Модульный режим обучения в школе что это такое


Что такое модульное обучение?

Статьи

Психология и педагогика

Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях. 

Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.

12 декабря 2018

Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.

Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.

Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.

Модуль в современном российском образовании является:

  • частью образовательной программы;

  • фундаментом для формирования новых учебных программ;

  • основой для модернизации курсов повышения квалификации.

Структура модульного обучения

Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.

Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на: 

  • практические и лабораторные работы;

  • лекции;

  • семинары;

  • самостоятельная работа;

  • консультации, экзамены и квалификационная работа.

Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.

Среди учебных элементов различают:

  • введение,

  • учебные цели,

  • базовые проблемы элемента (кейсы),

  • текстовая информация,

  • упражнения,

  • заключения,

  • библиографический список,

  • словарь терминов.

Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.

Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.

Модульная система обучения

Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.

Формы контроля модульного обучения

В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:

  • зачет;

  • устный опрос;

  • тестирование;

  • модульный контроль;

  • итоговый контроль.

Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:

  • «отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);

  • «хорошо» — 75-89 баллов (В, С);

  • «удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);

  • «неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);

  • «неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).

Больше интересных материалов:

Плюсы и минусы модульной формы обучения

А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.

Преимущества модульной формы обучения:

  • неоспоримая эффективность;

  • индивидуализация обучения;

  • формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;

  • адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;

  • равномерное распределение учебной нагрузки;

  • оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);

  • сокращённые сроки обучения;

  • возможность удалённого обучения.

Отрицательные стороны модульного обучения:

  • высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;

  • возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;

  • временное ограничение для выполнения заданий;

  • временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;

  • адаптация к новой форме обучения;

  • отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.

#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

График модульных каникул на 2018-2019 год

Содержание

  • 1 Модульная система
  • 2 График каникул
  • 3 Информация о каникулах

Согласно Федеральному Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы являются академическими правами всех обучающихся и определяются как плановые перерывы для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и графиком. Единого для всех российских учебных заведений каникулярного графика нет, хотя Министерство образование каждый год документально указывает общую продолжительность учебного года, отдыха и рекомендованные даты каникул.

Сроки же их начала и окончания организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет самостоятельно, но с обязательным учетом СанПиН. Хотя в последнее время активно обсуждается организация отдыха для школьников по единым временным промежуткам. Во многом учебный план и график каникул зависит от режима обучения, поэтому в 2018-2019 годах в школах с модульной системой он будет отличаться от учебных заведений с традиционным 4-хсеместровым обучением.

Важно помнить, что, исходя из СанПиН 2.4.2.2821-10, основная цель отдыха заключается в профилактике переутомления школьников и, тем самым, сохранении их здоровья. Поэтому родителям рекомендуется во время каникул уделить внимание культурному просвещению, расширению кругозора, развитию творческих способностей и внутрисемейному общению.

Модульная система

Это относительно новая методика обучения становится популярной в современном российском образовании ввиду своей динамичности и высокой результативности. Напомним, что каждая школа сама вправе выбирать систему обучения.

Модульная система подразумевает разделение всего учебного года на 3 триместра. Один триместр длится 3 месяца и делится на 2 части, а учащиеся идут на заслуженный недельный отдых после 5-ти или же 6-ти недель учебного процесса. Такой подход считается здоровьесберегающим и имеет положительное влияние на психофизическое состояние школьников. Ведь именно после 5-ти недель занятий работоспособность учеников значительно снижается, а разделение времени обучения практически на равные части помогает равномерно распределить нагрузку.

Многие россияне выбирают модульный режим обучения для своих детей также благодаря возможности заблаговременно строить планы. И хотя даты окончательно будут откорректированы к началу учебного года 2018-2019, уже сегодня можно предположить сроки будущих модульных каникул. К тому же, следует учитывать, что зимний и летний отдых обычно совпадает с традиционной школой.

Для российских школ любого типа действительны следующие положения, которые учитываются при составлении учебного графика:

  • продолжительность учебного года – не менее 34 недель, а для первых классов – 33 недели;
  • продолжительность отдыха без учета летних каникул – не менее 30 дней;
  • летний отдых ‒ не меньше 8 недель;
  • между триместрами должно быть не менее 7 выходных дней;
  • каникулы должны начинаться в понедельник, а учебный год нельзя заканчивать в воскресенье;
  • дату от рекомендуемых сроков нельзя смещать более чем на 2 недели.

Согласно российскому законодательству, привлекать школьников во время каникул к каким-либо внеурочным мероприятиям можно только с согласия их родителей или законных представителей. К тому же домашние задания, в том числе связанные с внеурочной программой, выполняются исключительно на добровольной основе.

График каникул

В целом модульное обучение включает 6 учебных и такое же количество каникулярных периодов. Предварительный график в 2018-2019 учебном году, который можно составить по формуле «5(6) + 1», вероятней всего, будет выглядеть следующим образом и каникулы пройдут:

  • I осенние – с 08.10 по 14.10.18;
  • II осенние с 19.11 по 25.11.18;
  • III зимние ‒ с 31.12.18 по 08.01.19;
  • IV зимние ‒ с 18.02. по 24.02.19;
  • V весенние ‒ с 08.04 по 14.04.19;
  • VI летний отдых начнется с конца мая или же с 01.06. по 31.08.19 включительно. Хотя ученики старших классов смогут спокойно отдыхать только после сдачи выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ).

Информация о каникулах

Представленный график модульных каникул не окончателен, он может редактироваться школьной администрацией и другими органами управления. Более точное расписание можно будет узнать ближе к началу учебного года 2018-2019:

  • на официальном информационном сайте учебного заведения;
  • непосредственно у классного руководителя;
  • в электронном дневнике школьника;
  • у секретаря, позвонив или посетив приёмную школы.

К тому же график модульных каникул на 2018-2019 года может быть изменен в связи с карантином при эпидемии гриппа и ОРВИ, а также при несоответствующей температуре (ниже 18°С) в помещении школы или же при плохих погодных условиях, таких как зимние морозы или весенние паводки.

Департамент образования сократил каникулы школьникам: видео

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2019-god.com

Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше

Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Консервативные четверти

Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.

Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.

«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».

Владимир Чудов, директор лицея № 1502

«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».

Мария Дайковская, мама восьмиклассницы

«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».

Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.

Триместры и модульная система

Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.

На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.

Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.

«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».

Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»

Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.

«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».

Иван Ветошкин, выпускник 2017 года

Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.

«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».

Галина Леонтьева, мама семиклассника.

Не очень популярные биместры

Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).

«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».

Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования

Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.

mel.fm

Технология модульного обучения

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Особенности модульного обучения

Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.

Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.

Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Учащиеся должны быть психологически готовы к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения, – 13-14 лет.

Виды модульного обучения

• Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов. Это программа деятельности учащихся.

• Модульный урок. Это элемент модульной программы.

• Планирование в формате модуля. Использование технологических карт – особой формы структурирования учебного материала.

Цели использования модульного обучения в средней школе

• Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников.

• Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.

• Повышения познавательного интереса обучающихся.

• Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.

Принципы

• Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.

• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.

• Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.

Роль преподавателя

Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки.

Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.

Преимущество для учащихся

• Самостоятельное освоение учебного материала.

• Психологическая комфортность на занятиях.

• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

Преимущество для учителя

• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

Основные трудности для учащихся

• Временной дефицит при выполнении заданий.

• Высокий темп выполнения заданий.

• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.

Основные трудности для учителя

• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.

• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.

• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.

Структура модульного урока

1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.

2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.

3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.

Содержание учебных элементов в модуле:

• УЭ 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения модуля по теме урока.

• УЭ 1 – входная диагностика, проверяющая сформированность необходимых умений для освоения модуля. Дается ключ для самопроверки или взаимопроверки, если предполагается парная или групповая работа.

• УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.

• УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы. Ключ к заданию может быть у учителя или также проводится самопроверка.

В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:

• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.

• Учебный материал.

• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.

• Ключи (если предусмотрена самопроверка).

Перспективы развития

Для активного внедрения технологии модульного обучения необходимо повышение мотивации ученика. У школьников должно быть хорошо развито умение самостоятельной познавательной деятельности. Важно, чтобы материальная база учебного заведения позволяла обеспечить учащихся индивидуальными комплектами для работы на модульных уроках.

aujc.ru

Модульный режим обучения: за и против

В Долгопрудном в новом учебном году будет введен модульный режим обучения. Что за зверь такой – спросите вы. Отвечаем: это система, при которой школьники учатся пять недель, а шестую отдыхают.

Сроки каникул теперь такие:

— с 8 октября 2018 г. по 14 октября 2018 г.;

— с 19 ноября 2018 г. по 25 ноября 2018 г.;

— с 31 декабря 2018 г. по 8 января 2019 г.;

— с 18 февраля 2019 г. по 24 февраля 2019 г.;

— с 1 апреля 2019 г. по 7 апреля 2019 г.

Врачи и физиологи считают этот расклад оптимальным для ребенка: в таких условиях дети меньше утомляются, болеют, а их результаты, наоборот, повышаются. И это подтверждают школы, уже принявшие модульный режим обучения.

Например, в Физтех-лицее им. П.Л. Капицы такой график занятий успешно реализуется несколько лет. Его главным плюсом считается более равномерное распределение учебных нагрузок и чередование их с отдыхом: пять недель занятий учебного модуля — одна каникул и т.д.

По словам и педагогов, смотрящих на систему изнутри, и детей, и их родителей, модули очень помогают в обучении.  У ребят больше нет слишком длинных четвертей, как третья, и коротких, как вторая. На весь год выстраивается четкий ритм: за пять недель учебы ребята не успевают устать учиться, а за одну неделю каникул устать от отдыха, что очень важно не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Именно в слишком растянутой третьей четверти фиксируется всплеск заболеваемости детей. Тут и усталость, и авитаминоз, и сезонные простуды. А новая система организации учебного процесса ведет к снижению числа заболеваний. Поэтому ни у кого не вызывает удивления, что каждый год число школ, выбравших систему 5 + 1, растет.

Однако, как и у всего, у модульного режима обучения есть оборотная сторона медали. Чем же занять детей в новые каникулы или, что гораздо важнее, с кем оставить на эту неделю ребенка младших классов? Современная жизнь зачастую не позволяет не работать одному из родителей, а иногда и бабушкам с дедушками. А брать отпуск каждую шестую неделю, пусть и за свой счет, никому не с руки. Поэтому взрослые выкручиваются, как могут. Просят присмотреть неработающих членов семьи или подбирают другие возможные варианты: всевозможные продленки, кружки по интересам или секции. Но и они, к сожалению, не могут занять ребенка на весь день.

А что думаете о новой системе вы?

344 просмотров

dolmedia.ru

Технология модульного обучения в школе

Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 27.09.2019).

Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий.

В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.

Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения.

Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.

Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.

Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [3, c. 63].

К специфическим особенностям модульного обучения можно отнести следующие:

1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях);

2) наличие возможности выбора уровня;

3) возрастание самостоятельности работы учащихся;

4) деятельность педагога в большей степени становится информационной и консультативной и т.д.

Нами был полностью разработан курс русского языка для 9 класса (в объеме 68 часов, включая две контрольные работы в середине и в конце курса) на основе технологии модульного обучения.

Каждый модуль строился по следующей схеме:

1) название модуля;

2) интегрирующая дидактическая цель;

3) целевой план действий учащихся;

4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала;

5) выходной контроль.

Рассмотрим подробнее каждый из составных элементов модуля.

Название каждого модуля соответствует календарно-тематическому планированию (с которым можно познакомиться по адресу http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/rus/rustemplans/kal-tem-pl-po-rus-9kl), разработанному на основе государственного образовательного стандарта.

Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель, которую должны достигнуть учащиеся при изучении каждого модуля (например, дать учащимся представление о сложном предложении и его признаках; дать учащимся представление о стилистических особенностях сложносочиненного предложения; научить учащихся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).

Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидактическую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образовательные, развивающие и воспитательные цели (например, научить учащихся определять сложное предложение по его признакам; развивать умение характеризовать сложное предложение; воспитывать интерес к русскому языку).

Входной контроль знаний и умений проводится для того, чтобы получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащихся к работе, при этом наличие или отсутствие входного контроля обуславливается типом проводимого урока.

В качестве входного контроля знаний и умений учащихся могут быть использованы небольшие словарные диктанты (например, сумасшедший, авиаперевозки, стереозапись, ультрафиолет, пол-яблока, пол-Европы, полумаска), контрольные вопросы (например, какое предложение называется простым/сложным?), задания на установление соответствия (например, установите соответствие: 1) лебеди(н,нн)ый; 2) лу(н,нн)ый; 3) маринова(н,нн)ый; 4) выкраше(н,нн)ый; 5) деревя(н,нн)ый. А. Пишется Н; Б. Пишется НН), мини-тесты (один-два вопроса), задания на распределение слов по столбикам (например, распределите слова на два столбика (пишется Н; пишется НН): оловя(н,нн)ый солдатик, кожа(н,нн)ый плащ, недли(н,нн)ая история, опубликова(н,нн)ый роман, образова(н,нн)ый человек, краше(н,нн)ые стены) и т.п.

Задания входного контроля, также как и задания всего модуля, имеют трехуровневую систему: «уровень А» (характеристики: минимальный уровень усвоения материала, низкая обучаемость и низкий уровень учебных умений, наличие пробелов в знании изученного материала), «уровень В» (характеристики: невысокая обучаемость, компенсируемая отдельными мыслительными операциями, прилежанием, организованностью и т.п.), «уровень С» (характеристики: углубленный вариант содержания материала, высокая обучаемость, высокий уровень организации, положительное отношение к учению). Для каждого уровня предполагаются свои упражнения, соответствующие уровню усвоения материала и способностям учащихся. Если ученик не справляется с заданием входного контроля, то он отвечает на альтернативный вопрос, который поможет ему выполнить упражнение и перейти к дальнейшему изучению материала.

Объяснение нового материала представлено в виде лекций, заданий для наблюдений, слайдовых презентаций и т.п. Оно может быть как разноуровневым, так и адаптированным для всех категорий учащихся.

Повторение ранее изученного материала представлено, как правило, в виде заданий для наблюдения, в ходе которых учащиеся самостоятельно (или под руководством учителя) вспоминают материал.

Закрепление нового (ранее изученного) материала распределено по трем уровням: «А», «В», «С». Каждое задание содержит частную дидактическую цель (т.е. обоснование того, для чего выполняется данное упражнение) и методический комментарий для учащихся, который представляет собой алгоритм выполнения задания. Методический комментарий является полезным, т.к., прочитав его, ученик может выполнить упражнение самостоятельно, не обращаясь за разъяснением к учителю.

Задания, направленные на закрепление (повторение) материала, располагаются по возрастающей сложности: от простых к более сложным (например, урок на тему «Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения». Виды заданий: Задание 1. Ответьте на вопросы. Задание 2. 1. Распределите предложенные союзы на две группы: сочинительные и подчинительные. Задание 3. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите вид связи в нем: союзная или бессоюзная. Задание 4. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите его тип (ПП, ССП, СПП, БСП). 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо. Задание 5. 1. Посмотрите на схемы сложных предложений. 2. Составьте к ним свои примеры).

Цель выходного контроля – показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы. Выходной контроль представлен в виде теста с одним или несколькими вариантами ответов (например, найдите неверное утверждение, найдите сложное предложение, укажите верную характеристику предложения, определите количество грамматических основ в предложении и т.д.); задания также расположены от простых к сложным и соответствуют трем уровням.

Познакомится подробнее с некоторыми из модулей (урок повторения ранее изученного материала «Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях» и урок объяснения нового материала «Сложное предложение и его характеристики») можно по адресам http://planuroka.ru/metod-kopilka/konspekt и http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/rus/rasrurokrus/sl-pred-eg-har, соответственно. С контрольными работами («Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения», «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса») можно познакомится на сайтах «Открытого класса» и «Учительского портала» по следующим адресам, соответственно: http://www.openclass.ru/node/231138 и http://www.uchportal.ru/load/33-1-0-18347.

Система модульного обучения становится популярной, что обусловлено ее отличительными особенностями (индивидуализация процесса обучения, активизация познавательной деятельности, творческое развитие и самовыражение личности и другие), поэтому стоит обратить на нее более пристальное внимание не только в высшей школе, но и в школе общеобразовательной.

Литература:

  1. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

  4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.

  5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, Сложное предложение, изученный материал, задание, выходной контроль, модуль, входной контроль, учащийся, методический комментарий, познавательная деятельность.

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.

Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту

Входной контроль, определяя готовность студента к усвоению представленного в модуле материала, позволяет сформулировать рекомендации...

Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т. е. образца.

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая

Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия...

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков самостоятельной деятельности и

Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция.

Page 2

Козырева О. А., Худышкина В. В.

Никитин С. В., Кузнецов Е. В.

Гусарова Н. С., Яковлева Е. Ю.

Зеленцова С. А., Заздравных И. И.

Вешневицкая О. В., Карачевцева Н. Н.

Семерез А. С., Журахова М. Н., Гугуман Т. В., Попова Т. Н.

Кондрашева Ю. В., Сапрыкина Т. В.

Белых А. Г., Дерягина Л. А.

Калаева Т. Н., Калаева О. Н.

Клочкова Е. В., Магомедов А. М.

Морозов А. В., Цветкова И. А.

Юрлина О. Ф., Касаткина С. Н.

Батраева О. М., Бимурзина И. В.

Ходотова М. И., Степченко Т. А.

Федяев А. А., Федяева Е. М.

Морозов А. В., Анучкин В. А.

Труфанова О. М., Зубрилина В. Л.

moluch.ru


Смотрите также