Графитные карандаши что это такое


Графит

Графит (от древнегреческого γράφω — записывать, писать). Обзор графических материалов и инструментов начну, пожалуй, с простого графитового карандаша. Пусть он будет №1 в моем списке. Его все видели и все им пользовались.

Однако, тех, кто только берется всерьез изучать рисунок, возникает ряд вопросов о его свойствах. И действительно, при более близком знакомстве карандаш оказывается не таким простым. Существуют нюансы, о которых стоит рассказать.

Прежде всего, нужно озвучить очевидный факт, что графит – это материал, а карандаш – инструмент. То есть, сам карандаш (деревянный или механический) может иметь разную сердцевину и это не обязательно должен быть графит. К примеру, в эпоху Возрождения в качестве стержня использовали свинцовую и серебряную проволоку, черный глинистый сланец (черный мел), сажу и некоторые другие материалы, о которых я еще напишу. Сейчас же я хочу рассказать о графите.

Графит. Китайская школа Ж.О.Энгр. Портрет Паганини. Графит. Женский учебный портрет. Графит Ж.О.Энгр. Женский портрет. Графит. Врубель. Графит. И.Шестопалов. Графит. Киевская школа М.А.Врубель. Графит. Учебный рисунок. Голова Зевса. Графит. И.Е.Репин. Зарисовка графитным карандашом.

Карандаши, продающиеся повсеместно в канцелярских магазинах, используемые нами в повседневной жизни, в школе, на работе, дома, в общем, те, к которым мы так привыкли, в подавляющем большинстве содержат грифель — графитовый стержень. Графит – одна из форм углерода, самородный элемент, образующийся под действием высоких температур в вулканических и магматических породах. И, хотя это и не относится к нашему делу, отлично проводит ток. На сегодняшний день графит для карандашей производится в основном искусственно с помощью различных технологий.

Итак,

графит – графический материал грифель – графитовый стержень внутри карандаша с примесями глины и клея.

карандаш – стержень (не обязательно графитовый) в деревянной, пластиковой или металлической оправе.

4000 лет до н. э.

Самое древнее археологическое свидетельство использования графита датируется эпохой неолита, около 4 тысячелетия до н.э. —  раскрашенная графитом глиняная посуда, принадлежавшая древней культуре Боян-Марица, располагавшейся на территории современной Молдавии и Румынии.

XVI век

Впервые в качестве приспособления для рисования графит стал использоваться в Англии. История гласит, что в 16 веке по территории графства Камберленд прошла страшная буря, повалившая сотни деревьев, выдернув их с конями, тем самым обнажив месторождения графита. Обнаружив неведомый минерал, местные пастухи сделали вывод, что он не горит подобно углю, и не плавится как свинец. Таким образом, пачкающему камню не нашли лучшего применения, чем помечать овец. Чуть позже из графита стали вытачивать бруски для рисования, поскольку  писать ими было невозможно из-за мягкости минерала.

В 1565 в «Трактате о минералах» Конрада Геснера встречается первое описание прототипа современного карандаша – графита в дереве.

Графит и современный «простой» карандаш Природный графит Антикварный карандаш

XVII век

В 17 веке предки современных графитовых карандашей завоевали популярность у художников. Его помещали между дощечек или оборачивали нитью, чтобы он не пачкал руки.

XVIII век

Долгое время все попытки скрепить графитовый порошок терпели неудачи, пока в 1761 г. немец Каспар Фабер нашел удачное решение: он добавил в  графит сурьму со смолой и получил густую по консистенции массу, позволившую отливать прочные стержни. Название «графит» появилось лишь в 1789 году. Его предложил немецкий геолог Абраам Верне. До этого момента минерал называли «чёрный свинец», «серебристый свинец» и «карбидное железо».

И.И. Шишкин. Графитный карандаш. Учебный рисунок. Графитный карандаш. Китайская школа рисунка. Мягкий графит. М.А.Врубель. Графитный карандаш. И.Е.Репин. Графит. И.И. Шишкин. Дорожка в лесу. Графитный карандаш. И. Н. Крамской. Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. Мягкий графит. И.Е.Репин. Графит. Ж.О.Энгр. Тройной портрет. Графит.

В 1795 году произошел еще один прорыв в усовершенствовании карандаша, когда французский ученый и изобретатель Конте и чешский владелец фабрики по изготовлению лабораторной посуды Гардмут независимо друг от друга разработали и усовершенствовали технологию получения грифелей из смеси дешевой графитной крошки и глины с последующим обжигом. Степень твердости достигалась путем добавления разного процента глины. С тех пор технология производства графитовых карандашей принципиально не менялась.

XIX век

К 1846 г. промышленность уже выпускала карандаши 17 градаций мягкости. В 1869 г. произошел еще один качественный скачек в развитии карандаша. Ювелир, эмигрировавший в Америку, Алонсо  Кросса озадачился тем, что в процессе затачивания, треть карандаша выбрасывается. Это обстоятельство и фантазия ювелира произвели на свет механический карандаш.

Российская маркировка твердости Европейская шкала твердости Европейская маркировка твердости

Наше время

В наш век графитовый материал поставляется на арт рынок в нескольких видах: •    Классический карандаш (графит в деревянной рубашке) •    Графит без дерева в пластиковой обертке •    Графитовые бруски •    Графитовые грифели для цанговых карандашей разного диаметра. Сейчас, как и в 18 веке, разная твердость грифеля достигается с помощью добавления в графит необходимого количества глины. Возьмите свой карандаш. На нем вы найдете буквы или букву и цифру.  Это принятое обозначение степени мягкости или жесткости грифеля. Буква обозначает, к твердому или мягкому относится ваш карандаш.  Цифра рядом с буквой означает  степень выраженности  того или другого свойства.

В России шкала  обозначается русскими буквами: •    М — мягкий, темный •    Т — твердый, светлый •    ТМ — средняя твердость

В Европе больше на одну букву F : •    В — black — мягкий, темный •    H — hard  — твёрдый, светлый •    F —  fine point — средний тон между твердо-мягким и твердым •    HB — твердо-мягкий

США используют следующие обозначения: •    1 — европейский B — мягкий, темный •    2 — европейский HB — твердо-мягкий •    2½ — европейский F — средний •    3 — европейский H — твердый •    4 — европейский 2H — очень твердый.

Российские художники чаще всего имеют дело с европейскими и российскими обозначениями . Стоит учесть, что между маркировками разных стран нет единого ГОСТа, поэтому M=B, T=H только формально. В реальности они будут немного отличаться. Если честно, то я никогда не вникала настолько сильно в нюансы при рисовании, чтобы искать разницу между М и В, и утверждаю, что это не так важно. Примерно они всё же соответствуют заявленному тону. Наверняка вы и сами знаете, что при разном нажатии даже один и тот же карандаш способен выдавать разный тон. Поэтому это не тот момент, на котором стоит особо останавливаться.

Обычно художники используют мягкость от TM(HB) и мягче. Все, что тверже, принято считать чертежными инструментами.

Грифель для механического карандаша Стержень для цангового карандаша Механический (цанговый) карандаш Графитовые стержни Цельнографитовый карандаш в пластиковой обертке Графитовый брусок для рисования

Я обычно работаю в диапазоне от TM(HB) до 6M(6B).  Пожалуй, за всю мою практику у меня не возникло необходимости выйти за пределы этих цифр. Более твердые грифели мне не нравятся, потому что продавливают бумагу, а те, что мягче слишком пачкаются. Если мне действительно нужно что-то темнее, я перехожу на другие материалы, например, на угольный карандаш.

Рекомендация от производителя карандашей Koh-i-Noor по использованию тонального диапазона для арта, графики и чертежей. Довольно субъективное деление на арт и графику. Хотелось бы еще понять, что они подразумевают под этими двумя терминами. Я думаю, что деление идет на графику, рисунок и чертеж, тогда все встает на место.

В итоге получается, что как бы не казался огромным существующий диапазон тона, в реальности же, для выполнения любых задач в рисунке, будет достаточно иметь два-три типа твердости карандаша. Первые два – это: ТМ(HB), 2М(2B). Насчет третьего могут быть варианты. Я предпочитаю иметь под рукой достаточно мягкий карандаш, например 6М(6В), однако, вместо 6М(B) можно взять и 4 М(B). Это дело вкуса. В любом случае, не промахнетесь, трех номеров более чем достаточно, поверьте.

В зависимости от поставленной задачи, кроме выбора твердости грифеля, художники применяют еще и разные способы заточки карандаша, но об этом я расскажу в другой статье.

На сегодня всё. Всем успехов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

illustrium.ru

Виды карандашей

Карандаш – это слово тюркского происхождения. Дословно оно означает – черный камень. Первоначально карандаши делали в виде стержней, которыми рисовали, чертили или писали. Со временем у некоторых видов карандашей появилась рубашка. Карандашом можно сделать легкий набросок, быстрый стремительный рисунок, скетч или нарисовать полноценную картину.

Простые графитовые карандаши

Карандаши бывают простые и цветные. Простой карандаш пишет графитовым стержнем всеми оттенками серого. Чем мягче стержень, тем темнее и толще получается линия.

Рубашку обычного карандаша, его еще называют одноразовым, делают из дерева, пластика, бумаги, веревки. Такой карандаш перед первым применением надо заточить. Желательно сделать это острым ножом или канцелярским резаком.

В многоразовых механических карандашах грифель можно менять. Он крепится с помощью специального зажима.

Графитовые карандаши в деревянной рубашке появились в 17 веке. Это один из самых популярных видов инструментов для черчения и рисования. Ими можно четко изобразить мелкие детали, а развивая технику, графитовым карандашом рисуют настоящие произведения искусства. При должном умении ими можно изобразить любую текстуру и форму.

Серебряный и свинцовый карандаши

С 13 века художники использовали для рисования серебряный карандаш. Это тонкая серебряная проволока, и чтобы ей рисовать, надо было иметь большое мастерство. Серебро наплавляли на кусочек бронзы или меди, который выступал держателем. Инструмент назывался серебряной иглой. Такой карандаш нельзя стереть, а со временем он становиться коричневого цвета.

Им рисовали на бумаге и пергаменте. Причем основу обрабатывали специальным составом, содержащим гипс, мел, яичный желток и другие компоненты. Линия проявляется благодаря химической реакции. Сегодня продаются такие составы. Называются Silverpoint drawing ground, представляют собой смесь гуммиарабика и цинковой гуаши. Приготовив раствор, можно опробовать старинную технику. Специалисты, говорят, что получается эффект, отличный от простого карандаша, так как серебряный не блестит, не дает бликов.

Был еще свинцовый карандаш, оставляющий неяркий, но четкий след. Им делали наброски. Часто сочетали свинцовый и серебряный инструменты.

Итальянский карандаш

Этот вид инструмента для рисования появился в 14 веке. Его делали из глинистого сланца (горная порода) или спрессованной сажи с клеем. Сажу получали, сжигая кости. Такой карандаш оставлял толстую темную бархатистую линию. Им рисовали портреты и фигуры людей.

Угольные карандаши

Угольным карандашом хорошо выполнять большие по размерам работы. Ими рисуют пейзажи, портреты и натюрморты. Это специальным образом подготовленный древесный уголь, иногда заключенный в деревянную рубашку для удобства. Им легко пользоваться, но чтобы цвет со временем оставался прежним, работу советуют покрывать фиксирующим аэрозолем.

Угольные карандаши используют в художественных школах при обучении, его легко стереть. Рисунки ими получаются очень выразительными. Художественным углем рисуют на шероховатой бумаге, поскольку с гладкой он осыпается.

Цветные карандаши

Цветные карандаши мы знаем с детства. Стержень цветного карандаша содержит цветные пигменты. Состав стержня довольно сложный, и процесс производства таких изделий нельзя назвать простым. Он содержит масла, глину (каолин), клей и множество добавок. Карандаши у разных производителей отличаются яркостью, стойкостью пигмента, удобством.

Чтобы легко рисовать цветными карандаши, надо подобрать бумагу средней структуры – и не слишком гладкую и не шершавую.

Знаменитые фирмы производители цветных карандашей: BIC, Marco Dachs, Crayola, Koh-I-Noor, Maped, Kores, Faber-Castell, Derwent.

Акварельные карандаши

Это цветные карандаши, линии от которых можно размывать водой. В состав стержня входят пигменты, подобные акварельным краскам, только более спрессованные с добавками для скрепления. Чтобы добиться максимальной яркости, надо накладывать толстый слой штрихов. Остро затачивать не стоит, так как острый стержень может прорвать мокрую бумагу.

Такими карандашами рисуют и как обычными и как акварельными красками. У различных марок след от стержня размывается в разной степени, поэтому акварельный эффект может тоже отличаться. Ярко рисуют и хорошо размываются карандаши STAEDLER. Несколько хуже размытие у MARCO. Отличным качеством обладают монолитные карандаши DERWENT.

Пастельный карандаш

Пастель выпускают в виде мелков и карандашей без оправы. Работу пастелью на бумаге относят к графике. Пастель бывает восковая, масляная (с льняным маслом) и сухая. Сухой пастелью создают красивые художественные работы, выполняя мягкие переходы, растушевку. Лучше всего для рисунка подходит твердая сухая пастель, есть также мягкая ее разновидность. Масляные пастельные карандаши больше подходят для обучения.

Рисунок пастелью выполняют на фактурной цветной бумаге. Для пастели продается специальная бумага трех видов (наждачная, бархатная, пастельная доска). Рисуют пастелью и на бумаге для акварельных красок. А чтобы придать белой поверхности цветной тон, используют чай или кофе.

Сангина

Сангину делают в виде палочек на основе каолина и оксида железа. Сангина по структуре схожа с углем, но отличается красно-коричневым цветом. Благодаря цвету материал и получил свое название: sanguis означает кровь в переводе с латыни.

Сангину можно растирать на бумаге и смачивать, получать штрихи разной толщины и оттенка. Пигмент осыпается с бумаги, поэтому его закрепляют или хранят под стеклом.

zen.yandex.ru

Графит. Виды графитовых карандашей

Простые карандаши для художника

Любой человек, который когда-либо писал, рисовал или чертил простым карандашом, знаком с графитом.  Мы привыкли считать простые карандаши сделанными сделанными из графита, и не задумываемся о том, что но на самом деле стержень графитового карандаша сделан из смеси графита и глины, и запакован в корпус, чаще всего деревянный. Именно количество глины определяет степень твердости или мягкости карандаша. 

Графит это минерал, который является одной из форм углерода. Добывают его различных горных пород, а также изготавливают его искусственные аналоги. Сырьём для этого, к примеру, могут служить карбиды, которые подвергают воздействию высоких температур, или чугун, который, напротив, постепенно охлаждают, чтобы получить искусственный графит.

Основная линейка деления карандашей по твёрдости такова:  «H»-карандаши и «B»-карандаши. «H»-карандаши твёрдые, и чем выше номер (он проставляется рядом с буквенным обозначением, например: 1Н или 2Н), тем светлее линии. Карандашом номера 6H, например, будет чертить гораздо легче, чем карандашом 2H. «B» карандаши мягкие и чем выше число, тем темнее линии или штрихи он будет делать. Что соответствует русской маркировка «Т» (твёрдый) и «М» (мягкий). Для рисования обычно используются карандаши мягкости «В», или «М» — если по нашему.

Нижерасположенная схема показывает полный спектр твёрдости графитовых карандашей, принятый на Западе, с которым нам тоже приходится сталкиваться постоянно. «НВ»  означает по-русски  и соответствует по свойствам маркировке «ТМ» — твёрдый-мягкий — и является серединой шкалы. Маркировка «F» соответствует «ТМ», просто она реже встречается.

Шкала твёрдости импортных карандашей

Самый чёрный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты, кроме того, ему, как и графиту вообще, свойственен блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твёрдым) блестит. Поэтому в некоторых художественных работах его заменяют рисовальным углём, который даёт интенсивную густую черноту и не имеет блеска. Вот почему графит пригоден исключительно для небольших, преимущественно альбомных рисунков, которые хорошо сохраняются без фиксирования (если для рисунка не был взят слишком мягкий графит).

Другие формы художественного графита

Две другие формы графита, которые обычно используются в рисовании: бездревесный карандаш и графитовый брусок (или палочки).

Бездревесный графитовый карандаш. Он же «графит в лаке».

Бездревесный карандаш (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком). В основном, грифель имеет круглую форму. Затачивать бездревесные карандаши нужно обычной точилкой. Они сделаны для черчения и рисования и обычно на мягкой стороне шкалы твёрдости, чаще в HB, 2B, 4B, 6B и 8B. Опять же, разные производители предлагают разные степени твёрдости. Бездревесным карандашом можно проводить как очень тонкие, так и широкие штрихи, которые делаются скошенной стороной пишущего острия.

Графитовые бруски (палочки)

Графитовые рисовальные бруски

— удобны для больших изображений и для быстрого покрытия больших площадей. Они также выпускаются разной степени твёрдости,  и некоторые производители, как Caran d’Ache (на фото выше) делают их разных размеров.

Похожие статьи

risoval-ko.ru

Лучшие карандаши для профессионалов и начинающих

На самом деле, вы, вероятно, как большинство художников, используете несколько разных карандашей в зависимости от эффекта, который вы хотите создать.

Выбор хороших карандашей для воплощения ваших эскизов и работ в жизнь может показаться сложной задачей, но все зависит от ваших вкусов. После того, как вы выберете бренд, который вам понравится, вы сможете пользоваться разными карандашами и комбинировать их. Вы увидите, многое из того, что мы предлагаем — это наборы карандашей, которые позволяют вам экспериментировать с широким разнообразием линий и штриховки, но каждый бренд также продает карандаши отдельно, как только вам нужно будет пополнить набор.

Как выбрать лучший карандаш для рисования

При выборе идеального графитового карандаша, первое, что нужно учитывать, это ваш стиль рисования. Для технических чертежей и подобных работ с тонкими линиями не подойдут те карандаши, которые используются для затемнения. Используете ли вы темные, толстые линии в своих эскизах или предпочитаете более легкие, более тонкие штрихи? Ваш личный художественный стиль и потребности помогут вам в выборе хорошего карандаша для рисования.

Имейте в виду, что большинство художников используют более одного типа карандаша. На самом деле, многие производители выпускают наборы карандашей разных видов. Это позволит вам комбинировать инструменты в зависимости от требований конкретного рисунка.

Шкала жесткости (мягкости) карандашей

Когда вы знаете, для какого типа работы вам нужен карандаш, необходимо понять, какая жесткость вам нужна. Несмотря на то, что мы часто говорим о содержании свинца в карандашах, в них фактически его нет. В то время как цветные карандаши изготовлены из воска и пигмента, графитовые карандаши состоят из глины и графита. Комбинация этих двух компонентов создает плавные штрихи, но графитовые карандаши дают разные линии в зависимости от того, сколько в них глины. Как правило, чем больше глины в карандаше, тем жестче будет карандаш и более легкая штриховка.

Русская шкала жесткости карандашей использует шкалу ТМ, но в остальных странах мира используется другая шкала. Большинство производителей используют шкалу HB, где «H» обозначает твердость, а «B» - мягкость и черноту.

Шкала HB варьируется от 9H, жесткого карандаша, который создает тонкие, светлые линии, до 9B, мягкого карандаша, содержащего много графита и создающего жирные темные линии. В то время как производители дают каждому карандашу обозначение на шкале, все это относительно в пределах определенного бренда, поэтому помните, что карандаш 6H одного производителя может слегка отличаться от карандаша 6H другого производителя.

Как только вы поймете, какие линии создают ваши карандаши, вы легко сможете комбинировать их, тем самым собрав набор графитовых карандашей, который будет удовлетворять вашим потребностям как художника.

Лучшие графитовые карандаши для рисования

Derwent Medium (набор из 12 штук)

Доступные в разных наборах карандаши от Derwent подходят как для начинающих, так и для профессионалов. Вы сможете выбрать наборы мягких, средних и жестких карандашей, которые, как отмечают люди, легко точить. Это позволяет выполнять детальную работу, а также штриховку. Шестигранная форма облегчает захват карандаша.

Prismacolor Premier (набор из 18 штук)

Набор Prismacolor — хороший комплект для начинающих. В него входят семь графитовых карандашей разных видов, а также четыре карандаша без дерева. Они создают красивые, широкие штрихи и позволяют экспериментировать. В качестве дополнительного бонуса набор карандашей включает в себя водорастворимые графитовые карандаши, которые размокают при соприкосновении с водой. Таким образом, этот набор — отличный вариант для эскизов.

Staedtler Mars Lumograph (набор из 12 штук)

Многие художники рисуют карандашами Staedtler. Набор Mars Lumograph известен своей прочностью и долговечностью, что делает его отличным комплектом для детальной работы. Карандаши также чисто стираются, поэтому на бумаге не останется пятен. В стандартный набор Staedtler входят карандаши 6B, 5B, 4B, 3B, 2B, B, HB, F, H, 2H, 3H, 4H, что делает его чрезвычайно универсальным. «Я профессионально использую набор Staedtler Lumograph более 30 лет, и за это время я не нашел набора лучше», — говорит Майк Сибли, художник и преподаватель искусств. «Я даже отдаю их в свои мастерские».

Карандаши Lyra Rembrandt Art Design (набор из 12 штук)

Прекрасные по качеству карандаши Lyra Art Design. Графит достаточно жесткий, поэтому этот набор подходит для технического рисования, а также не создает проблем со штриховкой благодаря 17 видам карандашей по жесткости. Один критик пишет: «Лучшие карандаши для рисования. Высококачественный гладкий графит, который легко растушевывается. Большая разновидность жесткости для всех ваших потребностей в художественных работах».

Набор Faber-Castell 9000 (набор из 12 штук)

Faber-Castell — немецкий бренд, известный своими высококачественными художественными принадлежностями, и этот набор карандашей не является исключением. Бренд производит комплекты карандашей с множеством видов жесткости, которые вы можете приобрести отдельно. Прочные и долговечные карандаши легко точить. Кроме того, удобная упаковка Faber-Castell позволяет носить карандаши с собой. Неудивительно, что это любимые карандаши художников, независимо от стиля или уровня мастерства.

Карандаши для рисования Tombow Mono Professional (набор из 12 штук)

Японский производитель Tombow известен своими карандашами высокой прочности, а это означает, что они легко точатся. Карандаш Mono, как известно, очень темный и практически нестираемый. Темные линии Tombow Mono почти имитируют чернила, что делает его любимым карандашом художников, предназначенным для штриховки и обводки.

Набор графитовых карандашей без дерева Cretacolor Monolith

Карандаши без дерева стоят немного дороже, но обычно они служат дольше обычных деревянных карандашей. Набор Cretacolor идеально подходит для штриховки, а графит в карандашах водорастворимый, поэтому позволяет создавать мягкую растушевку. Комплект Creatacolor также оснащен ластиком и точилкой, предоставляя вам все необходимые инструменты в одной упаковке.

Графитовый карандаш для рисования Prismacolor Ebony (набор из 12 штук)

Карандаш 2H Prismacolor Ebony является прекрасным выбором для насыщенных бархатистых линий. Мягкий карандаш, легко растушевывается, не создает жирные черные линии. Его часто нужно точить из-за мягкости, но многие пользуются этим карандашом для затемнения.

Набор Caran D`ache

Не пугайтесь цены. Caran D'ache — комплект для серьезных эскизов. Будучи единственным производителем карандашей в Швейцарии, бренд провел тщательные исследования, создав карандаши, которыми восхищаются многие художники. В наборе 15 графических и 3 водорастворимых графитовых карандаша, а также вспомогательные приспособления. Некоторые говорят, что это лучшие карандаши для рисования, и когда вы их попробуете, вы никогда не вернетесь к другим карандашам.

Лучшие механические карандаши для рисования

Rotring Rapid Pro, 0,5 мм

Rotring является доминирующим брендом в производстве механических карандашей. Профессиональный карандаш для рисования долговечный, а это означает, что вы будете тратить меньше денег на покупку новых инструментов. Этот карандаш с выдвижным грифелем и нескользящим металлическим корпусом — отличный вариант для эскизов.

Faber Castell Grip 2011, 0,7 мм

Этот карандаш не зря получил награды за дизайн. Резиновые точки вдоль всего корпуса делают инструмент чрезвычайно удобным и легким в захвате. У этого карандаша также есть ластик.

Так какой же карандаш подходит для рисования - видео

Автор: Jessica Stewart

urokiakvareli.ru

Жесткость карандашей. Как выбрать карандаш | Журнал Ярмарки Мастеров

Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов — «кара» и «даш» (черный камень).

Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.

Начнем! Павел Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX–начала XX века, советовал для начала отложить в сторону краски и тренироваться рисовать «карандашом по крайней мере год времени». Великий художник Илья Репин никогда не расставался с карандашами. Рисунок карандашом — это основа любой картины. Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами — три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света. Жесткость грифеля Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается. Обозначение жесткости В России шкала твердости выглядит так: М — мягкий; Т — твердый; ТМ — твердомягкий; Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия): В — мягкий, от blackness (чернота); H — твёрдый, от hardness (твёрдость); F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость) HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота); В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел: #1 — соответствует B — мягкий; #2 — соответствует HB — твердо-мягкий; #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым; #3 — соответствует H — твердый; #4 — соответствует 2H — очень твердый. Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться. В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий). Мягкие карандаши Начинаются от B до 9B. Самый часто используемый при создании рисунка карандаш — HB. Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B. Твердые карандаши Начинаются от H до 9H. H — твердый карандаш, отсюда — тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах. Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны — птиц, зайцев, кошек, собак.

Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша.

Штриховка и рисование Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси. Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким. Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш. При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее. Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта.

Графитовый грифель карандаша — хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.

Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом. Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии. Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает.

Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным.

Оправы карандашей Конечно, классический вариант — это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой — такие карандаши легко сломать, если положить в карман или неудачно уронить.

Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы (например, у меня набор чернографитовых карандашей KOH-I-NOOR Progresso — хорошая, добротная упаковка, как пенал).

www.livemaster.ru

Как выбрать простые чернографитные карандаши для рисования

Чернографитный, он же простой карандаш – самый популярный инструмент для рисования в мире. Фабричное производство чернографитных карандашей началось в 1700-е годы в Европе, это были первые опыты создания удобных стержней для рисования в деревянном корпусе. Именно тогда зародились и делали свои первые шаги такие известные марки как Faber-Castell, Koh-i-Noor Hardtmuth, Lyra и Stabilo. Исследования, эксперименты и попытки изобретения удобного (и не дорогого) инструмента для письма и рисования создали, в итоге, именно такой простой карандаш, каким мы его знаем и сегодня.

В основе карандаша – стержень на основе графита и различных связующих добавок. Именно графит оказался самым удобным и недорогим материалом для письма и рисования. Частички графита цепляются за неровности бумаги, дерева, картона, и создают линии разной интенсивности и оттенков серого. Простыми карандашами пользуются дети в школах, чертежники, мастера на производствах, профессиональные художники – для эскизов, зарисовок, набросков и создания полномасштабных полотен.

Типы чернографитных карандашей

Современные чернографитные карандаши различаются по форме, материалу корпуса, твердости графитного стержня и яркости. Форма корпуса простого карандаша служит, прежде всего, для удобства удерживания и рисования, а также для защиты грифеля от повреждений. Карандаши бывают: • треугольные (трехгранные, triangular) – именно такими карандашами рекомендуют осваивать рисование детям, треугольное сечение формирует правильный пальцевый захват • шестиугольные (гексагональные, hexagonal) – самое популярное стандартное сечение карандашей • круглые (round), а также иногда встречающиеся овальные

• прочие – квадратные, прямоугольные и другие формы корпуса (как правило, такие карандаши выпускаются для сувенирных целей, и использовать их для постоянного рисования неудобно)

В большинстве случаев корпус простого карандаша твердый, но некоторые марки выпускают гибкие карандаши. Классический корпус карандаша делается из различных видов древесины, но ещё в прошлом веке производители начали выпускать более современные и экологичные карандаши в полых пластиковых корпусах (карандаши со сменными стержнями, например Koh-i-Noor), а также в корпусах из специальных видов вспененных пластмасс. Для профессиональных художников выпускаются безкорпусные стержни – палочки различной толщины, целиком состоящие из графитной массы или угля. Художник не побоится запачкать руки стержнем без корпуса, зато обрадуется более широким возможностям для творчества, которые даёт грифель большого диаметра. Наборы стержней угля и графита часто прилагаются к наборам для рисования красками.

Твердые и мягкие карандаши

Самое главное, на что обращают внимание профессиональные художники при выборе чернографитных карандашей – это степень твёрдости грифеля и яркость. Производители указывают эти важные показатели прямо на корпусе с помощью специальных обозначений. Т (твёрдый), ТМ (твёрдо-мягкий) и М (мягкий) – эти обозначения встречаются на простых карандашах российских марок. Принятые международные обозначения – это буквы H (hardness - твёрдость), B (blackness - степень мягкости/яркости), HB (твёрдо-мягкий). Цифрами обозначается степень яркости линии, которую дает карандаш. Обычно, чем мягче грифель простого карандаша, тем более тёмную, яркую и сочную линию он рисует.

Как пользоваться меловыми маркерами?

Карандаши, произведенные в США, имеют маркировки твердости-мягкости от #1 (самый мягкий) до #4 (самый твердый). Некоторые марки (например, Faber-Castell в серии карандашей Grip 2001) используют собственные маркировки – об этом обязательно есть указания на упаковках и сайтах производителей. Современные линейки чернографитных карандашей содержат стержни с различными характеристиками – сухие и твёрдые, водорастворимые (например, серии Graphitone и Sketching от Derwent), а также супермягкие карандаши с грифелем большого диаметра для скетчей, линии которых хорошо сочетаются с рисунками углем и пастелью.

Наборы чернографитных карандашей

Обычные простые карандаши продаются поштучно в любых канцелярских отделах. Часто для удобства к концу карандаша прикреплена небольшая стирательная резинка для корректировок. Овальные технические (строительные и столярные) карандаши для разметки Koh-i-Noor также продаются поштучно и имеют яркую окраску корпуса – чтобы карандаш не затерялся в мастерской. Простые карандаши для рисования и черчения, как правило, продаются в наборах, содержащих карандаши большинства типов твердости и яркости. Это наборы по 3-5 карандашей (базовая линейка твердый, твердо-мягкий и мягкий), и наборы по 6-12 карандашей (расширенная линейка всех типов твердости и яркости). В наборах часто присутствуют точилки и ластики – чтобы поиск инструментов не отвлекал художника от творческого процесса.

В ассортименте британской марки Derwent широко представлены наборы профессиональных чернографитных карандашей для рисования и скетчинга, от нескольких штук до 72 карандашей в тубусе. Чешский производитель Koh-i-Noor выпускает упаковки сменных стержней для механических цанговых карандашей. Cretacolor, Koh-i-Noor, Faber-Castell, Сонет и другие популярные производители всегда готовы предложить небольшие наборы простых карандашей в пластиковых упаковках, картонных коробках и металлических футлярах, сохраняющих корпус и грифель от повреждений.

Таким образом, любой, кто так или иначе связан с рисованием и черчением, может без труда подобрать чернографитные карандаши под свои требования, а грамотный выбор инструмента поможет не только добиться отличных результатов, но и получить удовольствие от процесса создания работы.

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

samokraska.ru


Смотрите также