Контролируемые сделки что это такое


Информация о контролируемых сделках | ФНС России | 77 город Москва

www.nalog.ru

Критерии контролируемых сделок 2017

Актуально на: 23 июня 2017 г.

Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ; — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3, 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль: — зачисляемому в федеральный бюджет — 0%; — зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
Page 2
БУХГАЛТЕРСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕМЕ

Подробнее

Сортировка:

По алфавиту

/

По популярности

«ГЛАВНАЯ КНИГА»РЕКОМЕНДУЕТ

glavkniga.ru

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа «Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», но в законную силу он пока еще не вступил.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание:В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • единоличные исполнительные органы организаций,
  • либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации. 
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,
  • финансовые,
условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3  НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку* в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

1. Налога на прибыль организаций.

2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой.

При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:

  • невозможно,
  • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:

хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

  • за 2012 год - 3 млрд. рублей,
  • за 2013 год - 2 млрд. рублей.
2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание:В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н.

Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

  • по месту своего нахождения,
  • по месту своего жительства,
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),
в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

www.klerk.ru

Три случая, когда неконтролируемая сделка может стать контролируемой

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛОБЗОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Новости
  • Обзорные материалы
Три случая, когда неконтролируемая сделка может стать контролируемой 28 ноября 2013 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Правила признания сделки контролируемой зафиксированы в Налоговом кодексе весьма детально (см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков»). Тем не менее, за первый год действия данных правил неоднократно возникали ситуации, когда сделка, которую бухгалтер не относит к контролируемым, на самом деле оказывается таковой. И сейчас, когда уведомления по контролируемым сделкам сданы, крайне важно выявить такие сделки, чтобы успеть уточнить уведомление до тех пор, пока ошибку обнаружат налоговики.

Некоторые сделки, напомним, попадают в разряд контролируемых только при превышении суммовых порогов, установленных Налоговым кодексом. Также суммовые пороги являются критерием для обязательной подачи уведомления по некоторым сделкам (см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков»). При этом в Налоговом кодексе вопросы подсчета данных суммовых порогов рассмотрены весьма скудно. Сказано лишь, что нужно суммировать доход по сделке. И тут кроется первый «подводный камень». Дело в том, что считать нужно доходы по всем сделкам, совершенным в течение года с одним и тем же взаимозависимым лицом. Причем, сделки необязательно должны быть однородными. Поясним.

Предположим, что в мае вы заключили с взаимозависимым лицом договор займа, в сентябре с ним же — договор поставки, а в июле продали (или купили) этому лицу акции.  В описанной ситуации для определения суммового порога (как для признания сделки контролируемой, так и для решения вопроса о необходимости представлять в налоговую инспекцию уведомление и документацию по сделкам) нужно просуммировать доходы по всем трем сделкам (см. письмо Минфина России от 18.05.12 № 03-01-18/4-65).

Но это еще не все опасные тонкости. Налоговый кодекс, а вслед за ним и Минфин, требует, чтобы подсчитывался суммарный доход обеих сторон. Это означает следующее. Допустим, организация предоставила своему аффилированному лицу заем под 4 процента годовых, что явно ниже рыночной стоимости займа. А затем приобрела у него же оборудование. Так вот, для целей трансфертного ценообразования мы должны просуммировать доход, который получит организация по займу в виде процентов, и доход, который получит аффилированное лицо от продажи оборудования. И так по всем сделкам, заключенным между этими двумя лицами в течение года. При этом доходы второй стороны по сделке определяются либо на основании документов, предоставленных ею, либо расчетным методом по правилам НК РФ, установленным для метода начисления (см. письмо Минфина России от 06.08.13 № 03-01-18/31678). Понятно, что в таком случае нам потребуется письменно зафиксировать свои подсчеты. Сделать это можно, например, в бухгалтерской справке.

Наконец, третий момент, касающийся подсчета суммовых критериев. В расчет включается именно сумма дохода по сделке, а не ее финансовый результат. Проще говоря, расходы при определении суммовых порогов не учитываются.

Алгоритм определения контролируемой сделки

Чтобы определить контролируемую сделку, надо: 1. Выделить контрагентов, которые: - взаимозависимы - зарегистрированы в офшоре;

- с которыми заключались внешнеторговые сделки по товарам, перечисленным в п. 5 ст. 105.14 НК РФ.

2. Просуммировать доходы, полученные за год по всем сделкам с каждым таким контрагентом. 3.  Просуммировать доходы, полученные каждым из контрагентов в течение года от сделок с вами.

4. Сложить данные цифры.

Ошибка вторая: берутся договорные, а не рыночные цены

Опишем еще одну распространенную ситуацию, которую нередко забывают учесть при решении вопроса о контролируемости сделки. Она связана с ценой сделки. По правилам Налогового кодекса в расчет должны приниматься рыночные цены, а не те цены, которые взаимозависимые лица указали в договоре — именно в этом суть правил о трансфертном ценообразовании. Эту истину повторяет и Минфин в своем письме от 05.10.12 № 03-01-18/7-137. Там отмечается, что сторона, предоставившая заем аффилированному лицу на льготных условиях (например, без процентов), для целей трансфертного ценообразования должна рассчитать свой доход по этой сделке, исходя из рыночных цен. И именно этот доход принимать при расчете всех суммовых критериев (как по отнесению сделки к контролируемой, так и по решению вопроса о подаче уведомления).

Понятно, что данная логика применима не только к беспроцентным займам (хотя, конечно, это наиболее распространенный случай), но и ко всем вообще сделкам между взаимозависимыми лицами. Цены по таким сделкам надо всегда сравнивать с рынком, чтобы не ошибиться в расчетах суммовых критериев.

Ошибка третья: искусственное дробление

Третьей ситуации посвящено письмо Минфина России от 16.05.13 № 03-01-18/17074. В письме прокомментирована норма Налогового кодекса, которая гласит: в расчет суммовых критериев могут приниматься доходы не только двух сторон сделки, но и третьих лиц, если имеются признаки искусственного сокрытия контролируемой сделки, в том числе проведения ее через посредников, которые не принимают на себя никаких рисков (подп. 1 п. 1 и п. 10 ст. 105.14 НК РФ). Специалисты Минфина указали, что в таком случае для целей определения суммовых порогов нужно суммировать доходы всех участников такой цепочки сделок. Понятно, что в этом случае сделку, скорее всего, будут «превращать» в контролируемую по решению налоговиков. Давайте посмотрим, как это происходит.

Как следует из пункта 1 статьи 105.16 Налогового кодекса, проверить полноту и правильность исчисления и уплаты налогов между взаимозависимыми лицами налоговики могут в трех случаях. Первый, самый простой, — на основании уведомления о контролируемых сделках. Однако понятно, что искусственно выведенные из-под признаков контролируемости сделки в такое уведомление не попадут ни у одной из сторон. Поэтому остаются второй и третий случаи, подразумевающие проведение камеральной или выездной проверки.

Что же будет делать инспекция, если при проведении проверки обнаружит группу однородных сделок, «маскирующих» контролируемую? Начнем с того, что налоговики «на местах» никаких мер в этой связи предпринимать не уполномочены. Они лишь должны уведомить об этом ФНС России. Четкого порядка уведомления НК РФ не установил, но логично было бы предположить, что это будет происходить путем направления извещения и данных о таких сделках в ФНС России. То есть в порядке, аналогичном тому, что закреплен в пункте 6 статьи 105.16 НК РФ.

Далее уже Федеральная налоговая служба будет решать: обращаться по этому делу в суд с требованием признать сделки контролируемыми или нет. Правильность такого подхода подтверждает и Минфин. В письме Минфина от 06.09.12 № 03-01-18/7-127 указано, что правом на проведение проверки, которое зафиксировано в статье 105.17 НК РФ, ФНС России может воспользоваться только в отношении конкретной контролируемой сделки. Поэтому пока суд не признает сделку контролируемой, эти правила не применяются. Проще говоря, проверить соответствие цен рыночным ФНС России не сможет даже получив от местной инспекции соответствующее извещение. Сначала придется пройти судебную процедуру по признанию сделки контролируемой.

Тем не менее сбрасывать этот риск со счетов не стоит. Причем, данный риск может возникнуть и у добросовестных налогоплательщиков, законно использующих посреднические схемы при реализации продукции. Поэтому не лишним будет уже в момент совершения таких сделок формировать документы, подтверждающие, что сделки реальны и совершаются вовсе не с целью ухода от правил НК РФ о трансфертном образовании.

Как ФНС будет доказывать контролируемость сделки

Правил, разъясняющих процедуру судебного признания сделки контролируемой, Налоговый кодекс не содержит. Поэтому формироваться они будут самими судами в процессе рассмотрения таких дел. Однако можно предположить, что в ближайшее время какая-либо внятная практика по таким делам не появится. Тем не менее, на наш взгляд, в данном случае вполне можно провести параллели с делами по получению необоснованной налоговой выгоды, поскольку и в том, и в другом случае речь идет о доказывании того факта, что действия налогоплательщика заведомо направлены на создание условий, уменьшающих налоговое бремя. Причем, некоторые действия по получению необоснованной выгоды весьма похожи на те, что налогоплательщик может совершить для вывода сделки из-под контролируемости. Возьмем для примера ситуацию с дроблением бизнеса, когда те или иные функции передаются отдельным организациям, применяющим спецрежимы. За счет этого достигается налоговая экономия. Так вот, суды вовсе не склонны признавать все подобные действия незаконными. Например, ФАС Западно-Сибирского округа указал, что инспекторы по таким делам должны не просто указать на взаимозависимость контрагентов, но и подтвердить, что они действовали согласованно. Кроме того, нужно провести проверку всех участников и выявить, действительно ли цены по сделкам между ними не соответствуют рынку (см. постановление от 21.03.12 № А03-8363/2011). В другом деле инспекция пыталась доказать необоснованную выгоду в ситуации, когда товар последовательно перепродавался между взаимозависимыми лицами, по мнению инспекции, только на бумаге. Но доказать это ИФНС так и не смогла (см. постановление от 15.10.12 № А67-7082/2011). А в постановлении от 12.11.12 № А70-12931/2011 тот же ФАС Западно-Сибирского округа сделал общий вывод: приобретение товара у взаимозависимого лица не приравнивается к недобросовестности налогоплательщика. В каждом конкретном случае инспекторы должны доказать, что взаимозависимость привела к нерыночному ценообразованию, и это оказало влияние на обязательства перед бюджетом таким образом, что бюджету нанесен ущерб.

Думается, что подобную же логику суды будут применять и в отношении споров о признании сделок контролируемыми.

Обсудить на форуме (3)РаспечататьВ закладкиОбсудить на форуме (3)РаспечататьВ закладки

www.buhonline.ru

Контролируемые сделки

В налоговую инспекцию налогоплательщикам следует представлять данные о доходах в форме отчетности по контролируемым сделкам. Однако для этого нужно определить, соответствуют ли они данной категории, и знать порядок представления по ним документации. Итак, что такое контролируемые сделки, по каким критериям они определяются и в чем особенности отчетности по ним перед налоговой, читайте в нашей статье.

На законодательном уровне понятие таких операций регламентировано ст. 105.14 НК РФ. По сути, это операции между взаимозависимыми сторонами (ст. 20 НК РФ), отвечающими определенным требованиям, а также подобные финансовые сделки.

Если операции проводились между гражданами РФ, официально установлены следующие критерии таких сделок:

  • Годовой объем доходов по данным операциям превысил значительную сумму – 1 млрд рублей.
  • Объем годовых операций более чем 60 млн рублей, при этом один из партнеров платит НДПИ.
  • Стороны бизнес-отношений работают по ЕСХН или ЕНВД, а объем средств по проведенным операциям – более 100 млн рублей.
  • Один из партнеров принимает участие в инвестиционном проекте по региону, пользуется льготной ставкой или 0% по налогу на прибыль.
  • Один из партнеров имеет ставку 0% или имеет право не платить налоги.
  • Хотя бы один партнер является участником ОЭЗ или СЭЗ и пользуется льготным режимом по начислению налогов.
  • Один из партнеров сделки владеет лицензией на использование ресурсов недр, в пределах которых расположены месторождения углеводородного топлива. Годовая сумма по проводимым операциям по всем критериям между организациями превышает 60 млн рублей.

Сделки с резидентом офшорной зоны по внешнеторговым операциям, а также сделки по внешнеторговым операциям с иностранным контрагентом, независимо от объема полученной суммы, также признаются контролируемыми.

Отмечают также следующие виды операций, приравненных к контролируемым:

  • Между партнерами, взаимозависимыми между собой.
  • По реализации продукции с участием третьих (не взаимозависимых) лиц. Такие операции признаются контролируемыми, если третьи лица выполняют исключительно функции продажи товаров или оказания услуг одной из сторон, признанных взаимозависимыми, и не используют собственные активы в этом контракте.
  • Внешнеэкономические операции, если предметом сделки являются нефть, цветные или черные металлы, драгоценные камни или минеральные удобрения (сумма оборота – не менее 60 млн рублей в год).
  • К контролируемым сделкам относятся операции между резидентами РФ и иностранными компаниями, зарегистрированными на территории государств, входящих в утвержденный Министерством финансов список. При этом сумма средств при операции за год должна составлять не менее 60 млн рублей.

Согласно ст. 105.14 НК РФ, судебный орган может выявить контролируемую сделку по заявлению налоговой и признать ее таковой, если у него будет достаточно оснований полагать, что операция является частью однотипных мелких сделок, совершенных для сокрытия факта проведения контролируемой сделки.

Расчет суммы прибыли по таким сделкам за год производится путем сложения общих сумм, учитывая порядок, установленный гл. 25 НК РФ. Налоговый орган имеет право проверить правильность предоставленных сумм, сопоставив их с аналогичными рыночными сделками.

Чаще всего налоговая служба пытается определить, какие операции (сделки) признаются неконтролируемыми, самостоятельно. Для этого ей необходимо выявить следующие признаки:

  • Стороны принадлежат к одному классу консолидированных налогоплательщиков.
  • Партнеры ведут бизнес в едином субъекте РФ.
  • Не располагают иными подразделениями компании за пределами России.
  • Не платят в бюджет других субъектов РФ налоги.
  • Не имеют убытков за прошлый и будущие периоды.
  • Не подходят ни под одну из характеристик контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ).
  • Проводят бизнес-операции, связанные с добычей углеводородного сырья на одном месторождении.
  • Имеют межбанковские ссуды или депозиты (сроком до 7 календарных дней).

Как отчитываться по контролируемым сделкам

В 2017 году все компании должны направлять в региональную налоговую специальное уведомление о проведенных контролируемых сделках. Это значит, что соответствующие документы должны быть отправлены в налоговую не позднее 20 мая (ст. 105.16 НК РФ).

Отчетная документация объединяет следующие сведения по сделкам:

  • Данные предпринимателя.
  • Предмет сделок.
  • Период, за который предоставляется информация.
  • Информация о партнерах, участвовавших в операции.
  • Наименование и ИНН компании.
  • Данные физического лица, не являющегося ИП.
  • Объем доходов (убытков) по данным сделкам.

Суть данной документации – полное и точное уведомление ФНС о предмете и особенностях контролируемых сделок. Налоговый орган обязан в течение 10 суток после получения документации направить ее в ФНС.

Налоговый орган, совершающий проверку компании, может самостоятельно выявить факт проведения сделок и оповестить об этом ФНС (ст. 105.17 НК РФ). Правомерностью проведения таких сделок в России занимается специальное Управление международного сотрудничества и трансфертного ценообразования. По правилам ст. 129.4 НК РФ, предоставление недостоверных сведений по данным операциям преследуется на законодательном уровне и грозит компании немалыми штрафными санкциями.

zhazhda.biz


Смотрите также