Шпатовый фарфор что это такое


Что такое полевошпатный фарфор и как правильно ухаживать за изделиями из него

На современной керамической посуде часто встречается надпись: «Полевошпатный фарфор». Но что это такое, известно далеко не каждому. Вот и приходится застывать в раздумьях – является ли подобная характеристика плюсом или минусом изделия, как долго оно прослужит, существуют ли тонкости ухода за ним.

Полевошпатный или зегеровский фарфор

Эта разновидность керамики появилась в конце XIX века. Её состав разработал немецкий химик Герман Август Зегер, возглавлявший исследовательский институт при Берлинском Королевском фарфоровом заводе. В то время главной задачей учёных было снижение температуры плавления каолиновой массы, чтобы расширить ассортимент используемых для её декорирования пигментов и глазурей. Для преобладавшего в немецком производстве твёрдого фарфора данный показатель составлял 1400 – 1460°С. При такой температуре часть красок, преимущественно красных, жёлтых и зелёных оттенков, выгорала, что сказывалось на художественных качествах продукции.

Зегеру в 1880 году удалось запатентовать уникальный состав фарфорового шликера, плавкость которого снижалась до 1250 – 1300°С. Это была имитация восточноазиатских образцов, в частности китайской продукции эпохи династии Сунн и японской «ариты». В 1882 году новая разновидность получила название Segerporzellan (Зегеровский фарфор) по имени своего создателя и удостоилась специального клейма Королевского завода – скипетра с подписью «Sgr. P».

Благодаря изобретению немецкого химика, для фарфорового производства стали доступны потёчные глазури, которые отличаются особой красотой, блеском и прозрачностью на черепке. Среди них самая популярная – фламбе или «сан-де-бёф», что в переводе с французского означает «бычья кровь». Глазурь имеет необычный киноварный оттенок с фиолетовыми и зеленовато-голубыми прожилками. Она получается путём восстановления оксида меди, что возможно только при относительно низких температурах обжига.

Особенности материала

Изобретение Зегера является разновидностью мягкого фарфора. В отличие от других каолиновых масс, в нём преобладает полевой шпат – второй по важности компонент после белой глины.

Процентное соотношение для зегеровского фарфора:

  • глинистые вещества – не более 35%;
  • полевой шпат – 40%;
  • кварцевый песок – от 20 до 45%.

Полевой шпат – распространённый минерал, в керамическом производстве используемый как флюс или плавень. Это специальная добавка, которая обеспечивает мягкое, постепенное плавление каолина и кварца, в результате чего улучшается спекаемость черепка, исключаются деформации, повышается прочность и ударная вязкость.

Флюсы также снижают температуру, при которой глина стекленеет, приобретая крепость и способность удерживать воду. Чем выше содержание полевого шпата в фарфоровом шликере, тем пластичнее получается материал. Это позволяет использовать более широкий спектр декоративных приёмов, создавать изящные, сложные по форме и окрасу изделия.

Допускается использование подглазурной росписи, дающей более естественные и нежные переходы цвета, свинцовых и люстрованных глазурей. Очень эффектными получаются статуэтки из «бисквита» – массы, прошедшей только первый, утельный обжиг. В полевошпатном фарфоре, как понятно даже из названия, флюсовый компонент преобладает. Поэтому он идеально подходит для создания художественной скульптуры, мелкой пластики и парадных сервизов.

Полевошпатный фарфор часто сравнивают с фаянсом. Оба материала обжигаются примерно при одинаковой температуре, но изобретение Зегера намного практичнее. Фарфоровая посуда не даёт сколов и лучше выдерживает падения. Она тонкостенная и красиво просвечивается, хотя по массе не уступает фаянсу.

Основные недостатки

Низкая температура плавления улучшает декоративные качества фарфора, но снижает стойкость к механическим и химическим воздействиям. Также его нельзя отнести к жаростойким материалам, хотя для запекания продуктов в духовке или микроволновой печи посуда вполне подходит.

Сопротивление на изгиб и ударопрочность изделий примерно вдвое меньше, чем у аналогов из твёрдого фарфора. Материал, кроме того, чувствителен к резким перепадам температуры и может покрыться сеточкой мелких трещин (кракле). Полевошпатный фарфор не применяется для технических целей – изготовления изоляторов, медицинской или химической посуды.

Рекомендации по уходу

Хрупкие фарфоровые изделия требуют бережного обращения. Особенно если речь идёт об антиквариате. Тем не менее, даже он нуждается в чистке и спокойно перенесёт её при соблюдении некоторых правил:

  1. Никакой химии. Моющие вещества способны повредить слой глазури и растворить часть пигментов, отчего изделия потускнеют. В местах сильного загрязнения допустимо применение детского мыла или влажного зубного порошка. Сода и соль в полужидком виде применяются только для однотонной светлой посуды.
  2. Вода комнатной температуры. Изделия нельзя мыть или ополаскивать под краном, делая сильный напор. Лучше положить их в таз и подержать несколько секунд. Горячая вода вызывает растрескивание и помутнение глазури.
  3. Бережные прикосновения. Фарфоровую посуду и статуэтки очищают аккуратно, без интенсивного трения. Пользуются мягкими тряпочками или бумажным полотенцем, специальными салфетками из микрофибры. Если какие-то фрагменты позолочены, их следует касаться как можно меньше, двойную осторожность проявляют и при наличии многоцветной росписи.
  4. Никаких посудомоечных машин. Вряд ли кому-то придёт в голову «доверить» агрегату декоративные фарфоровые предметы, а вот повседневные чашки-блюдца отчищать вручную лень. Но если хочется, чтобы они долго радовали элегантным и «новым» видом, лучше отказаться от автоматической помощницы. Чтобы грязь меньше прилипала к поверхности, можно периодически добавлять в воду для мытья фарфоровой посуды нашатырный спирт.
  5. Нет естественной сушке. После влажной чистки, изделия необходимо вытереть насухо бумажным полотенцем. Капли воды при высыхании оставляют не только белёсые разводы, но и солевой налёт, который будет постепенно разрушать декоративное покрытие
  6. Без лишней влаги. Антикварные статуэтки вообще лучше не мыть. С них смахивают пыль щёткой, бережно, но крепко удерживая в руке.

Чтобы реже прибегать к чистке, негативно влияющей на мягкий и уязвимый полевошпатный фарфор, изделия из него рекомендуется хранить в застеклённых шкафчиках или витринах. Необходимо избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности. В антикварных или особо ценных сервизах нежелательно ставить тяжёлые предметы – супницы, компотницы, сахарницы на тарелки, иначе могут возникнуть трещины или сколы.

yacollectioner.ru

Что такое фарфор. Основные виды фарфора.

Фарфор представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов - каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин - чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются: • мягкий фарфор; • твердый (высокотемпературный) фарфор;

• костяной фарфор.

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы – достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

Назад в раздел

momas.ru

Что такое полевошпатный фарфор и чем он отличается от обычного?

Тяжелее, непрозрачнее, серее, дешевле, не такой прочный, не такой жаропрочный (касается температур +- от 1200°C и выше). Изобретён в Англии. В состав фарфора входят: SiO2 (75%), А12Оэ (19-21%), К20 (3-4%). Зегеровский фарфор состоит из 45% SiO2, 30% полевого шпата и 25% глины. 

Полевошпатный (зегеровский) фарфор весьма разнообразен по составу массы. В состав типичного зегеровского фарфора входят, %: глинистые 25—35, полевой шпат 30—40, кварцевый песок 20—45. Составы севрского (Франция) и мягкого фарфора арита (Япония) похожи на типичный состав зегеровского фарфора. Технология производства зегеровского фарфора сходна с технологией производства твердого фарфора хозяйственного назначения. 

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже.Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C).

Полевошпатный фарфор, из которого сделана эта посуда, показал себя более практичным материалом, чем фаянс. Он прочнее и меньше подвержен сколам. (Маленькая тарелка у меня как-то сиганула с полуметровой высоты на металлическую мойку - и выжила!!!). Меньше риск, что на нём появятся неопрятные трещинки. Эта фарфоровая посуда более тонкая, чем фаянс, однако, не менее тяжёлая, прочнее и плотнее каменной керамики и менее подвержена сколам. Каменная керамика - более пористый материал, для сколов по ободкам посуды достаточно незначительного удара.

...

Вся керамика производится из глины и под воздействием высоких температур подвергается так называемому «обжигу». Начальный этап работы заключается в очистке глины и создания пластичной массы. Массы бывают двух видов: пористые и непористые каменные массы, к которым относится и фарфор. Сам фарфор, в свою очередь, делится на твёрдый и мягкий.

Твёрдый фарфор — это самый настоящий, изобретенный в Китае. Он делается из двух исходных материалов: каолина (белой глины) и полевого шпата, в массу добавляется песок или кварц. Качество и «технические» характеристики фарфора определяются процентным соотношением каолина и полевого шпата в готовой массе. Китайский фарфор проходил очень долгий период подготовки к процессу формования. Он занимал порядка трёхсот лет. Массу передавали по наследству, и понятно, что мастера использовали не свою, а сделанную их предками смесь. Такая долгая выдержка глины была необходима для того, чтобы все органические соединения выгорели за время, и глина стала бы абсолютно чистой от них, что и позволяло создавать тонкую, легкую, почти прозрачную посуду. Надо сказать, что терпения на такой продолжительный технологический цикл у европейцев нет и быть не могло (тем более все это было под большим секретом). Твёрдый мейсенский фарфор готовился по более простой схеме. Каолин и полевой шпат смешивали, промывали водой и подсушивали до определенного момента, когда масса была ещё достаточно пластична, но уже могла принимать необходимую форму. Для изготовления посуды использовали гончарный круг или формы. После того как изделие высыхало, его отправляли в печь на обжиг. Вторич­но фарфор обжигали уже под глазурью. Глазурь состояла из тех же компонентов, что и фарфоровая масса, только пропорции были другими. Это родство приводило к монолитному соединению глазури и черепка, отслоить такую глазурь становилось невозможно.

В наше время учёные нашли способ ускорить процесс «вызревания» фарфоровой массы. Специалисты челябинского учебного центра облучали глину радионуклидными источниками. Это приводило к выгоранию органических соединений и делало качество глины соответствующим качеству выдержанной китайской, при этом глина не становилась радиоактивной.

Ещё один вид твёрдого фарфора — полевошпатный фарфор, выполненный на основе чистого полевого шпата. Его отличительная особенность — более высокая прочность. Считается английским достижением. Впервые производился в Коулпорте.

Мягкий фарфор называют ещё искусственным, фриттовым. Такая фарфоровая масса состоит из стекловидных веществ — фритт. Смесь содержит песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и измельченный алебастр. Приготовление смеси напоминает процесс изготовления стекла, в которое добавляется глина. Смесь расплавляют и кладут в неё мергель. Затем перемалывают и фильтруют, доводят массу до пластичного состояния и формуют. Последующий этап — обжиг. Глазурь для мягкого фарфора изготавливается обыч­но из стекла. Покрытое глазурью изделие обжигают еще раз. Мягкий фарфор получается бо­лее прозрачным, его белизна более теплого, сливочного тона.

Примерно в 1750-90 годы в Стаффордшире разработан так называемый костяной фарфор. Он ско­рее разновидность твердого фарфора, в который добавляется жженая кость. А глазурь, напротив, как для мягкого фарфора. Цвет тоже занимает промежуточное положение: не такой белый, как твердый, но белее мягкого фарфора.

Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800 градусов С, потом с глазурью – при 1500 0С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя» .

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

В целом про фарфор: Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

И другие виды фарфора. Подробнее про мягкий фарфор:  http://www.stroitelstvo-new.ru/keramika/farfor/soft.shtml

thequestion.ru

Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид)

Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.

Классификация фарфора

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из истории, то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий фаянс.

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Твердый фарфор

Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?

  • тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
  • обжиг при высоких температурах;
  • белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
  • твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
  • при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
  • при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
  • «не боится» перепадов температуры;
  • абсолютно гигиеничен.

Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.

Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:

  • Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
  • С твердой глазурью. Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
  • С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат. Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
  • С прозрачной глазурью. Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.

Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и чайных сервизах, относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды костяного фарфора не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Производители фарфоровой посуды

Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.

Хочется отметить французское местечко Лимож, так как лиможский фарфор отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland, расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».

Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии. Венгерская мануфактура – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.

posudapp.ru

Классификация фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы получают мягкий или твердый фарфор. Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным.

Твердый фарфор отличается крепостью, отличной сопротивляемостью высокой температуре и кислотам. Известная всему миру прозрачность в сочетании с колокольным звуком является свойством именно твердого фарфора. Этот вид фарфора получил название мейсенский (по названию небольшого городка в Саксонии, на востоке Германии, где около 300 лет назад химик Иоганн Бетгер изобрел новый вид фарфора).

Мягкий фарфор, разработанный во Флоренции на 200 лет раньше твердого, называют фарфором Медичи. Но чаще можно услышать термин фриттовый фарфор, подразумевающий способ изготовления. Мягкий фарфор, из которого производят главным образом художественные изделия, прозрачнее, чем твердый, но его жароустойчивость гораздо ниже.

Компромиссом между мягким и твердым фарфором является костяной фарфор. Состав костяного фарфора был открыт в Англии, и там же около 250 лет назад началось его производство. По свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он не такой белый, как твердый, но зато он выносливее и тверже мягкого фарфора.

Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий.

В состав твердого фарфора входят 50% глинистых веществ и по 25% отощитенлей и плавней. В структуре обожженного при 1380-1420оС черепка кристаллическая фаза составляет 30-35%, стекловидная фаза - 40-60, газовая фаза - 5-7%. Поэтому твердый фарфор отличается высокой степенью спекания (водопоглощение 0,1-0,2%), прочностью, термической и механической устойчивостью. Просвечивает в толщине до 2,5 мм, при ударе издает чистый звук. Используется при изготовлении посуды и художественных изделий.

К твердому фарфору по своим свойствам близок низкотемпературный фарфор. Низкотемпературный фарфор содержит 41-46% глинистых веществ и 45-52% плавней, что позволяет снизить температуру обжига до 1180оС. Он характеризуется высокой прочностью. В тонком слое не просвечивает, так как покрывается непрозрачной глазурью. Применяется такой фарфор в основном для изготовления посуды, предназначенной для предприятий общественного питания.

Мягкий фарфор выпускают нескольких разновидностей. В нашей стране изготавливают мягкий костяной и высокополевошпатовый фарфор.

Мягкий костяной фарфор отличается высоким содержанием в массе плавней - 53% полевого шпата и костяной золы, глинистых веществ – 32% и кварцевых (отощителей ) – 15%. Ввиду этого его обжигают при 1260оС; в структуре черепка до 85% стекловидной фазы. Черепок очень тонкий, высокой белизны и просвечиваемости (до 4 мм). Однако, костяной фарфор имеет меньшую, чем твердый фарфор прочность и термостойкость. Используют его для изготовления высокохудожественной чайной и кофейной посуды, декоративных изделий.

Мягкий полевошпатовый фарфор предназначен в основном для художественно-декоративных изделий.

www.kefa.ru

Свойства фарфора и за что мы его так любим?

«Красота, которая продлится долго» — именно так характеризуют фарфор его ценители. И, действительно, этот материал никогда не поддается старению, оставаясь идеально гладким и белым, пронося из поколения в поколение свое благородство и изящество. А уникальные свойства фарфора и по сей день делают его незаменимым в изготовлении сервировочной посуды и предметов интерьера.

За что мы ценим и любим этот белый материал?

Естественно, за необыкновенные свойства фарфора. К ним относятся не только его физические, но и эстетические качества. Самые основные из них:

  • настоящий фарфор необычайно твердый и прочный. Невозможно острием ножа оставить царапину на поверхности глазури;
  • материал обладает повышенной термостойкостью и выдерживает большие температуры. Не боится термошоков, что позволяет горячий предмет сразу ставить под струю холодной воды;
  • хороший фарфор абсолютно непроницаем. Это касается воды и различных газов. Если ваза оставляет мокрый след, значит она фаянсовая, а не фарфоровая;
  • фарфор гигиеничен благодаря своей твердости и отсутствию пористости. Материал устойчив к пищевым кислотам и щелочам, что обеспечивает посуде высокую степень безопасности. И, действительно, фарфоровая и стеклянная посуда считаются самой экологичной;
  • высокая степень пластичности сырья позволяет создавать изделия различной формы, украшенные рельефными рисунками любой сложности и ажурной «лепнины». Это качество придает фарфоровым изделиям дополнительную красоту и ценность;
  • однородная белизна. Белый фарфор может быть «теплых» тонов и «холодных», все зависит от состава сырья;
  • мелодичность. Разные виды материала звучат по-разному, но все они имеют приятный, мелодичный звук

Единственное отрицательное свойство фарфора, это его хрупкость. От удара предмет может разбиться вдребезги или же получить скол. Хотя костяной фарфор некоторых производителей не разбивается и остается целым, даже когда тарелка падает на паркет (деревянный).

Из чего делают фарфор?

Фарфор, что же это такое? Ответ прост — это особый вид керамики. А свой путь он начал в древнем Китае, проходя различные этапы совершенствования. Вначале это были глиняные чашки, обожженные на костре, затем керамические изделия, сделанные из более сложного состава глины с добавлением различных примесей. С появлением фаянса стали практиковаться разные температурные режимы обжига, что позволило получить более совершенный материал по химическим и термостойким качествам. И это – фарфор.

Состав фарфора

Из чего делают фарфор? Основные компоненты, которые всегда присутствуют в этом материале, это каолин (50%), кварц (25%) и полевой шпат (25%). Цифры, конечно, условны. Каждый производитель имеет свой собственный «рецепт» изготовления фарфора. Поэтому фарфоровые изделия разных фабрик имеют свои отличительные свойства по внешнему виду (белизна, блеск, прозрачность, звучание), а так же разные технические характеристики, что отражается на их применении. Например, из мягкого фарфора свойственно делать скульптуры, статуэтки, вазы. Твердый фарфор идеально подходит для посуды.

Есть вид фарфора, который при ударе раскалывается на мелкие кусочки, а есть такой, который бьется большими частями. Есть фарфоровые изделия, имеющие теплые оттенки белизны, а есть «холодные» цвета, уходящие в светло-голубоватые и серые тона. На это влияет как состав материала, так и сам процесс производства.

Технология производства

Если не вдаваться в подробности изготовления фарфоровых изделий, то оно состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свою специфику и ряд тонкостей:

Подготовка сырья. Этот процесс делится на две части. Первое, создание формовочной массы, из которой лепится (штампуется) само изделие. Для этого подбираются ингредиенты в определенных пропорциях. Второе, изготовление глазури, которая отвечает за внешний вид (блеск, матовость), обеспечивая химические и термические свойства изделию.

Многие известные производители качественного фарфора большое внимание уделяют созданию именно формовочной массы. Для этого ингредиенты тщательно перемалываются с добавлением воды и размешиваются до однородной вязкой консистенции. Для получения лучшего результата существует специальное оборудование, которое отвечает за «чистоту» сырья. В сухом виде компоненты размалываются до состояния муки, все инородные частицы исключаются методом просеивания через специальное сито. Металлические крупинки вытягиваются магнитами.

Так же важно количество воды в этой формовочной массе. Её излишки убираются прессом, что требует так же технического оснащения. Для лучшей однородности иногда формовочную массу оставляют в специальном «влажном» помещении для «вылеживания», при котором все компоненты одинаково пропитываются водой. Иногда уже слепленные фигуры, но не прошедшие обжиг, длительно стоят в специальном месте для естественной «усадки» материала (например, фигурки Hutschenreuther).

Изготовление формы. Для того, чтобы сделать изделие, нужны его размеры и форма. Так как при обжиге изделие уменьшается в размерах от 15 до 20% (в зависимости от вида материала), поэтому форма готовится по размеру больше. Только художник, обладающий мастерством, может точно прорисовать эти размеры, учитывая объем «сырого» изделия и его усадку после обжига.

С макета рисунка делается гипсовая форма изделия, с которой потом будет создан шаблон (некая матрица), куда будет заливаться формовочная масса. Периодически эти шаблоны заменяют на новые, так как их внутренняя поверхность истирается и перестает точно передавать рельефность рисунков.

Под действием сильной центрифужной силы смесь равномерно распределяется в этой форме и на выходе получается изделие, которое в размерах больше планируемого на 15-20%. На этом этапе некоторые формы изделий требуют индивидуальной, ручной работы. Как правило, это те предметы, которые необходимо собирать частями. Например, чайная чашка (корпус + ручка), сахарница (корпус + ручки + крышка), заварочный чайник (корпус + носик + ручка + крышка + ручка на крышке) и т.д.

Для этого используют специальную смесь – шликер. С помощью него мастер «приклеивает» к чашке ручку, к заварочному чайнику носик и прочее. Места соприкосновения хорошо «отштукатуриваются» с помощью шликера, а мокрой губкой «затираются» швы, что бы стыки были невидимыми. Это трудоемкая работа, которая совершается только вручную и профессиональными работниками. Часто эту операцию выполняют женщины, так как она требует аккуратности и особой деликатности.

Обжиг. Эта процедура совершается в два этапа. Первый обжиг изделия проходят при температуре не выше 980°C. Предметы уменьшается в размерах, так как фарфор «освобождается» от воды. После первого обжига получается «бисквитный» фарфор, для которого характерна пористость, шероховатость и матовый тон. На этом этапе происходит большая выбраковка изделий, так как многие не проходят тест на правильность пропорций. Некоторые виды фарфора при тестировании «теряют» 20 – 40 % изделий из-за неправильной формы.

Следующий этап обжига проходит при более высоких температурах (до 1500°C). Для этого изделие окунают в ванну с глазурью, которая придает изделию дополнительную прочность и характерное для фарфора качество — гладкость. Эта операция так же выполняется вручную. После окунания в глазурь на предмете мокрой губкой вытирается (от глазури) тот участок, который будет соприкасаться с поддоном. Это делается для того, что бы находясь в печи на обжиге, изделие не прилипло к поверхности поддона.

Если перевернуть фарфоровую тарелку (чашку), то с обратной стороны всегда можно увидеть шершавое место без глазури — часто это каемка дна.

Декорирование. Рисунок на фарфоровые изделия наносится разными способами. Это может быть художественная роспись, выполненная художником, что придает изделию дополнительную ценность и индивидуальность. Это может быть деколь – специальная технология, которая «накладывает» рисунок по принципу «переводилки». Для создания таких «переводилок» разработана технология с привлечением специальных красок, выдерживающих высокие температуры при обжиге. Часто в деколи используют краски с драгоценными металлами (золото, платина).

Стоит отметить, что нанесение рисунка может выполняться над глазурью и под глазурью. Что это значит для производства? Если рисунок в виде письма или деколи наносится под глазурь, значит изделие снова проходит обжиг. В результате высокой температуры рисунок вплавляется в глазурь и становится одним целым с изделием. Такая картинка никогда не сотрется и не вымоется. Иногда декорирование имеет много разных красок и видов орнамента, что требует поэтапного нанесения элементов рисунка и нескольких обжигов. Такая многоэтапная технология обжига часто применяется при инкрустациях.

В статье размещены фотографии посуды немецкой компании Розенталь.

posudapp.ru


Смотрите также