Историко культурный стандарт что это такое


Историко-культурный стандарт

Проект

Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;

обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 6921

histrf.ru

Историко-культурный-стандарт

Проект

РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...........................................................................................................................................

2

Концептуальные основы историко-культурного стандарта........................................................................

4

Раздел I. От Древней Руси к Великому княжеству Московскому .....................................................................

8

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству ................................................

14

Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи........................................................

18

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. .....................................................................................

23

Раздел V. Формирование и эволюция советской системы. Великая Отечественная война

1941-1945 гг..........................................................................................................................................................................

31

Раздел VI. Апогей и кризис советской системы (1945 - начало 1980-х гг.)........................................

39

Раздел VII. Распад СССР и становление новой России (1985-2012)........................................................

44

Приложение. Примерный перечень «трудных вопросов истории».......................................................

49

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории

России;

сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического

процесса;

раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;

применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;

исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;

обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

1.Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные

иполитические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

2.Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной

икультурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР

будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

3.Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов1.

В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

4.Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

1 Вопросы учебно-методического обеспечения преподавания региональной истории является самостоятельной проблемой, требующей отдельного внимания. В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр-1334 в настоящее время идет разработка инновационной модели преподавания региональной истории, которая станет дополнением к настоящему историко-культурному стандарту.

5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

1.Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2.Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

3.С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4.При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных

1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5.Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание

всоставе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

6.Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея

ввиду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

7.История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

8.Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не

результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

9. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

РАЗДЕЛ I. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ВЕ ЛИКОМУ КНЯЖЕСТВУ МОСКОВСКОМУ

Входе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии, варяжской (скандинавской) по происхождению (династия Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со столицей в Киеве. В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны.

Период с конца X по начало XII столетия - время существования относительно единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Ведущую роль в общественных отношениях в стране играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Монополия на власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства – волостях.

ВXII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель. В большинстве из них правили определенные ветви разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель (выражавшуюся в том числе в ведении собственной внешней политики), продолжало существовать представление о формальном единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.

Вкаждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства.

Кначалу XIII века определились сильнейшие земли, боровшиеся за ведущую роль на Руси – Черниговская, Смоленская, Суздальская и Волынская. Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Нанесенный по русским землям завоевателями из Золотой Орды в середине XIII века удар серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое.

Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Золотая Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII веке политическую раздробленность. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных

образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства. В СевероВосточной Руси через некоторое время после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Центром его стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». Особое место среди русских земель занимали Новгородская и Псковская боярские республики.

В XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до Батыева нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два крупных государства – Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды.

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тюркские каганаты.

Образование государства Русь.

Исторические условия складывания русской государственности: природноклиматический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей. Политогенез в странах Европы.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура - волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь до начала XII в.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы. «Служебная организация». Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и СевернойЕвропы.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись.

Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель. История церкви. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Образование Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

10

studfiles.net

Историко-культурный стандарт Концептуальные основы историко-культурного стандарта

Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Министерство образования и науки РФ

http://минобрнауки.рф/документы/3483

1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов1. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен  стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

 Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

9. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство  с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».

studfiles.net

Историко - культурный стандарт

 

На широкое обсуждение вынесен проект историко-культурного стандарта, который включает в себя перечень исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в школе.

Президентом Российской Федерации поручено Минобрнауки России совместно с Российской академией наук при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы к 1 ноября 2013 года.

 http://histrf.ru/ru/rvio/activities/projects/item-78

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

  1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
  2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
  3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов [1]. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
  4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

  5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен  стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:

  1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.
  2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
  3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.
  4. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.
  5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
  6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.
  7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.
  8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.
  9. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе. Знакомство  с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», который должен быть более насыщен историческим материалом. На первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире»...

       http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-stan...

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Историко-культурный стандарт и преподавание истории

УДК [94(470):378.016]:006.3

А. А. Попов

Историко-культурный стандарт и преподавание истории

Статья посвящена использованию историко-культурного стандарта, утвержденного в 2017 г., и «Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории». Акцент делается на применении данных документов в ходе работы со студентами вузов. Основные рекомендации касаются самостоятельной работы студентов в ходе подготовки к семинарским занятиям и экзаменам. На семинарах даже дискуссионные сюжеты следует разбирать, опираясь на текст стандарта. В ходе сдачи и приема экзаменов стоит опираться на текст «Концепции». В ней изложены основные компетенции в виде дат, имен и терминов. Данный подход позволяет избежать субъективной оценки знаний учащихся. Содержание и компетенции, изложенные в стандарте, могут служить отправной точкой при рассмотрении «трудных вопросов» истории России. Эти вопросы не разбираются школьными учителями из-за недостатка достоверной информации. Теоретические вопросы, содержащиеся в «Концепции», являются базисом для дискуссий и лекционных занятий. Это позволяет расширить диапазон историософских представлений студентов и знаний об основных исторических процессах, происходивших в мировой истории.

Ключевые слова: история России, историко-культурный стандарт, высшая школа, современное образование, образовательные технологии, Российское историческое общество, отечественная история

Artem A. Popov Historical cultural standard and teaching of history

This article is dedicated to the Historic-Cultural Standard which was confirmed in 2017 and «Conception of new educational-methodical complex of Patriotic history». These documents are used during the work with the students in higher school. The main recommendations are send to students' self-work during the preporation to seminars and exams. The debatable questions on the seminars should be discussed according to the Standard. It should be based on «Conception» during the examinations. It has the main competences: dates, names and terms. Such approach lets to avoid the subjective point of view of the students' knowledge. The content and competences, which are in the Standard, could be used as a starting point when «the difficult questions» are considered. These questions are not debated by the school-teachers because of the absence of true information. The theoretical questions, which are contained in «Conception», are the basis of discussions and lections. It lets to uprange students' historiosophic ideas and knowledge about the main historical processes in the World history.

Keywords: history of Russia, historical cultural standard, higher school, modern education, educational technology, Russian historical society, Patriotic history

Предмет «История» сегодня является обязательным для изучения студентами вузов. В этой связи это исследование посвящено теме весьма актуальной, в том числе для учащихся средней школы, которым предстоит преодолевать текущий контроль успеваемости в первые зачетные недели или экзаменационные сессии, находясь в статусе студента. При этом следует учитывать, что некоторые из учащихся средних учебных заведений по окончании своего обучения и при поступлении в вуз не сдавали единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории, в котором анализируются познания в основном по Отечественной истории и проверяются знания о ста событиях из Всеобщей истории, которые включены в первое задание ЕГЭ, связанное со знанием периодизации. Последние годы количество компетенций, касающихся истории за-

рубежных стран, увеличивается. Это объяснимо простой формулой: «История Отечества - неотделимая часть мирового исторического процесса с древних времен до наших дней». Несмотря на это, при преподавании дисциплины «История» в вузах делается основной упор на освоение реалий истории России.

Основной вопрос, который всегда вызывает живой интерес аудитории: «Какие даты, имена и термины следует знать при ответе во время сдачи экзамена?». Субъективный взгляд на оценку со стороны преподавателя и учащегося здесь был бы обеспечен, если бы ни учебная литература, рекомендованная для прохождения экзаменационного испытания. Преподаватель обязан порекомендовать определенные учебно-методические работы, учебные пособия и учебники. Однако встает еще один животрепещущий

вопрос: «Какая литература наиболее адекватна сегодня для корректного усвоения знаний по истории?». Сегодня обилие исторической, в том числе учебной, литературы огромно. На чем остановить свой выбор? Как уберечься от субъективного выбора?

С 19 февраля 2013 г. этот вопрос стал решаться по предложению Президента России В. В. Путина, который заявил о необходимости создать учебную литературу по истории Отечества, построенную «в рамках единой концепции». Уже в 2015 г. был создан и опубликован проект будущей концепции. В начале 2017 г. вышла в свет финальная версия «Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории» [1]. В то же время был опубликован историко-культурный стандарт, который посвящен только Отечественной истории и размещен на сайте Российского исторического общества [2]. При этом стоит отметить, что новый стандарт и «Концепция» не отличаются друг от друга. Исключением являются только досадные неточности в некоторых компетенциях, например, в пятом разделе отсутствие имени А. В. Колчака среди компетенций в параграфе «Персоналии».

При преподавании учебных дисциплин, связанных с историей России, следует иметь в виду информацию о компетенциях, содержащихся в указанном стандарте. Это позволит не только донести необходимые знания, но и избежать конфликтных ситуаций при трактовке и оценивании ответов учащихся. По крайней мере, информирование непосвященной аудитории здесь кажется целесообразным. Ведь не каждый учащийся касается различных стандартов, часто полагаясь на выбор преподавателя в ходе изложения учебного материала на консультациях, лекциях и практических занятиях.

При этом следует уберечься от прокрустова ложа нормативных документов при преподавании вузовской дисциплины, нельзя быть заложником стандартов. Следует проявлять творческое начало, высказывать свое мнение, освящать наиболее яркие исторические события, говорить о традиционных и современных концепциях. Тем не менее не представляется возможным рассматривать на лекционных и семинарских занятиях вопросы и проблемы, вызывающие научный диспут, а подчас и острую общественную дискуссию, без конкретных знаний дат исторических событий, имен исторических деятелей, наконец, без использования соответствующих терминов и понятий.

Таким образом, к основным блокам конкретных знаний, которыми должен владеть в процессе обучения слушатель, относятся даты,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имена видных политических, общественных, культурных, научных деятелей, термины и понятия. В конце каждого раздела историко-культурного стандарта и «Концепции» излагаются указанные компетенции, что позволяет оттолкнуться от базисного уровня познания для дальнейшего их расширения и обсуждения.

Эти знания также необходимы для работы в ходе самостоятельной подготовки студентов при разработке отдельных тем и прохождению текущего контроля. Например, при сообщении докладов на конкретные темы и их обсуждении работы с видеоматериалом, с элементами кинолектория стандарт весьма уместен для ориентации в обилии информации и концентрации внимания на приоритетных направлениях.

В то же время текст стандарта и «Концепции» возможно учитывать при приеме экзаменов, т. е. текст компетенций в конце каждого раздела может служить опросником. К примеру, можно попросить учащегося уточнить термин или понятие, спросить дату или событие, задать вопрос о роли конкретной персоны в истории и культуре или об историческом и культурном явлении, с которым связана указанная персона.

Основная часть стандарта делится на девять разделов. Имея по предмету «История» аудиторную нагрузку в размере 36 часов лекционных и 36 часов семинарских занятий на очной форме обучения, кажется логичным так же разбивка на общих 9 тем или 18 тем, включающих изучение истории культуры в широком понимании этого слова. Поэтому текст «Концепции» может быть удачно адаптирован для работы со студентами вузов.

При этом следует учесть неравномерность деления на указанные девять разделов. Так, наряду с темой первого раздела, посвященной истории Отечества с древнейших времен до правления Ивана III (включительно), присутствуют пять тем по истории XX - начала XXI в., которые разделены на отдельные разделы. Это объясняется большей кажущейся актуальностью недавних событий истории.

Чаще всего после окончания школы студенты-первокурсники ориентируются лучше в Новейшей истории Отечества, а темы, посвященные началу истории Отечества, знают в силу изучения предмета по логике «с самого начала» с одной лишь целью: успешно сдать экзамены. В силу этих обстоятельств пассажи, посвященные началу Нового времени и правлению династии Романовых, оказываются самыми трудными. Особенно печально такие результаты просвещения наблюдать в Санкт-Петербурге, где история имперского времени прослеживается на каждом шагу, в каждом камне исторического центра горо-

да и дворцово-парковых ансамблей загородных резиденций императоров и императриц.

По этой причине существует смысл в большем погружении в исторические памятники XVIN-XX вв. Это возможно осуществлять при помощи экскурсионной деятельности, самостоятельной реализации таких программ, которые возможно поставить под контроль преподавателя с помощью традиционных и современных методов. Например, не только письменный отчет о посещении памятника истории или музейного комплекса в виде конспекта или билета о посещении, но этим целям могут служить и электронные материалы. Студент может сделать собственное фото на фоне экспозиции или отдельного экспоната, видеоролик с собственным изображением.

При невозможности и недоступности подобных поездок и пеших экскурсий можно использовать обширный видеоматериал. На сегодняшний день существует большое количество фильмов научного, научно-популярного, просветительского характера, которые вызывают самый живой интерес молодежной аудитории. Их следует обсуждать не только в социальных сетях, но и в аудиторной, академической обстановке. В противном случае исторические сюжеты, которые реально волнуют юных граждан, получат неподобающую трактовку, лишенную профессиональной критики, и вызовут дилетантскую полемику. Историко-культурный стандарт опять же может обозначить приоритетные направления при изучении той или иной исторической частности, стать отправной точкой в рассуждении об отдельном сюжете.

Следует также учесть наличие перечня «трудных вопросов» [3], которые не могут получить конкретных ответов при рассмотрении Отечественной истории из уст школьного педагога. Концепция определят их таковыми в силу невозможности предоставить необходимые источники для подтверждения своей точки зрения со стороны учителя средней школы. Учитывая характер студенческой молодежи, ее пытливый ум, скептическое отношение учащихся вузов к научным постулатам, желание добиться «своего» (оригинального), поиск новых открытий, безусловно, важным является обращение преподавателя к непосредственному источнику. Это сложно осуществить во время образовательного процесса в школе, где ученик должен скорее осваивать базовые знания, нежели рассматривать их критически и понимать, что многие события, описанные в учебной литературе, могут быть лишь гипотезой. На самом деле мы не имеем стопроцентной точной информации об отдельном событии, и существует лишь набор версий,

наиболее состоятельная из которых изложена в прочтенном учебном издании. Поэтому всестороннее обсуждение «трудных вопросов» стандарта с максимально корректной трактовкой, подкрепленное разными видами источников для учащегося вуза крайне необходимо. В противном случае, ни на одной из ступеней своего обучения - ни в школе, ни в вузе - учащийся не рассмотрит до конца эти «трудные вопросы».

Сами тексты стандарта и «Концепции» могут быть отправной точкой для рассмотрения остальных «трудных вопросов», также они могут быть даны на рассмотрение студенческой аудитории для корректировки и внесения предложений. При этом представляется возможным таковая постановка задачи учащимся вузов для аудиторного обсуждения.

Рассматривая уже первый и второй разделы стандарта и «Концепции:, мы наталкиваемся на ряд теоретических вопросов. Например, один из них связан с трактовкой перехода от средневековой эпохи к Новому времени. Кстати, такая же присутствует в кодификаторе для сдачи ЕГЭ по истории [4]. Глядя на эти документы, создается следующее впечатление о древней и средневековой русской истории: наше Отечество какое-то «недоразвитое». Всплывают образы западников XIX в.

Почему Новое время в России начинается с Петра I? При этом в 7-м классе школьники изучают параллельно две исторические темы: одну, посвященную российской истории, а другую - всеобщей. Обе эти темы посвящены синхронным событиям, которые указаны в методических рекомендациях 2017/2018 учебного года, включая Республику Крым [5, с. 6]. Их названия: «Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к царству» (Отечественная история) и «История Нового времени. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции» (Всемирная история).

Логично здесь сделать вывод: процессы, происходившие в период ХУ1-ХУИ вв. в Западной Европе и России, были схожи, и это справедливо не только по их одновременности, но и их смысловым наполнения. Россия переживает в это время становление абсолютизма, ее путешественники (землепроходцы и мореплаватели) совершают географические открытия и присоединяют обширные территории (по сути колонии), происходит Реформация церкви, воссоздается мощное единое государство с центром в Москве и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти многогранные аспекты истории Нового времени следует рассматривать со студентами для более глубокого понимания периодизации как Отечественной, так и Всемирной

истории, для более глубокого понимания сегодняшнего дня, последствий первых двух мировых войн и «холодной войны». Ведь именно в XX в. ярко проявились противоречия между ведущими колониальными державами, возникшими в начале Нового времени и в более позднее время.

Несоответствие и разность в подходах при изучении Отечественной и зарубежной истории объясняются традиционной профилизацией при подготовке кадров. Как справедливо заметила Л. М. Галутво, это обстоятельно является «каплей дегтя» [6, с. 11].

Уже из первых двух разделов возникает ряд конкретных исторических вопросов. Одни из них связан с ономастикой. На примере раздела компетенций, названного «Персоналии», мы имеем прекрасные примеры имен собственных политических и общественных деятелей. Наличие противоречий в текстах стандарта и «Концепции» рождает причину для диалога с аудиторией учащихся. Так, мы имеем в одном абзаце имена русских царей XVI в. «Б. Годунов...

A. М. Романов, М. Ф. Романов, Ф. А. Романов.

B. Шуйский». В данном случае получается, что своего отчества «Федорович» царь Борис Годунов не достоин, а своего отчества «Иванович» царь Василий Шуйский «не заслужил». Даже если предположить со стороны учащегося, что отчество появилось при первых Романовых, как объяснить отсутствие такового в этом же абзаце у «Б. Хмельницкого», современника царя Алексея Михайловича? Видимо, потому что Богдан Михайлович не являлся царем. В целом же данные технические неточности и помарки создают прекрасный повод для разговора о том, что такое в России фамилия, имя, отчество, какие системы имен собственных существовали в разные исторические периоды, какие социальные основы имели эти системы, какими документами они закреплялись и какие источники на эту тему мы имеем.

На примере компетенций четвертого раздела можно рассмотреть со студентами «недостающие» элементы в параграфе «Персоналии». Среди списка выдающихся деятелей культуры присутствует Н. Г. Рубинштейн, при этом отсутствует имя его не менее всемирно известного брата А. Г. Рубинштейна, хотя в параграфе, посвященном событиям и датам, наличествуют обе даты основания Петербургской и Московской консерваторий.

Интересен сюжет с рассмотрением аббревиатур советского времени. Некоторые из них в компетенциях расшифрованы, например, Российская коммунистическая партия (большевиков) - РКП (б). Наряду с этим такие понятия как «ВСНХ», «ВЧК» или «КОМУЧ» не имеют расшиф-

ровки. В этой связи это может служить темой для обсуждения в аудитории.

Данный перечень «трудных» и интересных вопросов, которые возникают при изучении стандарта и «Концепции», можно продолжить, однако существуют и другие проблемы применения этих документов. Появление этих разработок должно служить сегодня лишь первоначальным этапом развития стандартов для преподавания истории в школе и вузе. Ибо существует проблема преподавания в школе Всеобщей истории по остаточному принципу, что отражается и знании Отечественной истории, так как при таких обстоятельствах присутствует слабая ориентации учащегося в мировых процессах и роли России в них. Эти пробелы в знаниях часто невозможно устранить при помощи вузовского образования, поэтому при окончании бакалавриата и даже магистратуры выпускник гуманитарного направления подготовки обладает слабыми познаниями в этой отрасли, что само по себе недопустимо. Быстрое решение, касающееся публикации нового историко-культурного стандарта по Всемирной истории, могло бы облегчить задачу подготовки высококлассных специалистов для гуманитарной и педагогической отраслей.

Вторая проблема касается начала нового этапа корректировки историко-культурного стандарта по Отечественной истории. В нем присутствуют очевидные технические и смысловые недочеты, которые разбирались выше или даже не упоминались, так как присутствуют во множестве. При наличии значительного числа историков в рядах профессорско-преподавательского состава и в студенческой среде следует использовать этот потенциал. Документ, ставший плодом труда многих специалистов, нуждается в унификации и общественном обсуждении.

Как бы это ни было трудоемко, работа над стандартом должна вестись постоянно с применением новых технологий и идей. Сложно отказаться от историко-антропологического подхода при преподавании предмета «История» в вузе [7, с. 31]. Поэтому так важно уделять внимание сюжетам о выдающихся деятелях культуры и истории, что, впрочем, вызывает всегда живой интерес аудитории.

Например, в параграфе «Персоналии» в восьмом разделе присутствуют очевидные вопросы, которые могли бы решиться при участии молодежи. Здесь, наряду с чисто «техническими», наличествуют «этические» сюжеты. Как можно упоминать в одном ряду отца и сына, забывая о другом, не менее выдающемся и не менее известном сыне? Имеются в виду С. В. Михалков и Н. С. Михалков, с одной сторо-

ны, и А. С. Кончаловский (Михалков), с другой стороны. Почему не упомянут обладатель премии «Оскар», автор культового кинофильма «Москва слезам не верит» В. В. Меньшов? Где имя выдающегося советского актера А. А. Миронова? В истории русского рока особые места занимают имена Ю. Ю. Шевчука и К. Е. Кинчева. Этих имен, как и многих других, нет.

Для понимания не только прошлого, сегодняшнего дня важным элементом является знание терминов. В девятом разделе упоминаются разные понятия, направления культуры, кроме тех, которые реально окружают нас сегодня. Где упомянут поп-арт и селфи, клиповое сознание и флешмобы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти вопросы остаются, и без участия нового поколения историков указанные вопросы не снять, не создать новых образовательных форм. Таким образом, никакой стандарт или концепция не может быть окончательным документом. Они требуют постоянного совершенствования и доработки. Поэтому принятый историко-культурный стандарт и финальная версия «Концепции» являются прекрасным базисом для дальнейшей работы и отличным подспорьем для профессорско-преподавательского состава и студентов вузов.

Сложно не согласится с Е. И. Самарцевой относительно «стремления лучше узнать родную и всемирную историю» у современного поколения студентов, желания пообщаться с профессионалами на интересующие их вопросы [8, с. 38]. Это стремление и желание велико. Однако это осложняется нехваткой аудиториях часов. И никакими стандартами живое общение с педагогом и коллегами не заменить.

Список литературы

1. Российское историческое общество. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. 2017. URL: http: // rushistory. org (дата обращения: 25. 04. 2018).

2. Российское историческое общество. Историко-культурный стандарт. 2017. URL: http: // rushistory. org (дата обращения: 25. 04. 2018).

3. Российское историческое общество. 2017. URL: http: // rushistory. org (дата обращения: 25. 04. 2018).

4. Федеральный институт педагогических измерений. Демоверсии, спецификаторы, кодификаторы. История. 2017. URL: http: // fipi. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

5. Пиковая С. К., Пашковский И. А. Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 учебном году. URL: http: // krippo. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

6. Галутво Л. М. Историко-культурный стандарт как концептуальная основа модернизации исторического образования // Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: систем. подход к преподаванию истории в школе и вузе: сб. материалов всерос. семинара. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 9-16.

7. Путилин С. В. Историко-антропологический подход к преподаванию истории в контексте реализации историко-культурного стандарта // Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: систем. подход к преподаванию истории в школе и вузе: сб. материалов всерос. семинара. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 31 -35.

8. Самарцева Е. И. Парадоксы современного исторического образования // Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: систем. подход к преподаванию истории в школе и вузе: сб. материалов всерос. семинара. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 36-38.

References

1. Russian Historical Society. Concept of new educational and methodical complex on National history. 2017. URL: http: // rushistory. org (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

2. Russian Historical Society. Historical and cultural standard. 2017. URL: http: // rushistory. org (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

3. Russian Historical Society. 2017. URL: http: // rushistory. org (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Federal Institute of Pedagogical Measurements. Demos, specifiers, codifiers. History. 2017. URL: (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

5. Pikovaya S. K., Pashkovskii I. A. Methodical recommendations about peculiarities of teaching history and social studies in general educational institutions of Republic of Crimea in 2017/2018 academic year. URL: http: // krippo. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

6. Galutvo L. M. Historical and cultural standard as conceptual basis for modernization of historical education. Historical and cultural standard in Federal State Educational Standards system: systematic approach to teaching history in schools and higher education: coll. of materials of all-Russ. seminar. Tula: Tolstoi State Tula Ped. Univ. publ. house, 2016. 9-16 (in Russ.).

7. Putilin S. V. Historical and anthropological approach to history teaching in context of implementation of historical and cultural standard. Historical and cultural standard in Federal State Educational Standards system: systematic approach to teaching history in schools and higher education: coll. of materials of all-Russ. seminar. Tula: Tolstoi State Tula Ped. Univ. publ. house, 2016. 31-35 (in Russ.).

8. Samartseva E. I. Paradoxes of modern historical education. Historical and cultural standard in Federal State Educational Standards system: systematic approach to teaching history in schools and higher education: coll. of materials of all-Russ. seminar. Tula: Tolstoi State Tula Ped. Univ. publ. house, 2016. 36-38 (in Russ.).

cyberleninka.ru


Смотрите также