Коносамент что это такое простыми словами


Коносамент: правила оформления, функции, основные виды

Число компаний, которые используют в своей деятельности коносамент, ежегодно растет. Этот документ нашел широкое применение в сфере международных перевозок грузов, когда у одного из участников сделки возникла необходимость обезопасить себя в материальном плане. Коносамент востребован в морских и речных перевозках, а также в мультимодальных международных перевозках.

Что такое коносамент

Коносамент - что это такое простыми словами? Это ценная бумага, которую перевозчик груза выдает его владельцу. Она подтверждает право собственности на продукцию, подлежащую транспортировке. Также коносамент подтверждает обязанность перевозчика доставить груз в соответствии с заключенным договором.

Документ формируется экспортером или экспедитором, а затем его передают для заполнения транспортной компании. Представители транспортной компании подтверждают в коносаменте факт получения груза и вносят оговорки относительно имеющихся повреждений. На обороте документа печатают условия и сроки доставки товаров, которые должен выполнить перевозчик.

Впервые коносамент был применен в Испании в XIV веке. Уже тогда на судовладельцев возлагалась обязанность составлять перечень грузов, находящихся на борту. Коносамент выдавался капитаном судна в качестве необоротной расписки купцам, которые не были намерены отправляться в путешествие вместе с принадлежащими им грузами.

Коносамент - это ценная бумага, которая выдается на любой груз независимо от того, каким именно способом будет выполнена транспортировка: с предоставлением всего судна или отдельных помещений. Перевозка товаров осуществляется в соответствии с Гамбургскими и Гаагскими правилами. На каждой морской линии применяется свой коносамент, но все они созданы на основе линейного коносамента, разработанного BIMCO.

Документ составляется только после заключения между владельцем груза и транспортной компанией договора о перевозке. В нем необходимо четко указать состояние груза, количество единиц товара, вес и прочие характеристики. Стоимость груза в коносаменте должна быть указана в обязательном порядке, так как в случае его повреждения перевозчику придется возместить нанесенный ущерб.

Какие функции выполняет коносамент

Основные функции коносамента заключаются в следующем:

  • Выполнение роли официальной квитанции владельца судна, подтверждающей факт нахождения товаров на конкретном судне или передачи их под охрану перевозчика для последующей транспортировки.
  • Удостоверение факта заключения договора между перевозчиком и владельцем товаров.
  • Удостоверение права собственности на груз.
  • Удостоверение права на перевозку и получение товаров.
  • Подтверждение базовой информации о товарах, которые будут транспортироваться.
  • Обеспечение кредита под уже отгруженную продукцию.

Коносамент может быть использован в качестве сопроводительного документа, в котором прописаны сведения об участниках сделки и полученном грузе. Если транспортная компания нарушит условия доставки – владелец груза или его получатель могут обратиться в судебные органы с целью отстоять права, закрепленные в коносаменте. Необходимо отметить, что юридическую силу имеет только оригинал документа.

Основные виды коносаментов

Этот ценный документ имеет несколько разновидностей. Самые распространенные виды коносаментов приведены далее:

  • Именной – содержит наименование конкретного получателя груза.
  • Ордерный – указывает на право определенного лица распоряжаться, кому выдавать груз. Если в документе не указан конкретный приказодатель – им считается отправитель.
  • На предъявителя – содержит указание о том, что он выдан на предъявителя. В документе отсутствуют сведения относительно лица, которое имеет право на получение товаров.
  • Чартерный – выдается в подтверждение факта получения груза, перевозимого на основании чартера.
  • Береговой – выдается в подтверждение факта приема продукции от отправителя на берегу.
  • Бортовой – выдается, когда продукция уже погружена на судно.

Существует следующая классификация коносаментов:

  • по общему разделению: оборотные, необоротные;
  • по типу перевозки: линейные, фрахтовые;
  • по схеме перевозки: прямые, сквозные;
  • по типу получателя: именные, ордерные, на предъявителя.

Что надо учитывать при заполнении коносамента

Правила заполнения коносамента сводятся к следующему:

  • Документ необходимо заполнять на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки или на компьютере (подготовленный бланк затем распечатывают на принтере).
  • Ошибки и неточности в коносаменте недопустимы, так как это повлечет за собой затягивание процесса оформления и отправки товаров.
  • Некоторые графы документа можно оставить незаполненными, если эти сведения не имеют значения для конкретного груза или перевозки.
  • Каждому документу присваивается оригинальный номер. Номер коносамента необходим для его идентификации и идентификации представляемого им груза.

Коносамент должен содержать такие сведения:

  • наименование корабля;
  • адрес локации, где производится приемка и погрузка продукции;
  • адрес места, куда должен быть доставлен груз;
  • название компании-перевозчика;
  • название компании-отправителя и ее юридической статус;
  • полное наименование юридического или физического лица, которое должно получить груз;
  • краткие сведения о перевозимой продукции;
  • сведения о договоре фрахта или иных документах, подтверждающих оплату транспортных и смежных услуг;
  • дата и место выдачи коносамента, количество экземпляров;
  • подпись представителя компании-перевозчика или капитана судна.

Количество экземпляров

В каком количестве экземпляров выдается коносамент? Обычно его составляют в трех экземплярах, содержание которых полностью идентично. Один экземпляр остается у владельца груза, второй передают получателю, а третий – перевозчику. Как только товары будут переданы получателю, все остальные экземпляры теряют юридическую силу.

В процессе длительной перевозки продукция может быть перепродана несколько раз. И в результате один из трех оригиналов документа окажется у конечного покупателя. Перевозчик обязан выдать груз его законному владельцу в обмен на оригинал коносамента.

На лицевой стороне оригинала документа должна быть надпись «ORIGINAL». На копиях ставят отметку «COPY». Копии можно печатать на бланках, которые по цвету и фактуре отличаются от оригинала. Если грузовладелец одновременно отправляет несколько контейнеров, допустимо оформить на всю партию один коносамент.

Новый сервис для планирования доставки сборных грузов из Европы

Сервис Consollex предназначен для планирования и организации процесса перевозки сборных грузов из стран Европы на выгодных условиях. Стоимость доставки можно рассчитать за считанные секунды, для этого достаточно указать вес груза, пункт погрузки и конечный пункт доставки. Сотрудничество с нашей компанией избавит клиентов от потери времени на ожидание ответа от менеджеров логистических компаний.

Мы предлагаем самые актуальные направления импорта грузов: из стран Европы на СВХ в зоне действия Московской областной таможни. Значительное внимание уделяется тому, чтобы товары были доставлены в целости и сохранности. К перевозке принимаются практически все типы грузов: продовольственные товары, техника, одежда, мебель и др. Исключение составляют опасные грузы, скоропортящиеся продукты, продукты сельскохозяйственной или животноводческой отрасли, а также животные.

consollex.ru

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

  • расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

  • товарно-транспортной накладной.

  • подтверждения договора на перевозку.

  • товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

  • Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

  • Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

  • Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

  • Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

  • В строке Port of Loading – порт погрузки.

  • В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

  • Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

  • если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

  • обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

  • также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

  • далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

  • отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

  • если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

  • также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

  • указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

  • зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

  • важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

www.audit-it.ru

Коносамент – что это такое?

Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.

Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.

Функции коносамента

Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.

  • Подтверждение права логистической компании на получение и перевозку товара. По сути это документ, который заменяет собой груз на период транспортировки. После получения товара транспортировщик выдает отправителю коносамент: это является доказательством того, что перевозчик получил груз.
  • Удостоверение факта заключения контракта между перевозчиком и владельцем груза. Коносамент – доказательство, что между логистической компанией и отправителем заключен договор, согласно которому транспортировщик несет за его доставку ответственность.
  • Основание для передачи товара получателю по прибытию в место назначения.
  • Содержание основной информации о транспортируемой продукции и данные об участниках контракта. В документе отражены данные о перевозимом грузе, его состояние, в том числе, все наличествующие дефекты, это способствует отслеживанию условий транспортировки. Так, например, если будет повреждена упаковка, либо будут нарушены другие условия контракта, на основании коносамента можно будет обратиться в суд и потребовать компенсацию за ущерб.
  • Обеспечение кредитования под отгруженный товар при необходимости.

Виды коносаментов

В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.

Ордерный (Bill of lading to order)

Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.

Именной (Bill of lading to a named person)

После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.

На предъявителя (Bill of lading to a bearer)

Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.

Оборотные и необоротные коносаменты

Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.

Линейный (Liner bill of lading)

Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.

Домашний коносамент

Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:

  • необходимо засекретить маршрут следования груза и имя клиента;
  • грузоотправитель оказывает услуги, не предусматриваемые договором;
  • компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
  • документ нужно оформить до погрузки товара на судно.

Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))

Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.

Прямой (морской)

Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.

Сквозной (Through bill of lading)

Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.

Фидерный коносамент

Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.

«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты

«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).

Бортовой и погрузочный коносаменты

Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.

Береговой (Custody bill of lading) коносамент

Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.

Контейнерный коносамент

При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.

Какую информацию указывают в коносаменте?

Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:

  • наименование транспортного средства (судна);
  • полное название и юридический адрес транспортной компании, перевозящей груз;
  • наименование и адресные данные грузоотправителя и грузополучателя (юридического либо физического лица);
  • порты, где проводятся погрузка и выгрузка товара;
  • дата доставки в порт для погрузки;
  • данные о товаре (название, описание, характеристики, упаковка, количество товара, вес и т.п.);
  • сведения о состоянии транспортируемого груза и упаковочной тары;
  • стоимость фрахта, другие документы об оплате логистических услуг;
  • дата составления документа и место его выдачи;
  • количество экземпляров коносамента;
  • подпись транспортировщика, его агента или капитана торгового судна.

Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Порядок работы с коносаментом

Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:

  • наименование, вид груза;
  • количество транспортируемого товара;
  • упаковочная тара;
  • информация о порте погрузки;
  • данные грузополучателя;
  • наименование судна, перевозящего товар.

Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:

  • материальные расходы на исправление документа;
  • задержка с выгрузкой товара в порту прибытия;
  • простой судна из-за задержки отгрузки придется компенсировать;
  • задержка растаможки груза;
  • порча груза из-за вынужденного простоя.

Образцы коносаментов

Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.

Образцы коносаментов будут добавлены позднее - приносим извинения за доставленные трудности

Связаться с нами +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20, [email protected]

Получить расчетЗадать вопрос

www.east-import.com

Коносамент – что это такое простыми словами и на что обращать внимание

Коносаментом называют особого рода документ, выдаваемый транспортировщиком товара его владельцу. Данная бумага закрепляет за ним право владения и подтверждает, что перевозчик обязуется доставить груз в соответствии с соглашением о перевозке.

Изначально в коносаменте речь шла только о морских и речных грузоперевозках – в настоящее же время определение может применяться к перевозкам различными типами транспорта.

Письменные свидетельства указывают на то, что коносамент возник еще в середине 13-го века. Составлял бумагу владелец судна либо капитан, далее документ попадал в руки грузоотправителю.

Позже в правило вошло указывать наименование и размеры товара, места погрузки и выгрузки, а также другие важные данные. Такого рода описание в будущем легло в основу грузовых реестров. Российское законодательство утвердило правовые нормы, касающиеся коносамента, в 1926-1929 годах.

Содержание и функции

Коносамент выступает одним из главных документов, необходимых при прохождении таможни в случае перевозки по морю. В его содержание включена следующая информация:

  • Как выглядит груз, сколько весит и в каком состоянии находится.
  • Кто перевозчик, где принимается груз и кем отправляется.
  • На каком судне перевозится (когда определено точное название).
  • Где происходит отгрузка товара и кто его получает.
  • Сколько экземпляров коносамента было составлено.
  • Какой платеж должен выплатить транспортировщик.
  • Подпись капитана либо другого представителя грузоперевозчика.

Обычно составляется более одного экземпляра документа, один из которых находится у отправителя груза. Если груз уже выдан по одной из бумаг, все прочие не имеют юридической силы.

Такая ценная бумага, как коносамент, используется одновременно как товарно-транспортная накладная и товарораспорядительный документ. Также она подтверждает договор о транспортировке груза.

Основные виды

Существует множество разновидностей коносамента. Определяющими становятся такие факторы, как получатель, тип и схема перевозки или сроки доставки перевозчику.

В зависимости от того, кто является грузополучателем, выделяют:

  1. Ордерный – указано лицо, которое определит, кому отдавать груз.
  2. Именной – указан конкретный получатель.
  3. Предъявительский – по прибытии в порт товар отдается предъявителю документа.

С точки зрения удобства наиболее целесообразными являются 1 и 3 варианты. Если по каким-либо причинам получатель не имеет возможности совершить оплату, можно изменить грузополучателя. Такое решение защищает банки от лишних рисков, поэтому используется чаще прочих.

Также существуют оборотные и необоротные коносаменты. Предъявительский и ордерный относятся к первому виду, тогда как именной – ко второму.

Разница между ними состоит в том, что при оборотных коносаментах получающее лицо имеет право на грузооборот – то есть способно передать выгруженный товар в собственность третьему лицу. В случае с необоротным такая возможность у получателя отсутствует.

Другие виды

В зависимости от времени доставки к транспортировщику коносамент может быть:

  • Бортовой – оформляется для уже погруженного на борт товара.
  • Для погрузки/разгрузки – груз находится под охраной и еще не доставлен на судно.

В зависимости от типа транспортировки существуют коносаменты:

  1. Линейный – составляется в том случае, если у перевозящего судна имеется четкое расписание с остановками в определенных точках.
  2. Чартерный – оформляется при нерегулярных перевозках.

В зависимости от схемы транспортировки коносамент делится на:

  1. Прямой – означает грузоперевозку из одного порта в другой.
  2. Сквозной – в подобной перевозке товар доставляется по воде лишь часть пути, а далее происходит перегрузка на следующий транспорт.

Работа с коносаментом

По факту коносамент является заменой груза. Имея на руках такой документ, владелец может распоряжаться товаром. Согласно Гамбургским правилам, коносамент подписывается вручную либо посредством факсимиле.

Оформляя груз, важно обратить внимание на следующие моменты:

  • Необходимо удостовериться в правильности записей о состоянии товара и количестве занимаемых мест. В случае повреждений в документацию вносится специальная пометка – «не чистый».
  • Требуется произвести регулирования всех договоров по авансированию и конечной оплате.
  • Также нужно сверить информацию в коносаменте с перечнем товаров на судне, предназначенным для выгрузки в отдельном порту (манифестом). Составление этого списка происходит на основании коносаментов, оформленных для данного рейса.

От предпочтений заказчика зависит, будет коносамент оформляться на всю партию груза либо на каждый отдельно. Раздельное оформление практикуется в том случае, если получателю придется забирать груз по частям.

max-inform.ru

Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?

Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.

Содержание статьи:

  • 1. Что такое коносамент?
  • 2. Виды коносаментов
  • 3. Какая информация заполняется в коносаменте?
  • 4. Как правильно заполнять коносамент?
  • 5. Порядок работы с документом
  • 6. Образцы коносаментов
  • 7. Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Что такое коносамент?

Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.

Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:

  • Подтверждает получение перевозчиком товара от отправителя;
  • Является основанием для выдачи груза его получателю по прибытии в пункт назначения;
  • Выступает товарно-транспортной накладной;
  • В некоторых случаях с его помощью обеспечивают кредиты под грузы.

Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу. Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов. Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.

Виды коносаментов

Изначально коносамент может быть оформлен на имя конкретного лица или без его указания. В зависимости от этого, документ бывает необоротным и оборотным. В первом случае право получения товара принадлежит только одному лицу, указанному в документе.

Оборотный коносамент позволяет собственнику груза распоряжаться им даже тогда, когда он находится в пути, то есть, документ может быть продан, передан третьим лицам или заложен в банк. Оборотными являются ордерные и предъявительские разновидности.

В зависимости от получателя товара, документ подразделяется на следующие виды:

  • Именной. Его составляют на имя организации — получателя груза;
  • Ордерный. Грузоотправитель либо получатель указывают в документе третье лицо, которое будет вправе получить его. На таком коносаменте обязательно предусматривается индоссамент — отметка о передаче;
  • Предъявительский. При морской перевозке грузов в пункте назначения товар выдается держателю такого коносамента.

По способу доставки документ бывает:

  • Линейным. Он заполняется на товар, отправляемый судном, следуемым по конкретному расписанию и маршруту;
  • Фрахтовым либо чартерным. Оформляется для нерегулярных перевозок. Его составляют на основании соглашения между поставщиком и грузоперевозчиком, который выполняет условия договора, используя одно или несколько судов для доставки. Транспортировка может осуществляться одним судном в несколько рейсов или несколькими в один рейс.

В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют чистый и нечистый коносамент:

  • Чистый. Документ не имеет записей о дефектах на упаковке или нарушении целостности товара. Фактическое состояние, количество единиц отправлений совпадает с данными коносамента;
  • Нечистый. Имеется запись о повреждении, порче тары или самого груза.

Разновидности коносамента с учетом способа доставки:

  • Прямой. Груз доставляется от пункта отправления до пункта назначения одним транспортным средством;
  • Сквозной. Используется при мультимодальном способе доставки, когда груз перевозится несколькими видами транспорта, например, судном, железной дорогой и автомобилем.

Сроки погрузки груза также влияют на выбор вида коносамента:

  • Бортовой. Документ составляют после погрузки товара на судно;
  • Для погрузки на судно. Коносамент заполняют до погрузки на борт.

В некоторых случаях вместо названного документа используется так называемый телек релиз. Обычно это внутренний документ судоходной компании, дающий право перевозчику получить товар без товарораспорядительного документа. Передают телек релиз по внутренним средствам связи грузоперевозчика после получения оригинала коносамента.

Как правило, телек релиз оформляют, если нет возможности получить экземпляр коносамента. Например, товар доставляется при условии внесения предоплаты и оригинал документа находится у грузоотправителя до момента полного расчета. Обычно на отправку телек релиза уходит не больше одного дня.

В соответствии со ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к ключевым реквизитам коносамента относятся:

  • Название судна;
  • Наименование и адрес грузоперевозчика;
  • Наименование и адрес отправителя, получателя (это могут быть физические лица, организации);
  • Порты погрузки и выгрузки;
  • Дата прибытия товара в порт погрузки;
  • Наименование, количество доставляемого товара, его вес, описание и характеристики;
  • Оценка состояния товара, его упаковки;
  • Сумма фрахта, оплачиваемая грузополучателем;
  • Дата (дата коносамента);
  • Количество экземпляров документа;
  • Подпись грузоперевозчика, его законного представителя или капитана судна.

В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно нужно отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.

Как правильно заполнять коносамент?

Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом. Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике. Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:

  • При заполнении сведений об отправителе нужно учитывать, что он может являться одновременно собственником и производителем товара, поставщиком либо экспедитором;
  • Получателем груза является не только его владелец, но и банк или посредник. С учетом этого в документе должны правильно отражаться права на груз;
  • Уведомляемое лицо. Указывается лицо, которое должно быть уведомлено о доставке товара в пункт назначения. Им могут выступать грузополучатель, представитель таможни или компании-экспедитора.

Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.

Вероятные ошибки

Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при составлении коносамента:

  • Неверно указывается вес и количество товара;
  • В коносаменте не указан товар, доставляемый в одном контейнере с другим грузом по одному контракту;
  • Не отмечены особые свойства груза: опасный, ценный, хрупкий.

Вносить исправления в коносамент можно только после получения подтверждения от отправителя груза. Для этого получатель товара запрашивает достоверные сведения у поставщика, который должен обратиться в порт отгрузки и предоставить агенту грузоперевозчика эти сведения для корректировки коносамента.

Другой способ исправления — обратиться к агенту порта доставки. Если от отправителя груза получены уточняющие данные, то грузоперевозчик вносит их в документацию. При этом экземпляр коносамента, выданный получателю товара, необходимо сдать грузоперевозчику.

Насколько быстро можно исправить ситуацию, зависит от характера ошибки. Если неверно указан вес, отправитель должен будет вносить корректировки в экспортную декларацию. На это уйдет больше времени.

Также проблематично исправить ошибки в описании и характеристиках перевозимого товара. Сроки и расходы на коррекцию зависят от условий, выдвигаемых грузоперевозчиком.

Если ошибка обнаружена только после того, как груз прибыл в порт, исправления вносятся в океанский коносамент. Неточности в фидерном документе корректируются только после ответа на письменный запрос о внесении изменений.

Порядок работы с документом

Перед оформлением коносамента грузоотправитель должен составить погрузочный ордер. Документ содержит следующие данные:

  • Название, марка товара;
  • Количество доставляемых единиц;
  • Тип тары;
  • Сведения о порте погрузки;
  • Информация о получателе;
  • Точное название судна.

Факт погрузки на судно должен быть подтвержден штурманской распиской. На его основании перевозчик составляет три идентичных экземпляра коносамента для себя, отправителя и получателя. По этому документу грузополучатель забирает товар, предъявив свой экземпляр, полученный им от отправителя.

Образцы коносаментов

Оформление документа может вызвать затруднения даже у опытных участников ВЭД, так как каждая ситуация индивидуальна. Чтобы при заполнении не возникали вопросы, предлагаем бесплатно скачать с нашего сайта готовые образцы в качестве примера.

Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Неправильно заполненный коносамент может привести к неприятным последствиям:

  • Задержка выгрузки товара с судна в конечном порту;
  • Увеличение размера демереджа. Это компенсация убытка судоходной линии вследствие простоя судна из-за задержки отгрузки;
  • Отказ в растаможке товара в порту отгрузки;
  • Повреждение, порча товара из-за неполных сведений о нем в описательной части;
  • Дополнительные временные и финансовые затраты на корректировку документа.

Верный способ избежать проблем — оформить коносамент при участии специалистов нашей компании. Большой опыт работы в сфере ВЭД, знание таможенного законодательства, международных правил торгового мореплавания позволяет нам безошибочно заполнять товарораспорядительные документы. Мы поможем доставить ваш груз вовремя и исключить непредвиденные расходы.

 

Данный статус предоставляет организации возможность пользоваться упрощенным порядком оформления грузов

Таможенная декларация на товары (ТД) - документ, используемый при экспорте или импорте сырья либо готовой продукции

generalimport.ru

Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Подтверждением наличия договора морской перевозки.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название судна в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на судно;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Виды коносаментов

  • Straight bill of lading — именной коносамент выдается на конкретного получателя. В документе прописывается наименование и адрес.Коносамент передают другому человеку только при наличии передаточных надписей, которые оформляются по правилам подобных долговых обязательств.

    Груз получает либо держатель перевозочного документа по его предъявлению, либо человек, который указан в передаточной надписи.

  • To-order bill of lading — ордерный коносамент. Бланк содержит пометки вида «приказу отправителя» либо «приказу получателя».Если в нём отсутствует пометка «приказу получателя», то такому документу автоматически будет присвоен статус «приказу отправителя». Такого рода пометки предполагают, что груз может передаваться третьему лицу согласно проставленной передаточной надписи.Если надписей несколько, товар выдаётся согласно последней пометке (индоссаменту).

    В случае отсутствия подобных надписей, груз получает лицо, отправившее товар, либо только получающее его на основании того, что прописано в статусе документа.

  • Bearer bill of lading — документ на предъявителя. Согласно этому виду коносамента груз выдаётся держателю бланка посредством простого вручения.
  • Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.Данный тип документа заключается также в таких случаях:
    • нужно скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
    • фрахт приобретён у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.

При заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 вот тут, чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.
  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера.Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.

    Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.

  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами.Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.

    Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.

  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.При погрузке на борт судна товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.
Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:
  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием. Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.
  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.Вместо коносамента может использоваться морская накладная.

    Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.

  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

vedinform.com


Смотрите также