Медиатор для гитары что это такое


Медиатор для гитары. Полное руководство по выбору медиатора для начинающих и опытных гитаристов.

Как выбрать медиатор для гитары. Вводная информация

Одним из основных инструментов для извлечения звука является медиатор. Это тонкая пластинка из натурального или синтетического материала, которой бьют по струнам, таким образом, получая звук. При этом он выходит гораздо острее и жестче, чем при игре пальцами, за счет более сильной атаки – и именно поэтому на данный момент плектр используют даже при игре сложными переборами – правда в этом случае он надевается на пальцы, как при игре на банджо.

В данной статье мы расскажем вам, какой медиатор выбрать, дадим краткую характеристику почти всем их видам, а также резюмируем все сказанное и подготовим советы по тому, какой плектр купить лучше всего.

Выбор материала

Первое, на что стоит обратить внимание – это, разумеется, материал, из которого сделан плектр.

Плотность и гибкость

Жесткость медиатора – одна из важнейших вещей, к которой стоит присмотреться. Например, многие гитаристы, которые привыкли играть гитарную текстуру на акустическом инструменте, предпочитают медиаторы, которые гнутся практически как бумага. Те же, кто играет солирующие партии, любят жесткие пластинки – потому что они дают отличную атаку.

Стойкость к разрушению

Никому не хочется, чтобы его новый медиатор сточился после первой же сыгранной песни. Именно поэтому стоит обратить внимание на то, насколько быстро медиатор ломается. Разумеется, сделать это нельзя никак иначе, кроме как опытным путем – поэтому первый совет для любого гитариста – это покупать разные медиаторы, просто чтобы понять, на чем удобно играть лично вам.

Твердость

Это уже более относительная вещь, которая удобна каждому по-своему. Кто-то очень любит мягкие медиаторы, просто потому что с ними играть проще, а кто-то – жесткие, из-за их атаки. В этом отношении полагайтесь на свои ощущения.

Пластичность

Еще один вопрос об удобстве. В этом отношении также полагайтесь просто на свои чувства и ощущения – кому-то нравятся более пластичные, кому-то менее. Однако учтите, что если вы хотите играть на гитаре аккордами, то для лучшего звучания гитары рекомендуются все-таки более гибкие варианты, в отличие от солирования.

Тактильное ощущение и удобство

Опять же – в данном отношении ориентируйтесь не на советы в Интернете, а на собственные чувства. Самое главное – чтобы медиатор хорошо лежал в руке, не выскальзывал из нее, а также не выбивался во время игры.

Читайте также: Как играть блюз на гитаре

Медиатор размер и форма

Форма

Медиаторы могут быть небольшими, с закругленными краями, либо же широкими, с острыми углами. Кроме того, существуют и совсем необычные плектры, в форме эмблем, голов животных, или чего-то другого. Опыт гитаристов показывает, что данные варианты не то, чтобы сильно заслуживают внимания – хотя, опять же, смотрите сами – что будет удобнее вам.

Острый или тупой угол

Различия лишь в одном – силе атаки по струнам. Острые варианты дают острый, яркий звук, тогда как тупые – глухой и более смазанный, подходящий скорее для, опять же, игры аккордами.

Угол скоса

От этого также зависит атака по струнам. Обратите внимание на то, что при игре вниз и вверх угол скоса так или иначе будет разниться.

Большие или маленькие

Тут уже все зависит от того, как каждый из плектров лежит у вас в руке. Выбирайте тот, который удобен вам – самое главное, чтобы он не цеплял струны и не выскальзывал из руки.

Несколько общих тезисов

Во-первых, выбор лучших медиаторов для гитары – вопрос сугубо индивидуальный. Пробуйте разные модели – и в определенный момент вы совершенно точно найдете наилучший для себя вариант.

Во-вторых, все-таки старайтесь проглядываться к шероховатым моделям, поскольку они почти не выскальзывают из пальцев, что значительно упростит процесс игры.

В-третьих, существуют варианты, которые объективно хуже других – например, деревянные медиаторы однозначно быстрее стачиваются и ломаются, чем остальные, а стальными играть непривычно и сложнее.

В разделах ниже вы сможете прочитать про большую часть материалов, из которых изготавливаются медиаторы, а также прослушать аудио примеры их звучания.

Медиаторы изготовленные из натуральных материалов:

Tortoiseshell Picks — Медиатор из панциря черепахи

Это самые жесткие медиаторы, которые даже при небольшой толщине довольно жесткие. Кроме того, они дают хороший, четкий тон. Главный минус – невозможность их достать нигде, кроме как в интернет-магазинах, а также стоит сказать об их высокой стоимости.

Turtle Substitute — Заменитель панциря черепахи

Отличный вариант для тех, кто хочет получить тон черепашьего медиатора, но при этом не настроен, покупать подобные вещи через интернет. Плектры из панцирезаменителя дают тот самый характерный тон. Однако их довольно тяжело достать, и все они имеют большую толщину.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Turtle-Substitute-Zamenitel-pantsirya-cherepahi.mp3

Farmed Turtle Shell — Фермерская черепаха

Это просто очень плохие плектры. Дело в том, что изначально цель была довольно хорошая – создать качественные медиаторы для акустической гитары, которые бы давали тот самый «Черепаший» тон, без необходимости выращивать и убивать черепах. Однако главная проблема заключается в том, что медиаторы изготавливаются из панцирей морских черепах, чьи пластины укрепились за счет их нахождения в воде. К сухопутным черепахам же это никакого отношения не имеет.

Tagua (Corozo) Picks — Растительная слоновая кость

Это довольно хороший вариант для любого гитариста. Они имеют яркий и теплый тон, а также довольно жесткие и прочные. Главный минус заключается в том, что они не гнутся, а также сами по себе довольно толстые. Тем не менее, это отличный вариант медиатора для бас-гитары.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Tagua-Corozo-Picks-Rastitelnaya-slonovaya-kost.mp3

Кокосовый орех — Coconut Shell Guitar Picks

Еще один замечательный вариант медиатора из натурального материала. Обладает достойным тоном и атакой, однако точно также имеет большую толщину и почти не гнется.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Kokosovyj-oreh-Coconut-Shell-Guitar-Picks.mp3

Sheesham Wood Picks — Деревянный медиатор

Неоднозначный вариант. С одной стороны, деревянные медиаторы имею крайне своеобразный, но интересный звук, а также приятную на ощупь текстуру. С другой стороны – они очень быстро стачиваются, из-за чего постоянно приходится покупать новые варианты.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Sheesham-Wood-Picks-Derevyannyj-mediator.mp3

Surfpick (Lignum Vitae Wood)

То же самое, что и с обычными деревянными медиаторами – интересный тон, однако очень быстро приходят в негодность.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Surfpick-Lignum-Vitae-Wood.mp3

Buffalo Horn Picks — Натуральный рог буйвола

Один из типов медиаторов, которые могут дать тот самый «черепаший» тон, который нравится большому количеству гитаристов. Тем не менее, медиаторы из рогов буйвола быстро стачиваются и очень ломкие.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Buffalo-Horn-Picks-Naturalnyj-rog-bujvola.mp3

Bone (and Ivory) Picks — Слоновая кость

Довольно специфичный медиатор. Он очень твердый, что нравится некоторым гитаристам – поэтому крепок и долговечен. Однако из-за этого при игре будет образовываться лишний шум, а сама по себе атака этим плектром далека от совершенной. Кроме того, он не гнется.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Bone-and-Ivory-Picks-Slonovaya-kost.mp3

Stone Guitar Picks — Камень

Крайне специфичный вариант, который лучше всего подойдет солирующим гитаристам. Он дает крайне специфичный окрас тона, который сложно с чем-то спутать. Однако этот материал не очень подходит для игры аккордами – но хорошо показывает себя в солирующих партиях.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Stone-Guitar-Picks-Kamen.mp3

Металлические медиаторы дают крайне теплый и нежный тон, однако вместе с этим они жестко ощущаются на струнах, а также совсем не гнутся.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Metal-Picks-metall.mp3

Abalone Picks — Морские ушки (Абалон одностворчатый моллюск)

Хороший вариант медиаторов, которые дают нежный и мягкий тон. Они довольно жесткие, что может не понравиться некоторым гитаристам.

Медиаторы изготовленные из синтетических материалов:

Carbon Fiber Weave Picks — Углеродное волокно (карбон)

Это самые тонкие медиаторы в мире. Они идеально подойдут для того, чтобы играть аккордами, но из-за своих размеров ими будет тяжеловато играть соло-партии – просто потому что они не смогут дать ту атаку, которая необходима.

Thermoplastic — Термореактивный пластик

Они имеют удобный скос, и считаются одними из лучших медиаторов из синтетических материалов. Из минусов стоит отметить, что в продаже имеются только толстые варианты.

Nylon Picks — Нейлон

Это дешевые и гибкие медиаторы с приятной на ощупь текстурой. Собственно, выделяются они только своей ценой – поскольку являются хрупкими и очень гибкими.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Nylon-Picks-nejlon.mp3

Celluloid Picks — Целлулоид

Это также дешевый и доступный почти каждому вариант. Собственно, именно такие медиаторы являются сейчас наиболее популярными. Минус – быстрый износ.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Celluloid-Picks-TSelluloid.mp3

Delrin/Delrex/Acetal Picks — Делрин (Полиформальдегид — полимер с повышенной прочностью)

Огромное количество современных плектров изготовлены именно из этого материала. Он не скользит в руках, очень гибок и удобен, а также имеет небольшую цену. Тем не менее, многие замечали, что при игре этими медиаторами тон становится менее читаемым.

Tortex Picks — Тортекс

Это основной материал, из которого изготавливаются медиаторы. Они крайне дешевы и имеют свой, неповторимый тон. Кроме того, достать их можно везде. Это будет наилучшим выбором, который проверен не одним профессионалом.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Tortex-Picks-Torteks.mp3

Gravity Picks (Acrylic) — Акрил

Акриловые медиаторы имеют высокую прочность и жесткость, благодаря чему дают сильную и читаемую атаку. Минус же заключается в том, что они выскальзывают из рук, из-за чего становятся неудобными.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Gravity-Picks-Acrylic-Akril.mp3

Dunlop Ultem/Ultex Picks – «Ultem» — инновационный сверхпрочный пластик (Полиэфиримид)

На самом деле, на данный момент эти плектры – один из лучших вариантов для покупки. Мало того, что они довольно дешевы, так еще и дают тот самый «черепаший» тон, который нравится многим музыкантам.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Dunlop-Ultem-Ultex-Picks.mp3

Blue Chip Picks — Сверхпрочный пластик

Это еще один интересный вариант. Существует огромное количество медиаторов из этого материала с самыми разными конфигурациями, кроме того, атака им дает интересный и насыщенный тон. Минус в их стоимости – они очень дорогие.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Blue-Chip-Picks-sverhprochnyj-plastik.mp3

Wegen Picks — Вейген аналог композита

Довольно редкий материал, который, тем не менее, крайне долговечен. Однако он не гибок, и подойдет для игры соло-партий.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Wegen-Picks-Vejgen-analog-kompozita.mp3

Dragon’s Heart Picks — Сердце дракона (Полиамид-имид: графит, стекловолокно, углеродное волокно)

Это плектры, которые можно заказать только с пары сайтов. Их достоинство заключается в том, что по факту внутри одного медиатора собраны разные варианты скосов, острия и подобного – поэтому вы можете даже в процессе игры менять их для нужного звука.

Пример звучания:

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2017/08/Dragon-s-Heart-Picks-Serdtse-drakona.mp3

Толщина медиатора

Медиаторы разделяются на следующие группы по толщине:

  • Супертонкие – их толщина меньше 0.44 миллиметра;
  • Тонкие – от 0.45 до 0.69 миллиметра;
  • Средние – от 0.70 до 0.84 миллиметров;
  • Толстые – от 0.85 до 1.2 миллиметров;
  • Очень толстые – более, чем 1.2 миллиметров.

Толщина медиатора — важный аспект, на который стоит обратить внимание. Например, на бас-гитаре неудобно играть тонкими, а на обычной, наоборот – толстыми.

Выбор наконечника и скоса

Наконечник может быть острым и тупым. Тут уже все зависит от ваших личных предпочтений – например, гитарист Queen играл монетой, с тупым наконечником, однако большинство гитаристов предпочитает острые.

Скос – тоже вопрос предпочтений. Пробуйте разные медиаторы и решите для себя – какой лучше.

Выбор формы и стиля

Ниже приведены картинки медиаторов различной формы. Выбирайте, что вам больше по душе – лучше всего попробуйте все и определитесь, что наиболее удобно.

  1. Standard Shape — Стандартная форма
  2. Standard Shape, Sharp Tip — Стандартная форма, острый наконечник
  3. Jazz III, aka Little Jazzer — Джаз III, также известный как Маленький Джаззер
  4. Pointy Pick — Заостренная Пика
  5. Shark Fin Pick — Акулий плавник
  6. Teardrop (wide) — Капля (широкая)
  7. Teardrop (narrow) — Капля (узкая)
  8. Triangular Pick – Треугольник

Медиатор для пальцев

Мизраб — медиатор на большой палец

Медиатор коготь

Применение

Медиаторы для пальцев надеваются на подушечки, тем самым давая ту самую атаку, которой не хватает при игре перебором. Стоит отметить, что перед тем, как пользоваться ими, стоит освоить не только то, как играть медиатором, но и постановку пальцев на гитаре. Они широко применяются различными фингерстайл-исполнителями, а также являются необходимым аксессуаром при игре на банджо.

Советы по выбору идеального медиатора

Чего следует избегать

Избегать следует неудобных вам медиаторов, а также советов других знакомых. Выбирайте сами – поскольку то, что используют одни, вполне возможно, что не подойдет вам. Если вас пытаются убедить в том, что какой-то медиатор – хороший, а вы ощущаете, что вам просто не нравится его звук и то, как он лежит в руке – лучше всего откажитесь от такого.

Варианты для начинающих

Лучший вариант для начинающего – это медиаторы стандартной формы из Тортекса или Ультема. Скорее всего, один из таких вам точно подойдет. Модели из натуральных материалов более экзотичны, и с ними придется поработать, тогда, как вышеприведенные плектры не подводят никогда.

Варианты для продвинутых гитаристов

Если же вам хочется попробовать что-то новое – то лучший способ сделать это – просто купить много необычных и незнакомых вам медиаторов. Послушать их, поиграть несколько репетиций, и только после этого сделать выбор.

Как сделать медиатор для гитары своими руками

Во-первых – чем можно заменить медиатор для гитары? Всем, чем угодно. Монеткой, или же любым небольшим кусочком чего-то, что не гнется, и не стачивается об струны быстро. Идеальный вариант – старые пластиковые карты.

Для того, чтобы сделать медиатор – просто возьмите пластинку материала, нужного вам, той же толщины, что и плектр, нарисуйте на ней контур, и вырежьте его ножницами.

Держатель для медиаторов. Варианты крепления и хранения

Держатель на деку гитары

В магазинах продаются специальные держатели с клейкой полосой, которые прикрепляются к гитаре, и в которую помещаются плектры. Купить ее можно очень дешево – и на данный момент это наиболее удобный вариант.

Держатель на струны

То же самое есть и для струн – однако этот вариант менее удобный, потому что может упасть и потеряться.

Держатель настольный

Это подойдет для домашних гитаристов, которые занимаются за своим столом. В этом случае медиаторы будут в одном месте, и вы вряд ли потеряете их.

На стойке микрофона

Во время концерта вы можете просто вставить медиаторы на стойку микрофона, и они всегда будут под рукой.

Закрепить медиатор между струн

Еще один вариант – закрепить плектр между струнами у первого лада. Там они будут хорошо держаться.

Чехол

Самое простое – положить все плектры в чехол и доставать по мере необходимости. Минус в том, что они не будут под рукой всегда.

Напульсник с кармашками

В некоторых музыкальных магазинах продаются напульсники с кармашками для медиаторов. В теории оно довольно удобны, на деле же – не очень практичны.

pereborom.ru

Медиатор для гитары

Главная › Акссесуары

28.11.2018

Чтобы самостоятельно выбрать аксессуар, нужно иметь представление о том, что такое медиаторы, каковы их особенности, технические характеристики. В современных музыкальных магазинах приспособлений великое множество. Отличаются толщиной, размерами, материалами, формой. Чтобы из такого разнообразия правильно сделать выбор, понадобится теоретически подготовиться.

Что собой представляет?

Медиатор для гитары в переводе с древнегреческого языка обозначает «ударяю». По-другому его называют «плектр» – коготь или мизраб на кольце, который одевают на палец.

Приспособление заставляет струны колебаться при помощи щипков.

Происхождение и назначение

Изготовлением занимаются производители: Gibson и Fender, D’Andrea, Planet Waves, Ernie Ball. В их ассортиментных каталогах насчитывается до нескольких сотен разновидностей акустических и электрогитар. При покупке плектра нет существенной разницы в выборе производителя. Важнее правильно подобрать материал, форму и толщину аксессуара.

Первые образцы компания D’ANDREA выпустила в 1922 году из черепашьего панциря. Плектр быстро завоевал популярность в среде гитаристов. С течением времени материал стал недоступен, поскольку многие виды черепах были занесены в Красную книгу. Пришлось заменить источник сырья для изготовления данной модели. Сегодня изделия производят из различных натуральных и синтетических материалов.

Заслуживает внимания популярная продукция, которую производит Dunlop. Компания свыше полувека выпускает плектры. Система по обеспечению высокого качества фирмы за это время не поменялась. Товар, имеющий 6 толщин (от 0.38 до 1.00), широкий выбор модельного ряда, насчитывающего свыше 200 разновидностей, из года в год покупают музыканты со всех точек планеты.

Для чего это приспособление?

При помощи плектра играют на щипковых инструментах. К группе щипковых относятся: лавабо, смисэн, пипа, кобыз, домра, мандолина, цитр, лютня и другие.

Инструментов очень много, поэтому медиатор не выходит из моды, всегда востребован. Используют для игры на стандартном инструменте, акустическом, электронном. Видов приспособления очень много.

Различают по следующим параметрам:

  • графическому оформлению;
  • форме;
  • толщине;
  • материалу;
  • размеру;
  • цвету.

Разновидности

Подбор конкретного вида медиатора для гитары осуществляется с учетом основных параметров, формы, материалов, используемых при изготовлении.

Выбор по толщине

Критерием подбора является жанр исполняемых произведений, вкусы гитариста. Отражены в сводной таблице:

Параметры толщины, мм Характеристика звучания Характеристика аксессуара Кто и зачем использует Для чего предназначен
0.30-0.56 «Мягкий» звук Сгибаются при игре Для аккордных аккомпанементов акустических гитар Для быстрой перемены штриха
0.56-0.73 Вариант классического типа Для всех стилей Музыкантам, не ищущим своего стиля
 0.73-0.88 Мощный звук Атака сильная Годен для интенсивной риффовки
0.88-1.14 Подходит для тяжелой музыки При управлении силой атаки сменяется перегруз в звучании При перегрузе прослушиваются призвуки и щипки
 1.14-3.00 Громкость максимальная Не все музыканты справятся с таким медиатором, прослушиваются призвуки Предназначен для тяжелых риффов и яркого, быстрого соло

Подбор по форме

К распространенным относятся:

  1. Стандартный тип со средним уровнем показателей.
  2. Обладающие большей толщиной «Джаз» и «Капелька». Подходят музыкантам, предпочитающим динамику.
  3. В форме треугольника – оптимальный вариант с практической точки зрения, эксплуатируется втрое дольше остальных типов. По истирании одного кончика можно приниматься за другой, затем за третий. Он не подходит гитаристам с высоким темпом игры, так как слишком велик.
  4. Коготь надевают на большой палец. Его используют владельцы акустических гитар и банджо, играющих музыку в стилях: кантри, блюграсс, фолк.

Для правильного подбора формы не помешает метод проб и ошибок. Можно попробовать поиграть всеми основными типами. Треугольник часто покупают музыканты, ориентирующиеся на цену аксессуара. «Джаз» и «Капельку» выбирают лид-гитаристы, любители выразительной игры, исполнители блюза, джаза.

Интересно! Существует оригинальный вид аксессуаров под названием sharp-медиаторы. Характерная черта – остренький кончик носика, обладающий яркой атакой.

Используются музыкантами, придающими большое значение динамике риффов.

Как выбрать приспособление по размеру?

При выборе размера важно, чтобы плектр удобно лежал в руке, не выпадая даже из влажных ладоней. Параметр индивидуальный, не имеет стандартов. Ориентировочные показатели выглядят следующим образом:

Высота (единица измерения – мм) Ширина (единица измерения – мм)
25 (Baby) 34,6
30 35,1
32 34,6
39 35,5

На палец

Для басовых струн применяют медиатор на палец. Без него трудно обойтись, играя в рэгтайме, блюзе, фингерстайле. Бывают пластиковыми, железными, но гитаристы чаще предпочитают пластиковые. Незаменимы при игре в стилях: «Сингл Стринг», «Блюграсс», «Фидл». Нужно одевать на большой палец плотно, чтобы не вращался, был впору.

Пригодится для толстых струн, но понадобится время, чтобы привыкнуть. Существует 2 основных типа аксессуаров:

  • пальчиковые;
  • приспособления-когти.

По материалу изготовления

Основные виды медиаторов по материалу изготовления:

  1. Металлические – твердые, способны создать мощный бой с большим количеством призвуков, шумов, струны быстро изнашиваются.
  2. Нейлоновые плектры, поверхность которых гнущаяся, глянцевая. Бывают тонкими, быстро изнашиваются. Имеют незначительное количество призвуков.
  3. Derlin – один из любимых видов у гитаристов.
  4. Tortex/Delrex – звук «теплый», «мягкий» из-за шелковистого напыления.

Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, плектры изготавливают из натуральной кожи, ПВХ, дерлина, мягкого капрона, капролона, панциря черепахи, растительной слоновой кости, кокосового ореха, дерева, натурального рога, камня, морских ушек, углеродного волокна, тортекса, акрила.

Также используются и другие материалы.

Нестандартные медиаторы

Для приспособлений не существует шаблонов. Кроме типичных, встречаются аксессуары нестандартных размеров, форм, выполненные в пестрой цветовой гамме:

  1. Есть модели в виде рыбок, сердечек, монеток, гусиных перьев.
  2. Существуют самодельные аксессуары, где о стандартах вообще говорить не приходится. Здесь плектр может выглядеть как ювелирная подвеска в виде гитары.
  3. Применение подручных предметов.

Как правильно выбрать?

Рекомендации для выбора медиатора:

  1. Лучше взять с собой гитару, опробовать на ней тот плектр, который приглянулся.
  2. Для новичков рекомендуется выбирать приспособление с шершавой поверхностью, не выскальзывающее из рук.
  3. Нецелесообразно покупать аксессуары из дорогих экзотических материалов, технику игры лучше отрабатывать на простом.
  4. Не будет ничего страшного, если в арсенале гитариста окажется ни один, а несколько плектров.

Как правильно держать?

Специальных правил, как правильно держать медиатор, не существует, поскольку держит его каждый по-разному, но некоторые общие рекомендации есть:

  1. Изделие плотно зажимают между большим и указательным пальцем.
  2. Кладется на ребро подушечки указательного пальца, его прижимает подушечка большого пальца.
  3. Все остальные пальцы лежат так, как удобно музыканту.

На взгляд человека, не имеющего отношения к игре на гитаре, медиатор – это красивая пестрая игрушка. Но профессиональные гитаристы, взяв плектр в руки, совершают чудеса.

Медиатор для гитары Ссылка на основную публикацию

proguitaru.ru

Медиатор для электрогитары: как выбрать, как держать (хват), как играть

Как выбрать медиатор для электрогитары, как его правильно держать и играть? Такие вопросы часто возникают у начинающих исполнителей. И это понятно: без техники игры медиатором не обходится ни один серьезный электрогитарист.

Читайте статью до конца, чтобы найти ответы и получить проверенные практические советы. С ними вы избежите распространенные ошибки и освоите игру медиатором в максимально короткий срок

Содержание

Как выбрать медиатор

Медиатор, или плектр представляет собой небольшую пластинку для игры на струнных щипковых инструментах. Среди них – и электрогитара.

Что дает исполнение медиатором: – разнообразный по атаке звук; – расширенную тембровую палитру; – четкость, «читаемость» на слух исполняемой партии; – чистоту звучания; – быстрый темп исполнения. Выбор медиаторов для гитары сегодня широк. Плектры изготавливаются из всевозможных материалов, различаются по толщине, форме, фактуре, размеру и рисунку. Как же найти то, что нужно именно вам? Для начала следует сориентироваться во всем этом многообразии.

Материал изготовления

Чаще всего медиаторы делают из пластмассы, металла и дерева. Есть и более экзотические варианты: медиаторы из камня, стекла, панциря черепахи, слоновой кости, кокосового ореха, рога буйвола. Начинать стоит с обычных вариантов, а уже затем пробовать что-то более оригинальное и прихотливое по технике исполнения.

Наиболее распространены сегодня плектры из пластмассы: из нейлона, ацеталя, тортекса, делрина, лексана, акрила, ултема. Они различаются по степени жесткости, гибкости, износостойкости, цене и, конечно, характеру звучания. Определить качество звука и удобство исполнения можно опытным путем: попробуйте несколько вариантов и найдите те, что нравятся лично вам.

Медиаторы из металла дают разнообразный звук: оттенки зависят от сплава. Тембр бывает более звонким и насыщенным, чем у пластмассовых. Или – теплым и нежным. Минусы металлических плектров: они быстро изнашивают струны и могут повредить поверхность инструмента при игре боем.

Медиаторы из дерева обладают тембровым своеобразием. Окраска зависит от свойств древесины – твердости и структуры волокон. Как правило, деревянные плектры обладают более мягким и ярким тоном, чем медиаторы из пластмассы и металла. Однако нужно помнить, что они довольно быстро стачиваются.

Толщина

Толщина медиатора – важнейший параметр. От него существенно зависит, как будет звучать инструмент.

Допустимо выделить две группы:

  • тонкие: 0, 38 – 0, 88 мм;
  • толстые: 0,88 – 3 мм.

Часто толщина указывается на медиаторе в миллиметрах, что очень удобно. Но некоторые производители обозначают буквами:

обозначение

расшифровка перевод
T Thin тонкий
M Medium средний
H Heavy толстый
EX Extra Heavy очень толстый

Тонкие хороши для мягкой аккордовой игры. У них приятный звук. Толстые же позволяют регулировать громкость игры и акцентирование.

Тонкие и средние медиаторы подходят для акустической гитары. С ними звук получается мягким и деликатным. Для электрогитары пригодится вариант потолще: понадобится сильная атака.

Форма

Существует большое разнообразие форм медиаторов. Вот пять основных:

  • Standard – пожалуй, самая популярная форма; при игре дает приятное звучание.
  • Teardrop & Jazz ценят за своеобразие конфигураций и насыщенность тембра.
  • Triangle в виде равностороннего треугольника довольно удобен: можно играть любой стороной.
  • Sharkfin имеет необычную форму: она позволяет играть ребристой или обычной стороной.

Упомянем также, что существуют медиаторы для пальцев – «когти»:

  • для большого пальца;
  • для остальных пальцев.

Пальцевые медиаторы обычно бывают из пластика или металла. Требуют специального освоения. Используются в стилях «сингл стринг», «фидл», «блюграсс». Являются неотъемлемыми спутниками исполнителей на банджо.

Фактура, размер, рисунок

По фактуре медиаторы различают на гладкие и шершавые. Для начала удобны последние: пальцы при игре потеют и скользят, а шероховатую пластинку проще удерживать, и она не выпадет из руки в ответственный момент.

Медиаторы бывают различных размеров. Найдите те, что удобно и надежно ощущаются в руке. Но имейте в виду, что для быстрой игры подойдет медиатор поменьше.

Существуют медиаторы всевозможных расцветок, с рисунками. Это может быть эмблема музыкальной группы или любое тематическое изображение. Выбирайте на свой вкус.

Как же выбрать

Здесь нет универсальных советов, подходящих всем. Опирайтесь на себя и свои собственные ощущения. Медиатор должен удобно лежать у вас в руке. Звук должен нравиться.

Как же все-таки сориентироваться? Исходя из практики, для начинающих подойдут медиаторы стандартной формы из тортекса или ультема. Они проверены многими музыкантами и хорошо себя зарекомендовали.

Для более продвинутых исполнителей подойдут эксперименты с другими формами и материалами. Скорее всего, нужно запастись несколькими вариантами для разных стилей и задач.

Держатели для медиаторов

Как правило, одним медиатором электрогитаристу ограничиться не получается. Хорошо иметь под рукой несколько штук под каждый стиль музыки.

Чтобы плектры не терялись в нужный момент, придумали компактные пикхолдеры, или держатели для медиаторов. Их существует несколько видов для разных случаев. Вот несколько вариантов, которые могут пригодиться.

Держатель на деку гитары. Имеет клейкую ленту, с помощью которой крепится на инструмент. Недорого и очень удобно.

Держатель на струны. Не очень надежно крепится, может потеряться.

Настольный держатель. Хорошо подходит тем, кто репетирует дома или в оборудованном помещении.

Держатель для стойки микрофона. Удобно пользоваться во время концерта.

Чехол для медиаторов. Надежно хранить, но долго доставать и менять плектры во время использования.

Напульсник с кармашками. На первый взгляд удобен, но на практике оказывается, что не совсем так. Требуется много движений и времени на замену медиаторов.

Бесплатное и практичное решение: фиксация медиатора между струнами гитары у первого лада.

Как держать медиатор (хват)

Как правильно держать медиатор? На этот вопрос нет единственно верного ответа. В серьезных учебниках читаем: как удобно. Есть разные возможности, которые работают в разных руках.

Однако есть ряд рекомендаций и приемов, которые оптимальны и для начинающих и для продвинутых гитаристов. О них и пойдет речь.

Без напряжения

Хват медиатора не должен провоцировать напряжение в кисти. Мышечный зажим плох как для здоровья руки, так и для техники игры на инструменте. Напряжение мышц в руке особенно мешает, когда нужен быстрый темп: либо не получится играть с нужной скоростью, либо рука будет излишне перенапрягаться.

Правильный хват начинается со свободы в пальцах. Держите медиатор фалангами указательного и большого пальцев в виде креста: пусть они смыкаются примерно посередине.

Внимание! Чтобы избежать мышечного зажима в пальцах и кисти при формировании хвата, соблюдайте два условия:

  • не вытягивайте большой палец;

  • не поджимайте указательный палец, то есть не сгибайте его излишне.

Стабильность хвата

Медиатор не должен перекручиваться, вылетать из пальцев во время игры. Поэтому надежно захватывайте плектр сверху и снизу. Тогда он не будет «гулять», а вам не придется сильнее сжимать его, чтобы удерживать.

Для этого держите медиатор фалангами пальцев за самую широкую часть. Не используйте хват кончиками обоих или одного из пальцев: такой хват не надежен, и плектр будет болтаться в пальцах.

Совет: сомкните средний палец правой руки с указательным. Это добавит хвату стабильности, повысит контроль над медиатором, а кисть станет более управляемой.

Гибкость хвата

Держать медиатор по отношению к струнам можно двумя способами:

  • с наклоном под небольшим углом.

Ряд профессионалов считает: лучше держать медиатор под небольшим углом. Почему? Так ему не приходится преодолевать большое сопротивление струны. Он начинает скользить, отчего играть получается быстрее и легче.

Гибкость хвата – это возможность легко изменять угол медиатора относительно струн. Описанный выше хват позволяет свободно регулировать наклон плектра при помощи угла сгиба большого пальца.

Повторим, что существуют разные отхождения от описанного нами способа держать медиатор. Бывает, что в разных руках эти варианты работают. Но! Предложенный в статье хват позволяет добиться максимальных результатов в минимально короткие сроки.

Как играть медиатором

Переходим к технике игры медиатором. Прежде всего следует позаботиться о точке опоры для правой руки. А далее – опирайтесь на наш список из 9 важных рекомендаций по технике игры медиатором на электрогитаре.

Создаем опору

Опора обеспечивает естественное – не напряженное – состояние мышц в кисти. Это важно для правильной исполнительской техники.

В качестве опоры используем ребро кисти правой руки. Кладем запястье на бридж гитары. Так играть будет значительно удобнее.

9 важных рекомендаций по технике игры медатором на электрогитаре

Приводим список из 9 практических советов, которые помогут вам успешно овладеть навыком игры медиатором.

  1. Руководствуйтесь основным правилом по наработке исполнительской техники: добивайтесь максимума результата при минимуме усилий. Не совершайте лишних движений. Как в спорте.
  2. В зависимости от ситуации, выбирайте подходящую амплитуду, то есть играйте пальцами, кистью или с помощью предплечья. При этом мышцы кисти и предплечья не должны напрягаться. Следите также за плечом, чтобы оно не поднималось.
  3. Нарабатывайте скорость исполнения постепенно. Не форсируйте и не делайте больших перерывов в тренировках. Наилучший эффект дают систематические упражнения.
  4. При игре переменным штрихом извлекайте звук небольшими и четкими движениями. Движения не должны быть размашистыми: не прокручивайте ладонь, не вертите всей кистью. И помните: играть следует именно сверху вниз.
  5. Старайтесь не играть на максимальной громкости. Профессионал умеет регулировать громкость руками, а не регулятором громкости или ножной педалью.
  6. Регулируйте силу громкости и атаку звука при помощи медиатора. Играйте кончиком плектра, когда стремитесь к тихому звучанию и слабой атаке и – наоборот. Но не погружайте медиатор слишком глубоко в струны.
  7. У начинающих иногда можно слышать дребезжащий звук. Нужно просто резче прикасаться к струнам медиатором при извлечении звука.
  8. Не прикасайтесь к струнам, которые не задействованы при игре. Избегайте частой ошибки: не останавливайте медиатор с помощью соседней струны при игре переменным штрихом.
  9. Приглушайте струны, на которых в данный момент не играете, чтобы убрать лишний шум при звучании. Так вы добьетесь четкого, хорошо «читаемого» и чистого звучания. Иначе звук получится грязным, так как электрогитара – очень чувствительный инструмент.
    • Как приглушать? Когда движетесь от толстых струн к тонким, то используйте запястье правой руки. Слегка прикасайтесь им к струне, на которой только что сыграли.
    • Когда же идете в обратном направлении – от тонких к толстым – приглушайте указательным пальцем левой руки. Для этого переползайте пальцем и слегка прикасайтесь к струнам, на которых отыграли. При этом не поднимайте палец, а именно переползайте им.

Итак, теперь вы знаете, как правильно выбрать медиатор, как держать и играть им на электрогитаре. Если же остались вопросы или сомнения, вы всегда можете обратиться за помощью в нашу школу. Занятия с грамотным наставником закладывают хорошую основу исполнительского мастерства, позволяют избежать ошибок, а главное – экономят ваше время и ускоряют творческий рост.

fishbones.me

Как выбрать медиатор для гитары?

Доброго времени суток всем посетителям блога Твоя-Гитара! Рано или поздно многие начинающие гитаристы сталкиваются с таким немаловажным вопросом: как выбрать медиатор для гитары? На сегодняшний день в музыкальных магазинах достаточно большой выбор медиаторов на любой вкус и цвет, что посмотрев на коробочку с этими пластмассовыми штучками, разбегаются глаза в разные стороны.

Поэтому с первого раза новичку будет сложно сделать самому правильный выбор, ну разве что взять медиатор с какой-то классной картинкой. Но тут не все так просто, существует много разных критериев, по которым следует делать правильный выбор будущего медиатора. Как раз для таких людей будет посвящена эта статья.

По своему опыту скажу, что сам когда-то в первый раз выбрал по картинке медиатор и, причем взял самый тонкий, в итоге было неудобно играть. Сегодня я буквально за пару минут могу выбрать то, что мне действительно нужно и к чему я привык за все годы игры на гитаре. Поэтому всегда покупаю сразу несколько нужных мне медиаторов, чтобы не приходилось привыкать к другим. На самом деле к медиатору тоже вырабатывается привычка, со временем и Вы это поймете, когда найдете оптимальный для себя. Для начала возьмите себе по одному медиатору каждого вида. А вот какие это виды, мы сейчас разберемся.

Медиатор (он же плектр) – это тонкая пластинка, чаще всего из пластмассы, с заостренным концом, которая предназначена для того, чтобы приводить струну в колебательное состояние или же, проще говоря – извлекать звук.

Производитель

Существует достаточно много разных фирм, которые изготавливают медиаторы. К качеству изделия придираться не приходится, т.к. его конструкция проще некуда. Многие гитаристы чаще всего выбирают такие знаменитые бренды как: Dunlop, Fender, Gibson, Ibanez и другие. А выбор этот связан с тем, что работа с такими медиаторами уже вдохновляет.

Материалы

При производстве медиаторов могут быть использованы следующие материалы:

  • Тортекс (Tortex) / Дерлекс (Derlex) – имеет гладкое шелковистое покрытие, которое долго не изнашивается. Медиатор из этого материала очень удобный и обладает теплым звучанием при игре.
  • Дерлин (Derlin) – покрытие медиатора изготовленного из этого материала более гладкое, а звучание яркое. Подходит для скоростной игры.
  • Целлулоид – поверхность, отшлифованная и гладкая на ощупь. Этот материал хорошо себя зарекомендовал, т.к. лучше всего подходит для ритмовых мелодий и сольных партий.
  • Нейлон – медиаторы, изготовленные на основе этого материала, имеют преимущество перед другими, которое заключается в их мягкости и гибкости. Поверхность ровная и гладкая.
  • Поликарбонат – материал, обладающий свойствами, как и дерлина, так и целлулоида. Может даже отдавать стеклянным призвуком при определенной толщине плектра.
  • Лексан (Lexan) – материал похожий на стекло, очень твердый и почти не гнется. В основном применяется в медиаторах с толщиной свыше 1 мм. Обладает эффектом стеклянного призвука и быстро изнашивается.
  • Металл – обладает собственным дополнительным при игре звуком, а медиаторы изготовленные из него подходят больше всего для сильных атак.

Форма

  • Standard – самый популярный и широко используемый вид медиаторов. Для стандартного медиатора характерен мягкий звук при игре.
  • Teardrop & Jazz– эти медиаторы обычно толще стандартных. Любят их за яркость.
  • Triangle– имеет форму равностороннего треугольника. Такой медиатор практичен, потому что можно играть любой его стороной. Самый лучший вариант для любителей поэкспериментировать.
  • Sharkfin– это универсальный медиатор, который позволяет использовать две стороны для игры. Играть можно как ребристой частью, так и обычной стороной как у стандартного медиатора.

Толщина

Пожалуй, это самое главное при выборе будущего медиатора и на это следует в первую очередь обращать внимание, т.к. в основном от его толщины и будет зависеть звучание Вашей гитары. Толщина медиатора бывает от 0,38 до 3 мм. При выборе толщины медиатора необходимо учитывать то, что Вы будете играть и как.

  • Тонкие медиаторы подойдут тем, кто хочет получить мягкое и одновременно аккордовое звучание.
  • Толстые дают возможность контроля силы удара и атаки и при этом позволяют играть с разной громкостью.

А теперь давайте рассмотрим медиаторы по толщине:

  • 0,38 – 0,65 мм – тонкие медиаторы.
  • 0,65 – 0,73 мм – медиаторы среднего размера.
  • 0,73 – 088 мм – толще среднего.
  • 0,88 – 1,0 мм – толстые медиаторы.
  • 1,14 – 3,0 мм – очень толстые медиаторы.

Обычно толщину указывают на лицевой стороне медиатора и выражена она в миллиметрах, а если цифры отсутствуют то, скорее всего, будет использована шкала такого вида:

  • Thin (тонкий)
  • Medium (средний)
  • Heavy (толстый)
  • Extra Heavy (очень толстый)

Поверхность

Рекомендую использовать медиаторы с более шероховатой поверхностью нежели с гладкой, потому что если Ваши пальцы во время игры быстро становятся влажными, то такой плектр просто может вылететь у Вас из руки в неподходящий момент.

Размер

В данном случае, чтобы определиться какой размер медиатора по площади Вам лучше всего подойдет, то здесь уже отталкивайтесь от собственных предпочтений. Самое главное то, чтобы его было удобно и комфортно держать. Если же Вы собираетесь исполнять что-нибудь быстрое, тогда возьмите маленький медиатор.

Цвет

Ассортимент у разных производителей достаточно широкий и поэтому каждый найдет для себя подходящий по цвету медиатор. Можете, например, взять под цвет гитары или же одежды.

Медиаторы для гитар разных типов

  • Акустическая гитара. Для акустической гитары я могу Вам посоветовать взять мягкий медиатор. По толщине от самого тонкого до среднего. Объясняю почему. Играть таким медиатором удобно, а звук у него более приятный и нежный, что не характерно для твердого медиатора. На акустической гитаре струны сильнее натянуты, чем на электрогитаре. Играя твердым медиатором на электрогитаре сложности Вы не почувствуете никакой, а вот на акустике заметите сразу.
  • Электрогитара. Несомненно, для электрогитары нужен твердый медиатор, из-за того, что струны здесь не так сильно натянуты, как на акустике. Можете смело брать по толщине от среднего вплоть до самого твердого.

Несколько рекомендаций

  • Всегда имейте у себя несколько разных по толщине медиаторов (поверьте, они пригодятся обязательно), а также должны быть и несколько запасных, потому что они, как правило, часто теряются.
  • Как раз чтобы не терять медиаторы и не покупать каждый раз новые, приобретите заодно и специальный футляр для них, который может быть прикреплен к гитаре. Медиаторы всегда будут под рукой, и их не надо будет искать по карманам.

Вот собственно и все о медиаторах! Надеюсь, эта статья помогла вам. И теперь вы уже знаете, как выбрать медиатор для гитары. Так что можете делиться с друзьями в социальных сетях, а также оставляйте ниже свои комментарии. Буду только рад этому. Удачи вам!

tvoya-gitara.ru

Медиаторы для гитар: их виды и отличия, какой выбрать, как играть

         Для игры на гитаре часто используется медиатор или плектр. О том, как играть на гитаре с медиатором известно многим и для этого есть два способа. Первый – это использовать приспособление для удара по струнам. В таком случае получаемый звук будет гораздо острее и жестче, чем при использовании пальцев. Этот эффект возникает благодаря большему усилию, которое удается приложить к инструменту, за счет плектра. Второй вариант – надевание медиатора непосредственно на пальцы. Такой метод применяется во время игры сложными переборами. Выбор и назначение тесно связаны, поэтому нужно представлять себе, какие существуют виды плектра, как его подобрать. Они могут быть изготовлены как из натуральных материалов, так и из синтетических. От этого зависит множество характеристик приспособления и получаемый звук. Поэтому необходимо подробно углубляться в изучение этого вопроса при выборе плектра.

         Медиатор для гитары – это тонкая пластина, которая изготавливается из самых различных материалов, а используется она для удара по струнам, вместо пальцев. Чаще всего в качестве основного элемента при производстве используется пластмасса. Кроме того, платина имеет один заостренный конец.

         Пластинка для игры на гитаре должна обладать определенным набором качеств, таких как плотность и гибкость, стойкость к деформации, твердость, пластичность и т.д. Сразу важно отметить – выбор идеального приспособления – дело сугубо индивидуальное. Однако, любой из медиаторов должен соответствовать определенным критериям:

  1. Одно из самых важных качеств треугольника для игры на гитаре – жесткость. При игре на акустической гитаре, стоит присмотреться к плектру с жесткостью чуть больше, чем у плотной бумаги. Если музыкант больше склоняется к игре солирующих партий, то лучше всего выбирать более жесткие медиаторы.
  2. Для чего нужен медиатор? Верный ответ – для перебора струн на гитаре. Это сразу должно наводить на мысли о такой потребности приспособления, как стойкость к разрушению. Однако здесь точных рекомендаций не имеется, так же как и нельзя сказать, какая модель плектра наиболее стойкая. В данном случае все придется исследовать опытным путем. Лучше всего приобретать несколько моделей из разных материалов, от разных производителей.
  3. Плектор или же плектр? Правильный вариант однозначно второй. В любом случае далее стоит обратить внимание на твердость медиатора. Эта характеристика считается наиболее относительной. Поэтому выбирать необходимо, полагаясь только на личные ощущения от игры.
  4. Гибкость, как и твердость так же сугубо индивидуальна. Однако здесь есть определенный совет общего плана – если требуется играть аккордами, то лучше всего подбирать наиболее гибкие модели. Более жесткие подходят для сольной игры.

Разбираясь с тем, что такое плектр, и каким основным требованиям он должен соответствовать, важно помнить самое главное – удобство. Даже если устройство идеально подходит под все выше перечисленные критерии, но кажется неудобным самому музыканту не нужно его приобретать. Ниже представлено фото медиатора.  

Медиаторы из черепашьего панциря

         Это приспособление используется уже достаточно давно, а потому появилась определенная классификация медиаторов, широкий выбор материала и т.д. В общем виде всех их можно разделить на две группы: натуральные и синтетические. К натуральным материалам можно отнести следующие модели:

  • Плектр из черепашьего панциря. Они являются самыми жесткими из всех, даже при условии их небольшой толщины. Их преимущество заключается в хорошем и четком тоне. Однако их стоимость высока, а приобрести их можно лишь в интернет-магазинах.
  • Есть материал, заменяющий черепаший панцирь. Чем отличаются медиаторы? Тон при игре на музыкальном инструменте сохраняется таким же как при использовании настоящего панциря. Но для достижения такого эффекта пришлось значительно увеличить толщину медиатора, сделанного из заменителя. Кроме того, его можно купить в реальном магазине, но его все еще будет сложно найти.
  • Виды медиаторов для гитары различаются еще и тем, что могут применяться для определенного типа гитар. Так, для игры на акустической гитаре, была попытка создать качественный медиатор из панциря сухопутной черепахи или же фермерской. Однако на деле плектры оказалась сами по себе ужасными. Ключевая разница как раз в том, что панцирь морских черепах закаляется из-за постоянного нахождения в воде, чего не скажешь о сухопутных.

Немного стоит сказать о синтетических видах медиаторов.

  1. Изготавливаются модели из углеродного волокна, он же карбон. Эти приспособления получаются наиболее тонкими из всех. Они в совершенстве подходят для тех, кто играет аккордами. Однако их же размер сделал их очень неудобными для исполнения соло-партий.
  2. Технологический рост позволил изготавливать пластины из термореактивного пластика. У них получается очень удобный скос, а сами они считаются одними из лучших плектров, изготовленных из синтетических компонентов. Среди минусов следующее – отсутствие тонких моделей.
  3. Нейлон. Медиатор из такого материала имеет лишь одно преимущество – низкую цену. Он очень гибкий и хрупкий. Обладает приятной на ощупь структурой поверхности.

Форма медиатора для гитары может быть двух типов. Первый вариант исполнения – небольшие закругленные края. Второй – широкие и острые углы. При выборе между острым или тупым углом нужно знать одно – основная разница в силе атаки по струнам. Острые будут давать соответствующий тип звука, тупые же издают более глухой и смазанный звук. Существует определенная классификация форм для медиаторов.

  1. Стандартная – используется наиболее часто и считается самой популярной. Характерная черта – мягкость звука во время игры.
  2. Teatdrop & Jazz. Отличаются повышенной яркостью звука, а также увеличенной толщиной.
  3. Triangle. Форма этого плектра – равносторонний треугольник. Отличается огромной практичностью, так как позволяет играть любой стороной.
  4. Sharkfin. Модель считается универсальной из-за возможности игры двумя сторонами. Одна его часть ребристая, другая – обычная и ничем не отличается от стандартного плектра.

Еще один важный момент – угол скоса плектра. Он так же оказывает влияние на атаку по струнам. Опытные гитаристы знают, что при игре вниз и вверх, угол скоса для одного и того же медиатора будет разниться.

Толщина медиатора играет важную роль и этот критерий является главным во время выбора. Полный диапазон находится в пределах от 0,38 мм до 3 мм.

Тонкие изделия подходят для тех, кто нуждается в мягком и аккордовом звуке. Толстые позволят музыканту четко контролировать силу атаки и позволят играть с разной громкостью. Следует подробнее разбирать в этом вопросе, а потому нужно обратит внимание на следующий список:

  • Плектр от 0,38 до 0,65 мм считается тонким.
  • Средний размер медиатора от 0,65 до 0,73 мм.
  • От 0,73 и до 0,88 мм – модели толще среднего.
  • Толстыми считаются медиатора от 0,88 до 1 мм.
  • Наиболее толстыми являются все, чья толщина выше 1,14 мм, вплоть до 3 мм.

Плектр для пальцев

Несколько отдельной группой как по форме, так и по толщине, стоят «когти» для игры на гитаре. В данном случае речь идет об одноименной категории медиаторов, чья особенность заключается в одевании их на палец. По своей форме они имитируют ногти. Чаще всего их используют те музыканты, кто пользуются акустическими техниками исполнения. Медиатор на большой палец обычно не входит в набор «когтей». Обычно это отдельные модели в одном экземпляре.

Медиаторы на пальцы обычно одеваются поверх подушечек. Таким образом, удается достичь той силы атаки, которую нельзя получить во время игры перебором. Однако прежде чем применять плектры такого типа, следует, во-первых, освоить обычную модель, во-вторых, четко освоиться с постановкой пальцев на музыкальном инструменте. Медиатор на палец чаще всего применяется фингерстайл-исполнителями. Кроме того, он просто необходим во время использования банджо. Размеры медиатора для гитары на фото – средние.

При производстве плектра применяется огромное количество разных компонентов. В зависимости от используемого элемента можно сделать вывод об удобстве, долговечности приспособления и конечном звучании гитары. 

Материалы медиатора:

  1. Подавляющее количество плектров изготавливается из пластика. Обусловлено это дешевизной материала,  простотой изготовления. Из плюсов же самих медиаторов из пластика выделяется их доступность и низкая стоимость. Из недостатков – хрупкость, низкая стойкость к деформации, часто ломаются.
  2. Далее следует особый вид пластика – целлулоид. Особенность же материала заключается в увеличенной прочности конечного продукта. Стоимость изделий из целлулоида так же выше, чем из обычного пластика, так как технология изготовления усложняется. Что касается звучания, то он издает особый «винтажный» звук.
  3. Далее идет лексан. Материал, который точно имитирует стекло. Звучание при игре получается таким же стеклянным. Медиаторы отличаются огромной прочностью, почти не гнутся, но при этом достаточно быстро истираются.
  4. Большинство самых тонких медиаторов производятся из нейлона. Материал характеризуется повышенной мягкостью и эластичностью. Мягкий медиатор, получаемый из нейлона, характеризуется так же быстрым износом, как и лексановый.

Далее стоит отметить несколько «фирменных» материалов. Речь идет о медиаторах, изготовленных определенной фирмой, из запатентованных ею же материалов. Сюда можно отнести компоненты Tortex и Ultex, запатентованные компанией DuPont. Это все тот же пластик, но с новыми свойствами. Оба обладает повышенной прочностью. Текстура элемента Tortex довольно сильно схожа с панцирем черепахи, а Ultex характеризуется глянцевой поверхностью.

При перечислении материалов нельзя обойтись без упоминания материала Дерлин (Derlin). Если всматриваться в суть вещества, то это полиформальдегид или же просто полимерный материал. Характеризуется, как и предыдущие, увеличенным запасом прочности. При его использовании можно получать ярки и четкий щелкающий звук, ставший визитной картой медиаторов из этого продукта.

Медиаторы из бычьей кости

 Для изготовления плектра используется даже кость. Такие приспособления принадлежат к экстра-классу в мире медиаторов. Они отличаются огромной прочностью, полным отсутствием гибкости. Но при этом и стоят они гораздо дороже.

Медиаторы из нержавеющей стали

Еще один материал – металл. Металлический медиатор является самым прочным среди всех. Звучание такого приспособления наиболее звонкое. Что касается недостатков, то самые большие, это быстрый износ непосредственно струн, а не плектра. Использовать железный медиатор так же опасно из-за большого риска поцарапать музыкальный инструмент.

В настоящее время мастера по изготовлению таких устройств, занимаются производством серебряных медиаторов. Характеристики примерно те же, что и у железного аналога. Разница лишь в более представительском внешнем виде, поэтому часто используется в качестве подарка.

Подарочные медиаторы из серебра

Плектр для электрогитары

         Так как существует несколько видов самих гитар, то есть и медиаторы, лучше всего подходящие для них. Аккордовые инструменты лучше всего сочетаются с тонкими медиаторами, средние и тонкие для акустических. Толщина медиатора для электрогитары же должна быть побольше, так как требуется достаточно сильная атака на струны.

         Подводя итог общей теме видов медиаторов можно вспомнить еще несколько. Все перечисленные выше разновидности относились к обычным плектрам, однако существуют и необычные медиаторы. Их отличительная черта – это форма. Они могут быть выполнены в виде эмблемы, головы животного и т.д. Хотя опытные гитаристы не заостряют внимание на них, так как по сути они ничем не отличаются от обычных, с точки зрения характеристик.

Как выбрать медиатор, если музыкант начинающий и не слишком в этом разбирается? Прежде всего начинать стоит с покупки плектров только стандартной формы. Лучше всего присмотреться к материалам Тортекс или Ультекс. Скорее всего, один их этих двух подойдет. В любом случае для начала лучше приобретать синтетические модели, они не подводят. Если гитарист уже опытный, то он сам вполне знает, что ему нужно. Можно обратить внимание лишь на то, что если хочется новых ощущений, то стоит приобрести медиатор, который никогда не использовался ранее. Чего следует избегать при покупке любого приспособления подобного рода – это советов других.

Вполне возможно, что идеальный прибор для одного, будет полностью бесполезным для второго. Даже если утверждается, что предмет хорош, но музыканту он не подходит по звучанию или ощущениям – брать его не стоит.

Какой медиатор лучше для акустической гитары? Для игры на таком инструменте лучше всего подходит тонкий плектр. В данном случае можно выбирать почти любой с диапазона от тонкого до среднего. Как выбрать медиатор для акустической гитары новичку? Рекомендации те же, что и раньше. Самое важное для начала – это удобство. Тонкие модели для акустического инструмента подходят лучше всего потому, что им удобнее всего играть, а также он издает приятный и нежный звук. Лучшие медиаторы для акустической гитары именно тонкие еще и потому, что струны у нее натянуты сильнее, чем у электрогитары. Поэтому применять твердый плектр для акустики будет проблемно.

Как выбрать медиатор для электрогитары? Как описывалось выше, струны натянуты не слишком сильно, а потому лучше всего подходят твердые. Следует выбрать модель любого производителя, главное чтобы удобно было музыканту. Толщина медиатора для электрогитары должна быть от средней и до самой большой.

Можно ли играть медиатором на нейлоновых струнах? Это вполне допустимо и нет каких-либо специальных моделей для такого типа струн. Можно использовать обычные приспособления.

Популярные марки плектров

Популярных марок медиаторов достаточно много. Среди них можно выделить следующие:

  • Wegen Picks. Материал является достаточно редким, но с большим сроком службы. Отсутствует гибкость, а потому подходит для соло-партий.
  • Медиатор Ultex является одним из лучших на сегодняшний день. Они отличаются низкой стоимостью и возможностью издавать «черепашье» звучание, которое многим очень нравится.
  • Медиаторы Metallica сейчас считаются одними из самых популярных и продаваемых.
  • Dunlop Tortex Standard. Линейка моделей с изображением черепахи. Отличаются надежностью, гибкостью и яркостью звука.
  • D’Addario DuraGrip. Изготавливаются из дюралина, издают самый яркий звук. Обеспечивается четкая артикуляция при игре на самых разных типах гитары.
  • Fender 551 Shape Classic Celluloid. Характеризуются наиболее широким выбором профиля для удобства хвата. Основной материал производства целлулоид.
  • Dunlop Nylon Jazz. Лучше всего подходят для джаза, изготовлены плектры из нейлона. Профиль медиатора уменьшен, а основание сильно заострено.
  • Dava Control Picks. Из-за особенностей конструкции медиатор отлично подходит для игры и ритмической, и мелодической.
  • Gravity Picks. Основной материал – акрил. Наблюдается плавный контакт со струнами, а скоростные пассажи становятся более яркими.
  • Dunlop Nylon Standard. Характеризуется теплый тон и большая прочность. Лучше всего сочетается с акустической гитарой.
  • Ernie Ball Prodigy. Медиаторы из дюрали отличаются заостренным скошенным основанием. Считаются лучшими моделями для тех, кто любит шред в направлениях музыки.
  • Graph Tech TUSQ. Изготавливается из искусственного заменителя слоновой кости. Отличительная черта – большой диапазон звучания.
  • Dunlop Flow Pick. Отличается скошенными краями основания, увеличивая подвижность модели. Основной материал для производства – Ультекс.
  • Metallica
  • Из дерева
  • Бренд Alice

         Хват медиатора – дело индивидуальное. Точно определения как верно, а как нет, не имеется. Главное требование – удобство музыканта. Есть небольшие рекомендации, как правильно держать медиатор. Хват должен быть без напряжения, он не должен создавать его в кисти. Напряжение будет сильно мешать при необходимости игры в быстром темпе. Зажим мышц плохо сказывается на здоровье рук, на технике игры. Как играть медиатором? Основная задача – создать опору для правой руки. Далее есть некоторые рекомендации на эту тему.

Во время игры на гитаре возникают такие случаи, хоть и редко, когда необходима игра двумя руками сразу. В таких случаях необходимо куда-то быстро убирать плектр. Как прятать медиатор в руке? Существует несколько разновидностей держателей для этого приспособления, однако спрятать его именно в руках поможет только напульсник. Такие небольшие предметы продаются в специализированных магазинах. Напульсник с карманами позволит быстро избавиться от медиатора в случае необходимости. С теоретической точки зрения они очень удобны. На деле опытные гитаристы отмечают, что иногда их практичность подводит.

Перенапряжение мышц рук

Многие начинающие гитаристы или же те, кто использует именно плектр, жалуются на то, что медиатор выскальзывает. Для устранения такой проблемы существует специальная книга Роса Болтона. В ней описаны определенные упражнения, которые помогут решить данную проблему. В общем случае можно с уверенностью сказать, что такая проблема уйдет сама собой после длительной практики использования такого предмета, даже не прибегая к упражнениям из книги. Кроме того, очень важно при хвате медиатора не зажимать мышцы пальцев рук, что не создавалось перенапряжение. Из-за этого руки не только быстро устают, но и потеют, что может привести к выскальзыванию маленькой пластинки.

Существует несколько разных видов гитар и большое количество разных медиаторов. Однако справедливо будет отметить, что хват для каждой из них фактически не отличается. К примеру, как правильно держать медиатор для акустической гитары?

Плектр должен быть небольшим продолжением указательного пальца той руки гитариста, которой он играет. Именно такое положение считается единственно верным.

Для фиксации пластинки она накрывается сверху большим пальцем. Таким образом, должен остаться лишь один кончик от приспособления. Именно им и перебираются струны. Научиться держать медиатор как на акустике, так и на других видах гитары, достаточно просто.

После того как музыкант приловчиться к хвату такой маленькой детали, возникает вопрос о том, как играть медиатором на акустической гитаре, раз речь пошла о ней. В данном случае следует рассмотреть игру боем и перебором. Для примера перебора можно взять «четверку» – 4321. При использовании плектра переборы играются переменными штрихами. Другими словами, четвертая струна играется сверху вниз, третья играется, наоборот, снизу вверх, вторая играется аналогично четвертой, а первая – третьей. Данный способ необходим для того, чтобы у музыканта была возможность играть с высокой скоростью в случае необходимости.

Игра медиатором на акустической гитаре боем выполняется следующим принципом.  Для определения направления в такой игре применятся два знака V и ^. Если стоит знак вниз – V, то игра идет сверху вниз. Если же стоит знак ^, то игра идет снизу вверх. Все достаточно просто. О том, какой медиатор для акустической гитары лучше подобрать было много описано выше.

Правильный хват

Есть несколько рекомендаций по поводу хвата плектра. Как правильно держать медиатор на электрогитаре, к примеру? Общая специфика была описана выше, однако есть еще такие понятия, как стабильность и гибкость хвата. Что касается стабильности, то в данном случае подразумевается, что пластинка не должна вылетать или прокручиваться в руке. Чтобы избавиться от таких проблем, нужно надежно фиксировать приспособление, но при этом не перенапрягать пальцы. Надежная фиксация достигается путем удержания плектра фалангами пальцев, а не их кончиками. Небольшой совет от опытных гитаристов гласит, что можно сомкнуть средний и указательный палец. Это поможет увеличить стабильность и управляемость.

Кроме стабильности есть еще и понятие гибкости хвата, которое справедливо для игры на любой гитаре. Пластинка может удерживаться либо полностью перпендикулярно по отношению к струнам, либо с небольшим углом. Профессиональные музыканты пользуются хватом под углом, так как в этом случае сопротивление струны снижается и удается играть, прилагая меньше усилий.

Игра на басу

Медиатор для бас-гитары является достаточно необходимой частью, если хочется получить максимальный спектр звучания данного инструмента. Правила хвата, игры и прочих нюансов будут теми же, что и для других видов инструментов. Что же касается выбора, то Bobby Vega рекомендует применять средние или толстые пластинки. Вот цитата одного из его интервью: «Мой личный выбор медиатора – средний 0.73 Dunlop Tortex».

Толщина медиатора для бас-гитары остается выбором каждого, но нужно учесть следующее. Если взять тонкий плектр, то в игре появится достаточно много щелчков. Применение же толстых приспособлений приведет к получению более густого звука.

«Когда Sly Stone узнал о том, что я играю медиатором, он пригласил меня на запись заглавного трека на альбоме «High on You» 1975 года».

Цитата Bobby Vega о том, почему бас-гитаристам следует играть именно медиатором.

Заключение

Мы рассмотрели в данной статье все, что может касаться медиаторов. Что они из себя представляют, какие материалы используются для их изготовления, их разновидности по толщине, форме, производителю. Что такое медиаторы? Правильно, это небольшая пластинка для игры на гитаре. Как пользоваться медиатором так же было рассмотрено.

Игра песен queen на гитаре с помощью монеты

Оказалось, что применять его следует одинаково, несмотря на вид используемой гитары. В конце можно добавить один интересный факт. На самом деле заменить плектр можно практически чем угодно. Можно пользоваться даже медиатором из монеты. Данная идея была введена и распространена среди гитаристов известным солистом группы Queen Брайаном Мэем. В один прекрасный день он осознал, что металлический аналог плектра удобнее, чем пластиковый. В качестве такого предмета он стал использовать шестипенсовую монету.

riffter.ru

Медиаторы для гитары - разновидности, материалы, применение

      Автор: guitar.ru      Дата публикации: 20 марта 2016 г.

Каждый гитарист знает, что медиатор для гитары – это такая тонкая заостренная пластина, которой при игре ударяют по струнам. Но откуда появилось это название?

Всё очень просто. Слово «медиатор» произошло от латинского слова mediator, что означает «посредник». Ведь это и вправду посредник – между вашими пальцами и струнами гитары.

Но иногда медиатор для гитары называют странным словом «плектр». На самом деле ничего странного тут нет: это слово произошло от древнегреческого plectron – от plesso, «ударять» (в том числе и по струнам).

В нашей стране больше прижилось слово «медиатор», а вот в английском языке медиатор всегда называют плектром (plectrum). В английской разговорной речи плектры называют еще проще – picks.

Толщина медиатора для гитары

По толщине медиаторы делятся следующим образом:

  • Extra Light – очень тонкие (толщина меньше 0,44 мм)
  • Light – тонкие (толщина 0,45 - 0,69 мм)
  • Medium – средние (толщина 0,70 - 0,84 мм)
  • Heavy – толстые (толщина 0,85 - 1,20 мм)
  • Extra Heavy - очень толстые (толщина больше 1,20 мм)

Чем толще медиатор, тем сильнее будет атака и более мощное звучание гитары. Но это нужно не всегда – например, на акустических гитарах играют «чесом» тонкими медиаторами, чтобы добиться звона струн.

Из чего сделаны медиаторы?

Чаще всего медиаторы для гитары изготавливают из пластмассы.

Под пластмассой подразумевается несколько полимерных материалов. Из нейлона обычно делают медиаторы толщиной до 1 мм. Такие медиаторы отличаются мягкостью и гибкостью, но быстро изнашиваются.

Запатентованные американской химической фирмой DuPont материалы Tortex и Derlex также используются в гитарных медиаторах. Они имеют немного шероховатую на ощупь поверхность и лучше держатся в пальцах. Износ долгий. По толщине имеют диапазон от Light до Heavy.

Еще одна разновидность пластмассы – Ultex. Имеет немного блестящую поверхность, изнашиваются медленно.

Есть и другие полимерные материалы, из которых изготавливают медиаторы – делрин, лексан, акрил и пр. Все они имеют примерно одинаковые эксплуатационные характеристики с минимальной разницей в звучании.

Но существует множество других материалов, находящих определенный спрос у гитаристов. Вот некоторые из них.

Медиатор из панциря черепахи. Многие думают, что такими пользовались еще в начале прошлого века, однако и сегодня такие медиаторы можно найти на ebay – стоят они около 20 долларов и изготавливаются вручную. Изнашиваются быстрее, чем пластмассовые, но у них есть при этом одна особенность – даже очень тонкие костяные медиаторы имеют большую жесткость и не прогибаются.

Металлические медиаторы. Дают звонкое звучание с металлическим оттенком. Струны изнашиваются быстрее. Многие (например, Брайан Мэй) используют не металлический медиатор, а монету.

Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что не гнутся.

Деревянные медиаторы. При игре таким медиатором звучание теплое, мягкое. Деревянные медиаторы стачиваются довольно быстро, поэтому их изготавливают только из твердых сортов древесины.

Медиаторы из стекла. Если существуют стеклянные слайды, то почему бы не сделать и стеклянные медиаторы? И они существуют! Медиаторы для гитары из стекла тяжелые по весу и, естественно, твердые. Но, может быть, именно это вам и требуется?

Медиаторы из камня. Бывают и такие – вероятно, раньше всех их начали изготавливать пещерные люди. Но каменные медиаторы можно встретить и сегодня. Например, фирма Pick Boy изготавливает их из полудрагоценного агата. Полированные медиаторы получаются очень красивые, с прожилками.

Карбоновые медиаторы. Углепластик – современный и технологичный материал. Медиаторы для гитары из углепластика могут быть очень тонкими, легкими, но при этом сверхтвердыми. Выдают плотное, жесткое звучание. Следует иметь в виду, что после игры на пальцах у вас может остаться угольная пыль.

Надо заметить, что разница в звучании медиаторов, изготовленных из разных материалов, есть, но она совсем небольшая. Гораздо больше на звук влияет толщина и масса медиатора.

Форма медиатора

Чаще всего медиатор для гитары можно изготовить любой формы, особенно из материалов, получаемых литьем. Но среди всего этого медиаторного многообразия все же можно выделить несколько популярных форм.

Стандартная форма. Медиаторы именно такой формы выпускаются больше всех.

Каплевидная форма.

Джаз. Выпускает Dunlop.

Треугольник

Акулий плавник

Что выбрать?

Найти именно «свой» медиатор – задача непростая. У каждого гитариста свои собственные требования к медиатору, его форме и размерам, толщине и материалу. Часто гитаристы используют разные медиаторы, играя на разных гитарах. Так что гитарист сможет осознанно сделать выбор, только поиграв большим количеством самых разнообразных медиаторов.

К счастью для нас медиаторы для гитары стоят не так и дорого, и перепробовать разные варианты может даже гитарист с ограниченным бюджетом. Дерзайте!

Page 2
      Автор: guitar.ru      Дата публикации: 20 марта 2016 г.

Каждый гитарист знает, что медиатор для гитары – это такая тонкая заостренная пластина, которой при игре ударяют по струнам. Но откуда появилось это название?

Всё очень просто. Слово «медиатор» произошло от латинского слова mediator, что означает «посредник». Ведь это и вправду посредник – между вашими пальцами и струнами гитары.

Но иногда медиатор для гитары называют странным словом «плектр». На самом деле ничего странного тут нет: это слово произошло от древнегреческого plectron – от plesso, «ударять» (в том числе и по струнам).

В нашей стране больше прижилось слово «медиатор», а вот в английском языке медиатор всегда называют плектром (plectrum). В английской разговорной речи плектры называют еще проще – picks.

Толщина медиатора для гитары

По толщине медиаторы делятся следующим образом:

  • Extra Light – очень тонкие (толщина меньше 0,44 мм)
  • Light – тонкие (толщина 0,45 - 0,69 мм)
  • Medium – средние (толщина 0,70 - 0,84 мм)
  • Heavy – толстые (толщина 0,85 - 1,20 мм)
  • Extra Heavy - очень толстые (толщина больше 1,20 мм)

Чем толще медиатор, тем сильнее будет атака и более мощное звучание гитары. Но это нужно не всегда – например, на акустических гитарах играют «чесом» тонкими медиаторами, чтобы добиться звона струн.

Из чего сделаны медиаторы?

Чаще всего медиаторы для гитары изготавливают из пластмассы.

Под пластмассой подразумевается несколько полимерных материалов. Из нейлона обычно делают медиаторы толщиной до 1 мм. Такие медиаторы отличаются мягкостью и гибкостью, но быстро изнашиваются.

Запатентованные американской химической фирмой DuPont материалы Tortex и Derlex также используются в гитарных медиаторах. Они имеют немного шероховатую на ощупь поверхность и лучше держатся в пальцах. Износ долгий. По толщине имеют диапазон от Light до Heavy.

Еще одна разновидность пластмассы – Ultex. Имеет немного блестящую поверхность, изнашиваются медленно.

Есть и другие полимерные материалы, из которых изготавливают медиаторы – делрин, лексан, акрил и пр. Все они имеют примерно одинаковые эксплуатационные характеристики с минимальной разницей в звучании.

Но существует множество других материалов, находящих определенный спрос у гитаристов. Вот некоторые из них.

Медиатор из панциря черепахи. Многие думают, что такими пользовались еще в начале прошлого века, однако и сегодня такие медиаторы можно найти на ebay – стоят они около 20 долларов и изготавливаются вручную. Изнашиваются быстрее, чем пластмассовые, но у них есть при этом одна особенность – даже очень тонкие костяные медиаторы имеют большую жесткость и не прогибаются.

Металлические медиаторы. Дают звонкое звучание с металлическим оттенком. Струны изнашиваются быстрее. Многие (например, Брайан Мэй) используют не металлический медиатор, а монету.

Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что не гнутся.

Деревянные медиаторы. При игре таким медиатором звучание теплое, мягкое. Деревянные медиаторы стачиваются довольно быстро, поэтому их изготавливают только из твердых сортов древесины.

Медиаторы из стекла. Если существуют стеклянные слайды, то почему бы не сделать и стеклянные медиаторы? И они существуют! Медиаторы для гитары из стекла тяжелые по весу и, естественно, твердые. Но, может быть, именно это вам и требуется?

Медиаторы из камня. Бывают и такие – вероятно, раньше всех их начали изготавливать пещерные люди. Но каменные медиаторы можно встретить и сегодня. Например, фирма Pick Boy изготавливает их из полудрагоценного агата. Полированные медиаторы получаются очень красивые, с прожилками.

Карбоновые медиаторы. Углепластик – современный и технологичный материал. Медиаторы для гитары из углепластика могут быть очень тонкими, легкими, но при этом сверхтвердыми. Выдают плотное, жесткое звучание. Следует иметь в виду, что после игры на пальцах у вас может остаться угольная пыль.

Надо заметить, что разница в звучании медиаторов, изготовленных из разных материалов, есть, но она совсем небольшая. Гораздо больше на звук влияет толщина и масса медиатора.

Форма медиатора

Чаще всего медиатор для гитары можно изготовить любой формы, особенно из материалов, получаемых литьем. Но среди всего этого медиаторного многообразия все же можно выделить несколько популярных форм.

Стандартная форма. Медиаторы именно такой формы выпускаются больше всех.

Каплевидная форма.

Джаз. Выпускает Dunlop.

Треугольник

Акулий плавник

Что выбрать?

Найти именно «свой» медиатор – задача непростая. У каждого гитариста свои собственные требования к медиатору, его форме и размерам, толщине и материалу. Часто гитаристы используют разные медиаторы, играя на разных гитарах. Так что гитарист сможет осознанно сделать выбор, только поиграв большим количеством самых разнообразных медиаторов.

К счастью для нас медиаторы для гитары стоят не так и дорого, и перепробовать разные варианты может даже гитарист с ограниченным бюджетом. Дерзайте!

guitar.ru


Смотрите также