Режим зрительных нагрузок что это такое


Организация зрительной работы. Режим зрительных нагрузок

Важнейшим охранно - гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает: чередование работы глаз с их отдыхом; целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения; подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения. [6, с. 74-75]

В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева определяют следующую допустимую зрительную нагрузку для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций.

.При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной - со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе - без применения зрения.

2. При врожденной катаракте, афакии, подвывихах и вывихах хрусталика - со зрительным контролем в течение 10-15 минут.

.При врожденной глаукоме - со зрительным контролем 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.

.При воспалительных заболеваниях сетчатки, сосудистой оболочки, врожденных дефектах развития сосудистой оболочки и сетчатки - со зрительным контролем 10-15-20 минут, индивидуальная.

.При тапеторетинальной дегенерации - со зрительным контролем: 10-15 минут только в ориентировке на рабочем столе; без применения зрения при мелкой работе. [6, с. 80-81]

Режим зрительных нагрузок предполагает в образовательном процессе не только временное ограничение зрительной работы, но и использование педагогом разнообразных приемов профилактики и снятия зрительного утомления. Такие приемы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся приемы, которые возможно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.

Другая группа приемов - это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы.

Профилактике зрительного утомления в процессе письма и чтения, поддержанию зрительной работоспособности способствуют не только своевременный и обязательный отдых для глаз, но и оптико-физическая характеристика учебных принадлежностей. Так, размер шрифта в книгах и учебниках для учащихся начальных классов должен быть достаточно крупного размера, а количество знаков на странице увеличиваться постепенно, также важно попеременное распределение текста и иллюстраций на книжной странице. Тетради подбираются с хорошо различимыми клеточным и линейным полем.

Офтальмогигиенисты рекомендую обязательное использование подставки для книг в процессе чтения младшими школьниками. Расположение текста с небольшим наклоном назад в вертикальной плоскости прямо перед взором на расстоянии 30-35 см от глаз значительно уменьшает мышечное напряжение.

studexpo.ru

Зрительная нагрузка - что это такое?

Что же это такое – зрительная нагрузка?

По определению зрительная нагрузка – это все, что приводит к утомлению наружных и внутренних мышц глаза. А сильнее всего эти мышцы утомляются при статическом напряжении.

Что означает «статическое напряжение мышц»? Давайте разберемся. Скажите, сколько времени Вы можете размахивать руками? Утомление наступит небыстро, правда? А сколько времени Вы сможете поднять руку и держать ее неподвижно? Вот это и есть статическое напряжение. Для поддержания определенной неподвижной позы тратится намного больше энергии, чем на движение. Поэтому длительно смотреть в одну точку – напряжение для наружных мышц глаза. А если при этом смотреть на близко расположенный предмет, то напряжение возникает и во внутренних мышцах глаза.

Зрительное утомление может проявляться в двух вариантах: астенопия (зрительное утомление) и ложная близорукость. Причем я как врач чаще всего вижу именно близорукость.

Когда-то, во времена моего детства, зрительная нагрузка была только одна – чтение. Очки на носу чаще всего показывали, что их носитель бОльшую часть времени проводит за книжкой. Близорукими были самые начитанные, поэтому их со школы дразнили «профессор».

Но появился телевизор – и количество близоруких детей увеличилось. Дети могут смотреть телевизор часами и всегда почему-то стремятся сесть поближе к экрану. В результате – длительное статическое напряжение внутренних и наружных мышц глаза.

Прошло время – и появилась новая страшилка: компьютер. Это очень сильная нагрузка на глаза! Экран компьютера расположен намного ближе к глазам, чем экран телевизора. Когда мы смотрим на монитор, взгляд становится совершенно неподвижным, так как экран небольшой, а рабочая зона (центр экрана, где располагается основной материал) вообще крошечная. Это значит, что статическое напряжение в наружных и внутренних мышцах глаза возрастает многократно. Кроме того, доказано, что человек, смотрящий на монитор, редко моргает, а это приводит к высыханию глазного яблока и, как следствие, к слезотечению. Добавим сюда неподвижную позу всего тела, напряжение в мышцах шеи, следствием которого могут быть головные боли – и мы получаем букет проблем, в котором основное место займет прогрессирующая близорукость.

Казалось бы, хуже некуда! Ан нет! Сейчас есть вариант и похуже.

Сотовый телефон. Этот «монстр общения» сажает детям зрение буквально за один день. Сколько раз сталкивалась я с ситуацией: провела ребенку атропинизацию, сняла полностью спазм ресничной мышцы, приглашаю через две недели, предупредив, что на эти две недели надо полностью исключить зрительную нагрузку. А через две недели у ребенка спазм сильнее, чем был до начала лечения. И родители клянутся, что никакой зрительной нагрузки не было! Телевизор не включали, книжки в руки не давали, компьютер вообще из дому вынесли…  А сотовый телефон? Нет-нет, сотового телефона у него еще нет. Вчера, правда, мама дала ребенку свой сотовый вечером в награду за хорошее поведение – а что, нельзя было? Это же всего на пару часов! Представляете, этой пары часов хватило, чтобы опять вогнать ресничную мышцу в глубокий спазм! Компьютеры мне таких проблем не создавали!

Судите сами: до монитора компьютера есть хоть какое-то расстояние, а сотовый телефон обычно держат у самого носа. Сравните экран монитора и экран сотового телефона – это же полная неподвижность взгляда! Обычно на сотовый смотрят, склонив голову вниз – никто не поднимает руку с телефоном до уровня глаз. А в следующих публикациях я покажу, что длительный наклон головы приводит к прогрессированию близорукости.

Ну и наконец – от компьютера ребенка можно отогнать, пользование компьютером родители хоть как-то, но регулируют. А сотовый телефон они не замечают! Ребенок сидит себе тихонько в углу дивана, его не слышно - не видно, родители о нем совершенно забывают – других ведь дел полно! В итоге по нескольку часов подряд дети перенапрягают  свои глаза!

Один мой двенадцатилетний пациент закачивал в сотовый телефон книги про Гарри Поттера и читал по ночам, укрывшись с головой одеялом. Скольких усилий мне стоило, чтобы вытянуть из него эту информацию – я все никак понять не могла, почему мое лечение не дает эффекта!

Есть и еще одна причина прогрессирования близорукости, которая появилась буквально в последние два – три года. И хотя она не имеет отношения к зрительной нагрузке, проблем от нее не меньше, а часто даже больше! Это – состояние дистресса. Вам знакомо такое понятие?

Что такое стресс – знают все. Это сильная, но короткая  эмоция, своеобразная эмоциональная встряска для организма. Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, происходит резкий выброс адреналина, который включает всякие приспособительные механизмы в организме, мобилизует резервы. Некоторым это даже нравится – отсюда возрастающая популярность экстремальных видов спорта. Однако стресс, вызванный негативными эмоциями (страх, гнев, унижение и т.п.), травмирует психику и может даже вызывать в организме поломки – нервный тик, гипертонический криз, инфаркт, инсульт…

Дистресс – это когда травмирующая психику ситуация продолжается во времени. Грубо говоря, дистресс – это не кончающийся стресс. При дистрессе отрицательные эмоции могут быть не такими сильными, как при стрессе, и человек с ними может вполне справляться, то есть внешне выглядеть абсолютно спокойным. Но дистресс истощает нервную систему и может приводить к самым разным заболеваниям.

У врачей есть такое присловье – ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕРВОВ. Невроз, язва желудка, стенокардия, гипертония, диабет… Список можно продолжать очень долго.

А когда дистресс сочетается с повышенной зрительной нагрузкой – мы имеем упорно прогрессирующую близорукость! Конкретный пример из моей практики Вы можете прочитать здесь: http://eyelab-life.blogspot.com/2009/06/blog-post.html

eyelab-life.blogspot.com

Режим зрительной нагрузки при близорукости - Лечение глаз

  • Симптоматика близорукости
  • Причины близорукости
  • Как заметить близорукость у ребенка
  • Стадии близорукости у человека
  • Как выявить близорукость
  • Как восстановить близорукость
  • Упражнения для глаз при близорукости
  • Видео по теме

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию. Подробнее здесь…

Близорукость — это офтальмологическое заболевание, при котором человек не может очень хорошо различать предметы, он видит их в размытом состоянии. Также близорукость называют миопией.

Как видит человек, который страдает миопией

Близорукость: лечение, диагностика

В случае близорукости, лучи света проходят с помощью преломления обычной среды глаза помощью роговицы, и в свою очередь хрусталик сосредотачивается не на сетчатке, а перед ней. Таким образом вы не можете видеть сфокусировано изображение.

Близорукость – нечеткое искажение предметов зрительным аппаратом человека.

Проявляется близорукость следующим образом:

  1. Слезотечение повышенное.
  2. Нарушенное зрение (сумеречное).
  3. Дискомфорт в глазах.
  4. Боль в глазах.
  5. Головная боль.

Причины близорукости

Миопия у человека появляется из-за неправильной оптической силы в системе глаз и его длины, а именно:

  • Длительная работа за компьютером;
  • неправильное освещение в доме;
  • чтение в транспорте и т.д;
  • слабые аккомодационные мышцы;
  • перенапряжение аккомодационных мышц;
  • повышенное преломление лучей роговицы или хрусталика глаза;
  • удлиненная форма глазного яблока.

Очень важно следить за состоянием и качеством зрения в детском возрасте, если своевременно не заметить близорукость, возможны неприятные последствия.

Как заметить близорукость у ребенка

  1. Нарушается сумеречное зрение.
  2. Трудно ориентируется на улице.
  3. Головная боль.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Прищуривает глаза.

Необходимо ежегодно проходить осмотр у офтальмолога чтобы своевременно выявить проблему и решить ее.

Близорукость у детей

Стадии близорукости у человека

Мы различаем три степени близорукости, а именно:

  1. Высокая степень от 6D;
  2. Средняя степень от 3,20 до 6D;
  3. Слабая степень до 3

Степень и развитие близорукости зависит от размера глазного яблока в длину. Когда глазное яблоко удлиняется, острота зрения снижается.

Слабая степень близорукости характеризуется удлинением глазного яблока на 1-1,5 мм. При слабой степени близорукости человек может видеть предметы, но немного в размытом состоянии.

Средняя степень близорукости может менять длину глазного хрусталика от 1 мм до 3 мм. При средней степени близорукости зрительный аппарат переживет стресс, так как сосуды и сетчатка терпят изменения. Зрение снижается, человек может хорошо видеть только на расстоянии от 15 до 35 сантиметров.

Высокая степень близорукости видоизменяет и удлиняет глазное яблоко от 3 мм и более. При данной степени близорукости сильно утончаются оболочки и сосуды сетчатки.

Как выглядит норма близорукости

Важно своевременно выявить и грамотно диагностировать болезнь, во избежание неприятных последствий.

Существует разновидность близорукости:

В том случае, если при строении тканей плода могут передаться дефекты синтеза белка и ткани ослабевают, в результате ребенок получает наследственную близорукость.

Данный вид очень редко можно наблюдать при рождении, до 2% детей могут получить миопию при рождении, когда глазное яблоко изначально увеличено.

В том случае, если качество зрения снижается каждый год на одну диоптрию мы получаем прогрессирующую близорукость. Более распространена среди детей школьного возраста. При нарушении аккомодации зрительный аппарат может снижать качество зрения.

Возможная нехватка полезных питательных веществ для организма, которая влияет на функционирование зрительного аппарата, может привести к близорукости.

Игнорирование первых симптомов близорукости может привести к осложнению.

Постоянное напряжение глаз и непрерывная работа за компьютером это угроза для вашего зрения.

Как выявить близорукость

Существует немало методов по выявлению миопии, а именно:

  1. обследование зрительного нерва;
  2. обследование поля зрения;
  3. обследование формы роговицы;
  4. обследование преломляющей силы роговицы;
  5. обследование внутренних структур глаза;
  6. измерение остроты глаза;
  7. измерение рефракции;
  8. обследование внутриглазного давления.

В зависимости от метода выявления близорукости, будет назначаться соответствующее лечение.

Отличие близорукости от других заболеваний

Как восстановить близорукость

Лечить близорукость можно с помощью коррекции, ее цель ослабить преломляющую силу аппарата, что бы картинка была сфокусирована на центральную область сетчатки.

Медицине на сегодняшний день известно не менее 25 методов коррекции зрения. Один из самых популярных это очки для глаз, которые часто можно заменить линзами. Важно отметить, что эти способы не лечат, а удерживают ваше зрение в норме.

Лечение близорукости может зависеть от ее степени и прогрессивности, от этого зависит тактика лечения. Возможно исправление контактными линзами или очками, или в другом случае лазерной коррекцией, рефракционной хирургией, заменой хрусталика или имплантацией факичных линз.

Единственным противопоказанием к проведению лазерной коррекции может быть прогрессирующая близорукость.

Упражнения для глаз при близорукости

Профилактика во избежание прогрессирования близорукости заключается в следующем:

  1. Делайте гимнастику для глаз, закрывая глаза и двигая зрачками с угла в гол, или поморгав, достаточно нескольких раз на день.
  2. Следите за освещением рабочего места.
  3. Контролируйте свое питание, чтобы получать необходимые витамины.
  4. Контролируйте режим зрительных нагрузок.
  5. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  6. Больше двигайтесь.
  7. Посещайте офтальмолога.

Видео по теме

Как восстановить зрение при близорукости

Уже с детского возраста все больше и больше людей начинают страдать снижением зрения. Проявляется близорукость в том, что предметы на дальнем расстоянии становятся расплывчатыми, нечеткими. Вблизи же такой проблемы не возникает. Офтальмологи называют это заболевание органа зрения «миопией».

20% школьников, начиная с семилетнего возраста, страдают миопией. В студенчестве этот процент возрастает в два раза.

Причины развития миопии
  1. Наследственность считает важнейшим фактором, провоцирующим развитие у ребенка миопии. Так, если отец и мать страдают близорукостью, то в 50% случаев у ребенка к совершеннолетию также начнет развиваться это заболевание глаз.
  2. Большие зрительные нагрузки. Этот фактор способствует развитию миопии со школьной скамьи. Зачастую в этот период, еще и связанный с интенсивным ростом ребенка, снижается зрение.
  3. Сосудистые болезни, способствующие появлению нарушенного кровообращения в глазах.
  4. Дефицит витаминов вызывает также снижение зрения. Особенно это касается недостатка витамина А.

Методы восстановления зрения

Существует несколько методик по улучшению зрения при близорукости. Результат имеет прямую зависимость от степени миопии. При несильном снижении зрения эффективными являются упражнения, в ходе которых тренируются мышцы глаз. Рассмотрим основные методы.

Очки

Это самый известный метод корректировки зрения. К сожалению, ношение очков не способствует восстановлению зрения. Современные специалисты считают, что очки могут даже повышать степень миопии, так как мышечная работа глаза ослабевает, и это дает сигнал мозгу, что в поддержании тонуса мышц глаза нет никакой необходимости. Очки к тому же мешают расслаблению поперечных мышц, напряжение которых также способствует прогрессированию миопии. То же самое относится и к ношению контактных линз.

Аппаратные методы

К аппаратным методам, способствующим улучшению зрения, относят физиотерапию и применение компьютерных технологий. Чаще к таким методам прибегают для коррекции зрения у детей, так как в таком возрасте связи, возникающие между работой мозга и работой органов зрения, еще только образуются. Именно этот фактор позволяет остановить процесс развития близорукости у детей.

Аппаратные методы используются и для взрослых. Методики позволяют уменьшить спазмы аккомодации, улучшить работу нервной системы, способствовать повышению кровообращения в сетчатке.

Коррекция лазером

Лазерная коррекция показана людям, страдающим разными степенями миопии. С помощью лазера происходит воздействие на роговицу глаза, что приводит к мгновенному восстановлению зрения.

Виды лазерной коррекции

Показания

Преимущества

Фоторефрактивная кератэктомия Близорукость до -6 дптр., астигматизм до -3 дпт., дальнозоркость до +3 дптр. Бесконтактный метод, безболезненность, быстрота операции
Лазерный кератомилез (LASIK) Близорукость до -15 дптр. Щадящий метод,

восстановление зрения за сутки,

минимальная болезненность,

бесшовный метод,

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию. Подробнее здесь…

прогнозируемость,

возможность корректировки сразу обоих глаз

Упражнения, способствующие укреплению глазных мышц

Укреплению глазных мышц способствует регулярная тренировка глаз. Рассмотрим наиболее известные и эффективные:

  1. Приподнять голову и зажмурить оба глаза, чередуя с их открыванием. Каждое действие длится 5 сек и повторятся 8 раз.
  2. Быстрое моргание с чуть приподнятой головой в течение 2 минут.
  3. Стоя глядеть в течение пары секунд перед собой, а затем вытянуть кисть и без отрыва смотреть на отведенный большой палец 5 сек. Сделать 10 повторов.
  4. Расположить выпрямленную руку напротив глазных яблок и смотреть на указательный палец. Подносить этот палец все ближе к глазам в медленном темпе, при этом не отводя взгляд. Делать 10 повторов.
  5. Стоя держать взгляд на указательном пальце вытянутой правой руки на протяжении 6 сек.Прикрыть ладошкой левый глаз. Дальше — снова двумя глазами. Прикрыть ладошкой правый глаз и продолжать смотреть на палец. Повторять 8 раз.
  6. Без поворота головы следует смотреть на указательный палец отведенной вправо руки. Дальше плавно переместить палец влево без отрыва взгляда. Так же повторять с другой рукой. Повторять 10 раз.
  7. Сидя обеими руками массировать по кругу прикрытые глаза. Продолжать массаж одну минуту.

Все эти упражнения направлены на повышение кровотока в тканях глаз, уход напряженности и укрепление мышц глаз.

Видео — Упражнения для восстановления зрения
Восстановление зрения народными средствами

Травяной сбор. Готовится смесь из травы очанки, репешка, земляничного листа, толокнянки, сосновых иголок, цетрарии. В пол литра воды засыпается пару ложек смеси и варится на слабом огне не более десяти минут. Принимать следует перед едой по 80 мл.

Настойка лимонника. Плоды заливаются водкой и ставят в затемненное место на десять дней. Процеживают и принимают натощак по 40 капель пару раз в день натощак.

Клюква. Эта ягода богата витаминами, необходимыми для укрепления зрения. Клюква заметно повышает остроту зрения, если употреблять ее по половине стакана. Хорошо действует на орган зрения и морс из этой ягоды или клюква, смешанная с медом.

Рябина. Свежий рябиновый сок, смешанный с медом, принимать по 70 мл на протяжении месяца. 3 раза в году можно проводить этот курс.

Настойка алоэ с травами. Листья алоэ выдержать в холоде 10 дней и измельчить. Смешать с лепестками василька и очанки, добавить 300 г меда. Протомить смесь с красным вином с помощью водяной бани. Далее массу процеживают, наливают в стеклянную емкость и хранят в холодильнике. Натощак принимают по 15 мл перед каждой трапезой.

Профилактика миопии
  1. Отдых для глаз. При длительной нагрузке на глаза следует делать отдых, так как глазные мышцы находятся в сильном напряжении. Это способствует пересыханию роговицы, жжению в глазах, что повышает риск развития миопии. Работать с нагрузкой на глаза следует на протяжении сорока минут, затем делать перерыв. Школьникам не рекомендуется проводить более полутора часов за телевизором и компьютером.
  2. Дистанция. Книга, монитор, тетради должны располагаться на расстоянии 30 см от глаз. Чем ближе глаза к объекту, тем более напряжены их мышцы, что приводит ухудшению зрения.
  3. Правильное положение. Привычка читать лежа, а также в транспорте, приводит к чрезмерному утомлению глаз. Особенно такое чтение вредно для детского возраста, когда зрительный аппарат еще полностью не сформировался.
  4. Осанка. При работе с компьютером спину нужно держать как можно более прямой. В школе ежегодно по нескольку раз следует менять место расположение детей за партами, так как ребенок привыкает видеть только под одним углом.
  5. Освещение. Освещение при зрительной работе должно быть достаточным. Дома рабочий стол следует располагать справа от окна. Занавески должны хорошо пропускать солнечные лучи. Вечером нужно включать настольную лампу.
  6. Защита от ярких солнечных лучей. В яркие летние дни следует пользоваться темными очками, которые препятствуют напряжению зрачков.
  7. Правильное питание. Для хорошей работы зрительного аппарата в рационе должны быть максимальное количество овощей, зелени, рыбы, молочных продуктов. При дефиците некоторых элементов возможно снижение зрения.
  8. Регулярные тренировки для глаз. Нетрудные упражнения, проводимые ежедневно, значительно снижают риск появления миопии, поскольку эффективно расслабляют, тренируют глазные мышцы, улучшая питание глаз и их кровоснабжение.

К развитию миопии приводят чаще всего повышенная нагрузка на глазной аппарат и наследственный фактор. Начиная со школьного возраста риск возникновения близорукости растет с каждым годом. Лечение проводится по назначению офтальмологов, включающее упражнения для глаз, аппаратную терапию, коррекцию зрения с помощью очков. Большой популярностью стал пользоваться метод лазерной коррекции, который восстанавливает зрение уже в течение суток. Для предотвращения развития миопии следует придерживаться основных правил, включающих правильно питание с повышенным содержанием в рационе витамина А, цинка, аминокислот, а также чередование режима нагрузки зрительного аппарата с отдыхом. Важно помнить, что миопия может быстро прогрессировать в случаях чрезмерно высокой нагрузки без профилактических мер.

Астенопия

Под термином астенопия понимают быстрое утомление органов зрения непосредственно в процессе зрительной работы. Подобный дискомфорт в большинстве случаев возникает при длительной фокусировке зрения на определённом объекте, который находится на близком расстоянии.

Работа зрительного анализатора тесным образом связана с деятельностью световоспринимающего и глазодвигательного аппарата. Астенопия может возникать при воздействии неблагоприятных факторов на функционировании одной из названных структур или обоих сразу. Однако чаще всего поражается глазодвигательный аппарат.

Причины развития заболевания

К основным причинам возникновения данного патологического состояния относят:

  • вождение транспортных средств в условиях недостаточной освещённости (ночь, сумерки);
  • ежедневный продолжительный просмотр телевизора;
  • ношение неправильно подобранных очков;
  • выполнение работы, которая требует постоянного зрительного напряжения и зрительного внимания;
  • чтение в условиях плохого освещения;
  • продолжительная работа за компьютером (даже самые современные мониторы не могут спасти от переутомления);
  • несоблюдение правил гигиены органов зрения (должны чередоваться зрительная работа и отдых, при долгом зрительном напряжении должны выполняться расслабляющие упражнения для глаз);
  • недостаточное освещение пространства, отведённого для выполнения работы.

Симптомы

Зрительная утомляемость или астенопия имеет достаточно разнообразные симптомы. Однако всё их разнообразие – быстрая утомляемость, чувство песка и инородного тела в глазах, резь, периодическое затуманивание зрения, двоение, слезотечение, головная боль, объединяет то, что все они, в разнообразных сочетаниях или отдельно друг от друга, возникают при определённой зрительной работе и первично все неприятные ощущения возникают именно в глазах.

Зрительная нагрузка, которая может спровоцировать развитие астенопии, также может быть разнообразной, однако в первую очередь это работа на близких расстояниях: за монитором компьютера – наиболее часто встречаемая причина возникновения данного патологического состояния, чтение, напряжения при езде на транспортном средстве ночью, при выполнении различных профессиональных обязанностей: шитьё, корректировка текста, работа с видеотерминалами.

Виды астенопии

Различают несколько видов зрительной утомляемости, в зависимости от причин, которые её вызвали: мышечная, аккомодационная, симптоматическая, астеническая, нервная и смешанная.

Аккомодационная астенопия

Причинами этого вида зрительной утомляемости являются пресбиопия (возрастные изменения зрения вблизи), не корригированная дальнозоркость, астигматизм.

В результате эти состояния приводят к напряжению цилиарной мышцы (внутриглазная мышца, при сокращении и расслаблении которой форма хрусталика изменяется, что позволяет человеку видеть хорошо на разных расстояниях).

Астенопия может развиваться даже в школьном возрасте, однако благодаря росту глазного яблока со временем она может проходить самостоятельно. На это также влияет повышение работы цилиарной мышцы.

У взрослых зрительная утомляемость появляется преимущественно после сорока лет по причине развития возрастного ослабления ближнего зрения (пресбиопии).

В данном случае симптомы астенопии будут прогрессировать в соответствии с развитием данного патологического состояния.

При появлении жалоб на быстрое утомление зрительного органа врачом офтальмологом проводится исследование остроты зрения обоих глаз с коррекцией или без неё, а также обязательным исследованием при максимальном расслаблении цилиарной мышцы (данное состояние получило название циклоплегия), при помощи специальных глазных капель.

Если в результате обнаруживается астигматизм, пресбиопия, дальнозоркость, то последующее лечение данного заболевания будет основываться на использовании контактных линз или очков для коррекции зрения

Подобные средства назначаются в самые ранние сроки, параллельно решается вопрос о соблюдении рационального режима нагрузок, правильной организации рабочего места, общеукрепляющих мероприятиях.

Периодических перерывов во время зрительной нагрузки. Детям для постоянного ношения подбираются очки. Взрослым, при высокой, достаточно хорошей остроте зрения вдаль, подбирают специальные очки для чтения и работы на близком расстоянии.

Мышечная астенопия

Причиной этого вида астенопии является напряжение глазодвигательного аппарата мышц (мышц, снаружи прикрепляющихся к глазному яблоку и обеспечивающих его движение).

При отсутствии коррекции близорукости любая работа на близком расстоянии возможна без непосредственного напряжения цилиарной мышцы, однако, с обязательным сведением обоих глаз или конвергенцией, обеспечивающейся за счёт напряжение всех глазодвигательных мышц.

В нормальных условиях при работе на близких расстояниях цилиарная мышца всегда напрягается, в результате этого форма хрусталика меняется и на сетчатке происходит формирование чёткого изображения близко расположенных объектов.

Однако, для получения бинокулярного (объёмного) зрения нужно, чтобы при зрительной работе вблизи каждый глаз получал чёткое, одинаковое изображение, что достигается посредством конвергенции.

При близорукости по причине несоответствия между напряжением глазодвигательных мышц и расслабленной цилиарной мышцы, появляются симптомы астенопии.

Узнайте, при каких заболеваниях рекомендуют принимать глазные капли Каталин.

Какие бывают степени гиперметропии, а также современные методы лечения данного заболевания подробно расписаны в этой статье.

Гетерофория (скрытое косоглазие) – состояние, при котором при двух открытых глазах не обнаруживается косоглазие, но если один глаз прикрывается, то открытый глаз будет прямо смотреть, а закрытый отклонится при этом в сторону.

Это происходит по причине того, что из шести мышц, которые прикрепляются к глазному яблоку снаружи и обеспечивают весь спектр его движений, одна или сразу несколько больше развиты, чем остальные.

Чтобы компенсировать данную разницу остальные мышцы находятся в состоянии избыточного напряжения. Это приводит к более быстрой утомляемости глаз при обычной повседневной зрительной работе, и возникают иные проявления астенопии.

В данном случае. При закрытии одного глаза зрительное утомление исчезает. При отсутствии лечения через определённое время может развиться косоглазие.

Для устранения данного состояния назначается оптическая коррекция близорукости. Для того, чтобы избавится от скрытого косоглазия, пациенту назначают процедуры на синоптофоре – человек смотрит в два окуляра, однако видит различные дополняющие друг друга картинки, пытаясь при этом напряжением глазодвигательных мышц соединить их вместе.

Курс подобных тренировок даёт хорошие результаты, при отсутствии эффекта для коррекции скрытого косоглазия подбираются специальные призматические очки, позволяющие видеть хорошо даже при отклонении одного глаза.

Астеническая астенопия

Обычно астеническая астенопия возникает как результат общих заболеваний организма, интоксикаций, инфекционных болезней, чрезмерного физического и умственного перенапряжения, неправильного режима отдыха и труда.

Это значит, что мерами устранения подобного состояния является лечение общей патологии организма, витаминотерапия, общеукрепляющие мероприятия, рациональный режим отдыха и труда.

Симптоматическая астенопия

Симптоматическая зрительная усталость проявляется в качестве симптома, который сопровождает некоторые болезни уха, глаза, придаточных пазух носа.

Иногда данное заболевание бывает первым признаком развивающегося внутриглазного воспаления, так как при этом страдает цилиарная мышца.

Своевременное и адекватное лечение воспалительного процесса позволит устранить все признаки симптоматической астенопии.

Нервная астенопия

Диагноз нервная астенопия выставляется только при исключении всех других видов данного заболевания. В данном случае симптомы зрительного утомления возникают как результат невроза, истерии, неврастении. Соответствующая терапия в данном случае назначается психиатром или неврологом.

Профилактика

Профилактика зрительной утомляемости включает следующие мероприятия:

  • создание хорошей освещённости рабочего места, правильная посадка;
  • соблюдение режима отдыха и работы в отношении зрительных органов;
  • приём специальных витаминно-минеральных комплексов для улучшения зрения, содержащих в своём составе вещество лютеин (например, «Лютеин Комплекс»);
  • применение специальных очков для работы за компьютером, а также увлажняющих капель для глаз;
  • разминание воротниковой зоны и выполнение ежедневных упражнений для глаз.

lechenie-zreniya.ru

Определение допустимой зрительной нагрузки

Зрение выполняет важные, зачастую жизненно необходимые функции. Возможно, поэтому природа не наделила глаза механизмом усталости. Глаза не скажут: «Все, устали смотреть». Однако их резервы не беспредельны. После длительной зрительной нагрузки необходим период восстановления.

Все структуры зрительного анализатора, участвующие непосредственно в зрении (глаз, глазные мышцы, зрительный нерв, участки коры головного мозга, ответственные за видение), имеют свои резервные возможности. Естественно, у каждого человека эти резервы индивидуальны и не беспредельны. После длительной зрительной нагрузки необходим определённый период отдыха и восстановления.Если полного восстановления не происходит, то в детском и юношеском возрасте зрительная усталость приводит к нарушениям в аккомодационном механизме глаза, а в дальнейшем - к близорукости. В зрелом возрасте наступает истощение резервных возможностей глаза, которое проявляется в повышенной зрительной утомляемости; если такое состояние сохраняется в течение длительного времени, то создаются предпосылки развития хронических глазных заболеваний.Вас волнует, сколько ваш ребенок может работать с компьютером или смотреть телевизионные передачи, не нанося себе вреда? Для этого надо знать его резервные зрительные возможности (которые, кстати, меняются в течение года). Вряд ли  врач районной поликлиники способен определить его резервные зрительные возможности. Рекомендации даются, как правило, среднестатистические, с элементами перестраховки. (Например: 10 мин. работы за компьютером в день до 5 – 6 класса; в 10 – 11 классе – 30 мин. с последующим 2-х часовым периодом отдыха, а затем еще 20 мин.).Поэтому рекомендуется самостоятельно установить индивидуальные зрительные возможности - скорее всего, никто кроме вас этого не сделает. Ваш ребенок определит время, через которое необходимо сделать перерыв в занятиях или игре на компьютере. Вы сможете сами правильно распределить свою зрительную нагрузку на работе, предотвратить утомление глаз и избежать хронических нарушений. Особенно это относится к профессиональной деятельности, связанной со значительной зрительной нагрузкой (работа с монитором компьютера, печатными текстами и тому подобное).

КОНТРОЛЬ ДОПУСТИМОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

В целом, проверка выполняется так же, как было описано выше при контроле зрения (п. 4), но может проводиться не столь тщательно. Если при работе вы пользуетесь очками, то проверку следует проводить в этих же очках. При этом важна не сама величина остроты зрения, а ее сохранение в течение рабочего дня.Расположите таблицу так, чтобы ее было хорошо видно с вашего рабочего места. Перед началом работы проведите контроль зрения. Периодически в течение работы повторяйте контроль. Как только вы заметили ухудшения зрения, проделайте упражнения для глаз. Если зрение восстановилось, то продолжительность работы до упражнений и есть ваша допустимая нагрузка.Иногда уже само рассматривание таблицы играет роль тренинга, достаточного для восстановления зрения: кратковременно отвлекаясь и периодически рассматривая таблицу обоими глазами, вы обеспечите снижение утомляемости и перенапряжение аккомодации. Полезно также еще перед началом работы всмотреться в таблицу и прочесть минимально различимые знаки – это обеспечит своего рода настрой на предстоящую зрительную нагрузку и поможет сохранить зрение.

Если упражнения не привели к восстановлению зрения до первоначального уровня, то допустимый порог нагрузки превышен. Вам следует сделать более длительную паузу, а в дальнейшем стараться не превышать допустимую нагрузку. При не проходящей усталости следует обратиться к врачу.

Контролируя зрительную усталость у детей, вы должны учитывать, что способность к аккомодации у ребенка значительно выше, чем у взрослого. Ребенок отлично видит на расстоянии 15 см и ближе, и поэтому для него комфортней читать и особенно писать «носом». Используя таблицу, вы можете обратить внимание ребёнка на то, как быстро наступает утомление при таком неправильном режиме работы.

www.medoptika.ru

2.1 Организация зрительной работы. Режим зрительных нагрузок

Важнейшим охранно - гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает: чередование работы глаз с их отдыхом; целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения; подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения. [6, с. 74-75]

В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева определяют следующую допустимую зрительную нагрузку для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций.

1. При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной - со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе - без применения зрения.

2. При врожденной катаракте, афакии, подвывихах и вывихах хрусталика - со зрительным контролем в течение 10-15 минут.

3. При врожденной глаукоме - со зрительным контролем 10-15 минут только в ориентировке на рабочем месте; без применения зрения при мелкой работе.

4. При атрофии зрительного нерва - со зрительным контролем, индивидуальная 10-15-20 минут.

5. При воспалительных заболеваниях сетчатки, сосудистой оболочки, врожденных дефектах развития сосудистой оболочки и сетчатки - со зрительным контролем 10-15-20 минут, индивидуальная.

6. При тапеторетинальной дегенерации - со зрительным контролем: 10-15 минут только в ориентировке на рабочем столе; без применения зрения при мелкой работе. [6, с. 80-81]

Режим зрительных нагрузок предполагает в образовательном процессе не только временное ограничение зрительной работы, но и использование педагогом разнообразных приемов профилактики и снятия зрительного утомления. Такие приемы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся приемы, которые возможно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы. По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.

Другая группа приемов - это комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови и внутриглазной жидкости; расслабляются аккомодационные мышцы.

Профилактике зрительного утомления в процессе письма и чтения, поддержанию зрительной работоспособности способствуют не только своевременный и обязательный отдых для глаз, но и оптико-физическая характеристика учебных принадлежностей. Так, размер шрифта в книгах и учебниках для учащихся начальных классов должен быть достаточно крупного размера, а количество знаков на странице увеличиваться постепенно, также важно попеременное распределение текста и иллюстраций на книжной странице. Тетради подбираются с хорошо различимыми клеточным и линейным полем.

Офтальмогигиенисты рекомендую обязательное использование подставки для книг в процессе чтения младшими школьниками. Расположение текста с небольшим наклоном назад в вертикальной плоскости прямо перед взором на расстоянии 30-35 см от глаз значительно уменьшает мышечное напряжение.

ped.bobrodobro.ru

Основные положения режима охраны зрения у детей с патологией зрения

Цель — создать благоприятные условия для зрительной работы, свести до минимума зрительное утомление.

Режим непрерывной зрительной нагрузки: письмо, чтение и любая работа, требующая непрерывного зрительного контроля, не более 15 минут подряд. При проведении контрольных работ необходимо задание разбивать на части по 15 минут работы или часть задания переносят на другой урок. При таких тяжелых заболеваниях, как глаукома, прогрессирующая атрофия зрительного нерва, дистрофии сетчатки в развитых стадиях — не более 10 минут.

Расстояние от глаза до объекта зрительной работы на близком расстоянии зависит от индивидуальных возможностей ребенка и проверяется по специальным таблицам. При нормальном зрении оно равно 30 см, для слабовидящих не менее 15 см.

Размер шрифта, с которым может работать ребенок на допустимом расстоянии, также определяется по специальным таблицам офтальмологом. Общие рекомендации для слабовидящих при составлении карточек-заданий: размер букв 6–9 мм, расстояние между ними 2 мм, расстояние между словами 8 мм, расстояние между строк — 10 мм. Запись на классной доске — 14 см.

Подставки для книг — обязательно использовать при чтении в любом возрасте. Подставка удерживает книгу под углом 30–40 градусов, при этом верхние и нижние строчки рассматриваются под одним углом зрения и на одном расстоянии от глаз, что уменьшает процесс развития зрительной утомляемости.

Смена деятельности на уроке и при подготовке домашнего задания — зрительной и слуховой. Потребность в отдыхе для утомленных от зрительной работы глаз наступает при разных глазных заболеваниях в разные промежутки времени. Особое внимание нужно уделять детям с высокой степенью гиперметропии, афакией, подвывихом хрусталиков, глаукомой, атрофией зрительного нерва, дистрофией сетчатки, выраженном нистагме. Целесообразно этим детям через 5–10 минут зрительной работы предложить воспринимать текст, задание на слух. При этом дается отдых глазам и в то же время развивается слуховое восприятие. Знание зрительных возможностей каждого ребенка позволяет педагогам и родителям правильно дозировать учебную нагрузку, свершаемую под контролем зрения.

Оказание помощи ребенку в поисках страницы и строки. Особенно в этой помощи нуждаются дети с нистагмом, так как при нем затрудняется фиксация объекта и взгляд часто соскакивает со строки. Для предупреждения зрительного переутомления и облегчения восприятия учебного материала начитывать текст задания.

Правильный подбор парты, а дома организация рабочего места соответственно росту ребенка.

Рациональное рассаживание за партами в классе с учетом остроты зрения и особенностей глазной патологии. При светобоязни — рассаживание дальше от окон, использование подшторников, жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей. Светобоязнь наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме. Дети с этими заболеваниями сильно щурятся, низко наклоняются над текстом, пытаясь закрыть его от света, испытывают трудности в групповых играх при неправильной расстановке игроков. Ряд других заболеваний: атрофия зрительного нерва, близорукость; — требуют большой освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна. При косоглазии рекомендуется посадка по центру, не косящий глаз должен быть направлен прямо на доску.

Освещенность в школе интернате 3–4 вида:

Классы, мастерские, кабинеты труда, читальный зал — 500 люкс

Кабинет черчения, рисования — 1000 люкс.

Над классной доской — 250 люкс.

Актовый зал, спортивный зал, столовая, медпункт, изолятор, игровые комнаты,

Рекреации, коридоры — 300 люкс.

Спальные комнаты, вестибюль, гардероб, лестницы — 200 люкс.

Санузлы — 100 люкс.

Очковая коррекция — строго по назначению врача-офтальмолога. При дальнозоркости всех степеней, миопии выше 3,0 диоптрий, афакии, подвывихе хрусталиков требуются двое очков: для близи и дали, а при необходимости и третьи очки для работы за компьютером. Соблюдения режима ношения очков это профилактика развития астенопии, амблиопии, косоглазия. Очки для постоянного ношения одевают утром, как только ребенок проснулся, и снимают перед сном. Развитие зрения это непрерывный процесс, поэтому не правильно поступают взрослые, когда не дают ребенку очки на прогулку из страха разбить их или потерять. Маленьким детям рекомендуется привязывать к дужкам резинку по размерам головы, чтобы они не роняли и не теряли очки. Кроме того, перерыв в ношении очков способствует развитию спазма аккомодации (после перерыва ребенку будет плохо видно в этих же очках) и увеличению угла косоглазия. Очень важен правильный выбор очковой оправы: очки не должны сползать на нос, давить на переносицу. Необходимо учить детей уходу за очками: не класть стеклами вниз, не брать очки пальцами за стекла. Грязные стекла на 30–50% уменьшают остроту зрения. Каждый урок нужно начинать с протирания стекол специальной бархоткой. Обязанность родителей и воспитателей утром проверить, взял ли ребенок очки, идя на уроки.

Дополнительные средства коррекции.

Контактные линзы дают лучшую коррекцию и являются средством выбора при высоких степенях аметропии, анизометропии, астигматизме. Их можно применять с раннего возраста, при условии, что ребенок будет относиться к ним осознанно.

Контактные линзы требуют тщательного ухода и выполнения ряда режимных моментов, при несоблюдении которых могут развиться эрозия роговицы и кератит. Имеется ряд противопоказаний для ношения контактных линз, кроме того, их использование ограничено сроком годности.

Лупы характеризуются кратностью увеличения. Их подбирает врач-офтальмолог по специальным таблицам. Необходимо помнить, что чем больше увеличение лупы, тем меньше ее диаметр, соответственно, меньше знаков попадает в поле зрения. Так в поле зрения лупы с 7-кратным увеличением попадает всего 3–4 буквы, что на начальном этапе обучения затрудняет восприятие слова в целом и смысла прочитанного. Кроме того, при чтении с лупой расстояние от глаз до текста уменьшается тем больше, чем больше увеличение: лупа 3х — 10 см, лупа 7х — 7см. Поэтому при работе с лупой большого увеличения быстро наступает общее утомление ребенка из-за фрагментарного восприятия текста и длительного вынужденного положения тела. Существует много вида луп. Накладная лупа ставится на текст, с ней легко контролировать строку, но эти лупы не дают большого увеличения и с ними нельзя писать. Ручная лупа — с ней можно читать и писать. Используются на практике ручные лупы с увеличением от1,5х до 7х. Стационарная лупа используется при работе, требующей участия обеих рук (рукоделие). Лупы с подсветкой в виде фонарика на батарейках, используются при заболеваниях глаз, требующих высокого освещения (атрофия зрительного нерва, близорукость). Электронная лупа дает увеличение в 25 раз, что позволяет детям с минимальным зрением читать печатный текст, рассматривать схемы, картинки. При работе с электронной лупой необходимо неукоснительно выполнять рекомендации врача-офтальмолога по работе с дисплеем: посадка ребенка, расположение экрана, расстояние от глаз до экрана, длительность непрерывной зрительной работы.

Физкультминутка проводится для снятия общего утомления и коррекции осанки на каждом уроке и самоподготовке.

Гимнастика для глаз проводится на каждом уроке с длительной зрительной работой и самоподготовке. Условия проведения: сидя, снять очки, в среднем темпе, 5–6 повторов каждого упражнения. При наличии аметропии у ребенка обязательно проводить тренировку аккомодации.

Приемы снятия зрительного утомления: посмотреть вдаль 30 секунд, закрыть глаза на 30 секунд, выполнить упражнение «пальминг», чтение и письмо с разобщением глаз.

Режим физической нагрузки. Занятия по физкультуре в школах для слепых и слабовидящих детей проводятся по специальной программе. Помимо деления детей по состоянию общего здоровья на три группы (основная, подготовительная, специальная) по характеру глазной патологии выделяют три подгруппы (определяет врач-офтальмолог).

*Подгруппа А — не требуется ограничение физической нагрузки, разрешается заниматься в спортивных секциях и участвовать в спортивных соревнованиях. Заболевания: гиперметропия всех степеней, миопия слабой степени, миопия средней степени без дистрофических изменений на глазном дне, альбинизм, стабильная атрофия зрительного нерва, не прогрессирующая тапето-ретинальная дистрофия сетчатки, помутнение роговицы, врожденная катаракта, атрофия и субатрофия глазного яблока, анофтальм.

* Подгруппа Б — требуется ограничение физической нагрузки, нет допуска к занятиям в спортивных секциях и к соревнованиям. Заболевания: миопия средней степени с дистрофическими изменениями на глазном дне, миопия высокой степени, афакия, осложненная катаракта, увеит, хориоретинит, свежая травма глаза, дегенерация сетчатки, макулодистрофия без склонности к геморрагиям, опухоли головного мозга и глаза, компенсированная глаукома, диабетическая и гипертоноческая ангиопатии сетчатки.

ОГРАНИЧЕНИЯ: резкие наклоны головы и туловища, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах и руках, висы вниз головой, соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения. Нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.

*Подгруппа В — противопоказания к физическим нагрузкам, только занятия по программе ЛФК. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к кровоизлияниям (не менее 2-х лет после операции), кератопротезирование, артифакия, истонченное бельмо роговицы, острый кератоконус, подвывих хрусталиков (синдром Марфана), отслойка стекловидного тела при миопии высокой степени, последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело, рецидивирующие кровоизлияния в сетчатку, дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям, гипертоническая и диабетическая ретинопатии, ретиношизис, некомпенсированная глаукома, атрофия зрительного нерва сосудистого генеза.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием; выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 ударов в минуту; прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба; хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

Деление детей на подгруппы по глазным заболеваниям дает возможность определять допустимую нагрузку во всех видах игровой деятельности, уроках ритмик, труда, ОПТ, проведении утренней гимнастики, допускам к занятиям в спортивных секциях и участию в спортивных праздниках.

Компьютер. Требования при работе с дисплеем детей с патологией зрения.

Допуск к работе по рекомендации врача-офтальмолога, при остроте зрения на лучший глаз с коррекцией 0,06 и ниже — брайлевский компьютер.

Расстояние от глаз до экрана не менее 50 см.

Глаза ребенка должны быть на уровне центра или 2/3 высоты экрана.

Использование очковой коррекции по назначению офтальмолога.

Размер шрифта не менее 14-го.

Экран и лист с печатным текстом должны находиться в одной плоскости.

Длительность работы на компьютере в течение дня: 5–7 класс — 10 минут, 8–10 класс — 15 минут, 11–12 класс — 20 минут на первом уроке и 15 минут на втором уроке.

Гимнастика для глаз для снятия зрительного утомления.

В процессе работы моргать каждые 3–5 секунд, глубоко дышать, часто позевывать и потягиваться.

Сидеть свободно, прямо, не втягивая живот и диафрагму, не сутулиться, руки должны опираться на поверхность стола перед клавиатурой.

Телевизор. Телевизионные передачи должны быть регламентированы, так как являются дополнительной нагрузкой для зрения и центральной нервной системы. После 60 минут непрерывного просмотра телевизора у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения и общее утомление. Признаки утомления выражаются в частой смене положения тела, потягивании, отвлекаемости. Степень зрительного напряжения зависит так же от условий просмотра телепередач. При этом прежде всего имеет значение расстояние от глаз до экрана, оно не должно быть меньше 2 м для слабовидящих! При уменьшении этого расстояния возникает чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаза. Комната должна быть освещена, но свет от лампы не должен попадать в поле зрения и отражаться на экране. Глаза ребенка должны быть на уровне центра экрана или 2/3 его. Смотреть телевизор, сидя на полу, запрещается категорически. При назначении очков для дали, просмотр телепередач только в очках. Каждые 20 минут и во время рекламных пауз давать отдых глазам (посидеть с закрытыми глазами, подойти к окну и посмотреть вдаль). Детям дошкольного и младшего школьного возраста следует смотреть только дневные передачи и не более 2–3 раз в неделю. Ребенок до 2-х лет вообще не должен смотреть телевизор.

Гигиенические моменты. Выполнение светового календаря, соответствующая освещенность, чистота оконных стекол и осветительной арматуры. Выполнение режима дня, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность, рациональное питание. Без выполнения элементарных требований гигиены детей и подростков все мероприятия по охране зрения не приносят должного эффекта!

www.xn----7sbabbfpid3asbnxbhbdbh2cdi7ae7l1h.xn--p1ai


Смотрите также