Хадисы что это такое


Хадисы - это... Что такое Хадисы?

Хади́с (араб. الحديث‎‎) — изречение (кауль), одобрение (такрир) или действие (филь) Мухаммада, сумма которых образует Сунну и является авторитетной для мусульман-суннитов. Хадисы переданы посредством сподвижников пророка. Хадисы являются одной из основ шариата. В исламском богословии существует наука хадисоведение.

Первая книга Хадисов — Муватта — была собрана Имамом Маликом, большим ученым, который родился и жил в Медине в 93—179 гг. после Хиджры. Эта книга получила название Муватта Малика. В ней он дал подробные иснады и упорядочил все Хадисы по соответствующим темам. И хотя Муватта является справочником по Исламской юриспруденции, она, вместе с тем, является одним из первых научных трудов по Хадисам. Некоторые считают этот труд одним из основных в данной области. В этой книге перед каждым Хадисом Имам Малик дает иснад, то есть подробно описывает цепочку передачи этого Хадиса. В некоторых случаях иснад прослеживается до самого Пророка, в некоторых случаях — только до одного из его сподвижников. Но поскольку эта книга содержит не только Хадисы, но и сведения по Исламскому правоведению, в ней можно найти также мнение самого Имама Малика по тому или иному вопросу.

С течением времени, после составления Муватта, появились еще шесть книг — научных исследований Хадисов, которые стали считаться самыми достоверными трудами по Хадисам: Сахих Имама Бухари (194—256 гг. после Хиджры); Сахих Имама Муслима (202—261 гг. после Хиджры); Сунан Абу Дауда (202—275 гг. после Хиджры); Сунан Ат-Тирмизи (умер в 279 году после Хиджры); Сунан Ан-Насайи (215—303 гг. после Хиджры); Сунан Ибн Маджи (209—273 гг. после Хиджры).

Имам аль-Бухари разделил свой труд на 97 книг. Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Последующие тридцать книг посвящаются омовению, молитве, уплате Закят, совершению Паломничества и соблюдению поста. За ними следуют двадцать две книги, где освещаются вопросы предпринимательской деятельности, опекунства, общим условиям, касающимся профессиональной трудовой деятельности, а также другие юридические вопросы. За ними следуют три книги о Борьбе на Пути Аллаха и о подчиненных людях. Далее идет книга, посвященная началу Сотворения. Следующие четыре книги дают сведения о Пророках и отдельные подробности жизни Пророка Мухаммада до Хиджры. После этого идет книга о жизни Пророка Мухаммада и его деятельности в Медине. Следующие две книги содержат комментарии некоторых отрывков из Корана. Последующие три книги посвящены вопросам бракосочетания, развода и вопросам, касающимся материального обеспечения семьи. После этого до девяносто пятой книги освещаются различные вопросы, например, о пище, питье, одежде, благопристойном поведении, о медицине, о приглашениях, о клятве и искуплении за нарушение клятвы, о кровной мести, преследовании, о толковании сновидений, о гражданских раздорах и испытаниях, предшествующих Концу Света. Девяносто шестая книга подчеркивает важность преданности Корану и Сунне. Последняя, девяносто седьмая книга, относительно большая по объему, посвящена Единству Бога.

Труд Имама Муслима охватывает приблизительно ту же область вопросов. Четыре Сунан ограничились вопросами, касающимися совершения действий, свидетельствующих о поклонении Аллаху (Актов Поклонения), Исламских законов, личных взаимоотношений и признаков, свидетельствующих о Конце Света. В работе Имама Тирмизи содержатся некоторые комментарии Корана, а также описание достоинств различных людей и книги, включающие в себя материалы о Пророке, его семье и его сподвижниках. Иногда труд Имама Тирмизи считается Сахих.

Хадисы Кудси

Хадисы Кудси — так называют хадисы, которые заключает в себе слова Господа, передаваемые пророком Мухаммадом, воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, а иногда — через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

Сборники хадисов

Суннитские сборники

  • «аль-Джами' ас-Сахих» имама аль-Бухари
  • «аль-Джами' ас-Сахих» имама Муслима
  • «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда
  • «аль-Джами' аль-Кабир» имама ат-Тирмизи
  • «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и
  • «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи
  • «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
  • «аль-Муснад» имама Ахмада

Шиитские сборники

  • «аль-Кафи» Кулайни
  • «Тахзиб аль-ахкам» шейха Туси
  • «аль-Истибсар» шейха Туси
  • «Ман ла йахдурух аль-факих» шейха Садука
  • «аль-Амали» шейха Муфида
  • «Бихар аль-Анвар» Алламе Маджлиси
  • «Васаил аш-Шиа» Хурра Амели
  • «аль-Мустадрак» Мухадиса Нури

Ибадитские сборники

Ссылки

Библиография

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Muntaqa

Хадисы являются один из источников исламского шариата. В арабском языке слово «хадис» означает «новый».

А про значение в шариате хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии говорил: «В терминологии это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение, или качества, в том числе движения и обездвиженность в пробужденном состоянии и во сне». См. «Фатх аль-мугыс» 1/22.

قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «وَاصْطِلَاحًا: مَا أُضِيفَ إِلَى النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَوْلًا لَهُ أَوْ فِعْلًا أَوْ تَقْرِيرًا أَوْ صِفَةً، حَتَّى الْحَرَكَاتُ وَالسَّكَنَاتُ فِي الْيَقَظَةِ وَالْمَنَامِ». انظر: «فتح المغيث» 1/ 22.

И распространено более краткое определение: это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение или качества, физиологические или нравственные.

Другими словами, хадисы — это сообщения о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха.

Иногда хадисами называют также сообщения от сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или табиинов — сподвижников сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но это в основном в тех случаях, когда желают разъяснить: переданы они от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха, или нет.

2. Пример хадиса

Записал имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов: — Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал: Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян от ‘Икримы ибн Халида от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал:

Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, совершении паломничества (хаджа) и посте в рамадан».

قال الإمام محمد بن إسماعيل البخاري في صحيحه: حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، قَالَ: أَخْبَرَنَا حَنْظَلَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ، عَنْ عِكْرِمَةَ بْنِ خَالِدٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «

3. Что такое иснад и матн в хадисах

Хадис состоит из двух основных частей: иснад и матн. Что касается иснада, то говорил имам Бадруддин ибн Джама’а аш-Шафии: «Иснад — это сообщение о пути матна». См. Ас-Суюты «Аль-Бахр аллязи захар» 1/292.

قال الإمام بدر الدين بن جماعة : «السند الإخبار عن طريق المتن». انظر: «البحر الذي زخر» 1/ 292.

Более доступным языком: это пересказ цепочки передатчиков вместе со способами передачи между ними. Так в хадисе, который приведен в третьем пункте, мы имеем следующий иснад: «Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал: Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян от ‘Икримы ибн Халида от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал».

В данном иснаде мы имеем четыре передатчика, то есть между имамом аль-Бухари и пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, было четыре звена. И, забегая наперед, следует отметить, что все четверо известны как праведные мусульмане, надежные в передаче, далекие от лживости и предосудительного поведения.

В иснаде имеет большое значение не только установление личностей передатчиков, но и упомянутые способы передачи между ними. Этот иснад является хорошим примером, в котором собраны несколько способов передачи: «рассказал нам» (хаддасана), «сообщил нам» (ахбарана) и «от» (‘ан).

Если связки «я слышал», «рассказал нам» и «сообщил нам» при небольших расхождениях в их значении дают знание о том, что передатчик перенял этот хадис от предыдущего из упомянутых в цепочке передатчиков, то со связкой «от» дело обстоит не так. Она сама по себе не дает таких гарантий, и вынуждает специалиста в хадисоведении проверять, не было ли обычаем передатчика, использовавшего связку «от» скрывать имя предыдущего передатчика, называя по имени сразу следующего за ним, и встречался ли он с тем, от кого передает через связку «от». И нужно снова оговориться, что в хадисе, который был упомянут в примере, с этим все в порядке, скрытого изъяна нет.

Подобная точность и скрупулезность в том, что касается путей передачи источников религиозного закона — особенность Ислама и его исключительное достоинство, гарантирующее сохранность религиозных текстов и самой религии от искажения. Только в Исламе человек может быть уверен в том, что исповедует ту самую религию, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал людям от Всевышнего.

Таким образом, иснад — это не только цепочка из передатчиков, но и способы передачи между ними. Поэтому в определении говорят, что это — сообщение или рассказ о пути матна.

А что касается матна, то сказал Бадруддин ибн Джама’а: «Это слова, перед которыми завершается иснад». И сказал имам Шарафуддин ат-Тыби аш-Шафии: «Это фразы хадиса, посредством которых формируются смыслы». См. «Аль-Бахр аллязи захар» 1/294-295.

«المتن هو: ما ينتهي إليه غاية السند من الكلام» قاله ابن جماعة. وقال الطيبي: «هو ألفاظ الحديث التي يتقوم بها المعاني». انظر: «البحر الذي زخر» 1/ 294-295.

То есть это само то сообщение, текст, который передается по цепочке передатчиков. В хадисе, который был упомянут в примере, матном является следующая часть:

Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, совершении паломничества (хаджа) и посте в рамадан».

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

muntaqa.info

Хадис - что такое? Значение слова, определение

Хадисом называются различные предания, описывающие слова, действия и привычки великого исламского пророка Мухаммеда. Данный термин имеет арабские корни и означает отчет, учет или повествование.

В отличие от Корана, который является литературным произведением, признанным всеми мусульманами, хадисы не являются таким же единым авторитетным источником для всех ветвей ислама. Данная статья ответит на вопрос о том, что означает слово «хадис», а также расскажет о видах и истории появления.

Этимология слова

Как уже было сказано выше, слово «хадис» происходит из арабского языка и означает сообщение, рассказ о какой-либо персоне. Во множественном числе на арабском термин звучит как ахадит. В религиозной терминологии хадис - понятие, которое описывает заявления, поступки или сказания о пророке Мухаммеде.

Типология

В зависимости от содержания хадисы можно разделить на три основных категории:

  • Речь пророка.
  • Действие пророка.
  • Отношение пророка к чужому действию.

Индивидуальные хадисы классифицируются мусульманскими священнослужителями и юристами как сахих (подлинный), хасан (хороший) или даиф (слабый, недостоверный). В арабских источниках говорится, что полностью можно доверять только хадисам со статусом сахих.

Из сборников толкований исламских ученых известно, что такие хадисы имеют авторитетного и уважаемого передатчика. Данная типология основана на их точности и достоверности. Однако различные группы мусульман и исламских ученых могут классифицировать хадисы по-разному, многое зависит от правовых школ.

Что такое хадис?

Согласно исламской традиции, термин «хадис» относится к сообщениям об изречениях и действиях пророка Мухаммеда, а также о его молчаливом одобрении или критике того, что было сказано или сделано в его присутствии. Однако некоторые источники ограничивают хадис словесными сообщениями, а поступки святого пророка и сообщения о его спутниках являются частью Сунны, а не хадисов. Эксперты в толковании норм и правил ислама дают свое определение хадисам - что это нечто, приписываемое Мухаммеду, но то, что не упоминается в Коране.

Другие близкие по значению термины обладают схожим значением:

  • хабар (новости, информация), что часто относится к сообщениям о Мухаммаде, но иногда и к традициям о его товарищах и преемниках из следующего поколения;
  • термин «атар» (в переводе с арабского - следы) обычно относится к традициям о его сподвижниках и преемниках;
  • слово «сунна» (обычай) также используется в отношении нормативного исламского обычая.

История понятия

Чтобы понять, что такое хадис, обратимся к истории мусульман. Сказания о жизни Мухаммеда и ранняя история ислама передавались устно более чем сто лет после смерти пророка в 632 году. Историки утверждают, что Осман (третий халиф после Мухаммеда и его прижизненный секретарь) заставил мусульман записывать Коран и хадисы. Вскоре после этого активность Османа была прервана оскорбленными солдатами, которые убили его в 656 году. Затем мусульманская община втянулась в пучину гражданской войны, названной фитной. После того как четвертый халиф Али Ибн Абу Талиб был убит в 661 году, династия Омеядов утвердилась в качестве главенствующей.

Они стали представителями гражданской и духовной власти. Главенство Омеядов было прервано в 750 году, когда династия Аббасидов взяла власть и удерживала ее вплоть до 1258 года. Историки утверждают, что собирание и анализ хадисов продолжались с самого первого дня династии Омеядов. Однако эта деятельность была в основном устной передачей сведений о пророке от уважаемых мусульман более молодым. Если даже какой-либо из этих ранних хадисов был записан на бумаге, они не сохранились. Хадисы и сказания, которые имеются сегодня, были записаны, когда Аббасиды пришли к власти через сто лет после смерти исламского пророка Мухаммеда. Сегодня сборники хадисов наравне с Кораном продолжают быть важным духовным источником, из которого мусульмане черпают божественные знания.

Отношение различных ветвей ислама к хадисам

Различные ветви ислама (сунниты, шииты, ибади) почитают разные сборники хадисов, в то время как относительно небольшая секта коранистов вообще отвергает авторитет какого-либо сборника. Подобно тому, как коранисты не являются единой общиной, мусульмане, почитающие хадисы, также являются неоднородной группой.

Мусульмане - приверженцы авторитета хадисов, помимо Корана, почитают и сборники хадисов, хотя не обязательно один и тот же источник.

  • В суннитском направлении ислама канонические коллекции хадисов: «Сахих аль-Бухари» (самый надежный и важный источник, который содержит 7275 хадисов), «Сахих Муслим» (разделен на 43 книги, содержит 7190 хадисов), «Сунан ан-Насаи», «Сунан Абу Давуда» (содержит 5274 хадиса), «Джами ат-Тирмизи» (содержит 3962 хадиса, разделен на 50 глав), «Сунан Ибн Маджа» (содержит более 4000 хадисов, разделен на 32 книги и 1500 глав). У суннитов, кроме основных, есть еще другие сборники хадисов, которые делятся на первичные и вторичные.
  • У шиитов почитаются следующие канонические коллекции хадисов: «аль-Кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих», «Тахзиб аль-акхам» и «аль-Истибсар».
  • Мутазилитский сборник хадисов - «Ибн Абу аль-Хадид» (Толкование Пути Красноречия).
  • Ибадитский сборник хадисов - «Муснад ар-Раби ибн Хабиба».

Взаимодействие Корана и хадисов

Важность хадисов является вторичной по отношению к Корану, учитывая то, что доктрина исламского конфликта законов придерживает господство Корана над хадисом. Несмотря на это, некоторые хадисы исторически приравниваются к Корану. Определенные исламские меньшинства даже поддерживает предания, которые противоречат Корану, тем самым на практике ставя их над священной книгой. Они утверждают, что противоречащие хадисы отменяют те части Корана, с которыми конфликтуют.

Некоторые современные мусульмане считают, что одного священного Корана достаточно для понимания норм ислама. Однако мусульмане, которые следуют традиционному исламу, считают, что те, кто руководствуются только священной книгой, отклоняются от правильного понимания религии. Приверженцы ислама, которые верят в предания, считают, что невозможно интерпретировать Коран без руководства хадисом. Большинство мусульман утверждают, что Коран не может быть полностью понят сам по себе и что хадис, таким образом, рассматривается как вторичный источник ислама.

Основа хадисов

Литературная основа хадисов - разговорные сообщения, которые были широко распространены в исламском обществе после смерти Мухаммеда. В отличие от Корана, сборники хадисов не были изданы во время жизни пророка или же сразу после его смерти. Хадисы записывались и собирались в большие сборники в VIII и IX веках, то есть через несколько поколений после смерти Мухаммеда, после окончания эры «законного» халифата Рашидун.

Сунна - книга хадисов

Сунна - это собрание всех когда-либо записанных хадисов. По сути это база шариата (юридические, религиозные, нравственные и другие нормы ислама). Книга хадисов не является биографией Мухаммеда, а выступает сборником рассказов о нем, его поступках, проповедях.

Значение хадисов

Хадисы рассматриваются исламскими учеными как важный инструмент для понимания Корана и комментариев (тафсир) для толкования священной книги. Некоторые важные элементы, которые сегодня считаются древней частью традиционной исламской практики и норм, например обязательная ритуальная практика пяти намазов (обязательные исламские молитвы), на самом деле не упоминаются в Коране вообще и берут свое начало исключительно из хадисов. Также только в хадисах дается практика ракаат, которая представляет собой набор молитвенных поз и движений, которые сопровождаются произнесением слов молитвы. Все позы, движения и молитвенные слова следуют один за другим в строго определенном порядке, отклонение от которого чревато недействительностью намаза. Все молитвенные формулы и слова должны быть произнесены на арабском языке.

Хадисы являются необходимой частью исламской философии, которая служит для правильной трактовки норм ислама. Хадисы объясняют мусульманам тонкие детали исламских норм и понятий в тех областях, о которых Коран молчит. Община коранистов, напротив, придерживается критического взгляда на хадисы. Они считают, что если священная книга умалчивает о чем-либо, то это означает, что сам Аллах не считал нужным об этом сказать. Также коранисты убеждены, что хадисы, которые противоречат Корану, должны быть решительно отвергнуты как извращение философии ислама.

Элементы хадиса

Санад и матн - существенные элементы хадиса. Санад - это информация, которая обеспечивает путь к матну. Термин «санад» означает цепочку рассказчиков, которые слышали и передали хадис от Мухаммеда, называя всех предыдущих рассказчиков. Матн - это поступок или слово пророка, которые передаются санадами (рассказчиками). К седьмому веку линия рассказчиков считалась правильной, но позже стала разветвленной, и отслеживание источников было затруднено.

Надежность хадисов

Еще одной областью изучения хадисов является биографический анализ, в котором подробно рассматривается человек, передающий хадис. Он включает в себя анализ даты и места рождения, семейные связи, преподавателей и студентов, религиозность, моральное поведение, путешествия и переезды, а также дату смерти данного лица. На основании этих критериев оценивается надежность человека. Также определяется, действительно ли человек мог передать рассказ о пророке, который основан на надежных и проверенных источниках.

Примером одного из самых известных и надежных хадисов пророка является следующий: «Супругу, который терпит тяжелый характер своей жены, Аллах дарует столько же наград, сколько Айюб, мир ему, получил за стойкость в отношении любви. А жене, которая мирится с тяжелым характером своего мужа, воздастся так же, как Асийе, которая была на свадьбе Фараона».

fb.ru

umma.ru

Тем, кто тратит много воды и времени на совершение малого или полного омовения, легкомысленно расточительствуя либо проявляя «особую» набожность, что, по сути, есть результат дьявольских нашептываний («недостаточно помыл», «не тщательно отмыл»), полезно знать и строго принять во внимание следующий достоверный хадис. Супруга пророка Мухаммада […] Относительно людей, отрицающих Сунну либо пренебрегающих ею, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: 1. «Вот-вот выйдет человек, который, облокотившись о свое кресло, будет цитировать мои слова (хадисы), ! Поистине, все то, что запретил посланник Божий, наравне с тем, что запретил Аллах (Бог, Господь)»; 2. «Присл[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь ». Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва». Хадисы на разные темы читайте здесь. Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: См.: аль-Амир ‘Аляу[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ислам ; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан». ﷺ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «». ﷺ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад сказал: «Чистота . . А небесами. Молитва. Милостыня . Терпение . Коран — . Каждый из людей ранним утром отправляется ». Важно анализировать и задумываться над тем, во что мы вкладываем свою душу изо дня в день. Продаем ли ее Дьяволу, беспечно относясь к жизни[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление) Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (д[…] Аудио версия настоящей статьи:   В хадисе, переданном Джабиром, сказано: «К посланнику Аллаха пришел бедуин и обратился с вопросом: «О Пророк, сообщи мне о малом паломничестве, является ли оно обязательным?», на что последовал ответ: «Нет, но совершение тобою малого паломничества — благо для тебя» . Некоторые богословы, среди ко[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Благостный (наполненный добросердечием и благочестием) хадж — воздаянием за него будет райская обитель». В терминологии шариата хадж — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуаль[…] Аудио версия настоящей статьи:   Передается, что, когда были ниспосланы 90-й и 91-й аяты 5-й суры, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное. Кто услышал этот аят что-то из этого, то пусть не пьет и не продает его». ﷺ «Запретно все то, что опьяняет рас[…] Аудио версия настоящей статьи:   Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) ». ﷺ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и […]

Аят: 1:1

umma.ru

Что такое сунна. Степени достоверности хадисов

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

islam.global

40 достоверных хадисов о семье

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

***

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

***

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

***

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

***

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

***

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

***

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

***

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

***

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

***

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

***

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

***

Абу-д-Дарда', да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда') сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

***

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

***

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

***

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

***

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

***

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

***

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

***

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

***

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

***

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

***

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

***

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

***

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

***

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

Смотрите также:

Дуа за родителей

muslimclub.ru


Смотрите также