Левкас что это такое


Создаем живописную работу в технике

На этом мастер-классе я научу вас старинной технике левкаса на дереве. Левкас — (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Основа для такого грунта – деревянная доска. В наше время технику левкаса художники используют, сохраняя технологии, но заменив некоторые ингредиенты современными материалами. На моём мастер-классе я научу вас создать живописную работу в технике левкаса с момента подготовки доски до окончательной полировки готового произведения.

1. Начнём с доски. Она может быть любого размера. Сегодня мы берём обычную сосновую доску размером 25Х40 см. Пусть она будет не совсем гладкой, с шершавостями на местах спила, с такими вот фактурами — для нас это не имеет значения.

2.Обычной марлей из аптеки проклеиваем на ПВА нашу досточку. Следим, чтобы и торцы были хорошо заклеены марлей. Кладём ткань ровно, без складок. И кисточкой промазываем сверху уже приклеенной марли ещё раз. Просушиваем.

3. Теперь берём обыкновенный гипс из строительного магазина, пва и воду из-под крана. Смешиваем ПВА и гипс в пропорции 1 Х2, добавляем воду, чтобы получилась масса, по консистенции похожая на жидкую сметанку. Для этого подойдёт пластиковый стакан большой. Когда вы насыпите гипс в стакан, плюхнете туда пва, перемешайте и сразу добавляйте воды, перемешайте. Помните, что гипс очень быстро затвердевает. Поэтому не пейте чай в перерывах и не болтайте долго по телефону — действуйте сразу. Добавьте в полученную массу немного коричневого пигмента (тоже из строительного магазина, чтобы она равномерно окрасилась). Это и есть готовый левкас, который описан в древних рецептах иконописцев. Только рыбий клей и прочие старинные ингредиенты мы заменили на гипс и ПВА. Кстати, не подпускайте котов близко к процессу — они нюхают гипс, а это вредно для их чувствительных носиков. Я Сёму не могла отогнать, он любопытный и лезет во все мои дела.

4. Сейчас мы будем получившейся массой аккуратно и не торопясь промазывать досточку, проклеенную марлей. Для этого сойдёт и пластиковый нож, если у вас нет мастихина. Наденьте резиновые перчатки — дело это для рук не очень приятное. Ваша задача «закрыть» все дырочки между нитями марли, сровнять фактуру. Но! Не стоит замазывать совсем, до гладкой ровности. Оставляйте ощущение холста, это придаст живописную ценность вашей будущей работе.

5. Когда первый слой подсохнет, наложите ещё один. Старайтесь аккуратно промазывать и торцы вашего будущего произведения.

Всё, ждите теперь, когда всё хорошо просохнет. Теперь можно принять ванну, выпить чашечку кофе. Покормите кота! 6. Вот перед вами готовая поверхность, на которую вы нанесёте в последствии свою картину. Всё ли хорошо просохло? Важно, чтобы всё было сухо. Ведь вам предстоит ещё отполировать эту поверхность.

7. Я сразу делаю несколько досточек для того, чтобы был запасец. Возня с гипсом — дело хлопотное и лучше уж один раз наделать много досточек, чтобы потом , когда захотелось порисовать — достали из шкафчика готовую досточку и рисуйте себе!

8. Для того, чтобы хорошо отполировать поверхность, вам понадобится наждачная бумага — погрубее для того, чтобы прошкурить основные неровности и нулёвочка — для придания окончательного лоска. Не увлекайтесь чересчур, не трите до посинения. Помните, что под слоем левкаса — ткань, которую при грубом нажатии наждачкой лекго взлохматить. Движения должны быть лёгкими. Главное, чтобы поверхность стала однородной. Ну всё, сдуйте остатки счищенного гипса, протрите отполированный левкас чуть влажной тряпочкой.

9. Всё, можно приступать к живописанию. Заранее придуманную картинку, эскиз — перенесите карандашом на левкас. Подмалёвок, основную прокраску можно сделать акриловыми красками — они быстро сохнут и по ним писать маслом — одно удовольствие. А маслом вы будете прорабатывать детали — глазки, усики, ротики, складочки, ракушки.

10. И вот, готово! Осталось чуть сбрызнуть матовым лаком IDEA, который вы купите в магазине для художников. Вам хватит его на 100 таких картин! Моя картинка в технике левкас, масло — посвящена всем счастливым, добрым и весёлым. Будь то кот, русалка или человек. Да здравствует творчество!

www.livemaster.ru

Левкас - что это такое в иконописи? Техника иконописи :

Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

Левкас – что это такое

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса - Истинном древе Спасителя.

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Рельеф и украшения

Узнав, что это такое - левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта – чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) – точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века.

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Также стоит узнать, что это такое - левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея.

www.syl.ru

Левкас - это... Что такое Левкас?

Левка́с (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Чеканный левкас — левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами.

Левкасить — грунтовать иконную доску.

Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер — левкасчик (левкащик).

В стенописи левкас — грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем.

В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета.

В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.

Левкас и современное искусство

2005 – 2006 Всеукраинский мегапроект «Світ Левкасу» (The World of Levkas), г. Киев, г. Одесса, г. Черновцы, г. Ивано-Франковск, г. Львов, Украина; г. Паланга, Литва, (альбом, 3 тома).

dic.academic.ru

левкас - это... Что такое левкас?

  • Левкас —         (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем… …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (греч. leukas, от leukos белый). Первый слой краски, приготовляемый с мелом; грунт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕВКАС греч. leukas, от leukos, белый. Первый слой краски, приготовляемой с мелом …   Словарь иностранных слов русского языка

  • левкас — грунт, живопись Словарь русских синонимов. левкас сущ., кол во синонимов: 4 • грунт (12) • грунтовка …   Словарь синонимов

  • ЛЕВКАС — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи …   Современная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (от греч. leukos белый) меловой грунт в русской средневековой живописи …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕВКАС — муж. у иконописцев, позолотчиков: род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту; грунт. Левкасный, совый, к нему относящийся. Левкасить что, покрывать левкасом. ся, быть покрываему левкасом. Левкашенье ср., ·длит.… …   Толковый словарь Даля

  • Левкас — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Левкас — (греч. λευκός белый, светлый, ясный)  в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску.… …   Википедия

  • левкас — а; м. [от греч. leukos белый] Спец. Смесь алебастра или мела с клеем, употребляемая для грунтовки дерева; грунт, наведённый этой смесью. * * * левкас (от греч. leukós  белый), меловой грунт в русской средневековой живописи. * * * ЛЕВКАС ЛЕВКАС… …   Энциклопедический словарь

  • левкас — малярная замазка из мела с глиной , левкасить класть грунт , стар. левкасити – то же (XVII в.; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 112 и сл.). Книжное заимствование из греч. λευκάς; см. Фасмер, там же; Маценауэр 240 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Левкас — (от греч. leukós белый)         название Грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Л.» сохранилось в иконописи (См. Иконопись) за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном… …   Большая советская энциклопедия

iconography.academic.ru

ЛЕВКАС - это... Что такое ЛЕВКАС?

  • Левкас —         (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем… …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (греч. leukas, от leukos белый). Первый слой краски, приготовляемый с мелом; грунт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕВКАС греч. leukas, от leukos, белый. Первый слой краски, приготовляемой с мелом …   Словарь иностранных слов русского языка

  • левкас — грунт, живопись Словарь русских синонимов. левкас сущ., кол во синонимов: 4 • грунт (12) • грунтовка …   Словарь синонимов

  • ЛЕВКАС — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи …   Современная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (от греч. leukos белый) меловой грунт в русской средневековой живописи …   Большой Энциклопедический словарь

  • Левкас — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Левкас — (греч. λευκός белый, светлый, ясный)  в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску.… …   Википедия

  • левкас — а; м. [от греч. leukos белый] Спец. Смесь алебастра или мела с клеем, употребляемая для грунтовки дерева; грунт, наведённый этой смесью. * * * левкас (от греч. leukós  белый), меловой грунт в русской средневековой живописи. * * * ЛЕВКАС ЛЕВКАС… …   Энциклопедический словарь

  • левкас — малярная замазка из мела с глиной , левкасить класть грунт , стар. левкасити – то же (XVII в.; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 112 и сл.). Книжное заимствование из греч. λευκάς; см. Фасмер, там же; Маценауэр 240 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Левкас — (от греч. leukós белый)         название Грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Л.» сохранилось в иконописи (См. Иконопись) за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

левкас - это... Что такое левкас?

  • Левкас —         (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем… …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (греч. leukas, от leukos белый). Первый слой краски, приготовляемый с мелом; грунт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЕВКАС греч. leukas, от leukos, белый. Первый слой краски, приготовляемой с мелом …   Словарь иностранных слов русского языка

  • левкас — грунт, живопись Словарь русских синонимов. левкас сущ., кол во синонимов: 4 • грунт (12) • грунтовка …   Словарь синонимов

  • ЛЕВКАС — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи …   Современная энциклопедия

  • ЛЕВКАС — (от греч. leukos белый) меловой грунт в русской средневековой живописи …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕВКАС — муж. у иконописцев, позолотчиков: род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту; грунт. Левкасный, совый, к нему относящийся. Левкасить что, покрывать левкасом. ся, быть покрываему левкасом. Левкашенье ср., ·длит.… …   Толковый словарь Даля

  • Левкас — (от греческого leukos белый), меловой грунт в русской средневековой живописи.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Левкас — (греч. λευκός белый, светлый, ясный)  в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску.… …   Википедия

  • левкас — а; м. [от греч. leukos белый] Спец. Смесь алебастра или мела с клеем, употребляемая для грунтовки дерева; грунт, наведённый этой смесью. * * * левкас (от греч. leukós  белый), меловой грунт в русской средневековой живописи. * * * ЛЕВКАС ЛЕВКАС… …   Энциклопедический словарь

  • Левкас — (от греч. leukós белый)         название Грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Л.» сохранилось в иконописи (См. Иконопись) за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru


Смотрите также