Скит что это такое в православии


Скит

1. Пустынный, уединенный монастырь с небольшим количеством монахов и более строгим, чем в общежительных монастырях, уставом жизни.

По большей части скиты устраиваются неподалеку от больших монастырей.

2. Жилище отшельников, вполне самостоятельное или достаточно автономное в рамках монастыря. Жизнь в скиту – средняя форма монашеского подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством.

Скит состоит обычно из двух-трех келий, в которых иноки живут по отдельности, но сохраняют общность имущества, труда и пропитания. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV-V вв. были уединенные поселения монахов.

Page 2

• алфавитный указатель •

Святые – «гении религиозности». О. Сергий Булгаков.

Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление не только на основе комиксов – так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.диакон Андрей

В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни.У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти. Неслучайно дни памяти святых – это дни их смерти.

Page 3

Воскресе́нье – еженедельный праздничный день (малая Пасха), которым начинается богослужебная седмица. Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа.

В церковно-богослужебных книгах называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не-деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия.

Воскресный день не отменяет и не заменяет празднование субботы.

azbyka.ru

Монастырь и скит: сходства и различия

Монастырь и скит: сходства и различия

– Общежительный монастырь со множеством монахов и уединение в скиту – чем различаются эти две формы монашеской жизни?

– Есть разница, например, в порядке совершения богослужения. В монастырях в храме читают полностью все, что предписывает Церковный Устав. В скиту в келье мы не читаем всего. Мы совершаем половину богослужения в церкви, а затем молимся по четкам Иисусовой молитвой в своих комнатах, читаем каноны по книге или святых отцов. Я обычно отвожу час чтению, час – молитве по четкам, затем опять полчаса чтению и снова полчаса молитвы по четкам. Так чтение помогает молитве, а молитва чтению. И так мы живем… В скиту, в келье, где живут три-четыре человека, мы не можем полностью вычитывать все последование. Физически очень трудно столько читать и петь. Поэтому мы сидим в наших комнатах и молимся по четкам.

Мы стараемся всегда иметь в уме Иисусову молитву. С ее помощью мы, так сказать, собираем запасы на день, чтобы нам прожить. Собираем Божественную благодать, которая и помогает нам оставаться на Святом Афоне, помогает совершать наши богослужения, вести духовную жизнь. Все это делает Божия благодать. Что мы можем сами по себе? Поэтому мы просим Бога, чтобы Он помог нам вести духовную жизнь…

– В общежительном монастыре среди множества людей, наверное, могут возникать какие-то разногласия, конфликты. Если такое происходит, как преодолеваются трудности во взаимоотношениях?

– Конечно, такое случается время от времени. В монастыре для всех монахов духовником и старцем является игумен. С ним делятся мыслями, и когда у монахов возникают какие-то трения между собой, то их регулирует игумен. Например, если у меня есть разногласия с каким-нибудь братом, я открываю свои мысли старцу, и тот сделает то же. Старец устроит нам встречу, чтобы мы раскаялись и попросили прощения друг у друга, чтобы внутри нас не оставалось злости. Иначе мы не можем причащаться Святых Христовых Таин.

В монастыре духовником может быть не только игумен. Бывает и другой духовник, поскольку игумен иногда не может всех принять. Но оба духовника руководствуют сообща, чтобы в монастыре между братиями был мир. По крайней мере сегодня на Святом Афоне в монастырях хорошо обстоят дела, есть духовная жизнь, и все обители заполнены монахами. Большое значение имеет и то, что сегодня монахи на Святом Афоне в большинстве своем образованные, ученые люди. Они много читают, занимаются исследованиями. И это помогает им в монашеской жизни, помогает жить в мире и согласии.

Но вообще, все эти человеческие конфликты показывают нам наши грехи, благодаря чему мы думаем о себе смиренно. И даже в скиту мы все-таки не одни. Мы можем жить одни в келье, но у нас ведь есть соседи, и мы встречаемся с монахами на богослужениях. То есть у нас всегда есть возможность устроить скандал, так сказать. Это все указывает на наши внутренние проблемы, на то, что у нас есть гнев, зависть. Но ведь для того мы и молимся, чтобы Бог показал нам наши страсти и помог с ними справиться.

– Можно ли говорить о том, что где-то монаху жить лучше: в монастыре или в келье?

– Жизнь в большом монастыре подходит монахам, которым нравится общественная жизнь, которые общительны, любят взаимодействовать с другими. Таким людям хорошо в монастыре. А другой любит тишину и чувствует себя хорошо, избирая для себя жизнь исихаста…

Конечно, люди сами понимают, где им лучше жить. Каждый выбирает сам. Но обязательно рядом должна быть церковь, чтобы человек жил литургической жизнью. У нас в Новом скиту, слава Богу, полноценная литургическая жизнь. Каждые субботу и воскресенье в кириаконе[100] служится Божественная литургия. У нас много всенощных бдений[101]: примерно тридцать всенощных бдений в год. В скиту есть пять священников, и, слава Богу, литургия совершается постоянно. У нас все очень хорошо.

Тем не менее молодому монаху, который недавно пришел из мира, обязательно надо пожить в монастыре, рядом со старцем, чтобы получить духовные основы. По-другому нельзя. И главное, если ты начал монашескую жизнь, нельзя бросать ее. Ты должен проявить терпение, испытывая себя, подвергая себя искушениям. Надо умереть в монастыре. Мы живем здесь в келье, и нам не следует никуда переезжать. Нужно оставаться на одном месте и вести духовную жизнь. Святые отцы по этому поводу пишут: «Если ты часто пересаживаешь растение, оно не пустит корней…»

Но мы – люди, и стараемся устроиться так, чтобы иметь легкий доступ к необходимым вещам. Храм должен быть рядом, а не в часе ходьбы. Иначе мы не сможем ходить в церковь, если, к примеру, будет плохая погода. То же самое касается вопросов приобретения продуктов питания и прочего. Мы стараемся организовывать все так, чтобы нам было проще жить и в духовном плане, и в физическом.

– Церковь вашей кельи посвящена Благовещению? Как вы празднуете престольный праздник?

– Очень просто… Вообще, празднование престольных праздников[102] келий в нашем скиту во многом зависит от финансовых возможностей старцев. Ведь надо приглашать гостей, хор, готовить большое угощение. Важно еще и то, какому святому или празднику посвящена церковь кельи. У нас это Благовещение, которое празднуется на всем Святом Афоне, во всех монастырях. И здесь, в нашем скиту, мы совершаем общее всенощное бдение в кириаконе. А если какие-то монахи останутся в нашей келье, то общего праздника не будет, понимаете? С другой стороны, в скиту не так много монахов. Обычно на праздник часть братии идет на службы в монастыри, и если еще кто-то будет служить отдельно в келье, то в кириаконе останется совсем мало людей и невозможно будет совершить праздничную службу. Поэтому каких-то особенных торжеств в своей келье мы не устраиваем.

Келья Благовещения в Новом скиту, Афон

Есть и другая причина. Многие монахи скита не хотят пышных празднований с большим количеством гостей, чтобы сохранить тишину и безмолвие, чтобы избежать суеты. Ведь праздники требуют больших хлопот и затрат: приглашения епископа или игумена, певчих, мирских людей. Не все могут себе это позволить… Для многих лучше ограничиваться утреней, литургией, чтобы сохранялась исихия[103]. Пышное празднование не подходит скиту, иначе чем скит будет отличаться от монастыря? Здесь мы хотим, чтобы все было более скромно и сдержанно. Это больше соответствует нашему духу.

Следующая глава

religion.wikireading.ru

Скит - это... Что такое Скит?

Новый Скит на Афоне.

Скит (греч. Σκήτη) — в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества.[1]

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа (например, Комаровский скит).

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо монастырю. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, cкит Продром).[2]

Примечания

  • Старообрядческие скиты Нижегородской губернии

dic.academic.ru

Что такое скит

4 апреля 2014

Автор КакПросто!

Считается, что настоящая вера заключается в безоговорочном приобщении к Богу. Для этого существуют церкви, часовни, монастыри, скиты, последние предполагают практически полный отказ от мирской жизни и затворничество.

Содержание статьи

  • Описание
  • История возникновения русских скитов
  • Современные скиты

Скит – поселение отшельников (чаще всего староверцев), которые приняли решение посветить свою жизнь служению и отказались от мирских благ и соблазнов. По сути скит – это монастырь, но со строгим уставом и иным распорядком. Обычно здесь намеренно блюдутся строгие условия проживания и быта, а внутренние правила намного жестче, чем в монастырях.

Молитве и труду в скитах уделено особе внимание, принимается неукоснительное выполнение поста, возможно даже с дополнительными ограничениями, обязательно затворничество. Считается, что через испытания и уничижение собственной плоти человек достигает духовного роста и единения со Всевышним. Мир скита напоминает отдельный островок, обитель верховного духовного возрождения и роста.

Чаще всего скиты имеют закрытый тип, посещения монахов запрещены, выходы в мир ограничены, а привычных храмов и церквей на их территории нет вовсе. Но есть и исключения. В некоторых скитах вырабатываются определенные правила посещения территории прихожанами, когда народ может приобщиться к духовному, помолиться, поклониться святыням.

После раскола православной церкви на Руси появилось много монашеских поселений, подальше от «неправедной», новой церкви. Такие поселения размещались в густых лесах, часто в болотистой местности, выбор местности был не случаен, церковники насаждали новые правила рьяно, а потому по стране начались настоящие гонения на староверов и отступников. Скитами такие поселения, скорее всего, стали называться от слова «скитаться», так как староверцы скитались в поисках уединенных мест для жизни и отправления обрядов веры. Скитские пустыни – место паломничества египетских монахов. Это место - прародитель монашества как такового. Есть мнение, что скиты на Руси получили свое название от слова skiеte - названия пустынной местности. Современные скиты сохранили свою суть. Самые известные скиты: - Андреевский, - Голгофо-Распятский, - Никольский, - Савватиевский,- Свято-Вознесенский, - Свято-Троицкий,- Сергиевский. Большая часть из них действуют по настоящее время.

Чаще всего скиты располагаются недалеко от монастырей и подворьев, братия живут в кельях, питаются совместно в столовой, исполняют ежедневные бытовые обязанности. У них есть обособленное помещение, где верующий может уединиться, в ряде скитов строятся молельные дома.

Распечатать

Что такое скит

www.kakprosto.ru

Верийский скит

История монашества в греческой области Верия, а точнее – в Верийском скиту, позднее известном нам как монастырь святого Иоанна Предтечи, построенном несколькими километрами южнее города в труднопроходимых местах правого берега реки Алиакмон, тесно связана с личностью местночтимого святого – преподобного Антония. По сей день не удается датировать период его деятельности, а житие святого, дошедшее до нас в трех вариантах, содержащихся в кодексе 83 афонского монастыря Филофей, остается, по большей части, неопубликованным. В первом варианте жития и, по всей видимости, самом раннем, созданном анонимным епископом Касторийским, святой Антоний избрал для себя вид аскезы, которому следовали древнейшие отцы Святой Горы, такие как Петр Афонский (IX век).

Как место его подвижничества в тексте указывается гора близ Верии, однако о наличии какого-либо организованного монашеского сообщества ничего не говорится. Подчеркивается, что почитался святой в храме Богородицы Камариотисской в Верии, где хранились его святые мощи. Напротив, во втором, более позднем варианте жития, созданного в монашеских кругах, Антоний представлен как монах, ведущий аскетическую жизнь в пустыне, взявший на то благословение у игумена некоего монастыря, существовавшего в этом районе.

Преподобный Антоний

Единственный и безоговорочный ответ на вопрос, когда жил преподобный Антоний, дает стенопись в храме Старой Верийской Митрополии, где святой изображен нагим, завернутым в гиматий – кусок ткани, со спутанными волосами и бородой и исторической подписью: “Преподобный Антоний Верийский, ради Христа юродивый”. Росписи датируются периодом с 1215/16 по 1224/5 гг. Упоминание о святом как о юродивом, а также несохранившееся свидетельство Зотоса Молоссоса (XIX) о том, что он видел службу святому, датированную 1050 годом, позволяют сделать вывод, что преподобный Антоний жил в X или, скорее, в XI веке. Как предполагается, после смерти святого место его аскезы стало центром притяжения для многих монахов.

В местности, в которой расположен скит, много естественных углублений и пещер, где сохранились следы жизни. В частности, в начале XIV века впервые упоминается о том, что скит был сформирован благодаря появлению здесь святого Григория Паламы. В 1326 году Палама покинул афонскую Лавру из-за турецких набегов и выбрал местом своей исихии Верийский скит. Его связь с Верией подтверждает и тот факт, что Палама поселил в женском монастыре этого города своих сестер. Кроме того, он поддерживал общение с иеромонахом Игнатием Калофетом, основателем монастыря Христа Спасителя (1314-1315 гг.) в Верии. Калофет, происходивший, как и Палама, из Лавры, впоследствии был назначен игуменом Сосфенийского монастыря в Константинополе, куда прибыл и Палама в 1341 году. Находясь в Верийском ските, Палама позаботился о создании монастырской школы.

Около середины XIV века мы находим в Верийском скиту преподобного Афанасия Метеорского, до основания им монастыря Великая Метеора. Житие Феодосия Тырновского (Болгария) позволяет сделать вывод, что около середины XVI века скит находился в периоде расцвета.

Преподобный Дионисий

В 1523 году другой славный подвижник македонской земли, преподобный Дионисий, впоследствии ставший основателем монастыря Святой Троицы на Олимпе, появляется в Верийском скиту и заботится о реставрации центрального храма, посвященного Пророку Предтече. Вторым его важным действием стала смена аскетического образа жизни на киновиальный. С этой точки зрения, преподобный Дионисий может считать основателем уже монастыря Иоанна Предтечи. В конце XVI века с монастырем был связан и преподобный Феофан Новый из Наусы.

Документальные свидетельства

Некоторые документы XVII – XVIII вв. говорят о монастыре как о патриаршем и ставропигиальном. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок. В период с 1787 по 1792 гг. игумен Каллист просит финансовой помощи у русской императрицы Екатерины II, дабы изгнать из монастыря турок, превративших это святое место в “столовую, дубильню, обитель мусульманства и нечестия”. В 1819 году турками было распродано монастырское имущество, а в 1822 году, в период Македонской революции, он был полностью разрушен Лубут-пашой, после чего так и не смог оправиться.

Монастырская библиотека была разорена. Некоторые книги спасли бездомные монахи из деревень Пиерии. Сегодня, после катастрофы, кроме часовни Преображения, построенной у юго-западного края стены, датируемой второй половиной XVIII века, с пострадавшими от огня росписями, ничего не напоминает о прошлом величии этого скита. Расписанный кафоликон, восстановленный в 1822 году как простая трехнефная базилика, равно как и другие постройки, почти не имеют художественной ценности. Лишь иконы алтарной преграды, изображающие всех живших здесь святых, трогательно напоминают о былой духовной славе этого места. Но прекрасный вид на монастырь, открывающийся со скал противоположного берега Алиакмона, остается таким же величественным, как и во времена великих аскетов.

Источник: “Монастыри Македонии” // Η Καθημερινή. “Επτά μέρες”- αφιέρωμα, 14 Απριλίου 1996, σ. 26.

Поскольку вы здесь...

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

www.pravmir.ru

Скит - это... Черниговский и Никольский скит

В народе существует высказывание «В скитах, да в тех же суетах». Скит – это условно закрытые поселения. Создавались они монахами и отшельниками. Подробнее о них можно узнать из истории.

История

В древности на Руси скиты представляли собой жилища, расположенные вдали от любых поселений, в непроходимой местности. Их обустраивали отшельники, которые протестовали против реформ и засилья светской и религиозной власти.

Скит – это было местожительство для староверов, беженцев, отшельников. Они строили себе кельи или деревянные домики. Их ограждали частоколом.

Были такие убежища во многих странах Евразии. На Руси большое количество поселений появилось после 988 года, когда началось внедрение новой официальной религии – христианства. Другими толчками для создания скитов была деятельность Ивана Грозного, Петра Великого, Советской власти.

Многие скиты были уничтожены к 18 веку, а их бывшие строения были преобразованы в 20 веке в музеи, архивы, складские помещения. В современное время скит – это памятники старины, которые имеют большое культурно-историческое значение. Они являются свидетелями противоречивого прошлого и настоящего.

Скит – это понятие, которое можно растолковывать по-разному. Существует несколько версий происхождения слова:

  • «аскет» - слово греческого происхождения, что означает место для аскетизма;
  • от названия поселения в Египте, в котором селились монахи;
  • от старорусского «скытанинь», то есть «отшельник»;
  • от старорусского слова «кита», которое означает целостность чего-либо разрозненного.

Современные скиты создаются с культурно-историческим и экономическим значением.

Черниговская обитель

Основан скит был в середине 19 века и очень быстро стал известным среди паломников. Существует легенда, что в 1905 году его посетил Николай Второй, которому старец Варнава предсказал мученическую смерть.

Стоит он в окружении леса. Первоначально назывался Гефсиманский скит. Точной датой его основания был 1844 год. Вначале он состоял из старинной деревянной церкви, привезенной из села Подсосенье. Когда же здесь появились пещерные кельи, его стали называть Черниговский скит. Все они сохранились до наших дней.

С образованием обители связано имя юродивого Филиппа, который обошел многие монастыри, но основал свое подземное пристанище неподалеку от зарождающегося скита. Со временем кельи начали появляться на поверхности, а под землю монахи спускались для молитвы.

К концу 19 века архитектору Султанову было поручено возвести над пещерами верхний храм, так чтобы не разрушить подземные кельи. Позже стараниями архитектора Латькова изысканное строение было дополнено каменной пятиярусной колокольней.

Жизнь старца Варнавы

Мирское имя старца - Василий Меркулов. Родился он в 1831 году в семье крепостных в Тульской губернии. К 20 годам он ушел к Сергию Радонежскому, постригшись в монахи, получил имя Варнава, означающее «утешитель».

Монах обладал, помимо дара утешения, способностью духовно рассуждать понимать духовные и житейские мудрости. Паломники часто посещали его келью, и старец их принимал, выслушивал, давал добрые советы, которые часто становились пророческими. Варнава предсказывал, что вскоре будут гонения за веру.

Духовные дети старца:

  • Иван Шмелев – писатель;
  • преподобный Серафим Вырицкий;
  • Константин Лаврентьев – философ в миру, он же монах Климент;
  • Василий Розанов – писатель, философ.

Мощи старца хранятся в Черниговском ските, а точнее в его главном храме.

Историческое название

Название Черниговский скит связано с иконой Божией Матери. Прославилась она в 1662 году вблизи Черниговского монастыря. Монахи молились перед иконой и этим спасли ее от монголо-татар, которые благодаря неведомой силе бежали прочь. С образа иконы было создано много копий.

Одну из таких репродукций в 1852 году Александра Филиппова подарила скиту, который стал называться Черниговским, хотя многие помнят его как Гефсиманский.

Существует в нем и другая чудотворная икона, которая называется «Нерушимая стена». Она изображает Богородицу, окруженную ангелами. Люди свидетельствуют, что на иконе продолжают появляться новые лики ангелов. Монахи объясняют это тем, что таким, возможно, был замысел иконописца.

Никольский скит

Расположен на острове Валаам в километре от монастыря. Ведет к нему дорога, проложенная еще в 18 веке. Первые монахи смогли заселиться здесь в это же время. В начале их было двенадцать, основным их занятием являлось рыболовство.

Монахи также должны были следить за тем, чтобы на остров не ввозился табак и спиртные напитки прихожанами. Если приезжие отдавали подобные вещи добровольно, им возвращали их после выхода за территорию обители. При изъятии запрещенных предметов на территории острова их забирали и выбрасывали в воду.

Стены храма, который стоит на вершине острова, расписывали монахи, жившие там же. Основной темой была жизнь Николая Чудотворца.

fb.ru


Смотрите также