Очно заочная форма обучения что это такое в институте


Что такое очно-заочная форма обучения в вузах

Увы и ах, но иногда жизнь студента складывается таким образом, что, вроде, как и работу сохранить хочется вместе с заработком, но и совсем забыть про обучение в вузе совесть не позволяет. Большинство учебных заведений идут навстречу своим студентам в этом плане, понимая, что заработная плата в современных условиях – вещь крайне необходимая. Для студентов, не имеющих возможности учится на дневном отделении, специально были придуманы заочная и очно-заочная формы обучения. И если слово «заочка» не вызывает у нас ни малейшего недоразумения, то вот про очно-заочные отделения люди иногда слышат впервые. И очень зря, ведь такой вариант – идеальный выбор для студентов-трудоголиков.

Очно-заочная форма обучения — что это такое

Начнём с теоретической части. Другое название очно-заочной формы обучения – вечерняя. Этот вариант обучения был смоделирован специально для совмещения учебы и работы. Обучение при такой системе происходят в любое время суток – утром, днём или вечером – в зависимости от рабочего графика студента. Наиболее близка такая форма обучения к заочной, однако имеет ряд преимуществ перед своей «коллегой».

Несмотря на то, что большая часть материала отдается учащимся на самостоятельное изучение, всё же студент регулярно встречается со своими преподавателями, получает от них наставления и рекомендации. Как известно, бессистемное обучение создает своеобразный хаос в голове студента и не позволяет расположить знания в голове «по полочкам». Студенты очно-заочной формы находятся под контролем своих наставников, что положительно сказывается на усвоении знаний и приобретении рабочих навыков.

Преимущества очно-заочной формы обучения

Есть ещё целый ряд дополнительных плюсов данной структуры обучения, среди которых:

  • Более низкая цена обучения по сравнению с дневным отделением.
  • Облегченный вариант поступления, граница ЕГЭ на очно-заочную форму обучения заметно ниже.
  • Объем получаемых знаний практически ничем не отличается от программы дневного отделения. Количество учебных часов у студентов на данной форме обучения составляет до 70% от нагрузки на дневной форме. Для сравнения, на заочном отделении этот же процент колеблется между 10 и 12.
  • Студенты, грезящие о студенческой жизни, также не будут обижены. Они смогут посещать лекции, консультации преподавателей и общаться со своими одногруппниками. Различаться будут лишь графики обучения и количество учебных часов.

Учебные занятия распределяются в зависимости от того, как это установлено в самом учебном заведении. В среднем проводится 3-4 занятия в неделю, три из которых проходят в будние дни вечером и одно в выходной день. Существуют, так называемые, группы выходного дня, в которых обучение происходит только во время выходных дней. Экзамены у таких студентов также назначаются на не будние дни. Кому-то, возможно, покажется, что учиться таким образом очень тяжело, да и времени, что говорится, «на жизнь» не остается, однако, поверьте, вышеперечисленные преимущества очно-заочной формы обучения однозначно позволят вам принять правильный выбор.

Стоит заметить, что в тексте, написанном выше об очно-заочной форме обучения говорится, как об исключительно вечернем отделении. Это, естественно, не так. Студент может работать в ночную смену, а занятия посещать днём.

Это значит, что при получении образования абитуриент не должен бросать всё, над чем трудился месяцы, а то и годы, а сможет в удобной для себя форме совмещать приятное с полезным. К слову, именно эту систему обучения используют люди, получающие дополнительное высшее образование.

Льготы при очно-заочной форме обучения

Студенты, учащиеся на очно-заочной форме получают целый ряд льгот при обучении:

  1. Трудоустроенный студент имеет возможность получить дополнительное отпускное время, оплачиваемое в размере среднемесячной зарплаты.
  2. Во время сессий на первых курсах работающим студентам предоставляется 40 дней отпуска на сдачу экзаменов, учащиеся выпускных курсов получают целый 50 выходных. Эти дни также оплачиваются работодателем.
  3. Перед сдачей госэкзаменов и дипломной работы студент имеет полное право получить четыре оплачиваемых месяца отпуска на подготовку.
  4. Непосредственно перед экзаменами и сдачей диплома рабочая неделя студента может сократиться на период до семи часов, а работодатель обязуется выплачивать минимум 50% от прежней заработной платы.
  5. Нередко предприятия сами финансово стимулируют своих рабочих для получения дополнительного высшего образования.

Таким образом, мы выяснили, что очно-заочная форма обучения позволяет выгодно совместить работу и получение высшего образования, получая при этом на рабочем месте целый ряд льготных условий. Качество такого образования практически не отличается от дневного отделения и, при этом, выглядит намного солиднее заочной системы.

requesto.ru

Всё, что нужно знать про очно-заочную форму обучения

Что такое очно-заочной формы обучения?

Очно-заочная форма обучения – это способ получения образовательного материала посредством посещения занятий в выходные дни или в будни, в вечернее время (стар. наз. “вечерняя форма обучения”).

Студенты-вечерники могут обучаться в учреждении и совмещать образовательную программу с рабочим процессом. Для многих это прекрасная возможность применять на практике получаемые знания и навыки, обычно к окончанию учебы, такие студенты обладают некоторым стажем по выбранной специальности.

Часть студентов, предпочитающих данную форму обучения, получают возможность устроиться на более высокооплачиваемую должность, благодаря наличию некоторого профессионального опыта. По этой причине очно-заочное образование может по-разному восприниматься работодателями и в каждом конкретном случае может приносить успех или неудачу при попытке получить новую должность.

Для многих студентов эта форма более актуальна и удобна, особенно, если для более качественной работы нужны определенные теоретические знания. По окончании вуза студенты, выбравшие совмещение учебы с работой, смогут быстрее подниматься по карьерной лестнице и тем самым, в более короткие сроки добиться успеха на работе.

Отличия от других форм обучения

Основные характеристикиОчная формаЗаочная формаОчно-заочная формаОбучениеВозможность совмещенияПрограммаПоступлениеОплатаДлительностьВозможность найти работу
Очная форма требует ежедневного посещения учебного заведения. Есть возможность решить возникшие вопросы. Свободного времени почти нет.Посещение занятий в определенный период времени, обычно в течение сессии. Сложнее найти специалиста для получения консультации. Имеется время на личную жизнь или работу.Занятия по выходным или в вечернее время. Из-за частых вечерних занятий можно уладить со специалистом все возникшие вопросы. Отсутствие свободного времени из-за самостоятельной учебы. Контроль обучения опытными преподавателями.
Нельзя совмещать с работой или декретом.Можно совмещать с декретом или работой.Можно совмещать с работой или подработкой.
Обычная программа, подаваемая на лекциях и под наблюдением профессоров и профессионалов.Большая часть материала должна быть рассмотрена самостоятельно.Те, кто выбрал очно-заочное отделение, получают доступ к электронным пособиям для самостоятельного ознакомления. Часть материалов может быть подана на лекциях.
Поступить достаточно просто, однако велика конкуренция.Поступить несложно, но в редких случаях имеются бюджетные места.Поступить достаточно просто, низкая конкуренция, минимальные требования и меньшее количество претендентов. Выпускники, которые получили аттестат об окончании школы до 2009 года, могут поступить по результатам комплексного тестирования.
Достаточно высокая, зависит от специальности.Достаточно приятная и низкая стоимость, которая обеспечена низким спросом и .Ниже, чем на стационаре.
от 4 летот 4 летот 5-6 лет
После стационарного обучения обычно сложнее найти работу из-за отсутствия опыта.Не самые высокие шансы для быстрого устройства на работу.Более успешные поиски работы, возможность получения теоретических знаний с применением их на практике.

Сроки обучения на очной-заочной форме зависят от специальности и выбранного вуза. Более короткие сроки на очной форме обусловлены тем, что очники получают более углубленные знания, чем «вечерники». В каждом отдельно взятом учебном заведении сроки могут отличаться из-за особенностей заведения и конкретной специальности.

Очно-заочное обучение – это возможность найти более интересную и востребованную работу, это отличный шанс понять, стоит ли продолжать обучение в выбранном направлении, отметить для себя, насколько интересна вам специальность, разобраться в ее тонкостях без отрыва от производства.

Стоимость учебы на очной-заочной форме обычно ниже, чем на очном отделении. Для многих абитуриентов есть возможность поступить на такое обучение на бесплатной основе. Но если вы не добрали некоторое количество баллов на очное обучение, можно обратить внимание на «вечернее» обучение, оно стоит значительно ниже, чем дневное. За счет совершенно небольшого конкурса, можно получить качественное образование и на очно-заочном отделении.

Плюсы и минусы очной-заочной формы

Достоинства (+)Недостатки (-)
Более высокие нагрузки из-за совмещения обучения с работой;Увеличенная возможность поступления;
Большое количество материалов для самостоятельного изучения;Низкие баллы для прохождения;
Некоторые области специальности могут оставаться вне программы из-за меньшего количества лекций;Комфортная и не слишком высокая стоимость в сравнении с очным отделением;
Сильнее сказывающаяся усталость и недосыпы из-за больших нагрузок;Длительные сроки поступления, которые позволяют предварительно попробовать свои силы для поступления на дневное обучение;
Необходимость успевания и работать, и получать образование одновременно;
Отсутствие свободного времени на личную жизнь;Получение знаний с моментальным применением их на практике на работе (если специальность совпадает с выбранным видом деятельности);
Отсутствие возможности получить отсрочку призыва в армию, то есть находясь на обучении есть вероятность попасть на воинскую службу;Наличие льгот у некоторых работодателей для тех, кто получает образование и работает одновременно (на многих специальностях руководство предоставляет своим подчиненным оплачиваемый отпуск на время учебы);
Отсутствие возможности получить комнату в общежитии вуза;Поступление не зависит от возраста;
Увеличенное время длительности курса обучения;Посещение вечерних лекций позволит решить возникшие вопросы, которые могут появляться в результате самостоятельного рассмотрения материала.
Отсутствие стипендий и льгот, которые доступны очникам.Возможность получать советы и рекомендации от преподавателей, если это необходимо.

Перевод и поступление на очно-заочную форме

При переводе студент должен в обязательном порядке быть подготовленным к новой форме учебы. Можно перевестись с очно-заочной формы, однако студент должен сдать итоговую аттестацию, чтобы убедить руководство вуза в том, что он готов учиться на «вечернем» обучении.

Важно знать! Не менее важно, что перевестись с очного или заочного отделения на очно-заочное не составит труда. Важно лишь, чтобы это позволяла выбранная специальность. Если подаваемая вам программа имеет другую форму, вуз будет готов принять вас на «вечернее» обучение.

Поступить на очно-заочную форму можно после подачи документов и сдачи вступительных экзаменов, которые проводятся в обязательном порядке, но имеют более лояльные требования, чем у студентов очного отделения. В некоторых случаях экзамены могут быть заменены тестами или собеседованием.

При подаче бумаг учитываются результаты ЕГЭ. Студенты могут также поступить на бюджетную форму, однако количество бесплатных мест крайне ограничено.

Кому подойдет очно-заочное обучение

Данная форма будет удобна для тех, кто:

  • Уже владеет одним или двумя высшими образованиями (Как получить второе высшее бесплатно?);
  • Желает работать и развиваться;
  • Не имеет образования по выбранной профессии и приобретает знания, применяя их на практике;
  • Сидит дома с ребенком и не имеет возможности посещать вуз полноценно, обычно мамы оставляют детей на вечер с бабушками и дедушками;
  • Имеет мотивацию обучаться чему-то новому, но не желает поступать на дневное обучение;
  • Живет далеко от города и не имеет возможность с утра приезжать на лекции.

Во время такого обучения студент посещает только особо сложные и нужные дисциплины программы, второстепенные предметы остаются на самостоятельное рассмотрение, экономя время учащегося и позволяя ему больше работать. Однако не стоит забывать, что к итоговому контролю, тестам и экзаменам он будет обязан подготовиться для получения оценок.

Это интерено! Очно-заочный способ обучения позволяет не только развить в себе трудовые качества, улучшить понимание своей специальности и закрепить полученные знания на практике, но и минимизировать негативное отношение к самой учебе, которое возникает у многих абитуриентов, предпочитающих дневную форму обучения.

Студент, поступая на очно-заочную форму, обязуется усвоить учебный материал в полной мере, но в самостоятельном режиме. На вечерних занятиях он получает возможность пообщаться с преподавателем и получше узнать о тех темах, которые вызвали у него затруднение во время самообучения.

Какую форму обучения выбрать?

Если вы хотите получить полную базу знаний по выбранной специализации, освоить теоретические аспекты профессии и познать максимальное количество информации, лучше выбрать очное отделение.

Если вам просто нужно получить диплом, не посещая занятия и получая минимум знаний, то выберите заочную форму обучения.

Если вы хотите работать и совмещать занятие с качественным и полноценным обучением, лучше выбрать очно-заочную форму. Данный вид учебы в вузе подразумевает получение знаний без ущерба личному времени.

nauchniestati.ru

Что значит очно-заочная форма обучения?

После выбора специальности и вуза абитуриент определяется с формой обучения. Современная система образования предполагает четыре способа получения знаний и профессии: очно, заочно, дистанционно и очно-заочно. С первыми тремя все ясно – это классика. На дневном отделении посещают занятия каждый день по установленному вузом расписанию, а объем самостоятельной учебной работы минимален. На заочном – все наоборот: большую часть информации студенты изучают сами, а в университете только сдают экзамены в сессию. Дистанционное образование тоже уже становится неоклассикой – редкую профессию нельзя освоить через интернет. А вот очно-заочная форма обучения – это как?

Понять, что такое очно-заочная форма обучения, поможет другое ее традиционное название – вечерняя учеба. Помните фильм «Большая перемена»? Его герои садились за школьные парты после трудовой смены, чтобы постигать премудрости химии, алгебры, истории и литературы. При очно-заочной форме обучения в институте все то же самое, с той только разницей, что образование в итоге высшее, причем ничуть не хуже, чем полученное студентами, ежедневно ходившими на занятия к 9:00.

На очно-заочном (вечернем) отделении вуза:

  • Пары начинаются после окончания рабочего дня, обычно в 18:00, заканчиваются не позже 22:00.
  • Всего в день не больше двух-трех пар.
  • Учебных дней в неделю, как правило, два или три.
  • В некоторых вузах занятия проводят по выходным.

При таком расписании студенту удается совмещать получение образования и работу. Так почему же форма обучения называется очно-заочной?

Очная часть

Определенный объем программы студенты осваивают с преподавателем на занятиях во время лекций, семинаров, лабораторных – совсем как их коллеги на дневном отделении. Очно сдаются все без исключения экзамены, практикумы, зачеты. Эта форма обучения гораздо глубже, чем заочная, погружает студента в процесс учебы.

Заочная часть

Несмотря на плотный график очных встреч с преподавателями (от пятнадцати до двадцати часов в неделю – для сравнения: на дневных отделениях предусмотрено около 40 часов аудиторных занятий), вечерникам все-таки приходится многое изучать своими силами и сдавать на проверку довольно приличное количество контрольных, рефератов, домашних заданий – это сближает их с заочниками.

В общем, выходит, как в рекламе: очно и заочно – это как два в одном флаконе.

Сроки и стоимость очно-заочной учебы

Среднестатистический студент очно-заочной формы обучения проводит в университете вдвое меньше времени, чем учащийся стационара, а значит, ему нужно больше лет, чтобы получить необходимые для работы по специальности знания. Диплом бакалавра на вечернем отделении (в документах, кстати, не указывается, в каком формате учился выпускник) в разных вузах выдают через 4,5–5 лет. Соответственно, на полгода-год увеличиваются и сроки учебы на программах специалитета и магистратуры.

Очно-заочная учеба так же, как и дневная, бывает платной и бюджетной. Стоимость контрактного обучения на вечернем отделении существенно ниже, чем договорного на той же специальности на дневном: обычно в 2–3 раза.

Минусы

Очно-заочная учеба не пользуется большой популярностью в силу ряда причин:

  1. Большие нагрузки. Трудно пережить рабочий день, который начался в восемь утра и закончился глубокой ночью. И так в течение 4–5 лет бакалавриата или 3 магистратуры.
  2. Сложный график. Не всегда удается идеально спланировать учебу и работу так, чтобы они нигде не пересекались.
  3. Нет отсрочки от армии.
  4. Даже отличникам не положена стипендия.
  5. Иногородние студенты не могут претендовать на общежитие.
  6. Учеба длится дольше.

Плюсы

Минусов хватает. Как тогда понять тех студентов, которые выбирают именно эту форму обучения? На то есть веские причины.

Во-первых, выпускник очно-заочного отделения гораздо опытнее своих коллег с дневного, ведь он полноценно трудился все пять-шесть лет учебы (ну или три года, если речь о магистратуре) – и это понимают работодатели. К тому же редкий начальник не оценит недюжинную выносливость и завидную целеустремленность, которыми надо обладать, чтобы благополучно окончить очно-заочное обучение.

Во-вторых, трудовой кодекс не оставляет очно-заочников тет-а-тет с их проблемами. Студентам вечерних отделений по месту работы положены льготы:

  1. Каждый учебный год до пятидесяти дней оплачиваемого отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренных промежуточными аттестациями (сессиями или модульными контролями).
  2. Отпуск в общей сложности на четыре месяца для сдачи госэкзаменов итоговой аттестации и диплома (разбивается согласно учебному плану вуза).
  3. В последние десять месяцев учебы рабочая неделя по просьбе студента сокращается на семь часов (в этом случае неотработанное время оплачивается по 50-процентному тарифу).
Все эти льготы установлены только для студентов вузов, имеющих госаккредитацию. Кроме того, высшее образование, которое получает очно-заочник, должно быть первым.

Еще один неоспоримый плюс очно-заочного обучения – проходные баллы на вечернее отделение ниже, а вступительная кампания проводится позже, чем на стационар. Значит, этот вариант подойдет тем, кто не прошел по конкурсу на желаемую специальность, но сдаваться не намерен.

Отзывы и обсуждения

edunews.ru

Что значит очно-заочная форма обучения

13 августа 2014

Автор КакПросто!

Высшее образование в современном мире играет очень важную роль. Поэтому люди по окончании школы поступают в высшие учебные заведения. Но не у всех студентов есть возможность ежедневно посещать университет, для таких из них и существуют разные формы обучения.

Для удобства в высших учебных заведениях существует несколько различных форм обучения. На качество знаний формы обучения никоим образом не влияют. На сегодняшний день очень важно обладать документом об окончании вуза. При приеме на работу диплом способен играть важную, а иногда и главную роль. Так происходит потому, что любой работодатель хочет видеть на своем предприятии работника, способного к обучению, умеющего излагать свои мысли литературным языком и открытого к общению с коллегами по работе. Этими качествами чаще всего и обладают люди, получившие высшее образование.В разнообразии существующих форм обучения самой популярной остается очная. Эта традиционная форма обучения широко распространена во всем мире. При выборе именно этого способа обучения студент обязан посещать лекции и семинары. В конце каждого семестра знания обучающегося проверяются с помощью экзамена. Таким образом, человеку предоставляется возможность полностью погрузиться в процесс обучения. При этом студент может получить больше знаний и лучше закрепить их. Однако не все студенты готовы учиться таким образом. Из-за нехватки стипендии на жизнь многие студенты подрабатывают. Специально для них придуманы другие формы обучения.Очно-заочная форма обучения имеет и второе название – вечерняя. Она дает возможность студенту учиться, не прекращая работу. В этом случае занятия проходят в вечернее время или в выходные дни. Все остальное время студент может работать. Для подготовки к экзаменам отпуск обычно не дается. Экзамен чаще всего проходит также в нерабочее время. Недостаток такой формы обучения – это нехватка времени на подготовку к экзаменам, сессиям и на закрепление знаний. В этом случае не удастся сосредоточиться на учебе. Но работодатели очень ценят студентов, которые учились, не отрываясь от работы.Одна из разновидностей этой формы обучения – группа выходного дня. Заключается она в том, что студенты посещают лекции в выходные дни. Чаще всего такой вид обучения выбирают зрелые семейные люди, которые стремятся к получению образования, но не могут посещать занятия по вечерам.Здесь акцент ставится на самостоятельное изучение материала. При этом, в данном случае используются элементы очной формы обучения. Сама заочная форма обучения делится на две фазы. Они разделены во времени. Первая фаза заключается в самостоятельном изучении предметов. Вторая же фаза – это сдача зачетно-экзаменационной сессии. Экзамены проходят два раза в год – зимой и летом.

Дистанционная форма обучения заключается в обучении студентов удаленно с помощью интернета.

Не все студенты могут посещать вуз ежедневно. Для таких учащихся была создана специальная форма обучения - заочная. Она предусматривает минимальное нахождение в университете, максимум самостоятельной работы и регулярную сдачу экзаменационных сессий. Однако у этой формы обучения, как и у очной, есть и свои недостатки.

Изначально возможность учиться заочно создавалась для работающих людей, у которых нет возможности посещать лекции. Вторым выходом может быть и вечернее обучение, однако даже оно недоступно, если человек живет и работает очень далеко от вуза.

Таким образом, заочное отделение удобно тем, кто находится далеко от учебного заведения. Также его проще совмещать с работой - заниматься можно самостоятельно, а на время сессии по российскому законодательству работодатель обязан предоставить отпуск.

Еще один плюс заочного обучения - это самостоятельное планирование учебного времени. Вам не нужно будет посещать лекции предмета, в котором вы и так разбираетесь и готовы сдать на положительную оценку. В то же время у вас будет больше времени для занятий в библиотеке по самым трудным для вас дисциплинам.В ряде случаев студент заочного обучения может посещать отдельные лекции с основной массой студентов, но правила зависят от конкретного вуза.Большинство студентов, однако, продолжают учиться на очных отделениях вузов. Это можно объяснить многочисленными преимуществами традиционного обучения.Мужчинам призывного возраста следует помнить о том, что заочное обучение не дает им право отсрочки от военной службы.Во-первых, на очном отделении студент имеет возможность посещать гораздо больше лекций и практических занятий, чем на заочном, где они нередко ограничиваются 1-2 неделями в семестр. Во время этих занятий у студента больше шансов хорошо разобраться в теме, чем при самостоятельном изучении вопроса.

Во-вторых, очное обучение позволяет лучше контролировать свое время. По многим предметам есть не только финальный, но и промежуточный контроль, который позволяет студенту задолго до сессии разобраться в сложных и непонятных вопросах, а также потренироваться в решении типовых заданий. Очное обучение лучше всего подходит тем, кому трудно планировать свое время самостоятельно.

Третий плюс очного обучения - это его в большинстве случаев более высокое качество. Сложно привести все вузы и факультеты к общему знаменателю, однако в большинстве случаев спрос со студентов-очников бывает строже, чем с тех, кто заканчивает заочное обучение. Это может быть минусом для тех, кто ждет от обучения только диплома, но порадует тех очников, которые выбрали эту форму обучения для получения качественных знаний.

Таким образом, можно заключить, что и очное, и заочное обучение имеет свои плюсы, и выбирать форму получения образования следует в зависимости от личных обстоятельств абитуриента.

Заочная и очная формы обучения в той или иной степени дают возможность получить квалифицированные знания. Оба этих вида обучения имеет как свои плюсы, так и минусы. Чтобы принять взвешенное решение, стоит внимательно рассмотреть все их особенности.

Очная форма обучения предполагает регулярное посещение вуза. Ее выбирают, как правило, абитуриенты сразу после окончания школы. Заочная же форма обычно более привлекательна для людей более старшего возраста, заинтересованных в получении профессии для дальнейшего карьерного роста. Также существует промежуточная вариант - очно-заочная (вечерняя) форма обучения.

Очная форма обучения предоставляет возможность личного общения с преподавателями, что позволяет получать ответы на все появляющиеся в процессе учебы вопросы.

Для мужской половины студенчества очная форма обучения привлекательна возможностью отсрочки от армии, что позволяет получить высшее образование до призыва.Также нередко и студенты старших курсов оказывают помощь только поступившим, благодаря чему последним легче удается справиться с возникающими трудностями.Насыщенная студенческая жизнь является достаточно привлекательным моментом очного обучения. Прежде всего, это общение в кругу сверстников, участие в научной жизни вуза, а также в различных мероприятиях.Дневная форма обучения в большинстве случаев дороже заочного, если вуз обучает на платной основе.Также очная форма обучения занимает большую часть времени студента. Помимо каждодневного посещения вуза необходимо выполнять задания преподавателей, при этом времени для разнообразного времяпрепровождения остается мало. Совмещать дневное обучение и работу достаточно сложно. Поскольку учеба является основной деятельностью студентов-очников, со стороны преподавателей к ним предъявляются более высокие требования, что психологически сложно для некоторых обучающихся.

Заочная форма обучения прекрасно подойдет людям с умением решать четко поставленные задачи, в кратчайший срок самостоятельно получать знания и выполнять задания. При этом такая форма обучения позволяет совмещать учебу с основной профессиональной деятельностью.

Заочное обучение может проходить и в дистанционном режиме. Благодаря этому выбрать вуз, который находится в другом городе или даже в другой стране, что расширяет круг вариантов для выбора специальности.Помимо теоретического изучения предметов в вузе студенту-заочнику сразу можно применять эти знания на практике, что позволяет раскрыть больший профессиональный потенциал. Заочная форма обучения привлекает людей, которые уже добились высоких результатов в карьере. Учеба открывает для них новые возможности роста как специалиста, причем без отрыва от работы.

В период сессии студенты-заочники оказываются в условиях, при которых необходимо в короткий период усвоить большой объем знания. Экзамены, как правило, проходят с интервалом в несколько дней, что требует полной отдачи сил для получения хороших баллов.

К специалистам, получившим знания в заочной форме, работодатели (особенно солидных фирм) нередко относятся предвзято. К сожалению, существует распространенный стереотип, утверждающий, что заочное обучение не дает всего объема знаний, как при очной форме.

У заочного обучения есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся возможность совмещать работу и учебу и наличие свободного времени, а явным недостатком являются весьма скудные лекции, содержащие всего около 25% всей необходимой для успешного освоения курса информации. А остальное вам предстоит найти самим, освоить и сдать зачет либо экзамен.

Совершеннейшая сказка, что студент-заочник от сессии до сессии сидит каждый день и упорно грызет гранит науки. В реальности все происходит как раз наоборот. Так как ходить на учебу каждый день не надо, появляется огромное количество дел, которые отложить просто невозможно, особенно если вы – работающий, да к тому же и семейный студент. Создается своеобразный жизненный круговорот: работа – дом – работа. Учебе там явно нет места, хотя какие-то попытки поискать материал, подготовиться к экзаменам, несомненно, присутствуют. Часики тикают, время незаметно к вам подкрадывается, и вот она – долгожданная и выстраданная сессия. Почему выстраданная? Да потому, что вы страдали и мучились угрызениями совести от мысли, что надо бы освоить весь необъятный материал. Но самое интересное вас ожидает впереди. Обычно в сессионное время, которое составляет в среднем месяц, преподавателями зачитываются лекции сразу по всем предметам, включенным в данный семестр, тут же проводятся и семинары по этим предметам, а между лекциями и семинарами сдаются экзамены и зачеты.

Получается прямо какой-то мозговой штурм. И здесь главное идти «в потоке», так как одному сдать сессию сложнее. Во-первых, у преподавателей далеко не всегда есть свободная минутка для студента-заочника, во-вторых, если сдаешь сессию в индивидуальном порядке, нужно быть абсолютно готовым, прямо переполненным знаниями.

Несмотря на то что для предоставления по месту работы выдается специальный вызов на сессию, не каждого студента-заочника работодатель свободно отправляет на обучение. Причины могут быть разными: нехватка рабочей силы, отсутствие замены и т.д. И экзаменационный «хвост» может оказаться достаточно длинным. Чтобы не быть позорно отчисленным, а главное, чтобы не выпасть из «потока», где появились новые знакомые и даже друзья, вам необходимо сдать все «хвосты». Это как раз тот случай, когда вы оказываетесь лицом к лицу с преподавателем в свободное для него время и смело можете блеснуть знаниями. Студенты с «хвостами», даже если они заочники и видят их не каждый день, надолго остаются в памяти преподавателей, особенно если сдать экзамены с первого, а то и со второго раза не удается.

В целом, если сравнивать очное и заочное образование, первое, конечно же, является более качественным. Но все зависит от личности студента, его силы воли и стремления к освоению новых просторов знаний.

Не секрет, что для более качественной жизни требуется получить высшее образование, а значит, окончить университет. Поставив цель стать самодостаточным и обеспечивать себя на равных с родителями, молодому парню или девушке предстоит определиться с формой обучения.

Желание покупать дорогие вещи, не зависеть от близких и не отказывать себе в мелких прихотях является похвальным стремлением. Заочная форма обучения идеально подходит тем, кто хочет идти в ногу со временем, стремится зарабатывать деньги или вынужден содержать семью.

При заочном обучении следует учитывать некоторые детали: время от времени посещая аудиторию, а потом, выполняя задания на дому, вы изучаете предметы поверхностно и, возможно, недостаточно хорошо понимаете информацию. Качество усвояемого материала полностью зависит от вашей ответственности и желания учиться. Ведь, как и очникам, вам предстоит выполнение контрольных работ и сдача экзаменов.

Очная форма обучения отличается от заочной: как и в средней школе, вы обязаны посещать занятия каждый день и должны вести обязательные конспекты.

Преимущества очной формы обучения:

  • Полное усвоение материала. Вы не можете пропускать лекции, и информация, поданная профессиональным лектором, усвоится гораздо быстрее, чем при самостоятельном изучении. Минус – вы теряете дневные часы, которые могли бы использовать для дополнительного заработка;
  • Очное обучение гораздо легче дается, кроме того, на лекциях вы можете обрести лучшего друга, будущего партнера по бизнесу или встретить любовь на всю жизнь;
  • По окончании обучения выпускнику предоставляется стажировка на производствах в том направлении, которое он выбрал.

Не забывайте о том, что преподавательочной формы обучения будет гораздо требовательнее относиться к вашим знаниям. Выполнение домашних проектов и контрольных работ, лишит вас большей части свободного времени.

Основной минус: дневное обучение стоит на порядок дороже заочного образования, так как в категорию бюджетных студентов попадает далеко не каждый.

Учиться заочно можно в любом возрасте, но это не значит, что человек, будучи студентом, не смог получить образование ранее, из-за глупости. Примеров, когда требуется повысить квалификацию, очень много - случаются ситуации, когда работнику комбината для повышения рабочей категории требуется получить аттестат о высшем образовании. Заочная форма обучения с легкостью предоставит такую возможность. Вопрос лишь в том, сможет ли человек выдержать напряженный темп работы и исправно сдавать экзамены в назначенные сроки. В дни, когда заочники сдают экзамены, им выписывают бумагу об освобождении с официальной работы на период сдачи сессии. Иногда очники переходят на заочное обучение.

Всегда помните о том, что учиться никогда не поздно и каждый сам решает, когда пришло время для получения новых знаний.

Распечатать

Что значит очно-заочная форма обучения

www.kakprosto.ru

Что такое очно-заочная форма обучения

16 апреля 2014

Автор КакПросто!

Очно-заочная форма обучения – это система обучения, при которой студент посещает лекции несколько раз в неделю (обычно 3-4 дня) в будни и выходные дни (в зависимости от того, какой университет). Иногда ее еще называют вечерней формой обучения, так как занятия по будням проходят в вечернее время. Эта форма считается наиболее приближенной к очной.

Содержание статьи

Самым главным преимуществом этой формы обучения считается возможность совмещения учебы и работы. Это большой плюс для студента, так как он может сразу же реализовывать полученные на учебе навыки в своей работе (если он работает по специальности или близко к ней) и, тем самым, подняться выше по карьерной лестнице. Кроме того, поступить на очно-заочную форму гораздо легче, чем на очную: проходной балл ЕГЭ значительно ниже. Также стоит упомянуть и о разнице в стоимости: по сравнению с очной она опять же гораздо ниже. В отличие от заочной формы обучения, очно-заочная обеспечивает полноценную студенческую жизнь – посещение лекций и общение с одногруппниками не только в сессионные недели, а гораздо чаще. Да и знания, получаемые регулярно, а не раз в полгода, являются более качественными. Студенты, обучаясь по такой системе, способны получить необходимые теоретические знания и навыки и одновременно их практиковать на своем рабочем месте. Если же специализация на работе и на учебе расходится, университет сам предлагает место для прохождения практики.

Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и здесь – не исключение. Во-первых, это касается сроков обучения. В большинстве вузов такая форма предполагает большую длительность обучения – если бакалавриат на очной форме предполагает 4 года обучения, а специалитет – 5 лет, на очно-заочной форме – это 5 и 6 лет обучения соответственно. Также обучение иногда приходится на выходные дни, и это является неудобным фактором, особенно для тех людей, у которых есть семья и дети. Мало того, что каждый день человек проводит на работе, так еще и часть выходных нужно отводить на учебное время. Конечно, есть университеты, в которых учеба по выходным заменяется дистанционным методом, т.е. студент прослушивает лекции и выполняет задания, сидя дома перед компьютером. Но это скорее исключение, чем правило.

В настоящее время почти во всех университетах предусмотрена очно-заочная форма обучения, причем как на гуманитарных, так и на технических специальностях. Такое разнообразие помогает человеку выбрать и заниматься тем, что действительно интересно, не отрываясь от своей работы и не конфликтуя с руководством. А регулярные занятия помогут получить более качественный багаж знаний, который также пригодится при продвижении по карьерной лестнице.

И в заключение нужно добавить только одно: учиться, учиться и еще раз учиться!

Сущность обучения на бюджетной основе заключается в том, что за студентов платит государство. На сегодняшний каждый человек имеет право участвовать в конкурсе на бесплатные места, конечно, если получает свое первое высшее образование.

Содержание статьи

Однако получить такое место не так уж и просто, учитывая, что каждый год их количество стремительно сокращается. В первую очередь абитуриенту необходимо хорошо проявить себя в едином государственном тестировании, по результатам которого и производится зачисление в желаемые учебные заведения. Лишними не будут призовые места на городских олимпиадах по предметам, которые будут доминировать в вашей профессии. Безусловно, государство позаботилось и о людях, которые в силу определенных обстоятельств не могут поступать в институт на общих основаниях. Речь идет о детях-инвалидах, им предоставляются льготы при поступлении в высшие учебные заведения.Также абитуриент может пойти на так называемую сделку с какой-либо организацией, которая оплатит ему обучение. В результате будущий специалист должен будет отработать определенный срок в данной организации, чаще всего около пяти лет. При нарушении человеком данных обязательств договор с организацией будет расторгнут и ему придется оплатить учебу из собственного кармана. Такой тип обучения называется целевым. Количество целевых мест также ограничено.Студенты, обучающиеся за счет бюджета, имеют право получать стипендию. Это своеобразное поощрение за прилежную учебу. Ее получают те студенты, которые регулярно посещают все занятия и сдают экзамены на отметку не ниже, чем четыре по пятибалльной шкале. Те студенты, которые приезжают издалека, также могут претендовать на место в общежитии, которое состоит при учебном заведении, для этого студенту нужно иметь иногороднюю прописку.За отличные результаты студент может быть награжден путевкой в санаторий или студенческий лагерь. Этим заведует профсоюзный комитет, созданный учебным заведением.

Провести конкурс на бесплатное обучение имеет право не только государственное учебное заведение, с недавних пор такая возможность появилась и у многих коммерческих институтов, однако все они должны быть аккредитованы и лицензированы. В каждом крупном городе есть государственные университеты или институты. Если вы не проходите по баллам ЕГЭ на бюджетное место по интересующей специальности в одном городе, то всегда можно попробовать подать документы в другом. Количество необходимых баллов может сильно отличаться.

Распечатать

Что такое очно-заочная форма обучения

www.kakprosto.ru

Что такое заочная форма обучения в вузах: особенности, плюсы и минусы

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.

Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.

Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя —  кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В  таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.

Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.

В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.

Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.

На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» — никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов — таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.

Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:

  • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;
  • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;
  • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;
  • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;
  • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.

Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

Сессии у заочников, как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год. Как правило это зимняя и летняя сессии. Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.

Средняя продолжительность сессии на заочном — 3 недели, на старших курсах — до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.

Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:

  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;
  • сдачу экзаменов и зачетов;
  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю — не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.

На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.

Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно — соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже — обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше, чем студенты очного отделения.

Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно — по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.

Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте — студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным — или же отсутствовать вообще. И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся — конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

Для заочной учебы нет никаких ограничений — первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы — однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза — его личное дело.

Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:

  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней — начиная с третьего курса);
  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);
  • раз в учебный год — оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;
  • на последнем курсе — сокращенная на 7 часов рабочая неделя, причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).

Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме, ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты. При этом в самом дипломе форма обучения не указывается — эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.

Имеют заочники право и на получение красного диплома, однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.

Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

  • учебная нагрузказначительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;
  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;
  • стоимость обучения значительно ниже;
  • место учебы не привязано к месту жительства — ведь можно ездить на сессию в другой город;
  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;
  • в то же время если студент нацелен на получение знаний — преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;
  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности.

Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно — это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению. Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии — не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.

Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме. Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки — заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.

Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:

  • увеличенныйсрок обучения;
  • очень неравномерное распределение сил — даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;
  • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;
  • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;
  • при поиске работы выбор оказывается ограниченным — далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.

www.kakprosto.ru


Смотрите также