Малая родина что это такое


Малая родина

Для каждого на этой планете большое значение имеет Родина – это то место, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым. Самые же теплые и радостные воспоминания всегда связаны с так называемой малой родиной.

Слово «родина» произошло от очень древнего слова «род», которое обозначает людей, связанных кровным родством. От этого первоначального слова было создано немало других, не менее важных:

  • родители – отец и мать, у которых рождаются общие дети;
  • родня – близкие и дальние родственники;
  • родословная – список поколений одного рода;
  • народ – жители одной страны;
  • родина – страна, в которой был рожден человек.

Рис. 1. Родня.

Каждое из этих слов близко и дорого сердцу человека, поскольку означает начало всему живому на земле. У новорожденного малыша уже есть родина – место, где он будет расти, удивленно постигать окружающий мир, где завяжет первые знакомства, познает первые радости и горести. Эти ценные моменты невозможно отнять ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся глубоко в сердце.

Родина всегда имела большое значение для наших соотечественников. Недаром самим народом было создано столько замечательных пословиц на эту тему. Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за нее постоять. Где родился, там и пригодился. Человек без Родины, что соловей без песни.

Олицетворением родной земли являются символы, которые есть у каждого государства – это герб, флаг и гимн. Символы – это своеобразные знаки отличия одного государства от других. Государственные символы России насчитывают не одну сотню лет: первый герб появился в конце 15 века, флаг – в 18 веке, а гимн – в 19 столетии.

Рис. 2. Герб России.

У каждого из нас есть две родины: большая и малая. Большая родина – это то государство, на территории которого живет человек, чьим гражданином он является.

К примерам малой родины можно отнести село, деревню, город, где человек появился на свет, провел свое детство, жил какое-то время или продолжает жить.

Именно малая родина так близка сердцу: здесь прошли все основные этапы развития человека, от первых шагов до последнего звонка в школе. Здесь знакома каждая тропинка, каждое деревце, здесь живут любимые друзья, соседи, родственники.

Рис. 3. Родная школа – тоже малая родина.

Даже у самой крошечной деревушки, не говоря уже о крупном городе, есть собственная история. Каждый уважающий себя человек должен знать историю родного края, помнить, кто был его основателем, какие важные события происходили здесь, чем славится родной город или поселок.

При изучении темы «Малая родина» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое родина, и насколько она важна для каждого человека. Также мы узнали, что существуют два понятия родины – большая и малая. Мы дали определение малой родине, узнали, как важно знать не только историю свой отчизны, но места, где ты родился и вырос.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 534.

Page 2

Образовака Окружающий мир

  • КамниТест
  • Куда текут реки?Тест
  • Красная книга РоссииТест

obrazovaka.ru

Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Наталия Насонкина Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель: закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал: слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг», «Выложи герб города», гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине. Кто мне скажет, что такое Родина?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова: Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса»? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус», известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город, маленький, деревня).

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

1 ребёнок:

- Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок:

- Малая родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя.

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых. Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины.

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Дети. Да!

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и: «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу.

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России». Давайте разделимся на две команды: одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос: что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и: «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций). Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие, солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра: «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг». Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живёт», «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха». Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет».

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам:

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу)

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей). Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.

www.maam.ru

Конспект ООД на тему «Моя малая Родина»

заира муртазалиева Конспект ООД на тему «Моя малая Родина»

Конспект ООД на тему «Моя малая Родина»

Цель: Формирование любви к малой Родине.

Задачи: Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан. Развивать речевую активность детей. Научить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.

Организационный момент.

На широком просторе,

Пред рассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья.

- О чём, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине).

Беседа «Моя малая Родина»

У каждого на земле человека есть Родина.

Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Родина – это наше село

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.

- Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

Россия, ребята, - самая большая страна в мире. А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, а кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

У каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет, где он вырос и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной. А как называется село, в котором мы с вами живем? (Гвардейское).А кто скажет, как называется прекрасная республика, в котором мы с вами живем (Чеченская республика).

Правильно, ребята Чеченская республика, село Гвардейское - это и есть наша малая Родина нашей великой Родины – России.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С весенней запевки скворца,

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

- Посмотрите на карту нашей республики. Вот это, ребята и есть наша Чеченская республика, в которой мы с вами живем. Самый главный город нашей области, как называется? Кто скажет? Конечно, город Грозный. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком. И здесь же, в Чеченской республике находится наша малая родина – село Гвардейское, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

«Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя».

- А почему говорят малая Родина? Знаете, почему так называют?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

А теперь давайте немного отдохнём и покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.

Физминутка:

Сначала буду маленьким (присесть)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)

Потом я вырасту большим (встать)

До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)

Каждый город на земле, любое село или деревня имеют свои достопримечательности – места, заслуживающие особого внимания. А какая достопримечательность есть в нашем селе? Я буду загадывать загадки, вы назовете отгадку и расскажете об этом здании или достопримечательности. (Дети рассказывают: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий в нем работают

Стоит дом, кто в него войдет,

тот знания приобретет (школа)

Тут хожу я как каждый день,

так нужно, даже если лень,

там всех уже пять лет я знаю,

я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад, там мой любимый … (детский сад)

Ты можешь здесь купить конверт.

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет.

Ведь это здание - (почта)

Если холодильник пуст,

Закончились продукты.

Ты сюда входи скорее.

И бери корзину,

Покупай, что повкуснее.

В нашем (магазине)

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы -

Отпускают лишь здоровых. (больница)

Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтобы не повторять ошибок

Возводят люди … (Памятники)

В нашем посёлке есть памятник «Всем погибшим за Отечество». Этот памятник поставили, чтобы могли приходить, возлагать цветы, говорить спасибо тем людям, которые погибли, за то, чтобы мы сейчас жили мирно.

Рефлексия. Что новое вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу.

www.maam.ru

Что такое «малая родина»?

Роман Багдасаров

Гербы российских городов

По недавнему опросу Левада-центра, на второе место по эмоциональной значимости для россиян после истории попала локальная идентичность – “место, где я родился и вырос” (39%).  За прошедший год снизилась с 26% до 17% значимость позиции “государство, в котором я живу”, рассказали социологи.

Интервью известного религиоведа и искусствоведа порталу Истра.рф с добавлением финальных вопросов от After Empire

– Малая родина. Что это такое? Какое определение можно дать этому понятию? За счёт чего тему малой родины можно сделать актуальной для развития той или иной местности?

– Существует множество определений так называемой малой родины. Если поискать в интернете, то всплывает уйма трогательных текстов. Но попробуем быть точными. Родина – это буквально место рождения. Поэтому в строгом смысле слова настоящей родиной является именно «малая». Она не только воображается человеком, но доступна в непосредственном, телесном восприятии. Потому что «большая родина» в гораздо большей степени, чем «малая» является проекцией, воображением, фикцией.

Что такое «большая» родина? Это родная страна, гражданами которой мы являемся, иными словами, отечество. Чтобы понять, что это именно так, сравним два понятия: страна гражданства и страна рождения. Дочь российского дипломата родилась в Бельгии, это её страна рождения, но не страна гражданства. Конкретное место (допустим, Брюссель), где это произошло, является её малой родиной, но большой родиной, страной гражданства, остаётся Россия, пусть она там никогда не была. Дочь дипломата подавилась незаконно произведённой в Брюсселе фуа-гра (в бельгийской столице это лакомство запрещено к производству) и скончалась прямо там в шестилетнем возрасте, так и не добравшись до России. Всё равно Бельгия не станет её «большой» родиной, хотя «малой» навсегда останется Брюссель.

Чем больше по размеру «большая» родина, тем больше она нуждается в нашем воображении. Если взять княжества Лихтенштейн и Монако, то для их подданных страны нуждаются в воображении минимально. Без особого напряжения граждане Монако могут обойти свою «большую» родину или объехать её на велосипеде. Иная ситуация во Франции или Италии, не говоря об Индии или Канаде. Абсолютное большинство наших соотечественников не посетили даже всех населённых пунктов РФ, не говоря о её морях и тундрах. Однако никто из российских граждан, никогда в жизни не видевших свою «большую» родину в полном объёме, не сомневается, что все эти невиданные пространства и неизведанные недра принадлежат им, согласно Конституции.

По контрасту с этим малая родина является телесно-материальной родиной человека. Здесь он родился – в совершенно конкретном месте, которое находится в точных географических координатах, с определёнными атмосферными, геофизическими, биологическими, демографическими, историческими параметрами. Человек рождается в определённой среде на планете Земля, в единственной точке на карте.

Это событие носит ничем не отменяемый, ничем не устранимый телесный, материальный, биологический, психофизический характер. Куда бы человек потом ни уехал, куда бы его ни занесла нелёгкая, хоть на другой край света, – он всегда будет знать, что родился в конкретном месте. И это будет считаться его малой родиной, независимо от того, хочет он того или не хочет. Он её не выбирал. Так получилось. Это фатальная, уникальная черта биографии.

Сколько бы «больших» родин не поменял за свою жизнь человек (ведь гражданство можно изменить), «малая» – останется единственной. Если человек уехал в другой край, рано или поздно ему делается интересно: а что это было за место, где я родился, что там сейчас происходит? Я не говорю про людей, которые так и остались здесь жить. Они естественным образом получают информацию, и у них несколько иное отношение. Я сознательно привожу крайний случай, когда даже тот, кто покинул малую родину в младенчестве, всё равно через 15, 20, 30 лет задаст себе этот вопрос, если он нормальный человек…

– Чем это можно подтвердить научно?

– Это можно доказать статистически, если мы проинтервьюируем сотню пользователей социальных сетей и зададим им два вопроса: «Где вы родились?» и «Как часто вы об этом вспоминаете?». Они всегда точно укажут, где родились. На второй вопрос они ответят, что помнят об этом постоянно либо вспоминают периодически. Вряд ли может быть другой ответ на этот вопрос у граждан РФ, в паспорте которых существует 5 графа – «место рождения».

Если продолжить расспросы, то они, как правило, дадут некую характеристику своему месту рождения. Очевидно, что оно занимает постоянное место в сознании человека. Более того, можно сказать, у каждого существует образ малой родины. Этот образ может носить сугубо личный характер и не слишком соотноситься с медиасферой, но чаще всего на личное впечатление будет накладываться разделяемая другими интерпретация: «Я родился на Камчатке, там, где гейзеры, знаешь?» Как бы ни была мала родина, она всегда будет так или иначе отражаться в медиасфере. И к этому отражению будут обращаться как те, кто имеет о ней непосредственное знание, так и те, кто интересуется этим местом со стороны.

Вот почему образ малой родины очень важен. Мы не можем предугадать, кто будет к нему обращаться. Запрос может прийти с другого континента. Поэтому люди, которые отвечают за брендирование того или иного региона, города, округа, должны задуматься о том, как создать постоянно действующий, представленный в медиасфере – не говоря о самом ландшафте – образ малой родины. На тех людей, которые живут непосредственно в этом месте, его медиаобраз тоже будет оказывать влияние, тем более – на тех, кого здесь нет физически, но кто желает с этим образом ознакомиться.

– Тема малой родины в данном случае биологически обусловлена. Это очень напоминает концепцию геодетерминизма.

– Эта концепция верна в той части, которая учитывает важность географических условий для протекания любого социального процесса, и перестаёт быть верной, когда абсолютизирует географический фактор.

– Является ли малая родина одним из универсальных, биологически обусловленных факторов, характеристик для формирования в том числе человеческой идентичности?

– Это больше, чем идентичность, это физиологическая данность и это юридически значимая информация, персональные данные. Идентичность может меняться как угодно. А вот место вашего рождения не поменяется, так же, как группа крови. Это факт, который мы никак не можем устранить, точно так же, как факт происхождения от определённых родителей, как конкретную комбинацию генов, которая привела к появлению той или иной особи, конкретное время, когда появился человек на свет. Эти вещи являются фактами. И это не просто идентичность. Человек говорит: я байкер – это моя идентичность, и я ставлю на первое место не тот факт, что я гражданин России или я болею за «Спартак», а свою любовь к мотоциклам; но завтра у меня сломались ноги, и я понял, что моя идентичность – фотограф, и настолько увлёкся фотографией, что первой идентичностью стало фотодело.

А затем уже следует отношение к фактам, с ним можно и нужно работать, развивать его. Идентичность человека, о которой Вы говорите, формирует не столько сам факт, сколько отношение к нему. Факт – малая родина, идентичность меняется.

Человек, который родился в определённом месте, – будет ли он при воспоминании о нём морщиться или вспоминать о нём с теплотой? Например, ребёнок родился в концлагере Равенсбрюк, случалось ведь такое. Естественно, при воспоминании об этом ему становится нехорошо. С одной стороны, хорошо, что родился, что дали ему родиться. С другой стороны, это произошло в Равенсбрюке, месте страдания тысяч людей…

Любое место, если оно развивается, – там интересно жить и туда интересно приезжать, у человека будут положительные ассоциации с этим местом. А если из этого места все бегут, там всё приходит в запустение – человек, конечно, будет помнить о том, что там родился, но будет вынужден ради сохранения здоровой психики от этого факта внутренне дистанцироваться. Он не захочет отождествлять себя с негативной репутацией места. Такой человек скажет: «Да, я родился там, но…» После этого он обязательно скажет «но».

Вот почему важно, чтобы человек, когда он произносит фразу: «Я родился в городском округе Истра…», после не говорил «но». А стал бы, допустим, рассказывать о своей малой родине. И вот для того чтобы он мог правильно о нём рассказать, у человека в голове должен быть образ своего места рождения.

Такой образ не появится сам по себе, над его созданием и продвижением нужно много работать. Чтобы любой человек, который даже никогда не был в истринских краях, но слышал о них отзывы и запомнил обрывки информации (из интернета, ТВ, газет), – он бы мог стать ретранслятором позитивной информации об округе.

After Empire: – Всё-таки вы считаете «малой родиной» именно населённый пункт, а не район, область, республику?

– Да, это именно и только место рождения, населённый пункт. Всемирным днём малых родин можно считать первый понедельник октября, который ООН отмечает как World Habitat Day, Всемирный день Хабитат. Эта дата напоминает о важности обустройства среды обитания, каким бы оно ни было. Большинство людей считает нормальной средой обитания именно населённые пункты, хотя для кочевого сообщества это, вероятно, определённая территория, внутри которой происходит кочевье некоторых этнических групп. Однако местом рождения всё равно будет совершенно определённая стоянка.

– В советское время под «малыми родинами» часто понимались регионы империи – области и республики. Вот Эстония до 1991 года была для местных жителей именно «малой родиной», поскольку паспорта тогда у всех были «большой родины» СССР. Но после 91-го Эстонская республика из «малой» превратилась в «большую»…

– …а потом, возможно, опять в некий аналог «малой», если рассматривать её как часть Европейского Союза. Если принять точку зрения на «малую родину» как на совокупность населённых пунктов, образующих некую административно-территориальную единицу внутри большого целого, то мы увидим разнообразные тенденции в судьбе бывших советских республик. Были люди, которые там родились, но затем уехали, чтобы постоянно проживать в другом государстве.

Допустим, в советский период была большая община украинцев в Таджикистане, которая в первое постсоветское десятилетие сократилась в 10 раз. Большинство из них выбрало местом жительства Украину. Вот родился ребёнок в украинской семье в Таджикистане. Его большая родина – СССР, малая – Таджикская ССР. А потом большая родина схлопывается и перед ним встаёт вопрос выбора гражданства, оптация.

Это совсем другая ситуация, чем у человека получающего второе гражданство или отказывающегося от одного гражданства в пользу другого. У него первая «большая родина» никуда не исчезает. А у украинца, родившегося в Таджикистане в период распада СССР, «большая родина» пропала во мгновение ока. Теперь он должен выбирать между новыми государствами, ни одно из которых не является полноценной заменой утраченной им «большой родины».

И здесь у него может возникнуть потребность чем-то компенсировать утрату. Наиболее вероятно, это произойдёт за счёт сгущения его этнической принадлежности. Если раньше она не играла центральной роли, то теперь, в условиях гибели прежнего государства, она становится едва ли не единственным социальным ориентиром. Он видит, что в Таджикистан приезжают представители украинской диаспоры из США, Канады и представители нового украинского государства, всех их объединяет не столько гражданство, сколько этничность.

Хотя, разумеется, здесь нет никакого общего ответа, всё зависит от конкретного человека, его обстоятельств, возможностей и предпочтений. Но вот, что никак не зависит от выбора человека, повторюсь, это место рождения, которым я строго ограничиваю понятие малой родины.

Человек, родившийся в Грузии, будет считать своей малой родиной именно её, даже если большую часть жизни прожил в Москве, а потом, допустим, переехал во Францию. Интересна в этом отношении судьба православного историка Валентина Арсентьевича Никитина, который родился в Тбилиси, затем переехал в Москву, где прожил большую часть жизни, однако всегда подчёркивал своё родство с Грузией. И закончил свою жизнь В.А. Никитин в уходящем году именно в Грузии, приехав на конференцию. Возможно, он предчувствовал это и хотел умереть именно там, где когда-то родился. Есть в понятии «малой родины» некая мистика всё же.

afterempire.info

Что такое малая родина - Школьные Знания.com

Ответ дан

anitaagakishie2

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и об­живая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в про­винцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя. «Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки роди­тельского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я вся­ких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе ко­торой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обо­млел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явивше­гося из неё сознательного и материального чувства родины. 

«Малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонно­сти, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «роди­мые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности. 

0.0

znanija.com

Тематическое развлечение для детей старшей группы «Моя малая Родина»

Галина Мазаная Тематическое развлечение для детей старшей группы «Моя малая Родина»

«Моя малая родина»

(Тематическое развлечение для детей – старшей группы)

Программные задачи:

1 Формировать у детей понятие “ малая Родина”.

2. Обогащать знания детей о селе, его достопримечательностях.

3. Закреплять представления о себе как о жителе села.

4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать своё село лучше.

5. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой

Родины - село Ейское Укрепление.

Словарная работа: малая Родина, Кубань, Краснодарский край.

Предварительная работа:

Рисование «Моя Родина»;

Беседы «Моя Малая Родина»

Рассматривание иллюстраций, фото.

Разучивание стихотворений о Родине, селе.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется наша страна? (Россия)

Какая она, наша Россия? (Большая, красивая, огромная, богатая, сильная По-другому Россию можно назвать Родиной, потому что Родина - это страна, в которой мы родились и живём.

«В большой стране у каждого есть свой маленький уголок - село, улица, дом, где мы живём. Это наша маленькая Родина. (Воспитатель предлагает послушать стихотворение поэта М. Лисянского «Моя Родина»).

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад гость пожаловал! Кто бы это мог быть?

(К детям подходит скоморох Тимофей)

Скоморох: Здравствуйте ребята, вы знаете кто я? Я скоморох, а зовут меня Тимофей. Я путешествую по России. Мир смотрю, народ веселю, только вот беда не знаю куда попал?

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Скоморох: Ребята, а как называется ваш край?

Дети: Краснодарский край

Скоморох: Хм! Названия, какие интересные, а почему, Краснодарский?

Воспитатель: Потому что столица края – Краснодар. А ещё его называют Кубанью, Кубань - главная река краснодарского края

Скоморох: А как же называется это чудесное село?

Дети: Ейское Укрепление

Воспитатель: Это Тимофей наша малая Родина.

Скоморох: А что такое ма - ла - я Родина?

Воспитатель: У каждого человека на земле есть малая Родина. Мы сейчас с ребятами поиграем в игру, которая называется «Что такое малая Родина», и ты Тимофей всё поймёшь.

Игра: “Что такое малая Родина?”

(Дети говорят и передают флажок.)

- Малая Родина – это место, где мы родились и живем.

-Малая Родина – это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки.

- Малая Родина – это наше село Ейское Укрепление.

- Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.

- Малая Родина – это место, где стоит наш детский сад.

- Малая Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с заданием, а ещё давайте расскажем нашему гостю стихи про село и Родину.

(Дети читают стихи)

1. Малая родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя!

2. Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

3. Край родной Кубанский-

Родина моя,

В этом крае выросла

Вся моя родня.

Дедушка в колхозе

Хлеборобом был

Хлебушек кубанский,

На полях растил

Горы и долины,

На Кубани есть

И моря и нивы

Все не перечесть.

Говорит мой папа,

Краше края нет,

Дом где пахнет хлебом

Лучше в мире нет.

4. Богат наш край садами и хлебами.

Цемент и нефть он Родине дает.

Но самый ценный капитал Кубани-

простой и скромный труженик-народ.

5. Как красиво, уютно и дивно,

В нашем прекрасном любимом селе.

Это село называется просто,

Ей Укрепление не встретишь нигде.

6. Здесь солнышко яркое

Ласково светит,

Здесь добрые люди,

Умные дети.

Цветущие улицы,

В нашем селе.

Ты самое лучшее,

На земле!

Скоморох: Спасибо вам ребята, теперь мне стало всё ясно и понятно.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Тимофею наше село. Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли на прогулку из детского сада.

Скоморох: Как много домов, машин, куда мы вышли? (на улицу.) А на какой улице находится ваш детский сад?

Воспитатель: Наш детский сад находится на улице Суворова №. Тимофей, наши ребята живут в красивом селе. В нём есть широкие, узкие улицы, и переулки.

Скоморох: Ши - какие?

Воспитатель: Сейчас ребята тебе расскажут где они живут, как называется их улица.

Игра с мячом: “Назови свой домашний адрес”

Воспитатель бросает мяч, а дети ловят мяч и называют свой домашний адрес.

Воспитатель: Какие разные у всех нас улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наше родное село.

Скоморох: Молодцы, вы очень много знаете о своем селе.

Воспитатель: Мы по нашему селу шагали,

Много нового узнали,

Но теперь мы подустали,

И присядем отдохнуть, и послушаем песню «По малину в сад пойдём» в исполнении ребят средней – старшей группы.

Песня: «По малину в сад пойдём»

Воспитатель: Ребята, в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. А вы любите своё село? Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину – село Ейское Укрепление.

Игра: “Передай сердечко и скажи словечко”.

Дети говорят, за что они любят своё село и передают игрушку-сердечко.

- Я люблю своё село, потому что оно красивое.

- Я люблю своё село, потому что оно зелёное.

- Я люблю своё село, потому что оно уютное и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наше село оставалось таким же прекрасным и только хорошело год от года?

Ответы детей:

-Любить своё село, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Воспитатель:

- Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!

Скоморох: Спасибо вам, ребята, я не забуду ваше село! Ну а мне пора отправляться в дорогу, пойду по свету рассказывать всем, какие вы хорошие и весёлые дети.

(Скоморох прощается с детьми и уходит).

www.maam.ru


Смотрите также