Пмпк комиссия что это такое в школе


ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс

Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.

Что это такое и зачем нужно?

ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

  1. Умственная отсталость.
  2. ЗПР – задержка психического развития.

Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста  школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.

На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

  • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
  • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
  • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
  • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

Кто входит в комиссию?

Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:

  1. Педагог-психолог.
  2. Дефектолог необходимого профиля.
  3. Если ребенок слепой, то тифлептолог.
  4. Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
  5. Логопед.
  6. Педиатр.
  7. Невролог.
  8. Офтальмолог.
  9. Ортопед.
  10. Детский психиатр.
  11. Социальный педагог.

Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.

Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

Необходимые документы

День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:

  • Паспорт родителя/опекуна.
  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
  • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
  • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
  • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
  • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

Важно! Справки от врачей оформляются на отдельных бланках, на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.

Как происходит ПМПК

В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:

  1. Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
  2. Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.

Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.

Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.

Задаваемые вопросы

В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:

  1. Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
  2. Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
  3. Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
  4. Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
  5. Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
  6. Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
  7. Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.

Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.

Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.

Что делать с результатами

Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:

  • Рекомендация учится в обычной школе.
  • Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
  • Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.

Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее имеют полномочия решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.

Вывод

ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и  для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.

Поделиться:

Нет комментариев

papinian.com

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия): что это такое в детском саду и школе

Психолого-медико-педагогическая комиссия – важная инстанция для всех семей, где ребенок идет в школу или детский сад. Но особое значение она играет в жизни семей с детьми, имеющими нарушения или аномалии в развитии (психическом либо физическом), а также с поведенческими проблемами, например, синдромом гиперактивности. ПМПК выстраивает маршрут обучения и воспитания ребенка.

Суть ПМПК

Это комиссия, оценивающая комплексное здоровье ребенка: психическое, физическое и психолого-педагогическое. Что необходимо для подбора таких условий дальнейшего развития, в которых ребенок сможет максимально раскрыть собственный потенциал.

На ПМПК может направить только социальная служба, медицинское государственное учреждение, образовательное учреждение, ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) или общественная организация (но только с разрешения родителей).

Цели ПМПК

К целям ПМПК относится:

  • своевременное выявление и коррекция детского недоразвития;
  • диагностика по узким профилям детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или с особыми потребностями, как принято теперь в психологии говорить;
  • консультирование родителей;
  • объяснение и установка прав детей в сфере образования.

Задачи ПМПК

ПМПК решает 6 задач:

  1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь населению в профилактике отклонений в развитии детей.
  2. Своевременное обследование детей и выявление проблем.
  3. Определение готовности детей к обучению в школе.
  4. Подбор оптимальной формы обучения. При необходимости ребенок может быть отправлен на дополнительное обследование или ему изменят диагноз.
  5. Учет и контроль всех выявленных особенных детей.
  6. Отбор детей для коррекционных учреждений или классов, комплектация классов.

Состав ПМПК

Состав ПМПК может незначительно отличаться. Но в него обязательно входят:

  • врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр);
  • дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
  • социальный работник.

По желанию – юрист и другие специалисты.

Алгоритм обследования

Вот привели вы своего сына или дочь на то самое непонятное обследование ПМПК. Что же вас там ждет? На самом деле ничего страшного или необычного. Но знать не повредит.

  1. Изучение пакета сопроводительных документов (от ПМПк).
  2. Обследование ребенка каждым из специалистов, составление частных заключений.
  3. Беседа с ребенком, выполнение им заданий, соответствующих возрастной психологии.
  4. Сопоставление результатов, обсуждение, учет социальной ситуации развития, составление общего заключения.

Основа деятельности

В своей работе ПМПК руководствуется нормативно-правовыми документами:

  1. Международные акты, определяющие и защищающие права ребенка и его представителей.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения президента.
  3. Решение муниципального образовательного органа о создании ПМПК.
  4. Устав ПМПК.

ПМПК – районная самостоятельная организация. Потому нельзя говорить о ней в рамках детского образовательного учреждения или школы. Такой вопрос возникает обычно из-за путаницы в аббревиатурах и схожих понятиях ПМПК (комиссия) и ПМПк (консилиум). Последнее функционирует в условиях какого-то образовательного учреждения. А на комиссию направляют уже из ПМПк.

Ошибки ПМПК

Да, бывает и такое. Все мы люди. Самая популярная проблема – некорректный подход к ребенку во время осмотра, из-за чего чадо не проявляет свои истинные возможности. От чего это может возникнуть:

  • некомфортная для ребенка обстановка, незнакомые люди;
  • некомпетентность работников, что проявляется попытками торопить детей при выполнении заданий, игнорированием особенностей темперамента, отсутствием поддержки при выполнении заданий и перерывов в работе ребенка.

Все это негативно сказывается на детях, особенно на дошкольниках. И еще хуже такие условия отражаются на детях с отклонениями в развитии. Дети могут даже замолчать и вовсе отказаться выполнять задания. Но компетентный специалист всегда сможет определить истинную причину неудачи: действительно у ребенка не было ответа или он устал, испугался, разволновался.

Как подготовить ребенка к ПМПК

  1. Прежде всего расскажите ребенку о том, что его ждет. Скажите, что ему будут задавать вопросы, на которые он обязательно ответит, если подумает. Все ответы он знает.
  2. Упомяните, что людей будет много, и они будут незнакомые, но бояться не нужно. Ведь родители им доверяют, да и сами будут рядышком.
  3. Обязательно скажите, что даже если ребенок ошибется или не ответит, то это не страшно. Его не будут ругать дома или на комиссии.
  4. Пообещайте, что после ПМПК сходите куда-нибудь или купите что-то ребенку (решается индивидуально что).

Комиссия: проходить или не проходить

Родители часто боятся отдавать своего ребенка на комиссию. Форумы в интернете забиты вопросами о том, обязательно ли это, чем грозит и как «отмазаться». Разрушу все сомнения: это не опасно, это не обязательно, но это желательно и полезно вашей же семье. «Отмазаться» можно, но нужно ли?

Если проблема есть и она будет выявлена, то комиссия подскажет (именно подскажет, а не категорично прикажет), как ее устранить. Если ребенок здоров, то совсем переживать не стоит. Да, в заключении ПМПК пишут о том, может ли ребенок учиться в общеобразовательном учреждении или нужно специальное, нужны ли курсы дефектолога или другие занятия. Но все это носит рекомендательный характер, а не обязательный. Хотя я советую прислушиваться к результатам комиссии. Если есть сомнения – пройдите несколько комиссий. В случае одинакового результата стоит прислушаться к профессионалам.

Иногда родители боятся, что их ребенка назовут «дураком», потому и избегают любых комиссий. Но к сожалению, нередки случаи «хотел как лучше, а получилось как всегда». С проблемами в обучении и развитии ребенка может столкнуться любая семья. Это не постыдно и не наказуемо. Самое лучшее, что можно сделать – вовремя выявить проблему и поместить ребенка в соответствующие условия.

Чаще всего особые условия в детстве (при необходимости) дают «такого как все» ребенка в будущем. Работники комиссии – не враги. Они заинтересованы прежде всего в защите интересов ребенка и создании психологически благоприятных условий для его развития.

Узнайте о том, что такое ПМПК из первых уст ее специалистов на примере Перми (принципы деятельности не зависят от региона).

psychologist.tips

Психолого-медико-педагогическая комиссия в школе

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум), которая созывается для оценки уровня развития детей, если у медиков и педагогов возникают сомнения в отношении наличия у ребенка различных недугов и отклонений. Комиссия вправе:

  • консультировать родителей школьников относительно психического развития и физического состояния детей;
  • составить заключение о состоянии школьника, предоставить собственные рекомендации по его реабилитации или лечению.

Общие положения: что такое ПМПК в школе?

ПМПК в школе созывается по инициативе педработников (классного руководителя, администрации, завуча), школьной медсестры и реже — по желанию родителей, которые считают, что их дети нуждаются в квалифицированной помощи. Если инициатива исходит от школьных педагогов, прежде чем рекомендовать ПМПК, созывается школьный консилиум, на котором принимается решение о целесообразности подобной меры. Детский лечащий врач также может порекомендовать родителям ребенка обследовать на ПМПК, если хронические заболевания или врожденные пороки приводят к отклонениям в развитии.

Заседания комиссии проводятся нерегулярно, их организуют по мере надобности, в ходе составления методической базы или в зависимости от сложившейся ситуации. В особо сложных случаях комиссия может созываться экстренно.

Процедура предполагает диагностику состояния ребенка с последующим определением возможности или невозможности для учеников продолжать обучение в общеобразовательной школе. Обследование ПМПК может быть рекомендовано детям всех возрастов, но чаще его проходят школьники младшего звена, поскольку в 1-4 классе проще всего диагностировать различные отклонения в развитии.

Члены комиссии работают сообща и выступают в роли мультидисциплинарной команды. В состав комиссии обязательно включают:

  • профильных медработников (ЛОР, окулист, ортопед, педиатр);
  • представитель образовательной сферы и специалист сферы здравоохранения, который выступает его заместителем;
  • сурдопедагов, логопедов, педагогов-дефектологов;
  • психологов и психиатров;
  • социального педагога и юриста.

Вместе с постоянными членами, в ПМПК могут быть приглашены временные специалисты. Помимо членов комиссии, участвующих в диагностике ребенка, на заседании присутствует секретарь, который ведет протокол, фиксируя в нем все происходящее в кабинете. Достаточно большой штат комиссии созывается исключительно в интересах учащихся: таким образом дети могут пройти осмотр у всех специалистов в одном месте, что в значительной мере оптимизирует процесс.

На заседание комиссии дети приглашаются с родителями или их законными представителями. Как правило, школьная ПМПК собирается в одном кабинете, где учащийся общается с несколькими специалистами по очереди. Он сидит или стоит, отвечает на вопросы и выполняет задания в течение одного-двух часов. Члены комиссии тщательно готовятся к заседанию, предварительно составляя список вопросов и заданий, которые будет выполнять ученик.

Родителям и педагогам нужно быть внимательными к ребенку, тщательно подготовить его, поскольку процедура может вызвать дискомфорт у ученика или даже агрессию. В роли референтного лица нередко приглашают классных руководителей или педагогов, с которыми у учащегося сложились доверительные отношения: в их присутствии дети чувствуют себя увереннее и спокойнее.

Психолого-педагогическая комиссия в школе: цели и задачи процедуры

Формы работы консилиумов отличаются: созываются плановые и внеплановые заседания школьного ПМПК. Запланированные заседания проводятся после возникновения проблемы с обучением и воспитанием ученика, члены консилиума готовятся к заседанию, работают над поиском решения проблемы, а экстренные — могут проводиться в коллективной или индивидуальной форме в зависимости от того, кто нуждается в помощи и что спровоцировало экстренный созыв ПМПК. В отдельных случаях заседание комиссии проводится в виде игры, позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее.

Школьный ПМПК выполняет ряд важных задач:

  • определение наличия и причин появления отклонений в обучении и поведении учащихся;
  • разработка практического решения проблемного случая — воспитательных и коррекционных мер, индивидуального образовательного плана;
  • формирование рекомендаций педагогам и родителям в отношении дальнейшей учебы ребенка в виде плана коррекции процесса обучения (воспитательный и дидактические аспекты);
  • определении концепции адаптации ученика в образовательном пространстве и школьном коллективе;
  • предоставление индивидуально ориентированной социальной, психологической и юридической помощи учащимся с отклонениями.  

Консилиум преимущественно занимается:

  1. Диагностикой и последующим анализом социального и психического развития детей.
  2. С целью компенсации отклонений в развитии планирует психокоррекционную работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
  3. Оказанием профессиональной помощи в социализации и адаптации учащихся в коллективе школы.
  4. Обеспечивает методическое сопровождение работы социальных педагогов, психологов и родителей, которая направлена на устранение сложностей в воспитании и обучении.
  5. Анализирует конфликтные ситуации в семейной и педагогической среде, спровоцированные отклонениями в развитии ребенка.

Следовательно, на плечи членов консилиума ложится выполнение ряда важных функций

Диагностическая Определение причин возникновения затруднений в обучении, рассмотрение отношений в семье и в коллективе класса, оценка способностей и потенциала ученика. 
Реабилитационная Разработка эффективных инструментов коррекции возникших проблем, оптимизация образовательного процесса, помощь в семейной и социальной реабилитации, составление рекомендаций.
Воспитательная Формирование воспитательных рекомендаций для педагогов, школьной администрации и родителей в контексте работы с детьми с отклонениями развития. 

Согласно положению о психолого-медико-педагогической комиссии, ее работа строится на 8 принципах:

  1. Системного анализа педагогических процессов, происходящих в рамках школы.
  2. Гуманистического взгляда на детей как ключевую ценность в системе человеческих взаимоотношений.
  3. Автономности получения информации о ребенке (без преждевременного обмена мнениями с другими членами комиссии) для исключения диагностики недостоверных или искаженных фактов.   
  4. Следования профессиональной этике — обследование ребенка посредством методических и инструментальных методов, определенных профессиональной компетенцией.
  5. Продуктивного обмена диагностическими сведениями, которые каждый член комиссии предоставляет коллегам, сопровождая аргументированным заключением и фактами. Обсуждение строится на паритетных началах, а сформированное заключение должно учитывать индивидуальные особенности развития психики учащегося.
  6. Индивидуальности воспитательного процесса — разработка индивидуальной линии социальной адаптации и развития с определением задач, которые позволят раскрыть потенциал личности, предоставит перспективы для самореализации.
  7. Социальной адекватности средств и методов образовательного-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями или отклонениями.
  8. Формирования воспитательной среды — создание благоприятной среды для социализации учащегося в школе.

Специалисты ПМПК работают по индивидуальному плану в соответствии с нормами рабочего времени и реальными запросами педагогов или родителей на обследование школьников. Согласно положению о ПМПК, работа комиссии строится в рамках регламента.

  • Годовой рабочий цикл предопределяет не менее 4 плановых заседаний, на которых члены комиссии разрабатывают решения касательно коррекционно-развивающего и образовательного маршрута учащихся, оценивают состояние ребенка в динамике, в связи с чем корректируют составленную программу, вносят изменения в коррекционно-развивающую работу и образовательный маршрут.
  • Организуются плановые и внеплановые консилиумы. Заседания проводятся по запросу родителей или профильных специалистов для принятия срочных мер по обстоятельствам, которые были в экстренном порядке выявлены, для изменения курса коррекционно-развивающей работы по причине выявления ее неэффективности.

Скачать пример положения о психолого-медико-педагогической комиссииСкачать в .pdf

В ходе заседания специалисты сперва получают информацию от ребенка, после обмениваются мнениями и сведениями, а затем составляют заключение ПМПК школы и продумывают тактику психолого-педагогического сопровождения ученика. Чтобы получить необходимую информацию и принять решение, специалисты ищут ответы на вопросы:

  1. Как можно определить педагогический и психологический статус ученика на время прохождения комиссии?
  2. Характеристика проблем и особенностей развития учащегося.
  3. В чем заключается индивидуальная тактика сопровождения его образовательно-воспитательного процесса?
  4. Как скоро и в каких формах в психолого-педагогическом сопровождении ученикам примут участие учителя, психологи и медики?
  5. Возможно ли контролировать ход психолого-педагогического сопровождения?
  6. Как члены комиссии могут проконсультировать учителей, родителей ребенка и членов педколлектива?
  7. Как можно отслеживать эффективность сопровождения и его динамику?

Работа ПМПК в школе: алгоритм действий

Первичное обследование учащегося 1-4 классов на ПМПК

  1. Наблюдая за ребенком, который испытывает сложности в освоении программы, классный руководитель беседует с родителями учащегося (его законными представителями), рекомендуя обследование на ПМПК. Комиссия может созываться только после получения письменного согласия родителей, если же согласия нет, педагог может провести разъяснительную работу, пояснив важность процедуры обследования для решения проблемы в развитии ученика.
  2. Когда письменное согласие на проведение процедуры получено, классный руководитель составляет заявку на обследование ученика председателю школьной комиссии и параллельно с этим готовим документацию для ПМПК в школе. К перечню документов относят педагогическую характеристику учащегося, педагогическое представление, заявление родителей, информация об успеваемости ребенка, образцы его письменных работ, данные о числе пропущенных занятий.
  3. Каждый специалист школьной комиссии в индивидуальном порядке обследует ребенка, фиксируя результаты в представления учителя-логопеда и педагога-психолога. На этом этапе специалисты составляют рекомендации по поиску направлений работы с учеником. Медработник по запросу классного руководителя дает краткую информацию о развитии ребенка с раннего детства и до момента обследования. После сбора необходимой документации, назначается заседание школьного ПМПК.
  4. Школьную комиссию составляют учителя-предметники, медицинский работник, родители ребенка и члены ПМПК, которые заслушивают доклады классрука, социального педагога, медработника, логопеда и психолога касательно успеваемости учащегося. Специалисты беседуют с ребенком, спрашивая об особенностях семейного воспитания.
  5. Председатель комиссии составляет «Карту развития ребенка», где фиксирует информацию о ребенке, заявление родителей, документы, собранные специалистами и классруком. Карта хранится у председателя школьной комиссии, в конце каждой учебной четверти ее заполняют, а по завершению коррекционно-развивающего курса фиксируют наблюдаемую динамику.
  6. Секретарь консилиума ПМПК в школе ведет протокол заседания, куда вносит результаты обследования, составляет выписку из заседания для каждого ученика, которая хранится в «Карте развития ребенка» и личном деле учащегося.
  7. Если ученику рекомендована районная ПМПК для составления образовательного маршрута, родителям следует получить заключение на ребенка у врача-психиатра, которому можно показать письменные работы ребенка, педагогическую характеристику на него.
  8. Председатель школьного консилиума в этом случае подает заявку в районный ПМПК для обследования учащихся с трудностями освоения программы и разработки оптимальной для них формы обучения. Из «Карты развития ребенка» на районную ПМПК предоставляется ряд документов (заявление от родителей, педагогическое представление и характеристику на ребенка, представление учителя-логопеда и педагога-психолога, заключение школьной комиссии, данные об успеваемости и посещаемости ребенка, копии его письменных работ и свидетельства о рождении).
  9. На заседание районной комиссии ребенок приходит с родителями и представителем школьной ПМПК, предоставляет необходимые документы, включая медкарту из поликлиники. Родители должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Выписка из протокола заседания вносится в «Карту развития ребенка».

Повторное обследование учащегося на ПМПК

  1. Повторно районную ПМПК проходят дети по окончанию начальной школы, которые обучались по программе VII вида, а также учащиеся 6-х и 8-х классов.
  2. Когда ребенку рекомендуют коррекционно-развивающее обучение, ему назначается ведущий специалист (чаще это классный руководитель), тогда как остальные члены школьной комиссии контролируют динамику изменений, проводят коррекционно-развивающую работу.
  3. Школьный логопед, психолог, учителя-предметники и классный руководитель для председателя школьной ПМПК предоставляют документы, которые отражают эффективность выбранной коррекционной работы, что подтверждается динамикой изменений в развитии и фиксируется в педагогической характеристике.
  4. Классному руководителю важно заручиться поддержкой родителей и получить их письменное согласие на проведение повторного обследования. Для этого проводится просветительская работа, подготавливается пакет документов, а ребенок вновь получает заключение врача-психиатра. Классрук повторно готовит пакет документов на ребенка для комиссии.
  5. Если в состоянии развития ребенка наблюдается кардинальная отрицательная или положительная динамика, выявляются новые обстоятельства в ходе реализации коррекционной работы, по заявлению родителей может проводиться внеплановое повторное заседание районной ПМПК.

Отслеживание динамики развития ребенка специалистами школьной и районной ПМПК

Члены школьной комиссии в обязательном порядке предоставляют информацию о развитии детей, которые прошли районную ПМПК и тех, что были взяты на контроль по окончанию 2,3, 5 и 7 классов, в динамике. Для этого созывается расширенный состав школьной комиссии, куда входят представители школьной и районной ПМПК. Члены школьной комиссии для расширенного заседания готовят пакет документов, подтверждающий динамику развития учащегося:

  • педагогическая характеристика с анализом эффективности выбранной коррекционно-развивающей программы;
  • педагогическое и психологическое представление;
  • данные об успеваемости ученика;
  • карта динамики речевого развития.

После проведения заседания комиссии расширенного состава составляется протокол и рекомендации касательно дальнейшей работы с ребенком, его психолого-педагогического сопровождения для школьных специалистов и родителей.

Протокол заседания ведется по стандартному образцу. В документе секретарь фиксирует дату и список присутствующих специалистов, которые подписью подтверждают свое присутствие. Указывается повестка дня, вопросы, которые будут рассмотрены, описание заседания комиссии, где фиксируется все сказанное или произошедшее. В завершении вносятся рекомендации и предложения, разработанные членами комиссии. Секретарь и председатель комиссии заверяют документ своими подписями.

Составление заключения психолого-медико-педагогического консилиума (образец)

Заключение ПМПК содержит не только результаты обследования ребенка, но и развернутую картину его состояния и рекомендации для родителей и педагогов. Документ должен отражать положительные стороны ребенка, а не только негативные моменты. В характеристике на учащегося на ПМПК необходимо указать:

  • ФИО ученика, дату и год рождения, класс;
  • причина обследования (жалобы педагогов-предметников, желание родителей, рекомендация медицинского работника);
  • продолжительность обучения в данном образовательном учреждении;
  • личностные качества (склонность к обучению, наличие способностей, коммуникабельность, конфликтность);
  • описание отношений и формы воспитания, используемые в семье ученика;
  • специфику учебной деятельности несовершеннолетнего (скорость усвоения знаний, уровень развития, мировоззрения);
  • подробное описание степени освоения основных предметов и приобретения УУД, характеристика мыслительных процессов, памяти (для младших классов — умение писать и считать, владение базовыми знаниями о мире, для средних классов — более сложные и легкие в изучении предметы, общие разъяснения);
  • оценку эмоционально-личностной сферы ребенка.

Заключение комиссии фиксирует:

  • сможет ли ребенок учиться в обычной школе или ему необходимо коррекционное образовательное учреждение;
  • какие дополнительные занятия рекомендованы для коррекции нарушений развития (например, занятия с психологом или логопедом).

К общему заключению комиссии должно прилагаться заключение психолога, где он отражает характер межличностных отношений и уровень психоэмоционального развития ученика, а также заключение педагога-предметника или классного руководителя. Дополнительно свои заключения могут предоставить все члены комиссии, важно, чтобы в каждом из них были рекомендации касательно решения обнаруженной проблемы развития.

Как подготовить ребенка к школьному ПМПК?

Детям с отклонениями развития приходится проходить ПМПК несколько раз в год, потому особенно важно подготовить его к заседанию. Чтобы он не боялся и не переживал, родителям следует настроить малыша на честность и старание. Ребенок должен понимать, что если он не знает ответа на вопрос, он должен без опаски сказать об этом.

Заседание комиссии длится 30-70 минут и проходит в форме беседы. Ребенку задают вопросы или предлагают выполнять различные задания, например, перечислить цвета, сложить из деталей фигуру, выбрать нужную картинку из ряда предложенных. Эти задания не всегда касаются школьной программы: они скорее носят психологический характер и отражают уровень развития речи, памяти, внимания, мышления и восприятия.  

Характер проведения заседания зависит от предполагаемого диагноза и возраста учащегося.

Чаще всего детей просят рассказать:

  • О себе и своих близких — рассказать о членах семьи и друзьях, домашних питомцах, своих увлечениях, занятиях по дому и в школе, описать свой дом (квартиру) и комнату, назвать имена одноклассников и учителей.
  • Об окружающем мире — ориентироваться в понятиях размера, длины, величины, времени, веса, дат календаря, отличать выходные от будней, утро от ночи, называть расположение предметов, их форму и цвет.
  • О распорядке дня и базовых действиях — показать, как пишет или рисует, как демонстрирует эмоции и желания, поймать мяч, взять в руки предмет, подпрыгнуть или присесть.

Затем специалисты проверяют основные навыки ребенка:

  1. Логика — умение определить лишний или недостающий предмет, логически объединить предметы в одну группу, выстроить последовательность действий.
  2. Память — способность запомнить услышанные слова и повторить их, восстановить порядок предметов или картинок по памяти.
  3. Речь — оценивается произношение звуков, правильность построения предложений, склонения слов. Ученика могут попросить назвать синонимы, антонимы и омонимы к словам, назвать количество слов в предложении или звуков в слове, составить короткий рассказ на любую тему.

На первый взгляд обследование ПМПК не должно вызвать сложностей, поскольку вопросы и задания просты для детей школьного возраста. Однако дети, которым была рекомендована ПМПК, чаще всего страдают заниженной самооценкой, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, потому перед членами комиссии боятся не оправдать ожидания родителей, не справиться с заданием, выглядеть инвалидом.

Если ребенок не справляется с заданиями комиссии, важно проанализировать, не вызвано ли это волнением или страхом. Привычные методы диагностики не эффективны для педагогически запущенных учащихся и тех, для кого русский язык не является родным. Потому, чтобы учащийся не испытывал волнение, следует пояснить ему, что все члены комиссии желают ему исключительно добра, никто не будет задавать слишком сложные вопросы и давать невыполнимые задания, что с каждым из них он с легкостью справится.

ПМПК консилиум в школе: как избежать злоупотреблений?

Далеко не всегда заключение психолого-медико-педагогического консилиума соответствует действительности, зафиксированы случаи превышения полномочий, когда администрация образовательного учреждения таким образом вынуждала учеников переходить в коррекционные школы. К сожалению, нередко члены комиссии не только не консультируют родителей детей с отклонениями в развитии касательно их прав и возможностей, но даже дезориентируют их в правовых вопросах, дезинформируют, выступая в интересах школьной администрации, стремящейся снять ответственность за работу с особенными детьми.

Действия родителей

Родители могут отказаться от прохождения ПМПК в школе или обратиться в высшие органы, чтобы их дети могли пройти повторную комиссию городского или областного уровня, если:

  • решение комиссии вызывает сомнения, поскольку есть подозрение на предвзятость;
  • на родителей оказывалось психологическое давление с целью вынудить их перевести ребенка в другое ОУ или сменить программу;
  • есть сомнение в компетенции того или иного члена комиссии (в этом случае родители могут требовать его замену);
  • члены комиссии были негативно настроены, провоцировали у ребенка стрессовое состояние, вели себя агрессивно;
  • во время заседания не были учтены индивидуальные особенности ребенка.

Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно ФГОС второго поколения, недостаточное освоение адаптированной образовательной программы не является поводом для перевода ребенка в другое образовательное учреждение или изменения программы. Заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии носит исключительно рекомендательный характер, а потому не является поводом к переходу в специальные классы или другие учебные учреждения. Заключение районной или областной ПМПК является основанием для перевода ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Родители вправе задавать вопросы касательно заключения комиссии, содержательной части диагностики и выводов ПМПК. Ребенок проходит ПМПК только с разрешения родителей, последнее не требуется, если направление на обследование выдано по решению суда. В этом случае вместе с учащимся на заседании может присутствовать один или оба родителя. Нормативная база вопроса содержится в Положении об организации работы ПМПК, законе «Об образовании» и ФГОС.

Законные представители детей и их родители должны оказать малышам максимальную поддержку. Специалисты категорически не рекомендуют ругать детей за тот результат, который они показали на заседании. Взрослым следует понять, что действия их детей — это отражение родительского невнимания или ошибок в воспитании, потому независимо от результата процедуры сына или дочь следует похвалить за старания и напряженную работу.

Действия комиссии

Членам ПМПК следует помнить, что действия и решения оказывают влияние на дальнейшую судьбу ребенка. Оглашая родителям диагноз учащегося в его присутствии, специалисты нарушают права ребенка. Диагноз «задержка умственного развития» дает школьнику право на получение аттестата после окончания школы и освоения программы, тогда как «аутизм» и «умственная отсталость» — своеобразный приговор, по которому ученик может рассчитывать только на получение свидетельства об окончании школы (путь к среднему профессиональному и тем более высшему образованию будет для него закрыт).

Не менее пагубно сказывается на ребенке обсуждение его успехов и неудач в его присутствии. Если члены комиссии интересуются друг у друга, как ребенок будет учиться в пятом или шестом классе, это может подорвать его веру в себя, внушить уверенность в собственной неспособности и несостоятельности. Услышав критику и скептические замечания, младший школьник может истолковать это по-своему, решив, что он плохой, неподходящий для родителей и школы.

Действия школьной администрации и педагогов

Поскольку премиальный фонд школы и финансирование образовательного учреждения непосредственно зависит от успеваемости учащихся, педагоги нередко сознательно завышают оценки слабоуспевающим или неуспевающим ученикам, следуя негласным указаниям дирекции. В связи с этим школьная администрация не заинтересована в том, чтобы в числе учащихся были дети с умственной отсталостью или задержкой психического развития (далее — ЗПР).

Иная сложность связана с тем, что обучать детей с задержкой психического развития могут только лицензированные образовательные учреждения, в которых часто не хватает мест для всех нуждающихся в особых условиях. Поэтому дети с ограниченными возможностями и ЗПР попадают в обычные школы и обычные классы, где «портят» статистику, не успевая за программой, обучаясь вместе с остальными детьми. 

Узнать больше о работе психолого-медико-педагогической комиссии в школе можно в статьях:

www.menobr.ru

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:
  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:
  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:
  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

ПМПк и ПМПК: в чем разница? — Статья EduRegion.ru

Психолого-медико-педагогический консилиум и психолого-медико-педагогическую комиссия — оба понятия призваны помочь педагогу, родителям и детям, прежде всего, грамотно реализовать право на образование. Но в чем отличаются, кто входит в состав и как они работают?

Что такое ПМПк и ПМПК?

ПМПк — это психолого-медико-педагогический консилиум. Его еще называют школьным консилиумом. Его проводят силами образовательной организации и подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе. Специалисты консилиума решают несколько задач:

  • определяют, нужна ли конкретному ребенку специальная помощь в обучении и коррекции поведения;

  • консультируют родителей и учителей. Родителям рассказывают, как получить специальную помощь, например, создают индивидуальный план обучения. Учителям рассказывают, как работать с трудностями конкретного ребенка;

  • направляют детей за помощью к внешним специалистам, например, в ПМПК.

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Существует центральная комиссия и территориальные, территориальные располагаются в крупных городах. Специалисты комиссии проводят обследование ребенка, выявляют нарушения в развитии, поведении, следят за динамикой нарушений. Они могут проверить подозрения школьных специалистов, могут поставить диагноз, могут дать рекомендации по дальнейшему обучения, могут оспорить решение консилиума.

Также комиссия ведет мониторинг детей с трудностями в обучении и нарушениями поведения. Если специалисты увидят, что в регионе много детей с определенными нарушениями и им не хватает отдельного коррекционного интерната или других мер помощи, то комиссия может обращаться к властям за помощью.

Работа ПМПк и ПМПК регулируется нормативными актами. О работе консилиумов сказано в письме министерства образования, о работе комиссии — в постановлении правительства.

Кто входит в состав ПМПк и ПМПК?

Консилиум. Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.

Комиссия. Комиссию возглавляет руководитель. В состав входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Как работают ПМПк и ПМПК?

Консилиум. Председатель собирает консилиум планово — раз в квартал, или внепланово, когда случаются экстренные события, например, правонарушения. До консилиума ребенок должен пройти всех специалистов — педагогов, логопеда, психолога, врача. Ребенок проходит консилиум с согласия родителей: они подписывают договор со школой.

За ребенком закрепляют ответственного: он будет помогать готовиться к консилиуму, проведет по всем специалистам, объяснит, что это не страшная процедура. Этот же ответственный будет следить за исполнением рекомендаций, которые прозвучат на консилиуме.

С ребенком каждый специалист общается отдельно. Родитель имеет право присутствовать на собеседованиях. Это не сказано в федеральном нормативном акте, но такое право есть у родителей по закону «Об образовании» и должно быть прописано в локальном акте школы.

Затем в назначенное время проходит консилиум. На нем оглашают решение и рекомендации. Если специалисты считают, что нужна помощь внешних специалистов или нужен диагноз, ребенка могут отправить на комиссию. Но это только рекомендация — родители могут отказаться. Родители могут присутствовать на консилиуме: если им что-то непонятно в решении, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.

Комиссия. Заседание проводят в здании территориальной комиссии или в другом медицинском учреждении. Дату заседания должны назначить заранее и сообщить об этом родителям.

Дети попадают на комиссию только с согласия родителей. Родители или сами ведут ребенка или дают согласие, если это инициатива школы. Комиссия может запрашивать информацию о детях не только у родителей и школ, но и у органов власти. Например, информацию из полиции о правонарушениях, совершенных ребенком.

Родители вместе с детьми приходят на заседание комиссии и приносят заявление или согласие, копию паспорта ребенка или свидетельства о рождении, заключение консилиума или специалиста, если есть, заключение комиссии, если раньше ее уже проходили, выписку из истории развития ребенка, характеристику из школы, результаты продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по русскому языку и математике.

Примерные вопросы, которые задают ребенку члены ПМПК.

Во время заседания ведется протокол. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. После обследования комиссия выдает заключение с выводами о состоянии ребенка.

Специалисты указывают диагноз, прогноз и рекомендации. Родители могут не следовать им и обжаловать в центральной комиссии. Могут наоборот использовать заключение, чтобы им оказали необходимую помощь. Например, комиссия может написать, что ребенку нужен тьютор. Тогда директор школы обязана пойти навстречу и найти тьютора или придумать что-то еще.

eduregion.ru

Что такое ПМПК комиссия (психолого-медико-педагогическое заключение) - в 2019 году, программа прохождения для ребенка, вывод

Некоторые дети сталкиваются с проблемными моментами при обучении или общении с ровесниками. В этом случае им могут порекомендовать прохождение комиссии. Данное предложение выносится обычно педагогами и психологами.

Само понятие «психолого-медико-педагогическая комиссия» обычно пугает родителей. Они начинают тревожиться, переживать за результаты исследования.

Консилиум специалистов собирается для изучения отдельных умений, достижений и личностных качеств ребенка. При этом проводится комиссия в некомфортных для него условиях. Поэтому часто в результате выносится ложный вердикт. Важно знать, на что нужно обратить внимание родителям и как подготовить ребенка к прохождению ПМПК в 2019 году.

Что это такое

Далеко не все родители знают, что такое ПМПК комиссия. Под данным термином подразумевают комплекс диагностических мер, направленных на постановку того или иного диагноза ребенку. Проводится она с участием различных специалистов, в сферу профессиональных интересов которых входят умственная отсталость, задержка психического развития.

Обследование имеет конкретную цель. В результате специалисты должны определить, может ли ребенок обучаться в стандартном образовательном учреждении, после того, как окончит детский сад. Если ответ будет отрицательным, потребуется коррекционная школа.

Допускаются к обследованию не только дошкольники, но и уже обучающиеся на начальном уровне дети. В период с первого по четвертый класс становится понятно, имеются ли какие-либо препятствия к получению образования ребенком в обычной школе. Инициаторами направления на комиссию могут являться различные люди.

К ним относятся:

  • учитель;
  • завуч;
  • специалист по психологии;
  • родитель;
  • официальный представитель ребенка.

Общие требования к комиссии

Программа комиссии предусматривает прохождение нескольких основных этапов. Она основывается на доказательной базе, которая необходима для достижения цели ПМПК.

Многие считают, что прохождение ПМПК является унизительным для их ребенка. Ведь в ходе нее специалист может поставить не совсем радужный диагноз. Однако не все догадываются, что данный метод позволяет скорректировать программу развития школьника или дошкольника.

Работа данных комиссий регулируется на законодательном уровне. Опираются специалисты на научные исследования. Поэтому проверка ограничений способностей ребенка производится несколькими доступными методами.

Среди них выделяют инструменты:

  • медицинской;
  • психологической;
  • педагогической направленности.

От того, какие специалисты соберутся в комиссии, зависит достоверность поставленного диагноза. В связи с этим и определяются дальнейшие действия, которые влияют на судьбу несовершеннолетнего. Поэтому привлекать требуется высококлассных педагогов, психологов, которые имеют богатый опыт.

Родителям важно знать, что предвзятое отношение к их ребенку должно быть исключено. Ведь специалисты несут ответственность за сделанный вывод после обследования. Если он оказывается спорным, то вопрос решается в пользу ребенка.

Основным документом, регулирующим проведение ПМПК, является Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

В нем отмечается, что проводится она для:

  • обследования детей, возраст которых составляет от 0 до 18 лет с целью выявления особенностей в развитии психики и физического здоровья;
  • подготовки рекомендаций по поводу оказания помощи детям, у которых выявлены отклонения;
  • консультирования родителей и законных представителей, работников образовательных учреждений, медорганизаций.

Процедура проводится на бесплатной основе. Чтобы начать ее прохождение, нужно предоставить специалистам определенный пакет документов.

В него входят:

  • удостоверение личности законного представителя ребенка;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего или паспорт после достижения им возраста 14 лет;
  • удостоверение опекуна (в случае установления опеки);
  • выписка, подготовленная педиатром медицинского учреждения, по форме Ф-12;
  • заключение, составленное офтальмологом;
  • медицинский документ, подготовленный отоларингологом;
  • заключение от невропатолога;
  • выписанная психиатром бумага;
  • заключение от ортопеда при наличии нарушений опорно-двигательной системы;
  • характеристика, составленная классным руководителем;
  • документ, который составил логопед, психолог;
  • тетради по русскому языку и математике;
  • рисунки для детей дошкольного возраста в количестве четырех штук.

Удостоверяющие здоровье справки должны быть оформленными на отдельном бланке каждая. На них ставится штамп медицинской организации, а также личная печать врача, его подпись. Документы имеют ограниченный годом срок действия. Исключение составляет справка от психиатра, выдаваемая на полгода.

Принцип работы

Проверка, на каком уровне находится развитие детей, производится в установленном порядке. Ребенку могут задать вопросы из стандартного перечня, а также допускается выполнение им заданий.

Чем обычно интересуются

Выделяют несколько основных блоков, вопросы в рамках которых могут задавать детям. Одним из них является рассказ о себе.

Ребенок должен:

  • представиться сам, рассказать о родителях и друзьях;
  • назвать адреса, возрасты описываемых;
  • отметить наличие домашних животных;
  • рассказать об учителях, воспитателях.

Важно, чтобы ребенок поделился знаниями об окружающем мире. Он должен разделять противоположные понятия, иметь представление о временах года, смене дня и ночи, цветах, формах.

Комиссии нужно проверить уровень логического мышления ребенка и способность к обобщению. В рамках этого задания выбирается лишний предмет, группируются понятия.

Проводится тестирование памяти. Дети должны повторить названные слова, поиграть в мемори-игру.

При проверке речи оцениваются:

  • правильность построения предложений;
  • произношение звуков;
  • соблюдение времен глаголов, родов существительных.

Кроме того ребенок должен привести примеры антонимов, синонимов и омонимов.

Испытуемые должны показать, как они умеют справляться со своими обязанностями. Проверяется умение выразить желание поесть, поспать, сходить в туалет.

Отдельным пунктом является проверка координации. Ребенка могут попросить пнуть мяч, попрыгать на одной ноге.

Возможные задания

Отзывы многих родителей позволяют подготовить ребенка к прохождению комиссии. В рамках проверки даются некоторые задания, которые малыш или школьник должны выполнить.

При проверке чтения отводится текст на половину страницы. Ребенок должен не только воспроизвести его, но и рассказать основную мысль.

Следующим этапом является проверка понимания пословицы. Однако часто специалисты вместо предложения «объяснить» суть, спрашиваю, «почему» так говорят. Это в корне меняет ответы детей.

После этого ребенка могут попросить воспроизвести аналогичную вышеназванной пословице. Таким образом он должен привести утверждение, которое бы имело одинаковый смысл с уже озвученной.

В ходе проверки математических знаний ребенок должен был решить задачу, состоящую из двух действий. Некоторым детям задавали вопросы по таблице умножения.

Порядок проведения

Родителям, которые хотят отправить ребенка в общеобразовательный класс, назначается дата проведения комиссии. В этот день они должны явиться с испытуемым, взяв с собой полный пакет документов.

Заседают все специалисты в одном помещении. Иногда они сидят вместе, а в некоторых случаях делятся на несколько столов. В последнем случае ребенок общается с ними по очереди.

Общение устанавливается в виде заданного вопроса и полученного на него ответа. Несмотря на то, что беседа чаще дружественная, дети ощущают себя в ходе нее не комфортно. Усугубляет проблему и то, что на испытание отводится около двух часов.

Нюансы характеристики

Если ребенок направляется на ПМПК, то в наличии должна быть в обязательном порядке составленная педагогом характеристика. В ней классный руководитель, воспитатель могут прописать все недостатки ученика. Также описывается полная картина, характеризующая состояние несовершеннолетнего. Некоторые моменты не нужно пропускать.

Среди них выделяют:

  • характер затруднений, которые имеет ребенок;
  • предпринятые меры;
  • реакция ученика на воздействие.

Важно отмечать не только отрицательные, но и положительные стороны.

При составлении характеристики можно прописать количество лет, в течение которых ребенок обучается в школе, посещает детский сад. Приводятся факты из биографии семейного характера, отражаются личностные данные. Важно указать, какая успеваемость у данного ученика по всем предметам.

При составлении документа нужно помнить о важных разделах и определенной последовательности:

  • фамилия, имя, отчество ученика;
  • место, где он обучается;
  • сведения о семье;
  • нюансы учебной деятельности;
  • личностные, психологические характеристики;
  • разъяснение по всем направлениям учебной деятельности.

Последующие формальности

После того как комиссия будет пройдена, родители получают на руки результат. Многие не знают, можно ли отказаться от обучения в специальной школе при подтверждении ОВЗ.

Что делать с результатами

Определить дальнейшие действия после получения результатов должны сами родители.

Итогом заседания комиссии может быть решение о необходимости:

  • обучения в обычной школе;
  • изучения специализированной программы, посещения специальной школы;
  • занятий ребенка с одним из узких специалистов.

Некоторые родители не совсем согласны с мнениями врачей и педагогов. В этом случае им нужно попытаться восстановить нарушенные права детей.

Нарушение прав детей

Члены комиссии не всегда благосклонно относятся к детям, которые тестируются ими. Они иногда осуждают матерей за то, что те пытаются отправить ребенка в обычную школу. Поэтому нередко выражается пессимизм в отношении положительной динамики.

Дети, которые приходит на комиссию, обычно помимо проблем с речью, психикой, имеют еще и заниженную самооценку. Они считают себя не такими, как все. Поэтому они не хотят проходить тестирование, получать новую травму за счет того, что их в очередной раз назовут неполноценными.

Недобросовестные члены комиссии специально еще больше навевают ужас. Они торжествуют над беспомощностью детей и выражают собственную власть.

В момент прохождения проверки ребенок волнуется. При нервном напряжении все знания вылетают у него из головы.

Часто специалисты ПМПК не только не консультируют родителей, но и предоставляют им ложную информацию. Они уверяют, что ребенку требуется лечь в стационар на лечение. В этом случае члены комиссии попросту снимают с себя ответственность за обучение таких детей с остальными школьниками.

Родители имеют право отказаться от прохождения комиссии. Если же ребенок все же прошел тестирование, то перевести его насильно в специализированную школу никто не вправе.

Заключение комиссии имеет рекомендательный характер. Если родители не знают своих прав, они могут растеряться и начать оформление ребенка в спецклассы.

Подготовка ребенка

Чтобы ребенок не испугался и не растерялся при прохождении комиссии, родители должны провести с ним беседу и правильно подготовить его. Ведь вопросы составляются на основании возраста ребенка и установленного диагноза.

Важно выяснить, что должен знать несовершеннолетний в каждый из периодов жизни. На основании этого составляется план подготовки.

Важно после получения результата выяснить, почему ребенок не справился с заданием. Виной этому может быть волнение или другие причины. Именно поэтому предварительная подготовка чрезвычайно важна.

Если права несовершеннолетнего нарушаются, родители могут обратиться в вышестоящие инстанции. Действия специалистов, входящих в состав комиссии, а также поставленный диагноз подлежат обжалованию.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

jurjur24.ru


Смотрите также