Культурные практики в доу по фгос что это такое


Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Ольга Чекушкина Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

- Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

- Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

- Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

- Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

- Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик, предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:

- правовые практики;

- практики культурной идентификации;

- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;

- практики свободы;

- практики расширения возможностей ребенка.

Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Данные практики дают возможность:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:

- самопознанию - «Узнай себя»;

- самоопределению – «Выбирай себя»;

- самореализации – «Проявляй себя»;

- саморегуляции –«Контролируй себя»;

- совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Данные практики способствуют:

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?

Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:

1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.

2. Через непосредственное включение в их деятельность.

3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

Л. С. Выготский, рассуждая о том, какие программы способствуют развитию, указывал, что до трех лет ребенок обучается по спонтанным (своим собственным) программам, после семи лет - по реактивным программам (то есть по программам взрослого, а дошкольный возраст - время спонтанно-реактивных программ (сочетания собственного интереса ребенка и педагогических задач взрослого).

По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Партнерство в организации образовательного процесса связывается, прежде всего, с такой функциональной характеристикой, как равноправное включение взрослого в процесс деятельности.

Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного» партнера.

Он может ставить цель сам для себя («Я буду.») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно можно обозначить как «партнер-модель».

Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели для работы, («Давайте будем.», и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Эта позиция трактуется как «партнер-сотрудник».

Таким образом, культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

Список литературы:

1. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988

2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

3. Крылова Н. Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010

www.maam.ru

Культурные практики в ДОУ

Марина Довбыш Культурные практики в ДОУ

МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Культурные практики в ДОУ»

Музыкальный руководитель

Довбыш Марина Александровна

19.08.2016г.

Культурные практики в ДОУ

С выходом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культорологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребёнка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культурно-личностной культуры ребёнка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

По словам Н. Б. Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативно, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Т. е. это отношения и общение между детьми одного возраста, разного возраста и со взрослыми.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками относятся:

• Игра (сюжетная и с правилами)

• Продуктивная деятельность (утренники, развлечения, концерты)

• Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествие по карте)

• Чтение художественной литературы

• Практическая деятельность (трудовое воспитание)

• Результативные физические упражнения

• Коммуникативный тренинг (общение, развитие речи)

• Музицирование

Музицирование

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда вместе с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, о человеке с помощью языка звуков и интонаций. Слушание музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются в разных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве). На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы. На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению. Очень важно продумать вступительное слово перед первым прослушиванием, а также пояснения во время прослушивания. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица можно судить по их активному музыкальному восприятию и заинтересованности. На втором этапе можно обратить внимание детей на наличие вступления, заключения, и исползование средств музыкальной выразительности. Детям с неустойчивым вниманием и небольшим по объёму запоминанием трудно воспринять и понять музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Для этого существует специальный подбор музыкального репертуара, использование музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения, импровизации); так же используются разные виды художественной деятельности детей (слушание стихов, рисование на тему музыки или под музыку, просмотр репродукций, слайдов, видеоматериалов). Эти способы являются наиболее продуктивными. На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят повторить понравившиеся отрывки. Пытаются выразить в движениях-импровизациях.

В младшей группе у детей начинает накапливаться запас музыкальных впеччатлений. Сначала по показу музыкального руководителя, затем дети сами, слыша знакомую музыку, выполняют соответствующие движения. В средней группе, систематические упражнения в слушании музыки, вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и связанной с жизненными явлениями. В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Развивается произвольная память и внимание, развивается воображение. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Дети могут находить фантастические применения новым образам, что можно увидеть в творческих заданиях. В этих заданиях складывется своя культурная практика. Практика событийности. Т. Е. дети могут применить знакомый опыт в реальной жизни (услышанные произведения или песни на определённую тему применить по назначению. Например, военные песни и произведения о войне они используют именно по назначению)

На основе культурных практик, а именно практики музицирование, формируются привычки ребёнка, пристрастия, интересы, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Таким образом можно сделать вывод, что использование культурных практик – это реализация умений ребёнка, включение готовности и способности ребёнка действовать во всех жизненных обстоятельствах, опираясь на ранее полученные знания. А для взрослого появляется ещё одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребёнка близким другом и наставником.

Цыпляева О. В. Восприятие, ка вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

www.maam.ru

Культурные практики в дошкольном образовании

Наталья Татарских Культурные практики в дошкольном образовании

Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент)

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Правовые практики способствуют:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Практики культурной идентификации способствуют:

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).

www.maam.ru

Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовании"

Муниципальное бюдженое дошкольное образовательное учреждение Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном Цель и задачи консультации Приложение 1 «Примерные виды и формы культурных практик» покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт). Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги. Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий» Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании. 2.2. Цель и задачи консультации Цель консультации – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации культурных практик в условиях введения -Раскрыть сущность и значение «культурных практик». -Познакомить с видами культурных практик. -Способствовать приобщению педагогов к организации культурных практик. 3.Виды культурных практик Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик. Что же можно считать культурной практикой? К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий. Существует несколько вариантов культурных практик: 1. Совместная игра детей и педагога направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих 3. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. 4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале. 5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. 6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. 7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой Очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной Например, к ним относятся: ➢ объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий; ➢ обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому; ➢ напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного ➢ разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе. При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом. «Примерные виды и формы культурных практик» • игра-экспериментирование • мини-коллекционирование • образовательные ситуации с единым названием (например, В старшем дошкольном возрасте • игры – экспериментирования режиссерскую или сюжетно-(кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр В старшем дошкольном возрасте • студийная, кружковая работа • образовательные ситуации с единым название (например, проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел • в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д. • группировка произведений по • чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п. • «Песенные посиделки» - пение • театрализованное обыгрывание • «Сам себе костюмер» (ряженье) костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные • «Мы играем и поем» – игры с предварительного разучивания!) • «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие • «Кинофестиваль» – просмотр 1. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. № 5, 2015. 2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – Режим доступа: http://bda-expert.com. 3. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим

uchitelya.com

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Наталья Алексеева Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:

- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.

Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик?

Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии [2]. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям (табл. 1)

Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках

Таблица 1

культурная практика

(вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО

игровая Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением

экспериментирование Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формированияновообразований психики ребенка. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения

продуктивная Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания

проектная деятельность Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

манипуляция с предметами Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности Взрослый рассматривается как основной источник информации. У ребенка развита мелкая и крупная моторика

трудовая Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия. Обладает знаниями о социальном мире.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.

В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы.

Существуют три особенности в проявлении самостоятельности и инициативы ребенка в ходе культурных практик или различных видов деятельности (табл. 2).

Особенности проявления самостоятельности и инициативы детей в культурных практиках

Таблица 2

особенность характеристика

Субъективность новизны и открытий Дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности. Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку.

Целенаправленная и увлекательная деятельность Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам.

Развитие творческого мышления Именно в самостоятельной деятельности ребенок дошкольного возраста в силу несовершенства психических процессов, добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения. Процесс воображения носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.

Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени. Все виды детской деятельности, направленные на развитие творческих способностей предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности, инициативы, а также произвольности. Произвольность представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность - это не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свободой поведения.

Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность, которая связана со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.

Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.

Немаловажно то, что ребенок в ходе проектной деятельности может приобретать и вид культурной практики, которые направлены у него на развитие у него универсальных культурных способов действий, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Список литературы:

www.maam.ru

Семинар для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании»

Ольга Сафина Семинар для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании»

Старший воспитатель: Сафина Ольга Геннадьевна

ЧДОУ «Детский сад №124 ОАО «РЖД»

ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

Появилось понятие культурных практик. Научных исследований по организации культурных практик, к сожалению, слишком мало, и встречаются они, в основном в культурологии.

Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.

Это – ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и сообществах, с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Этот опыт может быть, как позитивным (проявление доброжелательности, любви, дружбы, заботы, так и негативным (проявление обиды, грубости, протеста). От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, жизненные ценности, дальнейшая судьба.

Другими словами, культурная практика – это освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия с разными людьми. Этот опыт может быть и позитивным, и негативным, формироваться обыденно и стихийно, или при воздействии взрослого.

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Специально организованная деятельность воспитателя происходит обычно в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Виды культурных практик:

- Творческая мастерская;

- Совместная игра;

- Музыкально-театральная и музыкальная гостиная;

- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;

- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;

- Детский досуг;

- Интеллектуальный тренинг

Примерные виды и формы культурных практик:

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

-Сюжетно-ролевая игра

- Режиссерская игра

- Игра-инсценировка;

- Игра-драматизация;

- Игра-экспериментирование

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

Игры -экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру.

Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т. д.)

Младший дошкольный возраст

Творческая мастерская

Проектная деятельность

- мини-коллекционирование.

Образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»

Старший дошкольный возраст

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

- студийная, кружковая работа

- творческие проекты

- коллекционирование

-образовательные ситуации с единым названием «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т. д.)

В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна»:

«Друг детства» (дизайн игрушек,

«Золотой ключик» (театральный дизайн, «Золушка» (дизайн одежды)

Все возрастные группы

Досуги «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.

«Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.

«Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания).

Аттракционы;

«Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т. д.

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы - группировка произведений по темам

- длительное чтение

- циклы рассказов

- чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Главным принципом организации культурных практик является принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу.

Работа с родителями должна быть направлена на формирование этикетного поведения детей.

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание на тему «Этикет в нашей жизни».

2. Оформление уголка для родителей по обучению детей правилам этикета (методические рекомендации).

3. Совместные досуги и праздники.

4. Оформление с родителями фотовыставки или выставки рисунков «Я и этикет».

5. Индивидуальные консультации для родителей проблемных детей.

На основе культурных практик у ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

www.maam.ru


Смотрите также