Поза полуфлексии у новорожденного что это такое


Первый экзамен. Рефлексы новорожденного

Рабият Зайниддинова

Врач-неонатолог,

к.м.н.,

Научный Центр

здоровья детей РАМН  

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутрен­ней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая перифериче­ская клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную инфор­мацию далее - по чувствительным волокнам (отрост­кам) нервных клеток. Следующие звенья рефлектор­ной дуги - центральная часть - нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и пе­редающие его дальше. Здесь импульс встречают двига­тельные нервные клетки и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по реф­лекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга - это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизне­деятельность организма любого человека, в том чис­ле и ребенка. Но в случае с безусловными, врожден­ными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жиз­ненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему - и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информа­ция «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке - двигательному нейрону, который «бу­дит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т. е. при нормаль­ной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ малыш поворачивает голову к ис­точнику раздражения и открывает рот - так реализу­ется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зре­лость ребенка, что позволяет доктору судить о функ­циональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, состояние его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значении для обеспечения жизнедеятельности, например, соса­тельный и верхний защитный рефлексы. 

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некото­рых основных безусловных рефлексов – сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорож­денного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусо­гнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц - сги­бателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтан­ные движения - периодически сгибает и разгибает ножки, хао­тично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, зву­ки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлек­сы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основ­ные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых - на уровне спинного мозга. 

К оральным рефлексам относятся:

Сосательный - вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жиз­ни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) - в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый - при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокраще­ние круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) - относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладо­ни, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтя­гиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то,  голоден или сыт малыш. Здоровый го­лодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схва­тывая соску или грудь матери. Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи. 

Создаем условия

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме луч­ше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормле­ния и при естественном освещении. 

Спинальные рефлексы

Далее доктор станет исследовать рефлексы, за реализа­цию которых отвечают уже «другие этажи» нервной системы. Это спинальные рефлексы.

Верхний защитный рефлекс - при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, де­лает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути. Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем го­ловки и изменение ее  положения у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших реф­лексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным, обеспечивает крошечному человечку способ­ность к выживанию в новой для него среде. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы сни­жен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если малыша, держа за подмышки, припод­нять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суста­вах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых но­гах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 ме­сяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить впе­ред, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражени­ем нервной системы автоматическая походка задер­живается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползаю­щие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем - угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) - вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно при­поднять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) - аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания П-Ш пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по на­ружному краю стопы в направлении от пятки к паль­цам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II—V паль­цев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) -вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В от­вет на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1 фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращают­ся в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2 фаза). В норме 1 и 2 фаза рефлекса в за­висимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта - при проведении большим и ука­зательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он ду­гообразно изгибает спину и голову в сторону раздра­жителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и оста­ется в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса - лежащему на животе ребенку проводят паль­цем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется пояс­ничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднима­ет таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы на­блюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется невроло­гом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных авто­матизмов является тревожным признаком, говорящим о возмож­ном поражении центральной нервной системы на уровне спин­ного мозга. 

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от из­менения положения тела. В норме они угасают по мере того, как ма­лыш самостоятельно овладевает основными двигательными навы­ками - способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клей­на) - вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обра­щено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы - при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании голо­вы наблюдается обратный эффект - разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблю­даются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс - в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводит­ся к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулач­ки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлич­но». Однако, если выявлены настораживающие признаки (отсут­ствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наобо­рот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего - это ультразвуковое исследование головного мозга -эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополни­ тельные исследования. Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом воз­расте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявле­ния рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других), повторный осмотр обязательно должен состоять­ся спустя назначенное время - оно может быть различным в зави­симости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. 

Внимательность и осторожность

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы - дей­ствия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут вызывать резкий диском­форт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно ска­жите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и со­стояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие пока­затели состояния здоровья малыша, а также историю беременно­сти, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

www.9months.ru

Внешний вид новорожденного ребенка в норме – физиологическая поза, пропорции, лицо, форма головы, зрение и слух младенца

Для новорожденного ребенка характерна так называемая эмбриональная поза, или поза флексии. Дело в том, что к концу беременности ребеночку становится в матке тесно, ручки и ножки вынужденно постоянно поджаты. В результате появляется физиологическое усиление тонуса мышц-сгибателей, которое сохраняется и некоторое время после рождения. Руки малыша согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, голова приведена к груди. При попытках разгибания конечностей они возвращаются в исходное положение. Мышечный тонус — то есть их сопротивление — может быть повышен, понижен или быть разным в разных группах мышц и разных половинах тела (так называемая дистония). Иногда на ровной горизонтальной поверхности новорожденные принимают позу «фехтовальщика»: голова повернула лицо к плечу, рука и нога с одной стороны согнуты, с другой стороны находятся в разгибательном положении. Поза «фехтовальщика» чаще встречается у детей постарше.

Пропорции тела

Для новорожденных характерны особые соотношения массы тела, роста, окружности груди и головы. При нарушении этих соотношений говорят о непропорциональном развитии и выясняют его причины, которые могут быть крайне разнообразными.Средний рост новорожденного — около 50 см. Очень большая голова составляет 1/4 часть роста (для сравнения: у взрослого человека — 1/7). Ручки и ножки короткие и слабые, причем руки длиннее ног. Туловище длиннее конечностей. Половые органы у мальчиков выглядят непропорционально большими.

У всех младенцев живот выпуклый и большой. Однако сильно увеличенный в объеме живот — свидетельство повышенного газообразования. Впрочем, «распластанный», как у лягушонка, животик — тоже не очень хороший признак, который обеспокоит врача.

Выражение лица

Для здорового новорожденного характерно спокойное выражение лица, своеобразная, но живая мимика. При ряде патологических состояний у ребенка могут появляться: недовольное, беспокойное, болезненное, маскоообразное выражения лица. Груднички часто пугают родителей сходящимися к переносице глазками или расфокусированным взглядом, особенно в моменты, когда малыш устал. Это — физиологичные состояния, но лишь в первые две недели жизни ребенка.

Форма головы

У детей после естественных родов на головке могут появиться родовой отек и кефалогематома. Эти кровоизлияния встречаются нередко и не представляют угрозы для здоровья. На головке новорожденного есть два родничка — большой на темечке и малый на затылке. Это незаращения костей черепа, которые к году закрываются хрящевой тканью, а до той поры покрыты гибкой, но плотной мембраной. В норме большой родничок может быть слегка втянутым, но ни в коем случае не выпуклым (это свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении).

Иногда в первые дни жизни косточки черепа заходят друг на друга, хорошо прощупываются швы — эти последствия родов вполне нормальны. Кстати, состояние швов и родничков может многое рассказать врачу о том, как протекали роды.

Органы чувств

  • Зрение у ребенка функционирует с самого рождения, однако примерно в 20 раз хуже, чем у взрослого человека. Четко он видит лишь предметы, находящиеся на расстоянии 25 см. Угол зрения равен 30 градусам (то есть он видит только то, что прямо перед ним). Резкий свет малышу неприятен, поэтому большую часть времени малыш проводит с закрытыми глазами. Для новорожденного характерен несфокусированный взгляд, глаза могут «плавать», иногда возникает нистагм — закатывание глазок. Нередко у малышей наблюдается сходящееся косоглазие. Все это — нормальные состояния для первых дней жизни и должны пройти через месяц.
  • Слух развит куда лучше, чем зрение, поскольку появляется и совершенствуется на протяжении нескольких месяцев гестации. Малыш различает шумы, распознает человеческую речь и очень быстро учится узнавать голоса родителей.
  • Осязание новорожденного очень тонкое, «натренированное» всей внутриутробной жизнью. Малыш очень чувствителен к прикосновениям, особенно ласковым.
  • Обоняние — одно из важнейших для ребенка чувств: ведь именно благодаря ему он распознает материнскую грудь, полную вкусного молока.
  • Вкусовые ощущения малыш учится различать еще на последних месяцах беременности. Горькое и кислое ему не нравятся, соленое — тоже, а вот сладенькое очень даже по вкусу.

Полость рта

Рот грудного младенца — прекрасный инструмент для сосания: большой язык, складчатая слизистая, губы с пухлыми «подушечками». На верхней губе в моменты кормления можно различить особую «присоску» — именно она помогает ему удерживать сосок, и одновременно делает губы малыша такими трогательно-пухлыми. Круглые щечки даны ребенку тоже не ради красоты: жировые комочки на щеках создают разреженную атмосферу в полости рта и также помогают сосанию. Если малыш по каким-то причинам катастрофически похудеет, округлость щек пропадет в последнюю очередь — ведь без них кроха не сможет самостоятельно питаться!

У 4–5% новорожденных в полости рта развивается молочница. Она возникает при дефектах ухода и питания, а также при пониженной сопротивляемости организма ребенка дрожжеподобным грибам Candida.

Запах

Новорожденные, как известно, «пахнут молочком» — им присущ характерный неповторимый аромат. Прочие «отдушки» — например, мышиный запах — могут быть одним из ранних признаков болезней обмена веществ.

bobo.ru

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулиро­вание, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

 Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания. Одна мама считает, что главное - выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть. Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

 Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

 Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

 Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

        

Хоботковый рефлекс

Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.

В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.

Сосательный рефлекс

Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраня­ется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечива­ющих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При по­ражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

          

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Хватательный рефлекс

При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

        

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, - это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы - в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью. В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы - это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение - у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса - о параличе Эрба.

     

Рефлекс Бабинского

Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Рефлекс опоры

Состоит из 2 фаз:

фаза - если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

фаза - поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие - у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову. У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях - голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины параллельно позвоночни­ку новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание. Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

 

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

www.dgorodok.ru

Первый экзамен. Рефлексы новорожденного

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, — это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции — щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая периферическая клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную информацию далее — по чувствительным волокнам (отросткам) нервных клеток. Следующие звенья рефлекторной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и передающие его дальше. Здесь импульс встречают двигательные нервные клетки, и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по рефлекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизнедеятельность организма любого человека, в том числе и ребенка. Но в случае с безусловными, врожденными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жизненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информация «Горячо! Опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке — двигательному нейрону, который «будит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается.

Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т.е. при нормальной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое малыш поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот — так реализуется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зрелость ребенка, что позволяет доктору судить о функциональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, о состоянии его нервной системы. Лишь некоторые из них имеют определенное значение для обеспечения жизнедеятельности, например, сосательный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некоторых основных безусловных рефлексов — сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорожденного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусогнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц — сгибателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтанные движения — периодически сгибает и разгибает ножки, хаотично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, звуки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлексы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых — на уровне спинного мозга.

Оральные рефлексы новорожденных

К оральным рефлексам относятся следующие.

Сосательный — вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жизни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) — в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый — при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокращение круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладони, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтягиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый голодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схватывая грудь матери (или соску). Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме лучше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормления и при естественном освещении.

Спинальные рефлексы новорожденных

Далее доктор станет исследовать рефлексы, за реализацию которых отвечают уже «другие этажи» нервной системы. Это спинальные рефлексы.

Верхний защитный рефлекс — при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, делает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути.

Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем головки и изменение положения ее у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших рефлексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным рефлексами новорожденных, изначально обеспечивает крошечному человечку способность к выживанию в новой для него среде обитания. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы снижен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если малыша, держа за подмышки, приподнять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суставах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражением нервной системы автоматическая походка задерживается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка — он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем — угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) — вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно приподнять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) — аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) — вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В ответ на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1-я фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2-я фаза). В норме 1-я и 2-я фазы рефлекса в зависимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта — при проведении большим и указательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он дугообразно изгибает спину и голову в сторону раздражителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и остается в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса — лежащему на животе ребенку проводят пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется поясничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднимает таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы наблюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется неврологом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных автоматизмов является тревожным признаком, говорящим о возможном поражении центральной нервной системы на уровне спинного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от изменения положения тела. В норме они угасают по мере того, как малыш самостоятельно овладевает основными двигательными навыками — способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна) — вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы — при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдается обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводится к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлично». Однако если выявлены настораживающие признаки (отсутствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наоборот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего — это ультразвуковое исследование головного мозга — эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополнительные исследования.

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы — действия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса), могут вызывать резкий дискомфорт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно скажите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и состояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие показатели состояния здоровья малыша, а также историю беременности, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом возрасте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

www.ourbaby.ru

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.
Клик для увеличения (Основные рефлексы)
Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно — ротовой.

Читаем также:

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Целехович Ольга Петровна — врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Интерпретация баллов Начнем с самого лучшего варианта. Максимальное количество (2 балла) за каждый признак можно дать, если малыш самостоятельно хорошо дышит (причем крик не является обязательным условием (!), главное - чтобы ребенок дышал), частота его сердцебиений больше 100 ударов в минуту, конечности новорожденного согнуты (поза флексии или эмбриона), кроха активно реагирует криком, чиханием, усилением движений на любые манипуляции, в том числе на обсушивание его кожи пеленкой, вся его кожа розового цвета.

По 1 баллу можно дать за каждый признак, если самостоятельное дыхание есть, но оно нерегулярное, сердцебиение выслушивается, но его частота менее 100 ударов в минуту, кисти и стопы младенца синюшные, но его тело и лицо розовые, конечности слегка согнуты, и ребенок реагирует на проводимые манипуляции слабой гримасой.

Худший вариант - 0 баллов для каждого из признаков шкалы - означает: отсутствие дыхания и сердцебиения, отсутствие характерной для здорового малыша позы с согнутыми ручками и ножками (кроха лежит, раскинув руки и ноги, «как лягушка»), отсутствие какой-либо реакции на манипуляции, тотальный цианоз (ребенок синюшного цвета).

Сумма баллов по каждому критерию и составляет в итоге оценку по шкале Апгар.

Попытаемся лучше разобраться на примере. Допустим, малыш родился в результате трудных родов. Его дыхание по прошествии 1-й минуты жизни слабое, нерегулярное. Сердцебиение прослушивается, но оно приглушено, частота составляет 120 уд/мин. Поза малыша - с полусогнутыми конечностями (поза полуфлексии), при чистке носика и рта у крохи появляется гримаса, его тельце синюшное. Суммарная оценка будет составлять 1+2+1+1+0=5 баллов.

В результате проведенных реанимационных мероприятий в родильном зале в конце 5-й минуты его дыхание стало регулярным, появился крик, частота сердцебиений составляет 150 уд/мин, малыш активно реагирует на манипуляции, чихает, сохраняется поза полуфлексии, тельце и личико ребенка розовые, но кисти и стопы продолжают оставаться слегка синюшными. Последовательно оценивая каждый признак, получаем общую оценку по Апгар: 2+2+2+1+1= 8 баллов.

Польза данного метода для врача заключается в том, что по увеличению или уменьшению баллов можно оценить состояние ребенка в динамике. Улучшение оценки означает, что малыш восстанавливается после родов, его адаптация происходит нормально, а меры, которые принимаются в связи, например, с изначально неадекватным дыханием или сердцебиением, оказываются эффективными.

Строго говоря, комплекс реанимационных мероприятий непосредственно от шкалы Апгар не зависит. Те меры, которые использует неонатолог, помогая новорожденному, преследуют 2 главные цели - восстановление адекватного дыхания и сердцебиения. Но нельзя отрицать прогностическую роль шкалы Апгар. Так, доказана связь низкой оценки по Апгар на 5-й, 10-й минуте и большей частоты неврологических нарушений у ребенка в будущем.

Ждать нельзя! Следует особо отметить, что те, кто оказывает помощь новорожденному (педиатр, акушер или медицинская сестра), не должны ждать оценки по шкале Апгар, проводимой в конце 1-й минуты жизни. Иначе 60 драгоценных секунд будут потеряны для спасения ребенка! Помощь по показаниям (например, отсутствие дыхания или нерегулярное дыхание) должна быть начата сразу же. Это означает, что новорожденному освободят дыхательные пути (проведут санацию с помощью специального электрического оборудования - электроотсоса), попытаются стимулировать его собственное дыхание, хлопая по стопам или растирая спинку. При отсутствии эффекта начнут «дышать» за малыша дыхательным мешком (или аппаратом для кратковременной искусственной вентиляции), плотно приложив к лицу ребенка маску.

Итак, поскольку первая оценка происходит по окончании 1-й минуты, а помощь младенцу нужно оказывать немедленно, сама шкала не является ориентиром для комплекса реанимационных мероприятий. Так, например, уже к моменту первой оценки малышу может быть сделана кратковременная вентиляция с помощью специального дыхательного «мешка», и его дыхание может восстановиться. Получается, что родился ребенок не совсем в удовлетворительном состоянии (дыхание неадекватное), но к 1-й минуте ситуация явно улучшилась. Оценка по Апгар будет высокой.

Template not found: /templates/WomanSait/splitnewsnavigation.tpl

womenfancies.ru


Смотрите также