Петроглифы что это такое


Петроглифы - это... Что такое Петроглифы?

«Газетный камень», штат Юта, США

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.

  • Остатки петроглифов Бага-Заря

  • Зарубино (Джидинский район)
  • Оргойтон
  • Дюрбены
  • мыс Скала Шаманка
  • Петроглифы рядом с селом Казановка

  • Петроглифы в Joutsassa[fi]
  • Dalgarven Mill - краеведческий музей Эйршира[en]

Ирландия

Италия

Норвегия

  • Наскальные рисунки в Центральной Норвегии[en]
  • Наскальные рисунки в Дроттене[en]
  • Наскальные рисунки в Эйдефоссе[en]
  • Наскальные рисунки в Vingen[en]
  • Наскальные рисунки в Осли[en]
  • Петроглифы в Боглоса[de]
  • Петроглифы в Бёла[de]
  • Петроглифы Аллинге-Сандвиг[de]

Португалия

Испания

  • Петроглифы в Галиции
  • Пещера Altxerri[de]
  • Пещера Ekain[de]
  • Идол и кинжал в Пенья Ту[es]

Швеция

  • Скандинавский бронзовый век
  • Наскальное искусство из Flyhov hällristning (Västmanland)[sv]
  • Петроглифы Himmelstalund в Norrköping[sv]
  • Петроглифы Hästhallen[sv]
  • Петроглифы Häljesta (Västmanland)[sv]
  • Петроглифы Slagsta hällristning (Södermanland)[sv]
  • Петроглифы Släbro (Nyköping)[sv]
  • Петроглифы Nämforsen (Ångermanland)[sv]
  • Петроглифы в Глёса (Jämtland)[sv]
  • Петроглифы Gärdesån (Jämtland)[sv]

Петроглифы в Африке

  • Наскальные рисунки Южного Орана[en]
  • Наскальные рисунки Джельфы[en]
  • горы Ахаггар, Алжир
  • Фигвигские петроглифы[en]
  • плато Аир, Нигер
  • Наскальное искусство Айн-Сефры[fr]
  • Наскальное искусство Эль-Баяда[fr]
  • Наскальное искусство в Афлу[fr]
  • Наскальное искусство Тиарета[fr]
  • Наскальное искусство Бу-Саады[fr] (Алжир)
  • Наскальное искусство Константинуа[fr] (Алжир)
  • Наскальное искусство Тагита[fr] (Алжир)
  • Наскальное искусство Феззана[fr] (Ливия)
  • Наскальное искусство Сахары
  • Кару (Эфиопия)[de]

Танзания

  • Провинция Кондоа-Иранди, Танзания.

Эфиопия

  • Петроглифы в гротах Каррора и Баати-Суллум, Эритрея, Эфиопия.

Канарские острова

  • Парк культуры Ла-Сарса, в Гарафии, о.Пальма, Канарские острова[de]
  • Пальма (остров), Канарские острова[de]
  • Гуаньчэн[de]
  • Наскальные рисунки в Фахане[de]
  • Наскальные рисунки на кладбище в Эль-Пасо[de]
  • Археологический парк Бельмако (Belmaco) в Вилья де Масо

Петроглифы в Азии

  • Каменный век в Южной Азии

Армения

Азербайджан

Индия

  • Perumukkal[en]
  • Деревня Коллур, Виллупурам, штата Тамилнад, Индия.
  • Гоа (юго-запад Индии).
  • Usgalimal наскальные рисунки[en]

Казахстан

  • Олентинские писаницы в Казахстане
  • река Чумыш

Корея

Киргизия

  • Араван
  • В Тянь-Шане: горы Чолпон-Ата, в Таласской долине, Саймалуу Таш
  • Скала «Престол Сулеймана», Ош, Ферганская долина
  • Ак-Чункур
  • Тене-Таш
  • Аласская долина
  • Курган-Таш
  • Саймалуу-Таш

Так же есть ретроглифы в Кюркюрёо-Суу (15 в. до н. э. −8 в. н. э.), Калмак-Ашуу (5 в. до н. э. −10 в. н. э.), Чийим-Таш (6 −8 в.в.), Куганды, Ит-Агар, Чаар-Таш, Кёк-Дёбё, Кочкор, Кара-Джар, и др.

Пакистан

Монголия

Филиппины

  • Аньоно, петроглифы из Ризал, Филиппины

Тайвань

  • Ваньшань, петроглифы вблизи Маолиня были обнаружены между 1978 и 2002 годом.

Вьетнам

Китай

  • Наскальная живопись в горах Хуа[en]

Южная Корея

Турция

Египет

Пещера Пловцов

Иордания

  • Вади-Рам[en]
  • «Граффити Скалы», примерно в 110 км юго-западу от Эр-Рияд с Меккой, шоссе

Израиль

Петроглифы в Австралии

Петроглифы Америки

  • Водные петроглифы
  • Наскальные рисунки полуострова Калифорния
  • Цанкави
  • Циреге

Бразилия

  • Лажеду-ди-Соледади
  • Национальный парк Катимбау
  • Педра-Пинтада
  • Пещера Жентиу

Южная Америка

Аргентина

  • Петроглифы в национальном парке Талампайа

Парагвай

  • Индийские надписи в Парагвае[hu]

Венесуэлла

  • Национальный парк Сан Эстебан[en]

Центральная Америка

Коста-Рика

http://en.wikipedia.org/wiki/Guayabo_de_Turrialba

Петроглифы в Перу

Пуэрто-Рико

Доминиканская Республика

Петроглифы Тихоокеанского бассейна

  • Петроглифы острова Пасхи
  • Гавайи (в частности, Большой Остров)

См. также

  • Мегалиты
  • Сейд
  • Менгир
  • Священные камни
  • Скифские курганы
  • Дольмен
  • Руины
  • Первобытное искусство Нижнего Приамурья
  • Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»
  • Петроглифы на поверхности «курчавых скал» Чаганского скэбленда, Юго-Восточный Алтай.
  • Хельеста (швед.)русск., Швеция
  • Вестманланд, Швеция
  • Петроглифы в Немфорсен, Швеция
  • Петроглифы Hawaiin, Исландия
  • Петроглифы в Стейнхьер, Норвегия
  • Писаница «Турунтаево», Бурятия
  • Дырестуй. Писаница Луковый Утёс (II—I тыс. до н. э.)
  • Худжир — петроглифы (бронзовый век).
  • Новоселенгиская писаница, Бурятия
  • Гора Чалпан (Ширинский район, Хакасия) (II тыс. до н. э. до VIII—X вв)
  • Петроглифы Курайской степи, Алтай
  • Подкунинская писаница, Хакасия
  • Олентинские писаницы в Казахстане
  • Суктаж
  • Тепсейская писаница
  • Писаница у озера Тус, Ширинский район, Хакасия
  • Наскальные изображения Южной Хакасии
  • Наскальные изображения Северной Хакасии
  • Скала «Писаница», Оленьи ручьи
  • Каратагская писаница
  • Мачадинские петроглифы
  • гора Цаган-Сала

Ссылки

Международные ресурсы

Координаты: 47°34′26″ с. ш. 2°53′52″ з. д. / 47.573889° с. ш. 2.897778° з. д. (G) (O)47.573889, -2.897778

dic.academic.ru

Что такое Петроглифы

12Окт

Петроглифы – это изображения вырезанные или высеченные на скале. Иногда петроглифы принято называть первобытным наскальным искусством или наскальной живописью.

Петроглифы в истории.

Петроглифы являются одной из самых ранних форм искусства, которое существовало во всем мире начиная с доисторических времен. Некоторые изображения, имеют возраст более чем 10 000 лет. Стоит отметить, что петроглифы, как вид искусства существовали многие тысячи лет вплоть до относительно недавний времен. Некоторые коренные американцы практиковали создание подобных изображений практически до эпохи европейских завоеваний.

Суть, форма и значение петроглифов.

Подобные изображения могут состоять из множества типов различных элементов. Некоторые из них являются репрезентативными по своей природе, изображающими узнаваемые фигуры людей и животных, в то время как другие включают в себя геометрические формы и узоры. Бытует мнение, что именно такие узоры могли стать прародителями первой письменности, но из-за их возраста невозможно интерпретировать большинство петроглифов с какой-либо степенью определенности.

Таинственная природа доисторических петроглифов привлекла интерес многих ученых, хотя их интерпретации часто расходятся. Единственный консенсус в том, что данные рисунки имели большое значение для доисторических людей. Существуют теории, что некоторые из изображений являются некими астрономическими руководствами, историческими записями или ритуальными рисунками.

Особенно озадачивает тот факт, что многие петроглифы демонстрируют удивительное сходство на огромных расстояниях. Это значит, что несмотря на огромные расстояния вплоть до разных континентов, изображения по всему миру очень похожи. Неизвестно, связано ли это с коммуникацией и культурным обменом в доисторическую эпоху или дело заключается во врожденном сходстве человеческого мозга, но факт остается фактом.

Многие ученые пытались переводить данные изображения используя современную интерпретацию информации. Но увы, в результате всегда мнения расходились, и теории получались весьма невыразительными и неправдоподобными. Скорее всего, это связано с тем, что современным людям практически невозможно понять парадигму мышления древних людей. Дело в том, что все что мы можем трактовать используя современную модель мышления, для древних людей могло иметь совершенно другое значение. Таким образом, вероятней всего тайны петроглифов останутся в большинстве своем неразгаданными.

chto-takoe.net

Петроглиф - это... Что такое Петроглиф?

«Газетный камень», штат Юта, США

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros — камень и glyphe — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.

Петроглифы в России

Петроглифы, штат Аризона, США

Международные ресурсы

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Петроглиф - это что такое?

Людям всегда хотелось передать свои мысли и переживания, и задолго до появления письменности они нашли уникальный способ рассказать о том, что чувствуют, с помощью наскальных изображений, которые являются настоящими археологическими памятниками. Их научная значимость в изучении духовной культуры неолитического и бронзового периодов неоценима.

Такие летописи, выбитые древними художниками каменными и металлическими инструментами, найдены на всех континентах нашей планеты. А по данным ученых, в 120 странах насчитывается порядка 35 миллионов различных фигур, оставленных будущим поколениям.

Наскальные шедевры

Петроглиф – это рисунок, высеченный на камне, а тематика изображений могла быть совершенно разной. Везде, где жили древние люди, находят наскальные шедевры, которые считаются частичками культуры первобытных племен. Самые ранние изображения несли магический смысл, и их рисовали, чтобы задобрить духов перед рыбалкой или охотой. На камнях запечатлевались животные, а затем стали появляться очертания людей.

Знаки в виде круга или волны чаще всего использовались при создании календарей. Со временем надписи стали появляться на специально созданных каменных сооружениях, менгирах и дольменах, и они имели священный смысл.

По мнению ученых, петроглиф – это рассказ мыслящего человека, выражающего таким образом свое видение мира. Смысл рисунка нес особую значимость для художника, долго и кропотливо высекавшего изображения в скалах и полировавшего все отколотые места. Самые древние шедевры более изящны и тщательно прорисованы, а поздние петроглифы не отличаются композиционной завершенностью и достаточно грубо выполнены. Исследователи считают, что появившиеся символы уже не несли смысловой нагрузки, а после того как была изобретена бумага, необходимость высекать надписи отпала.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что петроглиф – это не картинки с натуры, а переработанный сознанием первобытного человека мир, тесно связанный с культом, системой обрядов и верований.

Открытия продолжаются

Удивительно, но традиции наносить древние петроглифы возникают в разных частях земли совершенно самостоятельно, а каждый археологический памятник имеет отличия в манере нанесения и содержании изображения.

Открытия ученых продолжаются и сейчас. Считается, что древнейшие на нашей планете рисунки найдены в Австралии, и их возраст превышает 40 тысяч лет.

Одними из самых ценных творений, имеющих мировое значение, признаны найденные в Карелии петроглифы. Наскальные изображения, созданные шесть тысяч лет назад, широко известны и часто становятся объектами международных исследований. Древнее искусство первобытных людей привлекает большое количество туристов, для которых организуются научные экскурсии.

Нерасшифрованные петроглифы

Специалисты окрестили петроглифы Карелии «библией каменного века», ведь их значение для мировой культуры бесценно. Рисунки отличаются тем, что находятся не на вертикальной стене, а буквально под ногами посетителей. К сожалению, многие знаки, высеченные древними творцами, не расшифрованы и по сей день. Рядом с привычными изображениями людей и животных соседствуют непонятные знаки, больше похожие на летательные аппараты. Ученые уверены, что за рисунками кроется глубокий смысл: сначала символы появились в сознании людей, а только потом – на скале. Они были выбиты в IV–III веках до нашей эры.

Археологический комплекс Беломорья

«Беломорские петроглифы» – это название археологического комплекса, который включает в себя не только рисунки, но и стоянки древнего человека. Около двух тысяч изображений находятся на островах Большой Малинин, Шойрукшин, Ерпин Пудас, но, пожалуй, самыми интересными признаны шедевры Новой и Старой Залавруги. Охотничьи рисунки первобытной эпохи восхищают особым талантом древних художников. Перед выразительными сценами охоты, достигающими в размерах более 2,5 метра, в восхищении замирают туристы. Кстати, здесь можно увидеть и рисунок человека, бегущего на лыжах.

Рисунки фантастического содержания

Онежские петроглифы, расположенные в Пудожском районе на берегу Онежского озера, объединяются в целые композиции. Около 1200 изображений хорошо видны на фоне отливающей красным скалы, но есть и такие, которые поросли лишайниками, и найти их с первого раза непросто.

Рисунки существенно отличаются от беломорских тем, что они наполнены фантастическим содержанием. Например, на мысе Бесов Нос можно наблюдать странную фигуру высокого роста с лицом животного и распластанную на земле. Считается, что наши предки изобразили «беса». Рядом с ним находятся рисунки ящерицы и налима, составляющие вместе так называемую триаду.

Местные жители всегда знали про рисунки, но считали их порождением дьявола. Известна история о монахах Муромского монастыря, попытавшихся изгнать беса из творений древних людей, для чего они выбивали кресты на наскальных фигурах.

Первобытный храм

Мифологические сцены, оставленные нашими предками, исследуются учеными всего мира, сделавшими признание, что они наблюдают настоящий первобытный храм, в котором иконостасом служили гранитные скалы.

К сожалению, не все рисунки дошли до нас в первоначальном состоянии. Онежские петроглифы, омываемые водой, стираются со временем, лишайники и мхи разъедают уникальные изображения, многие потемнели и слились по цвету со скалами, поэтому обнаружить их сейчас не представляется возможным.

Живые картины

Однако есть немало хорошо сохранившихся шедевров наскальной живописи, причем четкость высеченных изображений зависит от освещения. Солнечные лучи, играющие на рассвете, полностью преображают петроглифы Карелии, и кажется, что знаки, оставленные нашими предками, оживают на глазах. Двигающиеся картины – это неповторимое зрелище, ради которого сюда спешат интересующиеся культурой туристы.

Можно сказать, что петроглиф – это не только исторически важный объект, но и памятник искусства, позволяющий прочитать уникальную каменную книгу и прикоснуться к древней истории. Высеченное изображение на скале может многое рассказать о жизни далеких предков, и вполне возможно, что не за горами новые открытия.

fb.ru

ПЕТРО́ГЛИФЫ

П. – спо­соб пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, по­я­вив­ший­ся в ка­мен­ном ве­ке и су­ще­ст­вую­щий до­ны­не. Изо­бра­же­ний, вы­пол­нен­ных в тех­ни­ке П., су­ще­ст­вен­но боль­ше, чем рос­пи­сей, на­но­сив­ших­ся на ана­ло­гич­ные при­род­ные объ­ек­ты. Кон­цен­тра­ции П. не­ред­ко свя­за­ны со свя­ти­ли­ща­ми, мес­та­ми про­ве­де­ния ка­лен­дар­ных празд­ни­ков, при­уро­че­ны к важ­ным точ­кам ланд­шаф­та – пе­ре­пра­вам, пе­ре­ва­лам и др. П. яв­ля­ют­ся важ­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком, мно­гие – про­из­ве­де­ния­ми иск-ва, объ­ек­та­ми ту­риз­ма, в т. ч. по­лу­чив­шие все­мир­ную из­вест­ность [Бо­яр­ские пи­сани­цы, Бе­со­вы След­ки, Бе­сов Нос, За­лав­ру­га – важ­ней­шая груп­па П. на Бе­лом м., вклю­чаю­щая ком­по­зи­ции, в т. ч. сце­ны ини­циа­ций, охо­ты, Пег­ты­мель (Чу­кот­ка), Са­ян­ско­го кань­о­на пет­рог­ли­фы, Си­ка­чи-Алян, Том­ская пи­са­ни­ца, Кал­бак-Таш (рис.) и др. – в Рос­сии; Ка­мен­ная мо­ги­ла – на Ук­раи­не] и вклю­чён­ные в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия [Аль­та, Бо­гус­лен, Вал­ка­мо­ни­ка, Ко­бу­стан, Су­лай­ман-Тоо (Кир­ги­зия), Там­га­лы, Тас­си­лин-Адд­жер, Фош-Коа и др.]. Вы­даю­щую­ся роль в ста­нов­ле­нии ис­сле­до­ва­ний на­скаль­но­го иск-ва в Рос­сии сыг­рал А. П. Ок­лад­ни­ков, ос­но­вы рос. на­уч. пет­ро­гли­фо­ве­де­ния за­ло­же­ны М. А. Дэв­лет, А. И. Мар­ты­но­вым, В. И. Мо­ло­ди­ным, В. И. Рав­до­ни­ка­сом, Я. А. Ше­ром и др.

bigenc.ru

Карельские петроглифы, история открытия петроглифов Беломорья

Карельские петроглифы [1]

Петроглифы – наскальные рисунки древних людей, расположенные в разных частях Карелии. Их происхождение датируется IV-III веками до н.э. В основном художники изображали животных, птиц, сцены охоты и быта. Все обнаруженные на территории Карелии рисунки можно разделить на 24 группы.

Место действия: Республика Карелия Дата создания: IV-III в. до н.э. Сфера (музыка, литература, театр и т.д.): наскальная живопись

Содержание

Карельские петроглифы – наскальные рисунки, происхождение которых датируется IV-III веками до нашей эры. Подобные свидетельства жизни древних людей разбросаны по всему миру. Петроглифы были найдены в Казахстане, Азербайджане, Испании, Франции. В Карелии наскальные рисунки находятся на разрозненных территориях: полуостров Бесов Нос, мыс Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий, Карецкий Нос. Они представляют собой схематичные силуэты, выбитые при помощи кварца в плоской породе на глубину не более 1-4 мм. Чаще всего это изображения людей, птиц, животных, сцен охоты, небесных светил и различных геометрических фигур. Расположены могут быть как группами, так и обособленно. Всего на территории Онежского озера найдено 1100 петроглифов, которые собраны в 24 группы. На побережье Белого моря также есть большие скопления рисунков древних людей.

Различаются петроглифы и по высоте. Максимальная высота одного рисунка достигает 4,1 м. Рисунки могут быть выбиты лишь по контуру или иметь сплошную забивку, что создает особый контраст с породой, на которую они нанесены.

История открытия петроглифов Редактировать

Петроглифы на территории Карелии были открыты в начале XIX века геологом и археологом К.И. Гревингком. Он проводил пятимесячную экспедицию с целью изучения прибрежной зоны Онежского озера, когда и наткнулся на наскальные рисунки. Есть мнение, что на них ему указали местные жители деревни Бесов Нос, которые знали о петроглифах и приписывали им «бесовскую силу», откуда деревня и получила свое название. Тогда были предприняты первые попытки их документирования и копирования.

На мысе можно найти интересную группу рисунков – «бес», налим и выдра. Гигантские, двухметровые фигуры, как считается, олицетворяли хозяина суши, выдра или ящерица являлась символом зла, а налим – добра. В XIX веке монахи Муромского монастыря «нейтрализовали» образ, выбив поверх его православный крест.

Онежские петроглифы [2]

Более фундаментальные публикации и попытки систематизировать открывшиеся знаки начались в 20-60-х годах. В конце 60-х работа по открытию и изучению петроглифов велась особенно активно, изучались прилегающие территории, проводились археологические раскопки. Позже открытые на берегах Онеги петроглифы использовались как научный материал в изучении других наскальных рисунков, обнаруженных в Скандинавии, на Урале и в Сибири.

Карельские петроглифы в Эрмитаже Редактировать

В Санкт-Петербурге в музее “Эрмитаж” находится уникальный экспонат – плита возрастом 1,5 млрд лет с высеченными на ней петроглифами, в количестве 50 штук. Если присмотреться к хаотично расположенным на первый взгляд рисункам, в них прослеживается четкая структура. Писатель и ученый А.М. Линевский провел детальное изучение фрагмента и пришел к выводу, что на нем изображен годовой цикл древнего хозяйства. На северной части скального обломка можно увидеть сцены зимнего промысла, на южной – летнего, в восточной и западной – весеннего и осеннего.

Карельские петроглифы в экспозиции Эрмитажа [1]

При отсечении скального фрагмента, принесенного в Эрмитаж, потребовалось использование взрывчатки. В результате этого было повреждено цельное полотно и полностью уничтожен тот фрагмент скалы, где были нанесены сцены деторождения.

Петроглифы Беломорья Редактировать

Летом 1926 года А.М. Линевский отправился в Беломорье для изучения быта поморов. Тогда-то и были случайно беломорские петроглифы, центральным изображением среди которых была фигура беса с семью отпечатками его ступней. Это место в последующем получило название – Чертовы Следки. Позже в этой зоне было открыто большое количество рисунков, скрытых под несколькими метрами песка.

Через 10 лет после обнаружения Чертовых Следков было обнаружено новое скопление – Залавруга, а через еще 27 лет – Новая Залавруга. Одним из самых впечатляющих открытий в Новой Залавруге было изображение лодки с тремя гребцами.

Работы проводились внутри карьера, сформированного для строительных работ. С места вывозился грунт, особо тщательно и аккуратно удалялся тонкий песчаный слой. В результате, когда археологи добрались до скальной плиты, обнаружилось, что эрозия и лишайники разрушили большой фрагмент лодки с гребцами, а остальную, пригодную для гравировки часть древние не успели или не захотели покрыть рисунками, в результате она осталась полностью чистой.

Карельские петроглифы Беломорья [1]

Онежские и беломорские петроглифы имеют существенные отличия, заключающиеся не только в технике нанесения рисунков, но и в их тематике. В беломорских рисунках часто прослеживаются изображения морских животных и водоплавающих птиц, в онежских всего несколько раз встречается нерпа. Беломорские петроглифы чаще собраны в группы, повествующие определенный сюжет. Онежские – более мифологичны и требуют сложной интерпретации.

Есть теория, что места для нанесения петроглифов выбирались не случайно. Это тихие, красивые места, рисунки располагались у самой кромки воды, в устьях рек, удобных для промысла. Карельские петроглифы до сих пор не изучены до конца.

wiki-karelia.ru


Смотрите также