Мудрость это что такое


Мудрость

Обрести мудрость – это большое, можно даже сказать, великое достижение. И далеко не каждый человек, даже в весьма солидном возрасте, может им похвастать. Мудрость – это ценность, которая приходит к человеку с годами. Быть молодым и мудрым невозможно. Но и сам по себе возраст не делает человека мудрым. К мудрости нужно стремиться, а не просто ждать ее. Мудрость – это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель. В молодости, когда у людей все чувства обострены, когда они чаще реагируют на все, что происходит в их жизни достаточно импульсивно и очень редко обдумывают происходящее – они очень далеки от мудрости, потому что им не хватает спокойствия и уравновешенности, которые приходят с годами. Чувства, эмоции, обостренные инстинкты, ну и конечно же отсутствие нужных знаний и опыта – все это мешает людям быть мудрыми. В этой статье я расскажу вам о том, как люди, которых лично я считаю очень мудрыми, с их слов, обрели эту великую ценность.

Для начала следует сказать, что для обретения мудрости необходимо почувствовать, а если возможно, то и понять ее ценность. И чем раньше человек увидит в мудрости большую ценность для себя, тем быстрее он начнет к ней стремиться. А стремиться к ней можно разными путями. И первый из них, это, конечно же, получение знаний. Знания – ключ к пониманию этого мира и самого себя. Мы пришли в этот мир учиться, но каждый из нас делает это по-своему, кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. А тот, кто вообще не учится – учит других своим негативным примером. К мудрости лучше всего стремиться через познание мудрости предков, то есть, учась на чужом опыте. Умение не наступать на те грабли, на которые наступали другие люди – колоссальное достижение. Как говорил Конфуций: «У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт». Чтобы познать мудрость с помощью размышления – нужно получать знания и обдумывать их. То есть, нужно изучать этот мир. И все мы вроде бы начинаем это делать с ранних лет, когда учимся чему-то у своих родителей и других окружающих нас людей, а также получаем знания в школе и прочих учебных заведениях. Но при этом мудрыми становятся лишь немногие из нас. Это те люди, которые более остальных осознали всю важность знаний и развитого мышления, помогающего этими знаниями пользоваться, и посвятили свою жизнь активному познанию мира и самих себя. Посудите сами, что такое мудрость, как не постоянное стремление к знаниям, которых никогда не бывает много. Мудрец — это вечный ученик.

И все же, более важное значение в этом вопросе играет время, в течение которого человек познает этот мир. Это то время жизни, которое отведено каждому из нас и которое нам нужно грамотно использовать, а не просто прожигать. Сначала человек учится удовлетворять свои самые насущные потребности. Затем он формирует собственную систему ценностей, решая, что для него важно в этой жизни, а что нет и развивается согласно ей. Затем он становится более зрелым, убирая из своей жизни всякие глупости и нежизнеспособные детские мечты, если, конечно, развивается, а не застревает в подростково-юношеском возрасте. И только потом он приходит к первым крупицам мудрости. Таким образом, мудрости предшествует зрелость ума, ибо именно зрелый ум способен воспринимать жизнь максимально рационально, не поддаваясь влиянию своей животной сущности. А проявлением полной, абсолютной мудрости является спокойствие – это главный ее признак. А оно, как не крути, приходит с годами. Спокойный человек – это рассудительный, думающий, терпеливый, не суетливый, умеющий себя контролировать человек. Это также очень наблюдательный и внимательный человек – он постоянно наблюдает за собой и за другими людьми, и благодаря этому многое видит и понимает. Таким он может быть только в определенном возрасте, когда все его самые сильные чувства угаснут и жизнь он станет воспринимать преимущественно с помощью разума. Но, как я уже сказал, не стоит думать, что мудрость приходит сама – можно дожить до седых волос и так и не стать мудрым человеком. Ибо мудрость – это результат большой работы над собой. Можно, конечно, обрести какую-то мудрость и без всякой работы, ведь все мы с возрастом становимся спокойнее и набираемся какого-то опыта. Но такая мудрость, пришедшая к человеку не благодаря его работе над собой, а лишь с помощью возраста – не так богата, как та, которая стала результатом его серьезного труда. От того и не так много в нашем обществе мудрых людей. Большинство людей, старея, превращаются не в мудрецов, а в маленьких детей, которые практически ничему не могут научить молодое поколение. А именно для этого человеку и нужна мудрость.

Да, смысл мудрости именно в том, чтобы передать ее в определенном виде последующим поколениям. Поэтому, чтобы ее обрести, человеку нужна мотивация в виде цели – научить кого-то чему-то очень полезному, непосредственно связанному с жизнью людей. То есть, если вы хотите стать мудрым человеком, то вам надо решить – кому и для чего вы будете передавать свою мудрость. Это могут быть ваши дети, ученики или вообще все те люди, которым будут интересны ваши знания и опыт. А такие всегда найдутся. Часто можно слышать о том, что молодежь ничему не хочет учиться, что она повторяет ошибки своих отцов и дедов и предпочитает самостоятельно набивать шишки. Но это не совсем так. Правильнее будет сказать, что большинство людей, в том числе и очень молодых, ничему и ни у кого не хотят учиться – не хотят перенимать опыт предков. Причем некоторые из них и на своем собственном опыте не учатся. Но есть люди [они всегда были, есть и будут], которые с удовольствием перенимают опыт более мудрых людей. Для них мудрость поколений – это огромная ценность, которой они страстно желают овладеть, чтобы потом передать ее следующему поколению. Вот им-то и нужны мудрые люди, которые станут для них учителями. Я считаю, что человечество должно взрослеть и умнеть. Все последующие поколения в целом должны быть умнее предыдущих. В этом, на мой взгляд, смысл нашего человеческого существования. Так что стать мудрым, чтобы сделать последующие поколения еще мудрее – это очень достойная цель для человека. Но совершенно очевидно, что не всем людям она подходит. Поэтому и не все из нас достаточно мотивированы к обретению мудрости. Многим она просто не нужна – они не видят в ней смысла.

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые видят для себя смысл в мудрости и хотят ее обрести, то как и Конфуций, я советую вам делать это через размышление, а точнее, через получение знаний и развитие своего мышления. Чтобы стать мудрым, нужно активно познавать мир и решать самые разные проблемы и задачи, непосредственно связанные с жизнью людей. И чем шире будет ваше мировоззрение, тем лучше. Хорошие знания только в какой-то отдельно взятой области могут сделать человека хорошим специалистом, но не мудрецом, потому что во многих других делах, относящихся к жизни, он будет слеп. А поскольку человек не может знать всего, то для обретения широты познания ему необходимо развивать свое мышление, чтобы не просто быть человеком знающим, а быть человеком – ищущим знания и постоянно познающим этот мир. Ибо мудр тот, кто знает, что он ничего не знает, как говорил Сократ. А мы очень многого не знаем. И об этом нужно знать. Понимаете, друзья, истинная истина – это то, что постоянно нужно искать. В этом один из смыслов жизни – не знать, а узнавать. Истина где-то рядом. И мудрец знает, что она всегда будет недоступна для понимания человека, она всегда скрыта от его глаз. Мы можем знать лишь часть истины – то, что нам доступно и возможно даже позволено познать. Но что-то узнав, что-то открыв для себя, получив ответ на свой вопрос, человек одновременно получит и множество новых вопросов, он столкнется с множеством новых тайн, которые необходимо открыть, изучить, познать, чтобы узнать еще больше. Поэтому мудрый человек – это человек, который всегда открыт всему новому. Это человек, который будет познавать мир до последнего вздоха. К этому тоже нужно быть готовым. Я бы даже сказал – этого нужно хотеть. Определенность мудрому человеку не нужна. Он знает, что его знания не полны, сколько бы он всего не знал.

Я не могу и не стану утверждать, что каждый человек должен стремиться к чему-то великому, должен хотеть реализовать себя в полной мере, должен жить высшими ценностями и в конечном счете стать мудрецом. Это вопрос личных предпочтений, а может быть и предназначения человека. Жизнь часто показывает нам, что каждый человек должен находиться на своем месте. Я знаю многих людей, которых ничего в жизни не интересует, кроме того, что связано с их повседневным бытом. Они едят, пьют, спят, развлекаются, получают удовольствие от простых вещей и им больше ничего не нужно, вообще ничего. Они счастливы от того ограниченного образа жизни, который имеют. Значит, возможно, так и должно быть. Их жизнь должна быть именно такой. Не нужно им ничего высшего, великого, выдающегося, потому что они этого не способны понять. А есть люди, которые не могут жить ограниченной жизнью, их просто разрывает изнутри, если они не будут познавать, изучать, открывать, совершенствовать себя и реализовывать свой личностный потенциал. Вспомните того же Ломоносова, ну не мог он жить так, как жили другие люди в его деревне – он хотел большего, он был рожден для большего. И он к этому большему пришел. Поэтому быть или не быть мудрым – это возможно даже не выбор человека, а его предназначение. Как бы то ни было, если у вас есть желание обрести мудрость к старости – реализуйте его. Ибо лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Некоторые люди начинают стремиться к мудрости лишь после того, как столкнутся с негативными потрясениями в своей жизни. Сильные потрясения часто заставляют людей переосмысливать свою жизнь и находить в ней новые ценности. Но важно не то, что вызовет в человеке желание стать мудрым, гораздо важнее то, что встав на путь мудреца, человек сделает первый и самый важный шаг в направлении мудрости. Он осознает высшую ценность в этой жизни, которой захочет обладать. В мудрость надо влюбиться, чтобы начать активно стремиться к ней. Ведь этот путь бесконечен, по нему можно идти вечно. Но тому, кто выберет его для себя, жизнь пойдет навстречу и будет всячески помогать. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

psichel.ru

МУДРОСТЬ - это... Что такое МУДРОСТЬ?

(греч. — sophia, лат. — sapientia, инд. — prajna, др.-перс. — mazda, кит. — чже, евр. — hokma) — понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. есть «знание высшего блага»; по И. Канту, М. — это «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н. Толстой определяет М. как «знание вечных истин, приложимых к жизни», и т.д. Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п. «Словарь русского языка 11—17 вв.» приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова «М.»: 1) ум, разум, благоразумие — умудренность; 2) совокупность знаний, ученость — великомудрие; 3) религиозная благочестивость — премудро с т ь; 4) душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие; 6) хитрость, лукавство, плутовство — мудрствование. В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч. философии. В этико-философском контексте значение рус. слова «М.» теснее всего переплелось с греч. понятием «софия». Слово «софия», хотя и переводится традиционно на рус. язык как «М.» или «премудрость», означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в «Словаре русского языка 11—17 вв.», понятию «софия» больше всего соответствует смысл «мастерства» и «совершенства» — совершенномудрия. П.А. Флоренский замечает, что слово «софия» правильнее было бы переводить на современный рус. язык как «мастерица», «художница» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. греч. авторов слово «софия», как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. способности воплощать определенный замысел в действительности. Данное значение понятия «софия» наложило заметный отпечаток и на его этико-философское осмысление начиная с Сократа и Платона и кончая рус. философами-софиологами (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-мудрости стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности. Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентальным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом — unio mystica (см. МИСТИКА ). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с др. людьми, общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения. Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. АСКЕТИЗМ ). В своем классическом виде это триединство М. воплощается в лице Сократа, у которого познавательно-мистическое начало выступает в форме «даймониона», коммуникативно-поведенческое преломляется в иронии, а нравственное — в совершенствовании души и стремлении к добродетели. Все многообразие форм М. и типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательно-мистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов — трикстеров, шутов. Нравственное начало становится преобладающим у филос. мудрецов, учителей жизни: Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца: святого, старца; тождество плутовства и добродетели — тип юродивого, «скомороха Божьего» (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д. Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Этимологически слово «философия» означает «любовь к М.», однако само понятие «М.» пока не прояснено философами. Из кажущихся очевидными свойств М. можно выделить следующие. М. не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово «philosophos» для обозначения исследователя природы вещей, многознание не научает М., которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок М. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, М. может быть скорее обнаружена в науках о культуре, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного. М. связана прежде всего с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. М. опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. М. требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, «сова Минервы вылетает в сумерки». Как пишет в своей «Этике» Н. Гартман, М. есть «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества». Единственное, с чем трудно здесь согласиться, — это ограничение М. сферой этики, хотя и понимаемой весьма широко. М. — это доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

dic.academic.ru

Мудрость: что это такое, ее виды и где искать мудрость жизни

С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

Что такое мудрость?

Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее  Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Виды мудрости

В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

  • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
  • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
  • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

  • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
  • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
  • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
  • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
  • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

Где искать мудрость?

Развитие этого навыка может идти разными путями. Одни ищут себе учителя. Другие читают книги. Третьи набивают свои собственные «шишки». Четвертые совмещают теорию с практикой. Пятые вообще ничего не ищут, но в определенные моменты к ним приходит озарение.

Если кто-то сознательно хочет стать мудрее, но не понимает, какие шаги для этого предпринять, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Перенимать опыт тех, кого считаете мудрее;
  • Избегать лишней или бесполезной информации;
  • Учиться на своих и чужих ошибках;
  • Развивать проактивность и позитивное мышление;
  • Применять на практике полученные знания;
  • Практиковать осознанное саморазвитие;
  • Научиться слышать свой «внутренний голос».

Эти советы достаточно просты, как в понимании, так и выполнении. К ним можно прибегнуть в любом возрасте. Главное, чтобы человек оказался готов, ведь для того, чтобы стать мудрее, необходимы элементарные задатки. Чаще всего этот навык приходит уже в зрелом возрасте, хотя, стоит учитывать гендерную специфику вопроса. Женская и мужская мудрость отличаются. Первые осваивают эту «науку» намного раньше, а мужчинам необходимо больше доводов и подтверждений, удовлетворяющих логическому типу мышления. Их стремление к систематизации и расскладыванию всего «по полочкам» замедляет процесс познания, но делает его результаты более достоверными.

Не зря восточные традиции выделяют две части единого целого – инь и ян. Именно в их взаимодействии создается единое целое, которое отличается совершенством и гармонией. Мудрость женщины и мужчины заключается в том, чтобы учиться друг у друга,  уважать опыт и знания своего партнера.

Более того, мудрые люди считают, что любой, кого мы встречаем на нашем пути – наш учитель. Поэтому не стоит пренебрегать кем-либо, ведь каждый новый знакомый появляется в жизни человека не случайно.

Мудрость человека не зависит от учебы или карьеры. Она определяется более глубокими компонентами, чем просто уровень знаний, сообразительности или изобретательности. Названый навык совмещает все перечисленное, умножая на опыт, интуицию и духовность. Главный учитель в этом случае – сама жизнь, и репертуар ее методов безграничен.

wikigrowth.ru

Мудрость - это... Что такое Мудрость?

Джордж Уитер. Эмблема мудрости. 1635.

Му́дрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:

  1. свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.
    • Ср.: «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт»[1]. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт
  2. в философии — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта
  3. в религиях — степень познания окружающего мира, данная демиургу (мироздателю) в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.

Мудрость, премудрость, благоразумие

В нецерковном употреблении премудрость — превосходная степень от мудрости (ум, способность, талант, мудрость и опытность в жизни).

По первоисточникам употребление др.-греч. σοφία применительно и к людям, и к Всевышнему не сопровождается никаким специальным усилением. Одно и то же слово употребляется, например:

Вместе с тем, в русской богословской лексике — если не употребляется специальный термин София (см. ниже) — наблюдается известное разделение терминов «мудрость» и «премудрость», когда последнему придаётся особый сакральный смысл — ср. возглас «Премудрость, проcти » при чтении Евангелия и т.п. Однако это ни в коем случае не принижает степень наполнения самого понятия «мудрости», так как в любом случае

Всякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек

Со своей стороны, понятие благоразумие (ср. Благоразумный разбойник) обозначает качества, благоприобретённые человеком по жизни (ср. англ. mind), в то время как «высший разум» бога в авраамических религиях априорно приравнен бесконечности, и свойств дальнейшего совершенствования во времени не имеет.

В античности

Античные философы уделяли большое значение мудрости: само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία) означало «любовь к мудрости». Гераклит сказал[2]:

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину.

По мнению Аристотеля[2]:

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой всё в отдельности должно делаться.

В христианстве

Основная статья: София (философия)

В христианстве олицетворённая мудрость Бога (ср. выше «Премудрость») также может называться транскрипцией изначального греч. Σοφία (София) — «мастерство», «знание», «мудрость»). Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

Является кардинальной (основной) добродетелью (обычно как «благоразумие»)[3].

В буддизме, индуизме

  • Ганеша — бог мудрости в индуизме
  • Праджня — высшая мудрость в буддизме
  • Праджняпарамита — «запредельная мудрость» в буддизме
  • Бодхисаттва Самантабхадра «всевеликодушный», олицетворяющий Полное Сострадание, Мудрость в Буддизме
  • Бодхичитта «просветлённое понимание, мудрость» — философско-мировоззренческая доктрина буддизма
  • Акшобья — один из пяти Будд Мудрости в буддизме
  • Парамита есть Освобождение, Просветление, Мудрость
  • Сутра Сердца Совершенной Мудрости, один из самых известных первоисточников буддизма
  • Манджушри легендарный сподвижник Будды Гаутамы. Олицетворяет мудрость, разум и волю.
  • Наги — в индуизме и буддизме мифические существа, змеи, символизирующие мудрость
  • Дхьяни-будды Будды Высшей мудрости в тибетском буддизме

В мифологии

  • Мимир — мудрость в германо-скандинавской мифологии
  • Квасир — в германо-скандинавской мифилогии мудрость
  • Тюр — в германо-скандинавской мифологии, бог мудрости
  • Браги — в германо-скандинавской мифологии бог, прославленный мудростью
  • Метида — в древнегреческой мифологии богиня мудрости
  • Набу — в аккадской мифологии бог мудрости
  • Сешат — богиня мудрости в древнеегипетской мифологии
  • Мнемозина — богиня в древнегреческой мифологии персонифицированная Память, Она обладает Всеведением, Мудростью.
  • Меродах — бог мудрости в Вавилоне

В исламе

  • Лукман — пророк в исламе. Согласно Корану, Лукман был мудрецом, постигшим бытие единого Бога
  • Дом мудрости в Исламе

Персоналии

Литература

См. также

  • Минерва
  • Опытное знание
  • DIKW
  • Здравый смысл

Примечания

dic.academic.ru

мудрость - это... Что такое мудрость?

        МУДРОСТЬ — характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально-фундаментального уровня, так и жизненно-практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир, но и понимает, почему его устройство именно таково, а также и то, как человек должен себя вести в таком мире. Выделение первых форм теоретического знания — философии — из мифологического мышления, определявшего жизнедеятельность архаических сообществ, было связано со становлением новой культурной фигуры — мудреца, стремящегося к пониманию абсолютных смыслов человеческого бытия. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) осознавался не в качестве хранения уже имеющихся знаний, а как постоянное стремление к постижению истин, скрытых от большинства людей. В античной философии понятие М. (софии) было связано с представлением о разумной организации мира в целом, поэтому человеческая М. трактовалась как умение «правильно жить», т.е. соответствовать в своих действиях законам мирового устройства. Сходные идеи можно увидеть и во многих прототеоретических воззрениях, распространенных на Востоке (напр., идея Дао в древнекит. философии).

        В обыденном языке древних греков слово «софия» сперва означало способность человека целенаправленно организовать свои практические действия. Отделившись впоследствии от непосредственно предметной практики, понятие «М.» закрепилось за сферой познания, где и стало обозначать знание о сущности, об универсальных связях явлений действительности. ПОСКОЛЬКУ такие связи не мыслились вне целостности самого окружающего мира, постольку и мудрость воспринималась как свойство «бытия в целом», превосходящее по масштабу отдельное сознание каждого человека. К М. можно и нужно стремиться, но овладеть ею в целом человек не способен. Такая позиция наиболее явно представлена в философской системе Платона, для которого абсолютные истины являются содержанием особого «мира идей», недоступного людям. В соответствии с теорией познания Платона, человек может лишь пробуждать в своей душе частичные воспоминания о ее пребывании в мире сущностей. Эти воспоминания и оказываются элементами истинного знания, составляющего содержание человеческой философии.

        Философские взгляды Платона существенно повлияли на дальнейшее развитие европейского теоретического сознания. В средневековой традиции представления о М. приобрели религиозную окраску и стали трактоваться в качестве характеристики полноты знания всеведущего Разума — Бога. В дальнейшем, в философии Нового времени идея, Абсолютного разума, носителя высшей мудрости, несколько отходит от традиционно теологического толкования и начинает соотноситься, скорее, с представлением о потенциально возможном знании всего человечества в целом. Г. Лейбниц, И. Кант и др. представители нем. философии обсуждают идею «всеобщего блага», обосновывая утверждение о том, что оно достижимо только тогда, когда большинство людей поймет ограниченность узко индивидуальных интересов и научится жертвовать ими ради общих целей, что предполагает переход от традиционно толкуемой рациональности к более фундаментальному уровню общечеловеческого сознания — М. Эти идеи нем. философии, различные представители которой активно разрабатывали учение о глубинной М. Мирового Абсолюта, повлияли на формирование оригинальной концепции рус. мыслителя В. Соловьёва, получившей название «философии все единства», в которой В. Соловьёв старался обосновать представление о том, что разум может разъединять людей, тогда как универсальная М. должна стать основой их соединения в целостную систему.

        Сегодня понятие «М.» не является характеристикой собственно научных знаний. Оно, скорее, оказывается эффективным в сфере этики, поскольку выражает такую сторону бытия, в которой знания человека, понимание им смысла имеющихся знаний, его ответственность за осуществляемые действия- составляют единое целое и определяют жизненную позицию индивида.

        С. С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Мудрость - это что за качество человека? :

Если мы слышим, что человека называют мудрым, то традиционно связываем данное высказывание с определенным представлением: глубокий ум, обязательно опирающийся на богатый, всеобъемлющий жизненный опыт. Иначе говоря, опыт - это мудрость.

Первые трактовки рассматриваемого понятия

Они указаны в первых словарях русского языка 11 – 12 вв., а именно:

  • разум, благоразумие, ум – это умудренность;
  • ученость, совокупность знаний – великомудрие;
  • нравственное совершенство, душевная чистота – смиренномудрие;
  • религиозная благочестивость – это премудрость;
  • мастерство, совершенство, искусность – совершенномудрие;
  • лукавство, плутовство, хитрость – мудрствование.

Первые образы мудреца

Он может быть:

  • старцем;
  • мыслителем;
  • святым;
  • плутом;
  • наставником;
  • философом;
  • провидцем;
  • хитрецом и т. п.

Большинство из вышеперечисленных значений сложилось в рамках масштабной фольклорной традиции в духовно-религиозной литературе.

Современная интерпретация рассматриваемого понятия

Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Также под данным понятием подразумевают глубокий ум, который подкрепляется жизненным опытом; способность отыскивать решения в самых сложных ситуациях; понимание сути происходящего.

Мудрость – это ценная способность человека как глубоко мыслить, так и действовать, согласно высоким жизненным целям, при этом быть выше ограниченных частных, преходящих интересов, включая свои собственные. Это начальный импульс эволюции философии, конечный синтез ее направлений.

Согласно М. Эпштейну, данное понятие трактуется следующим образом:

  1. Мудрость – это глубочайшие знания, требуемое умение с пользой, виртуозно ими пользоваться.
  2. Данный термин подразумевает умение отделять недостижимое от неизбежного; отказаться от первого, смириться со вторым. Постоянное балансирование на грани.
  3. Мудрость – это тяга к знаниям, мировым событиям, которая идет от сердца и души. Эпштейн считал, что мудрый человек обладает таким умом из-за того, что ему все интересно.
  4. Он называл ее отсутствием самолюбования, готовностью любоваться, восхищаться остальными, это взгляд дитя с взрослыми поступками.
  5. Мудрость человека – это его умение в другом, всяком явлении найти то, чему следует научиться. Обычно незнайки поучают других.
  6. Мудрость трактуется как правильное понимание ценностей жизни, интуитивное предвидение вероятного единственно правильного развития ситуации.

Преимущества мудрости

Она дает следующее:

  • основу для совершенствования, учения, которые нескончаемые;
  • пищу для ума, души;
  • возможности как видеть настоящее, так и предвидеть будущее;
  • свободу от страстей, предвзятости, лишних эмоций;
  • независимость, так как мудрый человек никогда не привязан к роскоши;
  • понимание логики происходящего вокруг.

Мудрость жизни: это что?

Она трактуется как способность грамотно использовать полученные знания. Путь к великой мудрости тернист и извилист. Но не стоит забывать, что его возможно преодолеть. Чтобы это сделать, потребуется в первую очередь желание и несколько других моментов.

Жизненная мудрость – это глубочайшее знание, понимание, которое приходит, как правило, в зрелом возрасте. Она привносит в жизнь радость только в том случае, если человек умеет ей делиться.

Согласно статистическим данным, чаще всего мудрость постигают женщины. Такое понимание наступает независимо от занимаемого социального положения (для этого не обязательно иметь высшее образование). Житейская мудрость – это непредсказуемое явление.

Мудрость берет начало в пристальном внимании к своей собственной персоне. Люди становятся спокойнее, уравновешеннее, если в их окружении нет таких злых сил, как зависть, лицемерие, ненависть, ложь. В отсутствии фальши и лжи в межличностных отношениях каждый человек становится ближе к мудрости.

Мудрая женщина

Она для каждого мужчины феерически привлекательна. Мудрая женщина покоряет сильный пол снова и снова. Она осознает, что мужчина никогда не становится до конца взрослым. Его достаточно легко обидеть. Необходимо обладать и великодушием, и чувством юмора, и интуицией для того, чтобы понять его, а затем простить.

Мужчине надо всегда чувствовать себя исключительным, единственным, незаменимым в своем роде. Он приходит в восторг, когда слышит лесть, комплименты и слова благодарности в свою сторону.

Мудрая женщина всегда необходима окружающим ее коллегам, сослуживцам, они должны знать, что могут к ней прийти за советом, поделиться своими переживаниями. Значительную весомость для них будет иметь ее мнение. Рядом с такой женщиной даже в старости будут собираться внуки, дети и близкие люди.

Народная мудрость и выживание этноса

Народное творчество является важнейшим моментом в человеческой деятельности касательно овладения собственным внутренним, внешним миром. Когда представитель людской расы отделил себя от внешнего мира, именно тогда и начался поиск себя, своего места. Результат всего этого человек выражал посредством устного творчества: создания мудрых пословиц, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, волшебных, бытовых сказок, торжественных былин о великих богатырских подвигах, которые исполнялись нараспев под завораживающий звон струн. Все они, можно сказать, пронизаны мудростью предков и содержат национальные, общечеловеческие ценности.

Народная мудрость – это без преувеличения одна из главнейших составляющих народного творчества, сокровищница национальных, общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались массами на протяжении многих поколений.

Такая мудрость складывается из очень древних форм практико-духовного освоения мира. Одновременно с этим она - современный продукт общественной жизнедеятельности всего народа, своеобразный феномен общественного сознания, который обладает обособленной имманентной логикой, этикой и гносеологией.

Часто народную мудрость приравнивают к разным разделам народного творчества, как правило, к фольклору и его жанрам. Эти два понятия («фольклор», «народная мудрость») на сегодняшний день в русском языке не совпадают, так как первое и шире по объему, и специфичнее второго.

Мудрость - понятие неоднозначное и многогранное, каждый исследователь интерпретирует его своеобразно, так как этимология слова «философия» привязано к «любви к мудрости».

Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия. Так, слово «софия», несмотря на то, что переводится как «мудрость», означает и субъективное душевное состояние, и объективное (реальное) положение вещей: красота, гармония, совершенство. Оно также содержит достаточно ясное указание на творчество. На основании этого мудрость интерпретируется как «особая форма человеческой рефлексии над окружающим бытием, само собой, основывающаяся и, согласно словам Лосева, на мысленно-дискурсивном способе духовного бытового освоения (посредством категорий, понятий), и на интуитивном положении окружающего мира (с помощью символов, образов)».

Восточный тип мудрости

Его основа заключена в знаниях стран Дальнего Востока. Она всегда понималась в качестве мудрости избавления, спасения. Восточная мудрость – это высшее благо, которое достигается посредством усилия энергий, неким высшим напряжением наших духовных возможностей.

Особенность восточной мудрости

Ей выступает движение вверх: человек, который желает достичь особого сверхчеловеческого состояния, познать мир несравненной божественной свободы. В этой позиции получает свое особое место и умерщвление плоти, и изобилие методов, рецептов, средств совершенствования, созерцания, появляющиеся достаточно часто.

Типология восточной мудрости

Известно пять типов, которые достигаются посредством йоги. Их всех объединяет Надмирная мудрость – та, которая находится за границами мирского сознания. Также Всеразличающая мудрость сознания (Надмирного) мудрецом достигается в таком состоянии, как нирвана. Она наделяет способностью познания каждой вещи в ее целостности. Тот, кто обладает данным типом мудрости, которая приобретается в непознающем спокойном состоянии ума (в безразличии к появлению, исчезновению мыслей), анализирует, чтобы ответить на вопросы, сходные с задачами, ставящимися в Дзэн (японские школы) перед неофитом, а именно:

  1. Какова настоящая природа ума в состоянии бездействия?
  2. Как ум сохраняет данную неподвижность?
  3. Как ум выходит из такого состояния?
  4. Сохраняет ли он спокойствие во время движения?
  5. Двигается ли ум при сохранении спокойствия неподвижности?
  6. Отличаются ли эти два состояния?
  7. Как «движущееся» переходит в «неподвижное»?

Эти вопросы служат в качестве умственных упражнений, они пробуждают особое трансцендентное знание. Итог всего этого – познание того, что «движущееся» не отличается от «неподвижного» и наоборот.

В случае если в ходе анализа не раскроется их истинная природа, то требуется выяснить, есть ли отличие разума, выступающего наблюдателем от «неподвижного» и «движущегося», либо он - их сущность.

Цель за умственными пределами

При анализе посредством самопознающего разума ничего не выявляется ввиду того, что наблюдатель с наблюдаемым – это неразделимое целое. Из-за того, что данная неразделимость не познается умом, ее можно постичь посредством такой ступени, как «цель за умственными пределами». Известен тот факт, что в Истинном состоянии крайние противоположности – нирвана и сансара - постигаются в качестве неразделимого целого, нельзя прикладывать никакие представления, которые исходят от рациональности. Также они пребывают за пределами существующих догм, теорий. Ни один из множества умственных аспектов либо его деятельности не отделяется от другого.

www.syl.ru


Смотрите также