Маунтинбайк что это такое


Маунтинбайк :: Федерация велосипедного спорта России

Маунтинбайк (от англ. «mountain bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог, участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский кросс-кантри:XCM

Марафон – это удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120 км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием (Элиминатор): XCE

Трасса гонки Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км, максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск марафон: DHM

Марафон по даунхиллу - даунхилл с массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным перерывом.

Результаты генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения всех временных этапов для каждого гонщика.

fvsr.ru

Маунтинбайк - это... Что такое Маунтинбайк?

Маунтинбайк

Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) — велосипед, предназначеный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.

Характерные признаки горного велосипеда: упрочнённая рама, часто с амортизационной задней подвеской, почти всегда — с амортизационной вилкой, поднятая каретка для увеличения клиренса в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса. При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10—15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать 20 кг), что стало возможным с применением лёгких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры) и наукоёмких конструкций. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом.

Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:

  • велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий),
  • дёрта (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков),
  • кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности),
  • параллельного слалома, байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы),
  • скоростного спуска (даунхилла),
  • стрита (экстремального катания по улицам городов и иным искусственным объектам),
  • фрирайда,
  • слоупстайл
  • и другие

Различаются данные категории велосипедов прежде всего разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Классификация велосипедов. Часть 3. Маунтин байки

Продолжаем классификацию велосипедов по версии проекта Outdoor time. В первой части мы разобрали шоссейно-гоночные хардтейлы, во второй части мы разобрали трюковые и дорожные хардтейлы, а в этой части мы разберем МТБ (горные велосипеды).

МТБ – маунтин байк, горный велосипед – самый всеобъемлющий подкласс велосипедов. Проблема в том, что сейчас существует великое множество диаметров колес – 26, 27.5, 27.5+, 29 и т.д. В этой статье мы касаться диаметров колес не будем, поэтому разберем без этого фактора, зато в классификацию МТБ входят как хардтейлы, так и двухподвесы.

Начнем с того, что двухподвес, или full suspension – это более узкопрофилированное направление велосипедов.

Двухподвесы существуют для того, чтобы преодолевать неровности не теряя контакта колеса с дорогой. В отличие от триальных или дёртовых велосипедов, ехать приходится на бОльшей скорости и бОльшей протяженности. Важно понимать, что двухподвес не дешевая машинка, за стоимость бюджетного двухподвеса с хорошей системой амортизации можно купить МТБ хардтейл начального гоночного уровня.

Категории хардтейлов МТБ: – Горный хардтейл,

– Фэтбайк.

Категории двухподвесов МТБ: – Даунхил, – Эндуро, – Фрирайд,

– Кросс-кантри.

Прочие категории двухподвесов: – Софттейлы.

Горный хардтейл – самая многоликая группа. Вариантов сочетаний компонентов бесконечное множество, но есть общие черты: свободный ход, ручные тормоза, прочная рама и амортизационная вилка с ходом 80 мм и более. Иногда есть крепления под багажник и крылья. В России эта группа также популярна в среде велотуристов потому, что «горняки» очень доступны, как и компоненты для них, да и прочность рам высокая.

Фэтбайк (fat bike) – жирный велосипед. Отличительная особенность данной группы – широченные высокопрофильные покрышки низкого давления. Велосипед предназначен для катания по мягким, сыпучим грунтам: пляжам, снегу, пустыням. Но и в кросс-кантри «жирдяй» имеет своих почитателей за особенный, мягкий накат. Единственное для чего этот велосипед не предназначен – для катания по асфальту.

Даунхил – вниз с холма. Эти велосипеды предназначены для скоростного спуска с горы, с преодолением камней, ям, трамплинов и неровностей. Данный велосипед обладает, пожалуй, самой прочной рамой. А еще большим весом, так как в ДХ прочность важнее веса, да и легкие велосипеды может «сдуть» с трассы при маневрах. Данные велосипеды так же облагают самым длинным ходом подвески как спереди, так и сзади, а так же можно встретить 29 колесо спереди и 26 или 27.5 сзади для лучшего преодоления препятствий. Еще мощные тормоза на больших роторах и укороченные шатуны с приподнятой кареткой. На этом велосипеде хорошо ехать только вниз.

Фрирайд – это дисциплина, которая очень похожа на ДХ. Велосипеды для ФР и ДХ вообще могут ничем не отличаться, различие в трассах. Если в ДХ задача спуститься по трассе внутри специальной разметки как можно быстрее, то в ФР движение осуществляется по норд-шорам – специальным извилистым узким дорожкам, прыжкам по искусственным и естественным препятствиям и лавировании между деревьев. Во фрирайде, как и даунхиле. Обязательно используется массивная защита – черепахи, щитки, шлемы фулл-фейс и т.д.

Эндуро – велосипед для выносливых. Дисциплина эндуро подразумевает участки как даунхила, так и апхила (подъемы в горку), поэтому этот велосипед чуть менее прочный чем ДХ, но должен быть более легким и работа подвески и переключателей должны быть соответствующими. Данная категория является самой универсальной среди двухподвесных велосипедов. Кстати, ход подвески у эндуриков немного меньше, чем у ДХ, но больше, чем у других подвесов.

Кросс-кантри – пробежка – именно так переводится это слово. Этот велосипед предназначен для скоростного передвижения по неровным грунтам. Рама самая легкая, но и наименее прочная из двухподвесов. Длина хода вилки и амортизаторов меньше, обычно двухподвесы для КК называются короткоходными. Этот велосипед предназначен для гонок по относительно ровной пересеченной местности, хотя сама дисциплина подразумевает как затяжные подъемы, так и крутые спуски. Обычно на КК велосипедах бывает 20 и более скоростей.

Софттейл – мягкий хвост, а точнее мягкий зад. Это двухподвесный велосипед с самой дешевой подвеской, работающей напрямую. Данный тип подвески всегда «раскачивается» при педалировании, поглощая КПД. Плюс – ехать на таком велосипеде комфортно, но далеко и долго невозможно. Это прогулочный велосипед для парков. По комфортности похож на круизер, но более дешевый. 99% софттейлов – это, так называемые, ашанбайки крайне хренового качества. Оставшийся 1% это очень комфортные скоростные велосипеды для прогулочного передвижения, с ходом подвески не более 40 мм.

О других классах велосипедов читайте в следующих статьях, скоро на нашем сайте.

Благодарю за внимание, Алексей Евдокимов

  • Современный рынок предлагает великое множество вариантов транспортировки вашего ребенка на велосипеде так, чтобы это было безопасно....
  • Велоприцеп — это самый простой и удобный способ перевезти большое количество груза на большое расстояние с...
  • В этой статье я расскажу о том, на чем я ездил в велопоходы и как моим...

outdoortime.info

Risk Weekend 2017. Гид по маунтинбайку

Risk Weekend. Маунтинбайк

2 сезон, 3 серия

Купите себе велосипед. Не пожалеете, если останетесь живы.

— Марк Твен

Для многих миллионов жителей Земли велосипед давно уже перестал быть спортивным снарядом. На работу, в магазин за продуктами, на прогулку с друзьями и, конечно, на тренировку можно поехать на «двухколёсном коне».

Существует несколько видов велосипедов и почти бесконечное множество вариантов их снаряжения. Нужно только найти байк, подходящий именно вам, в зависимости от того, чем вы собираетесь на нём заниматься. И хотя некоторые велосипеды стоят дороже среднего автомобиля, цена здесь не самое главное. Особенно если предполагаемая тренировка — это грозящий головокружением спуск с холма или преодоление ям и кочек памп-трека! Вместе с героями очередного выпуска Risk Weekend разберёмся, что же такое горный велосипед (MTB), где собираются маунтинбайкеры и как вам влиться в их комьюнити, чтобы следующий сумасшедший спуск был уже ваш!

Мастер спорта по MTB, легенда Российского фрирайда, член Сборной России и участник Чемпионатов и Кубков Мира 2003-2009.

Чемпион России 2015, участник этапов Кубка мира по даунхиллу, двукратный призер 24-часовой гонки по даунхиллу в Австрии.

Быстро поняла, что тяжёлые стальные велосипеды – это скучно, и купила сначала кросс-кантри-байк, а затем хардтейл.

Прорайдер в дисциплинах байкеркросс, слалом, эндуро. Инструктор по горному велосипеду со стажем катания 15 лет.

Есть выражение, которое меня в целом описывает: «Рождённый крутить педали – ходить не может!»

— Андрей Алаторцев

Маунтинбайк (горный велосипед) (англ. mountain bike, сокращённо MTB) — велосипед особой конструкции для катания по горам и бездорожью. Также это общее название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.

История возникновения велосипеда возвращает нас в 1817 год, когда немецкий барон Карл фон Дрез смастерил первый двухколёсный самокат. Но прошло ещё почти 70 лет, пока в 1884 году не появился первый велосипед, похожий на используемые сегодня. Что же касается маунтинбайка, то точной даты его рождения также нет. Но очевидно, что равнины велосипедистам в определённый момент наскучили. Есть две расхожих точки зрения на то, что считать днём рождения горного велосипеда. По одной он появился более 50 лет назад, когда один американский студент попытался съехать на велосипеде с горы. По второй – 30 лет назад, когда прошел первый массовый старт на горных велосипедах. Но факт в том, что первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах прошёл в 1990 году. Тогда же Международный союз велосипедистов наконец официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед включили в программу Олимпийских игр в Атланте, что, безусловно, стало большим толчком для его развития! Сегодня наши герои рассказывают о том, как велосипед стал частью их жизни. А они сами – частью комьюнити байкеров. Но прежде чем продолжить, давайте научимся говорить на одном с ними языке.

На одном языке Термины MTB

Спот, тема — общее название места катания.

Съезжалка — короткий спуск.

Памп-трек — специальная трасса без ровных участков: только ямы, кочки и контруклоны!

Гэп — расстояние между двумя препятствиями.

Ашанбайк — так в среде байкеров называют очень дешёвый и тяжелый велосипед с примитивной системой, который обычно продаётся в популярном гипермаркете и для серьёзных покатушек не годится.

Дроп — конструкция, отправляющая вас в полёт, или сам прыжок с неё навстречу приключениям!

Каденс — то, как часто ты крутишь педали.

Хардтейл — универсальный велосипед с жёсткой рамой и с одним передним амортизатором, без задней подвески.

Двухподвес — велосипед с двумя амортизаторами, спереди и сзади. Идеален для бездорожья.

Восьмёрка — после неудачного падения или чрезмерной нагрузки обод колеса может искривиться поперёк. Ты это сразу заметишь, если посмотришь на вращающееся колесо сверху — оно будет ходить из стороны в сторону.

Грипсы — рукоятки на руле, за которые держится велосипедист.

Вилка — часть велосипеда, к которой крепится переднее колесо. С амортизатором или без.

Кассета — система задних звёздочек.

Манетка — устройство на руле, которое отвечает за переключение скоростей.

Сначала как и все дети я каталась на велосипеде на даче, но быстро поняла, что тяжёлые стальные велосипеды – это всё-таки скучно. Тогда я купила себе кантрийный велосипед (для кросс-кантри – прим. ред.). Ездила на «кантрийнике» на даче, потом перевезла в город и стала ездить на нём там. В какой-то момент и это стало скучно, поскольку особой цели, кроме как кардио-нагрузки, я в этом не видела. Тогда и пришла идея купить хардтейл – велосипед более спортивной направленности, на котором уже можно что-то интересное делать. Так для меня началась эпоха велосипедного спорта.

— Валерия Якубова

Я очень хорошо помню свой первый спуск с горы! Около десяти лет назад, катаясь уже определённое количество лет в Москве, пытаясь уже прыгать, я услышал, что в Крыму есть такая маунтинбайкерская Мекка – Алушта, – где проводятся такие культовые соревнования как Alushta Cup. И тогда я решил поехать вместе с товарищем туда, чтобы впервые попробовать настоящий даунхилл. У меня тогда не было подходящего велосипеда, я поехал на том, что было.

Сев в поезд Москва-Симферополь, мы познакомились с одним парнем, который сказал, мол, зачем нам эта Алушта без подъёмника, поехали лучше на Ай-Петри – там есть подъёмник и нормальный настоящий даунхилл. Мы, недолго думая, согласились. В первый день мы поднялись, и тот человек, который нас сюда привёз, уносится куда-то вперёд, не оглядываясь – и наш спуск затягивается на часы… Для справки, обычно спуск там занимает около 15-20 минут. В общем, где-то к середине нашего спуска на горе уже начало темнеть, и мы впотьмах, где-то пешком, где-то едем! И вот уже звонит телефон, звонит Костя, спрашивает, «Антон, ну вы где?». Нет, потом мы все благополучно спустились и следующие 10 дней непрерывно катались, но этот спуск очень запомнился, было круто!

— Антон Румянцев

Такие истории бывают в жизни каждого, кто знаком с экстремальным спортом. Так сказать, полное и мгновенное погружение, в омут с головой. Но мы всё-таки так не рекомендуем. И советуем ставить цели постепенно.

По мнению Андрея популярные споты в Подмосковье — это Протвино, байк-парк в Ерино с маленькими перепадами, но с достаточно интересными трассами. Их немного, зато можно укататься за один день! В Москве это памп-трек в Строгино, горнолыжка в Орехово, там байкер-кросс и несколько даунхильных трасс, Чулково, там тоже есть, что попрыгать, кантрийные трассы тоже имеются.

Спот в Ерино

Самый известный спот Подмосковья! Культовое место, где будущие и заслуженные мастера собираются вместе, чтобы «раздать» и весело обсудить десятки трасс от пампа до big air. Самые любимые темы московских байкеров – «Белка» и Васильевский спуск.

Памп-трек в СтрогиноПопулярный памп-трек Москвы расположен под мостом, поэтому он работает круглосуточно, в любую погоду и при любых температурах, а благодаря собственному освещению там можно кататься ночи напролёт!

Спот в КАНТеВдобавок к захватывающим трассам со всевозможными контруклонами, трамплинами и съезжалками этот спот предлагает невероятный сервис — самый настоящий подъёмник, который избавит тебя от необходимости тащиться в гору после стремительного спуска!

Памп-трек в Тушино

Отличный небольшой спот в шаговой доступности от м. Нагорная подойдёт для первых шагов в MTB – народу тут немного, а два памп-трека позволят не останавливаться на достигнутом и совершенствоваться снова и снова. Считается одним из первых официальных спотов для катания на горном велосипеде.

Spot Family спот в КуркиноСпот находится в Химках – очень уютный, гостеприимный и красивый. Любой новичок сразу чувствует себя частью семьи, энтузиасты регулярно обновляют трассы и испытывают новшества на себе, подтверждая их качество и безопасность.

Памп-трек и спот в Одинцово

Модный памп-трек в Парке отдыха имени Лазутиной на фоне одичавших кросс-кантрийных трасс смотрится довольно круто и по-европейски! Но и на споте Wild Ride есть, где разгуляться: в парке полным-полно классных траекторий!

Споты в ОреховоОреховские споты пользуются большой популярностью за счёт многообразия охватываемых дисциплин: «Яма» приглянулась дёртджамперам даже за пределами Москвы, «Гора» ежегодно собирает толпу байкеров для скоростных спусков, а «Овраг» порадует даже самого трепетного фаната кросс-кантри.

Спот в КапотнеСамобытный спот на юго-востоке Москвы расположен на берегу реки – разом можно убить двух зайцев: и в живописнейшем месте покататься, и качественно потренироваться, не выезжая за черту города.

Спот QКожино

Недалеко от Щёлково есть очень интересный спот, рассчитанный на любой уровень катания: есть как трассы для отработки базовых элементов, так и «маленькие радости» для матёрых велосипедистов.

Спот в Кашире Длинные техничные трассы с элементами даунхилла с захватывающими съезжалками, каменными секциями, большим перепадом высот и трамплинами. И всего в 100 км от Москвы. А какая там природа!

Памп-трек в ТРК «СпортЕХ»

Модульный памп-трек от PumpTrack Russia внутри ТРЦ «СпортЕХ» позволит обкатать новый байк даже зимой, однако летом там остаётся только велодорожка, а сам памп-трек на каникулы переезжает в Ступино в ФОК «Ока».

«Подкова», Лосиный ОстровСпот находится на месте старого стрельбища на северо-востоке Москвы. На твоё усмотрение здесь есть несколько мини-даунхилльных траекторий, три дропа, памп и твои любимые кочки.

ПротвиноКультовое место, с регулярными соревнованиями. В наличии: трасса для дуала, два памп-трека, старые дёрты и синглтрек.

Опытные райдеры обещают, что новичку не придётся жаться по углам или стоять в сторонке на треке – здесь всегда готовы дать совет и поделиться опытом.

Попасть в байкерское сообщество достаточно легко – достаточно иметь велосипед и желание кататься. Всегда можно спросить что-то у ребят, попросить совета, и они все тебе с радостью обо всём расскажут. Если что-то случится или сломается, помогут починить, одолжат инструмент, поделятся аптечкой. В следующий раз, когда человек приезжает, его уже все узнают и довольно тепло относятся к новичкам.

— Валерия

Дух единения, который был в 1990-е годы, когда я начинал кататься, уже почти не ощущается: в те золотые времена все велосипедисты знали друг друга, а если не знали, то всё равно здоровались, поднимая руку…

Если вам откажут в совете, то у таких людей нечему учиться – нормальный райдер всегда поделится своим опытом и подскажет в трудную минуту. Главное, не бояться спрашивать – мы не отказываем в помощи!

Но чтобы к вам относились серьёзно, нужно и самому не плошать, ответственно подходя как к выбору велосипеда, так и своего снаряжения! О правильном подходе к занятиями маунтинбайком рассказывает Валерия.

«Самое главное правило – обязательно носите шлем. Без шлема кататься нельзя. – говорит Валерия. И продолжает – Это очень опасный вид спорта. Даже, если кажется, что ерунда – выйду из дома и ничего со мной не произойдёт – произойти, к сожалению, может много чего, а шлем, серьёзно, спасает!»

Нужно всегда проверять велосипед перед выездом, чтобы он был технически исправен. Тормоза, переключение, давление в покрышках – многие не обращают на это внимания, а потом прокалываются и падают на ровном месте. Всегда надевайте защиту, и, прежде всего, шлем. Без него я даже за хлебом не выезжаю.

Ещё нужно аккуратно подходить к новому. Не смотреть на других, мол, они прыгают, значит, и я смогу – не всё так просто, лучше плавно прогрессировать, постепенно наращивать скорость и не рисковать безосновательно. Если можно какой-то опасный участок объехать, особенно на соревнованиях – лучше это сделать. Например, даже Вика Замалеева частенько не прыгает какие-то дропы, если видит рядом съезжалку, а она умеет их очень быстро проезжать – и она, не теряя времени, обходит рискованные места стороной.

Валерия: «У нас есть очень сильные спортсменки, например, Вика Замалеева, которая выступает в Европе. Но в целом по стране профессиональных женщин-райдеров, к сожалению, мало. Но так как маунтинбайк в России только недавно встал на уровень спорта, мы потеряли много лет – женский маунтинбайк показывал бы впечатляющие результаты, случись это раньше лет на десять». Дисциплин в маунтинбайке множество. Но, как правило, какая вам ближе, становится понятно в процессе. Так что перепробовать вам придётся многие из них.

Стили Основные дисциплины горного велосипеда

Кросс-кантриАбсолютная классика MTB: скоростная езда по пересечённой местности, гонки с техническими участками и затяжными подъёмами. На сегодняшний день это единственная MTB-дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта.

Кросс-кантри мы посвятили целый выпуск RISK Weekend в прошлом году.

ФрирайдЧистый фан, вне тропинок и дорог – свободное преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропкам, мостам, поиск новых вариантов и возможностей спуска.

ДаунхиллТолько экстрим, только хардкор! Самая безбашенная дисциплина, суть которой заключается в скоростном спуске по горному склону на время. В отличие от стандартных горных двухподвесов, велосипеды для даунхилла отличаются более мощной и тяжелой толстостенной рамой с огромным запасом прочности — не всякий байк способен пережить такой заезд!

Байкер-кроссПовзрослевшая версия BMX: пересев с маленьких трюковых велосипедов на горные, участники соревнуются между собой на спуске по трековым трассам, не пренебрегая даже рукоприкладством — естественно, в рамках спортивной этики.

СлаломВспомним фишку лыжного параллельного спуска: здесь тоже трасса разделена пополам, участники несутся каждый по своей стороне, но сложностей им добавляют трамплины, кочки и повороты – и здесь не до трюков и понтов, ведь дорога каждая секунда, а просчёт в приземлении может стоить победы.

ТриалНе только скорость придаёт MTB зрелищности! В триале одно только умение точно ловить баланс и находить точки опоры там, где их, казалось, и быть не может, заставляет замирать в восхищении! Найти трассу можно где угодно, хоть в городе, хоть в лесу, но когда байкер отправляется в горы, происходит настоящее волшебство!

ЭндуроСейчас это чуть ли не самая популярная дисциплина MTB, вобравшая в себя всё лучшее от фрирайда, добавив перца от даунхилла, но прихватив лёгкий велосипед из кросс-кантри. Эндуро – это сумасшедший сплав езды по диким местам, техничной отработки всех препятствий и дерзкого вызова.

Самая сумасшедшая вещь, которую я когда-либо делала: самостоятельно собрала себе двухподвес 200 на 200 мм. И я об этом не жалею, он прекрасен!

— Валерия

«В маунтинбайке велосипед играет большую роль – он очень сильно может помочь райдеру. Но сначала лучше нарастить технику, а потом собирать велосипед. Без мастерства даже самый крутой и технологичный байк не проявит себя на все сто процентов, даже а 10 не проявит! Хотя есть мнение, что длинноходный двухподвес может где-то помочь, простить некоторые ошибки, но при этом спровоцировать другие: например, человек не обращал внимания на каменистую секцию, потому что подвеска хорошо за него отрабатывает, а потом пересел на хардтейл и не понимает, почему у него то заднее, то переднее колесо подбрасывает… Человек, который хорошо ездит и понимает что и зачем – он и на хардтейле будет ездить как на двухподвесе, помогая ему «прилипать» к трассе и проезжать с большей скоростью».

— Валерия

Маунтинбайк – это такой гибрид технического вида спорта с физическим. Сборка велосипеда, безусловно, важна, но не настолько критична. Например, если велосипед для слалома в среднем весит 11-11,5 кг, собрать велосипед в 9 кг можно, но это не даст особого преимущества, а вот тяжелый велосипед в 13 кг и выше будет серьёзно ограничивать возможность быстро кататься. Для даунхильного велика вес 16 кг вполне нормальный, для эндуро оптимальный вес — 13-15 кг. Легче можно, но чтобы было прочно, придётся выложить очень много денег. Сейчас в больших велосипедах, преимущественно двухподвесах, часто используются карбоновые рамы, они позволяют сделать вес существенно меньше без ущерба прочности — но такие велосипеды стоят как недорогая иномарка.

— Андрей

Экстремальные выезды в горы, памп, слалом – всем этим может заниматься любой, кто не боится большой скорости и каких-то препятствий на велосипеде.

— Андрей

Андрей говорит, что самая типичная ошибка — нависание над рулём, когда руль используется не для управления велосипедом, а удержания собственного веса: «Соответственно, руки и плечи остаются напряжёнными, в какой-то экстренной ситуации на спуске колесо утыкается в камень или корень — и человек летит через руль. Всё потому что вес как бы оказывается спереди, и напряженные руки не могут отработать этот удар. Правильно стоять на педалях, распределяя вес с помощью спины в ноги, а руки при этом остаются свободными от нагрузки — их можно согнуть, что-то прожать, отклониться назад, смягчить удар и так далее. Падения случаются либо когда ты слишком в себе уверен, либо слишком рассеян. Но они в любом случае случаются! Для подстраховки, чтобы сгладить последствия, лучше походить на занятия, где учат правильно падать – любые секции борьбы первое время учат именно самостраховке и тому, как правильно группироваться при падении. Это всё работает и для велосипеда. А ещё очень важно научиться в критический момент как можно дальше отбрасывать от себя велосипед, потому что руки или ноги могут запутаться, а это приводит к более жёстким травмам». Валерия всегда с собой берёт набор инструментов: «Велосипед в любой момент может сломаться. Даже когда меньше всего этого ожидаешь! У меня стандартный чемоданчик, но включает в себя даже съёмник шатунов и хлыст для снятия каретки. А в аптечке у меня в основном антисептики всякие, пластыри, эластичный бинт, бинты и вата».

Экстремальный маунтинбайк на 90% – технический вид спорта, и на 10% – физический, поэтому важную роль играет именно психо-физическое состояние, то, как вы подошли к выполнению того или иного элемента.

— Андрей

Велосипед

Хардтейл или двухподвес — решать тебе, ведь всё зависит от той дисциплины, в которой ты хочешь катать. Первый обычно легче и проворнее, отлично подойдёт для прыжков, а вот на брутальном двухподвесе все камни и кочки нипочём!

Глупо считать защиту атрибутом новичков и неумех: чем надежнее ты защищаешь своё тело, тем меньше забиваешь голову сомнениями и страхом получить травму и просто наслаждаешься процессом!

Если ты планируешь в буквальном смысле долбить великом о землю, прыгая с дропов и пролетая на скорости через всевозможные препятствия, будь готов к тому, что выйти из строя может что угодно. Возьми инструменты, запасную покрышку, заплатки и насос – лучше позаботиться об этом заранее и не портить себе день.

Основа основ. Подбирай по размеру, не экономь на качестве. Одна голова хорошо, а в шлеме – лучше!

Шрамы и ссадины, может, и украшают, но, чтобы не обдирать руки и ноги каждой веткой, проще надеть что-нибудь из практичных материалов, желательно с длинным рукавом.

Веселье может затянуться, а ночь темна и полна ужасов: то корень или камень какой подвернётся, то товарищ неожиданно выскочит на съезжалку.

Пригодится для связи или эффектного фото. Но помни – упадёшь ты, упадёт и он, так что старайся выбирать ударопрочный и водозащитный аппарат, мало ли.

Экстрим-экстримом, а обед по расписанию. Ты не ты, когда голоден.

Стандартный набор: перекись водорода или хлоргексидин, заживляющая мазь, пластыри, бинт и нашатырь для храбрости.

Чтобы научиться кататься на горном велосипеде, нужно развивать как физическую базу, так и техническую, тренируясь на разных спотах, например, на памп-треках – наборе поворотов и кочек, позволяющий совершенствоваться, с помощью прокачивания этих кочек. Антон объясняет, как: «Грубо говоря, как мы качаемся на качелях, так же мы раскачиваем велосипед на этих кочках – это позволит уверенней чувствовать себя на велосипеде, особенно в горах. Помимо тренировок на улице в виде трейлов и специальных трасс важно работать над общей физической подготовкой: базу мы обычно нарабатываем в зале, кто-то занимается дополнительно какими-то смежными видами спорта, скалолазанием, вейкбордом. Лично я зимой часто хожу на батут, чтобы улучшать координацию – это очень помогает в управлении горным велосипедом, и в экстриме это помогает тоже. В детстве у меня не очень получались прыжки, кувырки, тем более сальто, мне это казалось достаточно сложным, но, открыв для себя батут, я буквально за одну зиму научился делать сальто вперёд и назад. Но самое главное, я понял, как мне это поможет лучше управлять велосипедом и собственным телом: я стал чувствовать себя уверенно даже в тех ситуациях, когда велосипед мало управляем, например, на сыпучем грунте или в дождливую погоду. Как в любом виде спорта, в маунтинбайке важно даже не то, где и как вытренируетесь, а важно насколько регулярно: если часто кататься на любом велосипеде, начиная с кросс-кантрийного и заканчивая шоссейным, в том числе и экстремальным, то это в любом случае плюсик к вашему скиллу. Поэтому чем больше мы катаемся – тем лучше мы катаемся».И всё же не все споты одинаково полезны. Как показывает практика, чтобы соревноваться на одном уровне с иностранными профи, тренироваться нужно если не в лучших, то в как минимум таких же условиях.«Здесь специальных секретов нет, – говорит Антон. – Чтобы составлять конкуренцию на мировой арене, нужно посвятить очень много времени тренировкам, тренироваться на лучших и известных трассах. Конечно, можно обойтись компромиссами и тренироваться у нас, но, к сожалению, в настоящий момент в России практически отсутствуют серьёзные трассы мирового уровня, которые на голову выше наших, и добиться достойного результата практически невозможно. Так что нужно идти по пути, которому следовали все мировые звёзды в том же сноубординге или чём-то ещё – нужно тренироваться с самыми сильными в Европе, в Штатах, на тех трассах, на которых эти люди ездят.

И ещё у нас есть самородки, которые себя ещё покажут».

Катаясь в одиночку, можно чего-то бояться, где-то недоработать, а соревнования позволяют эту внутреннюю границу перешагнуть и сделать что-то новое.

— Антон

Андрей«В России соревнования проходят довольно часто, особенно если взять даунхилл на Урале. Например, под Магнитогорском есть самый раскрученный курорт для велосипедистов «Банное» – там есть очень удобная и быстрая канатка и достаточно большое разнообразие по трассам – они все достаточно жёсткие, зубодробительные, но туда каждый год стягивается куча народу. В европейской части MTB-Enduro захватывает позиции – есть российская эндуро-серия из пяти этапов, географически от Петрозаводска до Сочи и Алушты».

Сергей

«В Америке горный велосипед появился где-то в 1970-х годах, и в 1990-х он появился в России – и этот отрыв очень ощущается. У нас культура катания и опыт гораздо хуже, не было ни школ, ни тренеров, которые бы прицельно обучали маунтинбайку. И если кросс-кантри как-то развивается благодаря Калентьеву, Трофимову – они что-то занимали и занимают – то экстремальный горный велосипед только начинает серьёзно готовить подрастающее поколение. Например, мы с Антоном могли бы стать тренерами по даунхиллу, потому что прошли какую-то практику и входим, например, в топ-100, а наши ученики при должном подходе и, превзойдя нас, смогут тренировать ребят ещё большего уровня, которые смогут попасть в топ-20 и выше. Тогда сможет возникнуть уровень, способный конкурировать со спортсменами за границей. Несмотря на Битцевскую тусовку, мы с Антоном учились сами у себя, опыт катания на Кубках мира мы сами, будучи практически пионерами, и сейчас, чтобы достичь высокого уровня нам, может быть, уже не хватает здоровья, страх какой-то появился, а молодым ребятам не хватает стабильности».

Это где-то 2-3 тысячи человек по всей России. Но если сравнивать с Европой, то у нас велосипед сам по себе не распространён как таковой: у нас велосипед ассоциируется, скорее, с дачей, прогулками и так далее. А за рубежом к этому относятся серьёзнее и активно используют его как средство передвижения, тренируются на нём. У нас эта культура только зарождается, велоспорт становится популярнее, развивается городской велосипед и инфраструктура, байкпарки, но мы всё ещё отстаём. И если в городе уже перестали удивляться и спрашивать, сколько стоит велосипед, то курорты всё ещё боятся организовать трассы и осваивать новое направление, хотя это хороший вариант занять склон на летний сезон.

Вот вам подборка невероятно крутых видео с такими звездами как Дэнни Макаскилл, Седрик Грасия и другими райдерами от бога! Хотя иногда кажется, что они продали душу дьяволу!

Антон вспоминает фразу: не страшно – не интересно. И продолжает: «Про страх спрашивают все, мол, страшно? Конечно, страшно. Мне точно. Но если бы не было страшно, не было бы повода перебарывать этот страх. Каждый раз, садясь на велосипед всегда немножко страшно. Перерывы – они всегда сгущают краски. Стоит чуть-чуть отложить велосипед в сторону, в следующий раз, приезжая на то же самое место, на трамплин, который 150 раз прыгал, уже задумываешься.Но можно со страхами бороться!Это интересно, но важно это делать понемногу, не стоит сразу выше головы прыгнуть, помнить, что ты умеешь, а что подзабыл.Как я борюсь со страхами? Всё очень просто. Я подъезжаю к препятствию, оцениваю его сложность и дальше решаю для себя: готов я или нет. Если я не готов сегодня, то я просто его объезжаю! И в последующие дни, проезжая мимо, я привыкаю к нему, проговариваю скорость, длину, которую нужно преодолеть. А потом просто беру и делаю!»

Маунтинбайк даёт мне новые краски в жизни! Так как я работаю дома и большую часть времени провожу там, мне нужен какой-то выброс адреналина. Поэтому MTB стал для меня хорошим решением: у меня два велосипеда – хардтейл и двухподвес – и я могу как выехать в парк покататься, так и вырваться на памп-трек.

В велосипеде всегда есть простор для саморазвития: ты ищешь новые траектории, едешь по ним и испытываешь кайф от этого! Но начинается это тогда, когда ты полностью расслабляешься на велосипеде, не зажимаешься, а просто катишься. Это уже не борьба с собой, трассой, велосипедом, а чистое удовольствие от того, что ты делаешь.

Маунтинбайк – такой вид спорта, где нужно соизмерять риск со своими возможностями. Можно чуть-чуть закрыть глаза, отключиться и выдать на полную, но нужно понимать, чем это чревато.

Можно ехать вниз и бояться, но когда ты почувствовал это состояние, когда ты несёшься вниз и ты един со своим велосипедом, ты понимаешь, что ты делаешь, обрабатываешь эти огромные прыжки, корни, трамплины, дропы, и ты валишь на всех парах – вот это и есть та самая вершина наслаждения от горного велосипеда!

Команда проекта

Продюсер – Наталья КиселёваАвторы – Елена Дмитренко, Любовь МорицСъёмки и монтаж – Андрей КопыловДизайн и вёрстка – Михаил

Благодарим за предоставленные фото Антона Румянцева, Андрея (Vlomoboy) Алаторцева и Сержа Мальцева.

story.risk.ru

Маунтинбайк

Термин «Маунтинбайк» появился в русском языке от английского mountainbike (мтб, mtb). Он означает «Горный велосипед». Это экстремальное направление в велоспорте, состязания на горных велосипедах. Горный велосипед создан для эксплуатации там, где дорожное покрытие отсутствует. Он представляет собой самую популярную конструкцию современных велосипедов. Многие любители экстрима запросто ездят на них в пределах городов. Самая надежная веломашина, вместе с тем достаточно недешевая. Федерация российского велоспорта каждый год проводит Кубок России со многими этапами, а также российский чемпионат по кросс-кантри. Кроме перечисленных состязаний, почитатели данного спорта проводят велогонки любителей в различных населенных пунктах страны. К примеру: «Марафон «Велосотня», «Кубок «РедБайк», «Кубок ВелоКурска», «Кубок Мериды» и другие.  

  • Кросс-кантри (cross-country, XC) – наиболее развитая дисциплина велоспорта. Это трассовые гонки с подъемами, спусками, многочисленными искусственными, естественными препятствиями на пересеченной местности. Кросс-кантри уверенно входит в программу Олимпийских игр.
  • Дёрт (dirtjumping) – экстремальный тип велосипедных гонок. Состязания осуществляются на трассе со специально оборудованными трамплинами, устроенными из земли. Участники совершают прыжки через них. Двугорбые насыпи, построенные на трассах, спортсмены называют «Верблюды». Неопытные стайеры проходят стажировку на «Верблюдах со столом». У них между горбами насыпана земля для смягчения ударов при падении и во избежание травм. Дёрт изобилует элементами, состоящими из прыжков, головокружительных воздушных трюков, эффектных приземлений. Однако выполнение этих приемов не является обязательным.
  • Скоростной спуск (downhill, DH) – экстремальный спорт и направление в маунтинбайке. Оно основано на принципе спуска по горным склонам с большой скоростью. По традиции гоночные спуски для DH представляют высокую степень сложности. На них устроено много естественных препятствий – канавы, коряги, булыжники, деревья, кусты, – а также искусственных (биг-эйры). Чтобы заниматься даунхиллом, необходимы: надежный дорогой велосипед, качественное снаряжение, отличное здоровье и физическая подготовка.
  • Фрирайд (freeride) – вид свободного катания на велобайке. Представляет собой смешение нескольких типов велосипедного спорта. Фрирайдерам нужна образцовая физическая подготовка. Их дисциплина сложная и чревата получением травм. Байки для фрирайда должны быть с прочной рамой, иметь надежную дисковую тормозную систему. Масса машин обычно меньше, чем у используемых при занятиях DH, поскольку велосипедисты преодолевают с их помощью крутые подъемы.
  • Параллельный слалом (DS, dualslalom) – прототип лыжных гонок. Два спортсмена синхронно выполняют старт из вершины. Они катятся по параллельным похожим дорожкам склона горы. Во время спуска преодолевают много разных препятствий: поворотов, обрывов, канав, деревьев, трамплинов.
  • Дуал (dual, DL) – вид велоспорта для двух спортсменов, соревнующихся на одной трассе. Каждый из них стремится обогнать соперника и занять более выгодное положение. Разрешено использовать силу для получения превосходства.
  • Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, BSX) – это одна из самых травмоопасных и эффектных дисциплин велоспорта. Синхронный старт четырех велосипедистов – и в очередной этап попадают те, кто приехал первыми. В финале остаются самые сильные гонщики. Они разыгрывают призовые места. Трасса, предназначенная для байкер-кросса, просторная, протяженностью 250 метров. На ней расположено много препятствий. В мире это направление называется по-разному: Европа – 4Х или 4cross, США – mountaincross, Россия – байкер-кросс.

ИСТОРИЯ МАУНТИНБАЙКА

Маунтинбайк появился в нашей стране недавно. Российским велогонщикам непросто конкурировать с более опытными зарубежными коллегами. В 1993 году прошел первый чемпионат РФ по этому виду велоспорта на стадионе «Крылатское». Татьяна Каверина стала первой нашей чемпионкой. Российский спортсмен Юрий Трофимов в 2005 году завоевал золото на мировом чемпионате по маунтинбайку.

Олимпийским видом спорта пока является только кросс-кантри. Лучшей велогонщицей России в этом виде сейчас значится Ирина Калентьева, которая дважды – в 2007 и 2009 годах – выигрывала титул мировой чемпионки в этой дисциплине. Она также обладает бронзовой медалью Пекина и многими другими олимпийскими наградами.

www.fvsmo.ru

Маунтинбайк что это: что за спорт, для детей, википедия, такое

Существует огромное количество разновидностей и направлений в спорте. Мы хорошо знаем о самых популярных видах. В этой статье рассмотрим такой вид спорта, название которого многим ни о чем говорит. Маунтинбайк что это и откуда к нам пришел, посмотрим в википедии, проведем анализ и сделаем выводы.

Маунтинбайк – это дисциплина в велосипедном спорте, направленная на преодоление горных препятствий и пересеченной местности.

Такое же название имеет велосипед, на котором спортсмены проходят финишные расстояния. Он имеет специально сконструированную усиленную раму, которая помогает с большей безопасностью совершать пробеги на сложных дорожных покрытиях.

Развитие

Вторая половина двадцатого столетия увидела разделение Маунтинбайка на профессиональный спорт и велотуризм. Причем, каждый вид образовал собственные дисциплины. В профессиональном направлении по сложности дистанции делятся на шесть категорий. Самый простой участок прохождения 300 км за 6 дней. А сложный- 800 километров по дорогам повышенных нагрузок (грунтовая дорога, вода, горные препятствия)

Для кого

Что за спорт такой маунтинбайк? Прежде всего, он является экстремальным занятием. Поэтому этот спорт подойдет энергичным людям, желающим испытать новые эмоции, покорить сложные вершины и просто поддерживать свое физическое состояние на высоком уровне. Ограничений по половому признаку здесь не предусмотрено. Маунтинбайк нравится не только взрослым, для детей это тоже очень популярное направление.

В спортивные секции идет прием детей, начиная от 5 лет.

Польза

Этот вид спорта, как ни какой другой особенно развивает в спортсмене такие качества как:

  • Ответственность;
  • Выносливость;
  • Силу воли;
  • Цель к победе;

Только благодаря силе духа и всем вышеперечисленным качествам можно пройти дистанции и стать победителем.

Противопоказания

Для занятий на горном велосипеде не должно быть медицинских противопоказаний, таких как:

Так как Маунтинбайк является интенсивным видом спорта, и организм испытывает колоссальные нагрузки, необходимо отказаться от него во избежание осложнений при наличии вышеперечисленных заболеваний.

Недостатки

Основной и единственный, пожалуй, недостаток, это высокая стоимость велосипеда и экипировки. Самый дешевый велосипед имеет стоимость от 15000 рублей. А средней ценой профессионального байка считается сумма 75 000 рублей.

Итоги

Разобравшись с вышеперечисленной информацией, можно сделать следующие выводы:

  • Маунтинбайк с годами набирает свою популярность;
  • Нет ограничений по половому признаку;
  • Бывает, как профессиональный и любительский;
  • Развивает лидерские качества в характере и укрепляет физическую форму человека.

Теперь вы знаете маунтинбайк что это и что необходимо для занятий. Занимайтесь спортом и берегите свое здоровье.

oksait.ru


Смотрите также