Пайолы что это такое в лодке


Пробуем объяснить, в чем разница пайольных и НДНД лодок...

Нас часто спрашивают, какую лодку выбрать, с надувным дном низкого давления (НДНД) или с жестким пайолом (сланью). Однозначного ответа нет, но попробуем объяснить, в чем разница.

Многие почему-то думают, что если лодка с надувным дном, то это значит мягкий пол, не удобно ходить и стоять. Совсем не так!Как владелец такой лодки, могу точно Вам сказать, что лодка НДНД такая же жесткая и прочная по конструкции, как и лодка с пайолом. Пол накачивается достаточно упруго, на нем можно легко стоять (без проваливаний), по нему можно свободно ходить, рыбачить стоя. Вот здесь можете посмотреть, как я хожу в лодке Хантер 360 А (НДНД).

У лодки с надувным дном низкого давления достаточно жесткий каркас. На лодки с НДНД ставятся такие же по мощности моторы, как и на лодки с пайолом. Под нагрузкой пол не складывается, не деформируется, а жестко распределяет усилие от мотора на всю лодку.

Плюсами лодок с надувным дном низкого давления (НДНД) являются:+ относительно небольшой вес (по сравнению с пайольной лодкой того же размера)+ удобство сборки/разборки (просто накачать и все). Особенно актуально, если вы часто собираете/разбираете лодку. Например, подъехали к водоему с семьей, накачали лодку, покатались несколько часов, свернули ее, поехали дальше.+ маленькая осадка (высокая плавучесть, минимальное погружение). По этой причине лодки с НДНД подходят для мелководных порожистых рек.+ легкий и быстрый выход в режим глиссирования (глиссер). При прочих равных условиях (количество пассажиров, вес багажа) лодка с НДНД выйдет на глиссирование с мотором меньшей мощности, чем пайольная лодка.+ теплый приятный пол, так как надувное дно это дополнительный воздушный отсек, который отделяет Вас от холодной речной воды.

Минусы лодок с надувным дном низкого давления (НДНД):- вся тяжесть лодки в одной сумке (лодка идет целиком в одной сумке из-за ее конструкции). В отличие от лодок с пайолом, где примерно 35% веса лодки занимаю полы, которые можно переносить отдельно- не идеально ровная поверхность пола (решается дополнительным аксессуаром - ковриком для лодки)- расстояние от пола до скамьи немного меньше, чем у пайольных лодок. Вследствие чего находиться продолжительное время в сидячем положении может быть утомительно для ног. Но этот вопрос решается приобретением дополнительных аксессуаров, таких как мягкие накладки на сидения, специальные кресла- дороговизна производства (лодки с надувным дном низкого давления дороже пайольных аналогов)

Какие плюсы и минусы есть у лодок с жестким пайолом?

К плюсам пайольных лодок можно отнести следующие:+ ровный пол в лодке (по нему удобно ходить, ставить различные предметы)+ больше расстояние от пола до скамьи (ноги не устают сидеть продолжительное время, более комфортно)+ лодку легче переносить, полы идут в отдельной сумке, а это примерно 35% веса всей лодки+ лодка дешевле, чем аналогичная с НДНД (исключение составляют лодки с жесткими алюминиевыми пайолами, так как алюминий дорогой)

Минусы пайольных лодок:- лодка достаточно тяжелая на воде, у нее больше осадка (по сравнению с лодкой НДНД). Вследствие чего выход на глиссирование происходит тяжелее- сборка пайола на берегу занимает продолжительное время (нужно состыковать секции пола между собой, поставить стрингера). Это не актуальная проблема, если вы собираете лодку один раз и возите ее в кузове, на крыше или на прицепе.

Какую лодку приобрести в результате решать Вам. У тех и других есть свои плюсы и минусы. Выбирайте по задачам и целям.

Напишите нам, пожалуйста, какие у Вас возникли впечатления от эксплуатации Вашей лодки, в чем Вы видите плюсы, а может быть минусы. Мы добавим Ваши замечания в эту статью, надеемся, это будет полезно кому-то при выборе лодки.

Спасибо за внимание!

=======================

Уже начали поступать первые впечатления от Вас, будем писать их сюда

01.05.2018 12:37 Kytahov

С НДНД конечно лучше 1) это сборка особенно в хододную погоду, с пайолами труднее 2) НДНД мягко идёт по волнам в сравнении с пайолами 3) это допольнительный отсек непотопляемости, даже со спущенными баллонами можно доехать до ближайшего берега. Как то так но выбор у каждого свой, я свой выбор уже сделал.

mnelodku.ru

За этим дном, есть ещё дно, пол для лодки ПВХ

Активный отдых на воде, рыбалка или охота невозможна без надувной лодки, которую элементарно можно поставить в рюкзаке или в багажник автомобиля. Лодки такого типа отличаются своей лёгкостью, компактностью, безопасностью.

Для чего нужен жесткий пол для лодки

В надувной лодке ПВХ важным элементом является дно. Лодки могут продаваться с жестким полом или днище можно установить уже после покупки судна.

В основной комплектации многие бюджетные варианты лодок продаются совершенно без днища. Приклеенный слой ПВХ играет роль пола. Стоять в ней, точно не выйдет, но использовать лодку можно. Низ лодки может быть повреждён остроконечными или режущими деталями, за этим необходимо тщательно наблюдать во время эксплуатации. Но есть и преимущество: их можно легко переносить на спине.

Каждый вид дна имеет свои плюсы и минусы. Место, где вы будете эксплуатировать лодку, будет лежать в основе выбора днища.

Жесткий настил в надувной лодке ПВХ носит название пайол (или пайола). Иногда, так именуют не все дно, а только определенную его часть.

  • По жесткому полу возможно ходить в лодке.
  • Благодаря такому пайолу общая конструкция лодки становится прочнее.
  • Конструкция с пайолом защищена от повреждений из кокпита.

Благодаря жесткой алюминиевой или фанерной поверхности ноги не будут проваливаться, перемещаться по судну будет удобно.

Виды жесткого пола

Настилы для лодок различаются по своей конструктивной особенности.

Повышая жесткость корпуса, лодки начинают двигаться гораздо медленнее. Цельнокроеный пол в пайольной лодке установить невозможно, поэтому и необходимо разбивать его на части (пайолы).

Жесткость обшивки лодки ПВХ будет зависеть от баллона и днища.

Добиваясь уменьшения веса лодки, её маневренности придуманы разнообразные конструктивные решения.

Профильный

Простейший вид пола, где два или несколько листов фанеры скреплены посредством Н-профиля. Обычно используется в недорогих лодках.

Складной

Пайол — книжка быстро устанавливается в лодку, но не обеспечивает достаточной жёсткости из-за особенностей. С таким полом будет неудобно глиссировать, жёсткость у книжки не обеспечат даже алюминиевые профили.

Пайол со стрингерами

Этот вид днища самый востребованный у владельцев лодок ПВХ. При помощи стрингеров пол получается очень устойчивой, жесткой и целостной конструкции.

Материалы для жесткого пола

Жесткий пол может быть изготовлен из различного материала: фанеры, алюминия или пластика.

Фанерный

Ещё недавно фанера была основным материалом для пола в надувных лодках. Для изготовления пайола используется влагостойкая фанера.

Одним из преимуществ фанерного настила является то, что он не производит впечатления скользкого пола, когда бывает мокрым.

В случае плохой установки или некачественного склеивания, при нарушении правил хранения фанера становится намного больше допустимого веса. Это может привести к образованию дыр или царапин на дне ПВХ.

Обычно используется фанера толщиной 9 — 12 мм.

Пластиковый

Пластиковый пайол чаще всего применяется для малогабаритных лодок ПВХ. Отсутствие крепости конструкции не разрешает укладывать такой пайол на лодках большого размера.

Благодаря легкому весу, настил может быть разобран и собран в виде книжки.

Из лодки такое днище можно и не вынимать, после сдувания лодку можно спрятать с пайолом.

Пластик, в отличие от другого материала, не сможет повредить лодку.

Его удобнее использовать, сборка и разборка лодки будет осуществляться за 20 минут.

Характерным плюсом пластикового пайола является отсутствие звука, который издают металлические днища, что немаловажно на рыбалке, когда нужна тишина.

Алюминиевый

На лодках длиной больше трех метров используют исключительно алюминиевый настил. Такое дно, в отличие от иных, полностью охватывает дно лодки ПВХ, гарантируя надежность и крепость механизма.

Для лодок с надувным килем необходим жесткий пол, который будет упираться в края. Как правило, 12 мм является оптимальной толщиной для жесткого листа.

Специальные пазлы служат в качестве крепительного элемента, не пропускают люфтов и непроизвольного скалывания и поломок во время нагрузок.

В результате пол становиться единым целым, в сочетании со стрингерами.

Сплошной слой алюминия покрывает всю лодку от носовой части до транца и максимально распределяет массу человеческого тела, не повреждая дна при воздействии лишнего веса.

Особенности алюминиевого пола

Плюсы и минусы есть у всех материалов. В отличие от пластика, алюминий не портится и не повреждается водой. Но если этот вид пайола был деформирован, замена его будет гораздо дороже, чем вариант из пластика.

Благодаря дополнительным кромкам пайол из алюминия не нуждается в еще очередной окантовке.

Конечно алюминий, летом, нагревается на солнце, а зимой быстро остывает, как и любой металл. Но это утверждение неактуально, так как зимой на лодках не плавают, а в сильную жару можно постелить резиновый коврик на дно.

Алюминиевые стрингеры

Для повышения жесткости пайольных полов, поделенных на секции были придуманы стрингеры.

Стрингеры предусмотрены для устранения сдвига пайол в пакете, касательно друг друга как вдоль так и поперек.

Стрингер — это специальные предельные элементы, ребра жесткости, которые используются на катерах или лодках.

В надувной лодке ПВХ эти стрингеры устанавливаются на дне.

Алюминиевый профиль, имея разное сечение, является материалом, из которого изготавливаются стрингеры.

Под действием быстрого потока воды, продольные стрингеры, вмонтированные в вашу лодку, не разрешат пайолам сломаться под воздействием воды. Если их не будет, то у лодки может возникнуть «эффект переваривания». Во время перегибания корпуса, воздушный пузырь начинает образовываться под днищем в результате ход лодки начинает снижаться.

Поэтому перед приобретением лодки позаботьтесь о том, чтобы стрингеры были установлены, или же спросите у официального дилера или их можно дополнительно самостоятельно установить.

Где купить пайол

Полы для лодки ПВХ можно приобрести Москве по адресу:

  • Улица Чермянская, д.1, стр. 1.
  • В Московской области, г.Балашиха на Объездном шоссе, владение 8, «Правильный магазин».
  • На Щелковском шоссе владение 102 А, ТК «Пехорка», павильон 16.

В Санкт-Петербурге:

  • На проспекте Тореза, д. 82, лит. А,и на ул. Минеральная, д. 13А, б/ц «Панорама».
  • «ALLIGATOR», наб. Черной Речки, д.1.
  • • «Интер Яхт Сервис», ул.Белоостровская, 8.

Интернет-магазины, в которых можно приобрести алюминиевые полы с доставкой на дом:

  • http://vodomotorika.ru/products/Pol_dlja_lodok.
  • http://www.mirintex.ru/item1189.html.
  • http://www.moto-market.ru/naduvnye-lodki-pvh/.

Народная примета: Рыба всегда задерживается в устье притока или ручья, туда течением сносит обильный корм!

kakulov.ru

Выбираем надувные лодки ПВХ с транцем

Когда вы пришли  в магазин за пайольной  лодкой, процедура проверки в целом повторяет небольшие гребнушки, но с небольшими специфическими отличиями. В конструкции моторных лодок добавляется несущий элемент, пайол (пока будем говорить о пайольных конструкциях, упуская лодки с полностью надувным дном), поэтому  еще перед накачиванием лодки проводим его осмотр.

У разных производителей, конструкция элементов пайола может иметь различия.

Начнем с материала, из которого сделаны элементы пайола.

Несколько раньше появилась конструкция из водостойкой фанеры, которая достаточно долго доминировала на рынке.  Заметно позднее появился пайол из алюминиевого профиля. Последнее время у производителей появились пока опытные образцы, в которых применяются сотовые панели на основе современных композитных материалов.

У каждого из материалов есть свои  плюсы и минусы. Алюминий – легче, он не набухает и не расслаивается в воде,  но если по каким-то причинам, он даже немного  деформировался, то этот элемент пайола необходимо будет заменить. А это весьма затратное мероприятие. Элементы из алюминия уже имеют необходимый профиль кромок, поэтому не нуждаются в какой-то дополнительной окантовке.

Водостойкая фанера немного тяжелее, в случае некачественной проклейки или нарушения условий хранения иногда может набухать или даже начать расслаиваться, но это всё поправимо. Повредить, а тем более, cломать фанерный элемент пайола, весьма и весьма проблематично.

В отличие от алюминия, фанера не такая скользкая в мокром виде и после соприкосновения с рыбой. Многие считают,  что по тактильным ощущениям у фанеры есть неоспоримое преимущество.

Композитный пайол лишен многих недостатков и алюминия и фанеры, но пока, в сравнении с “классикой”,  он имеет большую стоимость, что заметно ограничивает область его распространения.

Применение на разных конструкциях лодок фанерного пайола, может отличаться и по типу и технологии окантовки элементов.

На небольших моделях элементы пайола могут быть дополнительно не окантованы.

В каких-то конструкциях элементы пайола могут стыковаться через  промежуточный /съемный/ алюминиевый профиль. А в других — профиль уже установлен на пайол при помощи заклепок или саморезов  и является  окантовкой элементов пайола.

  Главное, при покупке внимательно посмотреть состояние  всей окантовки и в дальнейшем  регулярно контролировать  и предотвращать возможное появление люфта на закрепленных профилях.

Пайольные  лодки, имеющие U- образную форму баллона,  производитель рекомендует накачивать в следующем  порядке / пока  не трогаем особенностей  подготовки лодок, оснащенных  пайолом – книжкой/.  Речь пойдет о лодках с секционным пайолом.

На  первом  этапе   баллону  придается  лишь “форма”, по аналогии  с  маленькими гребными лодками, то есть, баллон должен быть очень мягким на ощупь для того, чтобы на днище легко можно уложить фанерный или алюминиевый пайол, разместить и хорошо расправить аэрдек или  вставку низкого давления. Обращаю особое внимание, на этом этапе мы пока не надуваем! кильсон.

В зависимости от конструкции лодки, секции пайола могут укладываться на  днище в разной последовательности, но для большинства лодок производители рекомендуют  начинать укладку от носа, а завершать, установкой  кормовых  элементов пайола, с заправкой последней секции под фиксаторы, расположенные на транце. Во  многих паспортах  употребляется образное выражение – “на заключительном этапе,  поставить два  последних элемента домиком”. И надавив вблизи вершины “домика”,  выровнять  пайол. То есть, два последних элемента завершают процесс сборки пайола.

 Почему вблизи вершины?   

Если эту операцию выполнять руками,  то,  надавливая на саму вершину, есть очень большая  вероятность защемить руку  между алюминиевыми элементами окантовки секций пайола.

На следующем этапе, некоторые производители рекомендуют для облегчения установки стрингеров, подкладывать под днище весла. Ну а тем, кто хочет еще больше облегчить процедуру сборки и подготовки лодки, можно порекомендовать немного подкачать кильсон.  При помощи этого нехитрого маневра удастся несколько приподнять уже выровненный пайол по центру,  освободив доступ к краям пайола под не полностью накаченным баллоном.

Когда вы убедились, что пайол, аэрдек или вставка, а также банки,  заняли свое место, то лодка “добивается” до рекомендованных величин давления, то есть, давление во всех независимых отсеках приводится к рекомендованным производителям цифрам. Но делается это постепенно. На первом этапе накачиваются  концевые  секции  баллона, причем, несколько слабее, чем рекомендует производитель. Это делается для того, чтобы минимально снизить напряжения, которые могут деформировать лодку. А потом, “добивается” уже и носовая часть лодки и кильсон.

Разборка лодки осуществляется в обратной последовательности. При съеме стрингеров, не забудьте оставить небольшое избыточное давление в кильсоне. Это значительно облегчит процесс…

Возвращаясь к теме пайола-книжки, следует сказать, что его установка несколько проще, чем обычного пайола, его следует просто  развернуть на днище и заправить под баллон. Но алгоритм накачивания баллона такой же, как и у пайольных конструкций.

На различные модели лодок, и даже на отдельные элементы / в частности – кильсон/, у разных производителей могут быть свои  параметры давления, но, как правило, они находятся в пределах 0,2-0,35 атм и прописаны в Паспорте судна.

После сборки лодки точно также проводим  внешний осмотр готового изделия. Все то, что написано про лодки с О-образными  баллонами, также применяется и для U-образных корпусов. Это по большей части касается  формы баллонов, весел, фурнитуры, банок  и тд. Но будет и целый ряд существенных дополнений. На которые следует обратить особое внимание.

Моторная лодка ПВХ Викинг VN-320LE

  Осмотр  вклейки днища. Это особенно важно для лодок, которые способны перемещаться в режиме глиссирования.

Первое на что  обращаем внимание.  Когда лодка  полностью собрана и накачена, днище по всей поверхности должно иметь равномерный натяг и вдоль линии приклейки днища к баллону не должно быть явных сборок и морщин. Если они есть, и особенно просматриваются от середины лодки далее в корму – это явный брак и лодку следует вернуть продавцу. Он “съест” половину скорости.

Жесткие элементы /пайол, концы стрингеров или  страхующие фанерные вставки  в аэрдек /не должны явно выпирать рядом с линией  приклейки днища.

Есть и еще один  участок  на днище, состояние которого  оказывает существенное влияние на скорость  лодки и брызгообразование за транцем. Но,  к сожалению, некоторые производители явно недооценивают  последствия  этой недоработки или явного конструкторского просчета и не  придают этому  должного внимания. Речь идет о прогибе днища перед транцем, что наиболее заметно, вдоль линии киля. Вот эта “яма”, к сожалению, точнее ее размеры, делает вроде бы и неплохие лодки, заметно менее скоростными, а значит — и не экономичными и, подчас, проигрывающими в управляемости. Есть  и нарушение геометрии в другую сторону, наоборот, резко выпирающий бугор перед транцем.  В любом случае нарушение прямолинейности киля  отрицательно влияет на гидродинамику судна.

Если подобно отклонение в ту или иную сторону измеряется в 0,5-1,0 см, то это на характеристики лодки заметно не повлияет. Когда неровность более заметна, то  потерь скорости уже не избежать.

Следующее, на что следует обратить внимание при осмотре лодки – оснащение транца и его вклейка на специальных профилях или лентах.

Фанера транца не должна иметь следов расслоения, а вся обвязка транца должна быть хорошо проклеена по всему периметру прилегания  к баллону и к днищу.

На своих местах / точно в ДП – по центру/ должны быть транцевые накладки. Именно по ним ориентируются при установке мотора. Саморезы должны быть на своих местах и не выступать за габариты зенковки.

Еще одним элементом на транце, требующим внимания, является сливной клапан. Он может быть различных конструкций, но свои задачи он должен выполнять четко и работать – безупречно.

Есть несколько конструкций сливных клапанов, но, представляется, что конструкция с задвижкой, будет наиболее удобной.

 Ну и последний взгляд на леерное ограждение. О том, на что обращаем внимание , говорилось в статье о гребных лодках. Но перетяг леера на гребнушках – это нарушение эстетики, как говорится : ”на скорость – не влияет”. А вот возможное нарушение геометрии моторной лодки, связано уже с потерей скорости. Неисправность, конечно можно устранить и самому, если переплести леер, но можно и обратиться к продавцам магазина для замены лодки.

  Новый товар должен быть хорошего качества.

 Также, читайте по теме:

«Комплект эгоиста» или лодки эконом и лайт класс

Выбор магазина для покупки надувной моторной лодки

fishingroup.ru

Арсенал

В этой части материала разберем, на что следует обратить внимание при сборке и разборке ПВХ-лодок.

Пайольные лодки

Пайол — съемный деревянный настил, укладываемый на дно лодки. Есть и еще один термин, обозначающий эту деталь лодки — слань,  но он не прижился в языке современных производителей ПВХ-лодок. Пайол в ПВХ-лодках выполняет сразу две функции:    во-первых, это жесткий продольно-поперечный формообразующий элемент, а во-вторых, он служит для создания ровного дна,  удобного для нахождения на нем экипажа.

Осмотр пайола. На этапе проверки в магазине пайольной лодки — это второй класс лодок нашего условного деления — алгоритм    проверки практически такой же, как и у первой группы лодок. Добавление к процессу осмотра лодки перед накачиванием одно —    осмотр элементов пайола У разных производителей, конструкция элементов пайола может несколько различаться.

Различий два. Первое — материал изготовления пайола. Это могут быть панели из алюминиевого профиля или листы водостойкой    фанеры. У каждого из материалов есть свои плюсы и минусы. Алюминий легче, но если он даже окажется немного деформированным,    то панель подлежит замене.

Второе — разница в технологии окантовки. В одном случае элементы пайола могут стыковаться через промежуточный съемный    алюминиевый профиль. А в другом случае профиль уже установлен на пайол при помощи заклепок или саморезов и является    окантовкой элементов пайола. Как правило, съемные профили после нескольких циклов сборки-разборки лодки приобретают   посадочный люфт, что не здорово. Поэтому, если элементы пайола уже имеют окантовку, то такая конструкция явно  предпочтительнее. Также предпочтительнее будет выглядеть и алюминиевая окантовка по боковой части элементов пайола —    именно на них будут фиксироваться стрингера.

Главное при покупке проконтролировать состояние всей окантовки и в дальнейшем регулярно контролировать и предотвращать   возможное появление люфта. Пайольные лодки, имеющие U-образную форму баллона, производитель рекомендует накачивать в    следующем порядке (пока не касаемся особенностей подготовки лодок, оснащенных пайолом-книжкой, речь пойдет о лодках с    секционным пайолом).

На первом этапе баллону придается лишь «форма» (по аналогии с маленькими гребными лодками), то есть баллон должен быть очень   мягким на ощупь для того, чтобы на днище легко можно уложить фанерный, или алюминиевый пайол, разместить и хорошо   расправить аэрдек — или «вставку низкого давления».

Обращаю особое внимание — на этом этапе мы пока не надуваем кильсон! Airdeck можно перевести с английского как «воздушная   палуба». Что достаточно близко по смыслу к настоящему значению этой конструкции. Это полноценная замена пайолу, целиком    выполненная из ПВХ. Благодаря особой конструкции внутренних связей, обеспечивающих параллельность двух наружных слоев  ПВХ-ткани, получается своеобразный надувной матрас. Он имеет достаточную жесткость, обеспеченную внутренним давлением около 0,8 атм, чтобы выступать в роли формообразующего элемента лодки, но в отличие от жесткого пайола в зависимости от  применяемого материала может быть в несколько раз легче.

Кильсон — еще одно заимствование из большого флота — «продольный брус, который кладут поверх киля внутри судна». В   ПВХ-судостроении надувной формообразующий продольный элемент, который располагается под пайолом и создает необходимое    натяжение днища лодки, обеспечивая тем самым его форму. Как правило, кильсон проходит по всей длине лодки и имеет форму  ассиметричного веретена, утолщение которого смещено в сторону носа лодки. Здесь следует отметить, что разработаны конструкции  больших ПВХ-лодок (5 и более метров), где в качестве кильсона используется не надувная, а разборная деревянная или   пластиковая конструкция.

Укладка пайола. В зависимости от конструкции лодки секции пайола могут укладываться на днище в разной последовательности, но    для большинства лодок производители рекомендуют начинать укладку от носа, а завершать установкой кормовых элементов     пайола, с заправкой последней секции под фиксаторы, расположенные на транце. Во многих паспортах пишут: «…на заключительном   этапе поставить два последних элемента домиком. И надавив вблизи вершины домика, выровнять пайол». То есть    два последних элемента завершают процесс сборки 4?или 5?секционного пайола. Если пайол 6?секционный, то на завершающем   этапе сборки может быть выравнивание 4 и 5 элементов.

Почему вблизи вершины? Если эту операцию выполнять руками, то, надавливая на саму вершину, есть очень большая вероятность    защемить руку между алюминиевыми элементами усиления секций пайола.

Для существенного облегчения установки стрингеров некоторые производители рекомендуют подкладывать под днище весла, как бы   вывешивая боковины пайола. Ну, а на большинстве конструкций лодок есть возможность еще больше облегчить процедуру      окончательной сборки пайола. Для этого надо лишь немного подкачать кильсон. Это технологический прием позволяет несколько  приподнять уже  выровненный пайол по центру, освободив доступ к краям пайола под не полностью (!) накаченным баллоном,что   очень существенно облегчит процесс установки стрингеров.

Накачиваем лодку. Когда вы убедились, что пайол, аэрдек или вставка, а также банки заняли свое место, то давление во всех     герметичных отсеках лодки приводится к рекомендованным производителями цифрам. Алгоритм накачивания выглядит следующим    образом. На первом этапе накачиваются концевые секции баллона, причем несколько слабее, чем рекомендует производитель. Это    делается для того, чтобы минимально снизить напряжения в области вклейки мембран, которые могут деформировать лодку. А потом «добиваются» уже и носовая часть лодки, и кильсон.

Если лодка комплектуется аэрдеком, то после накачивания баллонов давление в аэрдеке доводится до требуемой величины (0,8 атм),   а в последнюю очередь накачивается кильсон. На различные по конструкции модели лодок производители могут указывать       свои, несколько отличающиеся параметры рабочего давления в баллонах. Свои цифры могут быть даже на отдельные элементы той     же лодки, например кильсон, но, как правило, они находятся в диапазоне 0,2–0,35 атм. Поэтому выполнение требований     паспорта производителя — это не только залог надежной и долголетней эксплуатации, но и возможность наиболее полного    раскрытия технического потенциала, который был заложен в лодку ее создателями.

А теперь небольшой экскурс в особенности технологии лодочного производства, который, на мой взгляд, не раскроет какихто    секретов, но позволит более осознанно подходить к вопросу эксплуатации своего судна.

На различных этапах изготовления каждая лодка проходит ряд проверок. Контроль осуществляется на предмет соответствия      требованиям ГОСТа и, соответственно, ТУ. Один из основных параметров, который подлежит обязательной проверке, — тест на    герметичность отсеков. Проверка осуществляется следующим путем. Лодка накачивается до номинальных значений и в таком виде   «выстаивается» 12 часов. После полусуток проводится повторный контроль давления. Оно должно быть не менее 90% от   первоначальных цифр.

ГОСТ допускает небольшие потери воздуха. Но, как правило, всетаки добиваются, чтобы в течение 12 часов потерь воздуха не было.    Еще одно испытание, через которое проходят лодки из ПВХ — это избыточное давление в баллонах. Надувной корпус лодки    должен выдерживать трехкратное (!) превышении паспортных значений давления (как правило, это давление 60,0 кПа (0,60 кг/см2) в  течение 5 минут. Это требование прописано в ТУ на лодки.

Как мы видим, лодки из ПВХ, изготовленные в соответствии с ГОСТом, имеют достаточно большой запас прочности. Но все   «прочностные» испытания делаются в статике, в условиях цеха. В условиях же реальной эксплуатации ситуация несколько иная. Это и  переменные динамические нагрузки и иной температурный диапазон. Поэтому при эксплуатации лодки следует иметь в виду, если  она накачана до (или несколько выше) номинально допустимого значения, нужно обязательно стравливать воздух при извлечении    лодки из воды, особенно в жаркую солнечную погоду, или открывать при этом клапана сброса избыточного давления.

Собранную и накачанную лодку внимательно и с пристрастием осматриваем. Все критерии, которые касались лодок с О-образными    баллонами, также применимы и для U-образных корпусов. Это по большей части касается формы баллонов, качества склейки,   фурнитуры, банок и т. д. Вместе с этим будет и целый ряд существенных дополнений, на которые следует обратить особое внимание.

Осмотр днища. Осмотр вклейки днища лучше производить на лодке, перевернутой вверх килем. Качество исполнения этого элемента  особенно важно для тех лодок, которые по своей конструкции способны выходить в режим глиссирования и именно так   будут эксплуатироваться.

На полностью накачанной лодке вдоль линии приклейки днища к баллону не должно быть явных сборок и морщин. Если при      накачивании лодки до рекомендованных значений морщины и сборки не уходят — это явная ошибка вклейки и лодку следует вернуть   продавцу. По мере эксплуатации лодки ткань немного тянется и со временем они станут еще более явными. Если такие    морщины присутствуют не только ближе к носовой части, но и по всей длине клеевого шва, то от такой лодки сложно ожидать   высоких скоростей. Передвижение на ней вряд ли будет экономичным.

Геометрия кормового участка днища также оказывает существенное влияние на скорость лодки и брызгообразование за транцем.     Даже пройдя по ряду выставочных экспозиций в Москве и Питере многочисленных производителей ПВХ лодок, можно увидеть, что не   все лодки имеют ровное днище в кормовой части. По непонятным причинам многие производители недооценивают последствия этой,   казалось бы, мелкой недоработки. Она может проявляться и как яма на днище перед транцем, что наиболее заметно вдоль     линии киля. И как резко выпирающая оконечность кильсона, которая создает на киле заметный уступ перед транцем.

Оснащение и вклейка транца. Фанера транца не должна иметь следов расслоения, а вся обвязка транца должна быть хорошо     проклеена по всему периметру прилегания к баллону и к днищу.

На своих местах, точно в ДП (диаметральная плоскость– условная продольно-вертикальная плоскость, разделяющая корпус судна на    две симметричные половины — левый и правый борт) — по центру должны быть транцевые накладки. Именно они позволят правильно   установить мотор на лодке. Саморезы должны быть на своих местах и не выступать из зенковки.

Сливной клапан. На транце устанавливается сливной клапан. Это еще один элемент, требующий внимания при осмотре лодки. У    разных производителей он может заметно отличаться по конструкции. Но свои задачи должен выполнять четко и работать  безупречно.  Есть несколько конструкций сливных клапанов, которыми оснащают пайольные лодки, но представляется, что такая    конструкция будет наиболее удобной.

У некоторых производителей больших лодок возможна установка сдвоенных клапанов. Ряд конструкций лодок с надувным днищем     сливными клапанами не оборудуются. Из-за высокого уровня палубы кокпит становится самоотливным.

Полностью надувные лодки

Сборка. Сборка лодок с надувным днищем начинается с извлечения лодки из транспортировочной сумки. Если в конструкцию модели     входят жесткие элементы либо она оснащается дополнительным оборудованием (банки, УКБ — универсальный крепежный блок и т. д.), лодка также качается до «принятия формы», затем устанавливается оборудование, уже потом последовательно    накачиваются секции баллона, начиная с концевых. Далее — носовые, надувное днище и скеги (если они имеются в модели).

Skeg (англ.) — вертикальный стабилизатор, стенка. Применительно к лодкам из ПВХ — надувные трубчатые конструкции, помещенные   в защитный слой ПВХ ткани, и установленные в нижней части баллонов в местах их прилегания к днищу. При разгоне    моторной лодки выполняют двоякие функции, во-первых, своеобразных скользящих поверхностей — лыж, позволяя оторвать днище лодки от поверхности воды.

Чем заметно снижают сопротивление движению, тем самым повышая экономичность такого транспортного средства. А после выхода   на режим глиссирования создают тоннель для набегающего потока воздуха, обеспечивая тем самым эффект аэродинамической     разгрузки, заставляя судно скользить буквально «на пятках». Реализация всех достоинств этой конструкции возможна лишь при   достаточной энерговооруженности лодки. На этом сборка заканчивается и… все — можно на воду!

Плюсы и минусы. Лодки с надувным днищем низкого давления заметно отличаются по ряду оригинальных конструкторских решений    от ставших уже классическими лодок с жестким пайолом или аэрдеком. Первое отличие состоит в геометрических размерах  фанеры, используемой в качестве транцевой доски. Если габарит, определяющий ширину кокпита, у нее такой же, как и у    пайольных конструкций, то по высоте, определяющей уже глубину кокпита, значительно меньше, то есть до надувного днища.        Функции нижней наружной части транцевой доски выполняет тыловая часть днища.

О каких плюсах и минусах подобных конструкций можно говорить? Первое, о чем уже говорилось выше, — предельная простота    сборки и подготовки лодки к спуску на воду. Нет необходимости в участках с ровной поверхностью, главное, чтобы под ногами не    было острых предметов, способных повредить ткань.

Также очевидный выигрыш лодок с надувным днищем — снижение общего веса конструкции. Что позволяет выводить на режим   глиссирования несколько большую полезную нагрузку. Благодаря использованию узкой транцевой доски, мы получили конструкцию,     имеющую превосходную проходимость по небольшим глубинам в камнях и на порогах, например при сплаве по мелководным рекам.   

Лодка уже не будет цеплять транцем камни. Все соприкосновения будут лишь у надувного днища, которое для сплава должно быть    дополнительно защищено. Благодаря использованию транцевой доски меньших размеров также удалось несколько снизить общие   габариты упаковки

По каким же критериям лодки с надувным днищем все же уступают лодкам с традиционным, жестким пайолом? Во?первых, любая    пайольная конструкция имеет два, а то и три места для транспортировки и хранения, и каждое их этих мест по отдельности заметно     легче, чем одноразмерный собрат с надувным днищем. Из пневматических элементов достаточно сложно изготовить    днище, которое было бы оптимально по своим гидродинамическим качествам. На днище неизбежно будут неровности и выступы,     которые заметно влияют на скоростные, показатели, а в итоге — на экономичность хода.

Но самое главное, такие конструкции заметно уступают обычным пайольным лодкам в управляемости. И особенно это заметно, когда     лодка с надувным килеватым днищем идет ненагруженная. Из-за снижения общего веса конструкции у лодок с надувным     днищем при установке мотора предельно допустимой мощности и веса центр тяжести оказывается заметно смещенным в корму.

Если в этой ситуации дополнительно (!) не загрузить нос лодки, то она будет очень чувствительна к порывам бокового и тем более   встречного ветра. Без дополнительного балласта в подобной ситуации лодка в поворотах начинает заметно проскальзывать, и   появляется увеличенный раскат.

Несколько выделяются из этого ряда катамаранные конструкции. При оснащении достаточно мощным мотором, благодаря наличию     скегов, такие лодки при небольших загрузках могут использовать эффект аэродинамической разгрузки. Он возникает благодаря    созданному днищем и скегами тоннелю, в котором набегающий поток воздуха создает дополнительную подъемную силу,   позволяющую до определенной загрузки полностью оторвать днище от воды и двигаться лишь на небольшой по площади    поверхности — оконечности скегов. Такое снижение величины смачиваемой поверхности приводит к тому, что с небольшой нагрузкой  под моторами допустимой мощности эти лодки могут разгоняться до скоростей около 60 км/час.

Но как было уже сказано выше о положении центра тяжести таких лодок, подобные конструкции очень чувствительны к ветру,       особенно порывистому, на больших скоростях. И управление ими на таких скоростях потребует очень точно выверенных навыков.

Тыловая часть надувного днища на некоторых моделях лодок заметно выходит за габариты транца. Поэтому при установке мотора     обращайте на это особое внимание — элементами конструкции дейдвуда мотора его достаточно легко повредить. Самый простой     вариант — на это место поставить небольшое по размеру усиление из ПВХ-профиля.

Рекомендации по сборке-разборке

Как правило, первое знакомство с процессом сборки пневматической лодки происходит либо на рыбалке (собирается лодка     знакомого), либо в магазине — где ее собирают уже для вас. В первом случае еще далеко не факт, что для подготовки и оснащения     лодки выбран оптимальный алгоритм и все делается правильно. Во втором же демонстраторами выступают, как правило, специалисты,  действующие строго в рамках подробно расписанной производителем и годами отработанной технологии, в которой   учтены все нюансы комплектования, минимизации объемов упаковки, а также отработаны приемы для выполнения этой работы   одному, вне зависимости от размеров лодки.

Поэтому стоит очень внимательно присмотреться ко всем нюансам демонстрации, и если есть вопросы, то здесь же получить на них    ответы.

Даже, казалось бы на первый взгляд, мелочи в этой работе, но они могут иметь большое значение. Если покупка лодки происходит у    производителя, то уже на этапе выбора и заказа либо покупки готового образца вам будут предложены дополнительные меры по   модернизации лодки, как говорят специалисты, — усилению и тюнингу. Ваш выбор деталей этой работы должен базироваться на   представлении об особенностях эксплуатации лодки, регионе и задачах, которые вы с помощью лодки собрались решать.

Но в подавляющем большинстве случаев такая дополнительная опция поможет значительно увеличить срок службы лодки. Все детали  этой услуги и варианты возможного переоснащения будут рассмотрены несколько позже. А сейчас несколько рекомендаций  для тех, у кого нет возможности посмотреть на сборку лодки специалистами. Кто получает лодку в других городах, осуществив заказ     по Интернету или по телефону. Вам придется осваивать все нюансы работы с ПВХлодкой самостоятельно. Самая главная     подсказка — это, конечно, паспорт изделия и руководство по эксплуатации, где имеется подробное, пошаговое описание процесса    подготовки лодки к спуску на воду. Потренироваться в подобной сборке с паспортом в руке имеет смысл сразу же после получения   лодки без выезда на рыбалку, чтобы заодно и проверить ее комплектацию, и отработать все нюансы сборки и укладки.

Перед накачиванием. Прежде всего, произвести осмотр полученного и проверить соответствие комплектации документам, то есть    убедиться, что все пришло в целости и сохранности, включая упаковочные сумки или рюкзаки. А уже потом, дома, не спеша    приступать к сборке лодки.

Перед накачиванием необходимо перевести все воздушные клапаны в положение «закрыто». Для этого следует слегка нажать шток    подпружиненного клапана и повернуть его до положения, в котором он выдвинется в своем гнезде на максимальную высоту. В таком    положении «тарелка клапана» прижимается к основанию, обеспечивая тем самым перекрытие поступления воздуха из баллона.  

Накачиваем баллоны. Для этих целей можно использовать и ножную помпу из комплекта поставки лодки, а можно и        специализированную (!) электрическую. О применении этих помп говорилось несколько ранее. Для этого необходимо подобрать из   комплекта переходник, обеспечивающий надежную фиксацию и в гофрированном шланге, и в клапане. Если переходник где-то     входит слишком свободно, то его диаметр можно увеличить несколькими оборотами изоленты или скотча. Если переходник не входит    в гофрированный шланг, то эту часть шланга можно слегка нагреть в кипящей воде.

После этого все прекрасно встанет на     свои места. Выполняем все подключения и заполняем баллоны воздухом до принятия формы.   Устанавливаем пайол или надувной вкладыш, остальные элементы конструкции лодки. После этого следует накачать герметичные    отсеки баллона и кильсона до рекомендованного значения. Рекомендованное значение, естественно, определяется специальным    манометром, который можно купить и использовать для контроля наполнения баллонов.

В конструкции некоторых электрических помп уже имеется встроенное устройство определения давления воздуха, работая с такой     помпой можно обойтись и без отдельного манометра.

Есть и еще один способ, косвенно дающий представление о параметрах давления в лодке. Если ваш ножной насос не предусмотрен   для накачивания аэрдеков, то работая им, что называется «до упора», человек весом около 70 кг как раз и сможет создать    предельное давление на уровне рекомендованных производителем значений. Но все же лучше хотя бы один раз проверить свои    навыки «надувательства» с помощью манометра…

После накачивания лодки до рекомендованных значений обязательно закрываются крышки воздушных клапанов и надежно     затягиваются.

Разборка. Разборка лодки после окончания эксплуатации производится в обратном порядке. Для пайольных конструкций имеется      следующий алгоритм действий.

Открыть клапаны на всех секциях баллона и стравить весь воздух. А вот давление в кильсоне при этом снизить лишь незначительно.      Оказавшиеся в подвешенном состоянии и легко доступными стрингеры легко снимутся, также легко разберется и   пайол.

Для того чтобы грамотно упаковать лодку с надувным днищем, также есть одна «военная хитрость». Особо эффективно она     работает, когда на улице ниже 0 °C. Речь идет о применении помпы для постепенного и равномерного удаления воздуха из     внутренних объемов лодки. Если этот прием отработать, то в любую погоду любую (!) лодку можно очень компактно упаковать.

Нельзя! Производители лодок обязательно вводят и определенные табу на действия с лодками. Эти запреты распространяются на все  лодки бытового назначения и вызваны прежде всего обеспечением максимального ресурса изделия и заботой о безопасности  людей на воде.

Так, производитель запрещает:

  • использовать любые источники сжатого воздуха, кроме специальных механических и электрических помп, предназначенных для  накачки герметичных отсеков лодки или подобных изделий из ПВХ;
  • превышать более чем на 10% номинальные (паспортные) значения давлений в герметичных отсеках лодки;
  • оставлять лодку на суше в зоне прямых солнечных лучей без предварительного снижения давления в баллонах на 20–50% от  номинала. Перегрев лодки может быть чреват неприятными последствиями для клеевых соединений лодки;
  • если был произведен сброс давления для хранения на берегу, то при спуске на воду необходимо восстановить давление до рекомендуемых значений;
  • эксплуатировать лодку при пониженном давлении в герметичных отсеках. Жесткие элементы, имеющиеся в конструкции лодки, в  этом случае могут быстро повредить ткань лодки и привести ее в негодность. Из-за того что лодка потеряет оптимальную  гидродинамическую форму, будет затруднен выход в режим глиссирования, перемещение будет не экономичным;
  • эксплуатировать лодку с открытыми крышками воздушных клапанов, т.к. в этом случае не обеспечивается необходимая защита  механизма клапанов от воды и грязи;
  • оставлять резьбовую часть штока уключины без надежно навинченной колпачковой гайки как с установленными, так и  демонтированными веслами. Это может привести к потере весел во время движения. При транспортировке в свернутом виде повредит  ткань лодки вплоть до прокола материала.

Автор выражает признательность за помощь и содействие в подготовке материала компаниям «Лоцман», «Посейдон трейд» и «Флагман».

fishinginrus.ru


Смотрите также