Поминовение на год о здравии что это такое


21.06.2014 — Irusalimland’s Blog

  • Сегодня в Израиле насчитывается около 175 тысяч христиан, что составляет 2 % населения

      Христианское население Израиля растет, даже несмотря на более низкий уровень рождаемости детей по сравнению с евреями и мусульманами. Это происходит, прежде всего, благодаря прибытию в страну трудовых мигрантов из-за рубежа. При этом для мигрантов-христиан характерен высокий уровень образования (особенно среди молодежи), показатель которого почти равен евр […]

  • Протест христиан в Хайфе против прямых оскорблений религиозных чувств

      Активисты христианской общины в Хайфе провели в пятницу демонстрацию возле городского Музея искусств, расположенного в самом сердце преимущественно арабского квартала — рядом с Вади Ниснас и центром арабской культуры «Бейт а-гефен».   Причиной возмущения христиан стал экспонат выставки, изображающий распятие, на котором фигурка Христа раскрашена в красный […]

  • В Иерусалиме становится все популярней услуга заказных Богослужений – за тех, кто не может приехать

      Все больше коммерческих и благотворительных организаций в Святой Земле предлагают христианам и иудеям популярную услугу «прокси-молитв» – по заказу от имени тех, кто не может приехать и вознести их лично, сообщает theguardian.Уже два тысячелетия в Святую Землю непрерывной чередой тянутся паломники, желающие соприкоснутся с великими святынями и вознести мол […]

  • Их медленно душат режимом разделительных стен, проверок и жестких военных законов

      В Палестине 35 тысяч христиан постепенно теряют надежду и впадают в отчаяние в ожидании политических решений, а тем временем их медленно душат режимом разделительных стен, проверок, санкций, ограничений и жестких военных законов, сообщает christianpost.   «Люди теряют надежду на разрешение конфликта, хоть на какую-то определенность, – говорит Джек Сара (Ja […]

  • Что означают решения Константинополя по Украине

      Закончился исторический Синод Вселенского патриархата в Стамбуле. На нем были приняты эпохальные решения по Украине. Так, Константинополь фактически легализовал церковь Киевского патриархата и УАПЦ, которые в православном мире считаются раскольниками. Также он «вернул» себе владения в Украине (пока, впрочем, только на бумаге). А вот Томоса об автокефалии К […]

irusalimland.wordpress.com

Церковная записка — какие они бывают?

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим — блаженный и безмятежный Рай!

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) — простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна — где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – это когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш восстанавливающийся Свято-Троицкий Воскресенский храм.

С уважением, священник Димитрий Синявин.

semyaivera.ru

Поминовение о здравии живущих и упокоении умерших

В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Понятие «здравие» включает не только физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие. Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и для тех, кто причинил нам зло, кого мы обидели. Если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими. Молитва за враждующих против нас — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Записка «О упокоении»

В записке «О упокоении» мы пишем имена усопших родных, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог. Наши отношения с ближними не прекращаются после их кончины. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы веруем в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Подавая записку за них, мы просим Господа упокоить их души, простить прегрешения, даровать Царство Небесное. Ведь многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Заказная записка

Если подана заказная записка, священником совершается действо, которое называется возношением Жертвы. Приготовление к Ней начинается во время проскомидии. Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 5 особых хлебов – просфор. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне. Эти частицы приносятся для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать на Престоле очистительной жертвы. В конце литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. При этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Сорокоуст

Иногда в церкви можно увидеть, как люди заказывают так называемый «сорокоуст». Сорокоуст — это особая, усиленная молитва Церкви о здоровье или же о упокоении своих чад. В течении сорока Божественных литургий служащий священник на Проскомидии поминает человека (точнее, — его имя), поданного на сорокоуст.

feodor-studit.com

Молитва о здравии. Как правильно подавать записки “О ЗДРАВИИ” и ” О УПОКОЕНИИ”.

Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом – в нашей статье!

Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки

Ежедневная молитва о здравии

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

Что такое помянник и церковная записка “О здравии” и “О упокоении”

Церковная записка, подаваемая “О здравии” или “О упокоении”, – это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник – это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо “Христос умер за грехи наши” (1 Кор. 15, 3). “Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира” (1 Ин. 2,2).

Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва – святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

“Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам” (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним” (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

– Я не умею молиться, – смиренно отвечал отец Иоанн. – Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: – Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала: – Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – “О здравии”

Понятие “здравие” включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: “молитесь друг за друга” (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от “здравия” которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: “прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: “Поминайте наставников ваших” (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи : “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” ( 1 Тим. 5,8). За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: “отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон” (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – “О упокоении”

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам? Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.

Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает “принесение” – древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя. Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, “агничная”, полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, “богородичной”, священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, “девятичинной”, вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: “Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)”. Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

“На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!”

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это – заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения “Святая Святым” эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною”.

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в чело- веке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. “Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом”. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных. Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды. Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия. Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение. Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.

По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное “Господи, помилуй!”

Диакон призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!” В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: “Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…” Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей “во Христе братии нашей”, о властях и воинстве… Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.

В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются. Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – “диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших”. Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших – это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Церковь – это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос. К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.

Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, – ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.

Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших. Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них – домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии. “Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?” – пишет святитель Иоанн златоуст. Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что “милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех” (Тов. 12, 9).

Святитель Иоанн Златоуст советует: “Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук”.

Преподобная Афанасия, сказав, что “если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов”, добавляет: “если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям”.

Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва. Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших – это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией. Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.

Молитвы возносятся о людях “от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере”. Три субботы Великого Поста – субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста – установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу – вторник второй седмицы по Пасхе – с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название “радуница”, или “радоница”.

Троицкая родительская суббота – в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит “упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших”. Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан. Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок “О упокоении” такие же, как и записок “О здравии”.

“На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений”, – писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка. За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва. 3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос “кого?”). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, “о здравии” епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам “о упокоении” – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. 6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли) 7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна. 9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть “болящего”, “воина”, “путешествующего”, “заключенного”. Не пишут в записках – “страждущего”, “озлобленного”, “нуждающегося”, “заблудшего”.

10. В записках “О упокоении” усопший в течение 40 дней по кончине именуется “новопреставленный”. Допускается в записках “О упокоении” написание перед именем “убиенный”, “воин”, “приснопамятный” (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Источник: Сретенский монастырь, “Новая книга” 1997

www.pravmir.ru

Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии — Приход храма Успения Пресвятой Богородицы

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен. «О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке.  Поминальные записки всегда платные. 

Как правильно написать записку смотрите здесь.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии. Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя. Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

sv-usp.cerkov.ru

Что такое проскомидия о здравии в православии

Перед Таинством Причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

О других церковных поминовениях:

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Записки о здравии

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

Разовые списки бывают разные:

  1. Разовая простая записка читает алтарником.
  2. Заказная записка читается священником, притом не раз, а дважды. Первый раз заказная записка читается на проскомидию, когда священник вынимает кусочки специального хлеба, которые впоследствии опустят в вино — символ Крови Иисуса. Второй раз заказной список читается во время проведения ектеньи, в конце Литургии.
  3. Особая записка прочитывается четырежды:
    • проскомидия;
    • ектенья;
    • дважды молебен.

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Дискос, потир, звездица, копие, лжица

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

О Спасителе:

Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.

Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.

После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.

После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.

Посмотрите видео о проскомидии

molitva-info.ru


Смотрите также