Прикладное искусство что это такое


Декоративно-прикладное искусство - это... Что такое Декоративно-прикладное искусство?

  • Декоративно-прикладное искусство —         раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно прикладного искусства могут быть: различная утварь,… …   Художественная энциклопедия

  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ искусство, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… …   Современная энциклопедия

  • Декоративно-прикладное искусство — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • декоративно-прикладное искусство — сущ., кол во синонимов: 14 • батик (3) • витраж (4) • вышивка (17) • …   Словарь синонимов

  • Декоративно-прикладное искусство —         раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… …   Большая советская энциклопедия

  • Декоративно-прикладное искусство — обл. пластич. иск в; создание худож. изделий, имеющих практич. назначение в обществ. и частном быту. К Д. П. И. относятся разл. утварь, мебель, одежда, ткани, орудия труда, игрушки, оружие и т. д. Со 2 й пол. 19 в. утвердилась классификация по… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… …   Православная энциклопедия

  • декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда …   Энциклопедический словарь

  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — (лат. украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно эстетических потребностей людей. Декоративно прикладное искусство возникло в глубокой древности и в течение многих веков… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

dic.academic.ru

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО

Один из древ­ней­ших ви­дов Д.-п. и. – по­су­да. Её фор­мы варь­и­ро­ва­лись в за­ви­си­мо­сти от ма­те­риа­ла (де­ре­вян­ная, ме­тал­лич., гли­ня­ная, фар­фо­ро­вая, ке­ра­мич., стек­лян­ная, пла­ст­мас­со­вая) и на­зна­че­ния (ри­ту­аль­ная, бы­то­вая, сто­ло­вая, де­ко­ра­тив­ная; см. так­же Ху­до­же­ст­вен­ные со­су­ды). Д.-п. и. вклю­ча­ет так­же: куль­то­вые при­над­леж­но­сти (хо­руг­ви, ок­ла­ды, лам­па­ды – в хри­сти­ан­ст­ве; му­сульм. со­су­ды для омо­ве­ния, мо­лит­вен­ные ков­ри­ки «на­маз­лык» и др.; иу­даи­ст­ские се­ми­свеч­ни­ки «ме­но­ра»; буд­ди­ст­ские ло­то­со­вые тро­ны и хра­мо­вые ку­риль­ни­цы); пред­ме­ты ин­терь­е­ра (ме­бель, ос­ве­ти­тель­ные при­бо­ры, ва­зы, зер­ка­ла, письм. при­бо­ры, шка­тул­ки, вее­ра, та­ба­кер­ки, из­раз­цы и т. п.); до­маш­нюю ре­мес­лен­ную ут­варь (прял­ки, валь­ки, тре­па­ла, ру­бе­ля, ве­рё­тен­ца и т. п.); про­из­ве­де­ния глип­ти­ки; юве­лир­ное иск-во; сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния (по­воз­ки, ко­лес­ни­цы, ка­ре­ты, са­ни и др.); ору­жие; тек­стиль (см. так­же Батик, Вы­шив­ка, Кру­же­во, На­бой­ка, Тка­че­ст­во; к тек­сти­лю от­но­сят­ся так­же ков­ры, шпа­ле­ры, го­бе­ле­ны, ки­ли­мы, кош­мы и т. п.); оде­ж­ду; от­час­ти – мел­кую пла­сти­ку (пре­ж­де все­го иг­руш­ку).

bigenc.ru

Виды декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры[1]) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

• Вязание крючком

• Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление     художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.[1]

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным — то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» — ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.— это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков — страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV—XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках — Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

 Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

 Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

 Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

studfiles.net

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - это... Что такое ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО?

  • ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прикладное искусство — см. Декоративно прикладное искусство. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • Прикладное искусство — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, смотри Декоративное искусство.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Прикладное искусство — раздел декоративного искусства, создание и оформление художественных предметов, имеющих практическое назначение в быту. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • прикладное искусство — раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство. * * * ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство (см. ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО) …   Энциклопедический словарь

  • Прикладное искусство —         область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. См. Декоративно прикладное искусство, Народное творчество, Художественная промышленность …   Большая советская энциклопедия

  • Прикладное искусство —         область искусства, охватывающая те отрасли творчества, которые посвящены созданию художеств, изделий, предназнач. главным образом для быта. С 19 в. изделия П. и. принято отличать от произведений т. н. свободных искусств. Античное… …   Словарь античности

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство — Искусство (классификация) По технике и материалам Изобразительное искусство • декоративно прикладное искусство • Музыкальное и акустическое • Игровое • Литература По типу выражения и восприятия …   Википедия

  • Декоративно-прикладное искусство —         раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… …   Православная энциклопедия

dic.academic.ru

Основные виды декоративно-прикладного искусства

Владимир, 30 сентября 2014 07:54 • 0 комментариев Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани,ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Батик → • Холодный батик • Горячий батик

НабойкаБисероплетениеВышивание → • Древнерусское лицевое шитье • Вышивка крестом • Вышивка бисером • Нитяная графикаВязание → • Вязание крючком • Вязание спицамиМакрамеКружевоплетение → • ФриволитеКовроткачество

Гобелен

Ворсовый ковёрБезворсовый ковёр

Квиллинг

СкрапбукингКерамикаМозаикаЮвелирное искусство

Лаковая миниатюра

Палехская миниатюраФедоскинская миниатюраХолуйская миниатюраМстёрская миниатюра

Художественная роспись по дереву → • Хохлома • Городецкая роспись • Мезенская роспись

Художественная роспись по металлу → • Жостовская роспись • Финифть • Лиможская эмальХудожественная роспись по керамике → • Гжель • Дымковская игрушка • Филимоновская игрушкаХудожественная резьбаРезьба по камнюРезьба по деревуРезьба по кости

Художественная обработка кожи

Художественная обработка металла

МеталлопластикаХристианская оловянная миниатюраХудожественная ковкаХудожественное литье из благородных металлов, бронзы и латуниХудожественное литье из чугунаЧеканка

Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

Работа со стеклом → • Витраж • Витражная росписьОригамиБумагопластикаКорнепластикаhttps://ru.wikipedia.…1%86%D0%B0

artchive.ru

Прикладное творчество - Информационные технологии в ДОУ

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.      Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

     Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

   Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи  по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

 - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

    воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

   С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

    При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

- формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

- учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

- выделять элементы узора.

   Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

   У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

    Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи.  Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

   Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

   В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей,  помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

www.sites.google.com


Смотрите также