Орфограмма 1 класс что это такое пример


Список обязательных орфограмм первого класса для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

Калашникова Ольга Сергеевна МАОЙ Лицей №1, г. Балаково Саратовской области Учитель начальных классов Список обязательных орфограмм первого класса для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ 1. Большая буква в начале предложения. 3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА ЧУ–ЩУ. 4. Мягкий знак – показатель мягкости. 5. Разделительный мягкий знак*. 7. Проверяемые безударные гласные в корне слова. 8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова). 9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова. 10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине *Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса. *Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса. Несколько слов о написании диктанта 1. СЛОВА В ДИКТАНТЕ В I КЛАССЕ ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГОВАРИВАЯ ИХ ПО СЛОГАМ ГУБАМИ ИЛИ ШЁПОТОМ. 2. ПРИ ПИСЬМЕ ВСЕ ОРФОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗЕЛЁНОЙ РУЧКОЙ. 3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ 100% ГРАМОТНОСТИ, ТО МИНИ-ДИКТАНТЫ НАДО ПИСАТЬ В КЛАССЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ХОТЬ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО 3 СЛОВА В КАЖДОМ. НО ПИСАТЬ ДАЖЕ ТАКОЙ МИКРО-ДИКТАНТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов) Образец устного разбора в классе 1. Мы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы. 2. С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова. 3. Машей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы. 5. Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости. 6. В– это предлог. Значит, пишется отдельно от слова. 7. Чащу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. 8. Чащу – чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. 9. . – В конце предложения ставится точка. 10. Цветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой 11. Цветут – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово 12. Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. 13. . – В конце предложения ставится точка. 14. Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы. 15. Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. 16. Бежит – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово 17. Бежит - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. 18. Колючий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово 19. Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК. 20. . – В конце предложения ставится точка. 21. Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой 22. Пищат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово 23. Пищат - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. 24. Пушистые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. 25. Мышки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ. 26. . – В конце предложения ставится точка. 27. Птички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой 28. Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. 29. Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак. 30. Гнёзда – орфограмм нет. 31. . –В конце предложения ставится точка. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова). 21 орфограмма. Письменное оформление На машине шишки, тащу щуку, сшили жилет, кружились снежинки, качались камыши, у щуки щурёнок, наши машины, кричат чайки и стрижи, Рыжик сторожит, выращу щавель. (24 слова, 3

uchitelya.com

Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР

Дети забывают именно эти  основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если  не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2.  Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать  слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна  из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О  (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З-  (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ- —  близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги); —  приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани); —  неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ- —  близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много); — близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова» 

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Статья о подготовке к экзаменам.Читать далее

нет комментариев

Наука движется семимильными шагами. Новейшие технологии предоставляют широкий спектр возможностей. Читать далее

нет комментариев

Каждый человек появляется на свет уже полноценной личностью с определенным характером. Задача родителей распознать и развить в ребенке способности и направить их в нужное русло.Читать далее

нет комментариев

В данной статье опишутся только некоторые из них, наиболее распространенные.Читать далее

нет комментариев

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).Читать далее

нет комментариев

xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai

Памятка. Орфограммы в 1 классе.

1 класс

Работа над ошибками

1. Оформление предложения на письме.

Подчеркни одной чертой заглавную букву в первом слове предложения и знак препинания на

конце (. ! ? ...)

Делай так. Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Большая буква в имени собственном.

Подчеркни одной чертой большую букву в именах собственных.

Делай так. Москва, Волга, Россия, Мария, Петрович, Иванов.

3. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука на письме.

Подчеркни мягкий знак одной чертой.

Делай так. Ель, мальчик, пальто.

4. Удвоенные согласные буквы в слове.

Подчеркни двойную согласную одной чертой.

Делай так. Группа, групповой, подгруппа.

5. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).

Обозначь орфограмму пробел.

пр.

Делай так. К _ берегу.

6. Правописание союза со словом (орфограмма – пробел).

Обозначь орфограмму пробел.

с.

Делай так. Мама и _ папа сели в машину.

7. Правописание частицы НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Подчеркни орфограмму.

част. част. част.

Делай так. Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.

8. Правописание -ОРО-, -ОЛО-.

Подчеркни -ОРО-, -ОЛО- одной чертой.

Делай так. Молоко, воробей.

9. Гласные и, у, а после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Подчеркни буквосочетание.

Делай так. Малыши, карандаши, ширина.

10. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.

Подчеркни буквосочетание.

Делай так. Ручка, дочка, удочка.

11. Проверяемые (парные) согласные.

Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Делай так. Мороз – морозы, ягодка – ягоды.

12. Правописание словарных слов. Слов с непроверяемыми орфограммами.

Поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Делай так. Хорошо.

13. Разделительный мягкий знак.

Подчеркни согласную букву (перед ь) Ь и гласную букву после него.

Делай так. Вьюга, листья, соловьи.

14. Разделительный твёрдый знак.

Выдели приставку. Подчеркни согласную букву (перед ъ) Ъ и гласную букву после него.

Делай так. Съезд, подъём, отъехал.

multiurok.ru

Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

В помощь родителям

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь — уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой — а, чу и щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.

Обучающие материалы школьникам

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.

veselajashkola.ru

1 класс

Меню

  • Дошколята
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5-11 класс
  • Учителя
  • Родители
    • Вопрос-ответ
    • Это волнует каждого родителя
    • Как выбрать книги для моего ребенка?
      • Цветные книги
      • Чёрно-белые книги
      • Как и по каким пособиям заниматься с ребёнком летом?
      • Комплект для первоклассника
      • Книги для родителей про офрограммы
      • Как летом отработать навык счета и письма?
      • Пособия для школьников: на что стоит обратить внимание
      • Два слова о сериях наших книг…
      • Как не забыть школьную программу летом
      • РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ И НЕ ЧИТАЕТ?
        • ЧТО ПОЧИТАТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ БУКВАРЯ. Рассказы для детей 5-6 лет
        • Рассказы для детей 7-8 лет
        • Рассказы для детей 8-10 лет
    • Книги для родителей
    • ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ И РЕЧЬ РЕБЕНКА. УЧИМ НАИЗУСТЬ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
  • Задания на каждый день
    • Учим стихи
      • Учим двустишья наизусть
      • Учим стихи наизусть
      • Учим прозу наизусть
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 1 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 2 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 1 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 3 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 4 класс
      • Стихи на каждую неделю
        • ДЕКАБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ДЕКАБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 1 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 2 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 3 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 4 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 1 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 2 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 3 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 1 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 2 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 3 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 4 НЕДЕЛЯ
        • СЕНТЯБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • СЕНТЯБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ
      • Учим двустишья наизусть. (2-5 лет)
    • Читаем
    • Поём с детьми и детям
      • 3000 умных слов. Поём на ночь детям и с детьми с 0 до 15
        • Для чего это нужно?
        • Содержание
        • 1. Черный ворон
        • 2. Валенки
        • 3. Ой, мороз, мороз
        • 4. В лесу, говорят, в бору, говорят
        • 5. Выйду на улицу
        • 6. Течет ручей
        • 7. Разлука ты, разлука
        • 8. Соловушка
        • 9. Калина красная
        • 10. Вот кто-то с горочки спустился
        • 11. Виноградную косточку в теплую землю зарою
        • 12. По муромской дорожке
        • 13. Окрасился месяц багрянцем
        • 14. Тонкая рябина
        • 15. Во поле береза стояла...
        • 16. Когда б имел златые горы
        • 17. Ты, моряк, красивый сам собою
        • 18. Я на горку шла
        • 19. Веселые гуси
        • 20. Яблочко
        • 21. На поле танки грохотали
        • 22. Солдатушки, бравы ребятушки
        • 23. Любо, братцы, любо
        • 24. По дорожке неровной, по тракту ли
        • 25. Бывали дни веселые
        • 26. Во кузнице
        • 27. Сама садик я садила
        • 28. Светит месяц
        • 29. Во саду ли, в огороде
        • 30. Живет моя красотка
        • 31. Ой, полна, полна моя коробушка
        • 32. Из-за острова на стрежень
        • 33. По Дону гуляет казак молодой
        • 34. Вот мчится тройка почтовая
        • 35. Ой, да вечер, да не вечер
        • 36. Раскинулось море широко
        • 37. По диким степям Забайкалья
        • 38. Вот мчится тройка удалая
        • 39. Я вас любил
        • 40. Выхожу один я на дорогу
        • 41. Соловей мой, соловей
        • 42. Колокольчики мои
        • 43. Вечерний звон
        • 44. Ямщик, не гони лошадей
        • 45. Динь-динь-динь
        • 46. Среди миров, в мерцании светил
        • 47. Белая акация
        • 48. Две гитары
        • 49. Гори, гори, моя звезда
        • 50. Помню, я еще молодушкой была
        • 51. Очи черные
        • 52. Милая
        • 53. Миленький ты мой
        • 54. Тройка
        • 55. Виновата ли я
        • 56. Шумел камыш
        • 57. Калинка
        • 58. Когда я на почте служил ямщиком
        • 59. Памяти «Варяга»
        • 60. На сопках Маньчжурии
        • 61. Степь да степь кругом
        • 62. Я обманывать себя не стану
        • 63. Клен ты мой опавший
        • 64. Над окошком месяц
        • 65. Отцвели хризантемы
        • 66. Дорогой длинною
        • 67. Это было у моря
        • 68. Шар голубой
        • 69. Цыпленок жареный
        • 70. Поручик Голицын
        • 71. Москва златоглавая
        • 72. В кейптаунском порту
        • 73. Шарабан
        • 74. А я милого узнаю по походке
        • 75. Таганка
        • 76. Постой, паровоз
        • 77. День Победы
        • 78. По долинам и по взгорьям
        • 79. Песня о Щорсе
        • 80. От героев былых времен
      • Поем с детьми и детям
    • Пишем диктанты под диктовку
    • Списываем тексты
    • Хвалим ребенка
    • Летние задания. 3 класс
    • Летние задания. 4 класс
    • Задания на сайте на каждый день
    • Летние задания
      • ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НЕДЕЛЯМ
    • Задания для детей на сайте на каждый день и по неделям
    • Русский язык
    • Вопросы и викторины
  • Отдыхаем с пользой
  • Опросы

Page 2

Меню

  • Дошколята
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5-11 класс
  • Учителя
  • Родители
    • Вопрос-ответ
    • Это волнует каждого родителя
    • Как выбрать книги для моего ребенка?
      • Цветные книги
      • Чёрно-белые книги
      • Как и по каким пособиям заниматься с ребёнком летом?
      • Комплект для первоклассника
      • Книги для родителей про офрограммы
      • Как летом отработать навык счета и письма?
      • Пособия для школьников: на что стоит обратить внимание
      • Два слова о сериях наших книг…
      • Как не забыть школьную программу летом
      • РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ И НЕ ЧИТАЕТ?
        • ЧТО ПОЧИТАТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ БУКВАРЯ. Рассказы для детей 5-6 лет
        • Рассказы для детей 7-8 лет
        • Рассказы для детей 8-10 лет
    • Книги для родителей
    • ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ И РЕЧЬ РЕБЕНКА. УЧИМ НАИЗУСТЬ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
  • Задания на каждый день
    • Учим стихи
      • Учим двустишья наизусть
      • Учим стихи наизусть
      • Учим прозу наизусть
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 1 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 2 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 1 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 3 класс
      • Как научить Вашего ребенка писать стихи. 4 класс
      • Стихи на каждую неделю
        • ДЕКАБРЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ДЕКАБРЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ЯНВАРЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ФЕВРАЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 1 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 2 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 3 НЕДЕЛЯ
        • МАРТ, 4 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • АПРЕЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 1 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 2 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 3 НЕДЕЛЯ
        • МАЙ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ИЮНЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 2 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 3 НЕДЕЛЯ
        • ИЮЛЬ, 4 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 1 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 2 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 3 НЕДЕЛЯ
        • АВГУСТ, 4 НЕДЕЛЯ
        • СЕНТЯБРЬ, 1 НЕДЕЛЯ
        • СЕНТЯБРЬ, 2 НЕДЕЛЯ
      • Учим двустишья наизусть. (2-5 лет)
    • Читаем
    • Поём с детьми и детям
      • 3000 умных слов. Поём на ночь детям и с детьми с 0 до 15
        • Для чего это нужно?
        • Содержание
        • 1. Черный ворон
        • 2. Валенки
        • 3. Ой, мороз, мороз
        • 4. В лесу, говорят, в бору, говорят
        • 5. Выйду на улицу
        • 6. Течет ручей
        • 7. Разлука ты, разлука
        • 8. Соловушка
        • 9. Калина красная
        • 10. Вот кто-то с горочки спустился
        • 11. Виноградную косточку в теплую землю зарою
        • 12. По муромской дорожке
        • 13. Окрасился месяц багрянцем
        • 14. Тонкая рябина
        • 15. Во поле береза стояла...
        • 16. Когда б имел златые горы
        • 17. Ты, моряк, красивый сам собою
        • 18. Я на горку шла
        • 19. Веселые гуси
        • 20. Яблочко
        • 21. На поле танки грохотали
        • 22. Солдатушки, бравы ребятушки
        • 23. Любо, братцы, любо
        • 24. По дорожке неровной, по тракту ли
        • 25. Бывали дни веселые
        • 26. Во кузнице
        • 27. Сама садик я садила
        • 28. Светит месяц
        • 29. Во саду ли, в огороде
        • 30. Живет моя красотка
        • 31. Ой, полна, полна моя коробушка
        • 32. Из-за острова на стрежень
        • 33. По Дону гуляет казак молодой
        • 34. Вот мчится тройка почтовая
        • 35. Ой, да вечер, да не вечер
        • 36. Раскинулось море широко
        • 37. По диким степям Забайкалья
        • 38. Вот мчится тройка удалая
        • 39. Я вас любил
        • 40. Выхожу один я на дорогу
        • 41. Соловей мой, соловей
        • 42. Колокольчики мои
        • 43. Вечерний звон
        • 44. Ямщик, не гони лошадей
        • 45. Динь-динь-динь
        • 46. Среди миров, в мерцании светил
        • 47. Белая акация
        • 48. Две гитары
        • 49. Гори, гори, моя звезда
        • 50. Помню, я еще молодушкой была
        • 51. Очи черные
        • 52. Милая
        • 53. Миленький ты мой
        • 54. Тройка
        • 55. Виновата ли я
        • 56. Шумел камыш
        • 57. Калинка
        • 58. Когда я на почте служил ямщиком
        • 59. Памяти «Варяга»
        • 60. На сопках Маньчжурии
        • 61. Степь да степь кругом
        • 62. Я обманывать себя не стану
        • 63. Клен ты мой опавший
        • 64. Над окошком месяц
        • 65. Отцвели хризантемы
        • 66. Дорогой длинною
        • 67. Это было у моря
        • 68. Шар голубой
        • 69. Цыпленок жареный
        • 70. Поручик Голицын
        • 71. Москва златоглавая
        • 72. В кейптаунском порту
        • 73. Шарабан
        • 74. А я милого узнаю по походке
        • 75. Таганка
        • 76. Постой, паровоз
        • 77. День Победы
        • 78. По долинам и по взгорьям
        • 79. Песня о Щорсе
        • 80. От героев былых времен
      • Поем с детьми и детям
    • Пишем диктанты под диктовку
    • Списываем тексты
    • Хвалим ребенка
    • Летние задания. 3 класс
    • Летние задания. 4 класс
    • Задания на сайте на каждый день
    • Летние задания
      • ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НЕДЕЛЯМ
    • Задания для детей на сайте на каждый день и по неделям
    • Русский язык
    • Вопросы и викторины
  • Отдыхаем с пользой
  • Опросы

uzorova-nefedova.ru

Диктанты 1-4 класс по основным орфограммам

Был июль. Мы приехали в Крым. Наш дом стоял у моря. На море были волны. Кружили белые чайки. По морю плыли суда. (22 слова.) У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом. (24 слова). СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Мы часто ходим в рощу. На соснах гнезда грачей. В гнездах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи у гнезд. Они добывают пищу птенчикам. (27 слов.) Витя Щукин – школьник. Папа купил ему ранец, пенал, тетради, карандаши, краски. Витя уходит в школу в восемь часов. У школы он встречает своего товарища. Мальчики живут дружно. Наступила осень. В садах поспели яблоки, груши, сливы. Садоводы снимают богатый урожай фруктов. Душистые яблоки на машинах увозят в город. Нас угощают свежими чудесными яблоками и спелыми сливами. (28 слов.) За деревней березовая роща. Мы часто ходим в рощу. Хорошо там летом. В кустах поют, свищут птицы. По коре стучат пестрые дятлы. Трещат на березах сороки. В тени деревьев растут ландыши. (31 слово.) ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ Алеша принес щенка домой. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алешка бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку. (34 слова.) Люба Орлова и Игорь Дроздов – школьники. Они живут в деревне Дубки. Ребята любят животных. У Любы есть кошка Мурка. У Игоря – собака Жучка. Вечером Люба встречает корову Ночку. Игорь любит бычка Рыжика. (32 слова.) Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ Алеша принес щенка домой. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алешка бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку. (34 слова.) Люба Орлова и Игорь Дроздов – школьники. Они живут в деревне Дубки. Ребята любят животных. У Любы есть кошка Мурка. У Игоря – собака Жучка. Вечером Люба встречает корову Ночку. Игорь любит бычка Рыжика. (32 слова.) Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ В лесу росла сосна. Там было дупло. В дупле жила белка. У белки были детки. Они малы. (17 слов.) В чаще леса скрылся лось. Лось ест траву и ветки. Он любит соль. Лось – сильный зверь. (16 слов.) Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алешка и Мишка пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу. (36 слов.) Много разных птиц живет в наших лесах. Это дрозд, сова, зяблик, соловей. Птицы вьют свои гнезда на сучьях деревьев. Они прячут их в густой траве. Любят птицы веселый солнечный лес. Птичьи голоса слышны со всех концов. Хорошо летом в лесу! (40 слов.) Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные сильные ветры. Березки и липа стоят без листьев, голые. Только сосна да ель зеленые. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки. Серые волки по ночам воют от голода. (45 слов.) Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там. (45 слов.) У нас во дворе росла большая рябина. Настали зимние холодные деньки. Голодно птицам! На нашу рябину слетелись стаи дроздов. Ребятам стало жаль птиц. Они повесили им кормушку. Насыпали в нее разных зерен, крошки хлеба. Дрозды были рады вкусному обеду. Хорошие друзья у птиц! (44 слова.) Заглянула зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга. Внизу под ними кустики и молодые деревца укрылись. Их зима в белые шубки одела. Тепло деревьям! Стоят они и ждут весны. (49 слов.) ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ Пришла настоящая зима. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Ударил сильный мороз. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на Наш кот – большой проказник. Раз Васька заметил на дереве гнездо дрозда. Мигом полез Васька на дерево. Но дрозд заметил злодея. Он клюнул кота Ваську в лоб. Бросился Васька бежать в сад. Обед не удался. (36 слов.) Днем шел дождь. Мой товарищ Костя пошел в сад. Там ель и большой дуб. Под ним Костя нашел белый гриб. Он был рад. Дома он зарисовал гриб в тетрадь. Костя любит рисовать. Мой братишка Игорь делал из глины разные игрушки. Он слепил круглый столик. Вот только одна ножка была кривой. Из бумаги он склеил чашки и ложки. Был готов и нож. Я люблю игрушки брата. Мы играем в них с друзьями. У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки. Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли красные сапожки Лоры. Пушистый котенок залез в сапог и крепко заснул. (37 слов.) Пришла осень. По небу плывет большая туча. Весь день льет дождь. Дуют сильные ветры. Цветы вянут. Все дорожки в саду покрыты сухими листьями. Во дворе, на улицах грязь, лужи. Летят грачи на юг. Журавли кружились над селом. Они прощались с родными местами. Ребята ждут снега и мороза. (48 слов.) СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО? Я иду в лес. Утром на траве роса. Капли воды повисли на цветах и листьях. В листве деревьев птичий хор. На сосне вижу белку. Зверек стрелой прыгнул с сосны на ель. (31 слово.) Пришла теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубили лебеди. (30 слов.) Летом коровы гуляли в лесу. Там много сочных трав. К вечеру пастух гнал коров на ферму. Там их ждали доярки. Коровы дают много молока. Из молока получат масло и сыр. (30 слов.) Проходят холодные ненастные дни. Наступает весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Прилетели веселые грачи. Из земли показалась травка. Зацвели душистые ландыши. На деревьях уже раскрылись почки. Вот она, весна! Ребята, наблюдайте изменения, которые происходят в природе весной. Это очень интересно! (47 слов.) Прошла длинная зима. Настал март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи. Федя устроил на ручье мельницу. Он взял колесо и укрепил его над ручьем. Вода бежит и вертит колесо. А Мишка пустил по воде бумажный кораблик. Вода несет его вперед по воде. Интересная получилась игра. (47 слов.) Наступила радостная весна. Погода стоит прекрасная. Блестят гладкие Широкая, ровная дорога покрыта мелкой травкой. Весеннее солнце своими лучами обмывает все поле. Появились молодые всходы. Небо над ними голубое Какой чудесный день! Весело кипит работа в поле. А в лесу слышен птичий Мороз запушил деревья снежком. Пруд затянуло льдом. Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят дети по льду. На Коле и Вите надеты спортивные костюмы. У бегунов блестят от счастья глаза. Старшие ребята разъехались в разные стороны. Малыши катаются цепью. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса. (59 Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещали печи. Пахло дымом. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом стояла старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Утром расчистили к беседке дорожку. По К. Паустовскому. (54 слова.) Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке пробежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась огнями. (53 слова.) Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. (65 слов.) Весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Хохлатка цветёт в апреле, а ландыш – в конце мая. Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха – раньше берёзы. Весной по цветущей ветке можно узнать, какой нынче месяц в году. Если пылит орешник – это апрель. Если на берёзе серёжки – начало мая, а цветением сирени заканчивается весна. Белые гроздья черёмухи напоминают полеводам, что сейчас лучшее время для посадки картофеля. (68 слов.) В прошлом веке жил интересный человек – Владимир Иванович Даль. Главным делом его жизни было – собирать слова. Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги – словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык. (77 слов.) Вместе со снегом в нашей местности появились зимние гости – снегири. Летом они живут на севере. Их можно увидеть на лесной опушке, в парке, на бульваре, на берёзе около дома. Снегиря узнают по чёрной шапочке на головке и по яркой грудке. Часами может сидеть снегирь на рябине или клёне. Вот птицы сидят на ветке яблони в саду. Круглые, пышные, красные, словно Весной снегири устраивают жильё в чаще леса. Гнездо прячут в густой зелени ели или сосны. Пища снегиря – рябина, семена деревьев. (83 слова.) СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Над полями и лесом светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. С юга летят гуси. Показались первые журавли. Весело, радостно весной. Выбежал на опушку робкий заяц. Вышел на поляну старый лось. Вывела медведка на первую прогулку своих медвежат. (52 слова.) Взошло весеннее солнце. На листьях сверкает роса. Зацвели ранние цветочки. Окрестности покрыты яркой зеленью. Жаворонок поет свою чудесную песню. Пастух выгнал стадо и заиграл на рожке. Много работы в полях и на огородах. (33 слова.) У Гриши жил кот Васька. Шубка у кота густая, хвост пушистый. Глаза у Васьки яркие и блестящие. Днем Васька тихо лежит и спит. Ночью он выходит на охоту ловить мышей. Съест сырое мясо и пьет молоко. Съест он и рыбку! Всем очень весело с Васькой. Яркое солнце блестит над землей. Дорожки в саду сохнут. Зеленеют березки у крыльца. Птички кричат и вьют гнезда. Пчелы жужжат над цветами. Они пьют сладкий сок. На полях идет дружная работа. На огороде трудится сегодня наш класс. Юра и Аня несут корзины и лопаты. Тут же с ними и Дружок. Весело коллективно работать! (54 слова) С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под тёплой моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила пёструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька. Вот горностай исчез в снежной горке. Он услышал под пушистым снегом писк. (63 слова.) За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры? Водяные пары от холодного воздуха стали капельками воды. Эти капельки осели на ледяном поле. Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепиться первой льдинке. Льдинки растут и растут. Вот и получаются разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах зимнего солнца. По Д. Тихомирову.(69 слов.) Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы. (61 слово.) Ласково смотрит солнце с синего неба. Свежий ветерок гонит лёгкие облака. Берёзы – пионеры леса. Они первыми заселяют новые места. Что там за дерево манит нас резными листьями? Это могучий дуб. Он растёт на границе леса и степи. В чаще леса растёт ель. В голодную зиму её семена кормят белок, дятлов, клестов. У реки ветки плакучей ивы низко спустились к воде. Они смотрят в прозрачную гладь. (65 слов.) Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Спокойно стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки пробиваются на траву лучи утреннего солнца. В чаще распевают птицы. Звуки их песни разливаются по всей окрестности. В конце рощи есть овраг. В глубоком овраге поёт ручей. Как приятно в жаркий день выпить холодной воды! Хорошо летом в тенистой роще, в лесу, в поле. (58 Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья. Снегирь чуть больше воробья. С чёрной шапочкой на голове и серой Снегиря можно наблюдать на опушке леса, в саду, парке, на бульваре. Снегирь хорошо лазает по ветвям дерева. На рябине или клёне снегири сидят часами. Могут сидеть и весь короткий зимний день. Эти птицы едят семена хвойных и лиственных деревьев. Весной снегири летят в чащу и устраивают гнёзда в густых лапах елей, на Наблюдай за этими интересными птицами. (75 слов.) Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу мы увидели птичьи следы. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим воздухом! Поздним вечером мы вернулись домой. (75 слов.) Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного. Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. По С. Иванову. (81 слово.) Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка. По Е. Пермяку. (81 слово СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Над полями и лесом светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. С юга летят гуси. Показались первые журавли. Весело, радостно весной. Выбежал на опушку робкий заяц. Вышел на поляну старый лось. Вывела медведка на первую прогулку своих медвежат. (52 слова.) Взошло весеннее солнце. На листьях сверкает роса. Зацвели ранние цветочки. Окрестности покрыты яркой зеленью. Жаворонок поет свою чудесную песню. Пастух выгнал стадо и заиграл на рожке. Много работы в полях и на огородах. (33 слова.) У Гриши жил кот Васька. Шубка у кота густая, хвост пушистый. Глаза у Васьки яркие и блестящие. Днем Васька тихо лежит и спит. Ночью он выходит на охоту ловить мышей. Съест сырое мясо и пьет молоко. Съест он и рыбку! Всем очень весело с Васькой. Яркое солнце блестит над землей. Дорожки в саду сохнут. Зеленеют березки у крыльца. Птички кричат и вьют гнезда. Пчелы жужжат над цветами. Они пьют сладкий сок. На полях идет дружная работа. На огороде трудится сегодня наш класс. Юра и Аня несут корзины и лопаты. Тут же с ними и Дружок. Весело коллективно работать! (54 слова) ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ Пришла настоящая зима. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Ударил сильный мороз. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на Наш кот – большой проказник. Раз Васька заметил на дереве гнездо дрозда. Мигом полез Васька на дерево. Но дрозд заметил злодея. Он клюнул кота Ваську в лоб. Бросился Васька бежать в сад. Обед не удался. (36 слов.) Днем шел дождь. Мой товарищ Костя пошел в сад. Там ель и большой дуб. Под ним Костя нашел белый гриб. Он был рад. Дома он зарисовал гриб в тетрадь. Мой братишка Игорь делал из глины разные игрушки. Он слепил круглый столик. Вот только одна ножка была кривой. Из бумаги он склеил чашки и ложки. Был готов и нож. Я люблю игрушки брата. Мы играем в них с друзьями. У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки. Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли красные сапожки Лоры. Пушистый котенок залез в сапог и крепко заснул. (37 слов.) Пришла осень. По небу плывет большая туча. Весь день льет дождь. Дуют сильные ветры. Цветы вянут. Все дорожки в саду покрыты сухими листьями. Во дворе, на улицах грязь, лужи. Летят грачи на юг. Журавли кружились над селом. Они прощались с родными местами. Ребята ждут снега и мороза. (48 слов.) Ночью выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. На березах и дубках снежные хлопья. Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. На улице скользко. Под снежком гладкий лед. (43 слов.) ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ Зимой нашу местность трудно узнать. Все покрыто снежным ковром. Стоит ненастная погода. Дует холодный северный ветер. Грустно смотреть на голые деревья. Сизый дым кружит над домами. Уже затопили в деревне печи. Длинная улица пуста. Наступил поздний вечер. (37 слов.) На улице ненастная погода. Уже поздно. Илья Петрович уехал в город. Семья ждет его домой. Дочка Маша часто бегает по лестнице во двор. Она ждет отца. За дверью лежит собака Вьюн. Он тоже ждет хозяина. Вот и отец. Всем очень Хорошо весеннее утро в лесу. На зеленой траве видна роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло яркое солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких каплях росинок сверкали яркие фонарики. Весь лес светился. Это был чудесный праздник весны. На деревьях шелестела молодая листва. В кустах весело щебетали птицы. В лесной глуши звонко куковала Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елочку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Только мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мать увидела сына-моряка. Радостная была эта встреча! (56 Абрека боялись все окрестные жители. Далеко вокруг разносился его ужасный Однажды Гуля залезла на забор и увидела в чужом дворе овчарку. Собака яростно мотала головой. Мешала толстая веревка. Подходить было опасно. Гуля заговорила с Абреком ласковым голосом, погладила между ушей и отвязала веревку. Раздался радостный лай. Девочка взяла Абрека за ошейник. Счастливый пес ступал рядом с Гулей. (60 слов.) В конце сентябре стояла чудесная погода. В субботу ребята отправились на озеро рыбачить. Озеро было синим. Берега его поросли осинником. Листва с осин уже облетела. По краям рос блеклый тростник. Солнце садилось. Лучи мягко освещали окрестность и гладь воды. Наступил поздний вечер. Рыба клевала хорошо. Счастливые ребятишки таскали из воды окуньков и плотвичку. На ужин была вкусная ушица. (60 слов.) ГЛАГОЛЫ: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ Скоро зацветет школьный сад. В зеленых ветвях деревьев будут строить свои гнезда певчие птицы. Пройдет время, и в гнездах запищат маленькие птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много вредных насекомых поедят за лето наши друзья – птицы. Сад станет зеленым и красивым. Хорошо будет отдыхать в нем. (51 слово.) Апрель – это второй весенний месяц. По утрам еще бывают легкие заморозки. Тоненький лед покрывает лужи. Но вот начинает светить яркое солнце. По улице помчались веселые ручьи. Из школы вышла шумная группа ребят с лопатами в руках. Ученики идут на школьный огород. Они подготовят грядки для морковки и картофеля. Будут они сажать и горох. (54 слова.) Много подарков получил Сережа в день рождения. Но особенно дорог Сереже аквариум с рыбками. Сережа целые дни возился с рыбками. Он менял воду, кормил их и мог часами смотреть на рыб. А еще у Сережи был котенок Барсик. Барсик тоже часами смотрел за серебряным карасиком. Мама велела сыну смотреть не только за рыбками, но и ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ Зимой нашу местность трудно узнать. Все покрыто снежным ковром. Стоит ненастная погода. Дует холодный северный ветер. Грустно смотреть на голые деревья. Сизый дым кружит над домами. Уже затопили в деревне печи. Длинная улица пуста. Наступил поздний вечер. (37 слов.) На улице ненастная погода. Уже поздно. Илья Петрович уехал в город. Семья ждет его домой. Дочка Маша часто бегает по лестнице во двор. Она ждет отца. За дверью лежит собака Вьюн. Он тоже ждет хозяина. Вот и отец. Всем очень радостно. (41 слово.) Хорошо весеннее утро в лесу. На зеленой траве видна роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло яркое солнце. Оно осветило окрестность. В маленьких каплях росинок сверкали яркие фонарики. Весь лес светился. Это был чудесный праздник весны. На деревьях шелестела молодая листва. В кустах весело щебетали птицы. В лесной глуши звонко куковала Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елочку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Только мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Вдруг раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришел Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мать увидела сына-моряка. Радостная была эта встреча! (56 Абрека боялись все окрестные жители. Далеко вокруг разносился его Однажды Гуля залезла на забор и увидела в чужом дворе овчарку. Собака яростно мотала головой. Мешала толстая веревка. Подходить было опасно. Гуля заговорила с Абреком ласковым голосом, погладила между ушей и отвязала веревку. Раздался радостный лай. Девочка взяла Абрека за ошейник. Счастливый пес ступал рядом с Гулей. (60 слов.) В конце сентябре стояла чудесная погода. В субботу ребята отправились на озеро рыбачить. Озеро было синим. Берега его поросли осинником. Листва с осин уже облетела. По краям рос блеклый тростник. Солнце садилось. Лучи мягко освещали окрестность и гладь воды. Наступил поздний вечер. Рыба клевала хорошо. Счастливые ребятишки таскали из воды окуньков и плотвичку. На ужин была вкусная ушица. (60 слов.) ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ребята нашего класса решили провести выходной день на воздухе. В субботу мы отправились на автобусе за город. Вечером зажгли костёр. У костра пели песни, читали стихи. Как было весело, интересно! Наступила ночь. Кругом полная тишь. Поздно разошлись мы по палаткам. Я слушал, как ночью в лесу кричал сыч. Домой вернулись в воскресенье поздно вечером. (55 слов.) Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. Вот в роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь, камыш шептался с рекою. Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах. По С. Аксакову. (60 слов.) Воет, гудит вьюга в лесу. Тропинки и дороги занесло снегом. Холодно, голодно волку. Бродит он по сугробам, добычу ищет. Хвост поджал, глаза сверкают. На краю леса деревня стоит. Наступила ночь. Кругом полная тишь. Только мороз потрескивает. Тихо крадётся волк к деревне. Но собаки почуяли серого, завыли, залаяли. Вышел сторож с ружьём. Услышал волк и скорее в лес. Хорошо летом у реки. У берега шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями старой сосны бьёт холодный ключ. Вокруг тишь. Мы идём к речке ловить рыбу. Поставили шалаш из еловых веток. Мой товарищ закинул удочку. Потянул за леску и вытащил щуку. Мне попалась одна мелочь. В ведре лежали лещ да ёрш. Вот и весь улов. (59 слов.) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Хорошо бродить по лесу в тихий денёк. Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой. Вот ком снега упал на землю. В воздухе долго дрожит снежная пыль. По Г. Скребицкому. (46 День был тёплый и ласковый. Ребята пришли на поле. Там школьники будут полоть огурцы, морковь, капусту. Ребята разделились на два звена. Работа началась. Все работали дружно и весело. А какой вкусный был обед после работы! По Н. Незлобину. (37 слов.) Весенний пруд полон воды. В середину пруда глядело весёлое солнышко. Вот вода размыла берег и полилась ручейком. Около ручья играли ребятишки. Юра и Ваня строили на воде мельницу с колесом. На берегу сидела Нюра Туманова. Сюда пришли Таня с Алёнкой. Девочки запели песенку. По Л. Дубы стоят далеко друг от друга. Под дубами тень. На полянках – свет. На солнечной полянке высокая трава и густые кусты. Тут орешник, шиповник и красные гроздья рябины. Птице и зверю тут раздолье. Клюют ягоды дрозды. Прилетают сюда шумные сойки. Под дубы забегают кабаны. (44 слова.) В воскресенье намечалась интересная поездка в Новгород. Поезд отходил поздно ночью. Автобус остановился у подъезда вокзала. По местному радио объявили посадку. Мы заняли места. Проводник объяснил, как вести себя в дороге. Позади остались Москва, разъезды, деревни… Ранний подъём. Поезд подъехал к Новгороду. Вы вышли на перрон. На холме раскинулся древний русский город. (54 слова.) У подъезда школы висит объявление. В воскресенье мы поедем на стройку. Мы решили побывать там всем классом. К девяти часам подъехал автобус и посадил группу ребят. Въезд на площадку был закрыт. Мы увидели подъёмный кран. Крановщик объяснил нам, как он управляет им. Возьмёт тяжёлую плиту и перенесёт её на верхние этажи. Быстро растёт новый дом. Много интересного узнали мы на стройке. (61 слово.) Серая туча надвинулась на солнце. Смолкли звонкие голоса певчих птиц. Тихо стало в лесу. Снег тяжело падает. Белыми хлопьями он засыпал сучья деревьев, кусты, землю. Перелётные птицы торопливо покидают родные места. А у нас появляются первые зимние гости. Это толстые красивые, с красной грудью снегири. Снегири сразу занялись рябиной и другими ягодами. По В. С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под тёплой моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила пёструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька. Вот горностай исчез в снежной горке. Он услышал под пушистым снегом писк. (63 слова.) За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Всё оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры? Водяные пары от холодного воздуха стали капельками воды. Эти капельки осели на ледяном поле. Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепиться первой льдинке. Льдинки растут и растут. Вот и получаются разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах зимнего солнца. По Д. Тихомирову.(69 слов.) Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы. (61 слово.) Ласково смотрит солнце с синего неба. Свежий ветерок гонит лёгкие облака. Берёзы – пионеры леса. Они первыми заселяют новые места. Что там за дерево манит нас резными листьями? Это могучий дуб. Он растёт на границе леса и степи. В чаще леса растёт ель. В голодную зиму её семена кормят белок, дятлов, клестов. У реки ветки плакучей ивы низко спустились к воде. Они смотрят в прозрачную гладь. (65 слов.) Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Спокойно стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки пробиваются на траву лучи утреннего солнца. В чаще распевают птицы. Звуки их песни разливаются по всей окрестности. В конце рощи есть овраг. В глубоком овраге поёт ручей. Как приятно в жаркий день выпить холодной воды! Хорошо летом в тенистой роще, в лесу, в поле. (58 Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья. Снегирь чуть больше воробья. С чёрной шапочкой на голове и серой Снегиря можно наблюдать на опушке леса, в саду, парке, на бульваре. Снегирь хорошо лазает по ветвям дерева. На рябине или клёне снегири сидят часами. Могут сидеть и весь короткий зимний день. Эти птицы едят семена хвойных и лиственных деревьев. Весной снегири летят в чащу и устраивают гнёзда в густых лапах елей, на Наблюдай за этими интересными птицами. (75 слов.) Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу мы увидели птичьи следы. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим воздухом! Поздним вечером мы вернулись домой. (75 слов.) Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного. Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. По С. Иванову. (81 слово.) Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка. По Е. Пермяку. (81 слово.) Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью, видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов. (81 слово.) Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погода. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. Ты медленно идёшь от полянки к полянке и видишь всю красоту цветов. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на белые колокольчики. Сохрани эту красоту для людей. Ландыш – редкий подарок весны. (77 слов.) Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от С давних пор кормит людей матушка-земля. Это волшебная кладовка. Положишь в неё горстку зерна – получишь сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь десяток. Посадишь маленькое семечко огурца – сорвёшь грядку огурчиков. Посеешь мешок пшеницы – снимешь целый урожай Земля щедра к человеку. Но и люди добры к ней. Они пашут и удобряют землю. Они поливают растения. Люди любят свою землю-кормилицу. (62 Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва. Всё в природе дышит, начинает расти. Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач. Ты шагаешь к реке. Ты убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц. (84 слова.) На улице лютый мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает. Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору? Ты открываешь форточку, бросаешь горстку зерна. Потом отрезаешь сало и привязываешь кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём огороде не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц. По Н. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тело трепетало от страха. Он замирал, он жертвовал собой. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. По И. Тургеневу. (74 слова.) В глубокой древности у людей не было часов. Они не умели делить сутки на Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улице, в школе, в метро, на вокзале. Часы у нас на руке, в кармане на длинной цепочке. По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с боем называются куранты. Куранты на Кремлёвской башне бьют двенадцать раз в полдень, в

uchitelya.com


Смотрите также