Логотерапия что это такое


Логотерапия Виктора Франкла: обретение смысла жизни — залог психического здоровья

Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало повсеместным явлением и актуальной проблемой для человечества. Ещё в XVIII веке подобные действия шокировали и были чем-то из ряда вон выходящим. Но, начиная с XIX века, случаи фиксировались всё чаще и стали расти в устрашающей прогрессии.

Огромное количество людей покончили с собой в середине XX вв., пережив две страшных мировых войны. И именно в эти годы зародилось новое направление в психотерапии, основная цель которого — вернуть человечеству смысл жизни. Это логотерапия Виктора Франкла, которая спасла тысячи жизней и продолжает это делать до сих пор.

Что это такое

Логотерапия — это направление экзистенциальной психотерапии, основанное на поиске смысла своего существования, который должен стать мощной жизненной мотивацией. Была оформлена как самостоятельное учение в середине XX вв. австрийским психиатром Виктором Франклом. Суть в том, чтобы направить внутренний взгляд на внешний мир, отвлечься от собственных страданий и осознать свою необходимость прежде всего для других людей, а не для самого себя. Отсюда и название: «логос» в переводе с греческого — «смысл».

Согласно данной концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек заостряет внимание на собственных переживаниях. Акцентируясь на них, он раздувает любую мелочь до вселенских масштабов и делает самого себя несчастным, занимаясь самокопанием. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что всё далеко не так плохо, а рядом есть люди, которым в несколько раз хуже и которые нуждаются в помощи и поддержке.

Такой подход в решении личностных проблем помогает отчаявшимся, которые потеряли смысл жизни и склонны к суициду. Считается, что из всех направлений в психиатрии логотерапия — одна из самых эффективных практик, позволяющих предотвратить самоубийства. А также она действенна в лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Логотерапия в психологии — это помощь людям, которым собственное существование кажется тоскливым, бесцельным прозябанием. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безучастность — лишь те немногие проблемы, которые она способна решить.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

  • учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
  • философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
  • феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
  • непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
  • дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.

Виктор Франкл

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Показания

  • Жизненный кризис;
  • семейные проблемы;
  • депрессивное или стрессовое состояние;
  • беспричинная тревога, панические атаки;
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, игровая;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • фобии;
  • проблемы со сном;
  • сексуальная дисфункция;
  • жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми болезнями, смертью близкого человека;
  • неудовлетворенность собой, скука, апатия, безучастность, разочарование.

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду;
  • гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя);
  • моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда);
  • тщательная проработка концепции, начиная с древних философов;
  • не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней;
  • длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.

Минусы:

  • не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности;
  • мало профессиональных центров и логотерапевтов;
  • предполагает тщательную работу пациента над собой;
  • некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

  • при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд;
  • при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца;
  • при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско.

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

  • Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Читайте также: Арт-терапия

ponervam.ru

Логотерапия

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация,  проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».

Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию. Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.

Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.

Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.

Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.

Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.

Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.

Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.

Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.

Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.

Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.

Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.

Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.

Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

psihomed.com

логотерапия - это... Что такое логотерапия?

— одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.

Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. «Логотерапия» — терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии — В. Франкл — основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:

1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;

2) о смысле жизни;

3) о свободе воли.

Так обозначено несогласие:

1) с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли;

2) с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

Франкл отстранился от «глубинных» психоаналитических ориентации и стремился к постижению «вершинных» явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.

Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.

Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл — он для каждого свой, — но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.

Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь обрести утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла выступает религиозная вера. Однако религия — не единственно возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же успешно и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить.

В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это — творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять. Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, — это религиозная вера.

Разработан также метод интенции парадоксальной для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии (см. рефлексия) для лечения неврозов сексуальных. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Логотерапия Франкла – техники, цели, принципы, методы

Чем более прогрессивным и цивилизованным становится мир, тем больше и несчастнее становятся люди. Удивительно, люди стараются создать такое общество, которое будет позволять каждому индивиду жить в свое удовольствие, однако в итоге получается, что каждый человек живет еще беднее. Психозы, неврозы, депрессия и прочие невротические состояния предлагается устранять при помощи логотерапии Франкла, который выдвигает свои цели, принципы, техники и методы.

Логотерапия Франкла является разновидностью психотерапии, которая предлагает свой уникальный метод по устранению различных расстройств в здоровом теле человека. При переводе с греческого «логос» следует определять как «смысл» (а не как «слово»). Только в таком случае становится понятно, в чем заключается терапия.

Виктор Франкл считает жизнь человека вечным поиском своего смысла. Если человек не знает, ради чего он живет, каков его смысл жизни, тогда он становится безумным. Он начинает теряться во всех просторах своей жизни, некоторые люди не выдерживают и кончают жизнь самоубийством.

Для лечения любых отклонений и неврозов психиатр предлагал вести беседу с клиентом так, чтобы он сам находил свой смысл жизни. Здесь не нужны убеждения, наставления и внедрения различных догм. Человек сам решает, какой его смысл жизни, что и помогает ему выйти из негативного состояния.

Что такое логотерапия?

Логотерапия – это направление психотерапии, которое предполагает под собой излечение путем нахождения своего смысла жизни и придания ему суперважности. Каждый человек имеет свой смысл жизни. Кто-то называет это предназначением, миссией. Мы же просто будем говорить о смысле жизни. Когда у человека есть смысл жизни, тогда у него нет ощущения потерянности и опустошенности. Когда человек не знает, ради чего он живет, тогда возникает экзистенциальная фрустрация, из-за чего развиваются расстройства и психозы.

Целью психотерапевта по методу Франкла является поиск вместе с клиентом его смысла жизни и придание ей значимости. Причем человек действительно должен ощущать, что для него это важно, без этого его жизнь будет несчастной. Когда смысл жизни находится, тогда человек выздоравливает.

Достигается нахождение смысла жизни благодаря беседе, когда не психотерапевт находит его, а сам клиент. При этом психотерапевт лишь направляет беседу в нужном русле. Клиент должен не обращать внимания на трудности и проблемы в его жизни, чтобы заниматься поиском светлого и хорошего, а не зацикливаться на негативном.

Для некоторых людей смысл жизни находится в религиозной вере. Особенно часто это случается после трагических событий, когда человек теряет близкого человека, лишается больших сумм денег, любимой работы или жилья. Когда у человека нет ничего, что он ранее ценил, тогда он становится потерянным. И здесь на помощь приходят люди, которые предлагают дружбу, помощь, поддержку, даже кров над головой, если он начнет верить в то, во что верят они.

Однако можно создать и свою веру. Здесь мы поговорим о целях. Цели бывают разные: общественные, групповые, индивидуальные. Но порой не имеет значения, какие цели выбирает человек, главное, чтобы они были, потому что благодаря им человек может выполнить некоторые свои функции и иметь смысл жизни.

Человеку очень важно иметь цель в жизни, так как это создает ему определенную веру во что-либо. Когда человек верит, ему легче двигаться по жизни, нежели когда у него вообще нет никакой цели. Это похоже на смысл жизни – пока человек его не определит лично для себя, то не сможет идти в каком-то направлении. Хоть цель и смысл жизни – это абсолютно разные вещи, но они похожи между собой: имеют свое определение, в которое человек верит и двигается к нему.

Цель помогает человеку принадлежать чему-то, к какому-то обществу и определять себя и свои поступки. Имея цель, у человека появляется направление, течение по жизни – и не нужно здесь говорить о правильности его выбора, самое главное, что у него есть хоть какой-то выбор, который к чему-то приведет. С помощью цели человек течет либо с другими людьми и в том же направлении, если выбирает общепринятые правила и понятия, либо течет в своем направлении и максимум 2-3 людьми, которые искренне разделяют его взгляды.

Наличие цели и четкое ее определение помогает быстрому достижению намеченного. Таким образом, человек намного легче достигает личностного роста, саморазвития, плодов своих трудов и прочего, что входило в намеченные планы. Это намного эффективнее, чем просто желать того, что все желают, или вообще не ставить перед собой никаких целей. В первом случае человек просто ничего не делает, потому что ему в принципе не нужно того, о чем он думает. Во втором случае индивид ничего не делает и даже не знает, что ему делать, поскольку не задал себе вектор направления, куда идти.

Человек не может жить бессмысленно и без цели, потому что иначе он бы просто сидел и ничего не делал, что прямиком привело бы к гибели. Постановка стремления не имеет под собой принципа «Принимай правильное решение». Главное, чтобы цель была, а правильность ее определить сам человек, который, достигши желаемого, конечной точки своего пути, поймет, сделал он правильный выбор или нет.

Таким образом, смысл жизни – это наличие цели у человека, которая его вдохновляет, вызывает внутренний подъем, энергию. При этом человек чувствует себя счастливым. Смысл жизни на самом деле человеком придумывается. Поначалу он живет для того, чтобы выжить, а затем начинает ставить перед собой цели – на что он будет тратить свою энергию, силы, деньги, внимание и прочие ресурсы, что в итоге должно сделать его счастливым человеком.

Если то, чего человек достигал, осталось недостигнутым или было упущенным, человек чувствует, будто он лишился смысла жизни. И в данном случае можно обратиться за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.ru, который предложит:

  1. снова попробовать достичь своей цели (что и является его смыслом жизни);
  2. найти новые цели, которые будут такими же значимыми и вдохновляющими.

Важно, чтобы цель (смысл жизни) была очень значимой, человек в ней нуждался, не мыслил, что может отказаться от нее. Это как зависимость от воздуха, когда, если откажешься от кислорода, то умрешь.

перейти наверх

Логотерапия Франкла

Логотерапия Франкла включает в себя принципы, методы, цели и техники, основанные на нахождении смысла жизни, проявлении воли и желании к свободе. Психиатр считал человека свободным. Несмотря на то, что общество создает свои рамки, убеждения, традиции, правила, человек продолжает внутри оставаться свободным. Только ему решать, как жить и к чему двигаться, как действовать и с какими результатами сталкиваться. Однако многие люди теряются, поскольку начинают жить по общественным правилам, отказываясь от своей возможности самостоятельно решать, как жить.

В логотерапии Франкла используются такие принципы:

  1. Свобода воли – когда человек волен выбирать и самостоятельно принимать решения. Если все это подкрепить силой отстаивать свою позицию, несмотря на то, что кому-то решения человека будут не нравиться, тогда личность действительно становится здоровой.
  2. Воля к смыслу – свобода сама по себе бессмысленна. Человек обретает смысл, когда начинает видеть цель и стремиться к ней.
  3. Смысл жизни.

Техниками логотерапии Франкла являются:

  • Дерефлексия. Здесь человек переключается от необходимости себя контролировать и соответствовать чьим-то ожиданиям, переключаясь на своего партнера.
  • Логоанализ. Составляется шкала ценностей, обсуждая всю жизнь человека, где он говорит о важных для него вещах. Это позволяет человеку видеть, что у его жизни все-таки есть смысл и ценность, которые лежат вне той проблемы, из-за которой он заболел невротически.
  • Парадоксальная интенция. Человек боится определенной ситуации, поэтому избегает ее, что порождает страх и тревогу, особенно если она снова может возникнуть. Чтобы устранить замкнутый круг, нужно изменить свое отношение к ситуации.

Целью логотерапии является побуждение человека изучать самого себя, достигать инсайта и понимания того, что у него есть много важных аспектов в жизни. Многие современные люди жалуются на то, что живут бессмысленно. Однако они могут ошибаться, поскольку даже то, что они живут, как «загнанные лошади» или «ходят по кругу», тоже включает некую цель, которую они хотели достичь, просто пошли по неправильному направлению.

Нахождение смысла жизни можно назвать самокопанием, когда человек погружается в собственные переживания, рассказывает про свою жизнь, говорит о радостях и разочарованиях. Все это и является целью логотерапии, поскольку посредством обсуждения произошедших событий с человеком приходит понимание того, что она на самом деле была полна интересных событий и преследовала какую-то цель. Просто на сегодняшний день человек находится в расстроенных чувствах и не может увидеть свою цель из-за переживания своего разочарования или горя.

В каждой ситуации, в которой человек оказывается, есть свой смысл. Даже трудности и проблемы не возникают просто так. Все в человеческой жизни является важным и ценным. Просто сам человек негативно воспринимает какие-то события, позволяя себе забывать о своем смысле жизни.

На самом деле у каждого человека есть свой смысл жизни. Человек может его не осознавать, однако он постоянно куда-то идет, к чему-то стремится, действует, потому что хочет достичь каких-то целей. Маленькие цели формируют одну большую цель, которая и определяет смысл жизни человека. А все проблемы и неприятности, из-за которых человек начинает страдать и забывать о своем смысле жизни, просто воспринимаются негативно. Человек не видит в них смысла, хотя на самом деле даже в самых трудных и сложных ситуациях индивид в той или иной мере стремился к своей главной цели.

перейти наверх

Есть одна большая цель – смысл жизни, который придает ценность всем поступкам и ситуациям, которые случаются с человеком. А есть маленькие цели, которые ставятся человеком по мере продвижения к главной. Человек не должен желать за короткий период времени достичь своей главной цели жизни, поскольку это, скорее всего, будет невозможно. Однако можно поставить много маленьких целей, достигая которых можно постепенно продвинуться к главной.

Пожалуй, самый главный урок, который должны усвоить все люди, гласит следующим образом: идите с целью по жизни. На каждый день ставьте цель, которую вы будете достигать в течение дня. На каждую неделю и месяц нужно ставить маленькие цели, над которыми вы будете работать, чтобы в течение года или нескольких лет достичь самой главной цели.

Ошибкой, которую совершают многие люди, является отсутствие каких-либо целей. Люди мечтают, чего-то хотят, желают. Но если посмотреть на то, чему они посвящают каждый день своей жизни, то можно увидеть, что меньшую часть времени они уделяют достижению своих целей. Цели есть, но их никто не достигает ни через месяц, ни через год, ни через много лет.

Успешный человек – тот, который идет с целью по жизни. Успешный человек – тот, который совершает лишь те действия, которые соответствуют достижению его целей. Нет ничего лишнего в том, чем занимается успешный человек. Все, что он делает, направлено на то, чтобы достичь каких-то целей. Он ставит большие цели, а их уже разбивает на маленькие, которые достигает в короткий промежуток времени.

Идите с целью по жизни. Вы идете куда-то – поставьте цель, которую хотите достичь там, куда идете. Вы находитесь где-то – поставьте себе цель, которую хотите достичь, пока пребываете в том или ином месте. Вы общаетесь с кем-то – поставьте цель, которую вы желаете достичь по итогам разговора с собеседником. Вы занимаетесь чем-то – достигайте собственно поставленной цели. Другими словами, на каждом шагу достигайте цели. Не общайтесь с людьми без цели. Не идите в какое-то место без цели. Не занимайтесь делом без цели.

Вспомните мудрые слова: «Пока у вас нет цели, вам ее ставят другие люди… Пока у вас нет направления, в котором вы идете, вам его определяют другие люди… Если вы не знаете, ради чего что-то делаете, вами легко можно манипулировать…». Если не свои цели вы будете достигать, тогда вам придется достигать цели других людей. А оно вам надо?

Идите с целью по жизни. Любое мало-мальское дело, каким бы вы ни занимались, должно быть подчинено какой-то вашей цели. Если вы общаетесь с человеком, сначала поставьте цель, что вы хотите получить от него, после чего действовать лишь в рамках этой цели. Вы уже не будете кричать на человека, если хотите получить его любовь. Вы уже не будете ему угрожать, если хотите сотрудничать с ним. Поставьте перед собой цель и действуйте в рамках этой цели.

psymedcare.ru

Логотерапия – что это, основные принципы, методы, техники и упражнения

Логотерапия – хотя бы раз в жизни каждый человек нуждается в такого рода психологическом методе. Возрастные кризисы жизни часто приводят к утрате имеющихся смыслов на которые человек мог опираться, и это похоже на такое состояние, когда почва выбита из-под ног.

Логотерапия в психологии

Логотерапия и экзистенциальный анализ – методы экзистенциальной психологии, выросшие из психоанализа. Логотерапия происходит от греч. logos – слово, therapeia – забота, уход. Психологи-логотерапевты видят своей задачей помочь обрести человеку утраченные смыслы или создать новые. Очень хорошо зарекомендовала себя логотерапия в лечении неврозов.

Основатель логотерапии

Логотерапия Франкла кратко: «Человек постоянно нуждается в смысловом сопровождении своих действий, задач, ситуаций, поступков». Логотерапия была основана Виктором Франклом, австрийским психиатром и психологом, прошедшим немецкий концентрационный лагерь. Все его методы пропущены через себя и узников доказали свою эффективность, что в любых ситуациях можно выжить и сказать жизни: «Да!».

Логотерапия – исследования

Основы логотерапии Франкла базируются на его исследовании и представлении человека как трехмерной модели, в горизонтальном измерении это психическое и физическое ядро личности, и в вертикальном духовное (ноэтическое). Все вместе это неделимое целое. Духовное отличает индивида от животного. Все три сферы находятся в некоем напряжении между внутренним содержанием и внешним миром, стремление постигать новое, находить новые смыслы взамен устаревшим – это и есть цель человека.

Виды логотерапии

Виды и методы логотерапии дополняются последователями В. Франкла , но неизменность того, что было выстрадано и опробовано на тысячах людей, говорит о том, что методы рабочие и актуальны сегодня. виды техник логотерапии:

  • парадоксальная интенция;
  • дерефлексия;
  • логоанализ.

Задачи логотерапии

Принципы логотерапии осуществляют основную ее задачу: обретение персонального смысла, помогающего идти дальше, творить, любить и быть любимым. Смысл может быть найден в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание, сознательное принятие ситуаций, которые человек не в силах изменить. Приоритет в ценностях В. Франкл отдает творчеству, определяя человека как творца. А в эмоциональных переживаниях – любви.

Показания к применению логотерапии

Логотерапия рассчитана на людей и в здравии и в болезни, цель логотерапии не навязать человеку смысл, который видит терапевт, но помочь отыскать его, здесь вся ответственность лежит на пациенте. В. Франкл обозначил 5 сфер применения логотерапии:

  • психогенные неврозы;
  • не поддающиеся излечению соматические заболевания;
  • социогенные явления (чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум);
  • социогенное сомнение (ятрогенные неврозы, фрустрации);
  • отчаяние.

Логотерапия Франкла – основные принципы

Логотерапия Франкла показала свою эффективность и в казалось бы запущенных случаях, когда невменяемость человека была констатацией факта психического заболевания. В. Франкл считал, что даже у измененного ядра личности есть часть, которая полноценно здорова, и достучаться до этой части личности помогает ослабить болезнь, и даже свести к ремиссии, а в самом лучшем случае ведет к выздоровлению.

Принципы логотерапии:

  1. Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.
  2. Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.
  3. Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

Методы логотерапии Франкла

Методы логотерапии зарекомендовали себя в лечении разного рода фобий, неврозов, тревожности неясного происхождения. Максимальной эффективности логотерапия достигает тогда, когда человек доверяет терапевту идет вместе с ним в творческом тандеме. Существует три метода логотерапии:

  1. Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?»
  2. Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.
  3. Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

Логотерапия является помогающим методом высвечивая светлые стороны жизни человека, те ресурсы, которые он может использовать для того, чтобы выйти из пучины утраты смысла жизни. Логотерапия – техники и упражнения на имажинацию (фантазирование, воображение, домысливание), работа с образами:

  1. Огонь. Символ огня одновременно это и жизнь и смерть. Какой огонь видит в своем воображении человек, может быть это огонек свечи или факел в темном подземелье, уютно потрескивающие дрова в камине или пожар? Есть ли присутствующие рядом также смотрящие на огонь – все эти ассоциации могут многое рассказать о мироощущении человека.
  2. Вода. Представить себе водоем, что это: озеро, река, может океан. Каков цвет воды и течение бурное или спокойная гладь воды – даже у людей со сложностями воображения образ воды легко представляется. По отношению к воде где человек находится: на берегу, или стоит в воде, плывет? Какие эмоции? Упражнение помогает расслабиться и получить позитивные эмоции и реальные тактильные ощущения.
  3. Дерево. Человек похож на древо, поэтому важно, какой символ дерева он видит. Это тонкий саженец, дрожащий на ветру, или могучее исполинское древо, глубоко уходящее мощными корнями вглубь, и устремленное ввысь раскидистой кроной? Одно оно, или вокруг есть другие? Все детали: листья, ствол, крона имеют значение. Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.

Групповые техники логотерапии:

  1. «Я счастлив(а) когда…» продолжить в позитивном ключе, чем больше утверждений, тем лучше, человек привыкает к хорошему и перестает его замечать, упражнение помогает снова отыскать это хорошее в своей жизни.
  2. Позитивное восприятие себя и других. Каждый член группы должен при всех похвалить себя за что-то, затем сделать комплимент рядом сидящему человеку, это должно звучать искренне.

Логотерапия – книги

Виктор Франкл «Логотерапия и экзистенциальный смысл. Статьи и лекции» – эта книга о зарождении и становлении логотерапии как психотерапевтического метода. Другие книги автора:

  1. «Сказать жизни «Да!» Психолог в концлагере». Произведение считается великим и влияющим на судьбы людей. Даже в нечеловеческих условиях нацистского лагеря можно выжить благодаря стойкости духа и нахождении собственного смысла.
  2. «Человек в поисках смысла». В чем смысл отдельно взятой жизни и смерти человека или явлений: любви, страдания, ответственности, свободы, религии –об этом рассуждает В.Франкл в своем труде.
  3. «Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия». Книга будет полезна людям, утратившим интерес к жизни. В.Франкл анализирует причины возникновения утраты смыслов и дает рецепты избавления от тягостного восприятия действительности.

Книги последователей В. Франкла:

  1. «Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа наполненная смыслом» Д. Гуттман. Профессор экзистенциальной психологии каждый день ведет осмысленную жизнь, продолжая дело В. Франкла, помогая множеству людей поверить что их жизнь – это дар, а все события в ней преисполнены глубочайшего смысла.
  2. «Логотерапия: теоретические основы и практические примеры» А. Баттиани, С. Штукарева. Терапевтический процесс логотерапии в действии, как происходит, какие методы применяются – обо всем этом повествует данная книга.
Статьи по теме:

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической и изучает жизнь человека, как уникального существа с его тревогами и страхами одиночества, конечности существования, изоляции с постоянным поиском смысла своего бытия.

Как поднять настроение – лучшие способы поднять настроение себе и другим

Как поднять настроение себе или близкому человеку? Мрачные периоды бывают у каждого, и важно понимать, что грусть и тоска – чувства, которые тоже нужны. Выйти из такого состояния поможет общение с друзьями, просмотр фильма, чтение книги, смена обстановки.

Буллинг – в учебных заведениях распространенный психологический феномен, представляющий собой моральное и физическое причинение вреда в виде унижений и побоев с вымогательством денег. Травля становится систематической, если не пресечь ее в самом начале.

Ментальная связь – что это значит, как она образуется, как ее разорвать?

Ментальная связь между близкими людьми существовала всегда, но лишь недавно специалисты обратили внимание и начали изучать этот психологический феномен, выражающийся в тонком чувствовании другого, его мыслей, действий, душевного состояния.

womanadvice.ru

Теория логотерапия - методы и польза не только по Франклу

В начале двадцатого века индустриализация обещала обеспечить всех и каждого необходимым и принести изобилие в каждый дом. Научно-технический прогресс шагал огромными шагами по Западной цивилизации. Казалось, что тысячелетия выживания и борьбы со стихией, средневековым мракобесием и междоусобной грызни за ресурсы остаются позади и наступает новая эпоха. Новая эпоха действительно началась, имя ей — высшая стадия капитализма — империализм.

Империалистический передел мира принес человечеству две чудовищных по своим масштабам и расчетливой жестокости мировых войны, лагеря смерти и холокост, газовые камеры и массовые расстрелы, тоталитаризм и оружие массового поражения. Человечество ужаснулось и погрузилось во страх и уныние, апатия захлестнула европейского обывателя. Ощущение отсутствия смысла жизни и абсурдности бытия стали повсеместны.

Никогда еще история человечества, с лишениями и страданиями прошлого, не знала такого количества самоубийств как в первой половине 20 века.Ответом на отчаянный страх стала логотерапия – лечение смыслом в дословном переводе с греческого. Ее автор – австрийский психотерапевт Виктор Франкл, прошедший все ужасы нацистской системы лагерей «Дахау» не просто теоретизирует на тему «В чем смысл жизни», а является сам пациентом своей же терапии смыслом.

Что такое логотерапия.

Теория логотерапии – это учение, которое постулирует мотивацию поведения человека, как стремление к смыслу жизни. По утверждению Виктора Франкла, при любых обстоятельствах человек старается найти смысл своего бытия, сопоставляя этот смысл с окружающей реальностью и людьми.

Еще, будучи заключенным лагеря Аушвиц, Франкл заметил, что некоторые узники ломались очень быстро, не выдерживая побоев капо или надзирателей, голода, холода, изнурительной работы и ощущения беспомощности. Многие просто отказывались выходить на работу, что неминуемо вело их в газовую камеру. Иные бросались на колючую проволоку под высоким напряжением, что прекратить свои страдания. Также Франкл отметил в своих наблюдениях и других заключенных. Тех, которые день ото дня сносили все муки, молча, и даже с неким вызовом обстоятельствам, ежедневно вставали на работу. Никогда не жаловались и не роптали.

У каждого из них был смысл вытерпеть все, что только не пошлет им судьба. У кого-то на воле были родные и любимые и выжить для них, была главная задача. Кто-то мечтал поскорее вернуться к недописанному роману, кого-то тянуло вернуться к любимому плотницкому делу.Имея опыт наблюдения за своими стойкими товарищами по несчастью, Франкл пришел к выводу, что движущая сила человека это его стремление обрести и реализовать смыл жизни, находящийся вне него.

Своей концепцией логотерапии Франкл опровергал Фрейда, утверждавшего, что мотивация человека – это воля к удовлетворению желаний, принцип удовольствия. По сути, стремление к смыслу жизни, воля к нему – это противоположно фрейдовскому принципу удовольствия направленная сила. Когда желание реализовывать свой смысл жизни не совпадает с возможностью, человек погружается в апатию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:   Гуманистическая психотерапия

Следствием такой фрустрации стремления к смыслу своего бытия в человеке является экзистенциальный вакуум, о котором писали Камю, Сартр и Хайдеггер. Следующий этап за экзистенциальным вакуумом, по версии логотерапии, это ноогенный невроз, а это уже клинический случай.

Виктор Франкл утверждал, что пережившее две самых ужасных мировых войны человечество утрачивает смысл жизни. Парадокс, но по мере улучшения качества жизни в 60-ые годы количество людей, страдающих депрессией, алкоголизмом и наркоманией неуклонно растет. Отмечен также рост насилия на улицах городов, семейное насилие, распространение различного толка тоталитарных деструктивных сект. Франкл приводит статистические данные, и интерпретирует их, как прямое доказательство того, что утрата смысла бытия распространяется все больше с каждым годом. Люди ввергают свои единственные жизни во мрак гедонизма от отчаяния от того, что утрачена воля к смыслу. От экзистенциального вакуума, вызванного отсутствием смысла и бесполезности своего существования.

Логотерапия Франкла утверждает, что смысл жизни не некая субъективная сущность, возникающая в человеке или создаваемая им. Смысл жизни существует во внешнем окружающем мире. Франкл определяет три пути осмысления жизни:

— Деятельность;

— Встреча с кем-либо в жизни или приобретение опыта. Постижение любви и/или культуры;

— Страдание.

Смысл любви

Выражаясь словами Л. Толстого: «Мы знаем только то, что любим». Действительно, познание другого человека по настоящему, во всех его сущностных особенностях возможно только через любовь. Любовь позволяет раскрыть человека, увидеть все его качества характера и свойства души, более того человек любящий выявляет потенциал в объекте своей любви, расширяет границы возможного для него.

В логотерапии Франкла любовь не является сублимацией полового влечения. Это не побочное явление секса, а полноправный феномен, наряду с ним, такой же первичный. Секс тогда лишь проявление человеческого, а не животного существа, когда является выразителем любви.

Смысл страдания

Любому истинно верующему христианину этот самый глубинный смысл смерти Христа, смысл его страдания, знаком и понятен. Христос, ради высшей цели и Божьего замысла сносит унижения и страдания, несет свой крест до конца и приносит себя в жертву во имя спасения человечества. Всем, кто интересовался историей Великой Отечественной войны знаком с трагической судьбой генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, перенесшего зверские пытки и принявшего страшную казнь – был заморожен живьем в феврале 1945 года в концентрационном лагере фашистов – Матхаузене.

Когда человек сталкивается лоб в лоб с ситуацией, которую он не может изменить. Когда нет другого пути, кроме как принять свою судьбу, взять на себя свой «крест» и нести его до конца – тогда человеку выпадает шанс постичь наивысшую ценность, имеющую самый глубокий смысл – это жертвенность во имя спасения человечества.

Один из основополагающий принципов логотерапии в том, что человеком движет не стремление к удовлетворению низменных потребностей, и не в избежание боли, а движущий механизм человека это непреодолимое желание ощутить, осознать, и прочувствовать тот единственный смысл происходящего в данный момент времени и пространства, существования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:   Библиотерапия

Но, есть одно важное условие. Страдания должны быть неизбежны. Если, скажем, у больного недуг, которые возможно победить медикаментами, химиотерапией или хирургическим вмешательством, то принятие страданий в этом случае – это мазохизм.

Логодрама

В одной из своих работ по логотерапии Виктор Франкл описывает одну из своих пациенток с нелегкой судьбой. Женщина 30 лет потеряла своего одиннадцатилетнего сына, ее второй ребенок перенес тяжелую болезнь и навсегда остался инвалидом-передвигался только на кресле-каталке.

Женщина попыталась покончить с собой, но ее единственный сын не дал ей этого сделать. В нем было больше ощущения смысла, чем у его матери.

Доктор предложил женщине послушать запись сеанса другой пациентки, также тридцатилетней женщины без детей. На записи был эксперимент, в ходе которого женщина должна была представить себя в восьмидесятилетнем возрасте. По легенде ей в жизни сопутствовал успех у мужчин и финансовое благополучие, но детей не было. «Я купалась в роскоши, флиртовала с мужчинами, брала от жизни все. Но вот мне 80 лет и я бездарно потратила свою жизнь. В ней не было смысла ни на йоту» — вынес сам себе вердикт голос на записи.

Женщина расплакалась, в ее 30 лет она уже воспитала хорошего человека, ухаживала за инвалидом-сыном, и жизнь ее была полна смыслом. Глядя на свою жизнь, мать больного ребенка увидела смысл в страдании на контрасте с беззаботной, но бесцельной жизнью.

Методы логотерапии.

Эту методику разработал последователь Виктора Франкла – Джеймс Крамбо.

Суть ее заключается в «разложении по полочкам» жизни пациента через сознательное знание и творческое воображение. После каждого этапа логоанализа результаты подлежать обсуждению с психотерапевтом. Это позволяет дифференцироваться и смотреть на себя со стороны.

Если совсем коротко, то суть данной методики, разработанной самим доктором Франклом в том, чтобы стремиться к объекту своей фобии. Если, скажем, пациент бояться бессонницы, он все усилия направляет на то, чтобы быстрее уснуть и это ему мешает уснуть. Франкл предлагает концентрироваться на стремлении наоборот бодрствовать как можно дольше. То есть срабатывает парадоксальная интенция, усиленное стремление не спать приведет к скорейшему засыпанию.

Дерефлексия – это метод борьбы с гиперрефлексией.

Эта методика направлена на то, чтобы внимание переключить с самого себя на ценности и смыслы вне пациента. Если парадоксальная интенция- это, своего рода, иронизирование над свой фобией, то дерефлексия – это вовсе игнорирование невроза.

К размышлению о смысле существования, о смысле бытия нас призывают и великие русские мыслители и писатели Федор Достоевский и Лев Толстой, и святые отцы православной церкви Серафим Саровский и Василий Великий, и великие психотерапевты Виктор Франкл и Эрих Берн. Но смыслом нашу жизнь наполнить можем только мы сами, а для этого нужно работать над собой, разбираться в себе и любить себя.

psydeal.com


Смотрите также