Харвестер что это такое


В каких случаях будет выгоднее приобрести харвестер и форвардер, а в каких — скиддер и валочную машину

Лет 50 назад ответ на вопрос, какие лесозаготовительные машины покупать, был бы очевидным – тракторы, лесовозные автомобили и полуавтоматические линии по раскряжёвке хлыстов. То есть всё необходимое для хлыстовой заготовки, потому как выбора-то и не было. Сегодня он есть, но его нужно делать правильно. В каких случаях будет выгоднее приобрести харвестер и форвардер, а в каких — скиддер и валочную машину будем разбираться со специалистами.

Фото: ponsse.com

Надёжная техника — залог успеха

Какой бы способ лесозаготовки вы бы для себя не выбрали и к какому бы виду техники не склонились, стоит помнить о том, что любые машины нужно выбирать правильно. Если ваша «рабочая лошадка» окажется «полудохлой клячей», никакой из двух способов лесозаготовки не поможет вам не то что получить прибыль, а даже банально нормально окупиться.Оборудование должно быть надёжным и прочным. В этом смысле возможны проблемы с б/ушныеми машинами. Потом вы больше потратите на ремонт, дополнительные запчасти и обслуживание. Многие возразят, сказав, что б/ушные машины могут оказаться получше новых и будут отлично справляться со своей задачей. Как отмечают специалисты-практики, если необходимо заготовить 1000-1500 кубов в месяц на среднем лесе, то такой агрегат потянет такие объёмы, если не использовать только его одного в две смены. А если вы заинтересованы в объёмах от 3000 кубов в месяц, то старенькие машины с таким не справятся.К тому же гарантия на новую технику будет значительно дольше, чем на б/ушную, которая и так уже порядком «разлохмачена».Если же бюджет ограничен, и вы можете позволить себе только б/у, то лучше взять с собой для моральной поддержки специалиста-техника, который изучит машину и подскажет, стоит ли останавливаться на этом варианте. Кроме того, эксперты отмечают, что если уж вы решились приобрести б/ушную технику, то лучше отдайте предпочтение известным маркам.«Фирма «Ponsse» также развивает сеть своих сервисных центров, которые продают в России б/ушные машины. В этих сервисных центрах производят предпродажную подготовку этой техники и она, в принципе, работает достаточно конкурентно на российском рынке», — отметил генеральный директор Верхнекетского Лесхоза Томской области Юрий Ваар.Далее стоит прикинуть эксплуатационные затраты и на ремонт, и на обслуживание. Если на решение рабочего момента или на устранение относительно несерьёзной неполадки требуется половина стоимости этой техники, то вариант не подходит. Возможно, для этой машины сложно подобрать запчасти, и они определённо должны быть только «фирмовые». Это затруднит ваше положение, заставит обращаться в спецмагазин или сервисный центр и переплачивать. Лучше узнать при покупке, можно ли произвести ремонт самостоятельно (в том случае, если у вас есть техник на предприятии).Далее учитываем сложность оборудования. Если машина нашпигована кучей возможностей, но, чтобы их осуществить необходима масса усилий, то это невыгодное приобретение. Управление должно быть простым и понятным, чтобы оператор освоил его в минимальные сроки. Если обучение требует длительного времени, то вам придётся тратить больше средств на подготовку вашего оператора или искать ему замену. Но с большой долей вероятности специалист, умеющий обращаться с такой сложной машиной потребует более высокую зарплату.И только в последний момент специалисты рекомендуют смотреть на цену. Если на более дешёвую модель трудно приобрести запчасти, которые, например, нужно заказывать из-за рубежа, то лучше немного переплатить, но потом значительно выиграть на плановом и обязательном ремонте.И при выборе машины стоит учитывать особенности русского леса. Машины должны быть рассчитаны на плотные леса, на разные сорта древесины и на перепады температур. Работать, например, в зимнем лесу Сибири или Дальнего Востока техника должна также хорошо, как в лесу центральной России.И, конечно, нужно знать, что вы хотите производить, на какие объёмы рассчитываете, какой у вас план и бюджет. Тогда можно делать вывод, какой тип лесозаготовки для вас более выгодный.«Однозначно сказать, в какой момент будет выгоднее использовать хлыстовую заготовку, а в какой — сортиментную, нельзя. Каждая из технологий предназначена для заготовки леса в особых условиях, в зависимости от категорий леса, оснащённости предприятия, целей предприятия и от сырья, которое нужно получить в итоге. Тут много факторов, которые прямо или косвенно связаны и влияют на выбор технологии лесозаготовки.Правда, исходя из нашего опыта работы и наблюдений, могу сказать, что наши харвестеры выгодно использовать при объёме заготовки от 30 000 кубометров в год, в отличии от импортных аналогов, где рентабельность достигается при заготовке не менее 70 000-80 000 кубометров в год. На эти же моменты (цели, задачи, категорию леса и т. д.) стоит ориентировать и при выборе лесозаготовительной техники. И нельзя не учитывать бюджет предприятия.Есть премиальные машины, например, «John Deere» и «Komatsu» и, если есть средства, можно работать на них. А можно работать и на нашей технике. Замечу, что наши харвестеры и форвардеры значительно дешевле, а по производительности не ниже премиальных», — прокомментировал генеральный директор «Амкодор-Росмаш» Александр Гаравский.

«Выгодно заготавливать лес можно и тем и другим способом. Если предприятия занимается глубокой переработкой древесины и там есть сортировочные площадки, то в таком случае удобнее использовать хлыстовой метод. А предприятиям, которые не рассчитаны под сортировочные линии, но могут перерабатывать уже готовый сортимент, лучше использовать сортиментную заготовку», — добавил Юрий Ваар.

Своё родное

Пройдёмся по технике для хлыстовой заготовки, которая была советским изобретением.При хлыстовом методе используют три единицы техники. Спиливание деревьев и формирование их в пачки осуществляет валочно-пакетирующая машина. После избавления от сучьев у «пня» и получаются так называемые хлысты. Срубленные деревья формируются в пачки по 3-5 штук. Скиддер с помощью большого захвата транспортирует древесную пачку на нижний склад, где стоит третья машина — процессор. В качестве процессора может выступать экскаватор с харвестерной головкой, который раскряжёвывает хлысты на сортименты нужной длины. Уже последующую погрузку в машины чаще всего осуществляют с помощью отдельного погрузчика.«Хлыстовой метод имеет более длительную историю: всегда готовили лес в хлыстах. Лес спиливается хлыстом, то есть стволом целиком, и укладывается в пачку. Эти пачки вывозятся на разделочную площадку. Там либо сучкорезчики вручную бензопилами удаляют со стволов сучки и ветки и распиливают их на сортименты, либо сучкорезная машина обрубает сучки, а потом уже вручную ствол разделывают на сортименты.Получается, все эти порубочные остатки остаются либо на разделочной площадке, и готовый сортимент вывозят из леса, либо на погрузочной площадке обрубают только ветки и вершинки, хлыст целиком вывозится из леса, а на предприятии распускают на сортименты. Так, например, делала Группа «Илим». Компания вывозит хлысты на погрузочную площадку, там обрубаются вершинки и ветки, чтобы при перевозке просто не торчали и не мешали. Хлысты грузят на хлыстовоз, вывозят на ЛПК, там уже на разделочной линии распускают на сортимент, сортируют по размеру и качеству, низкосортную древесину рубят на щепу, и загружают в котёл, древесину более высокой сортности используют по разным потребностям. Это предприятие варит целлюлозу, им без разницы, какого размера лес», — отметил технический директор «Тимбермаш Байкал» Виталий Сташуль.Что можно сказать в пользу хлыстового метода? Часто отмечают, что его выгодно использовать при массовой, сплошной вырубке в больших объёмах. В таком случае вывозить целые хлысты и обрабатывать их на другой площадке удобнее. К тому же, при использовании хлыстовой технологии, непосредственно на лесосеке производится минимальное количество обрабатывающих операций. Это позволяет снизить непродуктивную потерю древесины, которая имеет место при обработке в «полевых условиях».«Мы помним, как развивался спрос на технику для хлыстовой заготовки. Тогда большинство частных компаний готовили лес вручную, механизирована была только трелёвка и погрузка. Некоторые работали с отечественной лесозаготовительной техникой более плотно и использовали ещё и отечественные валочные машины. Лес транспортировали лесовозами напрямую до места переработки, если это была прибрежная зона, с лесовозов хлысты сбрасывали на воду, увязывали плоты, и громадными плотами до 50 000 кубометров отправляли на ЛПК.На тот момент в лесной отрасли информации, и соответственно, предложения на импортные машины хлыстовой заготовки леса не было.Потом интерес стал потихоньку развиваться, и мы продали первому клиенту-частнику колёсный скиддер John Deere 748 GIII взамен гусеничного трелёвочного трактора ТТ4.Скиддер запустили, и он показал результат, превосходящий показатели гусеничной машины в несколько раз. И по производительности, и по экономичности – по расходу топлива.На такой вариант посмотрели другие частные клиенты и начали покупать эти трелёвочные трактора.Итак, скиддер работал так хорошо, что за ним перестала успевать валка. Клиенты поняли, что в этом случае нужна валочная машина. Обратились к нам, мы такой техникой располагали. Предложили валочную машину с дисковой пакетирующей валочной головкой. У этой модели производительность была опять же на порядок выше, чем у ЛП-19 — отечественного аналога, с которым на тот момент все работали. Получилось так же, как с трелёвочными тракторами, в своё время: продали одну машину, люди посмотрели, оценили, и на следующий год купили уже 40 машин. Другие предприниматели увидели, что у одного дела с такой машиной пошли в гору, оценили преимущества и тоже стали покупать», — рассказал Виталий Сташуль.А в чём же минусы? Чтобы использовать хлыстовую технологию, необходимо большое количество складов и обрабатывающего оборудования, а это очень затратно, такое могут себе позволить только очень крупные предприятия. Именно поэтому метод был так популярен в Советском Союзе, потому что лесозаготовкой занимались в основном крупные леспромхозы на больших площадях.Далее, хлыстовой метод не годится в случае с рубками прореживания и для заготовки мелкотоварной древесины, которая обычно очень интересна для небольших предприятий.Кроме того, после спиливания дерева, его, чаще всего, скиддером трелюют с лесосеки на склад по земле. После такого волочения, особенно в не очень хорошую погоду деревья становятся грязными от земли и песка. И это в лучшем случае, иногда не получается избежать и некоторых механических повреждений, из-за которых дальнейшая продукция может упасть в качестве.

И, кроме того, хлыстовой метод стали использовать реже из-за законодательного ограничения, которое распространяется на правила перевозки хлыстов по автомобильным дорогам.

«Хлыстовые» машины

Подробнее поговорим о технике для хлыстовой заготовки. У неё есть и преимущества по сравнению с машинами для сортиментной заготовки, но есть и свои недостатки.Валочно-пакетирующие машины производят только на гусеничном ходу, поэтому они не приспособлены для работы в болотистой, гористой или сильно пересечённой местности. Это существенно сужает географию лесозаготовки. Также, как отмечают специалисты, машины для хлыстовой заготовки более тяжеловесны, а значит менее манёвренны, ими сложнее управлять, и они потребляют больше топлива. За один час работы валочно-пакетирующая машина расходует 30-40 литров топлива. К тому же, если учесть, что для работы по хлыстовому методу требуется 3 единицы, значит необходимо нанять больше специалистов. И по этой же причине цена, которая потребуется на закупку техники, увеличивается. Затраты предприятия на покупку машин для хлыстовой заготовки на 45% выше, чем затраты на приобретение машин для сортиментной заготовки.Но, повторимся, всё зависит от обстоятельств. Если же вы осуществляете вырубку в больших объёмах, начиная от 150 000 кубических метров, то стоит отдать предпочтение хлыстовой заготовке и соответствующей технике. Хотя, и в данном случае всё может быть не так однозначно.«Любое лесозаготовительное предприятие само по себе ориентировано на ту базу, которая имеется в планах переработки. Поэтому если предприятие работает с сортиментом, независимо от объёмов, даже если это будет 500 000 кубических в год, всё равно они будут использовать сортиментный метод заготовки. Если есть сортировочные площадки, на которых можно разделывать хлысты и потом сортировать сортименты по карманам, то даже при объёме заготовки в 50 000 кубометров в год, предприятие всё равно будет использовать хлыстовой метод», — уточняет Юрий Ваар.Теперь отметим ряд плюсов. У одного «хлыстового» машинного комплекса высокая производительность, свыше 100 000 кубометров в год. Не требуется высокая квалификация операторов, управление достаточно простое. Такая техника эффективна при больших расстояниях трелёвки. И после использования этих машин остаётся максимально чистая лесосека, все отходы скапливаются на разделочной площадке, что снижает затраты на их утилизацию или переработку.«При современной глубокой переработке древесины, хлыстовой метод можно даже назвать более прогрессивным, чем сортиментный. Если предприятие занимается глубокой переработкой, то есть производит пеллеты, фанеру, ДСП и так далее, то им гораздо выгоднее работать с хлыстами, чем с сортиментами. Потому что при заготовке сортиментным методом дровяная древесина как правило остаётся, а при хлыстовой заготовке, вывозятся абсолютно вся древесина. Кроме того, в лесосеке при использовании хлыстового метода более чисто. Все древесные отходы перерабатываются», — высказал мнение Юрий Ваар.Если затронуть самые известные марки техники для хлыстовой заготовки, то четырьмя самыми известными будут американские «Caterpillar» и «John Deere», канадская «Tigercat» и японская «Komatsu». Эти страны активно используют метод хлыстовой заготовки, а значит и разрабатывают технику, которая будет эффективно работать в их лесах. К слову канадские леса схожи с российскими. Последнее время стала часто встречаться техника от американских фирм «Prentice» и «Timber Pro». Из отечественных производителей и производителей из стран СНГ выделяют технику от ООО «Лестехком», ОАО «Абаканский опытно-механический завод», «Минский тракторный завод».

В Европе, в особенности странах Скандинавии, больше специализируются по технике для сортиментной заготовки. В среднем комплект оборудования будет стоить в районе 2,15 млн долларов, цена может варьироваться от марки и количества единиц техники.

По скандинавскому примеру

Сегодня большинство лесозаготовителй работают именно по сортиментному, скандинавскому методу лесозаготовки. Постепенно внедрять её в нашей стране стали примерно с начала 1990-х годов, и через 10 лет доля этого метода заготовки начала постепенно расти.Отчасти это связано и с тем, что всё больше становится предприятий с небольшими объёмами заготовки. Для работы этим методом требуется две единицы техники, которые включают в себя несколько функций. Харвестер и сваливает деревья и делает обмер по диаметру и длине, и обрезает сучья, и раскряжёвывает дерево на сортименты и укладывает получившееся в пачки. Форвардер выполняет роль транспорта-доставщика: он предназначен для трелёвки полученных сортиментов на погрузочные площадки. Как отмечают специалисты-практики, подобный метод заготовки увеличивает гибкость сбытовой политики и транспортной логистики лесозаготовительного предприятия. Если заготавливать древесину сортиментным способом, есть возможность продать лес покупателю на условиях самовывоза прямо на верхнем складе.Лучше всего сортиментный метод заготовки подойдёт для заготовки и древесины в труднодоступных лесных массивах. Машины для проведения сортиментной методики полноприводные, а управляющая система позволяет форвардеру передвигаться по сложно пересечённой местности. То есть, если лесозаготовителя заинтересовал лес на болотистой или захламлённой территории, то техника для сортиментной заготовки легко справится с такими неудобствами, в отличие от машин для хлыстовой заготовки. То есть харвестер и форвардер легко минуют различные преграды такие как пни и ямы. К тому же, на просторах нашей необъятной родины есть леса, где почва практически всегда рыхлая и тяжёлая. По такой валочно-пакетирующая машина передвигаться не может, а харвестер или форвардер без проблем. А для увеличения проходимости таких машин их колёса часто оборудуют специальными цепями.Сортиментная технология также очень эффективна при проведении рубок главного и промежуточного пользования, санитарно-гигиенических рубок и для освоения лесов 1-йгруппы. К ним относятся леса, которые выполняют различные защитные и санитарно-гигиенические свойства или леса особо охраняемых природных территорий. Проще говоря, это леса, на которых держится экологическая безопасность регионов и городов.

«В случае с сортиментной технологией на месте заготовки производится конечный ценный продукт — пиловочник. Подобным способом древесину заготавливал один из наших клиентов, который на тот момент экспортировал древесину в Китай. Когда мы с ним начинали работать, китайские заказчики предпочитали пиловочник от 160 мм и выше, тоньше не брали. Соответственно, все просчитывается с точки зрения расходов на заготовку и доставку и прочего, одним требуется лес от 160 мм который можно продать дорого, другие возьмут меньше 160мм, но дешевле. Гораздо выгоднее в таком случае использовать именно сортиментный метод заготовки», — прокомментировал Виталий Сташуль.

Особенности «европейцев»

По очень многим параметрам, машины для сортиментной заготовки кладут «хлыстовую технику» на обе лопатки.При заготовке сортиментным методом, оставляемые на корню деревья меньше повреждаются и гораздо лучше сохраняется подрост. Машины более экологичны, потому что потребляют меньше топлива, а значит производят меньше выхлопов. Харвестер потребляет за час работы всего 15-16 литров топлива, это в два раза меньше, чем валочно-пакетирующая машина.Техника для сортиментной заготовки более манёвренная. Например, фарвардер производят на шести- и восьмиколесной базе. Он обладает отличной ходовой системой, где каждое колесо имеет независимую гидравлическую подвеску. Это даёт возможность изменять ходовой просвет на разных рабочих и дорожных поверхностях и компенсировать уклоны. Когда работы проводятся на крутом склоне, несущая рама форвардера остаётся в горизонтальном положении.Благодаря современной колёсной базе многих форвардеров минимизируется нажим на почву в процессе лесозаготовительных работ и перевозки древесины.Значительно упрощается логистика и транспортировка. На колёсной технике можно легко перемещаться по обычным трассам и доставлять древесину в близлежащие пункты назначения. Это делает лесозаготовительную работу менее затратной. Да и вообще, как мы уже отмечали выше, комплекс техники для сортиментной заготовки из двух машин будет на 45% дешевле, чем для хлыстовой.Но везде существует обратная сторона. И у техники для сортиментной заготовки есть ряд минусов. Например, один из них — степень оптимальности раскроя при раскряжёвке, которая на порядок меньше, чем обеспечивают стационарные раскряжёвочные установки нижних складов.Форвардеры и харвестеры могут выполнять большое количество функций и имеют достаточно сложное строение. Поэтому, если некоторые особо сложные модели таких машин сломались, времени на их ремонт может уйти много. Заказ сложных запчастей можно произвести только у специализированных дилеров, а время доставки занимает несколько дней.Сложные машины — сложное управление. Да, они манёвренны, вездеходны и многофункциональны, но чтобы заставить их работать в полную силу, нужен специалист высокого профиля. Харвестер считается одной из самых сложных машин на лесозаготовках, все системы импортных моделей у него оборудованы электроникой, поэтому всегда сложно стоит вопрос с подбором подготовленных профессиональных операторов, зарплата которых будет на порядок выше, чем у операторов техники для хлыстовой заготовки. Кроме того, от каждого такого специалиста требуется постоянное повышение квалификации.И ещё раз отметим: при сортиментной заготовке на делянках остаётся масса древесных отходов. Могут потребоваться отдельные вложения на очистку лесосеки.

Говоря о производителях техники для сортиментной заготовки, стоит выделить, конечно, страны Скандинавии. Одними из лучших считаются машины от финских брендов «Farmi Forest», «Ponsse» и «Valmet», а также эстонского «Palms». Пользуются успехом также харвестеры от «John Deere». Многие отмечают и немецких производителей лесозаготовительной техники, а именно бренд «NAF». Среди наших производителей снова выделяется «Лестехком», «Амкадор», а также «Онежский тракторный завод» и «Велмаш».

Текст: Мария Бобова

zen.yandex.ru

Харвестеры и форвардеры: основные типы, принцип работы, технические характеристики

Под термином «харвестер» скрывается давно применяемая на лесозаготовках валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина. По сути дела такая техника представляет собой лесозаготовительный комбайн.

Он выполняет следующие операции:

  • срезание и валку деревьев;
  • очистку стволов от сучьев;
  • раскряжевку (поперечную резку дерева на кряжи).

По принципу действия харвестеры делятся на машины циклического и непрерывного действия.

В основном, все модели оснащены механизмом протаскивания непрерывного действия.

В качестве приводного устройства механизма применяются:

  • приводные гусеницы;
  • рябухи (вальцы);
  • комбинация рябух и гусениц.

По компоновке рабочих органов харвестеры бывают:

  • одностадийные;
  • двухстадийные.

В конструкцию одностадийных харвестеров входит головка, которая навешивается на манипулятор, наводящий ее на дерево.

После наводки выполняются следующие операции:

  • срезание дерева;
  • валка;
  • протаскивание дерева через ножи сучкорезные;
  • распиливание ствола на части (раскряжевка).

Двухстадийный харвестер оснащен двумя автономными рабочими органами:

  • захватно-срезающее устройство (навешивается на гидроманипулятор машины);
  • сучкорезно-ракряжевочное устройство.

Первое устройство выполняет следующие операции:

  • захват;
  • срезание;
  • валка;
  • подача дерева во второе устройство – сучкорезно-раскряжевочное.

Второй рабочий орган монтируется на раме агрегата. Он производит очистку дерева от сучьев и раскряжевку на заданные сортименты.

Современные харвестеры оснащены компьютерами. Программное обеспечение оборудования позволяет вести учет заготовленного лесоматериала, полностью контролировать рабочий процесс, а также определять местонахождения техники.

По мощности комбайны классифицируются как:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые;
  • сверхтяжелые.

Легкие харвестеры применяются при заготовке тонкомеров, в том числе и на заболоченной местности, а также при небольших объемах работ.

Средние модели отличаются универсальностью. Они применяются как для прореживаний лесных насаждений, так и при конечной вырубке.

Тяжелые и сверхтяжелые машины применяются на сплошной вырубке и позднем прореживании. Мощности их достаточно для работы с большими деревьями. Они прекрасно ведут себя на сложном рельефе.

Сортиментовоз: форвардер

Форвардер тоже имеет другое название: по сути, это оборудование является транспортным средством – сортиментовозом.

С помощью этой машины выполняют следующие технологические операции:

  • сбор лесоматериалов;
  • подсортировка;
  • доставка сортиментов с заготовительного участка к лесовозной дороге или непосредственно на склад.

Сортиментовоз состоит из двух модулей: погрузочного манипулятора и грузовой тележки.

Этот вид лесотехнического оборудования работает в паре с харвестером.

Классификация форвардеров по грузоподъемности:

  • малые, грузоподъемностью 9-12 т. Применяются, в основном, при прореживании. Но может быть использован и на сплошных вырубках;
  • средние, грузоподъемностью 12-13 т. Выпускаются разные модели форвардеров этой группы, которые отличаются друг от друга вариантами грузовых отсеков, колесными модификациями (6-8 колес) и длиной манипуляторов. Машины эти универсальные.
  • тяжелые, грузоподъемностью 15-19 тонн. Используются на сложном рельефе и больших расстояниях.

Среди отечественных форвардеров известны две модели Лт-189 и ЛТ-189М. Детали машин изготовлены в России и Белоруссии. Предназначены для несплошных вырубок с заготовкой сортиментов на лесосеке.

ospectehnike.ru

Харвестер

Харвестер является лесозаготовительной техникой универсального назначения, которая может одновременно выполнять ряд производственных задач. Машины харвестеры используют в процессе выборочных или сплошных рубок деревьев для валки. Кроме этого, их применяют для обрезки сучьев, раскряжевки и пакетирования сортамента. Харвестер, управление которого осуществляется довольно легко, - отличная техника, существенно облегчающая работу в лесу.

Работа харвестера

Харвестер – это самоходное шасси, имеющее просторную кабину и манипулятор. На конце манипулятора установлена многофункциональная головка. Стрела вылетает на расстояние до 10 м, а это дает возможность реализовывать работы в посадках шириной до 20 метров. Применение харвестеров позволяет отказаться от большого количества техники и работников, однако с сохранением быстрой, качественной и безопасной заготовки леса.

Невзирая на многозадачность, харвестеры отличаются простотой функционирования. Их работу можно описать следующим образом:

  • машину подгоняют близко к насаждениям
  • подводят рабочую головку плотно к стволу и одним-двумя пропилами срезают его. 

Если дерево вдруг начнет падать, рабочий блок в автоматическом режиме отсоединится от ствола, что исключает его повреждение. После этого харвестер помещает срезанное дерево на технологическую площадку.

Дальнейшая работа состоит в проталкивании ствола вперед и срезании сучьев. После этого срезанная древесина загружается на спецтехнику и перевозится в место назначения.

Типы харвестеров

Сегодня все харвестеры имеют практически одинаковую конструкцию и набор рабочих узлов. Однако, они имеют разный внешний вид и определенные параметры. Существует такая классификация по весу и сечению срезаемого дерева:

  • легкий – малогабаритный харвестер. Такими машинами пользуются для рубки с целью прореживания лесопарковых зон. Легкий харвестер может свалить дерево диаметром от 5 до 40 см
  • средний – универсальный харвестер. Его используют для более широкого спектра лесохозяйственных работ. Он может валить деревья до 50 см в диаметре
  • тяжелый – производительный харвестер. Такая машина предназначена для крупномасштабных лесозаготовительных работ. Она с легкостью справится со спилом дерева до 60 см в диаметре
  • сверхтяжелый – мощный и высокоэффективный агрегат. Только такая машина может спиливать стволы, диаметр которых превышает 1 метр.

По типу ходовой все харвестеры делятся на:

  • колесные. Они отличаются мощной базой с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6 или 8 х 8. В дополнение к этому идет полный привод и особые внедорожные покрышки
  • гусеничные. У таких машин ходовые колеса и гусеничные цепи имеют механизмы натяжения, которые часто установлены в паре с цепями противоскольжения.

По типу харвестерной головки выделяют:

  • комбинированные машины. Они оборудованы шарнирно-сочлененной стрелой и удобной телескопической рукоятью (самая распространенная разновидность)
  • параллельные харвестеры отличаются подъемной стрелой, созданной в виде параллелограмма и дополненной телескопической рукоятью.

Харвестер - характеристики

Показатели эффективности работы харвестера зависят от его исходных параметров. Прежде чем сделать выбор такой многофункциональной машины, нужно обратить внимание на следующие технические характеристики:

  • вес и размеры машины
  • тип шасси и размер клиренса
  • уровень мощности силового агрегата
  • тип манипулятора
  • вылет и угол поворота стрелы
  • показатель грузоподъемности рабочего органа.

Харвестер Джон Дир

Харвестеры марки «Джон Дир» представляют собой узкоспециализированный тип лесозаготовительных машин. Компания выпускает широкий модельный ряд сельскохозяйственной техники начиная с 1867 года. Технологи компании много сил тратят на внедрение инноваций. Эти машины имеют очень высокую маневренность, проходимость и эффективность при минимальных для такой техники топливных затратах.

Эта техника используется и на лесных площадках, и при строительстве дорог. Они отлично зарекомендовали себя на мягких грунтах, болотистых почвах, а также и на ровном асфальтовом покрытии.

Компания производит харвестеры, которые предназначены для реализации следующих функций:

  • прореживание и заготовка небольших сучьев
  • сплошная вырубка тонкоствольных и более крупных деревьев
  • валка леса экстремальной сложности. 

Появившаяся в 1996 году у бренда John Deer серия харвестеров 1270, предназначена сплошной рубки. Технические параметры оказались столь удачными, что харвестеры с артикулом 1270 существуют и сегодня, при этом в обновленном и более совершенном виде. Каждая из модификаций серии – это настоящий революционный прорыв в области развития техники категории. Всю серию 1270 делят на группы машин D и E.

Эти машины отличаются такими характеристиками:

  • база из шести колес
  • мощный 6-цилиндровый силовой агрегат
  • кабина, которая поворачивается
  • интеллектуальный механизм навигации распиловочным процессом
  • диагностика функционирования главных механизмов и узлов. 

Система измерения и контроля TimberMatic H-09, которая установлена на всех харвестерах обновленной серии, дает возможность более удобно и легко управлять машиной. Программа TimberLink™ выгодно отличается эти харвестеры от прочих подобных машин. Она позволяет контролировать все рабочие процессы, находит поломки, дает советы по их ликвидации.

Имеющаяся беспроводная связь с базой и остальными агрегатами дает возможность корректировать рабочий процесс, тем самым облегчая разработку маршрутов перевозки и перехода на новые участки. Отметим, что максимальная скорость движения у 1270 D достигает 25 км/ч, а 1470 D – 22 км/ч. Конструкция агрегатов предусматривает пропорциональное управление углом поворота рамы, который достигает 42°. Контролируется угол при помощи мини-рычага. О том, как работает этот харвестер, видео расскажет более подробно.

Высококачественный гидроманипулятор, который находится в передней части, может быть выполнен в различных вариантах. К примеру, версия 1270 D имеет стрелу с четырьмя степенями вылета и возможностью наклона на 13° и вперед, и назад. Управлять им можно вручную и автоматически. Расположенный на харвестере 1470 D гидроманипулятор СН 8 создается в трех технологических версиях с возможностью наклона вперед на 25°, и назад – на 15°.

Отдельно стоит рассказать о комфортной эргономичной кабине. Отличный угол обзора, который гарантируется панорамными окнами из противоударного стекла, позволяет оператору видеть всю рабочую площадку. В кабине присутствует система кондиционирования, обогрева и вентиляции. Все вместе они гарантируют правильный микроклимат внутри кабины, отличные условия даже в процессе длительной работы. Кабина способна поворачиваться в обе стороны на 50° и наклоняться во все стороны. В кабину оператор поднимается по специальной лесенке, имеющей противоскользящее покрытие.

Цена новых моделей этой марки из серии 1270Е начинается от 22 650 000 рублей. В тоже время агрегат с наработанными моточасами можно приобрести за 12 000 000 рублей. Бывшие в употреблении харвестеры 1270 D и 1470 D (примерно 2006-2007 гг. выпуска) будут стоить от 8 250 000 рублей, а за новую машину придется заплатить свыше 17 000 000 рублей.

В заключение отметим, что валка харвестером еще не означают окончания всего процесса по лесозаготовке. После валки нужно собрать и перевезти сортименты, но харвестер эту работу не выполняет. Для этой работы применяется еще более уникальная машина – форвардер, о которой мы расскажем в следующей статье.

wood-prom.ru

Харвестеры | Производители, функции, конструкция, способ работы – на промышленном портале Myfta.Ru

С течением времени, перед людьми все чаще и чаще встает проблема оптимизации и рационализации производства и различных его сфер и отраслей. Как известно, лень – это мать всех изобретений; уж, с этим вряд ли, поспоришь.

То же самое и при работе, к примеру, с обработкой леса. Ручная пила — это, конечно, инструмент незаменимый и полезный, но не на больших территориях. Именно поэтому, более века назад, люди стали задумываться о том, как облегчить себе жизнь, если нужно срочно расчистить территория от древесины или сгнивших пней и лишних сучков. И придумали тогда лесопромышленную технику.

Лесная техника делится на несколько основных типов: форвардеры, сортиментовозы и харвестеры. Ну, а погрузчики, тягачи и манипуляторы — это дополнительные комплектующие, которые еще больше упрощают работу спецтехники.

Итак, что же такое харвестеры?

Харвестеры – это универсальная, многофункциональная машина, которая служит для проведения лесозаготовительных работ и подготовки различного типа сортимента в условиях лесосеки.

Это самоходные машины, которые обладают собственной классификацией.  В настоящее время наиболее распространенными марками производителями, являются John Deere, харвестеры Volvo, харвестеры Ponsse, харвестеры Valmet, Timberjack  и другие.

К их основным функциям относится: валка деревьев, распилка и обрезка лишних сучьев, процесс раскряжевки лесного массива, а также замер готового сортимента.

Это такие машины, основным рабочим элементом которых является специальная харвестерная головка, которая, собственно, и производит валку лесного массива.

Харвестерная головка состоит из металлической рамы, которая приводится в действие специальными захватными рычагами. А на концах захватных рычагов находятся специальные моторы, которые при приближении к стволу дерева, начинают, непосредственный процесс валки леса.

Действие харвестерной головки может ограничиваться одним или же двумя пропилами. Если ствол дерева не слишком большой, то достаточно одного сплошного пропила, который перережет ствол насквозь, а если, наоборот — диаметр ствола слишком велик для лезвия харвестера, то нужно будет сначала с одной стороны сделать пропил, после чего харвестер должен развернуться и завершить начатое, путем окончательной валки дерева.

Работа на харвестере заключается в серии действий оператора, которая заключается в первичной и вторичной обработке лесного массива.  Для начала, необходимо, чтобы манипулятор повалил дерево, после чего оно должно быть перемещено на специальный технологический коридор; данная операция осуществляется с помощью протаскивающего устройства, который протаскивает ствол дерева вперед и специальными ножницами срезает все лишние выступы дерева.

Для чего люди занимаются переоборудованием спецтехники? Ответ на этот вопрос заключается в экономии средств. Очевидно, что если использовать полноценный фирменный харвестер, то затраты на него окупятся через большой промежуток времени; гораздо выгоднее переоборудовать в харвестер одну из специальных землеройных или землеройно — транспортных машин.

Харвестер на базе экскаватора

Если заказчик нуждается в харвастере, обладающим высоким уровнем производительности и который бы  смог  работать в самых неблагоприятных условиях, то достойной альтернативой покупке полноценного финского харвестера будет служить переоборудование экскаватора в харвестер.

Основным конструктивным элементом харвестера будет служить экскаваторная база, которую нужно будет снабдить необходимыми комплектующими, а именно: заменить экскаваторный ковш на харвестерную  головку, установить рычаги и саму систему управления, а также установка контролирующей измерительной системы, которая будет качественно выполнять свои возложенный на нее обязанности и функции.

Процесс переоборудования экскаватора обуславливается, в первую очередь, желанием  заказчика сэкономить, довольно большую сумму денег. Разумеется, данный процесс довольно трудоемкий, но выгода, которую, в конце концов, имеет заказчик, вполне ощутима.

Читайте также на портале myfta.ru:

myfta.ru

Что это такое - харвестер для лесозаготовки

Технический прогресс в лесозаготовке привел к тому, что появились машины и механизмы, полностью заменившие лесорубов. Что это такое – харвестер? Под этим термином подразумевается комбайн, позволивший оставить в прошлом ручную валку леса и рубку сучьев.

Как появился харвестер

Изначально основными инструментами лесорубов были пила и топор. В дальнейшем им на смену пришли бензопилы и сучкорезы. Производительность труда увеличилась, но не настолько, чтобы ее масштабы удовлетворили заготовителей. Началась разработка машин, способных заменить сразу несколько работников.

На первых порах весь процесс был разделен на два независимых технологических цикла. Валочная машина срезала и укладывала хлыст, сучкорезная – очищала ствол от ветвей. Между работами наблюдался временной промежуток, обусловленный необходимостью подать хлыст на очистку. Но вот разработчикам удалось создать комплексную уборочную технику, обладающую функцией первичной обработки.

Что это такое — харвестер? Это слово в буквальном переводе с английского означает «собиратель урожая». Применительно к лесозаготовке это самоходная машина, которая сначала спиливает ствол дерева, затем очищает от сучков, раскряжевывает его на элементы по сортам, а затем распределяет эти части по одноразмерным пачкам.

Харвестер: что это такое и каково его устройство

Весь комплекс базируется на шасси – колесном, гусеничном либо комбинированном. Выбор между видами диктуется условиями, в которых предполагается использовать машину. Ширина колес или гусениц достаточна для того, чтобы обеспечить хорошее сцепление с грунтом и устойчивость на мягкой почве, но если работать предстоит на заболоченных участках, предпочтение отдается второму варианту.

На раме расположена комфортабельная кабина по типу тракторной, из которой оператор задает нужные операции. Управление осуществляется через программируемые контроллеры, каждый из которых отвечает за свой модуль: двигатель, раму, кабину, автоматическую коробку скоростей, манипулятор и головку. Манипулируя специальными джойстиками, оператор добивается нужного результата. Контролировать процесс помогает небольшой монитор, располагающийся перед специалистом.

Работа харвестера по обработке леса ведется с помощью харвестерной головки – основного инструмента комбайна. По сути, это отдельный сложный механизм с захватами, циркулярными пилами, обрезными ножами. Головка закреплена на гидравлическом манипуляторе достаточной мощности, чтобы располагать головку со стволом в различных плоскостях. Стрела манипулятора достигает 70 метров и более.

Классификация харвестеров

Чем мощнее харвестер, тем толще ствол машина способна обработать. Они делятся на следующие классы:

  • легкие, весом до 600 кг и способные спиливать и очищать тонкие хлысты для прореживания;
  • средние, весом до 1000 кг – универсальные, способные как прореживать, так и заготавливать деловую древесину;
  • тяжелые, весящие более 1300 кг и используемые только для лесозаготовки;
  • сверхтяжелые, весом больше 3500 кг и нужные для спила и раскряжевки очень толстых стволов.

Приведенная классификация носит условный характер, и производители вольны использовать другое деление.

Производительность машины зависит от мощности и условий, в которых приходится заготавливать лес. Считается нормальным, если в час получится спилить, очистить и подготовить к транспортировке 10 кубометров кругляка в час.

Как работает харвестер

Работу оборудования можно разбить на следующие этапы:

  • оператор харвестера с помощью стрелы манипулятора подводит головку машины к стволу дерева;
  • производится захват ствола вальцами и сучкорезными ножами, датчики определяют его толщину;
  • подается команда, и дерево спиливается;
  • харвестерная головка поворачивается, и ствол принимает горизонтальное положение;
  • ствол продвигается вальцами, и во время движения срезаются ветви и сучья;
  • датчики точно сигнализируют, когда заканчивается требуемая толщина ствола, и в этом месте дерево обрезается;
  • напиленные элементы раскладываются по пачкам партиями либо все сразу.

Последний этап сортировки иногда доверяют автоматике, закладывая программу по раскряжевке, но чаще всего этот процесс осуществляется в ручном режиме.

Кто управляет харвестером

Основные параметры закладываются в компьютер машины перед началом работы. Вносится информация о породе дерева, о том, какие диаметры сортиментов требуются. Длину элементов, исходя из внесенных данных, харвестер определяет автоматически, но конечное решение остается за специалистом за пультом.

Руководит работой харвестера оператор. Он сначала программирует задание на клавиатуре, с помощью джойстиков подводит головку машины к дереву, включает процесс пиления, а затем переключает на обработку ствола и его распиловку.

Выполнять такую работу способны только высококвалифицированные специалисты, которым помогает трудоустраиваться Союз операторов харвестера. При кажущейся простоте манипулирования джойстиками здесь требуется высокая координация действий. Поэтому перед началом трудовой деятельности обязательно надо завершить специальное обучение на курсах, где не только расскажут о том, что это такое – харвестер, но и научат основам работы на машине.

hochyvseznat.ru

История создания хаарвестеров

Август 6, 2018

Харвестер — это уникальная машина, представляющая собой основную часть современного лесозаготовительного комплекса.

Техника уникальна тем, что заменяет практических бригаду рабочих, работает в 5 раз эффективнее и отличается повышенной проходимостью. Особенность работы системы заключается в конструкции гидростатического привода: рядом с двигателем установлены два насоса, один из которых работает на навесное оборудование, а второй — на ход.

Ну а самое главное — это уникальная шарнирно-сочлененная конструкция рамы. Подобно скейтборду она ломается не просто пополам, а ещё и в плоскостях, что придает Харвестеру потрясающую проходимость — болото, грязь, снег, неровности грунта ему абсолютно нипочём.

Ну а главный механизм харвестера — это харвестерная головка, которой оператор харвестера управляет с помощью компьютера из кабины, приводя ее в движение гидравлической системой. Когда смотришь на работу харвестера, возникает ощущение фантастического фильма, но тем не менее это абсолютная реальность, и принципы работы лесозаготовительного комплекса, на первый взгляд, довольно просты. Харвестер обхватывает ствол огромными ножами, пильные шины срезают дерево практически под корень, и дальше протяжными вальцами ствол протягивается и очищается от сучков и коры, а затем те же пильные шины отрезают части ствола того размера, который задан оператором. Собственно говоря всё просто, если не принимать во внимание сложность управления и сложность работы всей этой техники.

История создания харвестера

Не секрет, что еще в давние времена существовали такие профессии как дровосек и лесоруб. И тогда их названия действительно соответствовали выполняемой работе, а в качестве инструментов при лесозаготовках использовались только топор и пила — самый примитивный труд. Однако и при таких условиях лесозаготовки Россия всегда была лидером среди мировых поставщиков древесины и при этом полностью удовлетворяла свои потребности в ней. А вот валка деревьев, очистка ствола от сучков и вывозка дерева с просеки — все эти выполнялось вручную.

Однако шли годы, технического прогресс развивался, и стали появляться первые устройства, призванные облегчить труд лесоруба. В начале прошлого века появились первые тягачи, а затем и настоящее чудо прогресса —  бензопила. Эти изобретения повысили производительность труда на лесозаготовках, однако в целом такая работа оставалась по-прежнему опасной и тяжелой.

Еще в 1984 году Карельский Научно-Исследовательский Институт Лесной Промышленности создал первый тогда ещё в Советском Союзе комплекс машин для сортиментной заготовки. Правда в то время популярные ныне названия этих машин еще не употребляли.

Лесной комбайн Harvester появился тоже не сразу. Он стал плодом эфолюции сучкорезной машины, которая сперва приобрела функцию раскряжевки и разделки хлыста, а через несколько лет была скомбинирована с валочной машиной. Первый харвестер обрабатывал дерево в два этапа. Сначала дерево закатывалось и срезалось валочной головкой,  а потом на него укладывалось сучкорезное раскрыжательное устройство — процессор. Предшественник харвестера отечественного производства

Причём тогда на Лесном комбайне требовалось два оператора: первый для управления машиной и второй оператор для управления процессором. И тогда с целью сокращения рабочего цикла и трудозатрат почти 40 лет назад была изобретена единая система — харвестерная головка. Она объединила в себе захватный механизм, срезающую машину для валки и раскряжевки дерева, механизм обработки сучьев, протаскивающий вальцы и сучкорезные ножи и устройство замера длин.

tpscom.ru


Смотрите также