Око саурона что это такое


Что такое «Око Саурона» и почему его запретили в Москве?

Десятиметровая светящаяся конструкция, изображающая «Око Саурона*» из трилогии «Властелин колец», не будет установлена на крыше одной из башен делового центра «Москва-сити». Представители творческой группы «Свечение», которая готовила инсталляцию несколько месяцев, сообщили, что это связано с «негативной реакцией общественности на арт-объект». 

«Проект не имеет религиозного и политического подтекста», — отметила группа в пресс-релизе. В нём также подчёркивается, что группа «Свечение» не желала задеть чьих-либо чувств, сотворив данную световую скульптуру. «Мы хотим принести искренние извинения за сложившуюся ситуацию», — говорится в пресс-релизе.

«Око Саурона» должно было появиться над Москвой 11 декабря, в день премьеры заключительной части «Хоббита». Организаторы акции планировали установить инсталляцию как «дань уважения великой саге и её экранизации, которая позволила побывать в Средиземье миллионам поклонников по всему миру».

Око Саурона. Кадр из фильма «Властелин Колец».

Кто и почему выступает против «Ока Саурона» над Москвой?

«Око Саурона» будет демонтировано, если авторы арт-объекта не согласуют его с мэрией Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. По его словам, «Око» может быть нерегламентированной рекламой.

«Без моего разрешения эту конструкцию размещать нельзя. Если объект будет размещён, и мы убедимся, что это реклама, он будет демонтирован. У нас есть возможности на сегодняшний день проводить самые серьёзные работы по демонтажу, это мы уже показали. Мы демонтировали более 200 крышных рекламных конструкций в городе. У нас есть для этого свой ресурс — ГКУ „Горинфор“», — сказал Черников.

Против «Всевидящего Ока» над Москвой выступает и РПЦ. По словам представителя Русской православной церкви Всеволода Чаплина, установка в столице такой инсталляции неприемлемо.

«В любом случае, это демонический символ. Такой символ торжествующего зла возносится над городом, становится чуть ли не самым высоким объектом в городе. Хорошо это или плохо? Я боюсь, что скорее плохо. Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдёт», — пояснил Чаплин.

*Всевидящее Око Саурона — это символ могущества тёмного властелина Саурона в произведениях Толкиена. Оно находится в центре Мордора — царства Тьмы, на вершине башни Барад-дур.

aif.ru

Око Саурона

B мировой мифологии владыка мира смерти очень часто маркируется именно через Око – в тех случаях, когда этот персонаж частично или полностью антропоморфен. Взгляд этого Ока несет смерть, но при этом владыка смерти нуждается в некоей помощи извне, чтобы его Око могло видеть. Русский читатель вспомнит гоголевского Вия с его приказом: «Поднимите мне веки!», Толкину был хорошо известен ирландский аналог Вия – одноглазый Балор, которому поднимали веко палкой[92]. Эта мифологема реализуется в образе Саурона, который видит Фродо только тогда, когда хоббит надевает Кольцо.

И гоголевский Вий, и Саурон Толкина видят свою жертву, когда встречаются с ней взглядом. B этой связи можно вспомнить греческую Медузу Горгону, чей взгляд убивает только тех, кто смотрит ей в глаза.

Продолжая сопоставление образа Ока в мировой мифологии и у Толкина, можно сделать следующий, несколько более рискованный шаг. Веко Балора не просто поднимается палкой – в веке есть дыра, и палку надлежит в эту дыру вставить. Это очень распространенная мифологема: она воспроизведена в русских сказках, в фольклоре енисейских народов и т. д.[93] У Толкина: пока Фродо носит Кольцо на груди, он невидим для Саурона, но как только он продевает свой палец сквозь Кольцо (те же «дыра» и «палка»), то его видят Враг и назгулы. Едва ли Толкин сознательно воспроизводил такие частные детали мифологемы вражьего Ока; вероятно, в этом случае, как и во многих других, он использовал структуру мифологемы интуитивно.

«Увидеть» Саурона герои романа могут только через некий посреднический предмет: Кольцо, надетое на палец, палантир, Зеркало Галадриэли. Это реализация мифологемы око/окно – в индоевропейской мифологии глаз и окно уподобляются, причем иногда сюжетно, иногда – лингвистически, последнее характерно для языков германской группы[94] и было известно Толкину. По сказкам всех народов мира известен мотив запрета выглядывать в окно, если герой делает это, то его похищает враг (или случается другая беда). B романе Толкина такой запрет связан со всеми «окнами», через которые возможно увидеть Саурона: Фродо не должен надевать Кольцо, Саруман и Денетор, пользуясь палантирами, оказываются неспособны противостоять воле Врага, с Пиппином, заглянувшим в палантир, беды не происходит по чистой случайности, Фродо, глядя в Зеркало Галадриэли, не должен коснуться воды. Последний запрет не мотивируется в тексте романа, но становится понятен из мифологических сопоставлений.

Обратим внимание, что все «окна», посредством которых можно видеть вражье Око, – круглой формы. Относительно негативной символики круга см. главу «Ось и антиось». Среди всех этих «окон» наиболее мифологичной оказывается чаша Галадриэли.

Эту чашу владычица Лориэна называет Зеркалом, хотя как раз зеркалом она не является. Ee магия не имеет ничего общего с магией зеркал, это – магия воды, чудесного источника мудрости, подобного источнику Мимира в исландской «Эдде». И здесь триединая мифологема источник/око/окно реализуется с максимальной полнотой: источник оказывается «окном», через которое Фродо виден для Ока Саурона. Мифологические параллели этого образа таковы: кроме упомянутого источника Мимира и его иранского аналога, это балтийские и славянские обозначения окна в болоте «чертов глаз» или «глаз воды», это одинаковые хеттские обозначения для глаза и родника[95].

B используемом нами труде Вяч. Вс. Иванов и B.H. Топоров далее рассматривают мотив похищения Ока в хеттской мифологии. K образу Ока мы еще вернемся, а пока отметим, что по своей фабуле роман Толкина может занимать достойное место в ряду мифологических сказаний о похищении Ока бога – поскольку, как мы выяснили, мифологически око и кольцо оказываются связаны или даже тождествены, и утрата Сауроном Кольца (вместилища основной части его магической силы) семантически идентична утрате богом Ока (или обоих глаз).

Наиболее четко образ Ока как вместилища всей силы бога выражен в египетской мифологии. «Понятие об Оке появилось впервые как понятие об Оке Гора. Это был третий глаз, в дополнение к двум другим глазам сокола или царя»[96]. Ока Гора или Pa не связано с физическим зрением, оно не имеет пары. Ha этом мифологическом фоне становится ясно, почему и Око Саурона – единично.

Всевидящее Око (всегда одно!) в мировой мифологии встречается очень часто. От русских сказок («Крошечка Хаврошечка», где сестра Трехглазка все видит своим третьим глазом) до скандинавского Одина, отдавшего свой глаз за право испить из источника мудрости[97], и буддийской иконографии, где гневные божества своим третьим глазом видят врагов веры. Для мифологии безразлично, сколько глаз у всевидящего существа – три или один, потому что любое отклонение от человеческой нормы воспринимается как сверхъестественное проявление признака (об этом уже говорилось в связи с одноруким героем).

B египетской мифологии утрата Ока – бедствие космического масштаба. Закон и порядок не могут быть восстановлены, пока юный Гор, сын Осириса, не завладеет Оком. Так же и в двух вариантах мифа об удалении Ока Pa говорится о том, что когда Око в обличии богини-львицы покидает бога Солнца Pa, то это прямо или косвенно приводит к смерти множества людей, иссяканию жизненных сил земли и другим бедствиям. B отличие от Ока и Кольца Саурона Око Гора и Око Pa воплощает благие силы, поэтому в египетских мифах Око возвращается. Однако есть одна общая деталь: египетское Око, как и Кольцо Всевластья, воплощает собой категорию власти, пока оно разлучено с хозяином, он не может быть владыкой мира (египетские Осирис и Pa лишаются царского могущества, Саурон не может подчинить себе Средиземье).

Сопоставление с египетской мифологией показывает, что Толкин не просто работал с мифологическими категориями – он в некоторых случаях придавал мифу обратное значение (отрицание мифологемы Богини-Матери в образе Галадриэли, уничтожение вместилища магической силы вместо добывания).

Следующая глава

culture.wikireading.ru

Одним из литературных воплощений зла является огненное око Саурона. Откуда образ? Толкин связывал его с одним из символов масонства - оком (тоже всевидящим)?

Существует, конечно, огромное искушение провести параллель между огненным оком Саурона во «Властелине колец» и так называемой Лучезарной дельтой масонской символики. Но все не так просто.

Всевидящий глаз – один из универсальных архетипов мировой культуры. Наиболее ранний вариант – древнеегипетский Глаз Гора, изображение которого служило в том числе и оберегом.

Упоминание ока есть в Псалтири, Псалом 32: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их». В православной иконографии существует особая икона – Всевидящее Око Божье.

Всевидящее око можно видеть и на картинах двух живописцев XVI века: Яна Провоста «Христианская символика» и Якопо да Пантормо «Христос в Эмманусе». Считается, что Пантормо первым изобразил Лучезарную дельту – глаз в треугольнике, окруженный расходящимися лучами.

Итак, до ХХ века Всевидящее око олицетворяло божественную защиту и поддержку.

И только ХХ век привносит в этот символ прямо противоположный смысл. И связан он как раз с тотальной слежкой и полным бесправием личности. Д. Оруэлл в своей антиутопии «1984» создает знаменитую формулу «Большой Брат следит за тобой».

В письме к издателю Ф. Уорбургу Оруэлл сообщает, что идея написания романа появилась у него в 1943 году. Антиутопия была опубликована в 1949.

Важная деталь – Толкин начинает активно работать над «Властелином Колец» как раз после 1943 года и заканчивает текст в 1949.

Совпадение? Вряд ли. Конечно, речь не идет о прямом заимствовании, но сходство концепций налицо – и в антиутопии Оруэлла и в трилогии Толкина всевидящее око есть метафора тоталитарной системы, основанной на страхе и подчинении.

thequestion.ru

Саурон - злое око Средиземья

Саурон (Sauron) – дух служивший силам Валар.

Началось все с того что Эру – высшее существо, еще до создания всего остального, создал бесчисленных духов, созданных из его мыслей.

Первоначально Саурон – дух Айнур, но вошедший в физический мир, он меньший дух называемый – Майар. Он божественная личность. Хотя и уступает старшим духам в физическом мире Валар. Саурон был гораздо сильнее чем многие Майар, в том числе вошедших в Средиземье духов в облике Гэндальфа и Сарумана.

Саурон не всегда был приверженцем зла, первоначально он был благим и не совращенным, как и все духи.

Саурон был одним из самых выдающихся Майар, служивших Аулэ Кузнецу, великому мастеровому Валар. В результате Саурон приобрёл великие знания физической субстанции мира, а также ковки и всех прочих видов мастерства, став великим мастеровым в свите Аулэ.

Изначальным именем Саурона было Майрон.

Саурон был совращён силой и могуществом Мелькора – Валара, стремившегося к господству над всем миром. Мелькор противостоял другим Валар, которые оставались верными Эру и пытались претворить в жизнь его замыслы. Саурон пал жертвой растлевающего влияния Мелькора.

Саурон желал создать свой порядок, хотел утроить всё согласно своей воле и верил, что служение Мелькору поможет ему в достижении цели. Мелькор вскоре стал известен как Моргот – Тёмный Враг Мира – и Саурон превратился в самого могущественного из его слуг и натворил немало зла, выполняя приказы Моргота.

Некоторое время Саурон, видимо, успешно притворялся, что остаётся верным слугой Валар, постоянно снабжая Мелькора информацией об их деяниях. Таким образом, когда Валар сотворили Альмарен, первое место их физического пребывания в мире, Мелькор узнал обо всём.

Мелькор вскоре уничтожил Альмарен, и Валар создали себе новое место жительство на крайнем Западе Арды — в благословенных землях Амана, которые с той поры получили название Валинора. Саурон становится одним из жителей Валинора – бессмертные земли. Валар все еще не знают о его предательстве.

Однако вскоре Саурон покинул Валинор и отправился в Средиземье. После этого Саурон окончательно порвал со службой у Валар и открыто присоединился к их злейшему врагу Мелькору:

«Из-за своего восхищения Силой стал он последователем Моргота и пал вместе с ним до величайших глубин зла»

После присоединения к своему новому господину в Средиземье, Саурон показал себя преданным слугой и способным учеником.

Когда Мелькор был захвачен в плен, Саурон бежал и затаился в Средиземье. В Благословенном царстве Мелькор искусно разыгрывал раскаяние, но в итоге бежал обратно в Средиземье вместе с украденными им Сильмариллами Феанора. К тому времени Саурон восстановил Ангбанд и тёмные подземелья его были уже заполнены полчищами орков.

Феанор и другие Нолдор последовали за Морготом, чтобы вернуть Сильмарили, и началась Война Камней, длившаяся почти всю Первую Эпоху.

Когда Моргот покинул Ангбанд, чтобы совратить недавно сотворённых людей, Саурон остался руководить войной с эльфами. Он завоевал эльфийский остров Тол Сирион. Также Саурон уничтожил отряд Барахира, пленил Берена и Финрода, сразив последнего в чародейском поединке. После этого на помощь Берену подоспела эльфийская принцесса Лютиэн и пес Хуан. Саурон принял облик огромного волка, но проиграл бой Хуану.

В последующей Войне с эльфами Гнева Тёмный Властелин – Моргот, был побеждён и выброшен во Внешнюю Пустоту за пределами мира. Саурон бежал с поля Великой Битвы. После войны Саурон испугался гнева Валар вышел в светлом обличии и отказался от своих злых деяний перед Эонвэ. Саурон хотел просить прощения за содеянное, но, узнав, что Валар хотят его возвращения в Валинор, он возмутился и ушел в Средизеземье.

Через 500 лет, прошедших с начала Второй Эпохи, Саурон появился вновь. Он верил, что Валар покинули Средиземье после Войны Гнева и начал строить планы по завоеванию Средиземья. В отличие от Моргота, Саурон не собирался уничтожать народы Средиземья, но хотел править ими, в этом плане Саурон был мудрее своего повелителя.

В 1000 г. В. Э. Саурон закрепился в Мордоре и начал строительство Барад-Дура. Территория Мордора была окружена высокими горами с трёх сторон. Внутри находился вулкан, который стал известен как Роковая Гора, и Саурон намеревался использовать его сильное тепло для кузницы.

В 1200 году, он посетил Эриадор в светлом облике, представившись посланником Валар и назвавшись Аннатаром, Повелителем даров. Верховный Король Гиль-галад не узнал его, но всё-таки не поверил и отказал в доступе в Линдон.

Саурон отправился в Эрегион, где жили Келебримбор и эльфийские кузнецы. Саурон воспользовался их желанием улучшить своё мастерство и обещал научить их многим вещам. Эльфийские кузнецы были обмануты и радушно приняли Саурона. Используя мастерство, которому они научились от Саурона, они начали ковать Кольца Власти около 1500 г.

Саурон вернулся в Мордор, и в Роковой Горе в 1600 году Второй Эпохи выковал Единое Кольцо чтобы править остальными. Он вложил великую силу и волю в Кольцо, так оно могло управлять другими Кольцами Власти. Единое Кольцо помогало ему узнавать мысли и намерения тех, кто носил другие Кольца.

Саурон не рассчитывал на то, что эльфы почувствуют его влияние. Когда Саурон надел Кольцо Всевластья, эльфы увидели его реальную сущность, сняли свои Кольца и не надевали их, пока Саурон обладал Единым Кольцом. В ярости Саурон начал войну с эльфами и завоевал большую часть земель к западу от Андуина. В 1695 г. Саурон во главе огромного войска вторгся в Эрегион. Эльронд прибыл с армией из Линдона на помощь Эльфам Эрегиона, но армия Саурона во много раз превосходила их числом, и Эрегион был уничтожен. Саурон захватил 9 колец и пытал Келебримбора чтобы узнать где находятся 7 колец, но три кольца были далеко, и Келебримбор не рассказал об их местонахождении. Келебримбор был убит, и Саурон насадил его тело на шест, который несли впереди его войска вместо знамени. Армия Эльронда отступила на север, а Гномы спрятались в своей горной крепости Кхазад-дум. Армии Саурона наводнили Эриадор в 1699. Гиль-галад противостоял этой попытке захватить Линдон, и когда на помощь прибыли корабли из Нуменора в 1700, силы Саурона были подавлены. Сам Саурон сбежал и вернулся в Мордор в 1701 в сопровождении одной лишь охраны.

Саурон постепенно восстановил силы, собрав орков и других злых созданий.

После сокрушительного поражения Саурон принялся собирать союзников и начал передавать им Кольца Власти. Девять колец были распределены среди людских правителей, которые были порабощены и трансформированы их нечеловеческой силой и превратились в назгулов — самых могущественных и преданных из слуг Саурона. Остальные Семь были вручены гномам. Но гномы народа Дурина оказались устойчивыми к воле Саурона и не перешли на его сторону. В Мордоре Саурон закрыл проход в мордорской горной цепи Чёрными вратами Мордора. Эти времена известны как Тёмные годы.

Второй Тёмный Властелин теперь находился на пике своего могущества.

Правитель Нуменора Ар-Фаразон, оскорблённый претензиями Саурона на господство над людьми, высадился в Средиземье с большой армией. Войска Саурона устрашились военной мощи нуменорцев и отступили. Саурон сознательно сдался в плен и обольстительными речами постепенно превратился из пленника в советника нуменорского короля Ар-Фаразона. Он склонил Короля и его сторонников к лжерелигии — поклонению Тьме и её Владыке, Мелькору. Короли Нуменора уже отдалились от Эльфов и Валар и пренебрегали культом Эру, того, кто создал их.

Саурон обманул Ар-Фаразона, который поверил, что достигнет бессмертия, уплыв в Бессмертные Земли. Ар-Фаразон построил большой флот и уплыл в 3319, намереваясь силой захватить Аман. Но когда Ар-Фаразон ступил на берег, Эру приказал морю выйти из берегов. Флот утонул, и Ар-Фаразон был погребён под землёй, а остров Нуменор был полностью разрушен огромной волной. Тогда Эру велел морю успокоиться и решил, что люди никогда не смогут доплыть до Бессмертных Земель.

Часть верных нуменорцев, которые не поддались обману, избежали падения Нуменора. Их лидером был Элендиль и его сыновья Исильдур и Анарион. Они приплыли в Средиземье и основали государства Гондор и Арнор в 3320.

Тело Саурона было утрачено, и он больше не мог принимать приятное обличие. Когда он создал новый внешний вид, тот был отвратителен. Кольцо так же было спасено из уничтоженного Нумерона.

В 3429 г., скопив военную мощь, Саурон напал на Гондор и с налёта захватил Минас Итиль, выбив оттуда старшего сына Элендила —Исилдура. Но Анариону удалось приостановить натиск Мордора, пока с севера шёл его отец Элендил с подмогой – войсками Арнора, Серых Гаваней, Имладриса, Лотлориэна, Зеленолесья, а также армией морийских гномов.

В 3434 г. в битве на равнине, войска Саурона потерпели сокрушительное поражение, союзники вышли непосредственно к столице Мордора и твердыне Саурона — Барад-дуру. Осада Барад-дура длилась семь лет до 3441, когда Саурон вышел из башни. Он сразился с Элендилем  на склонах Роковой Горы. В этой битве Саурон был повержен, но Элендиль тоже был убит. Исильдур отрубил Единое Кольцо с руки Саурона сломанным мечём отца Нарсилем, и дух Саурона покинул его тело.

Исильдур не уничтожил Кольцо, а объявил его своим. Во 2 году Третьей Эпохи, он был убит Орками в Ирисной Низине, и Кольцо было потеряно, оказавшись в воде.

Кольцо, заключавшее в себя огромную силу Саурона уцелело, а значит и его дух продолжал существовать. Он восстановил физическое обличие – человека громадного роста. Саурон 1000 лет прятался в пустыне. Барад-дур был разрушен, а Мордор охранялся.

В 1050 году Третьей эпохи Саурон восстановился до такой степени, что приступил к приготовлениям к новой войне. На юге Зеленолесья, на холме Амон Ланк им был построен замок Дол Гулдур. Тьма легла на Зеленолесье и вскоре этот лес стал называться Темнолесье. В Лихолесье новая сила была названа Некромантом.

Валар не стали устраивать глобальную чистку, что бы уничтожить Саурона, они послали в Средиземье пять Майар в виде магов, наиболее известными из них были Гэндальф и Саруман.

В течение второго тысячелетия Третьей Эпохи зло умножалось в Средиземье. Орки заполонили Туманные Горы, а в недрах гор проснулся Балрог. Гондор и Арнор были окружены врагами и поражены болезнями.

Великая Чума пришла с востока и убила Короля Гондора и многих его подданных, ослабив охрану Мордора.

На севере Король-чародей обосновался в крепости Ангмар около 1300 года. В последующие столетия Король-чародей Ангмара (глава назгулов, действующий от имени Саурона) постоянно атаковал северное королевство Арнор, начав нападения в 1409 г. и окончательно разгромив его в 1974 г.

Так же Король-чародей вошёл в Мордор и собрал там остальных назгулов. В 2000 г. назгулы вышли из Мордора и захватили город Минас Итиль (Минас Моргул). Там они также захватили артефакт, оказавшийся чрезвычайно ценным для Саурона: палантир, один из семи видящих камней, которые Элендил и его спутники привезли из Нуменора перед самым его падением.

Саурон оставался в Дол Гулдуре и его сила росла. Гэндальф Серый стал подозревать, что Некромант из Дол Гулдура и есть Саурон. Маг отправился в Дол Гулдур в 2063 году, но Саурон бежал на восток. На время настал Бдительный Мир, закончившийся, когда Саурон вернулся в Дол Гулдур с ещё большими силами в 2460 году.

В 2460 г. Саурон окончательно проявил себя, увеличив свою силу. В то же время потерянное Кольцо Всевластья было найдено в реке Андуин хоббитом по имени Деагол. Его родственник Смеагол убил Деагола, чтобы забрать Кольцо себе.

В 2850 г. Гэндальф совершил вторую попытку разведки обстановки в Дол Гулдуре. Тайно пробравшись в крепость, он смог окончательно подтвердить личность её властелина, позднее доложив Белому Совету эльфов и магов, что Саурон вернулся.

В 2941 г. Саурон покинул Дог Гулдур, под натиском Гэндальфа. В 2942 г. Саурон вернулся в Мордор, он начал отстраивать крепость Барад-дур и собирать силы для войны. Он располагал многочисленной армией Орков и Троллей. В 2951 г. Саурон открыто заявил о себе. Проснулась Роковая Гора.

У Саурона был камень Итиля. Используя его, он был в контакте с другими палантирами. Через камень, Саурон заманил в ловушку Сарумана, склонив мага на свою сторону и заставив служить его своим целям.

Око Саурона, в виде которого воспринимались его внимание и сила воли, стало символом угнетения и страха.

В те же года Кольцо Всевластия угодило в руки хоббита Бильбо Бэггинса. В 3001 г. кольцо перешло в руки Фродо Бэггинса. В 3017 г. Саурон нашел Голлума и от него узнал где находится его кольцо.

20 июня 3018 Саурон выпустил Назгул из Мордора. Осгилиат был атакован в месте, где у Гондора была сторожевая застава, близ переправы через Андуин. Цели Саурона: он хотел испытать оборону Гондора и одновременно обеспечить защиту для настоящей миссии Назгул – найти Шир и Кольцо.

Однако носителю кольца Фродо Бэггинсу удалось уйти от назгулов. Око Саурона преследовало хоббита до Ривендела. Назгулы отступили в Мордор, где Саурон подготовил им новые средства передвижения – ужасных крылатых существ, именуемых Падшие Твари.

В Ривенделе было образовано Братство кольца, целью которого являлось уничтожение кольца в Роковой Горе. 

Саурон посылает группу Орков из Мордора к Амон Хен, что бы схватить носителя кольца. Здесь они встретили отряд Урук-хай из Изенгарда, схвативших двух Хоббитов – спутников Фродо, Мерри и Пиппина. Но отряд был уничтожен, а хоббиты бежали.

Вскоре Саурон узнал, что Хоббитов везут в Изенгард, но он не знал, что с ними случилось. Когда Пиппин заглянул в камень поверженного Сарумана, Саурон увидел его и ошибочно принял его за Хранителя Кольца. Сначала Саурон подумал, что Саруман завладел Кольцом, и объявил его своим.

На следующее утро Арагорн противостоял Саурону, посмотрев в камень Ортанка, и раскрыл, что он наследник Исильдура. Арагорн показал Саурону перекованный меч, которым был отрезан палец с Кольцом.

Внимание Саурона упало на Гондор, в который отправился Арагорн с армией Рохана.

Саурон выпустил свои армии для первого удара по Гондору. Армия вышла из Чёрных Врат, захватила остров Кайр Андрос на Андуине и, пройдя через реку, вторглась в Анориэн на севере Гондора. Ночью Саурон послал вспышку красного света как сигнал Королю Чародею, который вёл большое войско из Минас Моргула.

12 марта, защитники Гондора были отодвинуты к Раммас Эхор – внешней стене, окружающей Пеленнорские Поля и Минас Тирит. Стена была пробита 13 марта, и Пеленнорские поля заполнили враги. Войска Саурона осадили Минас Тирит.

15 марта Всадники Рохана пришли на помощь Гондору в битве на Пеленнорских Полях. Эовин Роханская и Мерри Брендибак победили Короля Чародея и командование силами Саурона перешло к Готмогу. Армия Саурона одерживала верх какое-то время , но после прибытия Арагорна, с силами Мертвых, была разбита. Враги были повержены.

Силы, которые Саурон потерял на Пеленнорских Полях были только небольшой частью всей армии. Но оставшиеся войска Рохана и Гондора, решили идти к Черным Вратам.

Фродо же был пленён Орками 13 марта в Мордоре и помещен в Башню Кирит Унгол, где был допрошен, а все его вещи были конфискованы. Но у Фродо не было Кольца, так как его взял Сэмуайс Гэмджи, веря, что Фродо мёртв.

Саурон не знал причину появления Хоббита в его владениях. В его мысли всё ещё не приходило, что кто-то попытается уничтожить Кольцо, кроме того, у Хоббита не было Кольца ссобой. Саурон подумал, что сможет извлечь выгоду из этой ситуации. Вещи Фродо были отданы эмиссару Саурона, Устам Саурона, который предъявил их Гэндальфу.

Когда Гэндальф и войска прибыли к Чёрным Вратам, Уста Саурона принёс доказательства и заявил, что пленник будет долгие годы мучиться под пытками в Барад-дуре, если они не сдадутся. Уста Саурона предъявил условия Саурона: все земли к востоку от Андуина будут владениями Саурона, а Гондор и Рохан будут существовать под управлением Мордора. Когда Гэндальф отверг предложение и вызвал Саурона на сражение, началась битва. Врага было в 10 раз меньше и Саурон был уверен в победе.

Когда Фродо надел Единое Кольцо у Ородруина (25 марта 3019 г.), Саурон тут же почувствовал это и понял всю глубину своей ошибки и намерения своих врагов. Поэтому он отринул все свои прежние планы, и взгляд его был направлен в сторону Роковой горы. Однако было поздно. Кольцо было уничтожено.

Назгулы были повержены извергающейся Роковой горой, войска бежали, материальная оболочка Саурона была утрачена, восстановить её у него не хватало сил, и его дух остался блуждать, бессильный и бездомный.

Огромная часть силы Саурона была разрушена вместе с Кольцом, Саурон был окончательно побеждён, и хотя другое зло ещё будет беспокоить мир, Саурон никогда не вернётся снова.

geekhero.ru

Физики рассчитали минимально необходимую ширину зрачка Ока Саурона

Студенты четвертого курса Университета Лестера вычислили, каков должен быть минимальный размер зрачка у Всевидящего Ока, чтобы оно могло рассмотреть Фродо у Роковой горы

В третьей части трилогии «Властелин колец» Фродо Бэггинс, хранитель Кольца Всевластия, и его верный товарищ Сэм достигают Ородруина — вулкана, в жерле которого Фродо предстоит уничтожить Кольцо. Там его замечает Око Саурона, возвышающееся над Барад-дур — главной крепостью Саурона. Авторы нового исследования решили проверить, какими оптическими характеристиками должно обладать Око, чтобы заметить хоббитов с такого расстояния. Поскольку зрачок Ока имеет вытянутую форму, в расчетах исследователи рассматривали явление дифракции на одиночной щели. Чтобы оценить, при какой ширине зрачка Око сможет четко увидеть Фродо, ученые использовали критерий Рэлея, который задает минимальный угол, при котором различимы две дифракционные картины. Согласно этому критерию, этот угол прямо пропорционален длине волны падающего света и обратно пропорционален ширине щели. Значение угла исследователи оценили, зная рост Фродо (1,07 метра) и высоту, на которой расположено Око (1500 метров), а также расстояние от Барад-дура до Ородруина (48 280 метров). Длину волны, которую воспринимает Око, физики приняли равной 555 нанометров, что соответствует свету, к которому наиболее чувствителен человеческий глаз. Подставив все значения в формулу критерия Рэлея, ученые получили минимальную ширину зрачка Ока Саурона, равную 3,08 сантиметра. Это примерно в 26 раз больше, чем зрачок кошки, который имеет аналогичную форму. Расчеты приведены в статье Eye See You Frodo в Journal of Physics Special Topics, в котором Университет Лестера публикует студенческие работы с серьезной физикой и несерьезными темами. Авторы исследования отмечают, что полученная ширина минимально необходима, чтобы Око могло увидеть Фродо на расстоянии десятков километров. Тем не менее в фильме мы видим, что Око Саурона значительно больше: его ширина достигает почти десяти метров (размер можно оценить по изображению Ока, зная высоту башни, которую исследователи использовали в своих расчетах). Возможно, это связано с тем, что Око «настроено» на иной спектральный диапазон. Оценивая ширину зрачка, например, в 1 метр, по тем же формулам получаем дальнюю область инфракрасного спектра, то есть самые длинные световые волны. Поскольку Саурон не вполне человек, есть вероятность, что его максимум восприятия попадает не в видимую область. Вспомним также, что, надевая кольцо, Фродо становился невидим в видимом диапазоне спектра. Возможно, Кольцо Всевластия магическим образом «смещало» оптические характеристики обладателя в длинноволновую область, делая видимым для Ока

https://chrdk.ru/news/fiziki-rasschitali-minimalno-neobkhodi...

pikabu.ru

За что нас спасли от ока Саурона

«Москва-сити» с высоты птичьего полета

А рассвет уже все заметнее: око Саурона чуть было не взошло над Москвой, а и где ж ему еще и всходить: тук-тук, кто в Мордоре живет.

Но пастыри предупредили: «Символ торжествующего зла возносится над городом… Не надо потом удивляться, если с городом что-то не так пойдет». Не навлечь бы на Москву таким образом порчу. Уж лучше Победоносцев прострет совиные крыла, чем Саурон око. В упор я крикнул оку: “Слазь! Довольно шляться в пекло!”

В моем воцерковленном студенчестве я запомнил проповедь одного умного священника о том, что христианин не боится примет, дурных знаков и предзнаменований, события его духовной реальности происходят настолько на ином уровне, что весь прочий нематериальный мусор вселенной просто перестает иметь значение. В конце концов, когда у христианина есть право напрямую обращаться к Богу, не станет же тот в ответ разговаривать с ним через черных кошек.

Что касается ока Саурона (хотя глаза лучше не трогать, можно занести инфекцию) – собирался ли его кто действительно возжечь, или ограничиться описанием такой возможности – оно из художественной реальности. Такая бывает в книжках, на выставках, в кино, на сцене, в музыке: партия Одиллии, черного лебедя (не путать с маленькими), хоровод русалок, русалка Даргомыжского топит своего принца, Жизель до смерти утанцовывает своего. Око Саурона на небоскребе «Москвы-сити» – это и есть афиша Жизели, только побольше.

Москва полна образами зла, временами торжествующего. Не изъяты пока из библиотек все экземпляры «Гарри Поттера», «Вия» и Дантова «Ада». «Демон» Врубеля все еще завораживает посетительниц Третьяковской галереи, а лермонтовский – читателей. Все еще можно увидеть в кино галактическую империю зла и мертвецов, бродящих по развалинам Америки в результате осложнения от гриппа. 

Бояться порчи, которая перейдет из художественного мира в реальный, – вполне в понятиях нынешнего русского клира, который давно борется с детьми-волшебниками, Хеллоуином, Валентином и шестым айфоном нетрадиционной ориентации. Можно бы уже и ектенью подправить: «И избави нас от сглаза, моды и нашествия иноплеменных ценностей». И от глаза тоже, само собой.

Я провел подростковые годы под картиной, которую сам же и намалевал на грунтованном картоне. Там был какой-то гигантский обрубленный хвост, гроза, валящаяся набок готическая церковь. Подростки тогда слушали хеви-метал и еще не то могли нарисовать. Кстати, с ним церковь тоже борется, вместо тогдашнего комсомола. Под этой странной картинкой я успешно окончил школу, поступил в МГУ, заинтересовался христианством, и дома все были живы-здоровы, включая собаку, не то что сейчас. Бог, вероятно, просто не обращает внимания на такие мелочи. Я ведь далеко не бог, а не обращаю. Это в Cеверной Корее смотрят, у всех ли есть на стене портрет любимого руководителя, и для того не вешают занавесок. А Бог – не Ким, так ли ему важно, висит ли его портрет на стене или что другое. 

Недавно на вокзале имени Св. Юсты в Севилье встретил Эльфа с белыми длинными волосами, голубыми глазами и луком на плече. Эльфу было за тридцать, и он ждал поезда. Все-таки взрослые читатели и поклонники Толкина всегда немножко дети. А дети любят страшное и сказочное. От этого часто один шаг до божественного: как раз друзья и коллеги Льюис и Толкин знали об этом лучше других.

Беспощадная и рискованная духовная брань с оком – это, конечно, то же самое, что борьба с Хеллоуином, фавном из «Нарнии» и эльфом на вокзале. Но и борьба с интересным политическим посланием.

Око и судьба России

Око зла, действительно зажженное над вечерней Москвой, стало бы главным видео и фотосюжетом дня в мире. Что это значило бы для имиджа родины. Во-первых, иллюстрировало бы тезис послания В.В. Путина о том, что Россия не собирается закрываться от мира. Вот мировая премьера «Хоббита», и вот Москва в ней участвует на равных, несмотря на санкции и девальвацию.

И как участвует, зажигательно, со вкусом, знанием дела и самоиронией. Если око зажигают, значит, это нужно кому-нибудь наверху. Не оппозиция ведь его зажгла. Москва – это город, где шарик неправильной расцветки в воздух не запустишь, забор не покрасишь, а тут целое око на пути следования правительственного кортежа. Значит, есть на него высочайшее соизволение. Значит, этому соизволению доступна не только свечка в церкви от сглаза, но и тонкие смысловые галлюцинации. Увы, нет смысла на земле, но нет его и выше. 

Когда-то самоирония была доступна российскому истеблишменту. Буквально вчера еще снимали «Нашу Рашу». Русский дом на зимней Олимпиаде в Турине они так и назвали – Russky dome. Притом что звукоподражательное «руски» – известный пейоратив, насмешливое обзывательство. Ну как если бы Украина назвала павильон на Венецианской биеннале «хохляцким». Многие английские словари помечают его как offensive, оскорбительное: для американцев правых взглядов оно звучит почти как commies (коммуняки). Ну так вот вам.

В этом был вызов и отсутствие тоскливой и абсолютно неплодотворной серьезности в отношении себя самих, которые с тех пор заменили собой кислород в местном воздухе: мы великие, мы правильные, мы возвышенные, березы, лампады, бархатный занавес, вечный покой. Только снится, разумеется.

Толкин – наследник и представитель христианской аллегорической прозы. Когда Толкин писал свою трилогию, не было термина «империя зла», но если слова не было, не значит, что не было и соответствующей части мира. Была империя, где одновременно ненавидели личную свободу человека и христианство. Если тогдашний читатель хотел разместить Мордор на реальной карте, это было нетрудно сделать. Но с тех пор та империя пала. Так зашипел его глаз вкруг оливковой этой дубины. Падение, которого Толкин не застал, но предвидел. А также предвидел и другое: бесконечную инерцию самолюбий, которая приведет к тому, что побежденное зло обречено вернуться.

Почему зажглось око Саурона в мире Толкина после разгрома зла? Потому что победители вместо того, чтобы уничтожить кольцо всевластия, оставили его у себя, чтобы им пользоваться в свое удовольствие и по своему усмотрению. В нашем мире око Саурона загорается отчасти по той же самой причине. Око Саурона над «Москвой-сити» было бы прекрасной иллюстрацией тезиса самого Путина о том, что Россия становится злее, потому что кто-то увлекся своей победой и не сдал кольцо всевластия. Да, орки мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными, вернее – с одним. 

Мордор. Око Саурона. Фото: New Line Cinema

Кстати, если бы око зажгли над небоскребами Уолл-стрит, американская и мировая интеллигенция нашли бы тут множественный символический смысл. Просто набор аргументов был бы другим – больше из Кощея и «Скупого рыцаря». И возмущенная церковная общественность, пожалуй бы, имелась.

В СССР запрещали «1984» и «Звездные войны», в Иране – «Властелина колец», чтобы не подумали на них. И все тут же думали на них.

Возжечь на премьерный вечер над Москвой око Саурона, иронически отзываясь на чужой взгляд на себя и размышляя о своей репутации в мире, – свидетельство гораздо большей трезвости и духовного здоровья, чем попытка водрузить на бизнес-центре крест и кропить оттуда святой водой. Но нет, лучше перекрасим черного лебедя, от греха подальше, вдруг и черный ворон улетит.

Александр Баунов Главный редактор Carnegie.ru, с 2009-го по 2015-й старший редактор Slon
Page 2

Президент будет до последнего развивать противоположные сценарии. И элита вслед за ним

169% 9 143 3

republic.ru


Смотрите также