Патерик что это такое


Патерик - это... Что такое Патерик?

Киево-Печерский патерик 1853 года

Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.

Литература патериков развивается в IV—V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων — «изречения святых старцев»), египетский патерик или «История монахов в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (греч. Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из неё читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого Поста).

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик[1] и т. д.).

Примечания

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

dic.academic.ru

ПАТЕРИКИ́

Авторы: У. Р. Федер

ПАТЕРИКИ́, отеч­ни­ки (греч. πατεριϰά), жанр хри­сти­ан­ской ас­ке­тич. лит-ры, сбор­ни­ки рас­ска­зов о ду­хов­ных под­ви­гах под­виж­ни­ков хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва, а так­же их из­ре­че­ний (апоф­тегм). Тер­мин «П.» впер­вые встре­ча­ет­ся в со­чи­не­нии ви­зант. агио­гра­фа Ле­он­тия Кипр­ско­го «До­пол­не­ния к жи­тию Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го» (ок. 641–642). Про­слав­ляю­щие под­виг ас­ке­зы, П. пред­на­зна­че­ны для ду­ше­по­лез­но­го чте­ния хри­сти­ан, ук­ре­п­ле­ния в ве­ре. В от­ли­чие от жи­тия П. рас­ска­зы­ва­ют не о всей жиз­ни под­виж­ни­ка, а лишь о наи­бо­лее зна­чи­тель­ном, с точ­ки зре­ния со­ста­ви­те­ля, её эпи­зо­де.

Из­вест­ны П., по­свя­щён­ные еги­пет­ским и от­час­ти па­ле­стин­ским и ви­зант. мо­на­хам 3–6 вв.: «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» (кон. 4 в.), «Лав­са­ик» Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го (нач. 5 в.), два сб-ка «Оте­че­ских из­ре­че­ний» («Apophteg­mata patrum») [«Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» (кон. 5 в.), в ко­то­ром ста­тьи рас­по­ло­же­ны по име­нам от­цов и по те­мам бе­зы­мян­ных тек­стов, и «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние» (нач. 6 в., пе­ре­ве­дён­ное в сер. 6 в. на лат. яз. рим. диа­ко­на­ми Пе­ла­ги­ем и Ио­ан­ном), в нём тек­сты рас­по­ло­же­ны по те­мам], «Луг ду­хов­ный» Ио­ан­на Мос­ха (нач. 7 в.); ита­лий­ским мо­на­хам 5–6 вв. по­свя­ще­ны «Диа­ло­ги о жиз­ни и чу­де­сах ита­лий­ских От­цов и о бес­смер­тии ду­ши» па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го (на лат. яз., кон. 6 в.; в греч. пе­ре­во­де па­пы Рим­ско­го За­ха­рии, ок. 752). «Оте­че­ские из­ре­че­ния», ве­ро­ят­но, бы­ли соз­да­ны по об­раз­цу позд­не­ан­тич­ных сб-ков из­ре­че­ний зна­ме­ни­тых лю­дей, воз­мож­на так­же их связь с трак­та­том «Пир­кей Авот» («По­уче­ния от­цов») Миш­ны. П. пе­ре­во­ди­лись на мн. язы­ки. В ча­ст­но­сти, до 5-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (553) бы­ли сде­ла­ны пе­ре­во­ды на копт­ский, сир., арм., со­гдий­ский, араб. и эфи­оп. язы­ки, со­хра­нив­шие в т. ч. вы­ска­зы­ва­ния лиц, позд­нее осу­ж­дён­ных как ере­ти­ки (напр., Еваг­рия Пон­тий­ско­го).

В 10 в. афон­ским ино­ком (ав­вой) Исаи­ей в свое­об­раз­ном под­ра­жа­нии жан­ру П. был со­став­лен Ми­те­ри­кон с на­став­ле­ния­ми мо­на­хи­ням, в ко­то­ром со­дер­жат­ся мно­го­числ. из­ре­че­ния жён-под­виж­ниц (в 19 в. ру­ко­пись Ми­те­ри­ко­на сер. 15 в. бы­ла най­де­на свт. Фео­фа­ном За­твор­ни­ком в Ие­ру­са­ли­ме и пе­ре­ве­де­на на рус. язык). П. ока­за­ли влия­ние на тра­ди­цию ви­зант. иси­хаз­ма 13–15 вв., в ко­то­рой при­сут­ст­во­ва­ло стрем­ле­ние к воз­вра­ту к ран­ним мо­де­лям ду­хов­ной жиз­ни («иси­хия» – по­кой, мол­ча­ние – од­но из центр. по­ня­тий в из­ре­че­ни­ях под­виж­ни­ков).

На­ча­ло пе­ре­во­дов П. на слав. яз. да­ти­ру­ет­ся 9–10 вв. Древ­ней­ший из них, Скит­ский па­те­рик, пе­ре­ве­дён­ный в 9 в. с греч. ру­ко­пи­си «Сис­те­ма­ти­че­ско­го со­б­ра­ния», при­пи­сы­ва­ет­ся св. Ме­фо­дию (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий). В даль­ней­шем бы­ли пе­ре­ве­де­ны «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» и «Лав­са­ик», со­ста­вив­шие Еги­пет­ский па­те­рик (до 950), «Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» со­ста­ви­ло Аз­буч­но-Ие­ру­са­лим­ский па­те­рик, а «Диа­ло­ги…» Гри­го­рия Ве­ли­ко­го – Рим­ский пате­рик (оба до 971). О древ­но­сти Си­най­ско­го па­те­ри­ка, яв­ляю­ще­го­ся пе­ре­во­дом «Лу­га ду­хов­но­го», сви­де­тель­ст­ву­ет то, что его древ­ней­ший спи­сок (11–12 вв.) транс­кри­би­ро­ван с гла­го­лич. ори­ги­на­ла.

В 10 в. воз­ник­ли слав. об­ра­бот­ки пе­ре­вод­ных П.: из­бор­ные П. – Па­те­рик Еги­пет­ский крат­кий и «Ли­мо­нарь»; ком­пи­ля­тив­ные П. – Ска­ли­ге­ров па­те­рик, Па­те­рик Ти­ха­но­ва, а так­же Свод­ный па­те­рик – са­мый из­ве­ст­ный из слав. па­те­ри­ков. О ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии разл. П. в рус. книж­но­сти до­мон­голь­ско­го пе­рио­да сви­де­тель­ст­ву­ет их ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние при со­став­ле­нии учи­тель­ной час­ти Про­ло­га (2-я пол. 12 в.). Отд. по­вес­ти и из­ре­че­ния из раз­ных П. наи­бо­лее ча­сто встре­ча­ют­ся как в др.-рус. ру­ко­пис­ных сб-ках 13–17 вв., так и в ста­ро­об­рядч. сб-ках 18–19 вв.

В кон. 12 – нач. 13 вв. по об­раз­цу гре­че­ских был соз­дан пер­вый соб­ст­вен­но слав. П. – Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик, до­шед­ший до нас в не­сколь­ких ре­дак­ци­ях 14–17 вв. и став­ший ро­до­на­чаль­ни­ком жан­ра рус. П., та­ких как Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик (с жи­ти­ем Ио­си­фа Во­лоц­ко­го, 16 в.), П. в со­ста­ве разл. сб-ков (напр., «Ве­ли­ких Че­тьих-Ми­ней», 1530–41) и др. С 17 в. Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик не­од­но­крат­но из­да­вал­ся. В 1640-х гг. на моск. Пе­чат­ном дво­ре бы­ла под­го­тов­ле­на к из­да­нию но­вая ком­пи­ля­ция па­те­ри­ко­вых рас­ска­зов – Па­те­рик Ал­фа­вит­ный, на­пе­ча­тан­ный (под назв. «Па­те­рик Аз­буч­ный») лишь в 1791 ста­ро­об­ряд­ца­ми в Суп­расль­ском мо­на­сты­ре (Поль­ша). В сер. 19 в. свт. Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) со­ста­вил «Отеч­ник» («Из­бран­ные из­ре­че­ния св. ино­ков и по­вес­ти о жиз­ни их») – сб-к из­ре­че­ний древ­них ас­ке­тов, гл. обр. егип. от­цов, с ис­то­рия­ми их жиз­ни и ду­хов­ных под­ви­гов. С сер. 19 в. оп­ре­де­ле­ние П. по­лу­чи­ли пе­чат­ные сб-ки жи­тий свя­тых, ор­га­ни­зо­ван­ные по ре­гио­наль­но­му прин­ци­пу: Афон­ский па­те­рик, со­став­лен­ный ие­ро­схи­мо­на­хом Сер­ги­ем Свя­то­гор­цем; ано­ним­ный Со­ло­вец­кий па­те­рик, в ко­то­ром опи­сы­ва­ют­ся под­ви­ги ино­ков Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря на­чи­ная с сер. 15 в.; из­дан­ные в 1885–1916 Па­ле­стин­ским об­ще­ст­вом бо­лее 20 вы­пус­ков Па­ле­стин­ско­го па­те­ри­ка, в ка­ж­дом из ко­то­рых бы­ла пред­став­ле­на био­гра­фия од­но­го из па­ле­стин­ских под­виж­ни­ков; Тро­иц­кий па­те­рик, со­став­лен­ный в 1892 к 500-ле­тию кон­чи­ны прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го ис­то­ри­ком М. В. Тол­стым (1812–96); Ар­хан­гель­ский па­те­рик (1901), по­ве­ст­вую­щий о жиз­ни мо­на­хов Ар­хан­гель­ской епар­хии 15–19 вв.; Мо­с­ков­ский па­те­рик (2003); Оп­тин­ский па­те­рик (2006) с жи­тия­ми оп­тин­ских стар­цев, но­во­му­че­ни­ков и жиз­не­опи­са­ния­ми про­стых на­сель­ни­ков.

Ряд па­те­ри­ко­вых по­вес­тей по­слу­жил ис­точ­ни­ком для про­из­ве­де­ний рус­ских (Н. С. Лес­ков, Л. Н. Тол­стой, В. М. Гар­шин) и за­ру­беж­ных (А. Франс, Ф. Тим­мер­манс, Й. Йов­ков) пи­са­те­лей 19 – нач. 20 вв. В но­вей­шей отеч. лит-ре П. по­лу­чи­ли рас­ши­ри­тель­ное тол­ко­ва­ние (напр., со­став­лен­ный М. А. Ку­чер­ской т. н. Со­вре­мен­ный па­те­рик – сб-к ис­то­рий из жиз­ни совр. пра­во­слав­ных лю­дей).

bigenc.ru

Что такое патерик? - Православный журнал "Фома"

Патерики — это собрания кратких или полных житий святых, живших в одном монастыре или в одной области (Киево-Печерский монастырь, египетская пустыня).

Первые патерики были очень краткими и содержали в себе лишь небольшие новеллы о жизни святых и их краткие изречения. Чаще всего материалы в таких отечниках (от латинского pater –отец) располагались по алфавиту или тематически. В один блок включались изречения разных подвижников на тему блуда или любви к Богу.

В Древней Руси патерики самыми известными патериками были Киево-Печерский и Иосифо — Волоцкий, посвященные святым, жившим в этих обителях. В Киево-Печерском патерике можно найти и летописные истории о создании монастыря, и краткие занимательные рассказы о борьбе с бесами и разбойниками, и пространные жизнеописания монахов с увлекательным сюжетом и большой драматичностью.

Фото Владимира Ештокина

(3 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Патерик

Патерик это общее название для сборников рассказов о жизни монахов и отшельников, прославившихся особым благочестием или название сборников их изречений. Патериковый сказ часто невелик, в его основе — занимательный текст, насыщенный чудесами и фантастическими способностями — о борьбе отшельников или монахов бесами, принимающими самые невероятные обличия, до ангельского, о животных, служащих монахам, духовных подвигах монахов, прославивших свою обить. В отличие от жития, патериковая легенда расскажет не о всей жизни подвижника, а лишь о наиболее читальном, с точки зрения автора, ее эпизоде.

Патерик придает незамысловатость и трогательность повествования, разработка вечных и бродячих литературных сюжетов, психологическая мотивированность поведения героев. Патерики известны с 5 века: «Лавсаик» Палла епископа Еленопольского, (название «Лавсаик» произошло от имени Лавса, одного из вельмож, которому автор посвятил свое творение), «Римский Патерик», «Собеседник», папы Григория Великого (6 век), «Лииарь» («Цветник»), или «Синайский Патерик»,(7 век). Известны переводы Патериков на коптский, сирийский, латинский, армянский, грузинский и другие языки, до середины 10 века переводы разных Патериков появились у южных славян, где эти сборники еще называли гечниками» и «Старчеством». На Руси уже с 11 века были известны «Египетский Патерик» (созданный на основе сборка «История египетских монахов» и «Лавсаика»), «Сирийский» и «Римский» Патерик. По образцу переводных в Древней Руси были созданы Киево-Печерский Патерик (13 век), Соловецкий Патерик (конец 16 века). Влияние Патериков сказалось на многих памятниках древнерусской литературы («Изборник 1076 года», житие Феодосия Печерского» и др.), многие новеллы вошли в состав Пролога. К сюжетам Патерика обращались Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой, В.М.Гаршин. Это будет вам интересно:  Шестоднёв

Слово Патерик произошло от греческого и латинского pater, что в переводе означает — отец.

www.litdic.ru

ПАТЕРИК - это... Что такое ПАТЕРИК?

  • ПАТЕРИК — (ново греч. paterikon, от pater отец). Книга, содержащая в себе жития святых отцов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТЕРИК ново греч. paterikon, от pater, отец. Описание жития святых. Объяснение… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • патерик — жизнеописание, сборник Словарь русских синонимов. патерик сущ., кол во синонимов: 3 • жизнеописание (10) • …   Словарь синонимов

  • ПАТЕРИК — (от греческого pater отец), в православии сборник жизнеописаний отцов монахов с повествованиями о подвижнической жизни. Патерики появились в Византии в 4 в. Из русских патериков наиболее известны Киево Печерский и Соловецкий …   Современная энциклопедия

  • ПАТЕРИК — (греч. Paterikon от pater отец), сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми (см. также Жития святых) …   Большой Энциклопедический словарь

  • патерик — ПАТЕРИК, а, м. То же, что патер. Ср. модель с пятерик …   Словарь русского арго

  • Патерик — (от греческого pater отец), в православии сборник жизнеописаний отцов монахов с повествованиями о подвижнической жизни. Патерики появились в Византии в 4 в. Из русских патериков наиболее известны Киево Печерский и Соловецкий.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Патерик — …   Википедия

  • Патерик —    1) сборник повествований о благочестивой жизни и духовных подвигах христианских отшельников аскетов, монахов пустынни ков, святых;    2) собрание нравоучительных изречений христианских подвижников.    Патерик состоит из небольших повествований …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Патерик — (греч. Paterikón, от patér отец; русское название «отечник»)         общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний их нравоучительных изречений. Первоначально (с 4 в.) П. были распространены в… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАТЕРИК — (греч. Paterikón biblíon, от patēr — отец; в славянской традиции также «Отечник», — «Старчество»), общее название средневековых сборников назидательных рассказов о жизни прославившихся благочестием или аскетизмом христианских… …   Литературный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Что это: патерик в православии?

Патерик - это такой сборник, из которого можно узнать, какие мудрые изречения высказывали святые отцы и подвижники. В этой же книге предоставлены и их биографии (истории жизни). Такие труды писали до XI века. До наших дней сохранились сведения о Синайском и Оптинском, Соловецком и Скифском, Афонском и Древнем, Палестинском Киево-Печерском патериках. Рассмотрим особенности этого рукописного произведения.

Киево–Печерский патерик

Это патерик, которому суждено быть первым в своем роде, следовательно, более древним. Его создавали монахи одноименного монастыря, основанного в средине XI столетия. О появлении этого труда можно узнать из переписки епископа Симона и монаха Поликарпа – бывших постриженников Киево–Печерского монастыря, образованных и одаренных книжников.

По отъезде из монастыря Симон получил сан епископа во Владимире. А Поликарпу довелось добиваться епископской кафедры на месте. Эта мечта не увенчалась успехом, как можно узнать их текста переписки. Но там упоминается и том, что Поликарпу было поручено писать о монахах Киево–Печерского монастыря и славных традициях этого места.

К XIII веку переписка пополнилась рассказами о житиях святых таких, как Феодосий Печерский. Текст содержит и слова похвалы, адресованные этому святому за то, что создал Печерскую церковь.

Характеристика книги

В начале этого патерика (Киево-Печерского) упоминается о том, как строили и расписывали великую церковь Печерскую. Создание храма приурочили ко дню Успения Божьей матери. С момента создания церкви в начале XI века - это выдающийся образец архитектуры, ставший шаблоном для храмов Ростова и Суздаля, Владимира и Клязьмы, а также Владимира Волынского.

Сегодня современники могут изучать этот патерик в нескольких вариантах:

  • Арсеньевской редакции. Она появилась в XV веке благодаря купцу из Твери, которого звали Арсением.
  • Феодосьевской – средины XV века;
  • Кассиановской – также этого столетия в 60-х годах.

Роль патериков

Патерики – книги, которые сыграли большую роль в православии благодаря своему литературному и идеологическому значению. Из их текстов можно почерпнуть сведения о том, как развивалась русская агиография (дисциплина, посвященная изучению жизни святых). В целом, эти книги способствовали усилению мощи Руси.

Примеры рассказов

Рассказы патериков повествуют о праведных монахах, совершающих чудесные преобразования, побеждающим мирские помыслы и искушения, нечистую силу и ее хитроумые происки. Помимо этих коллизий, можно изучить особенности сурового монастырского быта и политические события того времени. Что позволяет почерпнуть исторические сведения.

Помимо идеальных подвижников, можно познакомиться с жестокими князьями и жадными купцами, а также с несправедливыми судьями. А о монахах говорят порой как о сребролюбивых жадинах, попрекающих друг друга и часто выясняющих между собой отношения.

Например, «Прохор Лебедник» - легенда, в которой рассказано о деяниях Прохора, накормившего голодающих жителей города хлебом, испеченным из сорняка лебеды. И эта пища была для горожан сладкой, будто медовой. Также Прохор обеспечивал людей солью, вызывая негодование купцов.

«Монах Федор» - рассказ о служителе храма, одолеваемом нечистыми силами. Они испытывали послушника, являясь в образе Василия – монаха, с которым Федор был в дружеских отношениях. Но Федору удалось не только победить нечисть, но и поставить ее себе на службу.

В патерике говорится, что князьям и боярам не сложно принять решение относительно лишения жизни не только простого человека, но и монаха. Отмечается ослабление того почтения, которое принято было испытывать относительно храма.

Бесценные сведения

В текстах рассказов можно найти много полезной информации для агиографов и историков. Стандартные тексты описания жизни святых переплетаются с реалистичными деталями, описанием живых характеров. Это позволяет прийти к выводу, что патерики содержат зачатки повествовательного жанра с использованием сюжетов.

В патерике подчеркнуто, что монастырь был прославлен лучшими иноками, которые не только могли успешно противиться проискам нечистой силы и вести аскетическую жизнь, но и исцелять людей (на примере Агапита), писать книги (подобно Нестору Летописцу и Григорию Богослову), изучать иностранные языки (Лаврентием были изучены еврейский и греческий языки), заниматься живописью (полотна писал Алимпий).

Подведем итоги

В данной статье раскрывалось понятие, что такое патерик в православии. Это сборники трудов о жизни и деяниях служителей церкви и тех, кого причислили к лику святых.

Помимо бесценных агиографических сведений, в патериках можно найти исторические факты, поучительные рассказы и биографические сведения. Несложно сделать вывод, что многие монахи были высокообразованными людьми, обладали многими талантами.

На данный момент существует четыре варианта перевода Киево - Печерского патерика, которые были составлены разными монахами.

fb.ru


Смотрите также