Пдл что это такое в банке


Памятка клиенту в целях выявления публичных должностных лиц

АО «Тексбанк» (далее – Банк) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание:

  • иностранных публичных должностных лиц;
  • должностных лиц публичных международных организаций;
  • лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В этой связи Банк просит представить достоверную и максимально полную информацию о принадлежности к указанным ниже категориям лиц или к лицам, связанным с публичными должностными лицами. 1). Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность (а также в течение одного года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия.

К таким лицам могут относиться лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций:

  • главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
  • министры, их заместители и помощники;
  • высшие правительственные чиновники;
  • должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
  • государственный прокурор и его заместители;
  • высшие военные чиновники;
  • руководители и члены Советов директоров Национальных банков;
  • послы;
  • руководители государственных корпораций;
  • члены парламента или иного законодательного органа;
  • главы или влиятельные представители религиозных организаций (если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями);
  • руководители политических партий.

2). Должностные лица публичных международных организаций (МПДЛ) - категория физических лиц, которым доверены или были доверены важные управленческие (руководящие) функции международной организацией. К международным организациям относятся:

  • Организация объединенных наций (ООН) и аффилированные международные организации, такие, как Международная морская организация; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
  • Международный олимпийский комитет;
  • Всемирный Банк;
  • Европарламент;
  • Международные судебные организации - Суд по правам человека, Гаагский трибунал;
  • региональные международные организации, такие, как Совет Европы, институты Европейского Союза, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация американских государств;
  • военные международные организации, такие, как НАТО;
  • экономические организации, такие, как Всемирная торговая организация, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
  • К таким лицам могут относиться:
  • руководители (директор), заместители (заместитель директора), члены правления, международных публичных организаций, а также лица эквивалентных функций, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.

3) Публичные должностные лица Российской Федерации (РПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся лица, замещающие (занимающие) одну из следующих должностей:

3.1). Государственная должность Российской Федерации:

  • Президент Российской Федерации;
  • Председатель Правительства Российской Федерации;
  • Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
  • Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • Федеральный министр;
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
  • Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
  • Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
  • Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;
  • Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судья Верховного Суда Российской Федерации;
  • Генеральный прокурор Российской Федерации;
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • Председатель Счетной палаты;
  • Заместитель Председателя Счетной палаты;
  • Аудитор Счетной палаты;
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации;
  • Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
  • Председатель федерального суда;
  • Заместитель Председателя федерального суда;
  • Судья федерального суда;
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации:
  • Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России;
  • Первый заместитель Председателя Банка России;
  • Заместитель Председателя Банка России – директор Сводного экономического департамента;
  • Заместитель Председателя Банка России;
  • Советник Председателя Банка России;
  • Начальник Северо-Западного главного управления Банка России.

3.2). должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется:

    Президентом Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации;
  • Заместители Председателя Правительства Российской Федерации;
  • федеральные министры;
  • судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, и других федеральных судов;
  • Прокуроры субъектов Российской Федерации и иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
  • полномочные представители Президента Российской Федерации;
  • высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
  • Правительством Российской Федерации
  • заместители федеральных министров;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместители;
  • руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;
  • руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

3.3). должность в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенную в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

4). Лица, связанные с публичными должностными лицами (ИПДЛ, МПДЛ или РПДЛ):

  • супруг или супруга;
  • близкие родственники: родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  • представитель - лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом от имени клиента Банка – физического лица, относящегося к одной из указанных категорий.

texbank.ru

Анкета на принадлежность физического лица к ИПДЛ, МПДЛ, РПДЛ

Родионов Владимир Фёдорович Физика Анкеты Бланки Физическое лицо

АНКЕТА

на принадлежность физического лица к ИПДЛ, МПДЛ, РПДЛ

В случае принадлежности к указанным ниже категориям просит отметить соответствующий пункт (поставить знак «V»).

¨

принадлежность к Иностранному публичному должностному лицу (ИПДЛ)

¨ глава государства (в т. ч. правящие королевские династии) или правительства;

¨ министр, их заместитель и помощник;

¨ высший правительственный чиновник;

¨ должностное лицо судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

¨ государственный прокурор и его заместитель;

¨ высший военный чиновник;

¨ руководитель и член Советов директоров Национального Банка;

¨ посол;

¨ руководитель государственных корпораций;

¨ член Парламента или иного законодательного органа;

¨

принадлежность к должностному лицу публичных международных организаций (МПДЛ) - руководитель, заместитель руководителей:

¨ ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийского комитета, Всемирного Банка, член Европарламента и др.;

¨ региональных публичных организаций – Совета Европы, института Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации американских государств и др.);

¨ военных международных организаций – НАТО и др.;

¨ экономических организаций – Всемирная торговая организация или АСЕАН и др.;

¨ международных судебных организаций – Суд по правам человека, Гаагский трибунал и другие.

¨

принадлежность к лицу, замещающего (занимающего) (РПДЛ)

¨государственные должности РФ,

¨должности членов Совета директоров Центрального банка РФ,

¨должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ,

¨должности в Центральном банке РФ, должности государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ.

¨ Являюсь для ИПДЛ, МПДЛ, РПДЛ:

¨ близким членом семьи (супруг, ребенок, родитель, брат, сестра или иной кровный родственник);

¨ близким родственником в результате брака (сводный брат или сестра);

¨ партнером по бизнесу (совместно владею юр. лицом или веду иной бизнес, либо тесные деловые отношения, юр. лицо, принадлежит близким деловым партнерам или создано к выгоде указанных лиц, личный советник/консул;

¨ лицом, которое получает значительную материальную выгоду ввиду отношений с такими лицами.

Фамилия, Имя, Отчество (при наличии) лица, заполнившего Анкету

Должность лица, заполнившего Анкету (при заполнении Клиентом – юридическим лицом)

¨ Настоящим подтверждаю, что не имею принадлежность к ИПДЛ, МПДЛ, РПДЛ (поставить знак «V»)

В случае изменения вышеуказанных сведений Клиент обязуется уведомить Банк о таких изменениях.

Мы просим Вас с пониманием и уважением относиться к заполнению анкеты.

Данная информация необходима для соблюдения положений Федерального закона , а также для защиты нашей и Вашей репутации.

«_____» ____________ 20 __ г. _______________________

(Дата заполнения Анкеты) (подпись Клиента)

Решение Руководителя Банка (заполнятся исключительно в случае принадлежности к ИПДЛ): (поставить знак «V»)

¨ принять на обслуживание /¨ не принимать на обслуживание

_____________________________ ________________________________ ________________________ (ФИО) (должность) (подпись)

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» от 01.01.2001 г. N 152-ФЗ в целях получения и использования данных, клиент дает согласие банку на обработку своих персональных данных, то есть на совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», а именно: паспортных данных, данных о месте жительства. Настоящее согласие дано на весь период обслуживания и может быть отозвано в письменной форме после полного прекращения обязательств.

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Бизнес

Наука

pandia.ru

Иностранное публичное должностное лицо

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

- лица, на которых возложено в настоящем времени или не более года назад исполнение важных государственных функций, т.е. главы государств, в т.ч. правящие королевские династии, члены правительства, министры, их заместители и помощники, высшие чиновники, руководители судебных органов, таких как Верховный и Конституционный суд, на решения которых не подается апелляция;

- государственный прокурор и его заместители, высшие военные чиновники, руководители и члены советов директоров национальных банков, послы, руководители государственных корпораций, члены парламента, главы религиозных организаций, если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями;

- лица, облеченные общественным доверием, например руководители, заместители руководителей международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т. д., члены Европарламента, руководители и члены международных судебных организаций – Суда по правам человека, Гаагского трибунала и др.;

- члены семей этих лиц, их ближайшие родственники – родители, дети, внуки;

- лица, связанные с публичными должностными лицами: партнеры по бизнесу, соучредители, консультанты и т. п.

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.

www.banki.ru

Памятка клиенту в целях выявления публичных должностных лиц

Уважаемый клиент!

ПАО МОСОБЛБАНК (далее – Банк) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание:

- иностранных публичных должностных лиц; - должностных лиц публичных международных организаций;

- лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В этой связи Банк просит представить достоверную и максимально полную информацию* о принадлежности к указанным ниже категориям лиц или к лицам, связанным с публичными должностными лицами.

1. Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность (а также в течение 1 года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия.

К ИПДЛ относятся следующие лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций: - главы государств (в том числе члены правящих королевских семей) или правительств; - министры, их заместители и помощники; - высшие правительственные чиновники; - должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция; - государственный прокурор и его заместители; - высшие военные чиновники; - руководители и члены Советов директоров Национальных банков; - послы; - руководители государственных корпораций; - члены парламента или иного законодательного органа; - главы или влиятельные представители религиозных организаций (если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями);

- руководители политических партий.

2. Должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО) – категория физических лиц, которым доверены или были доверены важные управленческие (руководящие) функции международной организацией.

К ДЛПМО относятся руководители, заместители руководителей, члены высших органов управления, коллегиальных исполнительных органов (в том числе правления, советов), единоличный исполнительный орган (в том числе директор, президент), а также лица эквивалентных функций, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.

Международные публичные организации: - Организация объединенных наций (ООН); - Главные органы ООН (Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический совет, Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, секретариат ООН); - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК); - Международный олимпийский комитет (МОК); - Европейская комиссия; - Всемирный Банк; - Международный валютный фонд (МВФ); - Европейский Центральный банк; - Международный банк реконструкции и развития; - Международная федерация обществ красного креста и полумесяца (МФОККиКП); - Европарламент; - Международная морская организация; - Европейское космическое агентство; - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); - Международные судебные организации, такие, как Европейский суд по правам человека, Суд европейских обществ, Международный трибунал по бывшей Югославии, Гаагский трибунал; - Международные военные организации, такие, как Страны Североантлантического договора (НАТО); - Международные экономические организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);

- Международные региональные организации, такие, как Европейский совет (ЕС), Лига арабских государств, Содружество независимых государств (СНГ).

3. Публичные должностные лица Российской Федерации (РПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся лица, замещающие (занимающие) одну из следующих должностей:

Государственные должности Российской Федерации: - Президент Российской Федерации; - Председатель Правительства Российской Федерации; - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе; - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации; - Министр Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе; - Министр Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации; - Федеральный министр; - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве); - Торговый представитель Российской Федерации; - Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве); - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания; - Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания; - Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания; - Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания; - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания; - Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания; - Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания; - Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания; - Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания; - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации; - Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации; - Судья Конституционного Суда Российской Федерации; - Председатель Верховного Суда Российской Федерации; - Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации; - Судья Верховного Суда Российской Федерации; - Генеральный прокурор Российской Федерации; - Председатель Следственного комитета Российской Федерации; - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации; - Уполномоченный по правам человека; - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; - Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; - Председатель Счетной палаты; - Заместитель Председателя Счетной палаты; - Аудитор Счетной палаты; - Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; - Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; - Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; - Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе); - Председатель федерального суда; - Заместитель Председателя федерального суда; - Судья федерального суда;

- Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации: - Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России); - Первый заместитель Председателя Банка России; - Заместитель Председателя Банка России; - Директор Юридического департамента Банка России; - Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России; - Советник Председателя Банка России;

- Начальник Главного управления Банка России по Центральному Федеральному органу.

Должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в том числе: - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации; - Первый заместитель, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации; - Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – пресс-секретарь Президента Российской Федерации; - Помощник Президента Российской Федерации; - Советник Президента Российской Федерации; - Руководитель протокола Президента Российской Федерации; - Начальник Референтуры Президента Российской Федерации; - Заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации; - Представитель Российской Федерации в Совете Федераций; - Полномочный представитель Президента Российской Федерации; - Дипломатический представитель Российской Федерации в иностранном государстве или международной организации; - Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации; - Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор; - Прокурор субъекта Российской Федерации; - Прокурор города; - Прокурор района; - Первый заместитель, заместитель федерального министра; - Руководитель федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации; - Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации; - Руководитель федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства; - Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства; - Руководитель органа или организации при Правительстве Российской Федерации; - Руководитель (директор) федеральной службы; - Первый заместитель, заместитель руководителя (директора) федеральной службы; - Руководитель (директор) федерального агентства; - Первый заместитель, заместитель руководителя (директора) федерального агентства;

- Руководитель государственного фонда (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, в том числе: - Руководитель (Генеральный директор) государственной корпорации; - Руководитель (Генеральный директор) государственной компании; - Руководитель (Генеральный директор) публично-правовой компании.

4. Лица, связанные с публичными должностными лицами (ИПДЛ, ДЛПМО или РПДЛ): - супруг или супруга; - близкие родственники: родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);

- представитель – лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом от имени клиента Банка – физического лица, относящегося к одной из указанных категорий.

Информация представляется путем заполнения соответствующих форм документов Банка.

mosoblbank.ru

Как выявлять публичных должностных лиц

« Назад

Как выявлять публичных должностных лиц  05.02.2018 12:36

Елена Петрова делится с читателями тонкостями выявления публичных должностных лиц

Елена Петрова - опытный специалист по вопросам ПОД/ФТ, работающая специальным должностным лицом в одном из профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Сегодня Елена расскажет нашим читателям о тонкостях выявления публичных должностных лиц.

В рекомендациях ФАТФ дано определение публичным должностным лицам, которые признаны политическими деятелями. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в Резолюции 58/4 раскрывает понятия «иностранное публичное должностное лицо» и «должностное лицо публичной международной организации».

В РФ Указом Президента № 32 от 11 января 1995 г. утвержден сводный перечень государственных должностей. Лица, занимающие эти должности, являются российскими ПДЛ.

В выявлении ПДЛ ФАТФ рекомендует ориентироваться на клиента как на ценный источник информации, но вместе с тем указывает на то, что информация, полученная от клиента, не должна быть основной и единственной. Поэтому, когда организации в ходе анкетирования спрашивают своего клиента, является ли он ПДЛ или близким родственником ПДЛ, и заносят его ответ в анкету клиента, это является недостаточной мерой, принятой для выявления ПДЛ и их родственников.

У субъектов первичного мониторинга (организации и предприниматели, перечисленные в ст. 5 115-ФЗ), должны быть предусмотрены методы проверки информации о принадлежности к ПДЛ и их родственникам, полученной от клиента.

Методические рекомендации Росфинмониторинга от 12.12.2017 г. предлагают помимо прочего пользоваться платными сервисами, такими как «Спарк», «X-Compliance» и другими. Для крупной компании такая рекомендация оправданна, но небольшие организации зачастую не имеют средств для внедрения таких сервисов.

Как в таком случае небольшим компаниям проверять полученную от клиента информацию?

Процедура выявления российских ПДЛ не очень сложна.

У каждого государственного ведомства, будь то Правительство, министерство, Совет Федерации, Государственная дума или Конституционный суд и т.д., есть официальные сайты, на которых указаны персональные составы лиц, занимающих руководящие должности.

Например, если на сайте Правительства РФ: http://government.ru, посмотреть кто занимает должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, мы увидим следующие восемь лиц:

Голодец Ольга Юрьевна;

Дворкович Аркадий Владимирович;

Козак Дмитрий Николаевич;

Мутко Виталий Леонтьевич;

Приходько Сергей Эдуардович;

Рогозин Дмитрий Олегович;

Трутнев Юрий Петрович;

Хлопонин Александр Геннадиевич.

Аналогичную информацию можно уточнить на сайтах и других ведомств.

Но, как и в любой организации, в органах государственного управления и исполнительной власти сотрудники меняются, и на руководящие должности назначаются новые лица. По этой причине можно порекомендовать нашим читателям проверять актуальность персональных списков ПДЛ не реже одного раза в квартал.

ПДЛ других государств определить гораздо сложнее, т.к. многие не располагают информацией о сайтах иностранных государственных органов, которые, к тому же, как правило не переведены на русский язык. Что же может указать нашим читателям на необходимость проверки лица на принадлежность к ИПДЛ? Конечно же наличие у клиента гражданства иностранного государства. Если таковое имеется, то такое лицо необходимо проверить на предмет у него статуса иностранного ПДЛ. Интернет является актуальной базой данных для этих целей. Если клиент является ИПДЛ, то практически наверняка наши читатели узнают это просто, введя его фамилию и имя в тот же поисковик Google.

Аналогично можно выявить и должностных лиц публичных международных организаций.

Кроме выявления ПДЛ до оформления отношения с ним, нужно иметь в виду тот факт, что клиент может приобрести публичный статус, уже находясь на обслуживании в организации. Поэтому при обновлении информации о клиенте необходимо обязательно проверять клиента на предмет возможного появления у него статуса ПДЛ.

Многие спрашивают: а в чем смысл необходимости выявления ПДЛ? Смысл заключается в том, что высокие посты государственной или исполнительной власти дают большие возможности. Существует определенный риск, что власть имущее лицо может стать участником коррупционных действий и совершить преступление, направленное на легализацию преступных доходов..

Ссылки на сайты государственной и исполнительной власти, которые помогут в персонализации ПДЛ:

http://government.ru/ - Правительство

http://government.ru/ministries/ - список министерств

http://government.ru/agencies/ - список комиссий

http://www.mid.ru/activity/shots/personnel/extraordinary_ambassador - список Дипломатов в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла

http://www.duma.gov.ru/ - Государственная дума

http://genproc.gov.ru/ - Генеральная прокуратура

http://sledcom.ru/ - Следственный комитет

http://www.scrf.gov.ru/about/leadership/ - Совет безопасности

http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека

http://ombudsmanbiz.ru/ - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

https://ru.wikipedia.org/wiki/Субъекты_Российской_Федерации - перечень субъектов с возможностью перейти на Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ

http://www.ach.gov.ru/ - счетная палата РФ

http://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ

http://www.cikrf.ru/ - Центральная избирательная комиссия

http://www.vsrf.ru/about/structure/?section=supreme&subsection=219 - Верховный суд

http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx - Конституционный суд

Петрова Е.

vestnik115fz.ru

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 декабря 2017 г. № 53 “О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами”

Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами (далее - Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга(1) по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта.

Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур, проводимых субъектом первичного финансового мониторинга в рамках реализации программ идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, национальных публичных должностных лиц, а также лиц, близких к таким публичным должностным лицам.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, действующем на момент их опубликования.

В случае изменении требований указанного законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

_____________________________

Справка (1). Субъекты первичного финансового мониторинга - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России). Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами

Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями*(1), перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ*(2) (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Центральный банк Российской Федерации) в целях эффективного выявления среди своих клиентов - физических лиц, находящихся на обслуживании, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц.

Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

I. Вводные положения

В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели*(3), в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) - это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

- Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

- Министры, их заместители и помощники;

- Высшие правительственные чиновники;

- Руководители и заместители руководителей судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

- Государственный прокурор и его заместители;

- Высшие военные чиновники (начальники генеральных штабов, верховные главнокомандующие и т.д.);

- Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

- Послы;

- Руководители государственных корпораций;

- Члены Парламента или иного законодательного органа и т.д.*(4)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

2. Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) - лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории)*(5), в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

- Организация Объединенных Наций (ООН),

- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

- Экономический и Социальный Совет ООН

- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

- Международный олимпийский комитет (МОК)

- Всемирный банк (ВБ)

- Международный валютный фонд (МВФ)

- Европейская комиссия

- Европейский центральный банк (ЕЦБ)

- Европарламент;

- и др.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

- Международный суд ООН

- Европейский суд по правам человека

- Суд Европейского союза

- и др.

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru).

Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ - супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

III. Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания*(6).

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

1. Анкетирование и устный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения*(7).

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс - Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

IV. Особенности принятия ПДЛ на обслуживание

В настоящее время пп. 2 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее - уполномоченное должностное лицо).

При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля*(8).

В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.

V. Представление сведениях об операциях ПДЛ

В случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект первичного финансового мониторинга не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанные сведения подлежат представлению в порядке, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2016 № 110, в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

_____________________________

*(1) Лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (субъекты первичного финансового мониторинга).

*(2) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

*(3) Субъекты, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

*(4) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003) Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

*(5) Общий словарь к Рекомендациям Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

*(6) Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.

*(7) Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, а также Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма*(7), и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.

*(8) Правила внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга разрабатываются в соответствии с Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Росфинмониторингом даны рекомендации по выявлению среди клиентов иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц. Рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП (кроме поднадзорных ЦБ РФ), а также для адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Определены категории публичных должностных лиц, подлежащих выявлению. Для их выявления рекомендуется проводить анкетирование, устный опрос, проверку по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных.

Приводятся особенности принятия публичных должностных лиц на обслуживание и предоставления сведений об их операциях в Росфинмониторинг.

www.garant.ru


Смотрите также