Херувим что это такое фото


Ангелы-херувимы: кто это такие и как они выглядят

Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Второй высший ангельский чин

Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.

В иудаизме

По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.

В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.

Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.

В христианстве

В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.

Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.

Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.

В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.

Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.

В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.

Кого сейчас называют и как они выглядят

В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.

Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.

Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.

Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.

Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.

Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.

Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике. Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов. Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.

Херувимчики

Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.

В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин. Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею. Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.

Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.

Заключение

Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.

    Метки: Ангелология, Полтергейст

potystorony.ru

Херувимы и Серафимы

Скачать эту статью

Во многие православных молитвах мы часто слышим такие слова, как Херувимы и Серафимы. Например,  в молитве «Достойно есть» мы видим такие слова «…Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…». Что это такое? Кто такие Херувимы и Серафимы? Каково их отличие?

Старинная икона, изображающая Херувимов и Серафимов — Небесного воинства Божия, о которых мы знаем совсем немного

Конечно, ответить одним словом кто это и что это, не получится. Разберем это более подробно. Откуда обо всем этом мы вообще можем узнать? Богословы узнавали об этих существах, читая священное писание. Но о них  можно прочитать в Ветхом Завете, а также это откровения монахов, которым они являлись в видениях.

Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов

Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов. Каждый Херувим и Серафим выполняет определенную функцию. Изображения и картинки их встречаются крайне редко, потому что никто не знает, как они выглядят.

В Небесной иерархии существует три чина, ее можно представить в виде обычной лестнице. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов:

  • 1 ступенька — находится ближе к Богу. И на ней сидят Серафимы;
  • 2 ступенька — херувимы;
  • 3 ступенька — престолы.
В Небесной иерархии существует три чина. На данном фото оно представлено вовсе иначе — в виде креста Господня. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов

Самая первая высшая ступень после Всевышнего — Серафимы

Разберем каждую ступень отдельно, чтобы понять, что они вообще значат. Самая первая  значимая ступень, после Всевышнего — это Серафимы.

Впервые о них идет упоминание в книге пророка Исайи. Вот что он пишет:

«…В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями…».

Из этого делаем свой вывод, что Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета. Считалось, что Серафимы закрывались крыльями, потому что издавали очень яркий свет, а это в свою очередь могло ослепить людей.

Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета

Но именно пророк Исаия смог увидеть Серафимов, потому что произошло это по воли Божией. Что же происходит дальше? Исайя пишет:

«…И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…».

Сам же пророк сильно удивился, как же он смог увидеть самого Царя Господа, если он так же погряз в своих грехах. В ответ на его вопрос к нему и явился один из Серафимов.

На многих полотнах Серафимов изображают с человеческим лицом. Пример такого полотна можно увидеть ниже на фото.

Иногда Серафимы просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог. Такие иконы всегда расписаны в красных или багряных тонах, потому что Серафимы как бы связаны с огнем и любовью. Считалось, что они призваны, чтобы обдавать жаром простых людей и подчинить ей своей воле.

Иногда Серафимы на иконах просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог

По Дианисию Ареопагиту, воинство небесное находилось всегда в постоянном движении, вокруг всего божественного.

Именно Серафимы доносят людям о Боге, и они же призывают людей соблюдать заповеди Господни. Но самое главное, что делают Серафимы — это передают другим чинам то, что велит им Бог. Именно от  них выполняют свои поручения другие.

Также Серафимы очищают души людей от грехов. Они очень легко и просто сжигают все души, при этом уничтожая все прегрешения человека. На самом деле, Серафимов можно отнести к самым могущественным и таинственным созданиям Бога.

Следующая высшая ступень после Серафимов — это Херувимы

Следующая ступень после Серафимов — это Херувимы. В книге Бытия, есть такая запись, в которой указано, что один их Херувимов — страж. Считалось, что он стоит и охраняет вход в рай. Царь Давид говорил, что Бог использует Херувимов в качестве перевозчиков, именно так он облетает свои владения.

Цель Херувимов — доносить людям мудрость Божию. Они повествуют людям о Боге, а также учат людей жить спокойной и праведной жизнью. Они не только учат простых христиан, но и учат тех, кто находится на самых нижних ступенях небесной иерархии.

Херувимы появились примерно на третий день после сотворения Богом мира. И именно они и были существами, которые поселились на земле.

На изображениях, Херувимы, также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями и шестью крыльями

Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых иконах и статуях. На них, они также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями. На некоторых изображениях можно увидеть и львиную морду. А в некоторых древних источниках указано, что Херувимов изображали даже в виде быков с крыльями.

Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых статуях, на которых они также изображены с человеческим лицом и крыльями

Если верить европейской легенде, в которой указано, что когда человек засыпает, то тело его шепчет душе о том, что было пережито за день. Затем душа передает информацию Ангелу Хранителю, а он Херувиму.

После него информация попадает еще выше, к Серафиму, а оттуда сразу к Богу. Именно так Господь и узнает то, что совершил человек за день.

Херувимы — восхваляют и воспевают Бога в своих гимнах и песнопениях.

Ангелы всегда считались самыми умными и мудрыми существами. Например, Иоанн Златоуст считал, что Херувим состоит из глаза, именно поэтому он все видит и все знает о человеке. Только так он и передает всю информацию Богу.

Но, к сожалению, негде нет точного описания, как они выглядят. Только есть два критерия — это крылья и лица. Предполагалось, что именно Херувимы должны были быть расположены на крышке Ковчега Завета, так как одновременно символизировали престол невидимого Господа и служили защитой всего Ковчега.

Престолы очень часто описывались — как колесницы с огненными колесами

Итак, что такие Серафимы и Херувимы мы разобрались. А что стоит на самой низкой ступени? Престолы — что это? Престолы очень часто описывались как колесницы с огненными колесами. У каждого из по 4 крыла.

Чуть позднее в литературе церковной было указано, что образ похож на облик Серафима. Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь.

Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь. Очень часто их и называли — Богоносными

Престолы также служат для передвижения Бога, именно поэтому их часто называют Богоносными.

Среднюю ступень после Ангелов составляют — Господства, Силы и Власти

Среднюю Ангельскую же иерархию составляют еще три чина: Господства,  Силы и Власти. Господства управляют, по сути, последующими чинами Ангелов. Господства учат владеть своими чувствами, порабощать  свою плоть духу, а также господствовать над волей, чтобы побеждать искушения.

Силы же исполняют волю Господа. Они творят чудеса и посылают благодать на угодников Божиих. Также они помогают в несении различных послушаний, дает крепость и мужество духовное.

Власти укрощают силы дьявола. Они помогают людям бороться с бесовскими искушениями, в борьбе с плохими помыслами, утверждают подвижников, а также оберегают их.

В низшую иерархию входят еще три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют низшими Ангелами. Они управляют вселенной, охраняют страны и народы человеческие.

Так выглядит схематично Высший, Средний и Нижний чин в Небесной Иерархии

Архангелы оповещают о великих, и преславных. Они помогают людям открывать тайны веры, а также пророчества Бога. Они же помогают укрепить святую веру в людях.

Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный

Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.

Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.

Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога

На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.

Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.

Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.

hranitel.club

Наивысшие ангельские чины — Престолы, Серафимы и Херувимы (8 фото)

Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон — место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и  с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

nlo-mir.ru

Херувимы и серафимы — что это такое в православии

1001molitva.ru > Словарик > Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы  принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

Оглавление:

  • Кто такие херувимы и серафимы
  • Отличия серафимы херувимы престолы
  • Имена серафимов и херувимов
  • Изображения на иконах и  отображение в литературе

Кто такие херувимы и серафимы

Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.

Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.

Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.

В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.

Отличия серафимы херувимы престолы

Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:

  • они имеют по 6 крыльев;
  • 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
  • 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
  • на двух оставшихся летают.
  • Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.

В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:

  • Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
  • все кругом пронзают ярким огнем;
  • освобождают сердца от грехов и воспламенять;
  • образ их неугасим.

Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:

  1. Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
  2. У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
    • Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
    • Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
    • Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
    • Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.

После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.

Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:

  • его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
  •  крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
  • имеют 4 крыла  и лик человеческий;

Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.

Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.

Имена серафимов и херувимов

Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.

Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.

Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.

А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.

Изображения на иконах и  отображение в литературе

Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.

На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.

В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:

  • Пушкин А. С. «Пророк»;
  • Гумилев Н. С. «О тебе»;
  • По Э. «Призрачный замок».

В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.

Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.

1001molitva.ru

В чём разница между серафимами, херувимами и ангелами?

Содержание

  • 1. Основные различия
  • 2. Серафимы
  • 3. Херувимы
  • 4. Ангелы

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков) . Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы. В первую сферу входят: Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других. Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Престолы - «Богоносные» , на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Второй лик ангелов: Господства — наставляют земных правителей в делах управления, учат владеть чувствами, укрощать греховные страсти. Силы - творят чудеса, ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти — имеют власть укрощать силу дьявола. Третий лик ангелов: Начальства или Начала — управляют миром и стихиями природы. Архангелы — начальники ангелов и учители небесные. Ангелы — наиболее близки к нашему миру, глашатаи Бога, рассказывающие людям о намерениях Божиих и наставляющие людей на путь добродетельной и святой жизни.

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Херувимы

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

 Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

v-chem-raznica.ru

Херувимы картинки. Фото рисунков ангелов и описание образа.

Автор: Павел Ин

Загадочные существа - Мифология

Херувимы, согласно классификации Псевдо-Дионисия, вместе с престолами и серафимами входят в первую триаду девяти ангельских чинов. В христианской и иудаистической мифологии это ангелы-стражи, которые охраняют древо жизни после того, как Адам и Ева были изгнаны из рая. Функция херувимов-хранителей отмечена в культовой символике: Бог дает приказание увенчать крышку ковчега двумя золотыми херувимами.

На картинках херувимы изображены так, как описывал их пророк Иезекииль, которому они явились в храме: между двумя херувимами пальма, и у каждого  два лица; к пальме обращено с одной стороны человеческое лицо, с другой – львиное.

На некоторых рисунках херувимы изображены в виде ангелов - детей. Принято считать, что души умерших детей и на небе остаются маленькими детками.

Иногда херувимов изображали с двумя парами крыльев, антропоморфным телом с четырьмя ногами, руками и четырьмя лицами, расположенными на каждой из сторон головы. Все тело их покрыто глазами – как воплощение мировой мудрости, они должны внимательно зрить повсюду.

На Ближнем Востоке широко распространены образы антропоморфных существ с функцией хранителей, которые сочетали черты птицы, быка и человека. Это греческие грифоны, египетские сфинксы, ассиро-вавилонские karubu. Между этими созданиями и херувимами напрашивается широкая параллель.

Изначально христианское богословие на природу херувимов не имело определенного взгляда. Мнения богословов разделялись – являются ли херувимы существами или имеют чисто символическое значение. Однако уже во II-III веке Климент Александрийский назвал херувимов «песнословящими духами».

Проанализировав мифы разных народов, напрашивается вывод: бок о бок, на протяжении долгих веков, человечество жило с крылатыми антропоморфными созданиями. Скорее всего, они и сейчас рядом с нами.

Изображения херувимов

Tags:

  • ангелы стражи
  • крылатые антропоморфные создания
  • херувимы
  • херувимы хранители

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

  • Facebook
Download SocComments v1.3

Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

www.zagadochnaya-sila.ru


Смотрите также