, сочетающий в себе элементы рисунка и живописи. Отличительной чертой станковой композиции является то, что изображаемое не рисуется с натуры, а рождается в воображении.Станковая композиция как-бы объединяет в себе два термина:

  Станковая живопись -род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения.

Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной, и не утилитарной основе , и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие. То есть художник воображает свою постановку у себя в голове...  Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

5.0

znanija.com

Урок по композиции станковой на тему "Композиция. Жанры в композиции" (1 класс)

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)

Тема: Композиция. Жанры в композиции.

Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».

Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.

I. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация произведений великих художников.

Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, составление, расположение (компонере – сочинять, располагать, составлять). Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета.

Композиция – это составление, соединение частей в единое целое. В изобразительном искусстве – это построение художественного произведения.

Художник на картине так располагает детали, ли­нии, пятна цвета и света, чтобы произведе­ние в целом было максимально выразитель­ным, а вместе с тем обладало прекрасным ка­чеством целостности — ни убавить, ни приба­вить. Все закончено, все «работает», ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. В картине И. Е. Репина «Не ждали» слева у двери на веранду мы видим темную ножку стула. Попробуйте прикрыть ее пальцем и вообразить, что там пустое место. И сразу почувствуете — эта пустота раздражает, ком­ната превращается в длинный коридор, масса темных пятен в правой части картины начи­нает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз. Тот, которого «не ждали», не останавли­вается постепенно, а кажется продолжает дви­гаться дальше, он словно проходит мимо смотрящих на него людей. Вот, оказывается, какова композиционная роль небольшой, как будто малозначительной детали — ножки стула!

В композиции важно все — массы предме­тов и их силуэты, их зрительный «вес», ритм, с которым они размещены на полотне, пер­спектива, воображаемая линия горизонта и точка зрения на изображаемое — пря­мо на уровне глаз, сверху (с «птичьего по­лета») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»), цвет и колорит картины, груп­пировка действующих лиц, направление их взглядов, направление линий перспективного сокращения предметов, распределение све­тотени, интенсивность цвета, позы и жесты и т. д. В той же картине Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошед­шего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии ведут к его фигуре. Она дана на относительно свободном пространстве и силуэтно представлена на более светлом фоне. Цвет его арестантской одежды сгармонирован с цветом всех остальных предметов в комнате, но вместе с тем он нигде более не повторен (в отличие, например, от черных тонов) и поэтому тоже помогает выделить фигуру вошедшего, сосредоточив на ней внимание.

Основные законы композиции. 1) закон целостности; 2) закон контрастности; 3) закон новизны; 4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Композиция помогает передать содержание картины. Главное в композиции – выразительность и раскрытие художественного образа.

В изобразительном искусстве художественный образ трак­туется как воспроизведение человеческого характера, собы­тия, которые ценны неповторимостью, индивидуальностью и в то же время характерны для своего времени. При этом Образом может становиться не только конкретная личность или предмет, 'но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания как самого художника, так и его воспринимающего.

Форма и содержание, их взаимосвязь.

Создавая картину, художник опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в отдельных деталях. Но в этом процессе большую роль игра­ют воображение, фантазия, вымысел. В карти­не художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но кон­центрированно выражает ее суть и смысл. Создание картины венчает поиск, дает за­конченное выражение творческой мысли, со­держит обобщение наблюдений и размыш­лений. Поэтому содержание хорошей, подлин­ной картины является продуманным, несет в себе определенную идейно-образную концеп­цию, а форма — выстроенной, логичной, за­вершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ.

Живописность

П. Кончаловский. «Натюрморт с зеленой рюмкой».

И. Хруцкий. «Натюрморт с грибами».

В.Конашевич. «Колокольчики на окне».

В.Серов. «Яблоки на листьях».

Линия. Пропорции. Равновесие.

Ф.Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка».

Пропорциональность.

Пропорции – соотношение величины отдельных частей композиции друг с другом.

Заполнение листа должно быть оправданным (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

Равновесие. Точка зрения.

Д. Штеренберг. «Натюрморт с лампой».

К.Петров-Водкин

Светотень.

Положение источника света. Освещение. Падающая тень.

Формат.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.

И.Грабарь. «На озере».

И.Айвазовский. «Девятый вал».

ИЛевитан. «Сумерки. Луна».

ИШишкин. «Зима».

Перспектива. Горизонт. Точка зрения.

Линейная перспектива. Точка схода. Деревья, колонны, улица (фото).

Горизонт. Точка зрения. И.Левитан. «Март». Архангельский собор (фото).

Воздушная перспектива. Деревья, горы (фото).

«Золотое сечение», масштаб и масштабность, контраст, нюанс и равенство, метр и ритм.

Основные понятия о средствах выражения плоскости композиции (точки, штрихи, линии; контур, силуэт, тон, цвет; фактура разных материалов).

Виды контрастов в композициях. Основные понятия контрастов в плоскостной композиции. Тождество, нюанс, контраст. Контраст: плоскостных элементов по величине; прямолинейных и криволинейных форм; форм в тоне, цвете, разными материалами по фактуре.

Контраст цвета. Ньюанс. Колорит.

В.Татлин. «Матрос.Автопортрет».

В.Васнецов. «Автопортрет».

И.Крамской. «Автопортрет».

В.Тропинин. «Автопортрет».

К.Петров-Водкин. «Автопортрет».

Содержание.

А.Венецианов. «На жатве. Лето».

А.Венецианов. «На пашне. Весна».

М.Клодт. «На пашне».

В каждой картине есть главное, что привлекло внимание художника, и второстепенное, что помогло ему это выделить: смысловой или композиционный центр.

По правилам композиции сюжетно-композиционный центр должен быть выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.

Картина И. Е. Репина «Не ждали», плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?», скульптура В.Лембрука «Упавший человек».

Леонардо да Винчи. «Джоконда».

О.Браз. «Натюрморт».

И.Машков. «Фрукты на блюде».

II. Сообщение новых знаний.

Жанры в композиции.

В изобразительном искусстве существуют различные жанры: исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюдается в станковой живописи.

Термин «жанр» произошел от французского genre – вид, род.

ЖАНР (франц. genre — род, вид)

В большинстве видов искусства исторически сложилось разделение на большие области, характеризующиеся общи­ми признаками. Они и называются жанрами. Принципы их разделения также различны для каждой из областей художе­ственной культуры.

В изобразительном искусстве жанры определяются по предмету изображения, в других областях культуры — по особенностям применяемых в них приемов. Например, мы выделяем различные жанры живописи — портрет, пейзаж, анималистику, батальный жанр, натюрморт. Можно про­вести и более дробное деление внутри жанров. Так, в зависимости от назначения портрет может быть парадным, ка­мерным, интимным. Существует и деление внутри пейзаж­ного жанра: морской вид (марина) — особый вид жанра пей­зажа, «галантный жанр» — один из видов бытового жанра. При этом каждому жанру присущи определенные, характер­ные только для него средства художественной выразитель­ности.

В отдельных видах искусства — архитектуре, приклад­ном искусстве, дизайне — жанры вообще не выделяются, вместо них говорят о группах построек или изделий, объединенных назначением или материалом, — жилая, церков­ная архитектура, керамика или ткачество.

Практически не существует подразделения на жанры и в скульптуре. Здесь в основу классификации кладется скорее целевое назначение скульптурного произведения, чем тема­тический принцип. Правда, сохраняются устойчивые грани­цы жанра портрета.

Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Жанры изобразительного искусства:Исторический Мифологический, религиозныйБатальныйПортретПейзажНатюрмортБытовойАнималистический

Интерьер

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный жанр отражает религиозные сюжеты, библейские сцены.

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды.Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике.Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием.Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.

Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.Художник, который пишет море, называется маринистом.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа».Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).

Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер - изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Тематическая картина - быт, история, сказка, мифы, фантастика.

Жанры искусства не всегда однородны. Нередко встречается смешение их в одном произведении. Примером этого в живописи является портрет академика И. П. Павлова работы М. В. Нестерова, где ученый изображен на фоне архитектурного пейзажа. Смешение жанров наблюдается и в произведениях, представляющих собой натюрморт на фоне пейзажа. Натюрморт при этом сохраняет главенствующую роль, но не имеет самостоятельного значения.

III. Закрепление материала.

  1. Расставьте стрелочки к соответствующим картинкам.

Портрет Пейзаж Натюрморт

  1. Расставь стрелочки к соответствующим жанрам.

Батальный Анимализм Бытовой

  1. Расставь стрелочки к соответствующим жанрам.

Исторический Религиозный Мифологический

multiurok.ru

21. Закономерности построения в станковой картине. Средства, применяемые для решения композиции

Станковая живопись, с одной стороны, базируется на всеобщих законах композиционного творчества, с другой стороны, имеет свою специфику, свои особенности, присущие только данному виду изобразительного искусства и проявляющиеся в каждом жанре станковой живописи (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.) по-своему.

Композиционные задачи при изображении натюрморта решаются как в работе над учебной натурной постановкой (и в рисунке, и в живописных заданиях), так и в процессе создания творческого натюрморта на основе возникновения замысла и разработки эскизов с использованием натурного материала.

В учебной постановке натюрморта, организованной с дидактической целью, студенту предлагается решить одну или несколько задач: вкомпоновать натюрморт в формат, передать средствами светотени или цветовыми отношениями выразительность и целостность группы предметов, их объем, освещенность, найти общее цветовое решение.

Когда возникает замысел натюрморта, художники обычно пробуют фиксировать его в первых эскизах, компонуют его в формат, т.е.композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. Рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение – словом, ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т.д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра.

Художник после появления замысла сразу ведет активную разработку эскиза.

Каким бы путем ни шла работа над творческим натюрмортом, всегда решаются задачи композиции, формата, точки зрения, цветового строя, ритма, равновесия, центра, характера освещенности и т.д. Все это в эскизе должно быть представлено в единой и целостной структуре.

Таким образом, работа над эскизом композиции творческого натюрморта является одним из основных этапов творческого процесса.

Практика станкового изобразительного искусства, особенно живописи, в том числе натюрморта, показывает, что, как правило, основную группу располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно-композиционный центр. Передний план выступает как подход к основному содержанию композиции.

Целью достижения взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз.

В композиции натюрморта с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром ритмическое начало все равно присутствует и имеет большое значение для выражения центра композиции как наиболее контрастной ее части и для показа более мягкого, второстепенного ее окружения, совсем ослабевающего у рамы картины. Такое решение ритма в композиции с ярко выраженным сюжетно-композиционным центром строит его глубинно, пластично.

Учет разных уровней зрения и особенностей перспективного построения важен при работе над композицией натюрморта, создаваемого на основе замысла.

Степень передачи глубины в картине, в частности в натюрморте, может быть разной. Это зависит от характера изображения, от той цели, которую хотел достичь художник при решении определенного замысла. Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости и где цвет играет главную роль. В основном же станковая живопись, в том числе и натюрморт, имеет назначение показать на картинной плоскости ощущение трехмерного пространства. Естественно, что впечатление пространства на картинной плоскости строится с помощью таких художественных средств, как линейная и воздушная перспектива, цвет.

Большую роль в решении композиции играют контрасты. В произведениях искусства они выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов тональных и цветовых, контрастов форм и размеров в полной мере относится и к жанру натюрморта.

Тоновое решение натюрморта часто строится на контрасте светлых предметов на темной поверхности или, наоборот, на контрасте темных предметов на светлой плоскости. Основная группа, которая представляет собой композиционный центр, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое). Остальные части постановки строятся в композиции как менее контрастные, что еще более усиливает центр и не отвлекает излишнее внимание зрителя на детали. Кроме того, такое решение позволяет объединить центр со всеми другими частями композиции.

В станковой живописи, в частности в натюрморте, художник чаще работает не открытыми, локальными цветами, а создает определенную цветовую систему, которая решает задачи не только передачи объема, освещенности предметов, показа многоплановости пространства, но и определенного единства контрастных цветов, обеспечивающего и единство композиционное. И, безусловно, характер цветового решения строится в единстве с замыслом художника.

Важную роль в создании целостности в композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть дано в теплом или холодном состоянии.

Интерьер.

Отметим основные особенности композиции интерьера. В отличие от натюрморта здесь строже соблюдаются правила линейной воздушной перспективы, дисциплинирующей рисовальщика. Внутренний вид того или ионного помещения в отличие от натюрморта содержит большое количество предметов, расположенных друг от друга на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен. Интерьерная живопись испытывает на себе зависимость от архитектуры, замкнутого пространства. Исходя из этих особенностей, художник решает собственные задачи: делает наброски, эскизы, меняя угол зрения в поисках наиболее выразительного фрагмента интерьера, определяет композиционно-смысловой центр, починяющий себе предметы обстановки. Параллельно с уточнением линейной композиции ведется я работа над её тональным решением, с учетом световых условий прорабатываются светотеневые и живописные контрасты.

Пейзаж.

После того как найден интересный мотив в натуре, начинаются композиционные поиски: определяется размер этюда, уточняется формат. В процессе работы над этюдом уточняется композиция найденного мотива, её тональное и колористическое решение, натура сверяется с тем, что изображено в данный момент на этюде. Сверка с натурой позволяет избежать многих ошибок в рисунке, колорите, силе тона и контрастов, что в конечном счете решает выразительность пейзажа.

Задумав создать пейзаж - картину живописец пишет натуральные этюды, в которых отражаются его наблюдения и впечатление.

В процессе работы над картиной выполняются линейные эскизы композиции, эскизы в тоне и цвете. Художник снова и снова обращается к натуре, находя в ней дополнительные характерные штрихи, обогащающие образы природы. В современном пейзаже следует стремиться передать результаты деятельности человека, включая в композицию фигуры людей.

Композиционная работа над пейзажем – картиной продолжается и в тот период, когда линейная композиция получает своё цветовое и тональное решение, на основе этюдов и зарисовок с натуры. В это время окончательно решаются все те задачи, которые частично были решены в первоначальных композиционных эскизах. При этом активно, творчески используется весь накопленный материал, вносятся коррективы в рисунок и композицию, в линейный и цветовой строй картины.

В процессе работы надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. На завершающем этапе необходимо посмотреть на картину через призму целостности, и устранить распад композиции на части.

Портрет и однофигурная сюжетная картина.

В художественном портрете конкретного человека, при всей индивидуальности его характера, внешности, жестикуляции, мимики, всегда содержаться элементы присущие определённой категории людей, в облике которых угадывается профессия или принадлежность к той или иной прослойке социального общества.

С помощью рисунка и живописи художник стремится передать психологическое состояние портретируемого, а это состояние выражается в позе, жесте рук, в наклоне торса. Следует уточнить размер сторон формата. Если портретируемый обращен влево- изображение сдвигается вправо, а слева оставляется больше свободного пространства, нежели справа, реже наоборот. Равновесие композиции в таких случаях достигается за счёт обстановки, аксессуаров.

В групповом или парном портере задачи композиции усложняются тем, что нужно не просто изобразить людей с портретным сходством, но и предать их духовное родство. Чтобы добиться органической смысловой взаимосвязи в групповом портрете, необходимо иметь в виду действие закона целостности. Главное в однофигурной композиции – передача внутреннего состояния героя, как бы произносящего монолог перед зрителями.

Разрабатывая композицию портрета художник производит тщательный отбор всех деталей, в соответствии с количеством портретируемых, типом портрета (погрудный, поясной, в рост фигуры), его размером и форматом. Каждая деталь должна работать на художественный образ. Характер детализации зависит и от натуры, и от творческой манеры художника.

Сюжетно-тематическая картина

Работа над сюжетно-тематической картиной начинается с идейно-тематической основы. Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая её конструкцию.

В первоначальных композиционных эскизах должно быть наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредотачивается главное в содержании картины. Наличие этой идеи помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты. Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

Работа над эскизами ведётся параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок.

Далее наступает время разработки картона. После чего с картона рисунок переносится на холст. Далее выполняется подмалевок, в котором стараются верно взять тоновые и цветовые отношения. Заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчинённом, проверить - нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

исти и где цвет играетПний, голубой, голубовато- зеленый и др.и 9)р.)руге и даюи при смешении ахроматический цвет. цвета, контрасные и сближенныеенн

studfiles.net


Смотрите также