Профицит бюджета что это такое


Профицит – что это такое простыми словами?

Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов.

Многие экономисты доказывают, что формирование профицита в бюджете является ничем иным, как достижением и благом для страны. Правда ли это? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно вникнуть в суть данного экономического явления.

При составлении бюджетного государственного плана идеальным с теоретической точки зрения считается баланс в бюджете.

Когда сумма затрат и поступлений является одинаковой. Однако на практике данные показатели могут отличаться, причем как в одну сторону, так и в обратную. То есть формируется либо дефицит бюджета, либо профицит.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит –  это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Если объемы экспортируемой нефти не меняются, а цена на нее на международном рынке неожиданно повысилась, допустим до 100$, то тогда возникает огромный профицит.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Плюсы и минусы профицита

К плюсам профицита следует отнести:

  • Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.
  • При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;

Но и минусов у данного экономического явления не меньше:

  • при хранении избытка любых средств, их ценность постепенно снижается;
  • уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами финансы практически отнимаются в областных бюджетах;
  • региональные органы власти работают менее эффективно.

Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.

И в завершении немного статистики. Если проанализировать экономику в разных странах за последние десять лет, то можно проследить следующее процентное соотношение профицита и дефицита. Из тридцати стран с высоким уровнем экономики у 51% представителей был зафиксирован дефицит, а у 49% из них — профицит. При этом экономика ни одной страны не достигала баланса между доходами и расходами.

fin-gazeta.ru

Профицит, профицит расходов и дохода, дефицит и профицит баланса

Явление, противоположное дефициту, получило название профицит. Так называют избыток чего-либо, например, в макроэкономике речь может идти о профиците бюджета, торгового или платёжного балансов, товаров. В свою очередь, микроэкономика определяет таким термином переизбыток ресурсов или производственных факторов. Если говорить о бюджетных средствах, то в этом случае речь идёт о превышении доходной части бюджетного плана над расходной (встречается достаточно редко). Может искусственно создаваться в тех случаях, когда дефицит бюджета наблюдается на протяжении нескольких лет подряд.

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

  • сокращение привлекаемых доходов от реализации госсобственности;
  • направление профицитных средств на погашение кредитных долгов;
  • сокращение налоговых доходов;
  • увеличение расходной части и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетными уровнями.

Когда речь идёт о таком явлении, как профицит, расходы составляют меньшую статью, по сравнению с доходами, то есть, доходная часть здесь преобладает. При этом формируется так называемое положительное сальдо. Профицитный бюджет может быть первичным (рассчитанным без учёта обслуживания долговых обязательств, то есть, государственного долга), а также вторичным – в этом случае учитываются все расходы на выплаты по внешним и внутренним государственным займам. Самым наглядным показателем уровня государственного бюджетопрофицита с преобладанием доходов над расходами можно назвать его отношение к внутреннему валовому продукту.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода – явление, которое может возникать в следующих случаях:

  • поступление средств на счета в последние дни календарного года;
  • наличие на счетах организации неклассифицированных и пока невыясненных денежных поступлений;
  • наличие остатков наличных и безналичных средств по не наступившим срокам выплат;
  • остаток на счетах финансовых средств, не освоенных по причине длительного прохождения платёжных документов или длительного оформления документации (например, на торги).

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.

www.sravni.ru

Профицит бюджета, бюджетный профицит

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет - следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

Согласно предположениям таких экономистов, как Джон Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.

С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.

Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.

На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран - экспортеров сырья. Так, по результатам 2010 года наибольший профицит - 39,8% ВВП - у Брунея, 22,7% - у Кувейта, 15,4% - у Макау, 12,1% - у Катара, 10,5% - у Норвегии. Как правило, развитые страны имеют дефицитные бюджеты, а развивающиеся самыми быстрыми темпами находятся где-то посередине (например, этот показатель для Китая равен минус 2,1 %, т. е. у него бюджет с умеренным дефицитом).

В России на 2011 год принят бюджет с дефицитом: доход должен составить 10,3 трлн рублей, расход - 11 трлн. Однако при его реальном исполнении за первые три квартала доходы превысили расходы.

www.banki.ru

Профицит бюджета. Определение профицита бюджета, его причины и финансирование

Профицит бюджета — это превышение поступлений в бюджет над расходами, то есть достижение положительного сальдо.

Чаще специалисты оперируют определением «первичный профицит» (рассчитывается без учета стоимости обслуживания государственного долга). Первичный профицит показывает, что часть доходов идет на погашение государственного долга

Вторичный дефицит включает выплаты по всем заимствованиям.

Наиболее значимый показатель — отношение профицита к ВВП. Например, по итогам 2017 года максимальный профицит отмечен в Тувалу (островное государства в Тихом океане) — 25,6% ВВП. Палау – другое государство этого региона в этот же году показывало профицит в 8,8%, традиционно показывает профицит Норвегия, в 2017 году — 4,2%. Часто профицит показывают государства крупные поставщики сырья в периоды повышения цен на предмет своего экспорта.

В Евросоюзе профицит бюджета в 2017 году отмечен также на Мальте (3,9%), в Беларуси (2,9%), на Кипре (1,8% ВВП), в Чехии (1,6%), в Греции и Хорватии (по 0,8%), в Болгарии (0,9%), в Германии и Швеции (по 1,3%). Видно, что профицит бюджета демонстрируют страны с разным укладом экономики и уровнем благосостояния, однако большинство стран с профицитным бюджетом невелики.

Профицит нельзя признавать безоговорочным плюсом для страны, поскольку чреват нехваткой свободных оборотных средств в экономике. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считал: контролируемый дефицит нужен.

В России по закону бюджет утверждается без профицита.

Принцип сбалансированности бюджета

В идеале запланированные и утвержденные расходы и доходы должны быть равны (то есть следует стремиться к нулевому сальдо). По большому счету несбалансированный бюджет, предполагающий, что расходов будет больше, нежели поступлений, вообще нельзя называть бюджетом, ведь выполнить его априори нереально.

Дефицит как таковой не свидетельствует о несбалансированности, если удалось приблизить бюджетные поступления к расходам.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Среди факторов, способствующих появлению дефицита бюджета, — вынужденное увеличение расходов (например, из-за необходимости перестраивать экономику, интенсивно развивать промышленность), неэффективность финансовой и налоговой систем. К дефициту бюджета ведут войны, революции, серьезные катастрофы, массовый наплыв беженцев, а также коррупция. Негативно влияет и продвижение социальных программ, которые не обеспечены денежными ресурсами.

У подавляющего большинства развитых стран обычно есть дефицит бюджета.

В США таковой в 2017 году составил 666 млрд. долларов (3,5% ВВП), (финансовый год заканчивается там 30 сентября). Дефицит бюджета вырос в сравнении с 2016 годом, но ниже чем предполагается в 2018 году.

Что касается стран Еврозоны, то минимальный дефицит в 2017 году зафиксирован в Ирландии и Эстонии (0,3% ВВП), в Латвии (0,5%), в Финляндии (0,6%). Наихудшие показатели в Португалии (3%) и Испании (3,1%).

Финансирование дефицита бюджета

Бывает:

  • денежное (кредиты центрального банка — к этому способу прибегают исключительно редко, ведь в такой ситуации растет инфляция и начинает давать сбои механизм нормального ценообразования; печальное последствие — дешевеет национальная валюта);
  • долговое (выпуск доходных обязательств — после запланированного периода обращения на фондовом рынке их погашают; минус — мало средств идет в реальный сектор).

Чтобы уменьшить бюджетный дефицит, нередко проводят секвестрование: до конца года сокращают расходы по всем статьям на одну и ту же величину в процентах.

Дефицит и профицит бюджета Беларуси

По итогам 2018 года зафиксирован профицит республиканского бюджета Беларуси в 4,7 миллиарда белорусских рублей.

Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. Чаще всего профицит сознательно закладывается в бюджет государственной властью. Для этого есть несколько распространенных причин:

  • запланированное или ожидаемое падение доходной части бюджета в следующие годы;
  • аккумулирование средств на масштабные государственные расходы: строительство, государственные программы в области медицины, образования и др.;
  • сбор денег на выплату крупных внешних или внутренних займов;
  • создание государственного резервного фонда.

Последний вариант выбрала такая экономически благополучная страна как Норвегия. В период высоких цен на нефть был создан государственный фонд равный годовой величине норвежского ВВП.

Заранее определить реальную величину профицита (или дефицита) по итогам года не представляется возможным, но можно высказать предположения от целях накопления государством свободных денег.

В проекте бюджета Республики Беларусь на 2019 год предполагается, что профицит должен составить 1,7 миллиардов белорусских рублей. По данным Министерства Финансов республиканский бюджет Беларуси на 2020 год планируется с нулевым профицитом.

Беларуси в ближайшее время потребуются значительные финансовые активы для текущих платежей по внешним долгам. Для Республики особенно важно точно в срок и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства, это вопрос не только имиджа, но и перспективы будущих заимствований.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

myfin.by

Профицит государственного бюджета — это что такое простым языком

Профицит бюджета — это, простыми словами, превышение доходов над затратами. Это редкое явление, которое может свидетельствовать как об улучшении работы экономии, так и о других факторах, в том числе неправильном управлении. В чем особенности профицита бюджета? Что это такое? Рассмотрим эти вопросы, а также поговорим о видах и причинах такого явления, выделим плюсы и минусы.

Что это такое

Профицит государственного бюджета — это положительное сальдо, а именно превышение получаемой прибыли над бюджетными затратами. Условно он делится на первичный и вторичный. Первый рассчитывается без учета расходов на покрытие задолженности, а второй учитывает действующие кредиты.

Рассмотрим, что такое профицит бюджета простым языком и выделим его особенности.  Понятие применяется при оценке возможностей для снижения размера задолженности государства перед кредиторами. Простыми словами, первичный профицит — показатель, подразумевающий следующее: разница между доходами бюджета и размером кредитов больше, чем между расходами и суммой обслуживания госдолга.

Появление такой ситуации требует оперативных действий, а именно:

  • уменьшения доходов от продажи госсобственности;
  • повышения бюджетных затрат;
  • перенаправления появившихся денег на погашение обязательств и т. д.

Профицит бюджета — это, простыми словами, дополнительный ресурс, который можно использовать для покрытия долговых обязательств. Но важно учесть, что при неправильном распределении он может принести много проблем.

Причины

Выше мы рассмотрели значение «профицита бюджета», и что это означает. Но возникает другой вопрос — в чем причины его появления. Их несколько:

  1. Повышение цены на нефть, газ и другие энергоносители. К примеру, в 2000 году возник профицит бюджета РФ именно по этой причине (увеличение цены на нефть).  В результате страна получила дополнительную прибыль.
  2. Экономический рост. Эксперты сходятся во мнении, что это лучшая причина для появления такой ситуации. Простыми словами, государство получает дополнительную прибыль за счет повышения объема продаж, увеличения доходов разных субъектов и т. д. Это чистая прибыль, которую в дальнейшем можно пускать на развитие государства и выполнение долговых обязательств.
  3. Благоприятная ситуация на мировом рынке. Профицит федерального бюджета может возникнуть при удачном стечении обстоятельств, когда товары страны получают признание и активно продаются на мировых рынках. Минус в том, что такая тенденция сохраняется не долго, и прибыль быстро заканчивается.
  4. Увеличение налоговых ставок. Такую ситуацию называют налоговый профицит, возникающий при наличии соответствующих решений со стороны правительства. Простыми словами, это следствие работы ФНС. При этом бюджет получает дополнительные деньги.
  5. Накопление денег на дальнейшие расходы. Нередко бывают ситуации, когда государство собирает средства на строительные работы, реализацию государственных программ, погашением долга перед внутренними и внешними кредиторами.
  6. Запланированное увеличение доходной части государства. Простыми словами, правительство предусматривает такое развитие ситуации, поэтому появление дополнительных средств является регулируемым явлением.

Понятие профицита бюджета очень широкое, что обуславливает множество причин для его возникновения. Лучше всего, если такая ситуация возникла в следствии экономического роста и увеличения продаж. Повышения уровня прибыли со стороны граждан влечет за собой лучший сбор налогов и получение чистого дохода. Простыми словами, правильное использование этих денег имеет позитивное влияние на экономику страны и ее развитие. Задача правительства в том, чтобы правильно распорядиться имеющимися деньгами.

Виды

Рассматривая вопрос, что значит профицит бюджета, важно охватить еще один важный момент — разновидности такого понятия. Как отмечалось, профицит бывает первичным и вторичным. Простыми словами, первый не учитывает обязательства перед кредиторами, а второй берет их во внимание.

Но существуют и другие виды профицита бюджета, подразумевающие деление на уровни.

Профицит может быть:

  1. Государственным (муниципальным). Это баланс доходов и затрат государства за конкретный временной промежуток. Простыми словами, госбюджет условно делится на федеральный, региональный и местный. Он состоит из доходов и расходов. Задача правительства в том, чтобы удержать эти параметры приблизительно на одном уровне. Для этого нужно знать источники получения дохода и основные направления расходования средств.
  2. Федеральным. Это главный финансовый план страны, утвержденный Федеральным собранием в виде закона.
  3. Региональным. Здесь подразумевается профит для территориальных бюджетов, обеспечивающих нормальное функционирование субъектов РФ.
  4. Местным. Суть — получение «излишков» на третьем уровне бюджетной системы. Простыми словами, речь идет о деньгах муниципальных образований (на уровне городов).

Полезно: Докапитализация - это простыми словами...узнайте по ссылке!

Рассматривая виды, нельзя не отметить профицит бюджета при полной занятости. Эта ситуация возникает в случае, когда экономика страны находится в состоянии занятости.

Существует также другая классификация. Профицит может быть:

  • фактический бюджетный (рассчитывается за вычетом профицита при полной занятости);
  • бюджета на предприятии (здесь работает такой же принцип, как в экономике, но на уровне одной компании);
  • семейного бюджета (отношение доходов и расходов на уровне семьи).

Если говорить простыми словами, профицит бюджета России классифицируется только по двум категориям — первичный и вторичный. Остальные разделения созданы в большей степени для удобства, а также быстрой оценки распределения прибыли и учета затрат.

Многие эксперты до сих пор спорят по поводу сущности такого явления, как профицит бюджета — хорошо или плохо. Здесь мнения разделяются. Одни утверждают, что такое явление дает дополнительный импульс для развития страны, а другие уверены в обратном.

Если говорить простыми словами, такая ситуация имеет следующие плюсы:

  1. Получение стратегического запаса при возникновении непредвиденных трат в будущем году на случай ЧП или других форс-мажорных ситуаций. Простыми словами, правительство всегда найдет способ, как использовать «лишние» деньги.
  2. Латание «дыр» в вопросах государственного регулирования — погашение текущей задолженности, улучшение инвестиционного портфеля и т. д.
  3. Ослабление «хватки» со стороны налоговой инспекции, повышение шансов для местных бюджетов на более быстрое развитие.
  4. Появление доверия к государству. Профицит бюджета является стимулом для многих инвесторов покупать ценные бумаги страны или инвестировать средства в бизнес.

Несмотря на явные преимущества, существуют и минусы профицита бюджета. Многие экономисты утверждают, что появление такого фактора свидетельствует о жесткой государственной политике и дефиците денег в экономике.

Здесь узнайте, что значит стагнация, какие она имеет последствия.

Минусы:

  1. Уменьшение конкурентоспособности страны. из-за «вымывания» средств из национального оборота.
  2. Увеличение кредитной нагрузки. К примеру. из-за дисбаланса долгов появляется дополнительный бюджет. Это часто сопровождается повышением общего долга по стране.
  3. Несбалансированность внутренней политики и неправильное распределение денег между разными отраслями.
  4. Повышение налоговой нагрузки (характерно для налогового профицита).
  5. Увеличение уровня безработицы и т. д.

При рассмотрении последствий профицита нужно понимать порядок его использования. Простыми словами, государство должно правильно применить имеющиеся деньги, ведь только в этом случае можно получить чистый доход и использовать его на реализацию полезных замыслов. В остальных случаях профицит бюджета может свидетельство об экономическом спаде и даже кризисе. Вот почем эксперты активно рассматривают, чем плох денежный профит на уровне государства, и какими могут быть последствия.

Ситуация в России: цифры и факты

Теперь вы знаете понятие и особенности слова «профицит» применительно к бюджету. Анализ этого параметра крайне важен для экономистов, которые должны понимать причины явления. Им важно знать, куда идет страна, и нужно ли предпринимать дополнительные меры.

К примеру, в России профицит федерального бюджета за 2018 год равен около 3 миллиардов долларов, а это более 3 % от ВВП. Наибольший объем доходов поступил от ФНС (более 10 млрд рублей), что почти на 93% выше плана. Дополнительные начисления поступают от таможни (около 5,5 млрд рублей) и других федеральных структур. Причиной стало увеличение доходов от продажи нефтепродуктов. Первоначально правительство закладывало меньшую стоимость нефти, которая впоследствии пошла в рост. Не удивительно, что профицит бюджета значительно вырос.

По прогнозам экспертов, умеренный профицит бюджет РФ сохраняется и в 2019 году. Изменения в худшую сторону могут возникнуть только при уменьшении стоимости нефти или введении дополнительных санкций.

Что касается мировой практики, профицит бюджета характерен для многих экспортеров сырье. К примеру, у Брунея он достигает 40%, у Кувейта — 22-25%, у Макау — 15-20% и т. д. В странах без природных ресурсов такая ситуация является более редким явлением.

Итоги

Выше мы разобрали значение слова «профицит» простыми словами, изучили особенности и виды этого термина. Важно понимать, что превышение доходов над расходами — не всегда позитив. Такая ситуация может свидетельствовать о жесткой экономической политике, а также неправильном распределении средств. Если дополнительные средства в бюджете появляются на фоне экономического роста, задача правительства — правильно распределить полученные резервы. Здесь поделимся инструкцией, как в киви перевести из долларов в рубли.

finanzy.ru

Дефицит и профицит бюджета

Определение 1

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

«доходы» - «расходы» = «сальдо»:

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета. Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Определение 2

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Замечание 1

Возможен также еще один шаг - сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным. В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.). При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

  1. Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
    • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
    • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).
  2. Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

spravochnick.ru


Смотрите также