24.05.2018
Керосин – прозрачное вещество с масляной структурой, прозрачного или светлого, желтоватого цвета. Получают субстанцию при разделении многокомпонентных составляющих ректификацией или при прямой перегонке нефти. Горючая смесь жидких углеродов имеет t° кипения от +150°C до +250°C. Благодаря свойствам нефтепродукта и его характеристикам, купить керосин можно для обслуживания авто и авиатехники, а также приборов освещения и многого другого.
Название керосин произошло от древнегреческого «Κηρός», что означает воск
Формула керосина, его плотность, горючесть и прочие характеристики позволили заменить светильный газ и всевозможные жиры. Его начали активно использовать еще в XIX веке. Это привело к увеличению спроса на нефть, а керосиновый промысел повлиял на усовершенствование методов добычи и увеличение объемов потребления черного золота.
Востребованность керосина резко возросла с появлением примуса и керосинки, которые применялись повсеместно для приготовления еды
В начале ХХ века сельхозтехнику с карбюраторными и дизельными двигателями стали заправлять керосином. Но это вызывало некоторые сложности.
Октановое число керосина ниже 40 единиц, а испаряемость хуже, чем у бензина, поэтому запуск холодного двигателя был весьма затруднителен. В связи с этим машины оборудовались дополнительным небольшим бензобаком.
Масса керосина, расходуемого автотехникой в качестве топлива, была высока, и вскоре его вытеснил бензин и солярка.
Популярность керосина возобновилась в середине ХХ века, с развитием авиационной и ракетной отрасли
Независимо от того, как обрабатывается нефть (прямая перегонка или ректификация), сначала субстанция фильтруется от воды, неорганичных примесей и т.д. При доведении жидкости до определенных температур вскипают и выделяются различные фракции:
По ГОСТ 12.1.007-76 класс опасности керосина – 4, что стоит учитывать при его производстве, перевозке и использовании. Жидкость легко воспламеняется, а ее пары при взаимодействии с воздухом образуют взрывоопасные смеси.
Керосин, при попадании в глаза и на кожный покров может вызывать раздражение
Состав керосина во многом зависит от химкомпонентов и методик переработки нефтепродукта. Кроме примесей кислородных, азотистых и сернистых соединений в нем содержатся углеводороды:
Вид | Процентное соотношение |
Предельные | От 20 до 60 |
Непредельные | До 2 |
Бициклические | От 5 до 25 |
Нафтеновые | От 20 до 50 |
РО керосина и прочие его характеристики могут варьироваться. При +20°C показатели следующие:
Температура вспышки от +28 до +72°C, тогда как температура самовоспламенения может достигать +400°С. Плотность керосина, как и другие показатели, изменяются с градацией термопоказателей и прочих условий.
В среднем плотность керосина составляет 0.800 кг/м3·
Как один из самых распространенных нефтепродуктов, керосин применение нашел в различных сферах. Сырье может подходить для создания:
Как в прошлом, так и в современности, качественный осветительный керосин широко применим. Его можно встретить на производстве в цехах, домашних мастерских и т.д. Стоит помнить, что при эксплуатации нужно соблюдать меры предосторожности.
Основные показатели керосина осветительной марки
Керосин (ГОСТ 18499-73) разработан для технических целей – с его помощью чистят и смазывают механизмы, удаляют ржавчину и т.д. Разные типы вещества подходят для пропитки кожи, проведения файер-шоу и большого числа других задач.
В народной медицине допустимо лечение керосином различных болезней. Чаще всего он используется для выведения вшей. В различных дозах, с определенными примесями и способами применения его рекомендуют для профилактики болезней:
Керосин стал основой для растирок, примочек и других процедур в народной медицине
Керосин можно разделить на категории по содержанию фракций и сфере применения. Выделяют четыре основные группы:
Технический керосин подходит для создания пропиленов, этиленов и прочих углеводородов. Очень часто вещество выполняет функцию растворителей для промывки сложных деталей разных форм и размеров. Также сырье можно применять как топливо для цехового оборудования.
Согласно положениям ГОСТа в технических керосинах допустимо содержание ароматических углеводородов не более семи процентов
Удельная теплота сгорания керосина способствует образованию обратной тяги в количестве, необходимом для функционирования ракетных аппаратов. В нем незначительное число примесей, благодаря чему сырье считается наиболее чистым. Среди особенностей можно выделить:
Ракетный керосин выгодно отличается длительным хранением в закрытых емкостях, срок достигает десяти лет
Авиационный керосин может быть использован для смазки и заправки летной техники. Кроме того, он служит хладагентом в теплообменниках. Субстанция обладает высокими противоизносными и низкотемпературными качествами.
Диэлектрическая проницаемость керосина составляет 1,8-2,1(ε). Данный показатель демонстрирует, во сколько раз сила взаимодействия двух электрозарядов в обычной среде меньше, чем в вакууме.
Авиационный керосин делится на пять марок – РТ, ТС–1, Т–1 , Т– 1С, Т–2
Температура горения керосина для освещения составляет от +35°С до +75°С. Качественное сырье характеризуется сгоранием без нагара и копоти, при этом обеспечивает достаточную силу света. Также данный подвид нефтепродуктов может стать альтернативой недорогим растворителям.
Чем больше в осветительном керосине парафиновых углеводородов, тем выше качество вещества
Какой состав и характеристики керосина разных марок узнать подробнее можно на сайте ТК «АМОКС». Звоните, специалисты компании расскажут о нефтепродуктах и помогут подобрать оптимальный тип топлива, в соответствии с вашими требованиями!
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
ammoxx.ru
Кероси́н (англ. kerosene от греч. κηρός — воск) — смеси углеводородов (от C12 до C15), выкипающие в интервале температур 150—250 °C, прозрачная, слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.
Плотность 0,78—0,85 г/см³ (при 20 °C), вязкость 1,2—4,5 мм²/с (при 20 °C), температура вспышки 28—72 °C, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг. В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
Сведения о дистилляции нефти начинаются с Х века н.э.. Однако широкого применения продукты дистилляции не находили несмотря на сведения о использовании нефти в масляных лампах. Начало промышленному использованию светлых нефтепродуктов в освещении было положено в 40-50-х годах XIX века. Разными людьми было продемонстрировано получение светлой малопахучей горючей жидкости перегонкой из угля, битума, нефти. Был получен ряд патентов. В 1851 году вступила в строй первая промышленная перегонная установка в Англии. В 1854 была зарегистрирована торговая марка «керосин». Начался процесс адаптации масляных ламп в керосиновую лампу. В 1853 году, во Львове работники аптеки Петра Миколяша «Под золотой звездой», Игнатий Лукасевич и Ян Зег разработали методику дистилляции и очистки нефти Теперь можно было начать производство керосина, или «новой камфины», как называл керосин Лукашевич. В декабре 1853 года ученые получили австрийский патент. В этом же году Зег открыл во Львове первое небольшое нефтеперерабатывающее предприятие. В XIX веке из продуктов перегонки нефти использовали только керосин (для освещения), а получавшийся бензин и другие нефтепродукты имели крайне ограниченное применение. Например, бензин применялся в аптекарских и ветеринарных целях, а также в качестве бытового растворителя, и поэтому большие его запасы нефтепромышленники попросту выжигали в ямах или сливали в водоёмы. В 1911 году керосин уступил бензину своё лидирующее положение на мировом рынке нефтепродуктов из-за распространения двигателей внутреннего сгорания и электрического освещения. Вновь значение керосина начало возрастать только с 1950-х, ввиду развития реактивной и турбовинтовой авиации, для которой именно этот вид нефтепродуктов (авиакеросин) оказался практически идеальным топливом.
Интересно и происхождение слова керосин. Так, в Русской энциклопедии (т. 10, с. 42), изданной в Петербурге книжным товариществом «Деятель», сказано: «Керосин… введен в продажу торговым домом „Кэрръ и сынъ“ („Care and Son“), отсюда название». Однако в Большой советской энциклопедии мы читаем: «Керосин (англ. kerosene, от греческого kerós — воск)»
Получается путём перегонки или ректификации нефти, а также вторичной переработкой нефти. При необходимости подвергается гидроочистке.
Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить противоизносные и цетаноповышающие присадки; цетановое число керосина около 40, ГОСТ требует не менее 45. Для многотопливных двигателей (на основе дизеля) возможно применение чистого керосина и даже бензина АИ-80. Допускается добавление до 20 % керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. Также керосин — основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины.
Авиационный керосин, или авиакеросин, служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов не только топливом, но также хладагентом и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся поверхностей в присутствии топлива) и низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания.
Керосин применяется в ракетной технике в качестве углеводородного горючего и одновременно рабочего тела гидромашин. Использование керосина в ракетных двигателях было предложено Циолковским в 1914 году. В паре с жидким кислородом используется на нижних ступенях многих РН: отечественных — «Союз», «Молния», «Зенит», «Энергия»; американских — серий «Дельта» и «Атлас». Для повышения плотности, и, тем самым, эффективности ракетной системы, топливо часто переохлаждают. В СССР в ряде случаев использовался синтетический заменитель керосина, синтин, позволявший поднять эффективность работы двигателя, разработанного под керосин, без существенных изменений в конструкции. В перспективе предполагается замена керосина на более эффективные углеводородные горючие — метан, этан, пропан и т. п.
Технический керосин используют как сырьё для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путём глубокого гидрирования керосин (содержит не более 7 % ароматических углеводородов) — растворитель в производстве ПВХ полимеризацией в растворе. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статического электричества добавляют присадки, содержащие соли магния и хрома. В России нормы на технический керосин задаются ГОСТ 18499-73 «Керосин для технических целей»
Керосин такого типа в основном применяют в керосиновых или в калильных лампах, а также в качестве топлива и растворителя. Качество такого керосина в лампах определяется в основном высотой некоптящего пламени. Существенное влияние на ВНП оказывает само качество и состав керосина. Улучшению качеств керосина может содействовать гидроочистка.
tdhim.ru
Кероси́н (англ. kerosene от греч. κηρός — воск) — смеси углеводородов (от C12 до C15), выкипающие в интервале температур 150—250 °C, прозрачная, бесцветная (или слегка желтоватая), слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.
Плотность 0,78—0,85 г/см³ (при 20 °C), вязкость 1,2—4,5 мм²/с (при 20 °C), температура вспышки 28—72 °C, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
Сведения о дистилляции нефти начинаются с Х века н. э.. Однако широкого применения продукты дистилляции не находили, несмотря на сведения о использовании нефти в масляных лампах.
Начало промышленному использованию светлых нефтепродуктов в освещении было положено в 40-50-х годах XIX века. Разными людьми было продемонстрировано получение светлой малопахучей горючей жидкости перегонкой из угля, битума, нефти. Был получен ряд патентов. В 1851 году вступила в строй первая промышленная перегонная установка в Англии. В 1854 была зарегистрирована торговая марка «керосин». Начался процесс адаптации масляных ламп в керосиновую лампу[1].
До керосина в масляных лампах для освещения сжигали всевозможные жиры. Однако жиры давали меньше света, больше копоти, неприятно пахли, оставляли большой нагар и засоряли лампы отложениями. Промышленная добыча китовой ворвани для осветительных целей привела к катастрофическому уменьшению поголовья китов. Появление керосина оценили по достоинству, и он быстро вытеснил жиры.
В 1853 году, во Львове работники аптеки Петра Миколяша «Под золотой звездой», Игнатий Лукасевич и Ян Зег разработали методику дистилляции и очистки нефти. Теперь можно было начать производство керосина, или «новой камфины», как называл керосин Лукасевич. В декабре 1853 года ученые получили австрийский патент. В этом же году Зег открыл во Львове первое небольшое нефтеперерабатывающее предприятие[2].
В XIX веке из продуктов перегонки нефти использовали только керосин (для освещения), а получавшийся бензин и другие нефтепродукты имели крайне ограниченное применение. Например, бензин применялся в аптекарских и ветеринарных целях, а также в качестве бытового растворителя, и поэтому большие его запасы нефтепромышленники попросту выжигали в ямах или сливали в водоёмы. В 1911 году керосин уступил бензину своё лидирующее положение на мировом рынке нефтепродуктов из-за распространения двигателей внутреннего сгорания и электрического освещения. Вновь значение керосина начало возрастать только с 1950-х, ввиду развития реактивной и турбовинтовой авиации, для которой именно этот вид нефтепродуктов (авиакеросин) оказался практически идеальным топливом.
Интересно и происхождение слова керосин. Так, в Русской энциклопедии (т. 10, с. 42), изданной в Петербурге книжным товариществом «Деятель», сказано: «Керосин… введен в продажу торговым домом „Кэрръ и сынъ“ („Care and Son“), отсюда название». Однако в Большой советской энциклопедии мы читаем: «Керосин (англ. kerosene, от греческого kerós — воск)»
Получается путём перегонки или ректификации нефти, а также вторичной переработкой нефти. При необходимости подвергается гидроочистке.
Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить противоизносные и цетаноповышающие присадки; цетановое число керосина около 40, ГОСТ требует не менее 45. Для многотопливных двигателей (на основе дизеля) возможно применение чистого керосина и даже бензина АИ-80. Допускается добавление до 20 % керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. Также керосин — основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины.
Основная статья: Авиакеросин
Авиационный керосин, или авиакеросин, служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов не только топливом, но также хладагентом и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся поверхностей в присутствии топлива) и низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания.
Керосин применяется в ракетной технике в качестве углеводородного горючего и одновременно рабочего тела гидромашин. Использование керосина в ракетных двигателях было предложено Циолковским в 1914 году. В паре с жидким кислородом используется на нижних ступенях многих РН: советских — «Союз», «Молния», «Зенит», «Энергия»; американских — серий «Дельта» и «Атлас». Для повышения плотности, и, тем самым, эффективности ракетной системы, топливо часто переохлаждают. В СССР в ряде случаев использовался синтетический заменитель керосина, синтин, позволявший поднять эффективность работы двигателя, разработанного под керосин, без существенных изменений в конструкции. В перспективе предполагается замена керосина на более эффективные углеводородные горючие — метан, этан, пропан и т. п.
Технический керосин используют как сырьё для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путём глубокого гидрирования керосин (содержит не более 7 % ароматических углеводородов) — растворитель в производстве ПВХ полимеризацией в растворе. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статического электричества добавляют присадки, содержащие соли магния и хрома.
Керосин такого типа в основном применяют в керосиновых или в калильных лампах, а также в качестве топлива и растворителя. Качество такого керосина в лампах определяется в основном высотой некоптящего пламени. Существенное влияние на ВНП оказывает само качество и состав керосина. Улучшению качеств керосина может содействовать гидроочистка.
Нормы характеристик осветительных керосинов в России задаются стандартами ГОСТ 11128-65 «Керосин осветительный из сернистых нефтей» и ГОСТ 4753-68 «Керосин осветительный», по последнему стандарту показатели следующие:
Плотн., (при 20 °C), г/см3, не более | 0,790 | 0,805 | 0,805 | 0,830 |
Фракционный состав, °C | выкипает, % по объему, не менее | |||
20 | 200 | — | — | — |
25 | 200 | — | 200 | — |
80 | — | — | — | 270 |
Конец кипения, не выше | 280 | 300 | 280 | 310 |
Т. вспышки, °C, не ниже | 48 | 40 | 40 | 40 |
Т. помутнения, °C, не выше | −15 | −15 | −15 | −12 |
Содержание S, % по массе, не более | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 |
Кислотное число, не более | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Керосин был народным средством избавления от вшей. Керосином также лечили горло во время простуды (смазывали или полоскали). [источник не указан 179 дней]
dic.academic.ru
КЕРОСИН — (греч., от keros воск; по объяснениям других: искаж. собств. им. Кер и сын, фирмы, торговавшей к.). Осветительный материал, добываемый из нефти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЕРОСИН от греч.… … Словарь иностранных слов русского языка
Керосин — продукт перегонки тяжелых нефтепродуктов; смесь углеводородов с температурой кипения 110 320 град.С. Керосин применяется как топливо и как растворитель. По английски: Lamp oil См. также: Топливо Лакокрасочные материалы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
КЕРОСИН — (английское kerosene), бесцветная жидкость легче воды; смеси углеводородов, выкипающие при 110 320шC. Получают дистилляцией нефти или крекингом тяжелых нефтепродуктов (промышленное производство впервые начато в 1823 братьями Дубиниными в России) … Современная энциклопедия
КЕРОСИН — (англ. kerosene) смеси углеводородов, выкипающие в интервале температур 110 320 .С. Плотность 0,78 0,85 г/см³, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг. Получают дистилляцией нефти или крекингом тяжелых нефтепродуктов. Керосин применяют как реактивное… … Большой Энциклопедический словарь
КЕРОСИН — КЕРОСИН, дистиллированный продукт переработки нефти, тяжелее, чем БЕНЗИН, но легче чем ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО. Керосин, который до недавнего прошлого использовался исключительно для освещения, сейчас служит топливом для походных печей, для тракторов и … Научно-технический энциклопедический словарь
керосин — фотоген, астралин, керосинчик Словарь русских синонимов. керосин сущ., кол во синонимов: 8 • авиакеросин (1) • … Словарь синонимов
КЕРОСИН — (от греч. keros воск), имеет большое сан. значение как наиболее распространенный осветительный материал. В практике сан. надзора могут встать вопросы о допустимости данного сорта К. для освещения (плохие сорта его тускло горят и сильно портят… … Большая медицинская энциклопедия
Керосин — (английское kerosene), бесцветная жидкость легче воды; смеси углеводородов, выкипающие при 110 320°C. Получают дистилляцией нефти или крекингом тяжелых нефтепродуктов (промышленное производство впервые начато в 1823 братьями Дубиниными в России) … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЕРОСИН — КЕРОСИН, керосина, мн. нет, муж. (англ. kerosene). Горючая жидкость, добываемая из нефти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КЕРОСИН — КЕРОСИН, а ( у), муж. Горючая жидкость, продукт перегонки нефти. • Дело пахнет керосином (прост. шутл.) дела плохи. | прил. керосиновый, ая, ое и керосинный, ая, ое. Керосиновая лампа. Керосинный запах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
Керосин — (английское kerosene, от греческого k(ē)r(ó)s воск) фракция нефти, выкипающая в диапазоне температур 200 300(°)С. Получают перегонкой нефти или крекингом тяжёлых нефтепродуктов; плотность 790 860 кг/м3. Иногда К. неправильно называют реактивные… … Энциклопедия техники
dic.academic.ru
720 мл осветительного керосина
Кероси́н (англ. kerosene от греч. κηρός — воск) — смеси углеводородов (от C12 до C15), выкипающие в интервале температур 150-250 °С, горючая жидкость, получаемая путём перегонки или ректификации нефти.
Плотность 0,78—0,85 г/см³ (при 20 °C), вязкость 1,2 — 4,5 мм2/с (при 20 °C), температура вспышки 28-72°С, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
Промышленное производство керосина впервые было начато в России в 1823 братьями Дубиниными в районе Моздока (300 тонн/год; прежнее торговое название «фотоген»). В XIX веке из продуктов перегонки нефти использовали только керосин (для освещения), а получавшийся бензин и другие нефтепродукты имели крайне ограниченное применение. Например, бензин применялся в аптекарских и ветеринарных целях, а также в качестве бытового растворителя, и поэтому большие его запасы нефтепромышленники попросту выжигали в ямах или сливали в водоёмы. В 1911 году керосин навсегда уступил бензину своё лидирующее положение на мировом рынке нефтепродуктов из-за распространения двигателей внутреннего сгорания и электрического освещения. Вновь значение керосина начало возрастать только с 1950-х, ввиду развития реактивной и турбовинтовой авиации, для которой именно этот вид нефтепродуктов (авиакеросин) оказался практически идеальным топливом.
Интересно и происхождение слова керосин. Так, в Русской энциклопедии (т. 10, с. 42), изданной в Петербурге книжным товариществом «Деятель», сказано: «Керосин... введен в продажу торговым домом «Кэрръ и сынъ» («Care and Son»), отсюда название». Однако в Большой советской энциклопедии мы читаем: «Керосин (англ. kerosene, от греческого kerós – воск)»
Получается путём перегонки или ректификации нефти, а так же вторичной переработкой нефти.
Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего дизтоплива для дизельных двигателей, а также как базовый вид топлива для многотопливных двигателей (на основе дизеля). А также применяется в народной медицине при ангине. Так же керосин - основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за низкой впитываемости и температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины
Основная статья: Авиакеросин
Авиационный керосин, или авиакеросин, служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов не только топливом, но также хладагентом и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся поверхностей в присутствии топлива) и низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания.
Керосин применяется в ракетной технике в качестве углеводородного горючего и одновременно рабочего тела гидромашин. Использование керосина в ракетных двигателях было предложено Циолковским в 1914 году. В паре с жидким кислородом используется на нижних ступенях многих РН: отечественных — «Союз», «Молния», «Зенит», «Энергия»; американских — серий «Дельта» и «Атлас». В перспективе предполагается замена керосина на более эффективные углеводородные горючие — метан, этан, пропан и т. п.
Технический керосин используют как сырьё для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путём глубокого гидрирования керосин (содержит не более 7 % ароматических углеводородов) — растворитель в производстве ПВХ полимеризацией в растворе. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статического электричества добавляют присадки, содержащие соли магния и хрома. В России нормы на технический керосин задаются ГОСТ 18499-73 «Керосин для технических целей»
Осветительный керосин применяют в основном в керосиновых и калильных лампах и, кроме того, в качестве топлива в аппаратах для резки металлов и в бытовых нагревательных приборах, как растворитель в производствах пленок и лаков, при пропитке кож и промывке деталей в электроремонтных и механических мастерских. В случае использования по главному назначению, качество этого керосина определяется преимущественно высотой некоптящего пламени (ВНП), а также температурами вспышки и помутнения (температура выпадения кристаллов твердых углеводородов из керосина; характеризует его работоспособность при сравнительно низкой температуре окружающего воздуха), минимальным содержанием S (керосин должен сгорать без выделения вредных для человека продуктов) и цветом.
ВНП определяет способность керосина гореть в стандартной фитильной лампе (диаметр фитиля 6 мм) ровным белым пламенем без нагара и копоти; численные значения этого показателя входят (в мм) в обозначения марок керосина (табл. 1). Существенное влияние на ВНП оказывают фракционный и химический состав керосина. Для предотвращения обугливания фитиля и засорения его пор смолами, нафтеновыми кислотами и др. (вследствие чего уменьшаются подача керосина по фитилю и сила света) в высококачественном керосине должно быть максимальное количество легких фракций. Поэтому в составе осветительного керосина предпочтительны повышенное содержание предельных алифатических углеводородов и пониженное ароматических, что приводит к уменьшению нагара и копоти и увеличению ВНП. Повышению последней и улучшению иных эксплуатационных свойств керосина способствует также его гидроочистка.
Нормы характеристик осветительных керосинов в России задаются стандартами ГОСТ 11128-65 «Керосин осветительный из сернистых нефтей» и ГОСТ 4753-68 «Керосин осветительный», по последнему стандарту показатели следущие:
Плотн., (при 20 °C), г/см3, не более | 0,790 | 0,805 | 0,805 | 0,830 |
Фракционный состав, °С | выкипает, % по объему, не менее | |||
20 | 200 | — | — | — |
25 | 200 | — | 200 | — |
80 | — | — | — | 270 |
Конец кипения, не выше | 280 | 300 | 280 | 310 |
Т. вспышки, °С, не ниже | 48 | 40 | 40 | 40 |
Т. помутнения, °С, не выше | −15 | −15 | −15 | −12 |
Содержание S, % по массе, не более | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 |
Кислотное число, не более | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Всяческих трактовок данному понятию существует множество. Вот только несколько из них. Керосин – это:
– горючая совокупность жидких орган. соединений, сформированных атомами углерода и водорода, (С8-С16) с t кипения 150-250 °C;
– прозрачное жидкое вещество (нефтефракция) несколько маслянистой консистенции, не имеющее окраса или с незначительным желтым оттенком;
– жидкость, хорошо поддающаяся испарению и имеющая специфический запах аренов;
– продукт, получение которого заключается в прямой перегонке нефти, ее ректификации или вторпереработке (если необходимо, дополнительно поддается гидроочистке);
– самое легкое и летучее из жидких топлив;
– авиационное топливо, нефрас, горючее, используемое для обжига изделий из стекла и фарфора, средство, которое популярно в народной медицине, (керосинолечение) и материал с активным применением в некоторых других сферах, направлениях, процессах.
Состав данного продукта зависит от его химической структуры и способа, который был использован для нефтепереработки с целью получения керосина. Среди основных составляющих такие:
– предельные алифатические углеводороды (20-60 %);
– циклоалканы (20-50 %);
– бициклические арены (5-25 %);
– непредельные углеводороды (не более 2 %);
– сернистые/азотистые/кислородные примеси.
Если тяжелые фракции будут присутствовать в значительном объеме, керосин будет хуже гореть. Во избежание подобного при его перегонке осуществляют гидроочищение. После этого материал становится пригодным для применения в качестве лекарства. Самый очищенный керосин – авиакеросин, поскольку именно к нему выдвигаются наиболее высокие требования. Что касается материала, задействуемого для осветительных задач, в нем – минимальное количество аренов, так как это обеспечивает максимальную яркость и интенсивность горения. По объему ароматических углеводородов керосин делится на 3 марки, каждая – со своим назначением.
Работая с керосином, важно соблюдать технику безопасности. Он принадлежит к весьма воспламеняемым веществам, может вспыхнуть при t всего 57 °С, а воспламениться сам даже при 216 °С. Кроме того, ему характерно интенсивное испарение, что может привести к интоксикациям парами. Количество керосина в воздушной среде не должно быть больше, чем 300 мг/м3. Показатели выше указанного – причина гарантировано пагубного воздействия на людей. Обязательно учтите данную информацию, если работа с керосином предвидится в закрытом помещении.
Керосин является углеводородной смесью с количеством атомов углерода 8-16. Так как фракционирование нефти возможно различными способами, закономерно и отличие физ.-хим. свойств.
Среди основных цифр, которые важно знать, имея дело с керосином: плотность – 0,78-0,85 г/см³, вязкость – 1,2-4,5 мм²/с. Показатели указаны при обычной комнатной температуре, то есть при 20 °C.
Вязкость сильно зависит от температуры. Когда t увеличивается, вязкость становится меньшей, и наоборот, при снижении температуры, вязкость больше. Вязкость керосина – очень важный параметр, так как он сильно влияет на важнейшие эксплуатационные качества системы топлива самолета, а также на формирование смесей и сгорание в двигателе.
Плотность – еще одна из самых важных характеристик нефтяных продуктов, в общем, и рассматриваемого вещества, в частности. Изначально она была едва ли не единственной величиной, по которым устанавливали качество керосина. Определение плотности происходит как вычисление массы одной части объема жидкого состава при установленной t. Хотя практическое предоставление данного параметра выглядит, как подача безразмерной величины, которая равна отношению удельного веса продукта нефти и удельного веса дистиллята, задействованых опять же при установленной t.
Термосвойства: t вспышки – 28-72 °C, t самовоспламенения – 300-400 °С, теплота сгорания – примерно 43 МДж/кг.
Температура вспышки – показатель, требующий особого внимания, ведь он определяет, насколько жидкость пожарно опасна/безопасна. Он подлежит строжайшему контролю стандартами, для предотвращения проникновения бензина, моментально повышающего огнеопасность. Необходимость определять t вспышки керосина прописана в стандартах всех стран.
Воспламенение жидкого материала – это имеется в виду воспламенение его паровоздушной совокупности, которое выступает предусловием устойчивого горения. Обратите внимание, что воспламенение не во всех случаях к этому устойчивому горению приводит. Что касается самовоспламенения, то это наименьшая t, при которой пары нефтяных продуктов, сочетаясь с воздухом, воспламеняются без внешнего воздействия на них. Это свойство лежит в основе функционирования дизельных ДВС.
Под теплотой сгорания имеется в виду объем теплоты, которая выделяется при абсолютном сгорании массовой единицы керосина. Примерная цифра указана выше, в целом же диапазон выглядит так: 42,9-43,1 МДж/кг.
Другие свойства керосина, имеющие значение:
– высота некоптящего пламени (ВНП). Таким образом, устанавливается, способен ли продукт гореть в классической фитильной лампе, создавая равномерное белое пламя и не продуцируя нагар и копоть. ВНП зависит, в основном, от фракционного и хим. состава керосина;
– концентрационный предел воспламенения (КПВ). Определяет, как соотносятся участки воспламенения пара/газа с диапазоном скопления горючего продукта, равномерно размещенного в том или ином окислителе, в чертах которого возможно воспламенение керосина от источника огня и автономное распространение горения по совокупности. КПВ керосина = 1,2-8 % по объему;
– t помутнения. Ее можно понять при визуальном осмотре и с помощью оптических методов, в ходе определения того, как меняется пропуск керосином лучей света. Температура помутнения керосина – меньше 12 °C;
– кислотность. То, что в составе керосина присутствуют кислотные компоненты, известно давно. Применяемый ранее с целью освещения керосин имел в своем составе много органических кислот. Это служило объяснением его низкопробности и требовало щелочного очищения, например, при помощи гидроксида калия. Так как кислотность данного топлива тщательно контролируется и не должна быть выше 0,7 мг КОН/100 мл, обратное растворение мыл нафтеновых кислот при очистительных мероприятиях не рекомендовано. С целью минимизации данного процесса на 2-м этапе очистки делают рабочую t 40 °С.
Рассматривая данный продукт, можно выделить несколько основных направлений его применения, о которых и пойдет речь далее.
Авиация. Авиакеросин служит моторным топливом для газотурбинных моторов разных авиааппаратов. Это керосинофракции прямой нефтеперегонки. Нередко здесь имеет место гидроочищение и компонировка с рядом присадок, улучшающих характеристики применения.
Также данный вид керосина может использоваться как хладагент в теплообменниках, служить смазкой для движимых компонентов топливной системы и с-мы двигателя.
Закономерно, что материал для упомянутых задач должен иметь отличные противоизносные и низкотемпературные качества, а термическая окислительная стабильность, как и удельная теплота сгорания, должны быть значительными.
Ракетостроение. Керосин – экологическое углеводородное топливо для ракет, выступающее вместе с тем и рабочим телом гидравлических машин. Кроме того, задействуется в техобслуживании, во время ручных и механических очистительных мероприятий.
Автотракторное направление. Ранее керосин был очень популярным топливом для дизельных и карбюраторных ДВС. Но ввиду небольшого октанового числа материала, моторам было характерно малое сжатие – до 4,5.
Уступает керосин бензину и в плане испаряемости, следовательно, запуск двигателя в холодное время с ним усложняется. Проблему решали таким образом, что трактор имел 2 топливных бака: основной керосиновый и дополнительный бензиновый. Запуск холодного двигателя происходил на бензине, а после следовало переключение на керосин.
Промышленность. Здесь без технического керосина иногда не обходится создание этилена, пропена и аренов. Он служит топливом в процессе обжига стекла и фарфора, Выступает отличным растворяющим материалом, когда нужно промыть какой-либо механизм, избавиться от ржавчины, и используется в качестве растворителя при изготовлении ПВХ. Его задействуют в машинах для мытья посуды, чтобы предотвратить скопление электростатических зарядов, к нему добавляют магний- и хромосодержащие присадки. Находит этот продукт применение и в качестве сырья для нефтепереработки.
Освещение, обогрев и прочие бытовые применения. Самое распространенное бытовое применение, которое также уже осталось в прошлом – введение в керосиновые лампы. Да и другие осветительные приборы часто адаптировали именно под керосин. Это топливо использовали и для функционирования различных устаревших типов плит для кухни. Оно задействовалось в отоплении, служило растворителем. Качественный уровень определялся, главным образом, по высоте некоптящего пламени.
Народная медицина. Основные цели, преследуемые в этом направлении – лечение педикулеза и дифтерии.
Дезинсекция. Много лет керосин служил средством для борьбы со вшами. Кроме того, им протирали различные предметы мебели, чтобы истребить клопов.
Из очень интересных применений:
– как приманка для ловли рыбы;
– как растворитель при нанесении пестицидов;
– как отличный вариант топлива, используемого на фаер-шоу, благодаря хорошему впитыванию и сравнительно небольшой t горения.
Керосин – удивительный материал с разноплановым применением. Но для какой бы из задач вы не решили его использовать, не забывайте о необходимости соблюдать технику безопасности. Тогда результат будет желаемым, а риски сведены к минимуму.
www.systopt.com.ua