Коммуникативный дизайн что это такое


Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — дисциплина, возникшая на грани между распространением информации и оформительством. Краеугольные вопросы теории и практики: как люди воспринимают способ передачи информации; как составить, напечатать или произнести эффективное сообщение; что лучше подходит в том или ином случае: электронные, печатные СМИ, наружная реклама. Прикладная область коммуникационного дизайна распространяется не только на эстетическую сторону составления сообщений, но также на установление новых каналов коммуникации. Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вдохновить ее, создать спрос, мотивировать людей отвечать на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях.  В этом процессе необходимо стратегическое мышление, использующее результаты маркетинговых исследований, творческие идеи и умение принимать решения.

Коммуникационный дизайн несколько шире синонимичных, на первый взгляд, терминов: «визуальной коммуникации» и «графического дизайна». Шире, как минимум, на понимание аудитории, на умение управлять голосом, жестами, и даже запахом и вкусом... Шире на все прочие знания и навыки, выходящие за рамки оформительства — более того, коммуникационный дизайн объединяет визуальный дизайн, рекламу, иллюстрирование, шрифтовую культуру, печатные процессы, информационную архитектуру, анимацию, перформанс (театрализованное представление), копирайтинг (составление текстов) и редактирование etc.

Изначально дизайн — это прикладное искусство, основополагающий компонент архитектуры, инженерии, оформления интерьеров, других процессов изготовления предметов быта. Этимология слова восходит к процессу разработки структуры продукта, системы или компонента. Как существительное, «дизайн» — это результат такой работы — причем, как план, инженерное решение или рисунок, так и его воплощение.  В последнее время говорят также о дизайне процессов. Изначально  предполагалось, что у дизайна одна функция — эстетическая. Но позже на дизайн легла также коммуникативная функция, а также обеспечение удобства, функциональности и инновации.

Структура

Разработка дизайна включает в себя пять процессов.

  • Исследование возможностей, путем критического анализа и определения проблемных точек и неиспользованных возможностей в уже существующих категориях, или создание новых категорий.
  • Определение конкретных решений воплощения плана.
  • Управление процессом исследования, определения, создания решений и проектов.
  • Разработка пробных макетов и моделей, тестирование.
  • Определение тенденций.

Дизайн и искусство

Искусство испокон веков делят на изящное и коммерческое. Дизайн — прикладная форма искусства, где форма всегда в некоторой степени подчинена задаче (часто — именно коммерческой): будь то архитектура (экстерьер и интерьер), графический или промышленный дизайн. Такое понимание дизайна приписывают Раймонду Леви, отцу современного промышленного дизайна (автомобили Studebaker).

Главная цель коммерческого дизайна — создание продукта, который является одновременно функциональным, удобным и эстетически привлекательным. Дизайнер, например, может разрабатывать рекламный плакат, имея перед собой две задачи — донести сообщение заказчика и доставить приятные эмоции аудитории. Не всегда можно четко различить функциональную и эстетическую составляющую дизайна. Как и в чистом искусстве, дизайн часто основывается на интуитивном понимании художника.

Дизайн и технология

Инженерия может быть названа предельно практическим воплощением дизайна. Другая точка зрения  — то, что дизайн является частью технологического замысла, органически в него встроенной. Американский словарь Культурного Наследия определяет дизайн как «мысленное конструирование и моделирование объекта, изобретение нового, построение плана». А инженерию — как «применение математических и физических принципов в практических целях, таких, как производство, функционирование, дизайн, будь то экономические структуры, машины, процессы, системы или продукты».

По таким определениям, и то и другое — способ решения практических задач, различающиеся только в факте применения математических или физических принципов. Однако современный дизайн в достаточной мере оперирует математическими данными, полученными из маркетинговых исследований, а также точными данными эргономики.

Ученые  исследовательского центра Пало-Альто разработали определение дизайна как «работы с сознанием», а инжиниринга — как «работы с молекулами».

Дизайн и производство

Дизайн связан с продукцией на этапе планирования и изготовления. В процессе разработки дизайна творчески решаются практические проблемы, но в некоторых случаях дизайнер не должен быть посвящен в детали процесса производства и разработки продукции.

Во многих отраслях дизайн неотделим от производства, однако чем более высокотехнологично производство и чем выше цена редизайна, тем насущнее необходимость отделить дизайн от технологии.  Например, цена ошибки дизайнера при разработке проекта небоскреба будет гораздо выше, чем при печати пригласительных объявлений (флайеров).

При всём при том дизайн не всегда должен быть невероятно творческим, иногда это просто легкая обработка уже существующего решения.

Дизайн процессов

Дизайн процессов — это планирование отдельных этапов процесса, причем планирование независимое от нужного результата процесса. Такое понимание процесса берет свое начало в промышленной химии, где впервые появилась необходимость разработки некоторых универсальных последовательностей операций.

С возрастанием сложности организационных структур, появилось понятие дизайна бизнес-процессов и дизайна производственных процессов.

Дизайн и сообщение

Сообщение — это единица коммуникации. Оно не обязательно содержит информацию в строгом смысле этого слова, как его понимают классики теории кибернетики — как фактор, влияющий на принятие решения. Сообщение решает ряд задач помимо информативных — привлечение внимания, установление контакта, влияние на эмоции, подтверждение уже имеющихся сведений, и даже — повышение неопределенности при процессе выбора. Сообщение необязательно выражено вербально — это может быть и образ или эмоциональный посыл, передающийся звуковым или видеорядом.

Визуальная коммуникация — важная составляющая дизайна коммуникаций. В основном она оперирует двухмерными изображениями — плакатами, видеорядом, знаками, графикой. Цель визуальной коммуникации обычно состоит в поддержании текстового сообщения, а не в самостоятельном влиянии. Отдельно необходимо выделить веб-дизайн, который является двухмерным, но, так же, как и промышленный дизайн или дизайн интерьера помимо эстетических задач решает задачи удобства использования.

Более сложная область — это дизайн аудиокоммуникаций. Он базируется на том принципе, что слух обычного человека, не имеющего большого опыта работы со звукотехникой или музыкой, не способен к фильтрации аудиоинформации. Соответственно, воздействие через аудиоканалы с большей вероятностью попадает в подсознание. Существуют специальные последовательности звуков, которые с большей вероятностью будут запечатлены памятью. Это явление называется «персеверацией», сохранением и воспроизведением в сознании какой-либо последовательности. Например, это может быть рекламная мелодия,  которая «крутится» в голове, или слоган. Сильнее всего этому подвержены дети, тинэйджеры и люди со слабыми жизненными ориентирами.

Самое сложное сообщение, которое передается средствами дизайна — это сообщение-бренд. Брендинг подчиняет себе все сферы дизайна, определяя набор устойчивых принципов, которым подчинены визуальные, аудио- и печатные сообщения, структура организации и ее культура, даже процесс производства.

Копирайтинг (составление рекламных текстов)

Еще один вид информационного дизайна — написание текстов, предназначенных для прочтения или прослушивания. Также к области копирайтинга относится создание сценариев для теле- и аудиороликов, слоганов, заголовков, сообщений для рассылки по директ-мейл (реклама почтой), стихотворных текстов поздравлений или рекламных песен. В области веб-дизайна копирайтинг очень тесно связан с SEO — оптимизацией текстов под поисковые запросы. Копирайтинг используется для раскрутки личности, бизнеса, точки зрения, идеи, продукта, бренда.

Притом, что невозможно недооценивать творческую составляющую процесса создания оригинального текста, какой бы ни была его цель, копирайтинг подчиняется ряду правил и ограничений. В отличие от писателя или журналиста, копирайтер вынужден учитывать особенности аудитории и тематики.

Информационная архитектура

Термин «информационная архитектура» впервые появился в 1989 году.  В 2002 году был сформирован Институт информационной архитектуры, который так определяет область своей деятельности:

  • организация структуры информационной среды;
  • искусство и наука организации веб-сайтов, узлов интранета, онлайн-сообществ, программных продуктов, в целях повышения удобства использования и результативности поиска;
  • сочетание методов, позволяющих перенести методы иных форм дизайна в область цифровых технологий.

Информационная архитектура стала развитием наук об архивах и источниках, таксономии, а также практических методов организации библиотечного дела. Информационный дизайн также и предшественники направлен на структурирование информации для удобства использования и легкости восприятия.

Сам термин вызывал некоторые нарекания, так как традиционно «архитектура» связана с физически существующими зданиями и строениями. Кроме того, основное свойство архитектуры материальных объектов — относительная неизменяемость структуры, выступающая как одна из базовых целей замысла разработчиков. Цифровые системы и системы знаний, напротив, склонны эволюционировать, и в их архитектуре заложена возможность развития.

Впрочем, с распространением интернета, термин «информационная архитектура» закрепился в обиходе.

По материалам Википедии

www.polylog.ru

Коммуникативный или графический дизайн?

«Коммуникативный дизайн» — это подход к проектированию который уже заложен в учебно-методической работе. «Коммуникация» — свойство дизайна — это активное обращение к потребителю, информативность, выразительность языка, актуальность. Дизайнер как «коммуникатор» между объектом, который он спроектировал и его потребителем.

Коммуникативный дизайн шире «графического дизайна» и «визуальной коммуникации». Он больше не может оставаться только «носителем эстетической функции». Коммуникативный дизайн проявляет универсальность во всем, что выходит за рамки распространенного в нашей российской системе дизайнерского профобразования «оформительского» понимания дизайна. Коммуникативный дизайн сегодня это «инженерное» планирование процессов в сложных организационных структурах. Он объединяет в систему такие компоненты, как визуальный дизайн, рекламу, иллюстрирование, шрифтовую культуру, печатные процессы, информационные объекты в городской среде, анимацию, перформанс (театрализованное представление), брендинг, копирайтинг (составление текстов), телевизионный и WEB-дизайн, интернет.

Единица коммуникации — это сообщение. Со-общение это диалог, взаимодействие. Оно не обязательно содержит информацию — как фактор, оказывающий влияние на процессы. Сообщение решает ряд задач кроме информативных — привлечение внимания, установление контакта, влияние на эмоции, укрепление убеждений или даже их демонтаж, участвует в процессе выбора. Сообщение необязательно выражено вербально — оно может существовать в виде образа или ощущения, эмоционального посыла. Но чаще всего цель визуальной коммуникации обычно состоит в поддержании текстового сообщения, а не в самостоятельном влиянии.

Инновационость — это вызов коммуникативного дизайна, который проявляется даже перетеканием в когда-то суверенное поле современного визуального искусства. Тенденция стирания границы между ними становится заметней год от года. Функциональность дизайна этому не помеха, теперь и она определяется в первую очередь коммуникативной функцией. Коммуникативный дизайн теперь больше чем «знание формы», он скорее «форма знания».

Новые дизайнерские образовательные учебно-методические технологии теоретически и практически формируются в творческом процессе педагогической работы, стратегически направленной на укреплении связи с жизнью, в которой коммуникативный дизайн играет все более значительную роль. «Из вида деятельности по обслуживанию коммуникации дизайн последовательно сам превращается в коммуникацию». П. Родькин «Экзистенциальные интерфейсы» М. 2004 с. 175. Лучшие специалисты в области дизайна, являясь преподавателями новой кафедры «Коммуникативного дизайна» обновленной Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ, совместно с талантливой молодежью-студентами нашей кафедры уже в процессе обучения решают комплекс проблем модернизации культурного сообщества нашего города и региона. Мы строим будущее.

поступление наши проекты

comdiz.ru

Бакалавриат — Коммуникационный дизайн — Обучение графическому и коммуникационному дизайну — Профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ — ВУЗ

Подробнее об условиях поступления

Собеседование

Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Для успешного прохождения собеседования вы должны быть готовы назвать не менее двух запомнившихся вам авторов или артефактов / или стилевую тенденцию, художественное направление, характерные для нижеперечисленных периодов истории искусства и культуры, и уметь дать им краткую характеристику: Античность, Раннее Средневековье, Высокое Средневековье, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век.

Творческий проект

При подготовке творческого проекта необходимо выбрать один из профилей обучения и в соответствии с ним выполнить серию работ (от 6 до 12), объединенных одной темой, связанных единой конепцией и единым стилистическим решением.

Темы проектов для поступления на все профили (кроме профиля «Дизайн и современное искусство») выбирается абитуриентом самостоятельно и должна раскрыть его/ее творческий потенциал и уровень художественного мышления. Школа дизайна предлагает возможные, но не обязательные темы. Если поступающие выбирают для своего проекта отличную от предложенных тем, то, при условии сохранения принципа серийности, концептуальности и единства стиля комиссия рассмотрит такой проект наравне со всеми.

Перед началом работы над проектом абитуриентам предлагается выбрать тему. Например: страна, город, школа, музей, галерея, выставка, книга, театр, клуб, концерт, фабрика, аэропорт, общественная организация, магазин, марка одежды, кафе или др.

На эту темы вы должны выполнить проект, например:

  • серия плакатов;
  • серия обложек — музыкальных, книжных, журнальных;
  • серия шрифтовых композиций;
  • фирменный стиль;
  • серия упаковок;
  • инфографика;
  • наружная реклама.

design.hse.ru

КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИЗАЙН

Дизайн это проектная деятельность, включающая различные области, каждая из которых решает конкретные задачи. Проектированием информационной среды занимается коммуникативный дизайн.

Схемы городов.

Коммуникация вообще - это обмен информацией посредством определенной системы символов. В переводе с латыни коммуникация - делаю общим, связываю, общаюсь. К коммуникации как таковой можно отнести достаточно широкий спектр - от путей сообщения (связь, транспорт, и д.р.) до общения как передачи информации от человека к человеку в процессе деятельности.

Транспортные пути.

Коммуникативный дизайн - направление дизайна связанное с разработкой и использованием систем символов в связи с изменяющимися требованиями современной промышленности и общества.

Фрагмент коммуникативной среды.

Основная задача, решаемая коммуникативным дизайном –организация коммуникативных сообщений визуально-графическими средствами.

Коммуникация в привязке к архитектуре.

Таким образом, основное направление деятельности дизайнера-графика это визуально-графическая коммуникация. Это особое социальное взаимодействие, имеющее эмоциональный подтекст и построенное на основе визуально-графического языка. Визуально-графический язык, как средство общения, строится на условных графических изображениях, знаках, символах. С его помощью передается такая информация как сигналы ориентации, предупреждения, опасности, рекламы и прочее. Совокупность элементов визуально-графического языка составляет так называемый алфавит графических символов. Такой алфавит разрабатывается для каждого проекта индивидуально, но может нести характер универсальности в случае проектирования сложной общественной среды. Соединение элементов в единое сообщение - визуально-графический текст - задает определенную программу действий.

Основная функция коммуникативного дизайна заключается в организации информационной среды, позволяющей достичь социальной общности. При этом сохраняется индивидуальность элементов визуально-графического языка.

Указатель, выполненный в соответствии со средой.

Индивидуальность коммуникативных знаков.

К функциям визуально-графической коммуникации относятся: управленческая, информативная и фактическая (связанная с установлением контактов).

Организация среды средствами визуально-графической коммуникации.

Коммуникативные сообщения могут быть: побудительные (убеждения, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержка контакта).

Предупреждающий знак.

Составление подобных сообщений непростая задача. Информация должна быть подана таким образом, чтобы не возникало предубеждений, отторжения, недоверия со стороны человека или группы людей. Это так называемые коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути распространения и принятия визуально-графической информации, возникающих по разным причинам (социальные, нравственные и другие различия между людьми). К таким барьерам можно отнести и языковой.Поэтому в основе коммуникативного дизайна лежит изучение процессов восприятия, психологии, социологии и прочее.Цель – обеспечить максимально благоприятную связь между источником информации и ее адресатом.

Эффективность визуально-графической коммуникации заключена не только в графически и эстетически правильной подаче информации, но и в расположении ее в нужном месте с учетом особенностей среды в целом и местоположения конкретного знака в частности. Каждое визуальное сообщение системы ориентирования должно работать без дополнительных текстовых и звуковых пояснений.

Знак в городе.

Знаки, идентификаторы, указатели и другие входящие в систему элементы должны передавать информацию понятно, однозначно и лаконично.

Лондонские указатели.

Требования к таким изображениям близки к требованиям знаковости.Они должны быть читабельны, различимы, легко запоминаемы (для дальнейшей идентификации), контрастны. При серийном проектировании знаков применяется модульная сетка. Цветовое кодирование должно быть основано на ограниченном количестве цветов (например, красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Значение имеет также расположение знаков и возможное дополнительное техническое обеспечение, такое как, например, подсветка.

В качестве элементов коммуникативного дизайна могут выступать: символы, пиктограммы, схемы, стрелки, различные указатели и знаки.Условно они могут быть поделены на внешние и внутренние (относительно внешней и внутренней среды).

Внешний и внутренний знаки.

Грамотно разработанный дизайн позволяет одновременно сосуществовать множеству элементов, составляющих эффективно работающую коммуникативную среду.

В учебном процессе, при изучении вопросов визуально-графической коммуникации, студенты выполняют проекты информационных сред и ее элементов. Это может быть система пиктограмм, указателей, схем различного назначения. Каждая разработка выполняется в соответствии со средовым контекстом, требованиями знаковости.

К.Лукьянов Проект для МПГУ. Элемент внешней коммуникативной среды. Учебная работа.

Контрольные вопросы.

1. Что такое коммуникативный дизайн?

2. В чем заключается основная функция коммуникативного дизайна?

3. На чем основан визуально-графический язык?

4. Какими могут быть коммуникативные сообщения?

5. Что такое коммуникативный барьер?

Тестовый вопрос.

Основной задачей визуально-графического текста является:

А. Предупреждающее сообщение?

Б. Установление контактов?

В. Сообщение программы действий?

Г. Возбуждение эмоционального переживания?

В чем заключается основная функция коммуникативного дизайна:

А. В организации информационной среды, позволяющей достичь социальной общности?

Б. В сохранении индивидуальности отдельныхвизуально-графических языков?

В. В информационном обеспечении определенных жизненных процессов?

Г. В едином стилевом решении знаковых систем?

Какие коммуникативные сообщения по функциональному назначению предназначены для установления и поддержки контактов:

А. Побудительные?

Б. Информативные?

В. Экспрессивные?

Г. Фактические?

Практическое задание.

Выполнить проект элементов визуально-графической коммуникации. Разработка должна включать серию внутренних знаков-указателей для учебного заведения (вход-выход, учебные аудитории, библиотека, столовая, охрана, гардероб, лифт, аптека и др.). Серия должна состоять из восьми-десяти элементов. Применение цветовой кодировки желательно. Итоговое решение выполняется в черно-белом и цветовом решении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО « Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

Коммуникативный тренинг

Выполнила:

Вершининой Т. Г.

Студентка 6 курса 66 группы

Специальность психология

Витебск,2014

Коммуникативный тренинг

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают дефицит общения. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на наш взгляд, является коммуникативный тренинг.

Коммуникативный тренинг – это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.

Для эффективного функционирования группы тренинга организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга.

Цели:

¨ Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

¨ Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;

¨ Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция – приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;

¨ Рост коммуникативной открытости и качества общения;

¨ Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;

¨ Развитие способностей к адаптации и творчеству.

Задачи:

¨ Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;

¨ Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.

¨ Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

¨ Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.

¨ Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.

¨ Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны. Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

В групповой работе следует учитывать следующие принципы

1. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

2. Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

3. Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.

4. Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

6. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

8. Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.

Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.

ПРАВИЛА КРУГА

1.ПРАВИЛО ИМЕННОЙ КАРТОЧКИ

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2.ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3.ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»

Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4.ПРАВИЛО НЕДОПУСТИМОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ЧЕЛОВЕКА

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

5.ПРАВИЛО ПРИСУТСТВИЯ НА ТРЕНИНГЕ

Присутствие на тренинге каждого члена группы НЕОБХОДИМО все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6.РАЗГОВОРЫ НА ТРЕНИНГЕ

Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

Это правило тоже вызывает затруднение при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми - тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.

7. ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТРЕНИНГА ДО ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

9.ПРАВИЛО «ВЕТО»

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

ЦЕЛЬ: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения.

1. Вступление: что такое коммуникативный тренинг, для чего он нужен.

2. Правила группы:

- общение по принципу «здесь и теперь»;

- персонификация высказываний;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- правило «стоп» для участников группы;

- правило «вето» для руководителя группы.

3. Упражнение «Я – мой сосед»

Участникам группы необходимо разделиться на пары. Задание заключается в следующем, в течение 15 минут участники в парах общаются друг с другом, пытаясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник. Через 15 минут вы по очереди начинаете представлять нам вашего напарника, но от своего имени. При этом вы должны максимально точно передать все то, что вам было поведано в ходе вашей беседы. А так же ответить на вопросы, которые могут быть заданы вам участниками группы. После этого ваш партнер должен будет сделать то же самое. Затем каждый из вас расскажет, насколько партнеру удалось точно и правдоподобно передать информацию, которую вы ему говорили.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

«Ищу друга»

Инструкция ведущего: - Каждый из вас сейчас может дать объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Время на подготовку – десять минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы читают объявления. Каждый может нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем.

- Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет количество доставшихся ему выборов.

Ведущий предлагает обсудить вопросы:

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

Что помешало вам откликнуться на другие объявления? ( Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся.)

«Принятие себя»

Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится пять минут.

Мои недостатки Мои достоинства

1.

2.

3.

4.

5.

После этого проводится обсуждение по кругу.

«Ребенок внутри вас»

Это упражнение рекомендуется делать с закрытыми глазами и в расслабленном состоянии. Желательно, чтобы фоном была спокойная музыка. Далее мы предлагаем примерные слова ведущего.

«Представьте себя маленьким ребенком (5-6 лет). Загляните глубоко в глаза этому ребенку. Постарайтесь увидеть глубокую тоску и понять, что эта тоска по любви к вам. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается очень маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там. Когда вы будете смотреть вниз, вы будете видеть его маленькое личико и сможете дать ему всю вашу, такую важную для него любовь.

Теперь представьте вашу маму, когда она была в возрасте 4-5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните и ей свои руки и скажите, как вы ее любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, несмотря ни на что. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее к себе в сердце.

А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком 3-4 лет, он тоже чего-то очень боится и громко, безутешно плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Вы теперь знаете, как успокаивать маленьких детей. Прижмите его к своей груди и почувствуйте его дрожащее тело. Успокойте его. Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда будете рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет, совсем крохотным. Положите его к себе в сердце вместе с вами и вашей мамой. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь».

«Восковая палочка»

Все участники тренинга встают в круг, плотно друг к другу. Один из участников встает в центр этого круга. Играющий в центре расслабляется, а остальные вытягивают руки перед собой и покачивают из стороны в сторону центрового, поддерживая его и не давая упасть. По желанию можно проделать это упражнение с несколькими участниками или со всеми. Далее все садятся в круг, и проводится обсуждение. Вопрос всем: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не побоялся упасть, кто доверился участникам?

«Спички»

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу. Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

«Без маски»

В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.

Варианты содержания карточек:

Ø Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

Ø Особенно мне не нравится, когда…

Ø Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…

Ø Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…

Ø Однажды меня очень напугало то, что…

Ø В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…

Ø У меня немало недостатков, например…

Ø Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…

Ø В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…

Ø Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…

Ø Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…

Ø Особенно меня раздражает то, что…

Ø Дайте мне стакан чаю…

«Мой портрет (я глазами группы)»

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои предположения о том, каким его представляет (воспринимает) группа, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника только в случае очень сильного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

«Прокурор и адвокат»

Группа делится на две подгруппы (адвокаты и прокуроры), которые рассаживаются в виде полукруга друг напротив друга. Один участник садится в центр. Задача адвокатов – говорить об этом человеке только хорошее, прокуроров – только плохое. Главное – психологическое обоснование позиции и тех, и других!!!!! При смене участника в центре – меняются местами «прокуроры» и «адвокаты».

«Горячий стул»

Любой участник группы (по желанию) садится в круг и просит всех остальных участников (или нескольких по выбору) дать ему обратную связь. Задача членов группы – говорить искренне.

«Чемодан»

Один из участников выходит. Ему собирают в дальнюю дорогу «чемодан» (то, что, по мнению группы, помогает в общении + остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем + то, что мешает ему, в чем отрицательные проявления, с чем необходимо активно бороться). Необходимо дать по 5-7 характеристик. Список зачитывается участнику. У него есть право на один вопрос.

Музыкальная пауза.

Участник заключает «контракт с самим собой»:

1) Что нового о себе узнал во время занятий группы?

2) Что нового я узнал о других?

3) Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

4) Каким образом я собираюсь это сделать?

«Комплименты».

Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг.

Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями.

«Три плана».

Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся друг против друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжения и т.д. Через минуту они рассказывают друг другу об этом, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…»

После этого они передают те мысли, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал…»

Результаты упражнения обсуждаются в кругу.

«Ассоциации».

Участники сидят в кругу, в центре которого стоит пустой стул (лучше вертящийся). Ведущий спрашивает участников, кто сегодня нуждается в поддержке. Желающий садится в круг и поворачивается поочередно к каждому из участников по часовой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, начинающуюся со слов: «(Имя), ты напоминаешь мне…(далее идет ассоциация, образ из мира растений, музыки, предметов, времен года, всего, что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок). Пройдя круг и молча выслушав все ассоциации, участник группы называет одну или две, которые ему показались наиболее удачными или неудачными.

Если есть необходимость или время в круг садится следующий участник.

«Слепец и поводырь»

Участники встают и с закрытыми глазами ходят по комнате в разные стороны в течение 3-4 минут. Потом они открывают глаза и делятся по парам. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами. Затем они меняются ролями. После проведения упражнения проводится обсуждение. Какие возникали трудности и возникали они вообще? В какой роли больше понравилось быть?

Вышеприведенные упражнения могут быть использованы для разных целей. Например, упражнение «слепец и поводырь» может быть использовано для обогащения сенсорного опыта; также по результатам этого упражнения можно судить о степени доверия каждого участника к окружающим и склонности человека брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за действия других людей.

Опираясь на опыт нашей практической деятельности, мы можем говорить о том, что коммуникативный тренинг является одним из самых эффективных методов работы, применяемых в деятельности.

Результатами работы в этом тренинге являются формирование у людей адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, расширение коммуникативных возможностей, выработка более активной жизненной позиции.

«Односторонний контакт»

Цель — овладение навыками вступления в контакт и выяв­

ление признаков контакта (20 мин).

Стимульный материал: карточки с заданием.

Ситуация 1. Вас пригласил на беседу преподаватель. Вы не

знаете, о чем пойдет речь, но у его кабинета видите другого

студента, у которого, может быть, можно прояснить ситуацию.

Ситуация 2. Вы пришли на пересдачу экзамена. Обрати­

тесь к студенту из другой группы (так как из вашей группы

никого нет) и узнайте, какие вопросы задает в основном препо­

даватель.

Ситуация 3. Вы покупаете газету в киоске и завязываете

разговор с продавцом о квартирах, сдающихся поблизости.

Ситуация 4. Вы хотите купить булочку в буфете. Заведите

разговор с продавцом о высококачественных и свежих продук­

тах, чтобы он указал вам на свежий товар.

Ситуация 5. Вы приехали в другой город. Покупая журна­

лы, узнайте у продавца, какие культурные центры он вам посо­

ветует посетить.

Ситуация 6. Вы обедаете в столовой. Обсудите с соседом по

столику последние новости, происходящие в мире.

Ситуация 7. Вы пришли поработать в библиотеку. Спросите

у человека, сидящего рядом, как пройти в ближайший хлеб­

ный магазин.

Ситуация 8. Вы сидите в парикмахерской. Поговорите с

сидящим рядом с вами человеком о том, где вечером можно

развлечься.

Ситуация 9. Вы стоите на остановке и ждете свой автобус.

Поговорите со стоящим рядом человеком о том, как доехать до

соседнего города.

Ситуация 10. Вы пришли покупать ткань для костюма. По­

корите с продавцом о новинках в мире моды, узнайте, что

сейчас носят.

Каждому члену группы дается ситуация. Участник выбира­

ет себе партнера и разыгрывает указанную ситуацию. Партнер

не знает ситуации, и его необходимо ввести в курс дела и вы­

полнить задание ситуации. Участникам каждой пары при об­

суждении задаются вопросы:

• Как вы поняли, что хотел от вас партнер?

• Испытали ли вы напряжение?

• Удалось ли вступить в контакт?

Обсуждение ситуаций контакта способствует выходу на по-

ятие уверенного эффективного общения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Цель — дать возможность участникам группы получить но­

вый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие

в результате прикосновений, физического контакта с партне­

ром, дать возможность почувствовать большее доверие к лю­

дям, участвующим в группе тренинга.

Описание упражнения. Упражнение выполняется молча.

Ведущий просит участников встать в два концентрических

круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги на-

инают двигаться в противоположные стороны и останавлива-

тся по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга

Упражнение «Я боюсь»

Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе

«зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя

многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстро­

ить применительно к себе самим фразы по следующему шаб­

лону:

«Я боюсь чего-то, хотя другие этого не боятся». Задача каж­

дого — найти в себе минимум 3 страха.

Обсуждение. «Бывают вещи, которых действительно стоит

бояться, например оголенные электрические провода, дикие

хищные животные, автомобили на большой скорости. Но быва­

ют и страхи менее рациональные, например страх критики,

страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли

мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные

или абсолютно нерациональные?»

Если группа долго молчит и не находится участника, кото­

рый бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сооб­

щая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет

высказывания каждого участника невербально или фразами:

«Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасать­

ся» и т.п.

Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у

участников особых трудностей. Если возникают слишком боль­

шие паузы, то можно предложить участникам самим называть

того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игру­

шечный мячик, на котором написано «мой страх».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Просьба — это честное выражение своей позиции и своих

желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен

согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать

свою позицию и желания.

Просьба перестает быть просьбой и становится требованием,

когда вы даете другому каким-то образом понять (это легко

делается интонацией):

• что вы ожидаете определенного ответа;

• что вы имеете право на определенный ответ;

• что вы будете чувствовать себя обиженным (расстроен­

ным, рассерженным, покинутым), если ваша просьба не будет

удовлетворена.

Некоторые люди не могут решиться попросить об одолже­

нии, а если и решаются, то просят об услуге так, как будто не

надеются на удовлетворение своих желаний, потому что недо­

стойны положительного ответа. Они не хотят чувствовать себя

униженными отказом. При этом они уверены, что им откажут,

и боятся этого.

Когда вы просите об одолжении, ведите себя уверенно, но не

высокомерно. Представьте, что человек, к которому вы обраща­

етесь, хочет помочь вам, но не знает как. Прямо и вежливо

сформулируйте свою просьбу. Даже если вам откажут, у вас,

по крайней мере, останется приятное ощущение от того, что вы

осуществили попытку. Для эффективного обращения с просьбой необходимо:

• Перед обращением сформулировать просьбу про себя как

можно четче.

• Обращаться только к тем, кто может вам реально помочь.

• Устанавливая контакт, убедиться, что партнер готов вы­

слушать вас.

• Изложить просьбу, подчеркивая реальность ее испол­

нения.

• Предоставить партнеру свободу действий: можно лишь

советовать, но не указывать, что и как нужно делать, выполняя

просьбу.

• Убедиться, что просьба понята правильно.

• Поблагодарить партнера.

• При необходимости договориться о следующей встрече.

Если вам отказывают в выполнении просьбы:

• Постарайтесь определить причину отказа (используя тех­

ники активного слушания).

• С учетом причин отказа переформулируйте просьбу, из­

мените ее, предложив компромисс.

• Попросите совета, кто еще может помочь вам.

• Уделяйте особое внимание невербальному поведению:

контакту глаз, дистанции общения, позе, интонации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

Готовность к переговорам предполагает, что вы хотите най­

ти взаимоприемлемое решение и что вы готовы разговаривать с

оппонентом на эту тему. Если субъект исходит из того, что оп­

понент не прав, эгоистичен, не честен, то в таком случае он

будет не вести переговоры, а пытаться убедить оппонента в соб­

ственной правоте. При этом он полагает, что уступки ему должны

делать другие.

Для начала сделайте разграничение между участниками

переговоров и предметом переговоров. Есть сильные эмоции;

радикально различное восприятие одного и того же; бывает труд­

но общаться. Однако разбираться нужно с проблемой, а не друг

с другом.

Процесс переговоров

• Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте ваши

желания так, чтобы они описывали конкретное поведение или '

действие.

• Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель

заключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том,

чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих

интересов. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правиль­

но ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте. Один из

способов проверки правильности понимания — переформули­

рование высказываний оппонента: «Правильно ли я вас понял?

Вы сказали...»

• Сделайте альтернативное предложение. Если предло­

жение оппонента вас не устраивает, объясните, что именно де­

лает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое предло­

жение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и желания

другой стороны.

• Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может

отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не устраи­

вает и что он предлагает взамен.

Этот цикл может повторяться многократно. При этом сторо­

ны могут идти на взаимные уступки или искать новые реше­

ния, удовлетворяющие всех участников.

Правила аргументации

Аргументация будет более успешной, если во время обсуж­

дения соблюдать ряд правил.

• Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке

основных информационных и репрезентативных систем оппо

нента.

• Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппо

ненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем

«врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман,

высокомерие, манипуляция и т.п.). Не задевайте «больные ме

ста» оппонента.

• Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а ветра

ивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а,

признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы

и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае приня

тия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожида

емых партнером.

• Говорите не только о плюсах своих доказательств или

предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргу

ментам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и

минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.

• Используйте в качестве аргументов только то, что при

нимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.

• Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и так­

же воспринимаемый им как авторитет, усиливает воздействие

ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление.

• Помните об ограниченности человеческого восприятия

(семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте чис­

ло аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

• Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти

постепенными, но последовательными шагами.

Упражнение «Ассертивный спор»

Цель — изучение техники ассертивного спора при обсуж­

дении вопросов, вызывающих разногласия.

1. Группа делится на равные половины. Каждая из сторон

будет защищать свое мнение по какому-нибудь спорному во­

просу, причем это мнение должно быть диаметрально противо­

положным мнению оппонентов.

2. Первая сторона высказывает свое мнение и подкрепляет

его аргументами. Затем свою позицию аргументировано изла­

гает кто-то из оппонентов.

3. Обязательное условие: любой оппонент обязан повторить

аргументы противоположной стороны прежде, чем приступит

к изложению своей точки зрения. Он излагает позицию и

аргументы «противника», затем произносит: «И я считаю,

что...», высказывает свою позицию и аргументирует ее.

Обсуждение и выводы

1. Обсудите, какой опыт вы приобрели, выполняя это уп-

жнение.

2. Что вы узнали о себе?

3. Как влияет на ход спора использование техник активного

ушания?

Упражнение «Зажим»

Цель: снятие психофизиологических «зажимов» и форми-

вание приемов релаксации состояния.

Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в

определенных мышцах или суставах возникает локальное на­

пряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут

РОчно выделить область зажима и снять его, расслабиться.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

Цель — стимулирование взаимного доверия в группе, более

I иубокого самопознания, самораскрытия.

Описание упражнения. Все участники садятся по кругу.

Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако, перед

тем как разъехаться, соберем «чемодан». Мы работали вместе,

поэтому и собирать «чемодан» для каждого будем вместе. Со­

держимое «чемодана» будет особым. Так как мы занимались

проблемами общения, туда мы «положим» то, что каждому из

мае помогает в общении, и то, что мешает. «Чемодан» мы бу­

дем собирать в отсутствие человека, а когда закончим, то при­

гласим его и вручим «чемодан». Он должен его взять и унести

В собой, не задавая вопросов.

Собирая «чемодан», мы будем придерживаться некоторых

Правил:

• В «чемодан» надо «положить» одинаковое количество

помогающих и мешающих качеств.

• Каждое качество будет «укладываться» в «чемодан» толь­

ко с согласия группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не

согласен, то группа может попытаться его убедить в правильно­

сти своего решения, а если это не удастся сделать, качество в

• чемодан» не «кладется».

• «Положить» в «чемодан» можно только те качества, ко­

торы е проявились в ходе работы в группе.

• «Положить» в «чемодан» можно только те качества, ко-

рые поддаются коррекции.

Руководить сбором «чемодана» будет каждый из нас по очереди. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили.

. Заключении. Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения качеств участника, которому первому собирают «чемодан». Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора «чемодана» вы слушает предложения. Во время сбора «чемоданов» тренер сидит за кругом.

Д ля того чтобы сделать эту ситуацию более доброжелатель

ной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать

вручать собранный «чемодан» в виде записи.

При планировании работы группы в последний день тренер

должен учесть, что на сбор «чемодана» в таком варианте ухо

дит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участии

ка группы.

В заключение работы группы участникам предлагается от

ветить на вопросы анкеты.

Анкета оценки эффективности группы

1. Какое влияние на вашу жизнь оказала работа в группе?

2. Какие основные моменты работы группы можете назвать?

3. Что конкретно узнали о себе в группе:

а) об образе своей жизни?

б) о своих основных жизненных установках?

в) о своих отношениях с другими?

4. Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связы­

ваете с участием в группе?

5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались при­

менить в жизни решения, найденные в группе?

6. Какие вопросы задаете себе после окончания работы груп­

пы?

7. Какое влияние оказало ваше участие в группе на близких

и значимых для вас людей?

8. Что хотели бы сказать о терапевте группы и его стиле

работы?

9. Что в поведении терапевта помогало вам лучше понять

себя и искать решение своих проблем?

10. Что в поведении терапевта мешало вам добиваться своих

целей в группе?

1 1. Какие отрицательные последствия вы связываете с уча­

стием в группе?

12. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для

вас группа?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

1. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе/ М. 1995 г

2. Фопель К Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. 3-е изд.стереотип. Генезис, 2002 г., 256 с.

3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 1997

4. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения(методические рекомендации). – М., 1990 г. – 31 с.

5.Игры. Обучение. Досуг. Тренинг (под ред. В.В. Петрусинского). М.,Г.Ц. «Эрноф» 1994 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Коммуникационный дизайн: основы

Среднее время прочтения: 4 мин.

Определяя термин коммуникационный дизайн, говорят о равноправном значении двух лексических единиц – сообщение (передача информации) и зрительный образ, то есть передача информации изображением. Удачный образец коммуникационного дизайна будет более эффективным, чем обычная передача информации с помощью текста.

Читая текст, человеку иногда нужно прикладывать усилия, чтобы вникнуть в его смысл. А зрительный образ проникает в сознание мгновенно, запоминается надолго, более того, одновременно формирует заданное эмоциональное отношение к предмету. Таким образом, этот метод оформительского искусства может применяться как один из наиболее действенных инструментов рекламы и управления общественным мнением.

Специалисты по коммуникационному дизайну не просто рисуют какие-то нейтральные картинки, а создают изображения, обращенные именно к целевой аудитории, продвигающие тот или иной продукт. У них две задачи: корректно передать информацию, привлекая внимание зрителя, а также доставить эстетическое удовольствие, что усиливает эффективность рекламы.

В наши дни дизайн стал говорящим, он вступил в непосредственное общение с потребителем, а дизайнер стал мастером создания мгновенных смыслов, с легкостью обгоняющих медленные слова зрительными образами.

Профессионал в области коммуникационного дизайна должен быть экспертом во множестве важнейших вопросов. Он как психолог должен понимать особенности восприятия потребителем той или иной информации; как маркетолог должен знать, какой способ передачи сообщения будет наиболее эффективным в каждом конкретном случае. И соответственно специфике ситуации, характеристикам рекламируемого объекта (товара, услуги, мероприятия), особенностям целевой аудитории, дизайнер выбирает наружную рекламу, баннеры, флайеры, печатные СМИ, телевидение либо прочие средства.

Коммуникационный дизайн включает и эстетическую сторону передаваемого сообщения, и поиск новых каналов коммуникации. Специалист данного профиля должен находить оптимальные способы привлечения потенциальных клиентов, вдохновлять их, формировать спрос на продвигаемый товар (услугу), мотивировать аудиторию на целевые действия. Например, прочитать рекламное сообщение в электронной почте, кликнуть на картинку, перейти по ссылке, подписаться на рассылку, перейти на сайт магазина, купить товары либо услуги.

Такая деятельность повышает продажи, увеличивает узнаваемость брендов, выводит новые продукты на рынок, а также служит иным маркетинговым задачам. Квалифицированному дизайнеру необходимо обладать стратегическим мышлением, уметь анализировать и применять в своей практике результаты маркетинговых исследований, генерировать новые идеи и использовать открытия коллег по цеху, оперативно и своевременно принимать оптимальные решения, способствующие развитию бизнеса.

Область коммуникационного дизайна значительно шире похожих, на первый взгляд, понятий: «графического дизайна» и «визуальной коммуникации». К перечисленным терминам добавляется понимание психологии целевой аудитории и умение мотивировать её.

Коммуникационный дизайн включает в себя и рекламу, и визуальный дизайн, шрифтовую культуру, анимацию, информационную архитектуру и другие важные направления. Дизайном называют процесс, разработку конструкции, структуры предмета, чертеж или рисунок, а также конечный продукт.

С самого появления этого термина дизайн рассматривался как вид прикладного искусства, один из компонентов оформления интерьеров, инженерных конструкций, архитектуры, упаковки, любых бытовых предметов.

Дизайн связан со многими сферами деятельности: с искусством, производством, технологиями, визуальными коммуникациями.

Искусство всегда делили на две категории: чистое искусство и коммерческое. Дизайн является прикладным видом искусства, в котором форма подчинена задаче (как правило, именно коммерческой). И в промышленном дизайне, и в архитектуре, и в рекламе главная цель – разработка продуктов, обладающих и функциональностью, и удобством использования, и эстетичным внешним видом.

Инженерию называют практическим воплощением дизайна. Согласно другому мнению, дизайн – это составная часть любого технологического проекта, встроенная в него. Американские словари определяют дизайн как «моделирование объекта, мысленное конструирование, построение плана». А инженерные технологии – «практическое использование физических и математических знаний в таких областях, как строительство, производство, процессы, машины, системы или продукты».

Согласно данным определениям, и технологии, и дизайн – это способ решения различных практических задач, которые различаются только применяемыми принципами. При этом, в современном дизайне применяются и математические данные, полученные из маркетинговых исследований, и точные данные эргономики.

Во многих сферах дизайн невозможно отделить от процесса производства. Однако там, где используются более сложные технологии, где выше стоимость редизайна, там увеличивается необходимость разделения технологий от дизайна. К примеру, цена ошибок дизайнера, участвовавшего в разработке проекта железнодорожного моста, будет несравнимо выше, чем при подготовке рекламных флайеров.

При этом, дизайн – не обязательно такое безусловно творческое дело, зачастую он представляет собой легкую обработку уже используемых решений.

В коммуникативном дизайне важно понятие сообщения – единицы коммуникации. Сообщение не обязательно несет в себе собственно информацию как фактор воздействия на выбор того или иного решения. Кроме информативных задач сообщение выполняет множество иных функций: привлекает внимание аудитории, устанавливает контакт, воздействует на эмоциональное восприятие, подтверждает старую информацию или намеренно повышает неопределенность в какой-либо ситуации выбора.

Сообщение может быть выражено вербально, зрительным образом либо эмоциональным посылом, который передает видеоряд или звуковой трек.

Одним из самых сложных сообщений является логотип (товарный знак). Ежедневно мы видим множество брендов и лишь некоторые из них запоминаются потенциальными клиентами, повышая спрос на продукт. Дизайнеры, специализирующиеся на брендинге, должны владеть всеми современными инструментами, необходимыми для создания качественного эффективного бренда. Это и предварительное дизайн-исследование, и подробная разработка корпоративного стиля, и его отражение на самых разных носителях (дизайн интерьеров компании, униформы сотрудников, канцелярских принадлежностей и прочее).

Инновационость – неотъемлемая черта коммуникационного дизайна, который проникает в прежде суверенное пространство многих визуальных видов искусства. Тенденция размывания границ между этими двумя областями все очевиднее с каждым годом. И функциональность дизайна ничему этому не мешает, сейчас она и определяется прежде всего прочего именно коммуникативными свойствами.

О коммуникационном дизайне эксперты говорят, что сегодня это уже не столько «знание формы», сколько «форма знания». И эта форма переживает глобальные метаморфозы: из деятельности, направленной на обслуживание коммуникации, дизайн постепенно сам становится коммуникацией. И в этом и состоит смысл того динамичного развития, которым отличается данная креативная и современная сфера деятельности.

prorisunok.ru

Коммуникативный дизайн

Среднее время прочтения: 3 мин.

Коммуникативный дизайн – это сфера дизайна, главной задачей которой является передача человеку информации любого характера с помощью визуальных графический средств. Это может быть рекламное сообщение, товарный знак, WEB-сайт, или, к примеру, знак дорожного движения. Это что-то, что человек воспринимает на интуитивном уровне и моментально распознаёт. Хороший коммуникативный дизайн позволяет ориентироваться в Интернете и на улицах, в помещениях и в журналах.

Главная задача рекламы – познакомить клиента с преимуществами товара или услуги и вызвать желание приобрести новинку. Каждый человек уникален, и восприятие одного и того же предмета у всех разное, поэтому дизайнерам приходится использовать методы психологического подхода при создании рекламы. От их таланта и профессионализма зависит, насколько тот или иной продукт будет востребован. При разработке рекламы специалисты всегда учитывают следующие особенности:

  • стиль и размер шрифта
  • цвет и его оттенки
  • пространственное расположение предметов
  • форма
  • изображения

Эти пять пунктов являются ключом к успеху. Если правильно подобрать их, то коммуникативный дизайн будет эффективным, а прибыль увеличится в разы.

Существует несколько наиболее популярных средств визуальной рекламы:

  1. Телеэкранные (телевизионные программы, графические видео и др.)
  2. Печатные или полиграфические (буклеты, брошюры, плакаты)
  3. Баннеры в Интернете
  4. Билборды и вывески на улицах

Дизайн визуальных коммуникаций должен быть ярким и примечательным. Главная задача состоит в том, чтобы потенциальный клиент запомнил её, и впоследствии приобрёл товар. Что касается визуальных коммуникаций отвечающих за безопасность, то здесь главным критерием является количество информации. Чем её меньше и чем она проще, тем легче человеку получить ответ на свой вопрос. Не стоит также забывать о таком понятии как маркировка. Она необходима для идентификации товара и доведения до потребителя необходимых данных.

Однако вернёмся непосредственно к товарам и услугам. Помимо качества самого продукта потребитель обращает внимание и на “обёртку”, и на известность бренда. Что касается современных тенденций в дизайне упаковок, то это:

  • Коммуникация с покупателем

Важно, чтобы упаковка “звала” купить продукты. Это может быть призывающая надпись или изображение, которое приглянется покупателю.

Потребителю всегда приятно, когда товар будто бы сделан исключительно для него: например, написано его имя или нарисован похожий человек. Привлекают также добрые и смешные изображения животных и детей. К наиболее известным товарам с подобным дизайном стоит отнести Coca-Cola, чай Brandbox Branding, конфеты Mousegraphics и детское питание “Сами с усами”.

В моде сейчас всё натуральное, поэтому люди скорее купят продукт на котором написано “без ГМО” или “Экологически чистый”. Дизайн в этом вопросе играет важную роль: важно создать упаковку в наиболее естественном и привлекательном виде. Например, использовать прозрачную ёмкость или крафтовые пакеты. Подходящие цвета – зелёный, белый и коричневый. Наиболее популярные бренды: косметика Ahhaproject, кофе Chad Roberts Design, вода Bon Aqua.

Все взрослые с теплотой вспоминают своё детство, поэтому продукты, которые производятся по старым рецептам, особенно популярны. Это относится и к упаковке. На территории стран СНГ для увеличения продаж на товарах обычно изображают советский быт или людей. В Европе отдают предпочтение упаковкам со старинным картами или с ботаническими книгами в стиле ретро. В Америке популярны плакаты 1960-70-ых гг.

Приглашаем в Центр художественной подготовки

В последнее время дизайнеры больше внимания уделяют форме и материалу, а не красочности и стилю упаковки. В моде минимализм, поэтому не надо использовать слишком много изображений и разномастных шрифтов.

Однако дизайн упаковки – это далеко не всё, что необходимо учесть при создании продукта. Важную роль играет и сам бренд, который состоит из логотипа, слогана, рекламы, репутации и роли, которую играет компания на рынке. При создании вышеперечисленных пунктов следует делать акцент на уникальности и неповторимости бренда. Важно дать понять потребителю, чем Ваш продукт лучше остальных и в чём его преимущества перед конкурентами. Также важно найти свою целевую аудиторию и создать логотип, который будет “лицом” бренда.

Ещё одна важная часть коммуникативного дизайна – это типографика (искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на присущих языку правилах). Дизайнеры руководствуются следующими правилами:

  • не используют вычурные шрифты
  • избегают переносов
  • не пользуются более чем 2 шрифтами в одной рекламе
  • выравнивают текст по левой стороне
  • пишут числа прописью
  • выделяют ключевые слова
  • не пишут всё заглавными буквами

prorisunok.ru


Смотрите также