Ленд лиз что это такое


Значение ленд-лиза для СССР

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе. В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика — система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, оружие и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 годПосле нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои — столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества. Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.Авиатехника в рамках программы ленд-лизаС начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска — Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди — 76%, алюминию — 106%, олову — 223%, кобальту — 138%, шерсти — 102%, сахару — 66% и мясным консервам — 480%.Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей. Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство — 1087 вагонов).Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона — Вэника.Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма — 674 млн долларов — и срок окончательного погашения — 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Лендлиз - это... Что такое Лендлиз?

Лендлиз Президент США Франклин Д. Рузвельт подписывает закон о Ленд-лизе.

Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе[1], передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

  • поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5) [2];
  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США [3].

Всего поставки по ленд-лизу составили около $50.1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31.4 млрд было поставлено в Великобританию, $11.3 млрд — в СССР, $3.2 млрд — во Францию и $1.6 млрд — в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7.8 млрд, из которых $6.8 млрд пришелся на Великобританию и страны Содружества[4].

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение[5], как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Объём поставок и значение ленд-лиза

Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года[6]) были отправлены получателям, в том числе:

Страна-получатель Объём помощи в ценах 1941—1945 гг., млрд $ Объём помощи в ценах 2008 г., млрд $
Великобритания 31,4 ~380
СССР 11,3 ~140
Франция 3,2 ~40
Китай 1,6 ~20

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества. Обратный ленд-лиз от СССР составил $2.2 млн.[7].

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР. [8]

Значение ленд-лиза в победе Объединённых наций над странами Оси иллюстрирует таблица ниже, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Этот график показывает соотношение ВВП Объединённых наций/стран Оси в течение 1938—1945 гг. Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австрия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274[9] 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединённые нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединённые нации/Страны Оси : 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

Примечание: Подробно методология составления данной таблицы освещена в статье Военное производство во время Второй мировой войны.

Динамика экспортных поставок США в Великобританию в 1939—1941 гг. и доля ленд лиза в общем объеме

Как показывает приведённая выше таблица ( из про Американских источников) , к декабрю 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Стоит учесть, однако, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 78 млн осталось на оккупированных территориях[10].

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР [11].

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США[12].

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Уже с 1943 г., когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.[13]

Поставки в СССР

Подписание договоров по ленд-лизу

БМ-13 «Катюша» на платформе Студебеккера

Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:

Маршруты и объем поставок

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже [14]

Маршруты поставки тоннаж, тыс. т  % от общего
Тихоокеанский 8 244 47,1
Транс-иранский 4 160 23,8
Арктические конвои 3 964 22,6
Чёрное море 681 3,9
советская Арктика 452 2,6
Всего 17 501 100,0

Три маршрута — тихоокеанский, транс-иранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93.5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР [15].

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Студебекеры в Иране по пути в СССР

Транс-иранский маршрут в августе 1941 года позволял транспортировать всего 10 000 тонн в месяц. Чтобы увеличить объёмы поставок требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и транс-иранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. К октябрю 1942 года объёмы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 — до 100 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов [16].

Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.

Этот список показывает поставки в СССР до 30 сентября 1945 года [17].

Летательных аппаратов 22 150
Танков 12 700
Легковых джипов и вездеходов 51 503
Грузовых машин 375 883
Мотоциклов 35 170
Тракторов 8 071
Винтовок 8 218
Автоматического оружия 131 633
Пистолетов 12 997
Взрывчатые вещества 345 735 тонн
Динамита 70 400 000 фунтов
Пороха 127 000 тонн
Тротила 271 500 000 фунтов
Толуола 237 400 000 фунтов
Детонаторов 903 000
Оборудования зданий $10 910 000
Товарных вагонов 11 155
Локомотивов 1 981
Грузовых судов 90
Противолодочных кораблей 105
Торпед 197
Радиолокаторов 445
Двигателей для кораблей 7 784
Запасов продовольствия 4 478 000 тонн
Машин и оборудования $1 078 965 000
Цветных металлов 802 000 тонн
Нефтепродуктов 2 670 000 тонн
Химикалий 842 000 тонн
Хлопка 106 893 000 тонн
Кожи 49 860 тонн
Шин 3 786 000
Армейских ботинок 15 417 000 пар
Одеял 1 541 590
Спирта 331 066 л
Пуговицы 257 723 498 шт.[18]

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И.В. Сталин писал:

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом.

Первую официальную историческую оценку роли ленд лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году:

…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %[20].

Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если счет шел на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие — с алюминием[21].

Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году, соответственно комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд лиза.

Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:

Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии[22].

Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

— … когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.[23]

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

Основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей для нашей «боевой девушки», в СССР было выпущено всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ сохранилось только четыре реактивных миномёта «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС-6. Один находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй — в Запорожье. Третий миномёт на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кировограде. Четвёртый стоит в Нижегородском кремле.

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины)[24]. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина[25], использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. [26] В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941—1945». Однако в самой статье написано[27], что США и Британия поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941—1945 гг. было произведено 5539 тыс. тонн авиабензина, то есть западные поставки составили лишь 18 % от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таков был в советском авиапарке процент самолетов поставленных СССР в рамках ленд-лиза, то очевидно, что бензин импортировали именно для импортных же самолетов. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в т.ч. 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже[28][29]:

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Ленд-лиз/Производство СССР, в %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 (по данным В.Б. Соколова - 5,5 млн. тонн[30]) 1087 23 %
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92 %
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. [31] За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой — $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря 2006[32].

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу [33]. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Россия)

Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн[34]. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — $674 млн.[35]

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов. [36][37]

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7%.

Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд лиз в размере $722 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза[38]. Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года[39]. При условии выплаты $674 млн. в 1990 году, общий объем советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн. долларов США[40], т.е. около 1% от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончанию войны, в соответствие с законом о ленд-лизе, возвращено США.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-Byrnes accords)[41] урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

Примечания

  1. ↑ На примере СССР, по ленд лизу было получено материалов на $11,3 млрд, из которых было оплачено менее 1 %. Оставшиеся 99 % были получены фактически на безвозмездной основе — подробнее см. раздел Долги по ленд-лизу и их выплата
  2. ↑ Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  3. ↑ Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  4. ↑ Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  5. ↑ Например отказывая СССР в поставках такого остродефицитного сырья как дюралюминий и вольфрам США снабжали им Третий рейх [1].
  6. ↑ Пересчет произведен на основе официальных данных по инфляции в США за 1913—2008 год от Bureau of Labor Statistics (США)
  7. ↑ 'The Big 'L'--American Logistics in World War II', Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington, DC
  8. ↑ Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  9. ↑ «В СССР не раз признавали огромное значение техники и материалов, необходимых для ведения боевых действий, поступавших из Соединенных Штатов при участии Англии в Советский Союз. Но в 1942 году согласованные планы этих поставок были выполнены только на 55 процентов. В сложнейшее время подготовки Курской операции (в Вашингтоне и Лондоне об этой работе знали) поставки были прерваны на 9 месяцев и возобновились только в сентябре 1943 года. Такой длительный перерыв — это вопрос не технический, но политический!» (О. Б. Рахманин, [2]). См. также [3].
  10. ↑ Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Москва, 1998, гл. 10
  11. ↑ Подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30/06/1942.
  12. ↑ The Reichstag speech of December 11, 1941: Hitler’s declaration of war against the United States
  13. ↑ http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUMANEV_Georgiy_Aleksandrovich/Govoryat_stalinskie_narkomy.(2005).%5Bdoc%5D.zip
  14. ↑ Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998. С. 10
  15. ↑ Заостровцев Г. А. «Северные Конвои: Исследования, воспоминания, документы», Архангельск 1991. ч. 27
  16. ↑ В. Зимонин «Ленд-лиз: как это было», 26.10.2006, газета «Красная Звезда»
  17. ↑ Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  18. ↑ [4]
  19. ↑ Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941-1945
  20. ↑ Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948
  21. ↑ Артем Кречетников, «Садовый шланг» Франклина Рузвельта, 29 июня 2007 г., BBCRussian.com
  22. ↑ Из донесения председателя КГБ В. Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161—162
  23. ↑ Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы», стр. 70— Смоленск: Русич, 2005
  24. ↑ http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  25. ↑ http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  26. ↑ http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  27. ↑ http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  28. ↑ Федеральное агентство по государственным резервам, «Резервы в годы Великой Отечественной войны»
  29. ↑ http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  30. ↑ http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  31. ↑ В. Гаков «Зеленая цена Победы», Журнал «Деньги» № 23, 06/2002
  32. ↑ http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/6215847.stm
  33. ↑ «America Calls In Debts», Taiwan Jurnal, 03/09/1989
  34. ↑ Журнал TIME (США), 'Bad Debt' от 08.10.1960
  35. ↑ соответствует согласованной в 1972 году сумме долга в $722 млн. за вычетом $48 млн советских выплат
  36. ↑ «Россия отдает долги Второй Мировой войны» от 05/09/2003, информационное агентство Washington Proile (США)
  37. ↑ Ретуев А. В. «История механизма межгосударственных лизинговых отношений в военно-технической сфере» от 03/10/2005
  38. ↑ Индекс цен в США на конец 1945 года составлял 18.0, на конец 1972 года - 41.8, или в 2,3 раза выше [5]
  39. ↑ Индекс цен в США на конец 1945 года составлял 18.0, на июнь 1990 года - 129.9, или в 7,7 раза выше [6]
  40. ↑ $674/7,7+$$48/2,3 = $108.4 млн. в ценах 1945 года
  41. ↑ http://www.ambafrance-us.org/franceus/pacte.asp

Ссылки

  • Музей Ленд-лиза
  • Закон о ленд-лизе
  • Ленд-лиз на два фронта. Юрий Нерсесов.
  • Официальная история ленд-лиза в Англию(англ.)
  • «Ленд-лиз: оружие победы», Стеттиниус Эдвард, американский администратор программы Ленд-лиза с 1941 по 1943
  • Спасительный ленд-лиз. Александр Вислых.
  • Восточный Фронт — ленд-лиз
  • Ленд-лиз
  • Уроки прошлого-5. А. Борцов.
  • Ленд-лиз дорогого стоит
  • Ленд-лиз на hrono.ru
  • «Катюша»: её залпы сводили фашистов с ума
  • Ленд-лиз на airforce.ru
  • Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны. — Т.2: Документы и материалы 1 января — 31 декабря 1944. — М: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946 — С.142 — 147
  • R. H. Jones «The Roads to Russia: United State Lend-Lease to the Soviet Union», University of Oklahoma, 1969.
  • Военная помощь Советскому Союзу
  • Владимир Симонов. Когда солдаты шли к Эльбе
  • Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941—1945. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1957. (англ.)
  • Вокруг Ленд-Лиза
  • Ленд-лиз и переписка председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны.
  • lend-lease.airforce.ru
  • В. Н. Косторниченко Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 11. М., 2005. С. 142—147
  • Lend-Lease to Russia and the Origins of the Cold War, 1944—1945, George C. Herring, The Journal of American History, Vol. 56, No. 1. (Jun., 1969), pp. 93-114
  • У берегов Гайаны обнаружено затонувшее судно с сокровищами СССР
  • http://zhurnal.lib.ru/b/bushauskas_a/64.shtml
  • http://tolkien.su/forum/index.php/topic,15433.0.html

dic.academic.ru

ЛЕНД-ЛИЗ

Авторы: Н. Ф. Азясский

ЛЕНД-ЛИЗ (от англ. lend – да­вать взай­мы и lease – сда­вать в арен­ду), су­ще­ство­вав­шая в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны сис­те­ма пе­ре­да­чи со сто­ро­ны США взай­мы или в арен­ду воо­ру­же­ния, бо­е­при­па­сов, транс­порт­ных средств, пром. обо­ру­до­ва­ния, неф­те­про­дук­тов, сы­рья, про­до­воль­ст­вия, ин­фор­ма­ции и ус­луг, не­об­хо­ди­мых для ве­де­ния вой­ны, стра­нам – со­юз­ни­цам по ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции.

Идея Л.-л. при­над­ле­жа­ла пре­зи­ден­ту США Ф. Д. Руз­вель­ту, стре­мив­ше­му­ся ока­зать под­держ­ку го­су­дар­ст­вам, под­верг­шим­ся на­па­де­нию герм. и япон. аг­рес­со­ров. За­кон о Л.-л. при­нят Кон­грес­сом США 11.3.1941. Срок дей­ст­вия его не­од­но­крат­но про­дле­вал­ся и рас­про­стра­нял­ся не толь­ко на пе­ри­од вой­ны, но и на пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды. По­став­ки осу­ще­ст­в­ля­лись на ос­но­ве дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний ме­ж­ду США и стра­ной, по­лу­чав­шей по­мощь. В за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий эти со­гла­ше­ния под­раз­де­ля­лись на 4 груп­пы и рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли по­ря­док оп­ла­ты или воз­ме­ще­ния по­ста­вок, со­дер­жа­ли обя­за­тель­ст­ва стран-по­лу­ча­те­лей в свою оче­редь пре­дос­тав­лять США сы­рьё, ма­те­риа­лы и разл. то­ва­ры. К 30.6.1945 та­кие со­гла­ше­ния бы­ли под­пи­са­ны США с 35 стра­на­ми, од­на­ко фак­ти­че­ски по­став­ки осу­ще­ст­в­ля­лись бо­лее чем в 60 стран (вклю­чая Ве­ли­ко­бри­та­нию, СССР, Ки­тай, Ав­ст­ра­лию, Бель­гию, Ни­дер­лан­ды, Но­вую Зе­лан­дию) и на 31.12.1945 оце­ни­ва­лись об­щей сум­мой ок. 49,1 млрд. долл. Об­рат­ные по­став­ки, по­лу­чен­ные США до 2.9.1945, оце­ни­ва­ют­ся сум­мой св. 7,3 млрд. долл. Из об­щей сум­мы по­мо­щи по Л.-л. стра­ны Брит. им­пе­рии по­лу­чи­ли до кон. 1945 ок. 30,8 млрд. долл., Фран­ция с ко­ло­ния­ми – ок. 2,4 млрд. долл., го­минь­да­нов­ский Ки­тай – св. 1,3 млрд. долл. В про­цент­ном от­но­ше­нии все по­став­ки США по Л.-л. со­ста­ви­ли: воо­ру­же­ния 46,9%, пром. обо­ру­до­ва­ние и то­ва­ры 22,2%, неф­те­про­дук­ты 5,2%, сель­хоз­про­дук­ция 12,8%, ус­лу­ги и др. по­мощь 12,9%.

Со­гла­ше­ние о по­став­ках в СССР по Л.-л. под­пи­са­но 11.6.1942, од­на­ко фак­ти­че­ски по­став­ки на­ча­лись с но­яб. 1941 и на 31.12.1945 их стои­мость со­ста­ви­ла св. 11,1 млрд. долл., из ко­то­рых на са­мо­лё­ты при­шлось ок. 1,2 млрд., тан­ки и САУ – 618 млн., ав­то­мо­би­ли – ок. 1,15 млрд., су­да – 689 млн., на ар­тил­ле­рию – 302 млн., бо­е­при­па­сы – 482 млн., стан­ки и ма­ши­ны – ок. 1,6 млрд., ме­тал­лы – 879 млн., про­до­воль­ст­вие – св. 1,7 млрд. долл. и т. д. (до­ля СССР – св. 22% всех по­ста­вок по Л.-л.). Об­рат­ные по­став­ки из СССР в США оце­ни­ва­ют­ся сум­мой в 2,2 млрд. долл. По­мощь США по Л.-л., а так­же брит. и ка­над. по­став­ки в СССР в об­щей слож­но­сти со­ста­ви­ли 4% сов. пром. про­из-ва воо­ру­же­ния и во­ен. обо­ру­до­ва­ния за го­ды вой­ны, и осн. по­ток этих по­ста­вок при­шёл­ся на 1943–44, ко­гда уже был дос­тиг­нут ко­рен­ной пе­ре­лом в вой­не. Од­на­ко сле­ду­ет учесть, что амер. по­став­ки в СССР край­не не­об­хо­ди­мых ма­те­риа­лов (по­ро­хов, ору­жия, лис­то­вой ста­ли, про­до­воль­ст­вия и др.) на­ча­лись осе­нью 1941. В це­лом по­став­ки по Л.-л. яви­лись не толь­ко ма­те­ри­аль­ной по­мо­щью, но и по­ли­тич., мо­раль­ной под­держ­кой сов. на­ро­да в вой­не с Гер­ма­ни­ей.

По амер. офиц. дан­ным, к кон­цу сент. 1945 из США в СССР от­прав­ле­но 14795 са­мо­лё­тов, 7056 тан­ков, 8218 зе­нит­ных ору­дий, 131600 пу­ле­мё­тов; из Ве­ли­ко­бри­та­нии (по 30.4.1944) – 3384 са­мо­лё­та и 4292 тан­ка; 1188 тан­ков дос­тав­ле­ны из Ка­на­ды. Кро­ме воо­ру­же­ния, СССР по­лу­чал из США по Л.-л. ав­то­мо­би­ли, трак­то­ры, мо­то­цик­лы, су­да, ло­ко­мо­ти­вы, ва­го­ны, про­до­воль­ст­вие и др. то­ва­ры. Не­ко­то­рая часть амер. по­ста­вок не до­хо­ди­ла до СССР, т. к. унич­то­жа­лась герм. во­ен.-мор. фло­том при мор. пе­ре­хо­дах транс­пор­тов (см. Кон­вои со­юз­ные в СССР в 1941–45). Все­го с 1.6.1941 по сент. 1945 в СССР на­прав­ле­но 17,5 млн. т разл. гру­зов, дос­тав­ле­но к мес­ту на­зна­че­ния 16,6 млн. т (ос­таль­ное со­ста­ви­ли по­те­ри при по­то­п­ле­нии су­дов). Сов. Со­юз по­ста­вил США 300 тыс. т хро­мо­вой ру­ды, 32 тыс. т мар­ган­це­вой ру­ды, зна­чит. ко­ли­че­ст­во пла­ти­ны, зо­ло­та, ле­са; в сов. пор­тах осу­ще­ст­в­лял­ся бес­плат­ный ре­монт амер. су­дов. По­сле ка­пи­ту­ля­ции Гер­ма­нии США пре­кра­ти­ли по­став­ки по Л.-л. в Ев­роп. часть СССР, но не­ко­то­рое вре­мя про­дол­жа­ли их на сов. Даль­ний Вос­ток. В окт. 1945 за­клю­че­но сов.-амер. со­гла­ше­ние о по­став­ках СССР в фор­ме дол­го­сроч­но­го кре­ди­та обо­ру­до­ва­ния на об­щую сум­му 244 млн. долл. В дек. 1946 США пре­кра­ти­ли дей­ст­вие это­го со­гла­ше­ния.

В по­сле­во­ен­ные го­ды ме­ж­ду СССР и США не­од­но­крат­но ве­лись пе­ре­го­во­ры о рас­чё­тах по Л.-л. СССР воз­вра­тил США часть по­лу­чен­но­го им иму­ще­ст­ва и изъ­я­вил го­тов­ность оп­ла­тить ос­тав­шее­ся, од­на­ко, по мне­нию сов. сто­ро­ны, рас­чёт дол­жен был вес­тись не в со­от­вет­ст­вии с ре­аль­ной за­дол­жен­но­стью, а на ос­но­ве «бри­тан­ско­го пре­це­ден­та» – про­пор­ций при оп­ре­де­ле­нии дол­га ме­ж­ду США и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, ко­то­рые бы­ли за­кре­п­ле­ны в мар­те 1946. Со­гла­ше­ние дос­тиг­ну­то не бы­ло из-за на­чав­шей­ся «хо­лод­ной вой­ны». Толь­ко в окт. 1972 сто­ро­ны под­пи­са­ли до­ку­мент об уре­гу­ли­ро­ва­нии пре­тен­зий по Л.-л. на сум­му 722 млн. долл. (вклю­чая про­цен­ты), ко­то­рую СССР обя­зал­ся вы­пла­тить к 2001 при ус­ло­вии пре­дос­тав­ле­ния ему ре­жи­ма наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния в тор­гов­ле с США, а так­же экс­порт­ных кре­ди­тов и га­ран­тий. К 1973 про­ве­де­ны пла­те­жи на сум­му 48 млн. долл. Од­на­ко в ре­зуль­та­те от­ка­за США обес­пе­чить ого­во­рён­ные ус­ло­вия реа­ли­за­ция со­гла­ше­ния о вы­пла­те дол­гов ос­та­лась не­за­вер­шён­ной. В 1990 дос­тиг­ну­та пред­ва­рит. сов.-амер. до­го­во­рён­ность об ус­та­нов­лении окон­чат. сро­ка по­га­ше­ния за­дол­жен­но­сти по Л.-л. к 2030. С 1992 пра­во­пре­ем­ни­ком в от­но­ше­нии фи­нан­со­вых обя­за­тельств быв. СССР яв­ля­ет­ся Рос. Фе­де­ра­ция.

bigenc.ru

О ленд-лизе объективно и без эмоций

Что получил СССР от западных союзников в 1941-1945 годахЧто такое ленд-лиз (lend-lease)? Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику. При этом оговариваются условия урегулирования расчетов за эту помощь. Материалы, уничтоженные, утраченные, использованные в период боевых действий, не подлежали оплате. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, оплачивается в порядке погашения долгосрочного кредита или возвращается поставщику.Именно на таких условиях осуществлялись поставки Советскому Союзу из США, Великобритании и Канады. Великая Отечественная война окончилась 65 лет назад, но до сих пор не утихают споры о том, какую роль в достижении Победы в 1945-м сыграла эта союзническая помощь СССР.

ПЕРВЫЕ ПОСТАВКИ

12 июля было подписано Соглашение о совместных действиях правительств СССР и Великобритании в войне против Германии, в котором оба правительства обязались оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода.В конце августа в Архангельск прибыл первый конвой судов под названием «Дервиш» (РО-О). В его составе был авианосец «Аргус», на котором в СССР доставлены самолеты-истребители «Харрикейн». Они составили основу 78-го авиаполка ВВС Северного флота, командиром которого стал прославленный летчик Б. Ф. Сафонов, первый ас в СССР, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.Через несколько дней Черчилль пишет Сталину: «Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных в Соединенных Штатах».Часть этих истребителей успела принять участие в осенне-зимней битве под Москвой.В августе-сентябре 1941 года Англия смогла отправить в СССР не только самолеты, но и средние танки «Матильда» и «Валентайн».В США реакция общественности на известие о вторжении Германии в СССР не была столь определенной, как в Англии.Сближение Советского Союза с фашистской Германией, подписание с ней пакта о ненападении и договора о дружбе в августе 1939 года американцы встретили в высшей степени отрицательно. Оживились антисоветские настроения, 55% опрошенных американцев высказались против помощи СССР. Тем не менее уже через два дня после нападения Германии на СССР президент США Ф. Рузвельт пригласил представителей прессы в свой кабинет и заявил: «Конечно же, мы собираемся оказать всю возможную помощь России».Юридической основой первых поставок из США в СССР явились официальное продление советско-американского торгового соглашения 1937 года и выдача лицензий на экспорт в СССР вооружений с предоставлением для перевозок американских морских судов. Первым трехсторонним документом, в котором конкретно было указано требуемое количество тех или иных вооружений, военной техники и других материалов, стал Московский протокол трех держав по результатам конференции, проходившей в Москве с 29 сентября по 2 октября 1941 года. Документ был подписан В. М. Молотовым от СССР, А. Гарриманом от США и лордом Бивербруком от Великобритании.В протоколе были зафиксированы потребности СССР в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах как стоимость запрашиваемого в протоколе не оговаривалась.Любопытный факт - А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».Как пишет известный английский историк Александр Верт в своей книге «Россия в войне», лорд Бивербрук полностью отдавал себе отчет в том, что «русские сейчас единственный народ в мире, серьезно ослабевающий Германию, и что в интересах Англии обойтись без некоторых вещей и передать их России».Протоколом конкретно предусматривалась поставка в СССР «3000 самолетов, 4500 танков, а также различного оборудования, сырья, продовольствия, материалов и медицинского снабжения - всего 1,5 млн т грузов, подлежащих отправке из США и Англии в СССР. Их общая стоимость - более 1 млрд долларов».До октября 1941-го за полученные материалы СССР платил наличными из своего золотого запаса. Первое судно с секретным грузом - 10 тоннами золота на борту было отправлено из СССР к берегам США в сентябре 1941 года.30 октября Рузвельт в послании Сталину одобрил Московский протокол и дал распоряжение с ноября 1941 года осуществлять поставки в СССР на основе закона о ленд-лизе. Официально же решение о ленд-лизе было зафиксировано президентом США лишь 11 июня 1942 года в Соглашении о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. От СССР его подписал посол в США М. М. Литвинов, после отъезда из США В. М. Молотова, который проводил переговоры с американским руководством.Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия начиная с шестого года после окончания войны.Однако нельзя не отметить, что в намеченном на 1941 год объеме поставки из США задерживались.Так, по плану на октябрь-ноябрь вместо 41 судна с грузами курсом к советским берегам вышли только 28.Более точно в 1941 году выполняла свои обязательства Великобритания. Вместо 600 обещанных самолетов она поставила в СССР 711, из 750 танков - 466, из 600 танкеток - 300. Кроме того, СССР получил в это время от англичан некоторое количество пушек и противотанковых ружей.

САМОЛЕТЫ, ТАНКИ, АВТОМОБИЛИ...

После Московского протокола, действовавшего до 30 июня 1942 года, основными странами антигитлеровской коалиции были подписаны еще три аналогичных документа, каждый на годичный срок: в Вашингтоне - 6 ноября 1942 года, Лондоне - 19 октября 1943 года и Оттаве - 17 апреля 1944 года. Они и определили объем и состав ленд-лизовских поставок до конца Второй мировой войны. Какие же военная техника и вооружение, материалы входили в список ленд-лизовских поставок и были получены в Советском Союзе? До середины 1942 года СССР получил от союзников 3100 самолетов. В их числе истребители «Аэрокобра», заслужившие высокую оценку наших летчиков, в том числе трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Ведь 48 из 59 сбитых им немецких самолетов он записал на свой боевой счет, летая на «Аэрокобрах».Хорошо отзывались наши пилоты и о бомбардировщиках из США «Митчел Б-25» и «Бостон А-20». А вот английские «Харрикейны» не вызывали восторга у советских летчиков. Истребители «Спитфайер» превосходили эти самолеты по целому ряду ТТХ, но их было мало.Более сдержанные, но все же положительные оценки советские летчики давали другим типам ленд-лизовских самолетов («Томагавк Р-40», «Киттихаук Р-47» и др.). Зато моряки восторженно встречали поставки летающих лодок «Каталина».К 1 октября 1944 года СССР получил от союзников 14 700 самолетов. Всего же за все годы Великой Отечественной войны союзники отправили в Советский Союз 22 195 самолетов (по другим данным - 18 297). СССР за период войны произвел на своих заводах, по российским данным, 143 000 самолетов (по зарубежным данным - 116 494). Таким образом, каждый пятый-шестой самолет в ВВС РККА был ленд-лизовским.Доля ленд-лизовских поставок в авиации советского Военно-морского флота превышала 20% (2148 самолетов).Стоимость авиационного ленд-лиза в СССР в целом составила 3,6 млрд долларов, или около 35% от общей суммы союзнической помощи.Нашей авиации требовался высооктановый бензин, а это было слабым местом советской экономики. Нехватка авиационного бензина компенсировалась поставками по ленд-лизу. Из США, Великобритании и Канады поступило более 1,5 млн тонн этого горючего, что несколько превышало его производство в СССР.Основным материалом для постройки самолета служит алюминий. К ноябрю 1942 года Советский Союз потерял 60% мощностей алюминиевого производства. Потребность же в алюминии, по словам А. И. Микояна, составляла 4000 тонн в месяц и, кроме того, 500 тонн дюралюмина. Все западные поставки алюминия за войну составили 325 тысяч тонн.Счет танкового ленд-лиза открыли английские бронированные машины, сошедшие на причал Архангельского порта с судов конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года. Всего за годы войны отправлено в СССР 12 788 танков (из США - 7500, из Англии - 5218).В Советском Союзе за этот период было произведено 110 000 танков. Таким образом, Красная армия имела в своем составе 12% импортных танков.Больше всего в РККА было американских средних танков «Генерал Шерман» с 75-мм пушкой и броней толщиной 38-100 мм и «Стюарт», вооруженных 75-мм и 37-мм пушками.Из английских танков самыми массовыми в ленд-лизовских поставках являлись упоминавшиеся средние танки «Валентайн» и «Матильда». Первый из них имел на вооружении 60-мм, второй 40-мм пушку. Англичане поставляли и тяжелый танк «Черчилль» с броней до 152 мм и 75-мм пушкой.Союзники также отправили в Советский Союз 4912 противотанковых орудий, 8218 зенитных пушек, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулеметов и 320 тысяч тонн взрывчатых веществ.Летом и осенью 1941 года грузовой автопарк СССР лишился 159 тысяч машин (58% от первоначального состава), а также ряда заводов, производивших комплектующие части автомобилей. Нехватка автотранспорта отрицательно сказывалась на мобильности артиллерии, возможности передислокации.На помощь пришли ленд-лизовские машины, главным образом из США. Именно они во многом решили проблему перемещения артустановок. Это прежде всего «Студебекеры», «Доджи», «Виллисы», «Форды».Всего от союзников, главным образом из США, Советский Союз получил 427 386 (по другим данным - 477 785) автомобилей разных моделей и 35 170 мотоциклов.Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна.К сожалению, основная масса кораблей начала поступать в СССР только в 1944 году, причем большей частью на Тихоокеанский флот, в преддверии войны с Японией.От союзников СССР получил около 1000 радиолокационных станций и гидролокаторов. 25 процентов всего ленд-лиза составляло продовольствие.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ

Для доставки в СССР ленд-лизовских грузов существовало четыре основных маршрута.Первый, самый короткий, по которому перевезено 4 млн грузов (22,6%), пролегал через Северную Атлантику по району между Шпицбергеном и берегами занятой немцами Норвегии. С августа 1941 по май 1945 года от Исландии и Англии до Мурманска и Архангельска совершил переход 41 арктический конвой. Всего в конвоях было 811 судов.В результате атак германских подводных лодок и авиации в пути погибли 100 судов (82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран), а с ними тысячи американских, английских, канадских и советских моряков.Второй маршрут ленд-лизовских поставок, получивший наименование «персидский коридор», проходил от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. По этому маршруту перевезено 4,2 млн тонн грузов (23,8%). Он стал действовать с 1942 года, после того как в Иран вошли оккупационные войска Англии и Советского Союза в соответствии с заключенным англо-советско-иранским договором.В Иране союзниками были построены дополнительные шоссейные и железные дороги, аэродромы, авиамастерские и автосборочные предприятия. Отсюда прилетевшие и привезенные самолеты перегонялись советскими летчиками на территорию СССР к фронту, а автомобили, нагруженные ленд-лизовскими материалами, своим ходом, преодолевая сложный, более чем тысячекилометровый путь по пустыням и горной местности, шли к советской границе до азербайджанского города Джульфа или до иранских портов на южном берегу Каспийского моря.По третьему, тихоокеанскому маршруту, функционировавшему в течение всей войны, объем доставленных в СССР грузов был наибольшим и составил 8 млн тонн (47,1%). Ленд-лизовские материалы загружались на пароходы в портах западного побережья США и прибывали в Петропавловск-Камчатский, Магадан и Владивосток.Конвоев на тихоокеанском маршруте не было. Все суда шли в одиночку, «капельными рейсами», но почти на каждом судне имелись пушки, пулеметы и небольшие военные команды. Потери здесь были несравненно меньшими, чем в северных конвоях, но до десятка торпедированных судов насчитать можно.Четвертый маршрут был особый, связанный с авиационным ленд-лизом. Это так называемый АЛСИБ. По нему американские самолеты перегонялись в СССР своим ходом по трассе Аляска - Чукотка - Якутия - Красноярск. Из Красноярска истребители со сложными крыльями грузились на железнодорожные платформы и перевозились в Европейскую часть страны, а бомбардировщики сами перелетали на фронтовые аэродромы.По этому маршруту в СССР доставлено около 8000 самолетов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А-20» и «Митчелл Б-25», а также 710 транспортных самолетов «Дуглас С-47».Общая стоимость помощи СССР по ленд-лизу, по расчетам российских экономистов и историков (Н. В. Бутенина и др.) постсоветских лет, - более 12 млрд долларов (по цене военных лет). Игорь КРАСНОВкандидат экономических наук---------------------------------------------------------------------------ПОМНИМ, ЦЕНИМ, БЛАГОДАРИММНЕНИЯ РОССИЙСКИХ И БРИТАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ О ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Все четыре года войны союзники по антигитлеровской коалиции поставляли по ленд-лизу в СССР вооружение, боеприпасы, продовольствие, военную технику... Насколько существенной была эта помощь и мог ли победить Советский Союз без поддержки Великобритании и Соединенных Штатов? Ответить на этот вопрос попытались российские и британские эксперты в ходе видеомоста Москва - Лондон в РИА Новости. Присутствовал на нем и корреспондент «Военно-промышленного курьера», который приводит высказывания некоторых его участников.

Олег РЖЕШЕВСКИЙ

Научный руководитель Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории

- Знаю одно: благодаря в том числе американской, британской, канадской помощи, помощи других стран мы совместно выиграли войну. Одержали победу над крайне опасным и мощным противником, который подмял всю Европу и сумел сколотить военный блок из агрессивных стран.Вне всякого сомнения, помощь, которую мы получали по ленд-лизу, прежде всего через знаменитые северные конвои (они шли в Советский Союз из Великобритании в 1941-1942 годах и позднее), имела очень большое значение. Особенно в первые годы войны, хотя в 1941-м она была весьма и весьма незначительной.Гораздо больший эффект тогда имел моральный фактор, причем не только для армии, но и для всего нашего народа. Сознание того, что мы не одни, что ведем борьбу вместе с такими мощными союзниками, как Великобритания и США, имело большое значение для поднятия морального духа бойцов на фронте и населения в тылу.Помощь по ленд-лизу высоко оценивается в нашей стране. Нет ни одной серьезной работы, в которой бы об этой помощи не говорилось, не давалась ей соответствующая оценка. И сегодня мы можем еще раз высказать за это благодарность руководству и народам стран антигитлеровской коалиции.

Ричард ОВЕРИПрофессор Эксетерского университета

- Насколько важна была помощь, чтобы ваша страна выиграла в той войне? Мы помним, что Советский Союз еще до поступления полноценной помощи по ленд-лизу сумел отбросить фашистов от стен Москвы. Надо понимать: глубинные изменения и предпосылки для этого перелома произошли в советских войсках еще до начала поставок по ленд-лизу.

Но ленд-лиз, на мой взгляд, был крайне важен. Он помог Советскому Союзу в планомерном снабжении армии оружием и боеприпасами, запасами материальных средств, топлива. Помимо этого поставлялись продукты питания, сырье, технологии... Все это позволило СССР перенацелить свою промышленность на производство в первую очередь вооружений и военной техники.

Мне кажется, разноплановые поставки, причем не только ВВТ, но и различных материалов, оборудования, помогли Советскому Союзу более успешно осуществлять крупномасштабные наступательные операции, в том числе в 1943-1944 годах. Поэтому их важность никак не преуменьшить.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Ленд-лиз. Мифы и реальность

История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина.

История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» — 301 шт., крейсерских «Кромвель» — 6 шт. Из Канады: «Валентайн» — 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

pikabu.ru

Что такое лендлиз?

Американские консервы по лендлизу

Лендлиз (англ. «lend» — давать взаймы, «lease» — сдавать в аренду) — программа помощи Советскому Союзу от Соединенных Штатов Америки, Канады и Англии в годы Великой Отечественной войны. Лендлиз действовал не только в рамках США, Англия, Канада — СССР, но и в направлении США — Англия, США — Франция, США — Греция, правда, помощь последних трёх случаях — мелочь по сравнению с объемами поставок военной техники, продовольствия, горючего и многого другого, осуществленного союзническими державами Советскому Союзу.

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал министру своего кабинета лорду Бивербруку: «Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны».

В тот же день Черчиль написал Сталину «Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года: «Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних)»

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года. «…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно. 4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Пути поставок по лендлизу

  • Советская Арктика
  • Арктические конвои
  • Дальний Восток
  • Иран
  • Черное море

Больше всего грузов по программе лендлиза (46%) было перевезено из Аляски через Советский Дальний Восток

Сталин — Черчиллю 13 сентября 1941 года «…Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками. Я могу лишь приветствовать, что Английское Правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества…»

Закон о лендлизе был подписан президентом США Рузвельтом 11 марта 1941 года. На Советский Союз он был распространен 28 октября 1941 года. Согласно этому закону страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, ни во время войны, ни после за эту помощь не платили и не должны были платить. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло бытьиспользовано

  • 22150 самолетов
  • 12700 танков
  • 13000 орудий
  • 35000 мотоциклов
  • 427000 грузовиков
  • 2000 паровозов
  • 281 корабль военный
  • 128 судов транспортных
  • 11000 вагонов
  • 2,1 млн. тонн нефтепродуктов
  • 4,5 млн. тонн продовольствия
  • 15 млн. пар обуви
  • 44600 металлорежущих станков
  • 263000 тонн алюминия
  • 387000 тонн меди
  • 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатки
  • 35 800 радиостанций
  • 5899 приемников
  • 348 локаторов О пользе СССР поставок по лендлизу историки спорят до сих пор. Значение помощи оценивается от непринципиальной до важнейшей

Долг Великобритании перед США в конце войны составлял 4.33 млрд долларов. Полностью был погашен в 2006 году. Франция расплатилась с Америкой в 1946 году. СССР отдавать долг в размере 2,6 млрд. долларов отказался. Переговоры по этому поводу с переменным успехом велись вплоть до настоящего времени, как сказано в Википедии, частично Россия всё-таки долг выплатила. А окончательно она должна рассчитаться с США в 2030 году

chtooznachaet.ru


Смотрите также