Коррекционный класс в общеобразовательной школе что это такое


Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

- грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;- умственную отсталость;

- ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

- I – для слабослышащих и глухих детей;- II - для глухонемых;- III и IV – для слепых и слабовидящих;- V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;- VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;- VII – для детей с ЗПР и СДВГ;

- VIII – для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

fb.ru

Все, что вы хотели знать о классах коррекции

«Будешь так себя вести — отправишься в коррекционный» — эту фразу хоть раз в жизни слышал каждый школьник. Классами коррекции пугали и учеников, и их родителей, забывая об изначальном назначении этого направления. Сейчас, когда «классов здоровья» становится все меньше, «Летидор» разбирается, что же это такое, откуда взялось и стоит ли бояться подобных «угроз».

История коррекционных классов

Коррекционные классы (ККО) — часть образовательной системы, направленная на обучение детей с особенностями развития. Они создаются на базе обычных средних школ и преподают в них те же самые педагоги.

Первые коррекционные школы появились в Европе в середине XVI века, а в Российской Империи классы специального образования открылись в 1797 году. В СССР классы для детей с физическими и психологическими особенностями развития в общеобразовательных школах появились в 1923-1924 гг.

Все школы коррекции делятся на восемь типов, в зависимости от проблемы, которую предстоит решать.

I — для неслышащих детей;

II — для слабослышащих и позднооглохших детей;

III, IV — для детей с нарушениями зрения разной степени;

V — для детей с тяжёлой речевой патологией;

VI — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII — для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;

VIII — для детей с умственной отсталостью.

Абсолютное большинство классов коррекции, действующих на базе общеобразовательных школ России, относится к VII типу.

Задачи и особенности классов коррекции

«Классы здоровья», существующие в общеобразовательных школах сегодня, призваны решать не столь глобальные задачи. Они созданы для обучения детей, не справляющихся с программой по состоянию здоровья или в связи с особенностями развития.

Чаще всего ребенка переводят в класс коррекции после 1-2 лет обучения в обычном, когда становится понятно, что воспринимать поступающую информацию наравне с одноклассниками он не способен. В этом случае комиссия из психолога, коррекционного педагога и логопеда должна аттестовать ребенка и информировать родителей о необходимости перевода.

Не стоит думать, что в этом случае школьник получит меньше знаний или «испорченный» аттестат. На самом деле программа включает абсолютно те же самые объемы знаний и перечень предметов, вот только занятия идут дольше, содержат спортивные перерывы, игры и отдых. Кроме того, в класс коррекции ходит от 5 до 15 человек, то есть учитель сможет уделять в несколько раз больше времени каждому воспитаннику.

Помимо преподавателя в классе находится еще один педагог, чья должность звучит как «освобожденный классный руководитель». Его задача — не в объяснении материала, а в работе с детьми, наблюдении за ними, решении возникающих сложностей или конфликтов.

Как правило, группа коррекции — это временная мера, и уже к 5 классу дети догоняют сверстников и переводятся к ним снова. Независимо от того, сколько лет шло коррекционное обучение, в аттестате это не будет указано и на возможностях дальнейшего обучения не отразится.

Показания для перевода в коррекционный класс

Несмотря на то, что решать вопрос о переводе ребенка в ККО должна комиссия, чаще всего решение принимается только одним учителем начальных классов или классным руководителем.

Если вы категорически против перевода ребенка в класс коррекции, альтернативой может стать другая школа или обучение на дому. Хотя ситуацию сложно назвать приятной, не стоит видеть в ней лишь негативные стороны — за предыдущие четверти вы сами могли заметить, что ребенок не тянет общую программу, а ККО даст шанс это исправить.

Все случаи индивидуальны, однако чаще всего в коррекционные классы отправляются дети со следующими проблемами:

  • Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения, то есть наследственная, повторяющая одного или обоих родителей;
  • ЗПР соматогенного происхождения, связанная с длительными и тяжелыми заболеваниями, перенесенными в раннем детстве и оставившими последствия, снижающие работоспособность (приступы головной боли, утомляемость);
  • ЗПР психогенного происхождения — проявляется у здоровых детей, воспитывающихся без родителей и в проблемных семьях;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения, которые возникают у детей во время внутриутробного периода развития из-за болезни матери или ее же вредных привычек.

Перспективы ККО в России

За два десятилетия своего существования число коррекционных классов в России выросло в сотни раз. Однако именно в последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах их численность стала снижаться. Связано это с очередной реформой образования, а точнее — с одним из ее постулатов, предполагающим обучение всех детей вместе, без исключений по уровню развития и особенностям психики.

Аргументы «за» очевидны — слабым ученикам будет на кого равняться, сильным будет кого подтягивать. И сторонниками этой позиции являются большинство родителей, которым сложно признать, что их ребенок не такой, как все. А вот аргументы «против», которые чаще всего звучат из уст психологов и педагогов, отличаются куда большим разнообразием.

Например, педагог-психолог Татьяна Лазарева считает:  «Проблемы детей, нуждающихся в переводе в ККО, невозможно решить одной только мотивацией или наглядным примером отличников. Ведь речь идет не о лени или низкой заинтересованности, а о более материальных сложностях, которые под силу лишь специалистам. В классах коррекции с детьми работают психологи, логопеды, дефектологи; формируется доверие к учителю, используются индивидуальные методики для каждого малыша. Лишенный всего этого ребенок замкнется в себе или начнет проявлять агрессию, и уж точно не будет даже пытаться освоить учебный материал, в результате чего останется на второй год или будет переведен в другую школу. Сейчас, когда огромное число детей приходит в школу с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, классы коррекции — это зачастую единственный способ донести школьную программу и выровнять всех учащихся».

Читайте также:

Воспитываем живописца: сколько стоит собрать ребенка в художественную школу

3 главных недостатка круглых отличников

5 самых эффективных способов сохранить детские поделки

letidor.ru

Стоит ли бояться слов «коррекционный класс»

Сегодня началась ежегодная августовская педагогическая конференция. Один из важнейших вопросов, который будет на ней обсуждаться, - это федеральные государственные образовательные стандарты. На этот раз педагоги обсудят в том числе и вопросы, касающиеся детей с проблемами в здоровье, нуждающихся в особых образовательных условиях. Но уже и сейчас малыши, кому нужна особая помощь, ее получают.

С 2006 года дети с особыми образовательными потребностями обучаются в условиях обычных средних школ. Правильно ли это - непростой и спорный вопрос. С одной стороны, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть «лишними» в обществе. С другой - смогут ли школы создать необходимые условия для особых детей? Ведь объективно мы понимаем, что даже за десять лет нереально оборудовать все школы должным образом. К тому же, есть и еще одна проблема - отношение здоровых детей и их родителей к другим, «не таким, как все».

В начале двухтысячных годов появился другой «перекос»: коррекционные классы закрывали, а вот специализированной помощи дети, в ней нуждающиеся, должным образом не получали. Сейчас ситуация меняется. И коррекционные классы в школах теперь, скорее, нередкость. Если раньше родителям даже было стыдно говорить, что их ребенок учится в таком классе, то теперь на сайтах хабаровских родителей мамы смело обсуждают такое обучение, школы и условия в них.

Тем не менее о равных возможностях в образовании говорят давно. А право на это закрепил новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас, когда родители определяются со школой, где будут учиться их вчерашние детсадовцы, мамы и папы решают разные вопросы. Там, где есть дети с проблемами - смогут ли наши дети учиться в обычных школах хорошо?

На трудную тему мы поговорили с директором хабаровской школы № 47 Еленой Бабенцевой, где как раз успешно работают коррекционные классы.

- Елена Александровна, вы в системе коррекционного обучения работаете давно, руководили специализированным учебным заведением. Сейчас возглавляемая вами школа тоже не совсем обычная…

- Действительно, наша школа инклюзивная. Дети с особыми образовательными потребностями обучаются под одной крышей, но в разных классах. Для них созданы все необходимые условия. Не нужно бояться школ, где есть коррекционное обучение! Во-первых, здесь очень много специалистов, которые могут помочь и детям без каких-либо заболеваний, ведь случается всякое. А с детками, которым нужна специальная педагогическая помощь, целенаправленно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, другие узкие специалисты, есть сенсорная комната. 

В отличие от специализированных школ, эти дети не изолированы, с ними общаются обычные дети во время проведения различных мероприятий и праздников.

Никогда еще не было ни одного конфликта в школе, ни одного притеснения ребенка. Сейчас мы не говорим «инвалиды», а именно «дети с особыми образовательными потребностями», ведь ребята - разные, у кого-то проблемы опорно-двигательного аппарата, а у кого-то - задержка в психическом развитии, у кого-то проблемы со слухом, зрением.

- Буквально не так давно на городской конференции врачи обсуждали здоровье детей. Приводились страшные цифры о проблемах маленьких хабаровчан. Действительно ли это так?

- К сожалению, проблемы со здоровьем у детей действительно есть. Сейчас большое количество детей приходит с дымной патологией, мы их называем «дымные» дети - мамы во время беременности находились в городе и дышали высокой концентрацией вредных веществ в воздухе. 

К сожалению, часто проблемы вскрываются именно тогда, когда ребенок приходит в школу, ведь обучение - это немаленькая нагрузка. Но если вдруг родители видят какие-то тревожные сигналы, например, педагоги говорят, что в этом возрасте ребенок должен уметь то и то, а ваш малыш не может, у него проблемы с памятью, усидичивостью, не нужно бояться идти к специалистам! Для начала к участковым педиатрам. А перед школой лучше поговорить с опытными педагогами. На базе школы № 47 работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая как раз выявляет подобные проблемы. И с каждым годом через комиссию действительно проходит все больше малышей и, увы, выявляется все больше проблемных ситуаций.

- А как родителю все-таки понять, что ребенка нужно вести на заседание этой комиссии?

- Если раньше убедить родителей было сложно (ведь мой ребенок всегда самый лучший!), то сейчас родители начинают понимать, что если сейчас вовремя не включиться в лечение, в обучение, то можно просто-напросто «потерять» ребенка. К специалистам направляют либо в детских садах, либо в детских поликлиниках, если видят какие-либо отклонения. Многие родители и сами сейчас «продвинутые», внимательно следят за детьми: что-то настораживает - задержка речи, задержка развития, например, старший ребенок это умел в этом же возрасте, а младший - нет, задаются вопросом почему? Также и педагог, который записывает ребенка в первый класс, может порекомендовать пройти такую процедуру. Не нужно бояться коррекционного класса, если ребенок попал туда, это не значит, что он обречен на неуспешность. Если проблемы, например развития, удалось решить, то школьник переводится в обычный класс.

- А как проходит обучение в специализированном классе?

- Малыш в подобном классе (мы их еще называем интегрированными, потому как родители все равно боятся слова «коррекционный») учится всему тому же, что и сверстники, он также ходит в кружки и секции, выступает на сцене, участвует во всех школьных делах. Но в одном помещении меньше детей, чем общеобразовательном классе, их 12, бывает по 13-14. Уделяется внимание каждому! Система, как и везде, - поурочная, занятие тоже стандартное по времени.

Единственное, что больше времени отводится на заполнение пробелов в знаниях. Дети учатся только в первую смену. Во вторую смену - группа продленного дня, коррекционные часы, когда с ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Занятия индивидуальные или групповые, все зависит от конкретного ребенка - для каждого выстраивается индивидуальная траектория развития. Конечно, специалисты работают с детьми бесплатно, это даже не оговаривается. Сейчас из-за подушевого финансирования не все школы могут позволить иметь узких специалистов, но мы стараемся максимально сохранить их в штате.

Обязательно повышенное внимание творческому развитию наших подопечных. Очень много прикладных кружков - так как необходимо развитие мелкой моторики рук (известно, что психическое развитие зависит от этого). Очень популярна бумагопластика, мы устраиваем выставки поделок наших детей, это очень красивые работы! Есть мастерская для девочек, для мальчиков, где дети осваивают навыки ручного труда, учатся шить и готовить.

- Тем не менее, имея диагноз, многие родители боятся вести в коррекционный класс. Им кажется, что учат слабее, что ребенок потом не поступит в вуз…

- Главное думать о психическом здоровье! Что важнее? Уровень образования или психического здоровья. В жизни такому ребенку будет трудно. К сожалению, в классе не все дети будут с пониманием относиться к особенном ребенку. Как бы нам, взрослым, это не нравилось, такова жизнь. И впоследствии за норму такой малыш принимает негативное отношение окружающих. Лучше быть успешным ребенком и закончить коррекционную школу, чем отмучиться одиннадцать лет в хорошей, по меркам родителей, гимназии. Тут папы и мамы должны удовлетворять не свои амбиции, а интересы ребенка. Никто не отменял дополнительное образование. Можно заниматься музыкой, английским, математикой индивидуально, по удобному графику. То, что ребенок присутствовал на уроке - знаний не добавляет.

И еще один аспект - не нужно перегружать ребенка опекой. Любого, в прицнипе. Относитесь к нему как к равному. Учите самостоятельности! У нас даже детки-аутисты умеют делать многое сами.

- А расскажите, как устраиваются особенные дети в жизни после школы?

- Для детей уровень образования даже не так важен, как важна социализация. Есть пример ребенка, который плохо писал и читал. Но если увидите его в обычной жизни, начнете с ним разговаривать, можно подумать, что опытный политик, настолько грамотно и хорошо поставлена речь. 

Давайте понимать, что дети с отклонениями здоровья - это часто не запущенные дети, а действительно люди с заболеваниями, проблемами мозга, например. У этого парня пострадали те участки мозга, которые отвечают за чтение и письменную речь. Был ребенок, который замечательно считает, в уме может производить операции с числами вплоть до тысячи! А читать не может, у него патология центральной нервной системы. Это еще лет 15 назад учениками коррекционных классов и учреждений были дети с «социальной задержкой», то есть ими попросту не занимались в семье. Сейчас таких детей практически нет. Уровень образования у родителей вырос. К нам водят детей родители и с очень высоким социальным статусом, мамы не виноваты зачастую в болезнях своих детей. Семьи очень переживают, для них, конечно, умственная отсталость, инвалидность ребенка - трагедия. Но я всегда говорю так: вы никогда не сравнивайте своих детей ни с кем другим. Сравнивайте с ростом относительно его самого! Вчера не умел, а сегодня научился. Вот эта ваша заслуга и его достижение! С соседским ребенком не сравнивайте, он просто другой. И если честно, у нас столько замечательных детей, которым ставят диагнозы, они добрые, отзывчивые, терпеливые. А есть дети, которые считаются здоровыми, казалось бы, есть все для успешного обучения, но они забияки, ленятся… И неизвестно, какой ребенок в такой ситуации лучше! Многое зависит от воли и терпения родителей.

К тому же, в школе очень много внимания уделяется ручному труду, чтобы ребята после окончания школы могли учиться, получить профессию именно в этом направлении.

- Сейчас за каждой школой закреплен свой микрорайон, насколько реально попасть в коррекционный класс, если он действительно нужен?

- Школа всегда идет навстречу при наличии свободных мест. Вообще такие классы должны открываться в любом учреждении, это надо предусматривать и продумывать. И школы не каждый год могут открывать подобные классы - все зависит от потребности. К тому же, на микрорайонах коррекционные классы открываются по очереди.

- Мы говорили о том, что почти каждая школа должна быть готовой к особенным детям. Но по факту, не каждая. Может, я не права?

- Сейчас реализуется программа «Доступная среда», но пока, конечно, невозможно решить все задачи, которые она ставит. Ведь большинство зданий старой постройки, они просто не приспособлены ни под пандусы, ни под специальные туалеты… Сейчас новые здания и школы нужно строить уже адаптированными к специальным условиям. Но мое мнение таково, что каждая школа в этом не нуждается - все-таки лучше делать некие базовые школы, где будет все необходимое, нежели распределять по чуть-чуть возможности по абсолютно всем. Тем не менее работать с особенными детьми можно в любых условиях, мы это видим на примере нашей школы. Я имею в виду, что нужно вкладываться, прежде всего, в уровень подготовки педагогов, а не только в оборудование. Живое слово учителя ничто не заменит: ни интерактивная доска, ни сенсорная комната.

- А какие проблемы в школах с коррекционными классами?

- Да как у всех, в общем-то. У нас сейчас много тестирований, анкетирований. Мне, как директору, хочется походить по урокам коллег, но я просто физически не успею, иначе не успею заполнить все бумаги, одни нужно в обычном виде, другие в электронном, некоторые и так, и так… 

Школа должна дышать! Нужно дать возможность не заниматься бумагами, а, собственно, нашей работой. Сейчас непросто складываются взаимоотношения родителей и школы. Особенно после прихода в обиход выражения о родителе как о «заказчике образовательной услуги». 

И получается, что у нас, как на рынке, а товар что - судьбы детей? Нужно избавиться от бюрократии и сделать школу с человеческим лицом, потому что каждый ребенок - индивидуален, а в школе должны учить и воспитывать, а не без конца отчитываться.

Мария Иванова

Источник: Тихоокеанская звезда

dislife.ru

Коррекционные классы в общеобразовательных школах, есть ли ещё?

Класс обычный, не коррекционный, один в параллели. В 1 класс они в этом году набрали 15 человек, сколько во втором не знаю. Мой в 4, списочный состав 19 человек, реально - 15-17 за партами, кто-то болеет, один на домашнем обучении. В этом году к нам пришел мальчик из коррекционной школы (из Щербинок), по словам учителя один в один мой. Она вроде как готова заниматься дополнительно с ними. В целом - за редким исключением из школы ребенок приходит вообще пустой, всю программу проходим дома по вечерам. Сейчас вроде полегче стало. По русскому пошли к репетитору-логопеду (дико для меня - начальная школа - репетитор?!). Благодаря тому, что ребенок удобен для учителя (не кричит, не дерется, вежлив, не отвлекает никого на уроке) и абсолютно неконфликтен - относятся лояльно. Программа - Перспективная начальная школа, одна из самых простых. Продленка до 17-30 вроде, мы со второго класса не ходим. Там детьми никто не занимается особо, только смотрят, чтоб не поубивали друг друга. Мой плохо переносит орущую-вопящую толпу. На трамвае или автобусе ездит со второго класса, все было - и рюкзак терял, и остановку свою проезжал... С телефоном - самый простой кнопочный, вышел из школы - отзвонился, дошел до дома - опять отзвонился.

В плане контактов с одноклассниками - пока одной крупной драки (с разбитыми носами) в год хватает, чтоб к нему особо не лезли.

www.nn.ru

Коррекционный класс за или против?

Ухудшение экологии нашего города (загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов под влиянием производственных объектов), алкоголизация не только мужского, но и женского населения, невнимательное отношение будущих мам к своему здоровью (курение, одежда не соответствующая погодным условиям, неправильное питание, пренебрежение патронажем беременных) сопровождаются увеличением числа детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Наибольшее количество составляют дети с задержкой психического и речевого развития. Как показывает статистика, число таких детей ежегодно возрастает. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, и адаптации к школе и к социальному окружению. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Для этого в общеобразовательных школах нашего города созданы специальные классы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Прием детей в коррекционные классы осуществляется по заключению территориально-психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ТПМПК) центра « Гармония» с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов).

Почему же родителей так пугает коррекционный класс? Почему они считают, что если дети учатся в специализированном классе, то у них нет перспективы в дальнейшем образовании? Почему ребёнок с задержкой психического или речевого развития не может обучаться в массовом классе? Ответом на данные вопросы может послужить недостаточная информированность родителей о клинической картине состояния их детей, организации обучения в коррекционных классах и значении их для детей.

Для начала необходимо различать два понятия ЗПР (задержка психического развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).

ЗПР - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа. Особенностью речи у детей с задержкой психического развития является наличие задержки речевого развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (Словарь логопедических терминов Волковой Л.С., Шаховской С.Н.). Конечно не у всех детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается задержка психического развития. Однако если ребёнок не может произнести звук, то будет нарушена слоговая структура, а это значит, что ребёнок будет иметь большие трудности в овладении письмом и чтением. Следовательно, он будет заметно отставать от своих сверстников в общеобразовательном классе. А это является одной из причин трудной социализации, порождения комплексов, замкнутости или наоборот агрессии.

Несомненно, в общеобразовательном классе учитель применяет индивидуальный подход к ученикам, но для детей с ограниченными возможностями здоровья этого мало. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Именно для этого созданы коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях. Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном классе до 15 человек. Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным адаптированным программам. В нашем городе авторской программой обучения первой ступени детей классов КРО является программа «Школа России». Она обеспечивает усвоение содержания начального образования и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся. Обучение на второй ступени (V-IXклассы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями. После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование после положительной сдачи экзаменов.

В данном классе ребёнок чувствует себя психологически комфортно. Главная цель педагогической работы классов коррекции состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях у логопеда, а также воспитателем во время группы продлённого дня, которая обязательна для таких классов. Также ученики данного класса нуждаются и получают медицинское сопровождение. Дважды в год учащиеся проходят осмотр и лечение у психиатра. По результатам обучения ребёнок может быть неоднократно отправлен на ТПМПК, где он получает маршрутный лист посещения узких специалистов и рекомендации по обучению.

Питание детей в данных классах осуществляется за счёт государственной поддержки. Дети получают завтрак и полдник.

Перевод учеников в общеобразовательные классы осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии на протяжении всего обучения.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что дети, имеющие трудности в обучении, социализации, а также соматически ослабленные нуждаются в индивидуальном подходе и особых условиях. И какими бы принципами не руководствовались родители, выбор должен быть сделан всегда в пользу ребёнка. Ведь класс коррекции – это отнюдь не страшный приговор, которого так боятся родители, а наоборот - это возможность получать ребенком знания в том количестве, в котором он способен воспринимать. Как писал Лев Семёнович Выготский: ««Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; работать с таким ребенком нужно, опираясь не на « золотники» болезни, а на « пуды здоровья», имеющиеся у каждого ребенка»

multiurok.ru

Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!

В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Лилия Ященко

См. также:

dislife.ru


Смотрите также