Соционика что это такое кратко


Типы личности в соционике

В соционике существует 16 психотипов. Они же поделены на 4 дихотомии, которыми теперь пользуются для характеристики людей:

  • логика / этика
  • сенсорика / интуиция
  • рациональность / иррациональность
  • экстраверсия / интроверсия

Также для данного определения имеются и другие названия: «Соционический тип», «тип информационного метаболизма (ТИМ)» или «социотип», суть одна – описание восприятия и обработки полученной человеком информации и то, как он взаимодействует с окружающей средой.

Характеристика 16 социотипов

  1. Достоевский – те, кто принадлежит к данному типу очень воспитаны и тактичны, вежливы и умеют сострадать (эмпатия), людей они чувствуют на интуитивном уровне и в подробностях видят тонкости взаимоотношений.
  2. Базовая функция Есенина – интуиция времени, такой типаж великолепно чувствует «подходящий момент», также способен увидеть в деталях развитие любой ситуации благодаря своим прогностическим способностям.
  3. Дон Кихот – иррациональный типаж, не обременяющий себя шаблонным мышлением. Он видит сразу несколько вариантов решения той или иной задачи и осознает скрывающийся в каждом объекте потенциал.
  4. Джек Лондон – деловая логика. Те, кто принадлежит к данному типажу, воспринимают все вокруг себя как некий ресурс – информационный, человеческий, временной.
  5. Штирлиц – экстравертный типаж, способный действовать как самостоятельно, так и организовав работу других людей. Наличие творческой сенсорики позволяет ему сделать работу не только эффективной, но и комфортной.
  6. Гамлет – такой типаж живет в большей части эмоциями и как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу, которой весьма умело манипулирует. Знает толк в искусстве и тонкостях эстетической жизни.
  7. Робеспьер – те, кто относятся к данному типажу, едва ли преследуют корыстный интерес или славу. Такие люди любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость, они очень ответственны.
  8. Бальзак – обладает великолепной способностью видеть различные недочеты в определенной ситуации, что делает его конструктивным критиком. Зачастую такого человека воспринимают как пессимистически настроенного, а его оценочные суждения определяют как цинизм.
  9. Габен – для данного типажа наиболее ценен комфорт, они высоко ценят гармонию и спокойствие во всем. Такие люди предпочтут умиротворенно наслаждаться бытием, чем покорять новые вершины.
  10. Гексли – он великолепно видит скрытые возможности, будь то объект или ситуация. Люди такого типа по своей природе больше этики, а не логики, именно по этой причине им не чужды фантастические идеи, которые на первый взгляд кажутся невыполнимыми. Они крайне любопытны и обладают феноменальной памятью.
  11. Максим Горький – типаж логика, для которого очевидны причинно-следственные связи. Такие люди живут по четкому распорядку, мышление – рациональное.
  12. Драйзер – этика отношений. Внутри них имеются весьма четкие моральные принципы и если они видят внешнее несоответствие им, то придают это очень жесткой критике.
  13. Дюма – люди по своей природе интроверты. Мир воспринимают весьма субъективно. Уют для них – это нечто само собой разумеющееся, а призвание – ощущать гармонию в истинном ее проявлении.
  14. Наполеон – этот типаж имеет в себе силу воли, честолюбие и упорство. Такие люди «расцветают» от возможности продемонстрировать свою силу, как физическую, так и моральную.
  15. Жуков – несколько эгоистичный типаж, из разряда «вижу цель, но не вижу препятствий», все свои прихоти привык реализовывать, во что бы то ни стало, и какой ценой это будет сделано, его не интересует.
  16. Гюго – это очень жизнерадостный типаж, эдакий «человек - праздник», излучающий невероятную энергетику. Харизматичные люди, стремящиеся к созданию приятной и яркой атмосферы на волне позитива.

socionika.pro

Кратко о соционике

Соционика – наука, изучающая 16 типов личности.

Начало соционике положил швейцарский психолог Карл Густав Юнг.

Его 30–ти летняя психиатрическая практика позволила ему в 1929 году сделать интересные выводы:

  • Все здоровые люди имеют объективные и устойчивые психические различия. Эти различия не меняются в течение жизни.
  • Каждый человек:

либо экстраверт, либо интроверт

либо мыслящий, либо чувствующий

либо интуитивный, либо ощущающий

либо рациональный, либо иррациональный

  • У одного и того же человека не могут быть одинаково развиты два противоположных психических полюса.

Юнг писал достаточно сложно, и на тот момент его типология не нашла отклика у современников. Кроме того, в ней не было четкой структуры. Это были просто описательные характеристики.

Далее литовский исследователь Аушра Аугустинавичюте на основе типологии Юнга описала 16 типов личности.

Кроме того, она:

  • построила 16 моделей психики каждого типа (Модель А)
  • выяснила, что между 16–ю типами людей существует 16 видов отношений. Зная свой тип и типы других людей, можно прогнозировать отношения с ними.
  • описала самую уязвимую функцию в модели А, впоследствии названную «болевой». У каждого из 16 типов есть самое слабое место, которое может способствовать развитию комплексов и неуверенности в себе.
  • открыла механизм социального прогресса, которым объясняется спиралевидное развитие общества.

Аушра установила, что разные типы людей по-разному воспринимают, обрабатывают и передают информацию. То, что одного может обидеть, другой воспримет как комплимент. Люди разных типов по-разному откликаются на одни и те же действия, поступки и эмоции.Таким образом, каждый из нас, обладая уникальным набором личных характеристик, также обладает одним из 16-ти типов информационного метаболизма, который не меняется в течении жизни. Этот тип информационного метаболизма назван социотипом, а наука, изучающая социотипы – соционикой.

Аушра поменяла некоторые термины, предложенные Юнгом, на более, по ее мнению, удачные. Ощущающий тип она назвала сенсорным, чувствующий – этическим, а мыслящий – логическим. Пример названия типа: Логико-интуитивный экстраверт.

Еще одна дихотомия – рациональность-иррациональность — определяется по тому, какая из установок стоит на первом месте. Если это логика или этика, то тип будет рациональным. Если это интуиция или сенсорика, то мы называем этот тип иррациональным.

Кроме научных названий, каждому социотипу для наглядности дан псевдоним. Например: Логико-интуитивный экстраверт (Рациональный тип) — Джек Лондон.

Чем же полезно изучение соционики? Что конкретно она может дать человеку?

  • Соционика поможет лучше понять себя, узнать свои сильные и слабые стороны.Благодаря этому Вы сможете развивать в себе желаемые качества, постоянно совершенствоваться.
  • Вы научитесь лучше разбираться в других людях и успешно выстраивать отношения с ними.
  • Станете более уверенными в себе и сумеете при необходимости распознать и избежать манипуляций со стороны других людей.
  • Получите информацию по профориентации и сможете выбрать себе дело по душе.
  • Родителям и педагогам соционика поможет найти подход к детям, при котором каждый ребенок сможет проявить свои лучшие качества и таланты.

pro-socionic.ru

Краткое описание социотипов

 

Проявления соционического ТИМа, его основные установки, программы на восприятие информации в наибольшей степени объясняются аспектами блока Эго модели А — двух наиболее сильных и осознанных функций. Далее приведены описания программных установок для каждого ТИМа.

Однако следует отметить, что соционический тип определяет возможности человека, его потенциал в тех или иных областях, но не приоритет или субъективную значимость этих областей для человека (за это отвечает психософский тип). Поэтому следует учитывать, что при противоречивых сочетаниях соционического и психософского типа, например, если речь идет о СЭИ-«Дюма» с 3Э+4Ф по психософии или о ЛИЭ-«Джеке Лондоне» с 3Л+4Ф, базовый блок будет проявлен иначе.

1 квадра Альфа

СЭИ-«Дюма», БС+ЧЭ

Этика эмоций для сенсорики ощущений.Самый широкий и чистый канал восприятия у Дюмы – сенсорика ощущений, первое, что приходит на ум, что имеет значение – физические ощущения. Такой человек умеет стремиться к уюту и комфорту, неторопливости, сохранению здоровья и красоты, знает в этом толк.

Чаще не любит боль, напряжение. Основной инструмент для осуществления всего этого – эмоции. Могут кокетничать ради того, чтобы получить помощь с целью обеспечения комфорта. Умеют создать радостную атмосферу, чтобы в ней можно было расслабиться.Могут экспериментировать с интенсивностью и многообразием эмоций, чтобы задать нужную обстановку в своем пространстве.

ЭСЭ-«Гюго», ЧЭ+БС

Сенсорика ощущений для этики эмоций.Самый широкий и чистый канал воспринимает информацию об эмоциональном фоне, веселье, радости. Такие люди могут хорошо уметь устраивать праздники, сборища, возможно с разнообразием вкусной еды. Умеют хорошо одеваться, хорошо выглядеть, умеют привлекать внимание. Для них может быть важно вызывать к себе уважение и хорошее отношение. А какой инструмент для этого? Сенсорика ощущений. «Создам комфорт и всем будет весело. Буду красиво выглядеть и все меня будут любить.»

Умеют экспериментировать в области сенсорики ощущений, в зависимости от того, какой создается эмоциональный фон.

ЛИИ-«Робеспьер», БЛ+ЧИ

Интуиция возможностей для структурной логики.Умеют использовать возможности, новые и разные, для поддержания некоторой логической концепции. Умеют глубоко понять суть предмета, разобраться в нем, тогда предмет вписывается в систему, через призму которой базовый блок БЛ+ЧИ воспринимает мир. Умеют любое событие, любое ощущение, чувство объяснить, вписать в определенную логическую концепцию.

ИЛЭ-«Дон Кихот», ЧИ+БЛ

Структурная логика для интуиции возможностей.Такой базовый блок позволяет хорошо объяснять и использовать логику для поиска новых возможностей. Искать объяснения, чтобы понять и показать другим суть предмета. Такой человек может удачно и легко генерировать идеи. А для их продвижения используется структурная логика – структурирование, объяснение их другим. ЧИ+БЛ внимательны, своим логическим мышлением могут постоянно искать новое. Умеют выйти за рамки ограничений (как в науке, так в социуме), норм, проявить свою уникальность.

2 квадра Бета

ИЭИ-«Есенин», БИ+ЧЭ

Этика эмоций для интуиции времени.Умеет чувствовать любое мельчайшее изменение. Особенно – изменение в настроениях себя и людей. Умеет обращать внимание на события и чувствовать, как они будут развиваться дальше. Разбирается в тенденциях развития событий, умеет хранить память о том, что дорого (особенно, что было дорого). Умеет проявлять капризность в своих целях. С помощью эмоций, формируя нужное отношение к себе, может тонко манипулировать людьми и ситуацией.Создают фон, при котором события воспринимаются нужным образом.Важные изменения умеют подсвечиваться неким оттенком эмоций. Эмоциональным фоном может создаваться наиболее удачная и гармоничная обстановка.

Может быть интересно экспериментировать с интенсивностью эмоций.

ЭИЭ-«Гамлет», ЧЭ+БИ

Интуиция времени для этики эмоций.Умеют чувствовать эмоциональное состояние объекта и то, как и когда влиять эмоционально. В какое время отыграть соответствующую роль. Умеет отыгрывать одну и ту же роль с разной эмоциональной окраской.

Базовый блок позволяет подстраивать ситуацию и подстраиваться под нее так, чтобы проявить именно те эмоции, которые нужны для достижения желаемой цели, и выбирать для этого идеальный момент. Также вызвать уважение и отношение к себе. Базовый блок хочет находиться в нужном эмоциональном состоянии в подходящее время. Умеет выбрать идеальный момент для эмоционального воздействия.

СЛЭ-«Жуков», ЧС+БЛ

Структурная логика для волевой сенсорики.Такой блок позволяет структурировать пространство, создавать иерархии, командовать и заставлять других функционировать в своих целях. Умеет ставить стратегические задачи. Определять оптимальную ему расстановку сил, располагая других участников каждого в своей ячейке. Человек умеет объяснить любую возникшую ситуацию. Переупорядочить ее нужным образом. Задача блока – утвердить свою уверенность, свой статус, положение.

ЛСИ-«Максим Горький», БЛ+ЧС

Волевая сенсорика для структурной логики.Такой базовый блок позволяет его обладателю хорошо разбираться в том, как хранить порядок, как закреплять законы и правила и контролировать их выполнение. Такой базовый блок дает восприятие всего вокруг, словно некой структуры, статичной картинки, где все объекты связаны иерархически. И не позволяет этому восприятию лишний раз меняться. Умеет отслеживать выполнение планов точно, как требуется. Умеет уверенно настаивать на своем там, где это касается важных убеждений и правил.

3 квадра Гамма

ЛИЭ-«Джек Лондон», ЧЛ+БИ

Интуиция времени для деловой логики.Время для дел. Самое ясное в восприятии такого блока – дела, действия, потоки активности. Эффективность действий. Что бы ни происходило, умеют разобраться в ситуации, в том, как извлечь пользу и куда двигаться дальше, как решать проблемы. Инструмент – интуитивное мышление, планирование, умение видеть развитие событий в будущем и в соответствии с этим распределять дела. Человек может хорошо чувствовать время, например, сколько времени уйдет на какие дела, планировать. Чем закончится тот или иной процесс, имеет ли он перспективы, какие перспективы нужны. Могут экспериментировать с организацией и планированием рабочего процесса для получения оптимального результата.

ИЛИ-«Бальзак», БИ+ЧЛ

Деловая логика для интуиции времениЗдесь основная функция подразумевает наблюдение. Умеют смотреть за ходом событий, отслеживать изменения. И в нужный момент лишь включать свой инструмент – деловую логику, быстро и эффективно что-то сделать, получить требуемую пользу. Они терпеливо умеют наблюдать, дожидаясь того единственного момента, участие в котором принесет оптимальную пользу. Результат которой пойдет на обеспечение дальнейшего ожидания.

ЭСИ-«Драйзер», БЭ+ЧС

Волевая сенсорика для этики отношений.Базовый блок работает на сохранение отношений. В частности, своего отношения к объектам. Если у человека есть определенное отношение к человеку ли к ситуации или к коллективу, то усилия волевой сенсорики умеют быть направленными на то, чтобы это отношение не менялось. Умеют влиять на людей, отстаивать свою позицию, своей уверенностью закрепляя свои моральные принципы. Могут определять и хранить дистанцию между собой и людьми такую, чтобы к ним было определенное отношение.

СЭЭ-«Наполеон», ЧС+БЭ

Этика отношений для волевой сенсорики.Базовый блок работает так, что отношение человека к другим или к объектам умеет меняться и проявляться в том виде, а который для ситуации оптимален. Базовый блок направлен на получение власти над ситуацией, увеличение уверенности в ней. Человек умеет быть уверенным, чувствовать свою значимость, свой (и не только) статус. С помощью этики и своим отношением к окружающему миру умеет формировать ситуацию так, как требуется.

4 квадра Дельта

ЭИИ-«Достоевский», БЭ+ЧИ

Интуиция возможностей для этики отношений.Базовый блок БЭ+ЧИ работает на создание отношений и сохранение отношений с помощью разных возможностей. Дает глубокое понимание сути отношений между людьми, этических норм. Человек умеет искать новые возможности для сохранения своей этической картины мира. Умеет абстрагироваться от внешнего мира, если отношения с последним не устраивают. Может найти способ относиться к другим так, как полагает система ценностей конкретного обладателя.

Если отношения вокруг складываются не так, как хочется, программа ТИМа найдет способ уйти от этих отношений, избежать ненужных столкновений. Может видеть разные способы подходы к людям. Разные возможности установления контактов между людьми. Умеют оправдывать поступки других людей для сохранения прежнего отношения к ним. Либо ищут способ отстраниться абстрагироваться.

ЛСЭ-«Штирлиц», ЧЛ+БС

Сенсорика ощущений для деловой логикиБазовый блок дает способность детально и качественно выполнять свою работу, к любым процессам подходить внимательно, изучать кропотливо с целью обеспечения эффективной деятельности. Умеет заниматься детальной проработкой планов. Умеет создать комфортные условия для работы, любой деятельности. А также – оказывать заботу с целью благополучной жизни.

Такой базовый блок позволяет внимательно и подробно разобраться в волнующей проблеме. Обладатель умеет быть самостоятельным, осмотрительным. Может разобраться в технологических процессах, как и что где устроено, как нужно организовать процесс. Починить что-либо, чтобы работало, как нужно. Комфорт и аккуратность обеспечиваются для поддержания дел и процессов.

СЛИ-«Габен», БС+ЧЛ

Деловая логика для сенсорики ощущений.Дела, работа, обеспечение эффективности для создания максимально комфортной обстановки для себя и близкого окружения. Такой базовый блок дает умение создавать комфорт своими действиями. Может умело работать с техникой. Умеет быть аккуратным, рациональным. Хорошо чувствует обстановку вокруг, пространство. Умеет рационально решать финансовые и бытовые вопросы. Технологии, техники умеют использоваться для обеспечения комфорта.

Базовый блок работает на сохранение и улучшение физических ощущений, ощущения комфорта. При желании его обладателя, умеет следить за внешностью, выглядеть красиво (по критериям обладателя), не особо напрягаясь, а уместными рациональными действиями. Умеет найти способ обеспечить себе максимум комфорта за счет рационального расходования сил и средств.

ИЭЭ-«Гексли», ЧИ+БЭ

Этика отношений для интуиции возможностей.Базовый блок Гексли работает на поиск и открытие новых возможностей. Могут налаживать разные контакты, строить отношения с разными людьми. Отношение к другим может меняться в зависимости от ситуации. Человеку интересны новые возможности. С помощью контакта с людьми, коллективами — расширяют свое мировоззрение, ищут новые интересы, идеи.

Базовый блок требует разнообразного, нового общения. Базовый блок позволяет экспериментировать в отношениях с людьми, гибко используя разную тактику в разных ситуациях. Чувствует другого человека, и может выстраивать с ним самые разные отношения.

Автор описаний — Юлия Колесниченко.

Далее рекомендуем:

  • Отношения между социотипами
  • Подробные описания социотипов на SOCTYPE.RU
Вернуться к введению в соционику
  • Главная
  • Соционика
  • Психософия

sociomodel.ru

Введение в соционику

Соционика — это учение об информационном метаболизме, то есть обмене информации между индивидуумом и окружающей средой. Соционика была создана в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе объединения идей К.Г. Юнга и А. Кемпинского. Соционику можно назвать типологией когнитивных способностей, то есть способностей к восприятию и обработке различных видов информации.

Соционический тип позволяет узнать о человеке следующее:

  • на что будет направлено внимание в первую очередь;
  • какая информация будет легче усваиваться, чему человек сможет учиться схватывая на лету, а чему — наоборот, методом набивания шишек всеми возможными способами, и все;
  • в каких областях человек может мыслить нетривиально и придумывать новое, а где — только шаблонно воспроизводить то, чему его научили;
  • как человек отреагирует на различные виды информации.
  • какую информацию он склонен считать важной и прислушиваться, а какую — пропускать мимо ушей или раздражаться на нее.

Соционический тип определяется дихотомиями Юнга. Дихотомия — это пара взаимоисключающих признаков, один из которых более выражен чем другой (то есть к восприятию связанных с ним видов информации у человека больше склонностей, чем к противоположному). Всего их четыре:

  • Логика/этика. Соционические логики видят мир как набор объектов, подчиняющихся определенным закономерностям, стараются понять и использовать эти закономерности. Этики видят мир как набор субъектов, у каждого из которых имеются свои устремления, желания, интересы, на которые этик и стараются воздействовать. Этикам обычно проще найти индивидуальный подход к человеку, тогда как логикам — свести все к некоей системе правил и законов, и действовать на их основе.
  • Интуиция/сенсорика. Интуит легко абстрагируется от информации, идущей от органов чувств и легко переключается на свои воспоминания, воображение и т.п. Сенсорик более тесно связан с этой информацией, более собран в здесь и сейчас. Как следствие, интуит лучше ориентируется во времени и прогнозирует развитие ситуации и видит нетривиальные возможности, сенсорик — лучше ориентируется в пространстве и проще осваивает работу руками.
  • Экстраверсия/интроверсия — в соционике этот признак отвечает за точность фокусировки внимания и глубину проработки информацией. У экстраверта область внимания шире, он охватывает ею больше информации, но менее тщательно ее перерабатывает. Интроверт фокусирует внимание на меньшем количестве объектов, но зато изучает их более детально и лучше воспринимает взаимосвязи между ними.Важно: соционическая экстраверсия/интроверсия мало связаны с общительностью и легкостью на подъем! За это отвечают в большей степени этика и иррациональность.
  • Рациональность/иррациональность. Согласно Юнгу, в психике параллельно происходят два процесса: восприятие и оценка воспринятого. У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому они оценивают воспринимаемое синтетически, как некую целостную картину. Это дает более быстрое понимание ситуации, большую гибкость мышления и скорость реакции. У рационалов оценка преобладает над восприятием: воспринимаемую ситуацию они дробят на множество составляющих и оценивают их по-отдельности, их мышление можно назвать аналитическим, в противоположность синтетическому у иррационалов. Рационалы обычно боле медлительны, медленее переключаются, но зато их мышление более контролируемо: рационал почти всегда может воспроизвести ход своих рассуждений и действий и объяснить, почему он так поступил, тогда как у иррационала далеко не всегда это так.

Все четыре дихотомии независимы, поэтому всего существует 16 типов (два в четвертой степени). Типы обозначаются тремя буквами: для иррационалов сначала указывается пишется буква, обозначающая интуицию или сенсорику (И или С), затем — буква, обозначающая логику или этику (Л и Э, соответственно). Для рационалов — наоборот: сначала идет логика/этика, потом — интуиция или сенсорика. Третья буква указывает экстраверсию/интроверсию. То есть ИЛЭ — это интуит, логик, экстраверт. Интуиция стоит перед логикой, поэтому это иррациональный тип. А ЛИЭ, наоборот, логик, интуит, экстраверт. Здесь логика стоит перед интуицией, что указыавет на рациональность этого типа. Также у типов существуют псевдонимы, взятые в честь известных представителей типов, например, упоминавшийся уже тип же ИЛЭ называется «Дон-Кихот». Кратко установки восприятия информации у разных социотипов описаны в отдельной статье, а более подробные описания имеются на сайте SocType.Ru.

Между социотипами существуют интертипные отношения, которые различаются в плане благоприятности. Они основываются на том, как соционические аспекты будут распределены по модели А — основной модели психики, применяемой в соционике. В частности, для создания семьи семейных отношений хорошо подходят отношения дуальности и активации. В них сильные функции одного из партнеров прикрывают слабые другого. Для общения, дружбы и совместных путешествий также хорошо подойдут тождество (совпадение типов), зеркальные и миражные отношения.

Определить, какие отношения существуют между соционическими типами, можно с помощью таблицы интертипных отношений на сайте Intertype.Ru. Там же описано и то, на основе чего они возникают. Подробнее об основах соционики можно почитать на сайте Sociomodel.Ru. 

Также типы объединяются в малые группы. Самым известными из которых являются квадры и клубы. В квадрах состоят типы, для которых представляют интерес одни и те же виды информации, и общение между которыми идет легко и непринужденно. В клубах — типы с одинаковыми сильными функциями, которые ориентированы на определенные типы деятельности (условно их делят на  исследовательскую, управленческую, социальную и гуманитарную).

Самый простой (но не самый надежный) способ определить свой социотип — это пройти несколько соционических тестов, например, на сайте TypTest.Ru. Желательно пройти тесты несколько раз в разное время суток и разных эмоциональных состояниях. 

socionics.me

Соционика для начинающих

Соционика — учение о восприятии и переработке человеком информации об окружающей реальности и об информационном взаимодействии между людьми. Здесь мы опишем общую картину соционики и ее основные понятия, а подробнее суть этих понятий будет раскрыта в отдельных статьях.

Соционика утверждает что вся информация, которую психика может воспринять, делится 8 разных аспектов, каждый из которых — это способ описания той или иной стороны реальности. Например, один используется для описания идей, другой — ощущений собственного тела, третий — отношений между людьми. Хотя каждому человеку так или иначе доступны все восемь аспектов, но владеет он ими по-разному: одни воспринимает легко и просто, в других разбирается плохо, но они ему интересны, а третьи и вовсе вызывают отторжение. Соционические аспекты можно уподобить языкам: какой-то из них для человека родной, он для него настолько естественен, что он даже не задумывается при его использовании, какими-то он владеет свободно, но использует в случае необходимости, а в каких-то разбирается с большим трудом, и для естественных носителей аспекта его действия выглядят смешными или странными. Точно также как и языки, аспекты в соционике оказывают сильное влияние на возможность общения между людьми: те, кто настроен на одни и те же аспекты, понимают друг друга с полуслова, а до тех, у кого «родными» являются другие аспекты, бывает сложно «достучаться», донести до них свою мысль, да и просто поддерживать общение. Зная соционику и социотипы окружающих, вы всегда сможете подать информацию так, чтобы к ней прислушались, а не пропустили мимо ушей или встретили в штыки

В основе соционики лежит модель А – модель обработки информации, которая состоит из восьми функций. Каждая из функций обрабатывает один аспект информационного метаболизма и имеет свои особенности. Например, первая функция (в соционике она называется базовая) — определяет, как вообще человек видит мир, в каких понятиях его описывает, вторая (творческая) — является инструментом, через который человек воздействует на окружающий мир для решения стоящих перед ним задач, и так далее. Всего выделяют 16 соционических типов, каждый из которых обладает уникальным расположением аспектов в модели А. У каждого типа в соционике есть буквенное обозначение (например, ИЛЭ) и псевдоним (например, Дон Кихот), который присвоен ему в честь литературного героя или конкретной исторической личности, обладавшей данным социотипом.

Признаки соционических типов

Выделяют четыре основных пары признаков (дихотомии) социотипов. Это экстраверсия/интроверсия, логика/этика, сенсорика/интуиция, рациональность/иррациональность. У каждого социотипа может доминировать (преобладать) лишь один признак из пары. Иными словами нельзя быть одновременно экстравертом и интровертом, или рационалом и иррационалом.

Подробнее – см. статью «Базис Юнга или Как образуется социотип».

Аспекты в соционике

  • Черная сенсорика (ЧС, силовая сенсорика) – определение таких свойств, как твердость, прочность, способность противостоять давлению. Применительно к человеческой личности – восприятие физических данных человека, его «ранговости», статуса.
  • Черная интуиция (ЧИ, интуиция возможностей) – восприятие возможных вариантов развития ситуации, а так же обнаружение скрытых свойств или возможностей применения предметов, выявление способностей человека.
  • Черная логика (ЧЛ, деловая логика) – организация и оценка эффективности различных процессов: от простой физической работы до сложных технологических или бизнес-процессов, распределение и преобразование различных видов ресурсов.
  • Черная этика (ЧЭ, этика эмоция) – в широком смысле изменение внутренней энергии различных систем, применительно к человеческой личности – отслеживание и влияние на эмоциональное состояние.
  • Белая сенсорика (БС, ощущений) – ощущение гармонии, проявленной в материальных предметах, восприятие красоты в виде цвета, звука, запаха, вкуса, так же отвечает за ощущение собственного тела и состояния здоровья.
  • Белая интуиция (БИ, интуиция времени) – соотношение различных событий и процессов во времени, согласование их между собой, оценка предпосылок, тенденций развития ситуации в том или ином направлении.
  • Белая логика (БЛ, структурная логика) – рассмотрение объектов как системы, выявление связей элементов системы между собой, правил их взаимодействия, соотношений вида целое/частное.
  • Белая этика (БЭ, этика отношений) – скрытые взаимодействия между объектами, их «очеловечивание», применительно к людям – симпатии, антипатии и неформальные отношения между ними.

ЧС, ЧИ, БС, БИ называют иррациональными, по ним осуществляется непосредственное восприятие информации в виде непосредственного наблюдения за окружающей реальностью и ощущениями своего тела или работы воображения, прогнозов, фантазий, озарений и т.п.  Аспекты БЛ, БЭ, ЧЛ, ЧЭ называют рациональными, информация по ним — это набор суждений, параметров, с помощью которых дается оценка тому, что наблюдают иррациональные аспекты. Черные аспекты в соционике считаются экстравертными и они направлены на непосредственно сами наблюдаемые объекты или процессы без привязки к наблюдателю, белые – интровертными, они отвечают за восприятие взаимосвязей и соотношений между объектами или процессами, а так же за отношение к ним наблюдателя.

Подробнее см. статью «Соционические аспекты и аспектоника».

Модель А

Модель А — модель функционирования психики. Эта модель гипотетически выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила своё название в честь создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Функции в модели А

I – базовая, определяет то, как человек видит мир, с помощью каких понятий его для себя описывает.

II – творческая, определяет способы деятельности для реализации потребностей базовой функции. В отличие от достаточно консервативной базовой творческая более гибкая: имеет склонность к экспериментам, умеет четко дозировать свои проявления, и работать только тогда, когда это нужно.

III – ролевая, по ней индивид обычно старается показать себя компетентным, но работать долго по ней достаточно сложно, особенно тогда. Ее можно рассматривать как своего рода «резерв», который подключается в незнакомых ситуациях или когда базовая и творческая оказываются недостаточными для решения поставленной задачи.

IV – болевая, место наименьшего сопротивления. По ней человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, а при критике вообще возможны неадекватные реакции. С точки зрения соционики, лучший способ взаимодействия по болевой — помочь человеку без слов на деле, без излишнего заострения внимания на этом аспекте.

V – суггестивная. Информация по ней воспринимается некритично, при этом человек с благодарностью воспринимает любую помощь и советы по ней, а критика не вызывает неприятия (в отличие от болевой). Именно на нее следует воздействовать, когда нужно уговорить или замотивировать кого-либо.

VI – активационная. По ней так же охотно принимается помощь, но по ней у человека есть какие-то предпочтения или представления о нормах, поэтому восприятие не столь некритично, как у суггестивной. С активационной функцией часто связана как самооценка индивида, так и оценка потенциальных партнеров на создание семьи или долгосрочных отношений..

VII – «ограничительная». Информация по этой функции хорошо воспринимается и обрабатывается информацию, но деятельность по ней не приветствуется, а наоборот, всячески ограничивается. Ограничительную можно охарактеризовать так: вряд ли скажет, что нужно делать, но всегда готова объяснить, как делать не нужно, и объяснить почему.

VIII – «фоновая». Обычно проявляется без слов на деле, не допуская негативного развития ситуации, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания партнера к этому аспекту.

Модель А для ТИМа ИЛЭ-«Дон Кихот»

Все аспекты делятся на экстравертные и интровертные, рациональные и иррациональные (см. выше). В зависимости от их порядка в блоке Эго модели А, определяются все четыре признака типа.

На картинке справа показан пример расположения аспектов в модели А соционического типа Дон Кихот. Исходя из этого расположения, можно увидеть, что на первом месте (базовая) стоит иррациональный экстравертный аспект «черная интуиция» или по-другому «интуиция возможностей», на втором месте (творческая) – рациональный интровертный аспект «белая логика» или «структурная логика». Следовательно, социотип Дон Кихот является экстравертным и иррациональным (определяем по базовой), а также интуитивным (черно-интуитивным) и логическим (белологическим). Аналогично определяются признаки остальных 15-ти социотипов.

Сила
  • Сильные функции в соционике — I, II, VII, VII («базовая», «творческая», «ограничительная» и «фоновая») — зона уверенности, самостоятельного поиска решений, эффективных действий, сильные функции олицетворяют способности индивидуума.
  • Слабые функции — III, IV, V, VI («ролевая», «болевая», «суггестивная» и «активационная») — зона неуверенности, сомнений, искаженного восприятия, зависимости от окружающих, подстройки под общество.

Подробнее они описаны в статье «Модель А».

Блоки модели А

В соционике считается, что функции всегда работают парами, в которых один аспект – рациональный, а другой – иррациональный. Такие пары называют блоками:

  • Блок «Эго» — I, II («базовая» и «творческая») — сильные, хорошо осознаваемые. По блоку «Эго» человек обычно проявляет наибольшую социальную активность, работа по этим функциям наиболее востребована социумом.
  • Блок «Суперэго» — III, IV («ролевая» и «болевая») — слабые, хорошо осознаваемые. По блоку «Суперэго» человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
  • Блок «Суперид» — V, VI («суггестивная» и «активационная») — слабые, плохо осознаваемые. По блоку «Суперид» часто бывает потребность в помощи со стороны окружающих, и когда помощь оказывается, испытывает чувство благодарности к тому, кто ее оказал. Но работать самостоятельно по этому блоку бывает крайне сложно.
  • Блок «Ид» — VII, VIII («наблюдательная» и «демонстративная») — сильные, плохо осознаваемые. По блоку «Ид» человек проявляет активность, преимущественно направленную на обеспечение собственных потребностей, и не стремится к активному обмену информацией.

Подробнее о блоках см. раздел «Блоки» статьи «Модель А».

Теория мерностей

Понятие «мерность функций» введено в соционику А.В.  Букаловым в 1989 году, однако в дальнейшем претерпело ряд изменений. В настоящее время на нашем проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции – могут усваивать и использовать в дальнейшем только личный опыт, т.е.  полученный в ситуациях, которые обладатель этих функций либо прожил сам либо был непосредственным свидетелем.

Двухмерные – усваивают как личный опыт, так и опыт других людей без его проживания (через книги, обучение, а также такие виды коллективного опыта, как нормы поведения и традиции) и обладают способностью самостоятельно оценивать правильность, соответствие нормам своих действий.

Трехмерные – могут комбинировать имеющийся опыт из различных ситуаций таким образом, что он позволит находить решения даже в тех ситуациях, когда человек ни с чем подобным прежде не сталкивался. Иными словами, начиная с третьей мерности появляется такая способность, как осмысленная, целенаправленная самообучаемость. (Меньшие мерности могут научиться чему-то только «методом научного тыка» или же если их кто-то научит целенаправленно). Еще одна способность трехмерных функций — это расширение изначальных условий или границ задачи, которая стоит перед человеком.

Четырехмерные – могут «работать на опережение», то есть видеть последствия своих действий до их наступления, иными словами, конструировать опыт до его реального получения. Четырехмерные функции способны к придумыванию чего-то принципиально нового.

Более подробно мерности так же описаны в статье «Модель А».

В соционике существуют также дополнительные признаки социотипов, которые получили название признаков Рейнина.

Интертипные отношения

Соционика позволяет объяснять и прогнозировать комфортность общения между различным людьми на основе знания их социотипов. Делается это с помощью интертипных отношений, которые показывают, то, насколько информация выдаваемая представителем одного типа, будет комфортна для восприятия представителем другого. Всего в соционике выделяют 16 типов интертипных отношений. Особое место среди них занимают дуальные отношения, при которых типы как бы дополняют друг друга, прикрывая своими сильными функциями слабые места партнера, причем происходит это таким образом, что партнер не ощущает дискомфорта из-за своей слабости по ним. У дуалов все основные признаки ТИМа является противоположными, за исключением признака рациональность – иррациональность, т.е.  дуалы всегда либо оба рационалы, либо иррационалы. Например, дуальной является пара ИЛЭ-«Дон Кихот» – СЭИ-«Дюма». Подробнее об интертипных отношениях.

Таблица и описания разновидностей интертипных отношений находятся на сайте INTERTYPE.RU.

Квадры и другие малые группы

В соционике существует понятие квадр – групп из четырех социотипов, собранных вместе исходя из принципа наличия общих пар аспектов в блоках Эго и СуперИд, что обеспечивает наличие общих соционических ценностей. Отношения в пределах квадры – наиболее комфортные из всех возможных в соционе, поэтому для дружбы, отдыха и совместного времяпрепровождения лучше всего искать представителей своей квадры. Например, первая квадра состоит их следующих социотипов: ЭСЭ-«Гюго», ЛИИ-«Робеспьер», ИЛЭ-«Дон Кихот», СЭИ-«Дюма». Для этих социотипов общими являются пары аспектов ЧЭ+БС и БЛ+ЧИ.

Кроме этого, выделяют еще несколько малых групп, в которых ТИМы группируются по другим общим признакам, например клубы – установки на вид деятельности и ревизные кольца – сходные типы мышления. Эти малые группы позволяют использовать соционику с целью формирования коллективов для выполнения тех или иных задач.

Подробнее о малых группах можно прочитать в разделе «Малые группы» статьи «Признаки Рейнина».

Далее рекомендуем:

sociomodel.ru

Что такое соционика? - Соционический «Клуб-16»

Отрывок из книги соционика Виктора Гуленко на тему «Что такое соционика?». Большая статья целью которой помочь читателю разобраться в теме как можно лучше.

Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. © Википедия

Социальная и личная жизни современного человека, по сравнению с прошлыми поколениями, настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера. В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него — иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Из такого определения мы, впрочем, можем почерпнуть немало. По крайней мере, сам собой напрашивается вывод: в коммуникативных процессах — обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием жизнь — кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть подобно тому, как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя твердая сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика.

Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? — Да, но не только. Между группами людей? — И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому ее еще называют социально-психологической типологией.

Социотип — это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.

Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.

Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.

Если увеличивать дистанцию еще больше, то коммуникация принимает отчетливо выраженный формальный характер. Эмоциональные связи между людьми уходят на задний плана. Прежде всего ценится умение соблюдать нормы поведения в социуме. Эти нормы частично зафиксированы в действующем законодательстве, частично существуют как неписаные правила, т.е. традиции и обычаи. Этот уровень проявления типа так и называется — социальный. На нем хорошо проявляются мотивы, движущие человеком.

При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень — информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми — он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.

Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер — его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно — почти автоматически.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями. Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К.Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т.е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т.е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Как соционика поможет нам?

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое ее употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума. Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа — практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Или взять этническую историю, связанную с формированием народностей и наций. Много лет ведутся разговоры о том, что каждая нация имеет свой менталитет, но откуда он берется и на какой основе сравнивать национальные характеры между собой, по-прежнему неясно. Многочисленные факты этнографии и национальной истории разбросаны и не систематизированы.

Соционика позволяет это сделать достаточно убедительно. Сравним, к примеру, американский и японский национальные характеры. Что в них общего и в чем разница?

Объединяет обе нации то, что они логичны и рациональны. Их менталитету чужды логически немотивированные события, такие, которые, например, часто встречаются в истории России. Вспомните меткие строчки «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». И американская, и японские нации живут как раз умом. Все русские, которые эмигрируют в эти страны, жалуются на отсутствие душевности, расчетливость в отношениях между людьми.

Однако между американцами и японцами легко найти и существенные отличия. Соционика относит Америку к типично экстравертным, т.е. открытым нациям. Такие нации общительны, не боятся ассимиляции, легко несут свою информационную культуру за свои пределы. Для них показательна расширительная тенденция развития.

Япония же, наоборот, является нацией закрытой, или интровертного типа. Подобные нации отличаются изолированностью этнического уклада, значительным противодействием проникновению инородных традиций, боязнью потерять свое национально-историческое своеобразие. Для такой нации характерна противоположная тенденция развития — углубляющаяся, когда господствует стремление не столько распространять свои образцы жизни, сколько совершенствовать их.

И, наконец, нельзя обойти вниманием еще одно коренное отличие японского менталитета от американского. Оно отчетливо проявляется, если сравнить системы образования обеих стран. Японское образование, как известно, славится своей глубиной и практической направленностью. Оно выпускает «гарантированного середняка», поскольку ставка делается на систематическое усвоение большого количества апробированных знаний. По этой причине Япония лидирует в начальном и среднем образовании.

В Америке в обучении сложились совершенно иные приоритеты. Американское образование намного демократичнее японского в смысле возможности выбора дисциплин и сроков обучения, но и менее систематично и строго. Человеком усваиваются скорее не те знания, которые нужны здесь и сейчас, а те которые ему интересны. За счет этого США уверенно лидирует в высшем образовании, т.е. там, где требуется не массовость, а высшие достижения науки. За это пришлось заплатить поверхностностью и непрочностью знаний среднего обучающегося.

За этими контрастами стоит неустранимые различия двух менталитетов, — так считает соционика. Устойчивые, хорошо заметные снаружи тенденции определяются не волей отдельных лиц, пусть они даже и занимают высокое место в управленческой иерархии, а социально-психологическими закономерностями функционирования самой коммуникативной системы. В данном случае сказывается принадлежность к разным полюсам соционической шкалы «сенсорность-интуитивность».

Японская нация постоянно проявляет себя как сенсорная, т.е. конкретно мыслящая и действующая, не доверяющая фантазиям и отвлеченным знаниям, прочно привязанная к традициям и опробованным на практике методам работы. Американский менталитет всегда проявлялся как «интуитивный», т.е. отвлеченно мыслящий, склонный к крупным инновациям, противопоставлявший фиксированным традициям смелое экспериментаторство.

Таким образом, выводятся соционические типы американского и японского стилей существования, первый из которых носит название логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»), а второй — логико-сенсорный интроверт («Инспектор»).

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдет себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня — способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

— комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

— предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;

— индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика скоро войдет в каждый дом и семью, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Мы же думает, что для этих целей соционика применима лишь отчасти. Вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой является отношение двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих и многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, читатель, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь, чем, где она вас ждет в самом ближайшем будущем. Hо всегда мы будем помнить о том, что наука соционика это не просто свод норм и правил, а реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

Занятие соционикой доставляет радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной».

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, давно уже доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано.

Из-за подобных намерений пострадало тоже немало людей. Прежде всего обращаемся к родителям, которые искренне считают, что могут путем правильного воспитания вылепить из ребенка все, что им заблагорассудится. Умерьте хотя бы на время свой пыл и прочтите эту книгу. Вам станет понятно, что такая сложно организованная система, как человек, не может работать подобно универсальному механизму, достаточно только повернуть ручку переключателя.

Это только каменным рубилом можно и яму копать, и шкуры животных обрабатывать, и от врагов защищаться. Все сложные системы специализированы. Микроскопом не забивают гвозди, а с помощью компьютера не пилят дров. Почему же вы считаете, что ваш практичный ребенок, сноровистый и с ловкими руками, умело и по собственному желанию торгующий жевательной резинкой во дворе, — это будущий великий ученый, который только чуть-чуть переделает себя с вашей помощью и обязательно сделает открытие нобелевского уровня? В этой книге, читатель, мы надеемся развеять подобные иллюзии.

К сожалению, и сами психологи немало противодействуют утверждению взвешенного и объективного соционического подхода. Идя на поводу у этого стереотипа, психологи предлагают вам без разбору различные тренинги самопогружения, обретения несокрушимой силы, раскрытия потаенных возможностей и т.п. Вот у ж кто, казалось бы, должен особенно настаивать на индивидуальном подходе к применению психотехник! Hо ничего подобного. Все могут все. Пройдите лишь наш тренинг, и вы сами убедитесь.

Мы изучили последствия таких тренингов и можем с уверенностью утверждать следующее. Во-первых, они действуют эффективно лишь на определенные социотипы. Те же социотипы, которые по природе своей мало склонны к тренируемым качествам, испытывают впоследствии немалое разочарование, так как ощутимый эффект таких занятий будет весьма непродолжительным.

Скажем, вы относитесь к интровертным логическим социотипам, для которых немалую проблему составляет общительность. Пройдя тренинг коммуникативных способностей вы на некоторое время войдете в несвойственное вашей природе экспрессивное состояние, от чего получите, без сомнения, немалое удовольствие. Но когда через несколько дней обнаружите, что привычное вам закрытое состояние вернулось, есть от чего придти тогда в отчаяние!

Что вы будете делать? Либо побежите и еще раз запишетесь на подобный тренинг (с подобным же результатом), либо будете еще больше проклинать себя за свою неустранимую интроверсию, в которой, между прочим есть немало не замечаемых вами положительных качеств. Где же выход? Он в том, чтобы перевернуть свое мировоззрение и убедится в том, что интроверсия ровно в такой же степени нужна социуму, как и экстраверсия, и вопрос заключается вовсе не в том, что бы всех делать открытыми, а в том, чтобы дополнять людей одного типа другими.

Если наши слова показались вам убедительными, мы предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно есть посильный и увлекательный путь в этой жизни. Это произойдет потому, что мы продемонстрируем вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, мы расскажем, как это сделать.

2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется и вам станет понятно, где ваша оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду или той ли дорогой я иду.

3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, когда после многих лет черно-белого изображения он вдруг увидел мир в цвете.

4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создавали раньше в силу неведенья. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними и вы сами.

Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.

Виктор Гуленко

socionik.com.ua


Смотрите также