Сенсомоторная алалия что это такое


Сенсомоторная алалия - причины, симптомы, методы коррекции

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия — симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

logoprav.ru

Сенсомоторная алалия

Серьезным отклонением в развитии, встречающимся довольно часто, является сенсомоторная алалия у детей, выражающаяся в грубом речевом расстройстве. В наиболее тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. Главной причиной развития дефекта считается поражение корковых центров, отвечающих за развитие речи, расположенных в головном мозге. Патология может возникнуть при внутриутробном развитии, а также после рождения ребенка, в течение первых трех лет.

Признаки моторной алалии у ребенка

По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.

Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.

Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.

Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия. Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.

Читайте также:  Биоэнергопластика для дошкольников

Кроме основного нарушения, дополнительно выявляется целый ряд отклонений неврологического характера. Прежде всего, это слаборазвитая мелкая моторика, неуклюжесть, повышенная утомляемость, расстройство внимания. В некоторых случаях нарушается память и общее восприятие. Заподозрить моторную алалию можно при отсутствии характерного детского лепета и других признаков, свидетельствующих о первичном становлении речи.

Причины возникновения алалии у детей

Основные причины возникновения алалии связаны с внутриутробными, родовыми травмами, а также различными осложнениями беременности. Отдельные участки головного мозга, отвечающие за речь, могут быть поражены в результате гипоксии плода, острой сердечной и легочной недостаточности беременной. Причиной поражения головного мозга может стать внутриутробное инфицирование плода.

Сложные роды также часто приводят к расстройству речи. Этими факторами могут стать поздние или преждевременные роды, асфиксия, родовые травмы, врачебные ошибки и другие. Следует отметить, что алалия редко возникает под влиянием какого-либо одного травмирующего фактора. Во многих случаях патология возникает под влиянием совокупности причин. Однако ее дальнейшее развитие связано с индивидуальными особенностями женского организма, своевременного и качественного лечения, квалифицированной помощи во время родов.

После рождения маленькие дети оказываются беззащитными перед многими негативными явлениями, в том числе и травмами головы. Именно они чаще всего приводят к расстройствам речи. Однако патология может возникнуть под влиянием менингита и энцефалита, затрагивающих головной мозг, а также простудные заболевания, протекающие в тяжелой форме и сопровождающиеся осложнениями. Среди некоторых специалистов существует мнение о влиянии наследственной предрасположенности к алалии.

Классификация

Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).

Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия.
  • Сенсорная или импрессивная алалия.
  • Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.

Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.

Читайте также:  Дети с ЗПР

Возникновение сенсорной алалии связано с поражением коркового отдела, расположенного в речеслуховом анализаторе, в задней трети верхней височной извилины. Данное заболевание сопровождается нарушениями высшего коркового анализа и синтеза речевых звуков. Поэтому, при сохраненном физическом слухе, ребенок совершенно не воспринимает речь других людей.

Лечение сенсорной алалии у детей

Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.

Лечение проводится по нескольким направлениям:

  • Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
  • Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
  • Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
  • Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
  • Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

shop-kid.ru

Сенсомоторная алалия

1% дошкольников подвержен алалиям. Школьники в два раза реже.

В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия. это неспособность ребенка произносить звуки. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует.
  • Сенсорная или импрессивная алалия проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. Говорить может, не воспринимая обращенную к нему речь как бы сам по себе.
  • Сенсомоторная, смешанная алалия, обладает признаками двух вышеперечисленных в различных соотношениях.

При сенсомоторной алалии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Такую форму патологии иногда называют тотальной. Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием. Это заболевание лечить сложнее всего, и даже комплексный подход иногда не гарантирует положительный прогноз.

Симптомы

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь.

Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразу всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии:

  • Минимальный словарный запас.
  • Позднее формирование речевого функционала.
  • Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
  • Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:

  • Проблемы с координацией.
  • Дефекты мелкой моторики.
  • Неловкость.
  • Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
  • Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
  • Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
  • Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
  • Запаздывание формирования речевых навыков.
  • Невозможность повторять за другими людьми.
  • Заикание.
  • Проблемы с артикуляцией.
  • Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи, высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения фонематического слуха.

Причины

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка до трехлетнего возраста. Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факторов:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности(выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия, включая родоразрешение путем кесарева сечения.

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать менингиты, энцефалиты и ЧМТ.

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз

В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного избавления от этого недуга.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

www.medaid.ru

Что такое сенсомоторная алалия - Лечение и прогноз

Алалия – нервно-психическое заболевание, при котором возникает недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и слухе. Алалия возникает при внутриутробном, интранатальном развитии или в раннем детстве в доречевом периоде. Встречается у 0,6-1 % детей дошкольного и младшего школьного возраста, мальчики болеют в два раза чаще. Различают виды нарушения:

  • сенсорная – у ребенка нет понимания речи, но способность произносить слова сохранена;
  • моторная – пациент осознает смысл сказанного, но отсутствует взаимодействие мозга и речевого аппарата;
  • сенсомоторная – смешанная, сочетание обоих типов.

При легкой степени поражения наблюдается небольшое расстройство речи, при тяжелой – полное ее отсутствие, при котором ребенок не разговаривает до 12 лет.

Что такое сенсомоторная алалия

В головном мозге человека расположены три речевых зоны – моторная, или центр Брока, сенсорная, или центр Вернике, и центр ассоциаций. Поражения трех центров вызывают расстройство осмысления, переработки и передачи устной и письменной речи:

  1. при разрушении центра Брока нарушается воспроизводство речи, управление речевой мускулатурой;
  2. патологии в центре Вернике ухудшают распознание своей и чужой речи;
  3. при расстройстве ассоциативного центра ребенок теряет способность строить фразы и предложения.

Важно. При неповрежденном иммунитете возникает его вторичное недоразвитие, связанное с отсутствием коммуникативного общения.

Причины сенсомоторной алалии

Причины, в результате которых речевые центры получили повреждения в ранние периоды развития мозга ребенка:

  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • хронические болезни сердца и легких у матери;
  • резус-конфликт;
  • гестоз, токсикоз;
  • гипертензия, гипотония будущей мамы;
  • плацентарная недостаточность;
  • быстротечные или затяжные роды;
  • родовые травмы черепа;
  • падения беременной, которые привели к травме плода;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преэкламсия во время беременности;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • курение, алкоголизм беременной.

К возникновению алалии в детском возрасте могут привести:

  1. менингит;
  2. краснуха;
  3. энцефалит;
  4. черепно-мозговая травма;
  5. гипотрофия центральной нервной системы;
  6. наследственность;
  7. операции под общей анестезией.

Усугубляют первопричины болезни:

  • рахит;
  • пневмония;
  • эндокринопатия;
  • частые ОРВИ;
  • педагогическая запущенность, недостаток общения.

При органических повреждениях головного мозга замедляется созревание нервных клеток. Снижается возбудимость нейронов, замедляются нервные процессы. Клетки мозга истощены, компенсаторные возможности для развития речи ограничены.

Симптомы заболевания

Признаки сенсорно-моторной алалии выявляют у ребенка при достижении им двухлетнего возраста, когда попытки произнести слова заканчиваются неудачей. Если вовремя не начать корректировку и лечение, в подростковом возрасте болезнь усугубится.

У маленьких детей проявляются следующие неврологические симптомы:

  1. неловкие, нескоординированные движения;
  2. нарушение осанки;
  3. леворукость;
  4. бегающие зрачки;
  5. подвисание века одного глаза;
  6. неузнавание предметов наощупь;
  7. неразвитость мелкой моторики;
  8. отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

Психологические признаки алалии:

  • нарушены память, мышление, внимание;
  • нервная возбудимость;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность;
  • неумение обобщать и абстрагироваться;
  • инфантилизм, нежелание говорить, излишняя доверчивость, немотивированная агрессия;
  • быстрая утомляемость.

Возникают речевые проблемы:

  1. непонимание чужой речи;
  2. активная реакция на звуки вследствие непонимания слов;
  3. плохое произношение звуков.

Важно. При смешанной форме алалии малыш не говорит и не понимает речь взрослых. Для общения использует жесты и мимику, понимает взрослых по движению губ. Часто патологии сопутствуют физическая неразвитость, ослабленность здоровья.

Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно. Ее можно спутать с глухотой, аутизмом или умственной отсталостью.

Диагностика заболевания

Исследования направлены на выявление и оценку степени поражения мозга:

  • электроэнцефалография – определяют электрическую активность мозга и реакцию на раздражители;
  • эхо-энцефалография – выявляют объемные аномалии в черепе с помощью УЗИ;
  • рентгенография головы – помогает обнаружить травмы, опухоли и другие патологии мозга и костей черепа;
  • МРТ – получают детальное изображение черепной коробки в 3-хмерном формате.

Чтобы исключить тугоухость, проводят:

  1. отоскопию слуховых проходов, барабанных перепонок;
  2. аудиометрию для оценки остроты слуха.

Для точной установки диагноза проходят консультации:

  • логопеда;
  • психолога;
  • отоларинголога.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия заболевания проводится индивидуально и включает:

  1. психиатрическую помощь;
  2. прием медикаментов;
  3. логопедические упражнения;
  4. физиотерапию.

Раннее начало лечения поможет избежать вторичной умственной отсталости, трудностей с адаптацией в обществе. Самый подходящий возраст – четыре года. В этот период у ребенка просыпается наибольший интерес к происходящему в окружающем мире.

Логопедические методы направлены на:

  • тренировку речи;
  • правильное произношение звуков и слов;
  • обучение построению фраз;
  • расширение словарного запаса.

Врач-логопед обучает родителей логопедическому массажу в домашних условиях. Он помогает расслабить лицо, язык, губы, щеки, улучшает гибкость мышц, размягчает ткани. Корректируется произношение звуков, вырабатывается правильная аритикуляция.

Медикаментозное лечение разрабатывают для каждого пациента с учетом возраста, состояния здоровья и тяжести заболевания. Оно включает в себя:

  1. витамины группы В, особенно, В12 и В15;
  2. ноотропные препараты для улучшения кровообращения мозга;
  3. антиоксиданты, антигипоксанты;
  4. тонизирующие средства;
  5. нейропептиды;
  6. седативные, при повышенной нервной возбудимости.

Физиотерапевтические процедуры, применяемые при лечении алалии:

  • электрофонофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • водолечение;
  • ДМВ – воздействие дециметровыми волнами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Сенсомоторная алалия – прогноз на будущее

Цель лечения – помочь пациенту справиться с недугом, научиться контролировать его симптомы. При грамотно подобранной и вовремя начатой терапии у пациента существует реальная возможность получить образование, адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни.

Рекомендация психологов родителям – ребенку необходимы постоянная поддержка, положительный настрой и мотивация на выздоровление.

При тяжелой форме алалии можно оформить на ребенка инвалидность. Для этого проходят медико-социальную экспертизу по направлению лечащих врачей. Детям до пяти лет необходимо заключение психиатра или психоневролога.

Профилактика алалии состоит в соблюдении беременной здорового образа жизни, обязательном наблюдении в женской консультации. Ребенка с признаками задержки речи нужно показать врачу, чтобы как можно раньше начать лечение. Это предупредит развитие умственной недостаточности в будущем.

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

www.krasotaimedicina.ru

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Это может произойти внутриутробно, или в первые 3 года жизни малыша.

Алалией называют глубокую несформированность речевых функций у ребенка. Она практически во всех случаях диагностируется еще в дошкольном возрасте. При этом заболевании расстройство речи носит системный, обширный характер. Проще говоря, нарушаются все компоненты человеческой речи. Данная патология проявляется довольно ярко и специфично.

Общие симптомы сенсомоторной алалии:

  • позднее формирование речевых реакций;
  • скудность словарного запаса;
  • нарушения слоговой структуры;
  • нечленораздельное произношение и другие.

Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов).

Проявляется патология изначальным отсутствием или внезапным, резким ограничением экспрессивной и импрессивной речи. Речь у ребенка считается общенедоразвитой, обычно именно такое заключение делает логопед после осмотра. Следует отметить, что в случае с расстройством одной лишь логопедической коррекции явно недостаточно. Заболевание носит сугубо физиологический характер, а потому отсутствие или дефицитарность речи никак не связана с умственной отсталостью, дефектами слуха и сниженным интеллектом.

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка (до трехлетнего возраста). Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факотров:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство. Из списка причин, провоцирующих проблему, напрашивается вывод, что каждая беременная должна беречь себя в процессе вынашивания плода и обращаться за своевременной адекватной помощью при наличии каких-либо проблем со здоровьем.

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия (включая родоразрешение путем кесарева сечения).

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать:

  • Менингиты;
  • Энцефалиты;
  • ЧМТ.

Также к причинам поражений речевого центра принято относить хронические соматические заболевания, приводящие к гипотрофии, или истощению центральной нервной системы. Некоторые медики убеждены, что алалия может быть связана с семейным анамнезом, то есть наследственной предрасположенностью ребенка. Также патология может развиться на фоне частых и затяжных заболеваний в младенческом возрасте, коими могут стать даже «безобидные» ОРВИ. Нередко нарушение развивается на фоне затяжного рахита или пневмонии.

Не последнее место в провоцирующих факторах занимают оперативные вмешательства в организм ребенка, осуществляемые при помощи общего наркоза.

Хотя расстройство и не связано с общей умственной отсталостью, неблагоприятная социальная обстановка в семье ребенка играет в его развитии решающую роль. Грубо говоря, педагогическая запущенность и отсутствие речевых контактов дают серьезный толчок к стремительному прогрессированию болезни.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАССТРОЙСТВ

Принципы коррекции сенсомоторной алалии во многом связаны с причиной наступления расстройства у ребенка.

Следует также отметить, что все алалии классифицируются по трем основным типам:

  • Моторная (нарушение экспрессивной речи);
  • Сенсорная (нарушение импрессивной речи);
  • Сенсомоторная (комбинированное нарушение экспрессивной и импрессивной речи).

К неврологическим симптомам моторной алалии следует отнести такие проявления:

  • Общая неловкость;
  • Нарушение координации движений;
  • Серьезные дефекты, связанные с мелкой моторикой пальцев рук, невозможность обеспечения ребенком базовых навыков самообслуживания (завязывание шнурков и застегивание пуговиц);
  • Расстройства слухоречевой памяти, нарушение внимания, концентрации и реакции;
  • Синдром гиперактивности в раннем возрасте, или, напротив, излишняя вялость, слабость, высокая утомляемость;
  • Грубые нарушения собственной речи с сохранением понимания чужой;
  • Существенное запоздание становления всех речевых навыков (гуления, лепета, монолога, слогов, слов, фраз);
  • Невозможность воспроизведения или повторения словесного звукообраза;
  • Проблемы с артикуляцией, сопровождаемые грубым искажением слоговой структуры слов;
  • Заикание;
  • Скудный лексический запас (отмечается в более взрослом возрасте, когда здоровый ребенок уже начинает осваивать слова).

К неврологическим симптомам сенсорной алалии следует отнести такие проявления:

  • Повышенная речевая активность, сопряженная с непониманием обращенной речи (при этом ребенок говорит бессвязно, путает слова и звуки, использует бессмысленные слово- и звукосочетания);
  • Навязчивые повторения слова или звука, пропуски и замены слогов;
  • Грубое нарушение фонематического слуха (в тяжелой форме понимание речи отсутствует полностью, в иных присутствует ситуативно).

Сенсорная форма практически никогда не встречается в «чистом» варианте. Наиболее распространена смешанная, сенсомоторная или мотосенсорная алалия, симптомы которой комбинируются из проявлений двух разных форм расстройства.

Коррекция алалии, вне зависимости от формы, включает в себя такие методы:

  • Физиотерапия (электрофонофорез, лазеротерапия, акупунктура или иглорефлексотерапия, магнитотерапия, электростимуляция, водолечение, ДМВ);
  • Работа над общей и ручной моторикой с педагогом;
  • Логопедические занятия (включая специальный массаж);
  • Обучение грамоте.

Дети с алалией могут столкнуться с дополнительными проблемами уже после пройденного лечения.

У них часто встречаются нарушения письменной речи, как дислексия и дисграфия. Залогом успеха служит своевременное, раннее (с 3-4 лет) лечение, которое включает в себя комплексное воздействие на все компоненты речи.

Малыши с моторной формой расстройства имеют наиболее благоприятный прогноз лечения. Увы, при системной форме заболевания прогноз является неопределенным. Коррекционная работа над установленной алалией предупреждает развитие вторичной умственной отсталости.

Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но вы можете сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!

Источник:

https://mjusli.ru

logosha.com


Смотрите также